Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?
- Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
- Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
- Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
- Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
- Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
- Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
- Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
- Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
- Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.
Ход игры:
1) Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.
2)Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на стул.
Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая как правильно это сделать. Кукла совсем раздета (остались трусики и маячка, ей надевают тапочки и ведут к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на бок, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит «Спи!». Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит вести себя тихо.
3)Оценка игры: в ходе игры, выяснилось, что большая часть детей правильно и в определенной последовательности раздели куклу, но не все дети смогли аккуратно сложить одежду на стульчик. Саша, Кристина, Оля не смогли расстегнуть пуговицы на платье. Мальчики не умеют выворачивать колготки.
В будущем, чтобы улучшить результаты самостоятельности детей нужно привлечь внимание родителей к этой проблеме и рекомендовать им, чтобы они предоставляли своим детям больше самостоятельности во время одевания и раздевания. Заключение
Заключение
В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности: двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.
Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.
Таким образом,можно сделать следующий вывод:
Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить, что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении
Нами было замечено следующее:
– дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;
– труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;
– постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
Литература
1. Волжанина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов \\ журнал «Виноград»-2010-№37.
2. Губанова Н. Ф. Развитиеигровой деятельности: младшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».
3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».-Изд. 8-Ростов н\Д: Феникс, 2014.-251с. –(Школа развития)
4. Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей. Издание 3-е, испр. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. –Режим доступа: http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf
Ошибка 5. Требовать беспрекословного послушания
“Ребенок, которого жестко контролируют, учится во всем полагаться на чужое мнение, — считает Оксана Лысикова. — И в дальнейшей жизни привыкает подчиняться всем, кто похож на „авторитета“. Беспрекословно послушный ребенок постоянно подавляет собственные желания. Позже родители удивляются: „Почему он ничего не хочет?“ А он опасается проявить инициативу”.
Как надо? Составьте постоянный список запретов — их должно быть не слишком много. Но если уж залезать на сломанные качели нельзя — значит, нельзя никогда. Почаще предлагайте малышу несложный выбор: “Что ты будешь пить — чай или компот?”, “Пойдем на площадку или к пруду?”. Четырехлетний мальчик может сам решить, кого позвать на день рождения или какого цвета рубашку выбрать в магазине. Так ребенок научится отделять собственные желания от ожиданий окружающих и в будущем не будет испытывать затруднений с принятием самостоятельных решений.
В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?
Планирование беременности, долгожданные две полоски на тесте, счастливая пора ожидания малыша, выписка из роддома, первые прогулки, улыбки, шаги, слова. Приятные мгновения проносятся с невероятной скоростью, и через некоторое время мамы и папы с удивлением осознают, что малыш здорово подрос и стал все активнее проявлять инициативу. Многих это пугает, а некоторых даже расстраивает
Тем не менее очень важно пересилить себя и принять как данность тот факт, что кроха взрослеет
Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность.
В 3 года любимой фразой малыша становится «я сам»
Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка
Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя. Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника.
По мнению психолога, к 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:
— сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;
— самостоятельно чистить зубы;
— помогать сервировать стол;
— аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;
— самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;
— обуваться (завязывать шнурки помогают родители);
— складывать свою одежду в шкаф;
— после игры убирать за собой игрушки;
— самостоятельно расчесываться;
— держать в руке карандаш и пытаться рисовать;
— не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;
— соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.
Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.
pixabay.com  / 
Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте
Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.
Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.
Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.
Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. Ж.Пиаже пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.
Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.
А есть ли в природе такое явление, как самостоятельный и ответственный малыш?
Знаете, как-то я поймала себя на мысли, что чужие дети все такие решительные, обязательные. Послушаешь их мам и бабушек, так у них какие-то особые карапузы:
- все могут,
- все понимают,
- думают о последствиях,
- знают границы дозволенного.
Именно такое определение я даю самостоятельным людям.
Вопрос, а как взрослые этому научили своих малышей? Спрашиваю, и слышу: «и учить не пришлось. Сам такой вырос». И тут я не согласна! Никогда дети не думают о других больше, чем о себе, если их этому не учили! Они не подумают, как их дела или обещания отразятся на ком-то еще, а потому и стремиться не станут, чтобы придерживаться своего слова.
Из этого можно сделать вывод – ответственности можно научить и научиться. А если крохой никто в детстве, не занимался? Ответ прост! Мы разве мало встречаем безответственных людей? К сожалению, они такими могут остаться на всю жизнь.
Тогда вперед, поговорим, что мы можем сделать в такой ситуации, чтобы взрастить у малыша или же, уже у подростка самостоятельность.
Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:
- 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
- 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
- 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
- 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
- 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
- 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
- 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
- 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
- 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».
Приучение ребенка к порядку
Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.
Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:
- Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
- Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
- В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
- Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
- Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.
От родителей нужна свобода и поддержка
Основная задача родителей — предоставить настолько много свободы, чтобы малыш перестал в них нуждаться
Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?. Запаситесь терпением
Когда у вас появится чёткое осознание, насколько важна самостоятельность ребёнка — вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи, перестанете злоупотреблять словом «нельзя» — появится больше «попробуешь сам?». Пускай до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но раньше он вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку
Запаситесь терпением. Когда у вас появится чёткое осознание, насколько важна самостоятельность ребёнка — вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи, перестанете злоупотреблять словом «нельзя» — появится больше «попробуешь сам?». Пускай до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но раньше он вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.
Выражайте радость. Малыш чувствует ваш эмоциональный фон, демонстрируйте радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас тут есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Так вы показываете, что это не обязательства, которые он ещё не в состоянии взять на себя. А что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.
Когда вы позитивно общаетесь в любой ситуации, то очень поддерживаете малыша. Чтобы он не боялся, что его будут ругать за неудачный опыт. Что он может разбить стакан, а вы проявите заботу: «Ничего страшного». И тогда в следующий раз он будет мотивирован на развитие воли, усилит контроль и донесёт стакан в целости.
Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, это совершенно не значит, что с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у родителей, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, хотя симптомы ещё не видны. Поэтому с радостью и готовностью идём на помощь, не блокируем свои действия. Так в воспитании мы демонстрируем поддержку и показываем, что не оставляем малыша одного бороться с трудностями жизни. Что всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.
Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык, и они всегда найдут возможность показать свой интерес. Здесь следует иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а дать ребёнку возможность провести работу по построению себя.
Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Книги не будут идеально стоять на полке, пирог не будет идеально украшен, а пол подметён. Должно быть не это, а радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к воспитанию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.
Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей предварительно продумана мамой или папой. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста и соразмерность, чтобы тряпка, губка или мыло помещались в ладони. Всё продумывается, показывается, но не объясняется. И показывается столько раз, сколько нужно.
Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Минимум вмешательства и запретов, кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов. Во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как он осваивает мир и пространство вокруг.
Станьте компетентным взрослым. В любом деле мы в первую очередь воспитываем себя, нужные знания даются матери только с опытом. Изучите подводные камни организации повседневных дел. Узнайте, как заинтересовать ребёнка и что делать, если что-то не получается. Так формируются взрослые навыки гармоничного человека: умение решать проблемы, быть ответственным и управлять своей жизнью.
Статья подготовлена по материалам семинара «Самостоятельный ребёнок» Тамары Киселёвой — Монтессори-педагога и эксперта курса «Одеваюсь сам!»
Фото Анны Ефремовой, Виктории Карпановой, Марии Лучаниновой и из блогов Монтессори-родителей: , , , , ,
Признаки самостоятельности у детей
Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью:
- Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность ребенка в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
- Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
- Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.
Ранняя самостоятельность влияет на становление личности малыша
Но всё это — дело техники. Гуманистическая педагогика же ориентирована прежде всего на личность, а не одну только тренировку и развитие знаний, умений, навыков. И с этой точки зрения нельзя не сказать о парадоксе раннего детства.
Ребёнок в первые три года жизни закладывает основы собственной личности. Составляет мнение о том, имеют ли значение его усилия, приведут ли они к результату – хотя ещё не так много умеет. Создаёт представление о себе, как об успешном или не очень, деятельном или пассивном, ловком или неуклюжем — тогда, когда ещё едва учится сложным движениям, достигает успехов в том, что взрослый давно и намного лучше умеет.
Позитивное самоотношение и адекватная самооценка появляются у человека на основе самоанализа того, что он делает. И даже в год-два ребёнок прекрасно видит разницу между «взрослыми делами» и «детскими игрушками», и гордится своим вкладом в общее дело. Он рад быть полезным, доволен, если сумел исправить ошибку или сделать лучше, чем раньше.
Удовольствие от того, что ты разбираешься в жизни, не сравнимо по насыщенности и глубине с удовлетворением от того, что ты славно ориентируешься в своих игрушках.
Ребёнок получает больше радости от того, что сам обулся, чем от очередной развивашки
Жизненный опыт малыша пока очень конкретен и содержательно состоит из того быта, который окружает его. Так что в раннем возрасте тот тёртый калач, кто умеет сам высморкаться и знает, где лежат его запасные штаны. Да, на наш взрослый взгляд это пустяковая мудрость. Но малышу она ценна.
Принцы британской короны, которые по долгу традиции обязаны принимать помощь других людей в бытовых мелочах, уже во втором поколении растут в Монтессори-школах. Осваивают бытовую независимость, заботятся о других и среде сообщества класса. Их родители правы — даже принцам это очень помогает развивать чувство собственного достоинства, уверенности в себе и своих силах.