Ребенка травят в школе: 6 способов усугубить ситуацию

Спокойствие, только спокойствие!

Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется — как будто он взорвал хлопушку: ба-бах — и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать. Но Диме кажется, что промолчать — не круто: надо врезать как следует, чтобы не сочли слабаком. 

С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле идеальны фильмы о шпионах и суперагентах

Впрочем, даже Карлсон с его тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния — неплохое подспорье. 

Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску обидчикам, а цивилизационные — не поощряют насилие; не ударишь в ответ — ты слабак, ударишь — потащат в детскую комнату милиции. Как ни поступи — окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», — напоминает старую истину Наталья Науменко.

«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, — замечает психолог Элина Жилина. — Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать — то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет». 

Если родители — христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что смирение и кротость — это не слабость, а колоссальная внутренняя сила. Что подставить вторую щеку — это значит показать, что насилие не может тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще предстоит вырастить в них эту силу духа — и пока ее нет, ребенка надо учить иначе справляться с оскорблениями.

«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его, — говорит Наталья Науменко. — Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре

И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды — нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке — одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду — можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать». 

Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного страдания, обязательно надо разговаривать — на этом настаивают все специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее. 

Что почитать и посмотреть

Антибуллинговая программа «Травли NET», разработанная командой некомерческой благотворительной организации «Журавлик». Здесь можно найти полезные материалы по теме, а также купить качественный антибуллинговый треннинг-игру для школ.
Школа безопасности «Стоп Угроза». Это всероссийская сеть частных школ, которая проводит онлайн и офлайн тренинги по детской безопасности.
Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс». Этот проект начинался в 2000-е с работы с девиантными и сложными подростками, которых психологи-энтузиасты буквально собирали по подвалам. Очень сильная экспертиза, много консультаций и тренингов (в том числе и бесплатных). И отличная программа по работе с подростковыми депрессиями.
Советую всем педагогам и психологам посмотреть хрестоматийный сериал «13 причин почему». Он ярко раскрывает переживания и проблемы, которые могут привести к подростковой депрессии и суициду.

Как остановить буллинг

Работа со случаями буллинга проходит поэтапно, и в нее нужно включать всех: администрацию школы, и сторонние организации, и родителей абьюзера, и родителей того ребенка, которого буллят. Нужно обязательно проводить классные и родительские собрания, открыто обсуждать ситуацию. А ребенка, которого буллили, необходимо от этого разбирательства максимально оградить и всячески поддерживать (пусть он неделю посидит дома, это нормально)

Очень важно дать ему понять, что он не виноват, и взрослые сами со всем разберутся

Что происходит у нас в 90% случаев: когда ребенка травят, классная руководительница ему говорит: «Ты, наверное, плохо с ними общаешься, тебе нужно с ними найти общий язык». Или: «С тобой что-то не так». Это неправильные нарративы, которые только усугубляют ситуацию. Я видела много детей, которых родители даже отправляли к платному психологу, чтобы они совершенствовали свои коммуникативные навыки и потом тренировали их на буллерах. Это душераздирающее зрелище. Ребенок подходит к своему обидчику и говорит: «А давай вечером пойдем гулять?» Но это абсолютно бессмысленно, потому что для абьюзера это как красная тряпка для быка, он только больше распаляется

В случаях буллинга, как и в любых конфликтах неравных сил, очень важно, чтобы их решала внешняя авторитетная сторона — учитель, директор школы, психолог или родители

Чтобы коварные подростки понимали, что насилие им с рук не сойдет. Нужно выносить сор из избы, проповедовать ненасильственную коммуникацию и то, что все равны и никто не выше. Защитниками этих принципов должны выступать все взрослые: классные руководители, социальные педагоги, педсовет, директор, органы опеки и родители.

Все знают: никто разбираться не будет, поэтому в школах происходит то, что происходит. Даже в случае мордобоя скажут: «Помиритесь!» Рядом посадят или в одну проектную группу. Тогда буллер просто расцветает, потому что чувствует свою безнаказанность. В самом запущенном случае все может закончиться суицидом жертвы.

Советы родителям: что делать, если ребёнка обижают в школе

Первая мысль, которая приходит в голову родителям, когда они узнают, что их ребенка обижают в школе сверстники, — пойти и наказать обидчиков. Но делать этого не стоит. Сначала разберитесь в ситуации: поговорите с классным руководителем, с другими учителями, со школьным психологом. Узнайте у ребенка, как именно выражается травля: его унижают психологически, оскорбляют, обзывают, бьют, не принимают в коллектив.

Выясните, как реагируют на эту ситуацию учителя. Нередко педагоги осознанно или неосознанно сами становятся инициаторами травли учеников. Из-за личной неприязни к ребёнку, его родителям они настраивают против «неугодного» класс, делают его изгоем.
Собрав полную картину происходящего, вы сможете составить план действий: подключить учителей, детей, родителей, администрацию школы, при необходимости полицию, и совместными усилиями решать проблему. По большому счету других вариантов нет. Разрешит конфликт в одиночку вы не сможете, но точно усугубите ситуацию.

Многие родители предпочитают не решать проблему, а уходить от неё. Они просто переводят ребенка в другую школу, надеясь, что в ней у сына или дочки все сложится отлично. К сожалению, в большинстве случаев это не работает. В новой школе все повторяется, потому что психологически ребенок остается жертвой.

Если вы решили перевести сына/дочь в другую школу, сначала помогите ему восстановить психику, избавиться от разрушающих установок и поверить в себя. Найдите опытного психолога, который уже работал с детьми жертвами школьного буллинга. Запишите ребенка на спортивную секцию. Это поможет ему стать увереннее в себе и физически сильнее.

Опасная тенденция?

Поводом для этого материала стала публикация в Facebook. Одна родительница рассказала о том, как её ребёнку угрожали расправой. Об этом она узнала совершенно случайно. Девочка не хотела беспокоить маму, которая в последнее время жаловалась на недомогание. Итогом стал серьёзный разговор в школе, после которого, слава богу, всё закончилось хорошо. Доказать буллинг удалось при помощи переписок девочки и её обидчиц в соцсетях, а также голосовых сообщений с нецензурной лексикой. Также женщина оставила за собой право в случае чего обратиться в полицию.

Произошло всё это не в Бурятии, но, думается, речь идёт не о проблеме конкретной семьи или региона. Вот и обсудив эту тему в редакции, мы пришли к выводу: каждый из сотрудников имеет чёткое представление о травле в школе. При этом роли в буллинге, как и его последствия, всегда были разными. И это лишь может означать, что с травлей сталкивался так или иначе едва ли не каждый из нас.

– Владимир, а задевала ли каким-то образом травля вас в школьные годы? Как вы сами тогда реагировали на это явление?

– Целенаправленной жестокой травли со  мной, о какой  сейчас приходится слышать, шантажа и тем более угроз расправы  я даже не припомню. Были подшучивания, дразнили кого-то, некие легкие своего рода разборки  и т.п.  Мне, впрочем, в какой-то мере, наверное, ещё и повезло: со мной в этой же школе учился мой  брат, который старше меня всего на три года.  Да и учителя, и классный руководитель всегда стремились организовать класс на всеобщее дело, коллективную совместную работу. Учитель был авторитетным и компетентным человеком   для нас, всегда мог оказать поддержку и пресечь на корню возникновение ссоры.   У меня всегда теплые и хорошие воспоминания о школе, том времени,  учителях, с которыми я до сих пор поддерживаю хорошие  отношения.

– А как вы думаете, почему вдруг тему буллинга стали обсуждать именно сейчас? Харассмент, эти камингауты (по поводу сексуальных меньшинств), а теперь вот и травля. Она стала проявляться чаще? Или просто тема перестала быть табуированной?

– Да, действительно, тема эта сейчас очень актуальна. На мой взгляд, происходит дальнейшее увеличение масштабов травли. С развитием информационных технологий буллинг приобретает новые страшные формы  насилия, унижений, шантажа и издевательств.  Снимают на видео,  размещают  в интернет,  соцсети, различные паблики, группы и т.д. А такие  понятия, как человечность, сочувствие, сострадание размываются на фоне количества лайков и репостов.  Преобладают эгоизм и бесчувственность. Исчезает толерантность.  Каждая подобная новость вызывает шок и недоумение.

– Можно ли сказать, что чаще всего травле подвергаются именно дети? И если да, о каком возрасте чаще всего идёт речь?

– Да, подобное, чаще всего наблюдается  в  детских группах и коллективах,   обычно это происходит с целью самоутвердиться за счет других.  Самое распространенное явление – это подростковая жестокость. Именно на этом возрастном этапе происходят значительные  психологические изменения и становление личности.  При  попытке самореализации дети  выбирают различные модели поведения. Но далеко не все подростки могут дать отпор. Жертвой буллинга чаще становится ребенок робкий, неуверенный, слишком эмоционально реагирующий на агрессивное поведение. Среди взрослых травля происходит немного иначе и в другом формате, чем у детей.

– А есть ли определённый возраст, когда в ребёнке закладывается эта агрессия?

– Вообще зарождение  агрессии  не зависит от определенного возраста, она может сформироваться когда угодно. В семье, где родители говорят  на повышенных тонах, часто сорятся, проявляя физическое насилие, у ребенка возрастают шансы, что он сорвется на других ребят. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы в окружающем мире. Чаще всего это проявляется в виде поступков.

Что делать

Для приведения нынешней ситуации в норму, профилактика насилия в школе должна проводиться организованно и последовательно. Один радеющий психолог или учитель, к сожалению, вряд ли могут что-то изменить.

Например, я регулярно ходила по классам и рассказывала про буллинг, что с этим делать, как надо жаловаться, к кому обращаться за помощью. Но я понимала, что кроме меня этого никто больше не будет делать. А все должно происходить иначе. На Западе, например, маленьких людей с раннего детства учат тому, как взаимодействовать без насилия, и что такое личные границы. Формально это не работает. Это нужно бережно взращивать, чтобы, когда в 10 лет на тебя вдруг «окрысился» весь класс, ты знал, что происходит, и не молчал. А наши дети, как правило, молчат. Им стыдно жаловаться, заработать клеймо ябеды. Ну и в пятом классе ты уже думаешь, что ты как бы взрослый пацан, и должен решать все сам. А сам ты никогда не решишь.

А у нас, если про конфликт узнали старшие, — это худшее развитие событий. Ведь в 99 % случаев не будут разбираться, кто прав, кто виноват, и накажут всех. Каждому учителю или школьному психологу нужно быть справедливым, отзывчивым и наблюдательным, чтобы не тушить пожар, когда уже страсти накалились, а предупредить зарождающееся насилие. Особенного внимания требуют дети, которые чем-то отличаются от остальных.

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит.
Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.

Почему одни дети дразнят других

Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. “Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!”.

Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.

Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!

По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.

А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.

Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: “Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже”.

А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.

Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?

Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.

Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.

Что же делать в таких случаях? Как реагировать?

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
Изменение пищевого поведения

Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
Ночные кошмары, бессонница.
Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Развивайте у ребенка навыки самостоятельного решения проблем

Вы должны помогать ребенку обдумывать разные варианты выхода из неприятной ситуации и побуждать его интересоваться мнением других людей. Приходится учитывать множество факторов, поэтому не существует простого рецепта, что вы должны сказать и сделать.

Желая разобраться, что случилось с вашим ребенком, ответьте на следующие вопросы:

  • Насколько точно он описывает ситуацию?
  • Что именно, по его мнению, случилось?
  • Как он обычно ведет себя и как взаимодействует с другими детьми?
  • Соответствует ли его рассказ тому, что произошло, и согласуется ли с его обычным поведением (насколько это вам известно)?

Для того чтобы помочь ребенку обдумать, какие действия необходимы, проведите мозговой штурм и запишите как можно больше возможных вариантов, даже смешных. Затем поразмышляйте о следующем:

  • Какой подход он предпочитает и считает наиболее комфортным, учитывая его характер?
  • Есть ли у него навыки, дающие возможность реализовать обсуждаемые действия?
  • Есть ли у него необходимые уверенность и мотивация?
  • Кто еще мог бы поддержать его?

Какие бы действия ни выбрал ваш ребенок, обсудите с ним, «что случилось бы, если…». Размышляя о том, что вашего ребенка обидели и расстроили, оставаться объективным и спокойным очень трудно

Но помните: для того чтобы он мог сдерживать свои эмоции, вам важно на собственном примере продемонстрировать адекватное поведение и рациональный подход — такой позитивный настрой поможет ребенку решить проблему

Вместе вы можете выработать реакцию на конкретную ситуацию, основываясь на общем знании контекста, включая школьные правила и методики, наличие в классе или на игровой площадке других детей, учителя и остальных участников.

Постарайтесь, чтобы ваша поддержка не шла вразрез со школьной политикой, иначе из-за вашего плана действий у ребенка могут возникнуть неприятности.

Если возникнут сомнения, посоветуйтесь с классным руководителем.

В ситуации травли девочки более склонны придумывать и применять разные стратегии решения проблем и преодоления трудностей, чем мальчики. Кроме всего прочего, они с легкостью обращаются за помощью к взрослым или сверстникам. Мальчикам это кажется менее приемлемым, поэтому для обдумывания своих действий им может понадобиться большая поддержка, и взрослые должны понимать это.

Памятка для родителей: Как остановить травлю ребенка

Зачастую, даже зная в теории, как противостоять агрессорам, в реальной жизни дети не могут воплотить эти знания в жизнь, особенно испытывая стресс и тревогу. Если кто-то травит их или недоброжелательно ведет себя, более вероятно, что они разозлятся или расплачутся, вместо того чтобы сохранять уверенность в себе и твердость духа.

Помогая своему ребенку справляться со сложными обстоятельствами, в том числе травлей, демонстрируйте на личном примере, как себя вести в этих условиях, поддерживайте его в попытке самостоятельно попрактиковать свои навыки, репетируйте с ним, что и как сказать, и придумывайте жизненные сюжеты: теоретические знания здесь мало помогут. Ребенок с большей вероятностью сможет применить эти навыки на деле, если тренировал их вместе с вами. Если же ролевая игра не ваш конек, покажите, что бы вы сделали и сказали в аналогичной ситуации.

Однако не исключено, что ваш ребенок откажется от разговора. Выберите момент, когда он будет расслаблен и в хорошем настроении. Но нужно понимать, что ему может потребоваться некоторое время, прежде чем он сможет заговорить о травмирующей ситуации. Если в течение нескольких дней он был явно огорчен и подавлен, а потом наконец согласился посмотреть с вами фильм, не вступайте в дискуссию, которая может снова вызвать отрицательные эмоции. Не начинайте обсуждение перед сном или перед выходом на улицу. Постарайтесь выделить достаточно времени, чтобы спокойно все обсудить, а потом просто побудьте вместе.

Как депрессия перерастает в суицидальные наклонности

Основная мысль, которая возникает в случае депрессии, — со мной что-то не так, я дефективный. Если на этом фоне мы ещё имеем тяжелый семейный анамнез (это не только пьющие родители, но и родители невнимательные, нелюбящие, занятые своими делами), если у ребенка нет хотя бы одного места, где он может выдохнуть, и рассказать, что все плохо, — ситуация усугубляется. Чудовищно, когда на просьбу о помощи взрослый отвечает: «Мне бы твои проблемы!». Но так говорят почти всегда, и маленький человек окончательно замыкается в себе.

А дальше это ощущение собственной дефективности и неуместности, как раковая опухоль, начинает пожирать ребенка изнутри. Это очень большой груз, который не каждый может вынести, и тут мысль о суициде естественным образом возникает в голове. Это не вопрос того, что дети, которые начинают об этом думать, клиенты психиатра. Просто они не видят никакого выхода. Единственным решением видится все закончить. А еще в подростковом возрасте у суицидников часто звучит в голове отчаянный голос: «Вот вы все пожалеете, но будет уже поздно».

Это требование любви от противного. Ведь на самом деле, все, что каждому из нас по-настоящему нужно, — это любовь. Просто подростки нуждаются в ней острее всех остальных. И если вовремя не заметить эту потребность, все может закончится плохо.

Кто еще знает о травле?

Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

Школьная травля. Я это пережил

Например, учительницу беспокоит, что происходит что-то нехорошее, но у нее нет никаких доказательств, поскольку агрессор старается травить ребенка вне поля зрения школьного персонала. И манипулирует другими детьми, чтобы поддерживать свою популярность и статус. В школьных туалетах и школьных автобусах (у детей более старшего возраста) взрослые отсутствуют, поэтому там выше вероятность травли. Однако детям невозможно избежать этих мест.

Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

Что делать, если ребёнок прогуливает

Если причина прогулов ясна, следует поговорить с ребёнком

Без криков и оскорблений — важно построить откровенный спокойный диалог. В конце концов, все мы в школьные годы хотя бы несколько раз пропускали уроки. 

Задача родителя — разобраться в мотивах и помочь их устранить. Так, если ребёнок прогуливает из-за конфликта в семье, нужно объяснить, что его вины в происходящем нет, и мама с папой любят его, несмотря ни на что. Возможно, здесь потребуется помощь психолога. 

Если у ребёнка проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта: «Мне жаль, что это случилось с тобой, но давай вместе придумаем выход»

При этом важно подчеркнуть, что в жизни нужно попробовать не всё, а прогуливать школу — вовсе не круто

<<Перелинковка2>>

Если ребёнок перегружен, пересмотрите его распорядок дня и устройте незапланированные выходные. 

Если школьнику скучно на уроках или, напротив, ему недостаточно знаний, можно подобрать репетитора, записаться на дополнительные занятия, вместе разобрать тему. Например, наши курсы по школьной программе помогут подтянуть знания, а углублённые и олимпиадные курсы — узнать больше, чем дают на уроках. Чтобы познакомиться с нашей платформой, воспользуйтесь бесплатным пробным периодом.

Что делать не нужно

Мы попросили психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елену Петрусенко рассказать, какое поведение родителей может не решить, а усугубить ситуацию с прогулами в школе. 

Вот несколько проигрышных линий поведения.

  1. Чтение моралей: «Вот я в твои годы…», «Учёба — это святое!»
  1. Подкуп: «Будешь ходить в школу регулярно, купим электросамокат»
  1. Самобичевание: «Я плохая мать (плохой отец), раз мой ребёнок прогуливает школу»
  1. Игнорирование проблемы: «Я в школе постоянно прогуливал, и ничего — как-то выучился!»

Группы риска

В группу риска по умолчанию попадают не такие как все. Например, в Москве это, прежде всего, мигранты — приезжие иной нации, вероисповедания или просто дети, которые плохо говорят по-русски. Потом это ребята, которые необычно выглядят: слишком полные, слишком худые, рыжие, конопатые и т.д. Затем дети из малообеспеченных семей, плохо одетые. К 7-му классу, когда уже всплывают вопросы сексуальной ориентации, если случился аутинг (публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека), то ЛГБТ-ребенка скорее всего затерроризируют.

Ещё я к своему удивлению заметила, что в группу риска часто попадают самые красивые девочки в классе

Работает это так: она не уделила внимание тому, кто претендует на власть, и он организует любую манипуляцию, чтобы её унизить. Такие случаи еще раз подтверждают, что от буллинга на самом деле никто не застрахован, и нужно быть внимательным ко всем, чтобы вовремя успеть понять, что с ребенком происходит что-то неладное

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий