Как перевоспитать ребёнка?
Нельзя просто так запретить ребёнку материться. Только запрет эффективным в перевоспитании не будет. Даже если маленький поклонник безобразий согласится с запретом, что это будет для видимости. Ребёнок будет пытаться делать то, что ему хочется, в ваше отсутствие.
Если родители в повседневной жизни сами используют бранные и обидные слова и выражения, то они могут даже не надеяться, что ребёнок ни разу не повторит их. В такой ситуации возникнет противоречие: им, значит, можно, а мне — нет. Ребёнок обозлится, затаит обиду, а родителям придётся с ещё одной проблемой — поиском взаимопонимания. Если по-настоящему бороться с «крепкими» выражениями, то всей семьёй. Какими средствами — пусть каждая семья решает по-своему. В одних семьях будет эффективной система штрафов, в других — утверждение правил поведения дома, в третьих — собственный хороший пример.
Почему ребенок ругается
Для того чтобы спокойнее отреагировать на щекотливую ситуацию, нужно попытаться понять, почему ваш малыш произносит нехорошие слова.
Привлечение внимания. Вы можете не проявлять к ребенку интереса, полностью погрузившись в свои домашние дела или работу. Но стоит ребенку произнести одно нецензурное слово — и он тут же получает бурю эмоций и родительского внимания.
Самоутверждение в детском коллективе. Если в детском саду остальные дети время от времени говорят матные слова (и там это считается признаком «крутости»), то малышу тоже хочется не отставать от остальных. Он произносит плохие слова, чтобы казаться взрослее и влиться в компанию сверстников.
Неумение выражать негативные эмоции. Если ребенок увидел, как дядя ударился мизинцем об угол стола и выразил свое негодование парой отборных ругательств, малыш может подумать, что именно так можно выражать свои негативные эмоции.
Непонимание эмоциональной окраски такой лексики. Для ребенка это слово может быть точно таким же, как и все остальные. Особенно характерно это для детей до 3 лет, которые просто повторяют то, что слышат от окружающих.
Подражание. Если ребенок слышит нецензурную лексику от героев любимых мультиков, блогеров, друзей или родителей, он будет стараться быть похожим на них и повторять те же слова.
Действенные приёмы на каждый день
Родителям, столкнувшимся с проблемой употребления матерных слов детьми, помогут простые приёмы:
- Следите за своей речью, никогда не материтесь в присутствии детей.Помните, что именно вы формируете личность ребёнка, его привычки и образ жизни. Можно думать, что ребёнок ещё слишком мал и ничего не понимает. Однако слыша часто жаргонные слова, кроха обязательно их запомнит.
- Услышав мат от школьника, спокойно и чётко скажите ему, что это вовсе не круто. Докажите ему, что модно быть умным и образованным.
- Создайте почву для культурного развития ребёнка. Читайте хорошие книги, ходите в театры и на выставки.
- Предлагайте ребёнку всё время заниматься чем-то увлекательным (спортом или творчеством). Поддерживайте в тех моментах, когда ребёнку что-то становится интересным.
Услышав нецензурное выражение из уст вашего ребёнка – не ужасайтесь и не отчаивайтесь: всё поправимо. В конце концов, вспомните себя, когда вы только познавали мир, изучая неизведанное.
Поверьте, один из предложенных способов обязательно вам подойдёт, и вы всё-таки отучите ребёнка материться, хотя это и потребует последовательности, большого терпения и педагогического такта.
Причины использования мата детьми
Дети используют обсценную лексику по тем же причинам, что и взрослые:
копирование поведения значимых людей (родителей, ровесников-авторитетов);
сильные эмоции (гнев, страх, удивление, шок), но только в том случае, если ребенок не знает общепринятых синонимичных выражений, имеющих столь же сильную экспрессивную окраску;
произвольное использование мата в ситуации конфликта, чтобы оскорбить, спровоцировать на активные действия;
сильный стресс – ругань помогает снять стресс, при ней начинают вырабатываться андрогены, которые являются антагонистами кортикостероида, гормона стресса;
совсем маленькие дети могут произносить матерные слова, если ранее этим же способом удалось добиться внимания взрослых (например, в детских домах для детей внимание не имеет полюса
Им неважно, будут тебя ругать или хвалить, поэтому, если за бранью последует сильная эмоциональная реакция взрослых, они будут использовать мат целенаправленно).
Чего точно не стоит делать
Ругать и запрещать говорить такие слова.
Во-первых, ничего ужасного не произошло. Никто никому не сделал больно, все живы! Во-вторых, ругань просто приведет к тому, что ребенок перестанет делать это при вас. Надеюсь, не нужно объяснять, что вымыть рот с мылом — это не способ избавиться от проблемы (а скорее приобрести другую).
Убеждать, что матерятся только плохие дети.
Ребенок не становится плохим, он просто говорит слова, которые считаются некультурными. Есть плохое поведение — например, мучить кота; а есть некультурное — например, ковыряться в носу. Вот мат как раз про некультурное. Ребенок ведет себя некультурно, но не плохо.
Стыдить при других.
Если вы искренне считаете, что материться — это отвратительно, то скажите это ребенку лично и развернуто объясните, почему вы так считаете, без участия других людей.
Преувеличивать «ужасность» мата.
Ну, серьезно, услышать, как ваш ребенок матерится — не самое плохое, что может произойти между вами. А если намерены нагнетать, то будьте готовы потерять авторитет, когда сами случайно выругаетесь.
Мифы о мате
В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.
Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде
Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.
К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.
Материться — аморально
Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.
Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.
Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.
Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами
Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.
«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.
Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.
Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.
Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса
Одно из самых распространенных заблуждений. Любой найдет слова, чтобы выразить мысль культурно, тем более что мат описывает достаточно узкую область жизни. А для связки слов в предложениях существует множество других слов-паразитов: «как сказать», «типа», «короче» или простое «э-э».
Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.
Мат — признак низкого интеллекта говорящего
Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.
Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.
Что делать родителям, если ребенок матерится?
Если ребенок матерится при родителях впервые, то можно сделать вид, что вы не заметили этого, а тем временем понаблюдать за реакцией ребенка. Необходимо выяснить, это автоматическое повторение за кем-то или он намеренно вас провоцирует. В ситуации, когда ребенок не понимает смысла сказанного, нужно прежде всего исключить использование ругани при ребенке – сделать замечание всем родственникам и следить за собственной речью. Когда мат используется ребенком для провокации родителя, отсутствие реакции не дает закрепиться этой модели поведения.
Если дети употребляют мат и просят взрослых объяснить значение слова, то нельзя отмахиваться и просто говорить «это плохое слово, его не употребляют». Максимально корректно донесите до ребенка его смысл, сферу употребления, а также тот образ, который складывается о человеке, произносящем подобное.
Необходимо проявлять максимум терпения, не кричать на ребенка и не стыдить его на людях. Это все только вызывает конфронтацию и непонимание, почему другим можно так разговаривать, а ему нет. Категорически запрещается изолировать детей от общения со сверстниками, которые используют в своей речи бранные слова, поскольку этап использования ненормативной лексики в группе сверстников проходят все, а если нарушить социализацию, то ребенок останется не матерящимся изгоем, что гораздо сильнее травмирует психику.
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.
Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Педагогический климат
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
Будьте целеустремленными
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Стыд – плохой помощник
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
- Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
- Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
- Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Подростковый возраст
Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:
- директивные запреты;
- гиперконтроль;
- строгие наказания, ограничения, лишения;
- ультиматумы;
- скандалы.
Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.
Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.
Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?
Привлечь внимание к проблеме
Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак». Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными. Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…
Что делать. Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.
Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Педагогический климат
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
Будьте целеустремленными
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Стыд – плохой помощник
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
- Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
- Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
- Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Мат глазами ребенка
Если для взрослых мат обозначает низкий уровень культуры и воспитания, то дети воспринимают нецензурную лексику совершенно по-другому. Для ребенка мат может иметь следующие значения:
• Сознательное или бессознательное оскорбление человека, с целью обидеть
• Средство демонстрации психологического напряжения
• Способ показать себя взрослее
• Сознательное выражение протеста, демонстрация дерзкого поведения
• Способ войти в «авторитетную» для ребенка компанию
• Бессознательная защита от психологической травмы
• Способ пережить первую романтическую привязанность
Можно сделать вывод, что детская нецензурная брань не всегда является исключительно отсутствием воспитания и неблагополучия семьи.
Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.
Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.
Я – сам, и я – как вы!
В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.
Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.
Как перевоспитать ребёнка?
Нельзя просто так запретить ребёнку материться. Только запрет эффективным в перевоспитании не будет. Даже если маленький поклонник безобразий согласится с запретом, что это будет для видимости. Ребёнок будет пытаться делать то, что ему хочется, в ваше отсутствие.
Если родители в повседневной жизни сами используют бранные и обидные слова и выражения, то они могут даже не надеяться, что ребёнок ни разу не повторит их. В такой ситуации возникнет противоречие: им, значит, можно, а мне — нет. Ребёнок обозлится, затаит обиду, а родителям придётся с ещё одной проблемой — поиском взаимопонимания. Если по-настоящему бороться с «крепкими» выражениями, то всей семьёй. Какими средствами — пусть каждая семья решает по-своему. В одних семьях будет эффективной система штрафов, в других — утверждение правил поведения дома, в третьих — собственный хороший пример.
Мифы о мате
В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.
Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде
Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.
К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.
Материться — аморально
Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.
Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.
Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.
Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами
Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.
«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.
Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.
Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.
Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса
Одно из самых распространенных заблуждений. Любой найдет слова, чтобы выразить мысль культурно, тем более что мат описывает достаточно узкую область жизни. А для связки слов в предложениях существует множество других слов-паразитов: «как сказать», «типа», «короче» или простое «э-э».
Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.
Мат — признак низкого интеллекта говорящего
Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.
Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.
Почему дети ругаются
Так называемые бранные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. При этом дети разных возрастных групп имеют свои причины и мотивацию для употребления этих выражений.
Ребенок 2 лет ругается
Ребенок двух-трех лет использует ненормативные выражения неосознанно. В этом возрасте дети не понимают смысл употребляемых ими бранных слов. Они говорят так, как говорят окружающие их люди, речи которых они подражают.
Ребенок 4 лет ругается
Дети в возрасте от трех до четырех лет могут использовать запрещенные слова вполне осознанно, понимая, что этого делать нельзя
Чаще всего они стараются таким образом привлечь к себе внимание родителей, предпочитая наказания и ругань мамы и папы его отсутствию. Некоторые дети намеренно используют «крепкие» выражения для того, чтобы вызвать реакцию взрослого и прояснить его отношение к своему поведению
Употребление бранных слов также может быть способом шантажа родителей. Так, заметив, что новые слова, не нравятся маме с папой, ребенок может обещать «предкам», что больше не будет их употреблять. Но только в том случае, если они купят ему новую игрушку или отведут на выходных в зоопарк.
Ребенок 7 лет ругается
Как отмечают детские психологи, дети в возрасте от пяти до семи чаще всего используют в своей речи бранные слова из чувства протеста. Так они протестуют против чрезмерной опеки со стороны родителей и проявляют свою самостоятельность. Употребляя нецензурные слова и выражения, дети этого возраста стремятся утвердить свое «я», взять ситуацию под контроль, провоцируя родителей фразой: «А что я такого сказал?». В некоторых случаях бранные слова в лексиконе ребенка – это попытка выплеснуть внутреннюю злость и агрессию, наказать обидчика. Ругань при посторонних людях может говорить о попытке чада «отомстить» родителям за несправедливое наказание: отлучили от компьютерных игр, не дали посмотреть мультфильм – так пусть теперь им будет стыдно перед окружающими!
Ребенок 8-12 лет ругается
В возрасте 8-12 лет дети, как правило, уже знают, где можно ругаться, а где нельзя. В этот период ненормативная лексика часто используется ими для самоутверждения среди сверстников – чтобы быстрее влиться в коллектив и казаться взрослее. Матерясь, школьники копируют манеру поведения старшеклассников. Выбирая такой стиль поведения, они чувствуют себя увереннее и думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.
Подросток ругается
Подростки употребляют запрещенные слова и выражения в основном для того, чтобы дать выход эмоциям, или рассказывая анекдоты. Однако не волнуйтесь – по мере взросления ребенка произношение ругательств теряет свою привлекательность и постепенно затихает. О том, как убедить подростка отказаться от использования нецензурных выражений, рассказывает семейный психолог Римма Теперик.
Особенности ругани в разном возрасте
Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:
2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо
Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).
6–9 лет. Старшие дошкольники и младшие школьники с помощью ругани могут выражать свою независимость, протест против родительских запретов.
10–14 лет
Главный мотив употребления нецензурных слов — самоутверждение в компании ровесников. Некоторые тинейджеры хотят казаться нарочито грубыми. (как мальчики, так и девочки) – им кажется, что так они будут выглядеть круче.
После 14 лет у большинства подростков интерес к мату уже ослабевает. Такие слова остаются лишь выразителями эмоций, их вставляют при рассказывании анекдотов (иначе они не будут такими выразительными). Ненормативная лексика уже не доставляет былой радости (нет новизны), для уважения в коллективе уже недостаточно умения крепко выругаться. Постоянно матерящийся подросток зачастую уже воспринимается ровесниками негативно.