Советы и рекомендации о купании младенцев и детей до 3 лет от психолога Надежды Морозовой

Какие прививки рекомендованы для новорожденных

Родители малыша часто не уверены, надо ли делать прививки новорожденному. Информация ниже носит рекомендательный характер. Есть немало как сторонников, так и противников вакцинации. Официальная позиция российской медицины — прививки все же надо делать. Многих детей это оберегает от болезней, а другим позволяет перенести их легче и без осложнений. В то же время у прививок немало противопоказаний. Мы рекомендуем заранее изучить информацию по теме, проконсультировавшись с педиатром, а затем принять собственное решение, предупредив о нем врачей в роддоме и поликлинике.Вот как выглядит график прививок для малыша до 1 месяца:

  • Первую прививку новорожденному делают, когда ему исполняется 12 часов, — от гепатита В;
  • С 3-го по 7-й день ребенка прививают от туберкулеза;
  • Когда малышу исполняется месяц, проводят вторую вакцинацию от гепатита В, но ее можно и отложить до 3 месяцев.

Что такое физиологическая потеря веса

Молодые мамы должны иметь в виду, что детки при выписке из роддома имеют меньший вес, чем при рождении. Это происходит из-за так называемой физиологической потери веса, которая случается при отсыхании пуповины, потере воды через легкие и кожу, налаживании кормления и т. д.

Как правило, максимальная потеря веса у новорожденных наблюдается на 3 – 5-м дне жизни и в норме составляет не более 6 – 10 % от первоначального веса.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев.

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают
активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые
хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки
сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре
и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно
улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха
может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты,
находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают
развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении
голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него
радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от
«агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к
произнесению первых осознанных звуков и слогов.

Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога

Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.

Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.

Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.

Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:

  • 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
  • 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
  • 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
  • 4 стадия – принятие.

В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна

Купание младенца в средние века

А вот эта часть ухода за ребенком не так уж изменилась за минувшие 670 лет! И в самом деле, при всего четырех в сутки сменах мокрых пеленок купание просто необходимо. 

«Купать ребенка следует, когда он хорошо выспался.

Вы должны мыть ребенка два или три раза в день, но не мойте его так долго, чтобы он становился красным и перегретым. 
Когда вы моете уши, убедитесь, что вода не попадает внутрь. 
Если малыш хочет бить ногами по воде, пусть он делает это, потому что это укрепляет его силу. 
Если сейчас зима, мойте ребенка возле очага (переводя на современный язык – если отключили отопление, поставьте неподалеку обогреватель – прим. ред.). Согните его суставы и смажьте их маслом. Вы также должны смазать его ноздри маслом. Затем высушите его мягкими тряпками, и, если он холодный на ощупь, сразу согрейте его». 

Франческо да Барберино, «Устав для женщин», 1348

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный
партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему
на пользу?

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание.
Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут
любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите
интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к
нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться
стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша
так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики,
мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик.
Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем
остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы
избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки

Покажите
шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку
в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с
другой – всеми остальными

Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от
себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

«Перекладываем мячик»

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в
другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит –
посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он
распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его
перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала
отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший
из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из
граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то,
что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте
картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте
эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать
изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет
картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на
коробке.

«Сорока-белобока»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полгода – самое время для активного знакомства
с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому
развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока»
станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по
ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку.
Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или
просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его
загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как
ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах
стишка:

– Ладушки, вы – ладушки
Где были?
– У бабушки!…

Помните, что каждый малыш развивается
индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в
нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные
для малышей
четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые
радостные эмоции.

Какие диагнозы могут быть у особого ребенка?

Диагнозы могут быть сформулированы по-разному и связаны они с серьезными физическими, речевыми, поведенческими или психоэмоциональными проблемами, которые вызывают трудности для полноценной социализации и (или) обучения.

Эти диагнозы можно условно разделить на три группы:

1 группа – это диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу, «невооруженным глазом»: ДЦП, слепота, синдром Дауна, врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие.

2 группа – это нарушения, которые посторонние люди могут понять, определить, взаимодействуя с ребенком или понаблюдав за его поведением со стороны: аутизм, глухота, ЗПР, тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия и т.д.), СДВГ.

3 группа – это трудности, которые посторонний человек, не специалист, может не заметить, не определить сразу, но родителям такого ребенка очень непросто его воспитывать. Например, при дислексии и дисграфии учителя, не разобравшись в истинных причинах неуспеваемости, могут необоснованно обвинять ребенка в том, что он ленится, и высказывать свои негативные эмоции по этому поводу родителям.

Какие навыки развиваются у младенца в 6-9 месяцев?

Развитие мелкой моторики и координации

В этом возрасте мелкая моторика развита
настолько, что кроха уже сам сознательно начинает проявлять интерес к предметам
небольшого размера. И поэтому задача родителя, с одной стороны, уберечь чадо от
опасности поглощения мелких предметов, с другой – организовать необходимые
занятия для дальнейшего развития моторики.

Развитие целенаправленных действий

В полгода ребенок уже не просто изучает
свойства предметов, а стремится использовать их по назначению: мячики и машинки
– катать, в колокольчик – звенеть, в бубен – бить

Важно наглядно показывать
ему, как из его действий следует результат

Развитие речи

Теперь уже малыш не только произносит
отдельные слоги, но и стремится к осмысленной речи. Поэтому нужно помогать ему
осваивать лепетные слоги, из которых он уже очень скоро будет складывать первые
слова: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, де-де-де и прочие.

Как развивается новорожденный

Новорожденным называют малыша в первые 28 дней его жизни.

В течение первого месяца после появления на свет ребенок должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, регулировать систему теплообмена, добывать молоко из маминой груди.

Все это только вершина айсберга, которую мы можем себе представить. Будучи в животе у мамы, малыш получал не так много стимулов как от внешней среды, так и от собственного тела: он покачивался в полусне в теплых околоплодных водах, через которые пробивались только некоторые звуки.

Теперь каждый миллиметр его кожи — это источник ощущений, не говоря уже о том, сколько всего он слышит, видит и обоняет! Голод, холод, сырость, шум и одновременно сытость, тепло, тишина, сладость маминого молока, запах ее кожи и звуки ее голоса. Мозг новорожденного — это система с высочайшей скоростью развития, которая работает круглосуточно и без перерывов.

Вы можете наблюдать лишь небольшие изменения: к концу первого месяца жизни малыш уже способен приподнимать голову, останавливать взгляд на лицах людей. Когда мама берет его на руки, он прекращает плакать, во время кормления активно помогает: устраивается поудобнее и ловит ртом сосок. У него отмечается ряд безусловных рефлексов, например хватательный (сжимание кулачка вокруг пальцев мамы или захват ее одежды) и сосательный.

Как работают фильтры, их виды

Как правило, средства с солнцезащитным эффектом должны защищать детей от вредного ультрафиолетового излучения, но фильтры имеют отличия. Различия не только в переменных значениях SPF, но прежде всего в механизме действия.

УФ делятся на две группы:

  • органические (химические);
  • неорганические (физические, минеральные).

Химические — поглощают фотоны UVB и UVA-излучения, а затем преобразуют поглощенную энергию в тепло. Они не испаряются и остаются на коже дольше, чем минеральные, хорошо поглощают солнечные лучи. Чтобы крем проник хорошо и начал эффективно работать, наносить его нужно минимум за 20 минут до выхода на солнце.

Средства обеспечивают хорошую защиту от радиации, но они фотостабильны, а это значит, что содержащиеся в них вещества под воздействием солнца, перестают защищать кожу спустя некоторое время. Поэтому повторять нанесение крема необходимо примерно каждые 2 часа и после каждого выхода из воды.

Химические фильтры содержат определенные химические вещества, поэтому подходят для детей старше 6 месяцев. Средства с химическими фильтрами у людей с чувствительной кожей могут вызывать раздражение и кожную аллергию.

Основные типы химических фильтров включают в себя:

  • бис-этилгексилоксифенол метоксифенил триазин;
  • метилен-бис-бензотриазолил, тетраметилбутилфенол;
  • этилгексил салицилат;
  • этилгексилтриазон;
  • диэтилгексилбутамидо триазон;
  • дрометризол трисилоксан;
  • терефталилиден дикамфорсульфокислота;
  • динатрий фенил дибензимидазол тетрасульфонат;
  • оctocrylene — защищает от UVB и в очень незначительной степени от UVA, но все больше и больше исследований его фотоаллергического эффекта, поэтому он не рекомендуется в детских препаратах.

Минеральные фильтры — частицы, которые отражают и рассеивают ультрафиолетовые фотоны. К сожалению, они остаются на коже меньше химических, поэтому их следует применять чаще, чем последние, но они вызывают меньше аллергических реакций и раздражений.

Содержат два вещества, которые защищают от радиации: диоксид титана (диоксид титана) и оксид цинка (диоксид цинка), частицы которого настолько велики, что не проникают в кожные покровы. Они работают, отражая или рассеивая солнечный свет, а не поглощая его.

Кремы с такими фильтрами отличаются густой консистенцией, и для их эффективной работы их следует наносить толстым слоем — но поскольку они не проникают в кожу, это можно сделать непосредственно перед выходом на улицу.

Кроме того, они фотостабильны — их свойства не меняются со временем, редко вызывают аллергические реакции, поэтому подходят для новорожденных и детей, страдающих аллергией.

Недостатком минеральных фильтров является то, что они не слишком хорошо защищают от солнца (поэтому сочетаются с химическими фильтрами), могут отбеливать и требуют повторного нанесения после каждого впитывания крема. Минеральные (физические) фильтры являются более здоровой альтернативой химическим.

Что означают сокращение SPF?

SPF (фактор защиты от солнца) является индикатором защиты от солнца и используется для определения степени защиты только от UVB-излучения, но не относится к UVA

Это означает отношение минимальной дозы облучения, вызывающей эритему на коже, защищенной препаратом, к минимальной дозе облучения, вызывающей эритему на незащищенной коже.
Понимание принципа SPF важно. Тот факт, что защитный препарат имеет SPF 30, не означает, что при нанесении препарата кожа может подвергаться воздействию солнечного излучения в 30 раз дольше, чем незащищенная, но только то, что доза радиации, вызывающая эритему, после использования этого препарата может быть в 30 раз выше, чем доза облучения, необходимая для появления эритемы на незащищенной коже. Что касается защиты от UVA-излучения, она не такая равномерная, как в случае UVB-излучения.

Что касается защиты от UVA-излучения, она не такая равномерная, как в случае UVB-излучения.

Шаги

Как вести себя, если вы застали родителей в “самый интересный момент”

Для начала подумайте, заметили ли они вас.
Возможно, в этой ситуации виноваты вы. Возможно, вы пришли домой слишком рано, вошли, не постучавшись, и “побеспокоили” своих родителей.

Извинитесь и выйдите.
Если родители вас не заметили, необходимо как можно скорее удалиться.

  • Скажите “Извините” и поскорее уходите оттуда.
  • При следующей встрече с родителями ведите себя как обычно. Подавляйте попытки родителей поговорить с вами о том, что вы увидели, просто дружелюбно скажите: “Это не мое дело” или “Это касается только вас”.
  • Никогда не вспоминайте об этом инциденте – родители будут вам очень благодарны.

Проясните ситуацию.
Конечно, это зависит от того, насколько у вас близкие отношения с родителями, потому что такой вариант подходит не всем.

  • Улыбнитесь и скажите: “Хорошо, что это был не агент секретной безопасности, мам…” (или что-то в этом роде).
  • Будьте готовы к тому, что в следующий момент в вас что-то полетит, поэтому сразу же выходите из комнаты.
  • Больше не упоминайте об этой ситуации.

Придумайте какое-нибудь оправдание.
Это является выходом только в том случае, если у вас нет возможности сразу же уйти из комнаты и удалиться.

  • Скажите, что вы ищете носки или хотели попросить у них денег.
  • Не проявляйте эмоций и чувств.
  • Будьте готовы к любой реакции. Возможно, родители закричат вам: “Вышел отсюда!” – в таком случае, выйдите.
  • Молчите насчет этой ситуации и сконцентрируйтесь на собственной жизни. Наверняка вам есть о чем позаботиться помимо сексуальной жизни своих родителей.

Что делать с “этими звуками”

  1. Избегайте их.
    Это необходимое решение на первое время. Но если проблема продолжается, подумайте, как ее решить в долгосрочной перспективе.

    Вежливо намекните своим родителям.
    Возможно, они даже не подозревают, что вы их слышите. Благодаря вашим вежливым намекам они начнут внимательно следить за тем, чтобы не было никаких “посторонних звуков”.

    • Отправьте родителям сообщение. Тонко намекните. Например, можно написать просто одно слово: “Шумно”. Скорее всего, родители не сразу прочитают ваше сообщение, но они будут предусмотрительнее в следующий раз (потому что следующий раз, скорее всего, будет).
    • Распечатайте статью с советами: “Как перестать слышать посторонние звуки, когда ваши родители занимаются сексом”. И подсуньте эту статью под дверь их спальни. Опять же, они обнаружат статью не сразу, но в следующий раз они учтут ваше замечание.
    • Больше не упоминайте об этой ситуации. Ведите себя так, словно ничего не произошло, и просто оставьте этот инцидент в прошлом.
  2. Попробуйте более грубые намеки.
    Если родители не понимают вежливых намеков, попробуйте сообщить им о ситуации более прямолинейно.

  3. Спросите, можно ли вам перебраться в другую комнату.
    Это тоже долгосрочное решение. И это зависит от того, есть ли у вас в квартире другие свободные комнаты.

    • Если вы живете в частном доме, можно выбрать комнату в подвале, на чердаке или где-нибудь еще (подальше от спальни родителей).
    • Улыбнитесь и скажите: “Мы все взрослые люди, и у каждого должно быть свое личное пространство”. Это не только деликатный способ донести до родителей, что вы их слышали, это также защитит ваше личное пространство в будущем – если вы слышите своих родителей, значит, и они смогут услышать вас с девушкой/парнем.
  4. Поговорите с ними.
    Но в том случае, если у вас нет другого выбора (если вы не можете поменяться комнатами, если родители не понимают ваших намеков и вы действительно не видите другого выхода).

    • Будьте готовы к неловкому молчанию – ведь никому не хочется, чтобы ребенок вторгался в его личную жизнь.
    • Ведите себя спокойно, дружелюбно и по-взрослому.
    • Спокойно скажите родителям, что их личная жизнь больше не является личной благодаря “специфическим звукам”, и что вы не хотите быть свидетелем этого процесса.
    • Сразу же смените тему или выйдите из комнаты. Здесь больше нечего обсуждать, и ваши родители будут вам безмерно благодарны, что вы позволили им оставить эту ситуацию в покое.

Психологи же убеждены, что на детское отношение к увиденным сценам родительской близости влияет в огромной степени реакция на возникшего в дверях ребёнка

Самое важное – не поддаваться панике и не заострять внимание на щекотливых сценах

Травы для купания

Для купания можно использовать следующие травы: 
Смягчающие – череда, ромашка, шалфей, чабрец, крапива; 
Дезинфицирующие – кора дуба; 
Для мальчиков – зверобой; 
Для девочек – мята, мелисса; 
Успокаивающие – шишки хмеля, пустырник и толокнянка; 
Для очищения кожи – чистотел. 
Очень хорошо смягчает кожу и усраняет зуд при сильных высыпаниях сушеница топяная и завареные овсяные хлопья (в воду отжать через марлечку). 
Приобрести травы нужно в следующем количестве: 
– череда, как основная трава для купания, – 4 пачки; 
– ромашка, шалфей, чабрец – по 1-2 пачки; 
– зверобой или мята, мелисса – по 1-2 пачки в зависимости от пола новорожденного; 
– шишки хмеля, пустырник и толокнянку, чистотел, как специфичес кие лечебные травы, приобретают по 1 пачке в зависимости от необходимости. 
Основной травой для купания является череда – ее всегда берут две столовых ложки. Остальные травы могут чередоваться в самых различных сочетаниях: 
1) 2 ст. ложка череды, 2 ст. ложки зверобоя; 
2) 2 ст. ложки череды, 1 ст. ложка ромашки, 1 ст. ложка шалфея; 
3) 2 ст. ложки череды, 2 ст. ложки чабреца и т.д. 
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий