Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью?

Лень – защитная реакция у детей

Слушая рассказы родителей о проблемах, связанных с ребенком, очень часто вспоминаешь слова из рассказа А. П. Чехова «Женитьба»: «Вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»

Одни родители жалуются, что ребенок слишком медлительный, но зато он обязательно доведет начатое до конца. Другие — что ребенок с воодушевлением берется за каждое новое дело, но потом бросает все на полпути и т.д. и т.п.

Кому-то из детей нужно достаточно длительное время, чтобы войти в процесс и начать работать; кто-то, наоборот, очень быстро включается в дело, но ему нужны частые перерывы на отдых. Другой легко отвлекается на любые внешние раздражители; кто-то испытывает дискомфорт, когда ему мешают выполнить задуманное. Иной лучше справляется с работой наедине с самим собой и в полной тишине, а кто-то, наоборот, достигнет лучших результатов, выполняя задание коллективно.

Одни дети предпочтительнее выполняют задания от простого к сложному, другие дети— от сложного к простому. Кому-то лучше иметь сразу несколько дел, которые он может делать, переключаясь с одного на другое; а кому-то необходимо сначала закончить одну работу и только после этого начать другую.

Особенности физиологии

Во-первых, знание особенностей нервной системы ребенка позволит, во-первых, не видеть проблемы там, где их в действительности нет. Возможно, ребенок просто отличается от среднестатистического сверстника по физиологическим параметрам протекания нервных процессов — он может быть более медлительным, более отвлекаемым, более быстро устающим, а вовсе не злостным лентяем и бездельником.

Во-вторых, знание особенностей физиологии позволит родителям создать благоприятные условия для успешной деятельности ребенка. Например, понимая, что ребенок не из вредности и лености не может справиться с уроками, когда в соседней комнате громко работает телевизор, мы гораздо быстрее добьемся нужного нам результата. Мы сможем более правильно подбирать задания для ребенка, предлагать их в той последовательности и в том количестве, которые подходят именно ему.

В-третьих, имея представление об особенностях ребенка и владея даже небольшим багажом психологических знаний

(а сейчас для этого есть все возможности, начиная от многочисленной литературы и заканчивая разнообразными тренингами для родителей), мы сможем помочь ребенку компенсировать или несколько сгладить свои «проблемные места». Так, есть много интересных игр для развития внимания, ненавязчиво используя которые можно преодолеть и повышенную отвлекаемость, и неумение сосредоточиться на выполняемом деле, и сложности переключения с одного на другое.

Существуют специальные техники, помогающие быстро отдохнуть и восстановить свои силы, что, безусловно, будет полезно детям, обладающим «слабой» нервной системой. Сюда относятся и приемы мышечной релаксации, и техники визуализации, и элементы массажа и самомассажа.

Так что вполне возможно, вам не нужно читать книгу о детской лени и ломать голову, как же избавить детей от этого порока, а нужно присмотреться к ребенку более внимательно, увидеть его особенности и использовать их во благо и ребенка, и себя. Еще нельзя забывать, что физиология — это то, что мы вряд ли можем изменить коренным образом.

Статью прочитали 839 чел.

Как приучить ребенка к труду: рекомендации педагогов и психологов

Психологами и педагогами написано огромное количество книг, как правильно воспитывать детей. Есть в них и главы, посвящённые развитию, как личности и роли в социуме. Ленивый ребенок, ничего не умеющий делать, вряд ли легко найдёт своё место в жизни.

Личный пример

Всему в своей жизни, и хорошему, и плохому, дети в первую очередь учатся у родителей. Поэтому трудолюбие родителей – лучшая наглядная «картинка». Порядок в доме и чётко распределённые бытовые обязанности приучат малыша постепенно втягиваться в общий процесс.

Благодарность как награда

Вряд ли на белом свете найдётся много людей, которые не любят похвалу. Ни лесть, ни лицемерие, а заслуженную похвалу. Малышу, который нуждается в любви и ласке родителей, будет особенно приятно, если его самостоятельность и даже незначительную помощь по дому будут поддерживать благодарностью и похвалой.

Однако словесную похвалу не стоит заменять какими-то материальными благами (карманные деньги, подарки). Как, впрочем, не стоит приучать малыша к труду угрозой последующего наказания. В семье, где господствует любовь и взаимоуважение, ребёнок скорей поймёт, что его помощь по дому – это вклад в общее семейное дело.

Работа по плечу

Приучая ребёнка к работе, не стоит нагружать его сверх нормы. Первые «задания» должны быть не очень длительными и вполне могут проходить под присмотром мамы или папы. В начале процесса родителям будет лучше делать всё совместно с малышом. Терпеливо и настойчиво приучать собирать игрушки, складывать свои вещи и заправлять кроватку.

На первых порах (особенно молодым родителям) понадобится огромное терпение и выдержка. Не всё будет получаться идеально. Но ведь навыки приобретаются с опытом. Процесс обучения должен происходить исключительно в доброжелательном ключе.

Поощрение инициативы

Иногда ребёнок, которому надоело играть в одиночестве, сам приходит к маме на кухню или к папе, занятому ремонтом по дому. Не все взрослые любят таких «помощников», но этим моментом следует воспользоваться с пользой для всех. Дети иногда вызываются помогать взрослым.

И в это время родителям важно не гнать от себя малыша, а поручить ему какое-то несложное дело. Значимость этого момента состоит в том, что кроха будет вовлечён в какой-то полезный процесс

А это уже будет одним из шагов вперёд в деле приучения ребенка к труду.

Домашние обязанности

Приучив ребёнка к первой самостоятельности, неплохо было бы закрепить за ним какую-нибудь домашнюю обязанность. Это будет дисциплинировать его, и воспитает в нём чувство личной ответственности. Физические нагрузки для каждого ребёнка сугубо индивидуальны. Но есть вещи, к которым необходимо приучать детей, начиная с трёхлетнего возраста. Дошкольник должен уметь:

  • собирать разбросанные игрушки;
  • умываться и чистить зубы;
  • одеваться и раздеваться;
  • складывать личные вещи;
  • ухаживать за домашними животными;
  • застилать кровать;
  • поддерживать порядок в детской комнате;
  • выполнять мелкие поручения старших.

Дети школьного возраста должны быть приучены:

  • готовиться к урокам;
  • содержать личные вещи и обувь в порядке;
  • помогать поддерживать порядок в доме (выносить мусор, подметать, пылесосить, мыть посуду, полы);
  • разогревать пищу;
  • заботиться о младших сестрах и братьях.

Кому выгодны ленивые дети

Вспоминается случай из моего детства. Моя горячо любимая бабушка не раз жаловалась, что все мы лентяи и без нее даже суп сварить было бы некому, а она уже пожилой человек, ей тяжело и все такое. В один прекрасный момент я понял, что больше не хочу ездить на спине любимого человека, и на следующий день встал раньше всех, чтобы подготовить бабушке сюрприз в виде такого желанного супа.

Как вы думаете, увидел ли я радость на лице бабушки, когда она обнаружила уже приготовленный, пусть и простенький обед? К моему величайшему тогда удивлению — нет! Она так обиделась и расстроилась, что мне пришлось около часа ее уговаривать и убеждать, что ничего плохого я не хотел. Все же ее аргументы сводились к тому, что она теперь нам не нужна и мы ей это открыто демонстрируем. Парадокс, не правда ли?

А на самом деле все было очень просто: Бабушке были необходимы «ленивые» дети, чтобы чувствовать себя полезной. Беда в том, что она не только внушала нам, что мы непроходимые лентяи, но и делала нас такими своей чрезвычайной заботой и трудолюбием.

Вторичная выгода

Поэтому, прежде чем обрушивать поток негодования на нерадивого внука или сына, обвинять его в тунеядстве и неискоренимой лени, подумайте, а вам такое положение вещей ни за чем не нужно? Может быть, вам психологически выгодно ощущать себя мученицей, обиженной на всех и вся из-за не вынесенного мусора? Или подсознательно хочется отложить решение сложных супружеских неурядиц из-за более важных проблем, связанных с нежеланием ребенка учиться?

Как это ни грустно звучит, но очень часто дети взваливают на свои хрупкие плечи груз нерешаемых семейных проблем. Они ставят на карту свое душевное благополучие, свои силы, время, а порой и здоровье, чтобы победить в заранее проигранной битве за семейную гармонию.

У ребенка, особенно маленького, потребность в семье, в любящих и любимых родителях стоит на первом месте, и поэтому он готов идти на многие жертвы, чтобы способствовать достижению гармонии в отношениях между родителями, между старшими и младшими поколениями и т. д. Естественно, очень часто ребенок делает это неосознанно, и нередко его желание что-то исправить только усугубляет ситуацию.

Бывает так, что семейное равновесие держится как раз на создаваемых ребенком проблемах. Например, начинается временное затишье в супружеских разногласиях, именно когда ребенок заболевает. Папа и мама объединяются, чтобы победить страшного врага в виде «неадекватного поведения», «необучаемости», «патологической лени» ребенка. И тогда получается, что тоже нежелание учиться, помогать и вообще что-то делать выгодно и всем членам семьи в отдельности, и семье как единой системе в целом. Выгодно всем, кроме самого ребенка, потому что гармоничной семейной жизни, по крайней мере в родительской семье, он все равно так и не увидит.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Личный пример. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания. Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Учим ребенка видеть цель труда

Взрослый, увлеченный работой, как правило, трудится много по собственной воле. Дети (до определенного возраста) подчиняются воле родителей. Они учатся, моют посуду, ходят на кружки, убирают в комнате часто не потому, что осознают зачем, а потому, что так надо. Мотив действий один – сделать, как говорят родители. Чем старше ребенок, тем слабее действует такая мотивация. Любые трудности могут подтолкнуть ребенка не выполнять требования.

Мама привела дочку 13 лет на консультацию к психологу с жалобами, что она ленится: не учит уроки, начала прогуливать занятия в школе. Хотя в остальном девочка ведет себя хорошо: дома во всем помогает, слушается, читает книги. В семье спокойная благожелательная обстановка.

Психолог начал работу с поиска причин такой нелюбви к школе. Постепенно в ходе бесед, тестов, игр выяснилось, что девочка абсолютно не понимает смысла в учебе. Она решила стать актрисой и считает, что ей не нужны ни математика, ни химия, ни физика. Она просто тратит на них зря время. От родителей свой план девочка скрыла, потому что отец всегда негативно высказывался об этой профессии.

Кроме того, в свои права вступил подростковый возраст, на первый план вышли отношения со сверстниками и личные увлечения, мечты. В период с 12 до 16 лет авторитет родителей постепенно падает, наступает период формирования собственных ценностей. Если воспитание и развитие шло благополучно, то этими «собственными ценностями» подростка становится хорошее образование, качественное выполнение своих обязанностей, чувство ответственности

Если нет – то подготовка домашних заданий и работа на уроках перестают быть важной частью жизни подросшего ребенка. И обязательно возникают проблемы

Так случилось и с нашей юной клиенткой.

Психологом вместе с родителями был разработан план постепенной мотивации к учебе, связанный с убеждением и наглядными примерами важности хорошего образования для актрис.

Девочка была творческой, она легко и с удовольствием осваивала предметы гуманитарного цикла, но точные науки давались тяжело. Ощущение, что достичь успеха в физике и математике невозможно было еще одним пусковым механизмов для появления лени. Постепенное принятие ситуации ребенком, умение видеть свои достижения даже в тех предметах, где нет хороших оценок, формирование ответственности – все эти задачи (и не только) были решены с помощью занятий с психологом.

Мотивация страхом, деньгами, другими материальными благами может быть действенной для преодоления лени только какое-то время

Нужно поискать мотив, действительно жизненно необходимый человеку, неважно, в каком он возрасте.

Организм ребенка может защищаться ленью

Ребенок пришел из школы, и всячески оттягивает время до начала выполнения уроков? Ложится спать вовремя, а утром встает с большим трудом? Ребенок вялый, плохо ест? Вы его ругаете, а он не исправляется? Присмотритесь, лень может быть показателем переутомления, когда организму требуется отдых.

Ребенок не может быть трудоголиком. Проявления лени в детском возрасте часто являются защитой от нагрузок. Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда осознанно отказаться от каких-либо дел малыши еще не умеют. Если игнорировать жалобы ребенка, наказывать за невыполнение заданий и не разобраться в ситуации, организм может защититься болезнью.

В практике психологов много случаев, когда после длительных поисков причин выявляется, что школьники часто болеют именно из-за естественной потребности организма в восстановлении. Психолог в таких ситуациях кропотливо работает с родителями и ребенком, чтобы сформировать иное отношение к нагрузкам, научить мам и пап оценивать возможности и состояние ребенка, вносить коррективы в задачи, правильно планировать труд и отдых школьника.

Защита ленью возможна и в случаях, когда с выполнением задачи у ребенка связаны только негативные эмоции:

  • попытался помыть посуду, вымыл плохо – отчитала мама;
  • сделал задание неправильно – в школе отругал учитель;
  • пытался сам покрасить балкон, испачкал все краской – попало от отца.

Когда таких неудачных опытов много, гораздо больше, чем положительных, внутренний страх наказания, оскорбления, порицания заставляет ребенка избегать выполнения заданий. Лучше слыть лентяем, чем вновь испытывать негативные переживания.

Формирование эмоциональной памяти начинается в раннем возрасте. От услышанных фраз, наказаний постепенно и автоматически складывается алгоритм отказа от работы в будущем.

«Иди, лучше посиди на диване, почитай, все равно пол нормально не вымоешь!» «Откуда у тебя руки только растут!», «Бестолковый!», «Бездельник!», «Не делай этого!». Не задумываясь о последствиях сказанного, родители внушают ребенку неуверенность в собственных силах, отбивают желание делать что-либо.

Что такое детская лень?

Как ни странно, но леность может проявляться в ребенке с самого рождения. Некоторые ученые даже говорят о ее генетическом происхождении. Новорожденному по инстинкту положено криком давать знать о том, что он голодный или мокрый. Но некоторые младенцы (их, конечно, мало) проявляют пассивность. Они молчат, а в результате теряют в весе, становятся слабыми. А это уже признаки заболевания.

В дальнейшем лень проявляется в нежелании выполнять элементарные действия по самообслуживанию: садиться на горшок, одеваться, убирать игрушки. С поступлением в школу она вырастает в серьезную проблему – нежелание учиться.

Любая лень – это отсутствие ясной мотивации. Даже взрослый человек не всегда понимает, зачем он что-то делает. Ребенок же при отсутствии жизненного опыта и необходимости принятия самостоятельных решений совсем не понимает настоящих целей того, что просят или требуют от него взрослые.

Также детская лень может быть вызвана природным инстинктом самосохранения, подсознательной потребностью сбережения энергии. Если ребенок устал или заболел, он не станет бегать, прыгать, играть. Такое поведение для многих родителей является сигналом к действию.

В школах часто наблюдается социальная лень. Активный дома ребенок в классе затаивается, старается вести себя незаметно. Он не нарушает дисциплину, но и не делает много из того, что выполняют другие дети. Он просто по-тихому уходит от общественной деятельности. Учителя его не ругают, потому что не за что. Но однажды он может проявить себя с совершенно неожиданной стороны. Двоякость поведения часто бывает опасной.

В большинстве случаев детская лень развивается от неправильного поведения взрослых. В семье – от чрезмерной опеки со стороны родителей, в детских садах и школах – от пассивности педагогов. Чаще всего праздность поражает тех детей, в которых не верили, ограничивали их свободу и самостоятельность.

Почему дети становятся очень ленивыми?

Неоправданная жалость к детям их мамы или, чаще всего, бабушки также приносит ребенку больший вред, развивает в нем лень. „Ребенок худенький, нервный”,— говорят они и легкомысленно пишут объяснительные записки по поводу отсутствия ребенка в школе, тогда как он не пошел на занятия потому, что не выучил уроков. Они не замечают, что ребенок все чаще и чаще начинает требовать объяснительных записок, в нем развивается лень.

У других родителей требования слишком высокие. Они считают, что их сын или дочь непременно должны быть отличниками. Четверка или тройка для них — настоящая трагедия. Не будучи в состоянии правильно оценить возможности своего ребенка, такие родители требуют от своих детей больше, чем позволяют их способности. Ребенок страдает от бесконечных упреков, известное время старается, но, видя бесплодность своих усилий, не выдерживает и запускает уроки, становится апатичным. Разве можно такого ребенка назвать ленивым ?

Труд ребенка оценивается его отметками, но в не меньшей степени его прилежанием и упорством, которые он вкладывает в свою работу. Есть ли смысл постоянно отчитывать второклассника за тройки по арифметике, если, несмотря на его старания, ему не даются задачи? Но если после долгих усилий и стараний, он, наконец, принесет четверку, его трудолюбие не должно остаться незамеченным. Похвала явится стимулом для дальнейшей упорной работы. А упрек и сожаление по поводу того, что это лишь четверка, а не пятерка, уязвят самолюбие ребенка, убьют в нем желание стараться еще больше.

У так называемой „лени” могут быть и другие причины, например, не очень хорошее состояние здоровья школьника. Такого ребенка не следует считать ленивым. Его нужно непременно показать врачу.

Разумно взыскательное и в то же время сердечное отношение родителей к ребенку, искренний интерес не только к полученным отметкам, а и к домашним заданиям, ненавязчивый, но постоянный контроль за состоянием здоровья школьника — вот необходимые условия, которые сделают проблему „лени” неактуальной.

Метки: почему ребенок ленивый, что делать с ленивым ребенком, ребенок очень ленивый.

Лень – это отрицательное качество человека?

Вопрос в конце заголовка может смутить читателя. Общество относится к лени, как к пороку. Тысячелетние религиозные традиции тому подтверждение. У католиков лень – один из смертных грехов. Ислам считает, что лень (касал) – посланник ада, и советует изгонять свое эго молитвами.

С другой стороны, лень можно считать двигателем прогресса. Если бы человек не старался облегчить себе существование (не ленился), он бы не изобрел автомобиль, лифт, интернет. Тонкая грань между рациональным использованием своих сил и ленью не всегда различима.

В семье у родителя и ребенка в силу психофизических отличий могут возникнуть конфликты на этой почве. Один делает все быстро и сразу, а другой «медленно запрягает», до выполнения задачи проходит определенное время. Называть такое поведение ленью можно далеко не всегда, как и скорректировать.

Микстуры или единых рекомендаций для всех, как избавиться от лени, не существует. Чтобы разобраться, как не воспитать из ребенка лентяем, придется выяснить конкретные причины его лени. Психологические методики помогают тонко, безболезненно для ребенка исследовать ситуацию, найти истинные причины и сформировать мотивацию, новые привычки.

Побеждаем лень

Лень – это показатель отсутствия цели в жизни

Поэтому очень важно, будучи первокурсником, грамотно расставить приоритеты на ближайшую пятилетку. Действовать в соответствии с выработанным планом и не отходить ни на шаг от него

А главное оружие в борьбе с ленью – это желание. И вот каким оно может быть:

  • Желание донести до своих родителей, что вы чего-то стоите и все за что беретесь, доводите до конца. Порой родители безосновательно уличают своих детей в лени, так что пришла пора доказать обратное, и подкрепить такими аргументами как хорошие отметки в зачетке и стипендия.
  • Желание пробиться в жизни. Нужно поставить перед собой цель и упорно двигаться к ее завоеванию. Лень отодвинется на второй план, а учеба займет первое место.
  • Желание в идеале овладеть своей специальностью. Преподавательский состав с удовольствием посодействует вам в этом деле, поделится собственным багажом знаний и поощрит отличными отметками.
  • Желание доказать спутнице (возможно и спутнику), что вы перспективная кандидатура.

Любую лень можно преодолеть, а «лекарством» выступает мотивация. Именно эта движущая сила станет отправной точкой на пути к намеченной цели.

Мотивирующие силы нахлынувшей лени

На первом курсе лень обусловлена адаптацией к новой среде. Первокурсник привык, что в школе мотиваторами выступали учителя, а в универе совершенно иной подход к учебному процессу. Новоявленному студенту чужда такая повышенная нагрузка на интеллект, а лекции для него настолько утомительны, что ему лень с утра вставать с постели.

На втором курсе лень связана с минувшим чувством эйфории, которое имело место на первом курсе, но на втором значительно охладело. Студент осознает, что просто так он не уйдет из стен университета, а все клятвенные речи, когда он еще пребывал в статусе абитуриента, давно позабыты.   

На третьем курсе лень обусловлена юношеским максимализмом и состоянием личностного превосходства. Студент уяснил, что полпути пройдено, самое сложное позади и зачетка теперь работает на него. Лень самовольно пробуждается, полагая, что в учебе ему все нипочем.

Четверокурснику «сам Бог велел» лентяйничать. А когда, если не на четвертом курсе? У значительного большинства появляются подработки и личная жизнь. До учебы нет никакого дела, душа требует развлечений, чтобы студенческие годы надолго запомнились.  

На пятом курсе учеба настолько надоедает студенту, что он горит желанием вырваться из стен вуза и получить заветный диплом. Успеваемость отодвигается на задний план.

Особенности характера ребенка

Для более глубоко изучения причин лени стоит обратиться к темпераменту детей. Почему и чем он важен в этом вопросе? Свойства нервной системы индивидуальны. Сангвиники и холерики с трудом выполняют длительные задания. Флегматики и меланхолики наоборот, с удовольствием выполнят скучные, для других деток, задания.Низкая самооценка и неуверенность в себе особенно часто проявляется в раннем возрасте. Боязнь не справиться не дает взяться за дело. Ругань мамы или учительницы за недостаточно хорошее выполнение задания мешает сосредоточиться. Необходимо чаще хвалить детей, а главное, верить в их силы. Как это правильно делать, читайте здесь.
Загруженность в учебе, дополнительных занятия, секции провоцируют переутомление дошкольников и младших школьников. В данной ситуации ребенок будет лениться, чтобы отдохнуть. Следует распределять время правильно.
Ребенок всегда будет избегать дел, которые ему не нравятся. И со стороны такое поведение ребенка может казаться ленью. Родителям необходимо найти ребенку занятие по душе и объяснить необходимость обязательных сфер деятельности.

«Давай помогу»

Родители часто сомневаются, заставлять ли ребенка что-то делать против его воли? Одни считают, что только таким образом формируется привычка трудиться, другим ближе демократичный подход – пусть делает только то, к чему душа лежит.

Многие дети растут без хлопот и забот, иногда в таком состоянии (при полном обслуживании другими людьми) до самой старости. Особенно сегодня, когда в семьях есть помощники по домашнему хозяйству, у ребенка – няня.

Старшие зачастую выполняют все за ребенка, лишая его инициативы. Привычка перекладывать свою работу на чужие плечи формирует леность. Насколько способен будет выросший в «тепличных условиях» человек напрягаться, преодолевать трудности и лень в дальнейшем?

Родителям предстоит найти тонкую грань между обеспечением ребенку комфортных условий и способами воспитания в нем трудолюбия. Реальную помощь в этом оказывает детский и семейный психолог.

Что делать с детской ленью?

Истинное трудолюбие обоих родителей покажет ребенку, что нельзя все время бездействовать. Если, например, папа с утра до вечера будет работать, а мама болтать по телефону и лежать на диване (или наоборот), правильного воспитания не получится.
Вовлечение в совместную деятельность – хороший способ воспитания трудолюбивой и ответственной личности. Просьба о помощи вселяет в ребенка уверенность, что он нужен и полезен для семьи или других взрослых.
Самостоятельное исполнение порученного дела развивает не только трудолюбие, но и смекалку, умение принимать решения. Родители должны проявлять такт и терпение. Ведь у ребенка нет опыта, значит, он имеет право на ошибку. Задача взрослого – подсказать, показать, как следовало бы сделать, чтобы получить хороший результат.
Поощрение, похвала за любой вид деятельности с самого малого возраста. У каждого человека должен быть стимул. Ребенку он обязательно нужен

Но в этой ситуации важно избегать шантажа: «Гулять не пойдешь, пока то-то не сделаешь».
Любое дело должно приносить удовольствие. Если ребенок пока не понимает, какую пользу для себя он получает от выполненной работы, но видит, как радуются взрослые, он испытывает удовлетворение собой.

Воспитать трудолюбивого человека непросто. Но взрослые, на то они и взрослые, чтобы помочь ребенку не стать трутнем, обузой для семьи и общества.

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Ленивый ребенок: в чем причина?
  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат

Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности

Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них

Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.

https://youtube.com/watch?v=w8HleYIuVmc

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий