Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Дети не могут быть ленивыми

Ребёнок по определению не может быть ленивым. Энергия, которая живёт им в первые годы жизни, огромна и всегда имеет импульс наружу. Ребёнку всегда будет интересно всё, особенно новое, то, с чем он никогда не сталкивался.

Энергия в нас исчезает постепенно, с возрастом. И если в зрелости нам уже мало чего хочется — это никак не передаётся новому поколению по генам.

То, что мы называем ленью в детях, совершенно не лень. Нам кажется, что если он не делает то, что должен делать — например, учить уроки, помогать по дому, ходить на кружки, то он ленив. А что на самом деле?

Что это, если не лень?

Есть всего три основных причины, по которым дети становятся «ленивыми».

Самая частая и банальная — ребёнку предлагают не то направление, которое ему подходит. Его темпераменту и, главное, его векторальному набору. Например, ребёнку с кожным вектором предложили заняться очень тщательным трудом, который требует усидчивости и даже упёртости. Или ребёнку со зрительным вектором не дали ничего красивого. Или ребёнку с анальным вектором предложили быструю игру, в которой он не успевает. А ребёнку со звуком не ответили на вопрос — «а зачем это надо?».

Другая причина как бы детской лени появляется тогда, когда ребёнка не вовлекли в занятие, не смогли правильно расставить акценты, не дали прочувствовать удовольствие от своих достижений. Ведь на самом деле всё, что мы требуем от ребёнка, предполагает развитие, а значит, усилие. Почти ничего не получается с первого раза, и надо научиться работать, трудиться. А ведь это тоже происходит очень по-разному и зависит от векторов. 

Рекомендации простые: ребёнка с анальным вектором надо уметь правильно похвалить, подметить его старательность, но ни в коем случае не перехвалить. Ребёнка с кожным вектором надо приучить к честному соперничеству — уметь принимать проигрыши, уметь после них подниматься и продолжать взлёты

Ребёнку со зрительным вектором важно показать, что красота есть во всем и прежде всего она внутренняя, не только внешняя. Звуковичку надо обязательно дать осмысленность в том, что предлагается делать

И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей. Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте. 

Конечно, единицы великих делали именно так — достигали большого через тернии к звёздам, будучи детьми из неблагополучных семей, но это единичные истории. Современный ребёнок слишком уязвим, у него очень тонкая душевная организация, поэтому необходимо обеспечить ему максимальный душевный комфорт и только после — ожидать трудолюбия.

Ситуацию можно изменить

Если вы хотите помочь ребёнку вырасти счастливым, преодолейте его «лень» вместе с ним

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана даёт очень точные знания о векторах детей, а значит, даёт ключ к будущему пока ещё маленького, но такого важного через несколько лет взрослого человека!. https://www.youtube.com/embed/VJixPlQ5n-M

Сыновья стали выполнять домашние дела 

Синдром дефицита внимания, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития – сняты

На бесплатные занятия Юрия Бурлана регистрируйтесь здесь!

Автор Виктория РомановаКорректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Анемия (малокровие)

У школьников анемия чаще всего бывает связана с недостатком железа, отчего в крови снижается количество гемоглобина. В результате все ткани организма страдают от нехватки кислорода, что мешает ребенку полноценно расти и учиться.

В группе риска все подростки во время активного роста, дети-спортсмены, школьники, которые плохо питаются, испытывают на себе различные диеты, в том числе — вегетарианство. Чаще всего болеют девочки 12-13 лет. Существенно увеличивают риск анемии гастрит и глистные инвазии.

Заболевание развивается постепенно, в течение многих месяцев, поэтому заподозрить симптомы бывает очень нелегко:

Медленно нарастающую бледность кожи и голубоватый оттенок склер родители обычно не замечают

Зато на это обращают внимание родственники, которые давно не видели подростка или учительница после летних каникул.

Плохое самочувствие на уроках физкультуры. Школьник может жаловаться на головокружение, тошноту, мушки перед глазами, сердцебиение и одышку, а однажды — упасть в обморок

Извращение вкусовых и обонятельных предпочтений. Если ребенок получает удовольствие от запаха краски, его тянет погрызть мел, засунуть в рот кусочек глины или целиком съесть лимон — это характерный признак анемии. Однако дети чувствуют, что подобные странности лучше скрывать от взрослых и редко об этом рассказывают.

Дети с анемией часто болеют ОРЗ, страдают от синдрома беспокойных ног, начинают хуже учиться, плохо запоминают. Угрюмое настроение, частые слезы, истерики и капризы, порой, опережают другие симптомы анемии, но родители их неправильно трактуют.

Какие продукты могут повлиять на работу кишечника?

— Задерживают опорожнение кишечника продукты, содержащие танин: сушеная черника, кофе, черный чай, какао. А также пища в протертом виде, вязкой консистенции, например, слизистые супы, протертые каши (особенно манная и рисовая).

Фото: Jana Sabeth, unsplash.com

А вот способствуют опорожнению кишечника черный хлеб, сырые овощи и фрукты, сухофрукты, хлеб, содержащий значительное количество отрубей, гречневая, ячневая, овсяная крупы, мясо с большим количеством соединительной ткани, копчености. Помогут работе кишечника соленья, маринады, сельдь, безалкогольные напитки (минеральные воды, соки), квас, сметана, сливки, кисели, мед, кисломолочные продукты (простокваша, кефир). Обязательным является употребление жидкости — до 2 литров в сутки.

Совет 3. Контролируйте и заботьтесь о безопасности

Как видите, увлечение ребёнка блогингом — не такое бесполезное занятие, каким кажется на первый взгляд. С помощью этого хобби можно развить множество полезных навыков. Главное, чтобы со школьником был рядом взрослый, который готов помочь и может обеспечить безопасность. 

Оградить от травмирующего контента полностью, наверное, не получится. Рано или поздно ребёнок услышит или прочитает слова с маркировкой 18+. Но в наших силах минимизировать вред. Программы родительского контроля ограничивают доступ к подозрительным сайтам, а встроенные фильтры «Яндекса» и Google позволяют отсеивать из поисковой выдачи сайты с заданными родителями словами. Например, «убийство» или «насилие». 

<<Перелинковка2>>

Другой неприятный аспект интернет-популярности — хейтеры. Любой неосторожный комментарий может расстроить и даже травмировать ребёнка. Я постоянно говорю с сыном о том, что чем больше внимания получает агрессор, тем активнее он продолжает оскорблять

Важно научить ребёнка игнорировать сообщения троллей, спокойно удалять негативные комментарии и сообщать об оскорблениях администраторам сообществ. В первое время можно даже отключить комментарии, чтобы не отбить желание творить

Советы по борьбе с детской ленью

Лень у ребенка нередкое занятие. Но нельзя просто наблюдать и думать, что проблема сама собой решится. Нужно подумать, как исправить положение и как бороться с ленью у ребенка.

      1. Человек в детском возрасте во всём подражает примеру родителей. Что и как они говорят, делают. Поэтому следите за собственным поведением. Ребенок будет лениться, если увидит, что мама не моет после ужина посуду, а папа уже несколько дней не может починить кран. Изменив своё поведение, вы измените поведение сына или дочери.
      2. Дайте ребенку возможность проявить самостоятельность. Не нужно лишний раз опекать его. Предоставьте ему шанс что-то решать в своей жизни. Это может быть блюдо на обед или выбор одежды. Делая что-то сам, он постепенно привыкнет к этому. А привычка – сильная вещь. Она доводится до автоматизма, и у малыша уже нет возможности лениться.
      3. Не нужно использовать труд в качестве наказания. Фраза «Если не сделаешь уроки, будешь убираться в своей комнате» – неправильная. Ребенок должен понять, что труд это обязанность, которую нужно выполнять вне зависимости от характера поведения. Наказывая малыша трудом, вы формируете у него негативное отношение к нему, а значит, сами создаёте лень.

      4. Давайте ребенку небольшие поручения. Это может быть поход в магазин или нарезка овощей в салат. Но это должны быть не приказы, а просьбы. Тогда он поймёт, что вы доверяете ему, что он на что-то способен. Выполнение мелких дел сформируют у него ответственность и повысит самооценку. Если же у него что-то не будет получатся, ничего страшного. Не нужно ругаться, иначе вы оттолкнете малыша. Лучше покажите ему, как исправить ситуацию.
      5. Составьте график работ по хозяйству для каждого члена семьи по мере их сил. Малышу можно выделить подметание пола и уборку в своей комнате. Тогда у сына или дочери не будет возможности отвертеться. Также это приучит их к трудолюбию и обязательности. Но не забывайте сами следовать графику, иначе ребенок, увидев, что вы отлыниваете, сделает так же.
      6. Контролируйте расписание дня ребенка. Кроме домашних дел и выполнения уроков, у него должно быть время на отдых. Потому
      7. Что под ленью часто скрывается элементарная усталость. Следите за тем, чтобы малыш соблюдал режим дня, полноценно питался, много гулял на свежем воздухе. Иначе у него возникнут проблемы как психического, так и физического характера. А это провоцирует лень.
      8. Хвалите ребенка за то, что он хочет помочь вам. Говорите спасибо и не отвергайте его помощь. Лень появляется в тот момент, когда родители что-то запрещают ребенку.

Чтобы конфликтов из-за лени стало меньше, мотивируйте, договаривайтесь и устанавливайте правила. Например, поможешь помыть посуду – пойдем вместе гулять. Выучишь быстро уроки сможешь сходить с друзьями в парк развлечений и так далее. Близкая взаимосвязь последовательных действий детям понятна больше.

Как приучить детей к труду: советы родителям

Итак, что делать,  если ваш ребёнок очень ленивый?

В первую очередь, конечно, нужно определить причину лени. После этого станет понятнее, как отучить ребёнка лениться.

Работайте с мотивацией

Исключив хроническую усталость, болезни и особенности темперамента, начните с повышения уровня мотивации у ребёнка. Наша психика устроена так, что любая деятельность должна удовлетворять какие-либо потребности. В случае с детьми это могут быть потребности в новых знаниях, впечатлениях, удовольствии, внимании родителей. А ещё — в потребности чувствовать свою значимость и «правильность». Поэтому не забывайте разговаривать с ребёнком о том, какой результат принесут ему выполненные задания. Помогайте ребёнку в сложных делах, тогда у него будет больше уверенности в своих силах, а значит и желания работать. И конечно, хвалите его за успехи в учёбе и хобби, а также искренне благодарите за помощь по дому.

Развивайте самостоятельность

Воспитывайте в ребёнке самостоятельность, ведь это важное условие трудолюбия. Передавайте ему ответственность за дела — например, не стоит постоянно делать вместе с ним уроки, если действительно не требуется помощь

Несколько раз столкнувшись с последствиями своей лени, которые не будут «разруливать» родители, ребёнок поймёт, что гораздо лучше сделать свою работу сразу и не лениться. Позвольте ему учиться на собственных ошибках.

Дела не должны быть наказанием

Иногда родители заставляют ребёнка выполнять какую-то работу в наказание за провинность. Например, могут «приговорить» к чистке картошки за полученную двойку или грубое слово. Это большая ошибка. Никогда не наказывайте ребёнка домашней работой или другими делами, иначе они и дальше будут восприниматься как наказание. А кому из нас хочется быть вечно наказанным?

Будьте примером

Наконец, ещё одна важная рекомендация: не забывайте, что дети, особенно малыши, стараются копировать поведение родителей. Так что начинать приучение детей к труду стоит с воспитания самого себя.

Размытые требования

Самое сложное в любом деле — начать. Школьники часто прокрастинируют потому, что не знают, как подступиться к заданию. В идеале домашние задания должны быть направлены на закрепление или повторение материала, а значит — быть посильными без участия родителей. На практике ребёнок часто не хочет делать уроки потому, что задания слишком сложные.

Что делать? Посмотрите вместе с ребёнком список домашних заданий и проговорите, что и как необходимо сделать. Если задание слишком большое, разбейте его на маленькие шаги. Когда ребёнок видит последовательность действий, подступиться к заданию становится легче.

<<Перелинковка2>>  

Совет 1. Помогайте и поддерживайте

«Спасибо, что не рэпером» — подумала я, когда сын сказал, что хочет стать блогером. Меня, как и многих родителей, пугало увлечение школьников блогингом. Моя внутренняя «яжмать» вопила, что это верный путь к деградации и проблемам с учёбой. Но взвесив все плюсы и минусы, я решила поддержать сына. В конце концов, блогерство может надоесть ему уже на следующей неделе, а выражая готовность помочь, я стану в глазах ребёнка крутой мамой, и мы начнём работать как сплочённая команда. Может быть, именно этого не хватало нашим отношениям?

Итак, какая помощь может потребоваться юному блогеру.

В первую очередь, техническая. Далеко не все дети знают, как зарегистрировать электронную почту, создать аккаунт на YouTube и оформить обложку для видео. Родителям младших школьников наверняка придётся погрузиться в эти нюансы. Не волнуйтесь — вы справитесь! Интерфейс соцсетей прост и понятен, а в интернете множество подробных инструкций.  

По промокоду BLOGING2020 дарим вам 7 дней доступа к курсу «Основы блогинга: создание контента», на котором под руководством экспертов Instagram, TikTok и Youtube дети учатся придумывать идеи для видео и реализовывать их.


Обложка ролика с канала юного блогера Ивана Сомова‍

Вторая составляющая родительской помощи — генерация идей для видео. Ребёнок не всегда может проанализировать существующий контент, разобраться, какие жанры в топе, и придумать тему для съёмок.  

Синдром негативного самопредъявления

Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения

Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время

Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует

Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции. 

Почему возникает апатия

Иногда апатия – сигнал, который посылает нам организм, который означает, что вы что-то делаете не так. Возможно, вы очень давно:

  • Тратите время на то, что не нужно делать и не находите времени на себя.
  • Подавляете свои чувства, стремитесь сгладить ситуацию (например, в отношениях семье), чтобы все было тихо – мирно. Ни на что другое сил не остается.
  • Работаем не на той работе, ведем «чужую» жизнь, которую придумали для нас родители или друзья.

Таким образом, получается, состояние апатии может возникнуть из-за постоянных стрессов, потери жизненных ориентиров, неврозов и постоянных переживаний.

Не стоит забывать о себе, апатия так и «ждет», когда вы исчерпаете свой эмоциональный ресурс, вот тут она и может проявить себя во всей «красе.

Очень часто предотвратить возникновение апатии легче, чем потом выйти из нее. Если в вашей жизни присутствует какое-то из указанных ниже обстоятельств или болезненных состояний, лучше пересмотреть свои возможности, обратится за поддержкой к близким, как можно быстрее найти выход из сложной ситуации.

Завышенные ожидания родителей

Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.

Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации —  пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок? 

Причины детской лени

Раздражающий и вызывающий недовольство родителей фактор – детская лень – имеет вполне объяснимые причины. Чтобы понять, почему ребенок ленивый и у него отсутствуют наклонности к физическому труду, следует внимательно проследить и проанализировать поведение малыша.

Отсутствие мотивации

Ребёнок, который на протяжении длительного времени с удовольствием занимается любимым занятием, отказывается воспринимать просьбы о помощи или участии в домашней работе.

Психологические особенности характера

На этот фактор влияет темперамент малыша. Спокойного и медлительного маленького флегматика запросто можно принять за ленивого ребенка. А он, в силу своих особенностей просто медленно переключается с одного занятия на другое. Бесполезно предъявлять претензии и к детям-холерикам. Они могут бурно выражать своё несогласие, так как предпочитают заниматься только тем, что им интересно. Просто к таким детям нужен особый подход.

Неспособность оценить собственные силы

Неуверенность в себе внутренне сковывает и порождает страх перед чем-то новым. Такие дети обычно психологически зависимы от своих родителей, не способны на самостоятельные шаги и проявление инициативы.

Обычная усталость

Ребёнок, из которого родители стараются воспитать всесторонне развитую личность, может испытывать физическое переутомление. Поэтому родителям не стоит записывать одновременно во все кружки (вокальные, танцевальные, спортивные) сразу. Любые нагрузки должны быть соразмерны физическому и психологическому состоянию малыша.

Излишний контроль со стороны родителей

Чрезмерная любовь к крохе вызывает у родителей необоснованную жалость к нему. Им кажется, что малышу трудно самому одеваться, кушать, убирать за собой игрушки. Некоторые дети до школы не способны сами себя обслуживать. А ведь первый шаг к развитию трудолюбия – это научить малыша самостоятельности.

Чтобы приучить ребенка к труду, родителям вовсе не следует воспитывать его в спартанских условиях. Достаточно будет постепенно выполнять элементарные вещи. Для начала – самостоятельно обслуживать самого себя. А впоследствии – оказывать посильную помощь семье и окружающим.

Watch this video on YouTube

Когда все краски серые или признаки апатии

Что должно насторожить вас в поведении близкого? Если прежде жизнерадостный человек перестал улыбаться. Если он не реагирует на шутки, и у него постепенно исчезают все эмоции. Вас начинает беспокоить его вялость и слабость. Он теряет интерес к любым событиям, которые происходят вокруг него, не хочет есть, а пытается все время лежать, нужно насторожиться. Такое поведение служит первым сигналом о том, что у этого человека возникли психологические проблемы. Нередко такое состояние списывается на недосып, усталость, большое количество забот, но на самом деле – это проявления апатии.

Основные симптомы апатии:

  • Отсутствие интереса к любым событиям.
  • Безразличие и отсутствие инициативы.
  • Нежелание общаться с кем бы то ни было.
  • Постоянное стремление к одиночеству.
  • Грусть без видимых причин.
  • Нежелание выполнять привычнее обязанности.
  • Не проходящая усталость.
  • Постоянная слабость.

Жизнь не бывает безоблачной, и человек устроен так, что у него есть силы противостоять жизненным трудностям. Если же он постоянно пребывает в состоянии усталости, подавлен и вял – это признак нездоровья.

Лечение апатии – атаковать по всем фронтам

Запомните, что апатия «боится» любых проявлений активности, поэтому в борьбе с ней хороши такие средства, как:

  • Занятия спортом.
  • Бег.
  • Прогулки и путешествия.

Но эти меры будут действенны, если речь идет о легкой форме заболевания, в запущенных случаях от апатии поможет избавиться только совместная работа с психологом или психотерапевтом поможет добиться нужного результата.

Лечение этого заболевания начинается с того, что специалист помогает больному осознать свою проблему

Важно, чтобы человек сам хотел избавиться от нее.. Иногда нужно провести самоанализ и понять, что в вашей жизни идет не так

Если самостоятельно определить причину не удается, нужна помощь психотерапевта. В тяжелых случаях необходима коррекция с помощью лекарственных средств.

Иногда нужно провести самоанализ и понять, что в вашей жизни идет не так. Если самостоятельно определить причину не удается, нужна помощь психотерапевта. В тяжелых случаях необходима коррекция с помощью лекарственных средств.

Самое главное, вовремя понять, что же мешает вам радоваться жизни, и начать борьбу с врагом «по всем фронтам».

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Личный пример. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания. Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Домашка воспринимается как повинность

Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться. 

<<Перелинковка>>

Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.

Что делать? Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых. 

Причины лени

Прежде чем бороться с ленью, рассмотрим причины ее появления. Возможно это:

  • чувство усталости;
  • отсутствие мотивации;
  • слабая сила воли;
  • боязнь ответственности;
  • стиль жизни человека.

Чувство усталости

Итак, лень может быть вызвана необходимостью отдохнуть. Тогда и бороться с ней легко – надо просто перевести дух и собраться с силами. Если же лень связана с ощущением, что просто не хватает энергии, то это может быть сигнал о проблемах со здоровьем. В данной ситуации, целесообразно обратиться к врачу. Специалист поможет выявить причину и назначит, если необходимо, соответствующее лечение. В некоторых случаях помогает прогулка на свежем воздухе или небольшая физическая нагрузка. Например, легкая пробежка в парке.

Отсутствие мотивации

У человека нет четкого понимания того, для чего он делает ту или иную работу, либо делает не для себя или ожидает, что за него ее выполнят другие. Выход один – повышать свою мотивацию. Например, необходимо выполнить задание, к которому у вас совершенно не лежит душа. Вы либо бездельничаете, либо тянете время, занимаясь любым другим делом. В данной ситуации можно поступить следующим образом. Помечтайте о том, что вас ждет после того, как задание будет выполнено. Ведь перспективы могут быть совершенно разные – от денежного вознаграждения до повышения по служебной лестнице. Подумайте, какие еще изменения могут произойти. Примитивно и просто? Но это действует.

Безволие

Помните, как анекдоте: сила – есть, воля – есть, а силы воли – нет. Именно отсутствие воли и есть наиболее частая причина лени, которую кажется невозможным побороть. Справиться с ней тоже реально. Хорошие результаты показала следующая методика. Например, на выполнение заданной работы нужно уделять не больше 15 минут. Это значительно легче, чем приступать к делу заведомо зная, что ему придется уделить длительное время. Потом можно немного увеличить промежуток, отведенный на выполнение задачи. Итак, постепенно, с каждой дополнительной минутой, вы втянетесь в рабочий процесс.

Боязнь ответственности

В данном случае, лень выступает в роли защитного «барьера» перед боязнью ответственности. Этому подвержены, как правило, те люди, которых родители с малых лет чрезмерно оберегали от выполнения ответственных дел. Вместе с тем, нужно помнить, что за все, что случается в жизни, несете ответственность только вы сами.

Стиль или образ жизни

Если одному «ленивцу» требуется помощь, так как лень стала его образом жизни, то второму она помогает в несколько раз быстрее справиться с поставленной задачей. При общении с такими людьми может создаться впечатление, что они хронические лентяи. Вместе с тем, назвать их таковыми, лишь потому, что они не спешат трудиться, нельзя. Человек предпочитает разобраться в ситуации, найти более простой и действенный способ решения задачи.

Как же научиться жить здесь и сейчас?

Мы попросили нашего эксперта поделиться своим видением решения проблемы:

В принципе, вопросы могут быть любые, но они должны быть обращены к себе самому. Честные ответы на них дадут возможность определить для себя истинные, а не навязанные социумом цели.

Поскольку при прокрастинации цели размыты, вы не можете четко их обозначить, не понимаете, к чему нужно стремиться. Такой инсайт поможет не только наметить цели, но и определить их приоритетность.

Откладывая в долгий ящик кажущиеся трудноосуществимыми задачи и дела, о которых нам даже думать неприятно, мы испытываем мнимое облегчение. При этом мозг подает сигнал, что можно никуда не спешить и расслабиться. Для нас это служит своего рода вознаграждением. Мы неосознанно будем повторять это действие снова и снова, ожидая награды. В психологии это называется отрицательным подкреплением. Поэтому, чем чаще мы откладываем дела «на потом», тем труднее нам их начинать.

Прокрастинируя, человек фактически откладывает свою жизнь: открытие собственного бизнеса, получение высокооплачиваемой работы, воплощение в жизнь мечты, к которой стремился. Всех этих благ мы лишаем себя сами.

Время проходит, а мы так и не начинаем делать необходимые дела, каждый раз находя оправдания своему бездействию. Тем самым еще больше загоняя себя в ловушку собственных страхов и неуверенности.

Тяжелее других приходится перфекционистам, привыкшим все делать на высшем уровне. В этом случае нужно признать, что мир несовершенен, что идеального не существует, и тем самым дать себе право на ошибки.

Главный способ борьбы с прокрастинацией (и не только с ней) — позитивное отношение к себе, к миру, к тому, что нас окружает.

В заключение психолог приводит слова древнеримского философа и оратора Цицерона:

pixabay.com &nbsp/&nbspAlfonso Cerezo

Причины детской лени

Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.

Лень — приобретенная модель поведения. И чаще всего это огрехи в воспитании со стороны родителей. Лень начинает проявлять себя, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Малыш может устраивать настоящие истерики, когда его просят убрать игрушки, заправить постель или аккуратно сложить одежду. Сначала родителям посредством уговоров удается побуждать малыша к действию. Но по мере взросления ребенка будет все сложнее заставлять его что-то делать.

Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины.

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.

У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?

Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно

В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».

Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.

При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.

Причины и пути решения

1. Характер

Некоторые дети — с рождения интроверты, другие настолько непоседливы, что в силу особенностей характера не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Родителям не стоит корить себя за неправильные воспитательные меры, прежде надо разобраться в характере ребенка.

Медлительных и слегка апатичных детей бесполезно через силу заставлять ходить в спортивную секцию или театральный кружок, им больше подойдут занятия в художественной школе, требующие созерцания. Правильно подобранный ритм — и ребенок уже не будет казаться ленивым.

2. Переутомление

В погоне за успехом малыша родители нередко забывают, что детям все дается гораздо сложнее, чем взрослым. Мультизадачность и легкое переключение с одного дела на другое — нетипичные качества даже для опытного взрослого, что уж говорить о ребенке. Мальчик, который успел сходить в школу, сделать домашнее задание и поиграть в футбол, скорее всего, не сможет сосредоточиться на дополнительном занятии по геометрии и будет казаться ленивым и отстраненным.

Важно не только правильно распределять время, физическую и интеллектуальную нагрузку, но и дать ребенку возможность отдохнуть

3. Конфликт

Нередко дети неожиданно для родителей отказываются учить какой-либо предмет или ходить на дополнительные занятия, которые раньше казались им интересными. Прежде, чем записывать ребенка в ленивцы и заставлять его продолжать, стоит узнать, как складываются его отношения с одноклассниками и учителями.

Если выяснится, что безразличие к некогда интересному занятию появилось после того, как ребенка, по его словам, незаслуженно наказали или обидели, важно показать, что родители — на его стороне. Но при этом не надо перебарщивать с обвинениями в адрес учителя или одноклассников — так легко перейти черту уважения, которое должно оставаться у ребенка

4. Мотивация

Интерес к предмету или занятию не появляется на ровном месте. Ребенку нужно показать, как конкретные знания пригодятся ему в жизни. Делать это лучше всего на своем примере, а не заставлять, приправляя все фразой «Вырастешь — поймешь».

Вовлеченность ребенка, некий игровой процесс, а также награда в виде новых достижений — неотъемлемый атрибут борьбы с ленью.

5. Борьба со страхом

Дети сталкиваются с риском стать «неудачниками» гораздо чаще, чем кажется. Переломные моменты подстерегают буквально на каждом шагу — начало учебного года, смена школы или класса, новые предметы, новые секции. Каждый раз ребенок закономерно опасается, что у него ничего не получится, и поэтому не хочет даже начинать.

Такой тип лени можно побороть, отмечая даже незначительный прогресс

Важно помнить, что для школьника необходимо признание не только учителей и одноклассников, но и родителей — уверенность дома выливается в уверенность «на чужой территории»

В целом борьба с ленью не должна зацикливаться на принуждении, которое зачастую вызывает только еще большее сопротивление, особенно у подростков. Для успешного решения этой проблемы в первую очередь нужно найти ее причины, которые всегда индивидуальны, и бороться именно с ними. Ведь именно в осознании того, что каждый ребенок индивидуален, кроется решение очень многих проблем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий