Как влияют сказки на развитие ребенка
Во всех сказках есть положительные и отрицательные персонажи, но добро всегда побеждает зло. Сильные, отважные богатыри защищают слабых и беззащитных принцесс. На примере этих героев дети знакомятся с понятиями добро и зло, любовь и коварство, смелость, отзывчивость, дружба.
Русские народные сказки, такие как «Три богатыря», «Финист ясный сокол», «Василиса прекрасная» рассказывают, как жили люди в древние времена, какие могучие, легендарные герои были на Руси, какие совершали подвиги. Для детей сказки — это реальный мир вместе со всеми персонажами. А так как детям свойственно подражать, то они стремятся быть похожими на знаменитых героев. Поэтому мальчики любят сражаться на мечах, а девочки, даже вырастая, не перестают мечтать о прекрасных принцах.
В сказках ребенку показывается, что такое хорошо, и что такое плохо. Например, в сказке «Морозко» есть две героини, противоположные по характеру. Наглядно показывается, как хорошо быть доброй, трудолюбивой, отзывчивой, скромной. Как плохо быть ленивой, наглой, злой.
Авторские сказки известных писателей и поэтов имеют множество ярких образов и неповторимый сюжет. Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане…» рассказывает о коварстве, любви и смирении, о том, что нельзя плохими поступками добиться счастья, о том, что нужно уметь прощать.
Влияние сказки на развитие ребенка — Поздно, рано или самое время?
Правильного ответа на вопрос: «С какого возраста надо начинать рассказывать сказки» не существует. Каждый родитель решает этот вопрос индивидуально. Сегодня, отдавая дань модным психологическим течениям, многие мамы практикуют прослушивание музыки и рассказывание сказок малышу даже в период его эмбрионального развития. Своеобразная логика в таких действиях присутствует: даже если очевидного преимущества в умственном развитии в дальнейшем у таких детей не будет, то вреда это точно не принесет.
Традиционно, подготовка к сказке начинается с колыбельной, потом простые детские стихи и прибаутки. Именно по этим ступенькам, уже примерно к 2-ух летнему возрасту, малыш дорастает до сказок.
Как сказка влияет на ребенка или Сказка каждому нужна, сказка каждому важна
Влияние сказки на развитие ребенка, по мнению специалистов, лежит в первую очередь в области воспитания правильных нравственных и морально-этических ориентиров. В возрасте 2-ух лет малыш еще не может в полной мере анализировать свои или чьи-то поступки и выстраивать логические цепочки, но в состоянии запоминать услышанное и делить его на категории, естественно, при помощи взрослого человека.
Как сказка влияет на развитие ребенка: она помогает развивать воображение и представлять себя в условно предлагаемых обстоятельствах на месте того или иного персонажа. Недооценивать этот факт не стоит, так как для ребенка это принципиально новый вид психической активности и основа для развития его творческих способностей в дальнейшем.
Чуть ли самый важный плюс сказок – это первичная социализация. Этот непонятный психологический термин расшифровывается достаточно просто: мир двухлетнего ребенка лет ограничивается кругом близких и хорошо ему знакомых людей – это родители, родственники, их друзья и соседские карапузы в песочнице. Сказка прямо говорит малышу: мир многолик, в нем есть диковинные звери, колобки, царевны и царевичи, Баба Яга и Кощей Бессмертный. Как говорится, есть о чем подумать на сон грядущий.
Советы родителям
Кстати, на заметку родителям: даже в таком простом деле как сказка на ночь существуют определенные правила:
- прятки, догонялки и тому подобные подвижные игры стоит сворачивать как минимум за час до сна:
- лучший способ перейти от физической активности к сказке перед сном – теплая ванна;
- сказка – отдых развитие для ребенка, но работа и творчество для родителей, поэтому хороший настрой и спокойствие важны как никогда;
- не стоит подменять любовь техникой: малыш вырастет и сам сможет послушать любую аудиозапись, а вот у вас возможности рассказать взрослому ребенку сказку возможно уже не будет.
Может ли сказка навредить ребенку
Есть ли у сказок противопоказания. Безусловно, есть. В любой, даже самой безобидной на первый взгляд сказке, есть агрессия, подлость, коварство и смерть. В данном случае только от родителей зависит то, как правильно выбрать материал и как грамотно объяснить малышу поведение того или иного героя. И не стоит бояться «идеальности» сказок: позже жизнь внесет в этот безупречный мир свои нелицеприятные коррективы, главное, чтобы первоначальные нравственные нормы, привитые сказками, остались навсегда.
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки
Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.
Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.
Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.
Пересказ
Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.
Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.
В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:
- Куда направился главный герой?
- Кто первым встретился на пути?
- Какие волшебные предметы были у героя?
- Что помогло победить?
- О чем должен помнить герой?
Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали
Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению
Сочинение сказочных историй
Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:
- Герой нарушил запрет
- Перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее
- Отъезд героя
- Волшебные находки
- Испытания в пути
- Преодоление злобного противника
- Возвращение домой
Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории
Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания
Разные сказки — разное влияние
Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.
Об ожившем мире вокруг
Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.
Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.
Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.
Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.
Об отношениях между людьми (бытовые сказки)
Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.
В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-такидобиваются своей цели. А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.
Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.
О добре и зле
Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.
Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников
Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- преподносит готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Использование формата сказки для развития речи дошкольников
Сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
1)Например, интересно формировать волшебный поезд, который тронется в путь только при выполнении важного условия. А условие состоит в том, чтобы в каждый вагончик сел соответствующий пассажир
Соответствия могут быть разными:
- Кто расскажет, в какие необыкновенные места он направляется
- Если произнесет волшебные слова, чтобы двери вагона открылись
- Кто назовет, какие подарки привезет своим друзьям из сказочной страны
2)Восприятию буквенно-звукового состава слова поможет расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
Дидактические сказки
Это самые явные развивающие сказки для детей, поскольку их чаще всего сочиняют педагоги. Дети не хотят учиться потому, что им это неинтересно, в маленьком возрасте им главнее игра, а не буквы и цифры. Чтобы заинтересовать формирующийся мозг, ему нужно предложить альтернативу игре — сказку, в которой переплетается материал урока со сказочными героями, где буквы, цифры, слова сами становятся одушевленными персонажами.
Наверное, все мы помним сказку «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной. По её мотивам даже мультфильм нарисовали, поскольку именно она заложила в нашей памяти интереснейшее правило: запятые — наиважнейшие знаки препинания, потому что они могут кардинально изменить смысл фразы («Казнить, нельзя помиловать!»). Те правила, которые мы просто заучиваем, с возрастом все равно забываются, а то, что мы узнали из сказок, остается в нашей памяти навсегда.
Народные и авторские сказки
Абсолютно все сказки — проецирование нашей реальной жизни на вымышленных персонажей, и мы должны отдать должное мудрости нашего народа, который смог в сказках пересказать все свои переживания. Слушая фольклор, мифы своего народа, ребенок впитывает в себя его мышление, привычки, повадки. Благодаря этим сказкам малыш может понять поведение своих родителей, их наставления.
Никто не знает, откуда пошли эти детские сказки, но их развивающие способности неоспоримы, поскольку мудрость, заложенная в них, пронесена неизвестными авторами сквозь века. Именно мудрости, доброте, верности себе и своему народу, геройству и правильности поступков учат народные сказки.
Есть среди народных сказок и страшилки. Именно благодаря ним мы знаем о нечистой силе, о том, что в наших домах водятся домовые, что есть рогатые чертята, способные превратить нашу жизнь в хаос. У каждого народа существуют свои чудища-страшилки, но если присмотреться к ним внимательно, мы увидим, что они все схожи между собой, только называют их по-разному. Ребенку настолько страшны эти сказки, насколько и интересны, ведь это не ужасы, которые сейчас показывают в кино, а некий объект нашего воображения.
Авторские сказки
Существует три основных направления авторских сказок — это волшебные, обучающие и психокоррекционные.
Авторские сказки о волшебстве отличаются от народных образностью своих персонажей. Возьмем, например, сказки братьев Гримм. В каждом их повествовании есть определенные персонажи с конкретными именами. В авторской сказке всё более конкретно — «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Рапунцель». Однако можно сказать, что многие из этих сказок стали даже поистине народными, например, «Волк и семеро козлят». Из народных сказок мы несем в свою взрослую жизнь многолетнюю мудрость народа, а из авторских запоминаем интересный сюжет, например, «Оле-Лукойе», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине». Именно эти сказки малыши хотят слышать каждый вечер на ночь, потому что их персонажи очень яркие и легко запоминающиеся
К тому же в этих сказках добро всегда побеждает зло, что очень важно для развития детского восприятия внешнего мира.
Существуют также авторские сказки, которые пишут психологи или педагоги, и в большинстве случаев они направлены на обучение ребенка через интересные рассказы, поскольку так ему легче усваивать материал, да и о волшебных цифрах и буквах интереснее слушать, чем просто учить алфавит.
Механизм воздействия сказки на развитие личности
Если вы до сих пор не верите в то, что сказки могут влиять на будущее детей, вспомните, сколько девушек мечтает во взрослой жизни о принце на белом коне? Откуда этот образ? Ну конечно из нашего детства, когда мама читала сказку о Золушке или когда мы смотрели Диснеевские мультфильмы. То, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь.
Чтобы понять, как сказка может повлиять на малыша, нужно разбираться в механизме её влияния, знать «рычажки», на которые она воздействует.
Во-первых, это мировосприятие. Ребёнок чувствует окружающий мир на уровне интуиции, он еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки. Ребёнок принимает сказку «за чистую монету», поэтому все вокруг ему кажется живым — его подушка, одеяло, туалетные принадлежности, вся природа вокруг, и, конечно же, животные. Когда ребёнок воображает себе защитников вокруг, которые могут ожить в любой момент, он чувствует себя более защищенным.
Во-вторых, маленького ребёнка можно назвать «подражателем», то есть он старается повторять ваши самые яркие действия, жесты, мимику
Ему чрезвычайно важно найти объекты для подражания, и в сказке он их находит сполна — принц, принцесса, добрая фея, умный кот. Сказки помогают вам донести до ребенка понятия хорошего и плохого
Если вы просто скажете ребёнку «так делать нельзя», он наверняка захочет нашкодничать только потому, что ему запретили и ничего не объяснили. Но если он услышит о последствиях в сказочной форме, это окажет на него большее влияние, поскольку сказочные герои в его воображении имеют некий «авторитет».
В-третьих, в сказках нет замысловатых слов и непонятных фраз — всё изложено настолько доступно и просто, что ребёнку намного легче воспринимать именно сказку, чем рассказы о настоящей жизни. Окунаясь в сказку, ребёнок оказывается в своем вымышленном мире, который является для него вполне реальным. Задача сказки — влиять не на ум, а на чувства, поскольку именно в детском возрасте мы все воспринимаем с помощью чувств, и лишь во взрослой жизни учимся жить умом. Ребёнку именно через сказку легче понять самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо — жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство.
Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп
Ремонт холодильников Атлант на дому – вызов мастера
Профессионально ремонтируем холодильники Атлант + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%
Работаем по Москве и области.
Звоните: +7 (495) 222-13-94
Воспитание сказкой
Когда малыш слушает сказку, его сознание переносится в мир чудес и волшебства. А ребенок в отличие от родителей еще верит в чудо. Поскольку слушая сказку малыш не видит сказочных персонажей, то его воображение включается в полную силу и пупс начинает представлять то что слышит, сам того не зная начинает тренировать свою фантазию.
Представьте себе, что ежедневное прочтение воспитывает в вашем карапузе, очень важные черты, без которых сложно стать личностью. Например, такие как:
- Сила воли
- Веру в себя и окружающих
- Храбрость
- Любовь к труду
- Ответственность
- Веру в добро
- Честность
- Целеустремленность
- Выдержку
Может быть, вы знаете другие качества, которые возможно воспитать небылицами? Делитесь!
Слушая сказку ребенок бессознательно учится человеческим качествам, приходит понимание того что за плохой поступок всегда придется отвечать.
Психокоррекционные и психотерапевтические сказки
С помощью правильно подобранных и сочиненных психологами сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, то есть направить его не очень правильные поступки в более позитивное русло, на примере сказки объяснить суть происходящего и возможные последствия.
Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы.
Сказки, направленные на коррекцию поведения и мышления ребёнка, не всегда с «хэппи-эндом» — многие из них заканчиваются трагически. Но это лишь для того, чтобы раскрыть душу ребёнка, донести до неё самые важные жизненные ситуации и пути их решения.
Gnomik.ru
Развиваем речь ребенка
В сказке передаются из поколения в поколение не только мудрость народная, но и неповторимые речевые обороты, например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «жили-были», «подобру-поздорову». Эти слова создают сказочную атмосферу, переносят ребенка в другую волшебную страну, в Тридевятое Царство. Наряду с общеупотребительными словами эти речевые обороты обогащают речь ребенка.
В дошкольном возрасте развитие речи идет через игру, общение со взрослыми. Сказки дают детям большое количество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно потом использовать.
У родителей дома часто принят один постоянный стиль речи, ежедневное общение идет, в основном, на бытовые темы. Сказка открывает перед ребенком волшебный многогранный мир с приключениями, путешествиями. Ребенок узнает о разных странах, о злых колдунах, прекрасных феях. Пополнение словарного запаса идет незаметно и увлекательно. Главное читать ребенку регулярно и с интонацией. Тогда он сам быстрее научится не только сопереживать героям сказки, но и выражать свои эмоции, желания, мечты. А ведь это тоже имеет большое значения для полноценного развития ребенка.
Развитию речи способствуют инсценировки сказок. Дети на утренниках показывают по ролям отрывки из сказок или сказку целиком. Заучивая роли героев, они тренируются в произношении новых слов, обогащают свой словарный запас, что положительно сказывается на развитии ребенка.