Заикание у детей: причины и лечение

Первая догадка о невротической природе заикания

Первым человеком, назвавшим заикание «дурной привычкой» и связавшим его с испугом в детстве, был врач из Швейцарии Иоганн К. Амман. Ему мы обязаны появлением довольно стойкого мнения, что заикание у детей – следствие эпизодов страха. «Испугался собаки, грозы, шума, падения», и вот результат – ребенок заикается. Этот миф распространен и сегодня. И хотя такой эпизод действительно способствует началу заикания у детей, причина заикания не в собаках или громе, а в особенностях нервной системы. Миллионы детей пугаются животных, и только малая часть из них начинает заикаться. Но невротическое заикание, о причинах и механизме которого догадывался Амман, признается и сегодня.

Причины заикания у взрослых

Нельзя назвать типичным возникновение заикания у взрослых людей. Обычно эта речевая патология развивается в возрасте от 2 до 6 лет, потому что навыки речи приобретаются именно тогда. Работа со специалистами в этом возрасте позволяет частично, а иногда и полностью преодолеть проблему. В то же время весьма распространены рецидивы заикания уже в подростковом возрасте. С 15 до 17 лет, по мнению медиков, усугубление заикания связывается с лабильностью нервной системы, возникновением неврозов.

Но что если человек не заикался ранее, и дефект речи развивается во взрослом возрасте? Медицинская статистика указывает, что среди взрослых распространенность проблемы оценивается не более чем в 1%. Но тем не менее это немало.

Природа заикания связана с тем, что сокращение мышц речевого и дыхательного аппарата у больного человека сопровождается судорогами. К слову, заикание у взрослых, впрочем, как и у детей, с давних времен рассматривается исключительно как проявление болезни, а не банальный недостаток. Несколько столетий назад было установлено психоневрологическое происхождение данной речевой особенности, а на сегодняшний день для ее устранения применяются логопедические, неврологические, психологические и психотерапевтические техники лечения.

Истоки судорог при формулировании слов можно разделить на два класса:

невротические (логоневроз) – могут возникать и в детском, и во взрослом возрасте, например, вследствие перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжелого горя, глубокого эмоционального шока; в таком случае физиологично патология речи никак не обусловлена, а человек может начать заикаться в отдельные моменты, буквально посреди нормальной речи; спровоцировать это может, например, сверхважность произносимого спича;
органические (неврозоподобные) – обусловлены функциональными отклонениями в работе мозга; симптомы могут проявляться как постоянно, так и зависимо от обстоятельств; толчком для появления заикания данной природы могут травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы; пройдет заикание в ходе лечения основного заболевания.

Манифестация заикания у взрослых отмечается гораздо реже, чем сохранение этого дефекта с детства или его рецидив. Причиной развития заикания во взрослом возрасте становится травма или глубокое эмоциональное потрясение. Такой логоневроз принято относить к категории стрессовых или реактивно протекающих. Что примечательно, так он требует своевременной медицинской помощи, без которой рискует осложниться дефектами мимики и закрепиться в речевой практике. Такой собеседник при каждом слове будет испытывать личный дискомфорт, а на собеседников производить не самое приятное впечатление.

С подобным сталкиваются и лица, заикающиеся с детства – наследственная предрасположенность или сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного.

Заикание у взрослых, и тем более у детей, ни в коем случае не стоит воспринимать как данность. Чем раньше приняться за работу над речью, тем проще будет ее нормализовать. Дефект успешно устраняется посредством профессиональной помощи. Часто заболевание характеризуется благоприятным прогнозом. В то же время необходимо подготовиться к длительному сотрудничеству со специалистами, возможно, со смежных медицинских сфер.

Ребенок начал заикаться в 3 года

Наиболее частую фразу, которую мы слышим на консультации: «Ребенок начал заикаться в 3 года» И это действительно так и есть. В 3 года активно формируется речь ребенка, и любые отрицательные факторы могут нарушить ее формирование. Заикание может начинаться в 2 года, 2,5 года, в 3 года, в 3,5 года, в 4 года, в 5 лет, в 6 лет, в 7 лет и более старшем возрасте. А если ребенок эмоциональный, все переживает, часто волнуется, слабый, капризный, нервный, то самый малейший фактор может вызвать заикание, и ребенок начинает заикаться. При увеличении умственной нагрузки, например, поход в школу (в первый класс), ребенок заикается все больше и больше. А насмешки одноклассников усугубляют заикание и ведут к развитию такого тяжелейшего заболевания, как детский невроз. Ребенок замыкается, перестает отвечать на уроках, хотя учебный материал отлично знает, получает двойки.   
 

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Предыдущая статья
Move mobility

Следующая статья
Что делать, если думаешь о суициде?

Поделиться

Правильная диагностика — основа успешной коррекции

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

Психологические симптомы

Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

  1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
  2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
  3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

Как проявляется и с чего начинать

По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.

Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:

  • невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
  • рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
  •  психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
  • логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.

Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).

Лечение заикания у детей

Опасность заикания заключается в том, что чем дольше ребенок заикается, тем сложнее потом от этого избавиться. Заикание в последствии приводит ко многим психологическим трудностям. Уже во взрослой жизни людям, страдающим заиканием, трудно устроить свою личную жизнь, построить карьеру и прочее

Поэтому очень важно начинать лечение сразу, после того, как ребенок начал заикаться, то есть от двух до четырех лет. Идеальный вариант начинать бороться с заиканием сразу после периода, так называемого «предзаикания», который, как отмечают многие родители, длится от пары часов до суток

В это время ребенок замолкает, вообще не разговаривает, после чего речь возвращается, но с явными нарушениями.

Существует множество методик лечения заикания у детей, но наибольшего эффекта можно достичь, если использовать в комплексе несколько методик. К основным направлениям в лечении детского заикания следует относить следующие:

  1. Занятия с логопедом. Специалист поможет научить ребенка говорить плавно, подберет определенный темп речи, тембр голоса. Занятия с логопедом устраняют психологическую нервозность, помогут заинтересовать ребенка в том, чтобы говорить правильно.
  2. Занятия с психологом. Если заикание — это следствие психологической травмы такие занятия обязательны.
  3. Дыхательные практики. Правильное дыхание поможет ребенку расслабиться и укрепить артикуляционный аппарат.
  4. Медикаментозная терапия. Прием некоторых медикаментозных препаратов необходим , если заикание возникло в результате приобретенных или врожденных неврологических отклонений.
  5. Компьютерные тренажеры. Существуют специальные компьютерные программы, которые имитируют занятия с логопедом. Их можно использовать как дополнение к основным занятиям.
  6. Лечебная гимнастика, массаж, рефлексотерапия, занятия спортом, гипноз показаны для снятия нервного и мышечного напряжения у ребенка.

Главные упражнения для преодоления заикания у ребенка

Упражнения, которые помогают ребенку справиться с заиканием, основаны на развитии правильного речевого дыхания. Упражнения можно выполнять дома, а также на свежем воздухе. Все упражнения выполняет взрослый, а ребенок за ним повторяет. Создайте игровую среду, так ребенок быстрее включится в работу над своим дыханием.

Встаньте с ребенком напротив друг друга и скажите, что вы будете подражать медведю из сказки «Маша и медведь». Выпрямите спину, руки опустите вниз. Затем округляйте спину, голова при этом должна быть опущена, руки и шея расслаблены. Быстро вдохните и начинайте выпрямляться, но не полностью, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 5-8 раз. Всего может быть до 12 подходов по 8 вдохов. Но спешить нельзя, лучше начните с 2-3 подходов. Следите за своим ребенком. Если малыш устал, сделайте перерыв.
Расскажите ребенку историю про добрую сову, которая сидит ночью на высоком дереве и крутит головой

Сейчас вы будете показывать сову, а ребенок должен за вами повторять
Обратите внимание малыша, что в игре важно правильно дышать. Встаньте прямо, руки опустите вниз
Поверните голову влево, сделайте вдох через нос

Затем поверните голову вправо и сделайте еще один вдох. Выдыхайте воздух между поворотами, но не останавливайтесь. Во время упражнения шея не должна напрягаться. Сделайте 8 вдохов и отдыхайте.

Эти два упражнения тренируют диафрагму, помогают в образовании и подаче голоса, развивают дыхательную систему ребенка. Делайте эти упражнения регулярно утром и вечером и буквально через месяц вы заметите результат.

Из-за чего возникает заикание

Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.

Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.

Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а  предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.

Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.

Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.

Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран  сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.

Виды заикания

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.)

Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь

Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.

Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.

Психосоматика шизофрении

Это одна из самых загадочных и тяжелых прогрессирующих заболеваний психики, точные причины которой не установлены до сих пор. И, к сожалению, излечить ее полностью тоже пока не удается.

Одной из теорий развития шизофрении являются эмоциональные проблемы, хотя   большинство специалистов отвергают это предположение. Они считают такое утверждение беспочвенным, ведь одним из основных симптомов данного психического расстройства как раз и является отсутствие эмоций (так называемая «эмоциональная тупость»).

Однако приверженцы вышеупомянутой гипотезы пытаются ее отстоять. По мнению психолога и психиатра Вильгельм Райх, тесно занимающегося эмоциональностью, шизофреник подавляет чувства. Они так сильны, что их нужно как можно глубже спрятать в себе и никогда о них не вспоминать. Эмоции как бы замораживаются в теле личности и сдерживаются внушительным напряжением мышц.

Любое «прикосновение» к ним вызывает дичайшую душевную боль. Именно поэтому психотерапия при лечении шизофрении не приносит плодов, а лишь усугубляет состояние пациента, не желающего признавать реальность. Он не хочет контакта со своими подавленными чувствами, так как они для него слишком опасны и справится с ними ему не по силам.

Эмоциональная составляющая личности формируется в детстве, вместе с общим психологическим состоянием человека

Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства находился в окружении, которое его любит просто потому, что он есть, а не в силу обязанностей

Будущим родителям следует давать себе отчет, что их конфликты между собой, побои будущей матери и т. д. негативно скажутся на психическом и физическом здоровье их чада. Ребенок должен быть желанным, расти в доброй атмосфере, без гиперопеки, в доверии и заботе, правильно воспитываться, поддерживаться в любых начинаниях и возможных неудачах.   

Анатомия и физиология речи

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.  

На заметку!

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.  
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.  
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).  

* Язык * Твердое и мягкое небо

Коррекция заикания у взрослых

Самостоятельно преодолеть заикание у взрослых крайне сложно и обычно безуспешно

Интересно, что в момент глубокого потрясения пострадавшему человеку крайне важно может быть оказание своеобразной «скорой помощи», чтобы дефект не успел закрепиться. Если вы видите, что из-за сильного стресса человек рядом с вами начинает заикаться или неясно излагать мысль, то вывести его из этого состояния тотчас можно банальным угощением горячим чаем или крепким алкоголем

Однако случившийся прецедент должен стать поводом для последующего обращения к компетентному специалисту.

Специалист анализирует анамнез нарушений – врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. Именно это надёжный базис для разработки методики индивидуальной коррекции заболевания.

Секрет успешного лечения заикания у взрослых – индивидуальный подход и комплексное лечение. Выбирают самые разные тактики лечения – от гипноза до массажа, они же между собой и комбинируются. Чтобы проработать не только дефекты речи, но и мышечное напряжение, скованность и угловатость движений, частые судороги, а иногда и головные боли, пригодиться помощь невропатолога и рефлексотерапевта.

Конечно же, их участие, равно как и работа с вибротологом, актуально в восстановительном периоде после травмы, контузии или инсульта, если заикание у взрослых происходит вследствие таковых. При травме, болезнях, а иногда и стрессе, мышцы склонны к сжиманию, в каком состоянии и остаются. Если человек постоянно испытывает одни и те же чувства, напряжение накапливается, и в определенных местах возникают так называемые миофасциальные образования. Это уплотненные и спазмированные участки мышечной ткани, создающие помехи в передаче нервного импульса

На начальном этапе лечения заикания у взрослых важно выявить такие участки и снять напряжение с них. Для этого могут применяться как медикаменты, так и миотерапия, то есть лечение мышц

Если заикание у взрослых, что бывает нечасто, имеет психологическую природу, то следует обратиться к психологу. С ним можно проработать психические зажимы, страхи, другие травмирующие обстоятельства

Например, если взрослый человек начинает заикаться во время публичного выступления или важной речи

Коррекция и лечение заикания в Хабаровске

Как избавиться от заикания знают специалисты медицинского центра «Неокортекс».  Обращайтесь к нам для диагностики и лечения, мы обязательно поможем вашему ребенку справиться с проблемами речи. Среди преимуществ центра:

  • В штате нашего учреждения 30 высококвалифицированных сотрудников, которые специализируются на лечении как взрослых, так и малышей.
  • У нас многолетний опыт работы, после диагностики коррекция заикания ребенка будет осуществлена наиболее эффективным методом.
  • У нас применяются комплексные методики диагностики и лечения.
  • Для каждого нашего пациента составляется индивидуальная программа терапии. В ходе курса лечения ребенок получает и медицинскую, и психологическую, и эмоциональную помощь.
  • Мы применяем методы поддерживающей терапии, которые позволяют закрепить результаты лечения.

Чтобы избавить ребенка от проблемы заикания запишитесь на прием в медицинский центр «Неокортекс». Наши специалисты обязательно помогут в любых вопросах лечения заикания в Хабаровске.

Заикание у детей

Проблемы с произношением у малышей также способны иметь различную этимологию

Родители чаще всего обращают внимание на присутствие нарушения в возрасте 3-4 лет, когда их сын или дочь начинают говорить отдельными предложениями. На этом этапе рекомендуется обращение к логопеду для подтверждения присутствия патологии

При подтверждении нарушения маленький пациент направляется на консультацию к детскому психологу и, при необходимости, психиатру.

В числе частых причин возникновения нарушения специалисты обращают внимание на следующие факторы:

  • родовая травма, в том числе нарушение мозгового кровообращения при длительных и сложных родах;
  • проблемы, вызванные внутриутробным развитием;
  • врожденные или приобретенные неврологические нарушения;
  • ребенок пережил сильный стресс или испуг.

Опытный детский психолог определит причину появления заикания и разработает программу терапии. В случаях связи проблемы с физиологическими или неврологическими заболеваниями, в первую очередь проводится лечение основного диагноза. Далее в программу занятий с маленькими пациентами включаются игровые курсы с психологом. Использования таких программ становится основой восстановления нормального течения речи.

Библиотерапия

Одной из интересных методик психокоррекции заикания является методика логопеда, психолога Ю.Б. Некрасовой. Это уникальная система основана на логопсихотерапии и отличается от других методик использования библиотерапии – специально выбранного для чтения материала. Ее цель – решение личных проблем больного с помощью направленного чтения. Используются художественные произведения, героем которых является персонаж, попавший в трудную жизненную ситуацию, (например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).

По мнению Ю.Б. Некрасовой, заикание – это социальный дефект. Проблема выражается в таких видах семейной дисгармонии, как отношение к заикающемуся как неполноценному, преувеличение значимости дефекта, провокации роли больного или, наоборот, преуменьшение значимости дефекта, что приводит к тревожности, неуверенности ребенка в себе и тормозит его развитие. Сверхтребовательная форма отношения в семье, и как следствие, оправдание неуспеха и уход в заикание. Вся методика строится на семейном чтении по заданию психотерапевта, а затем на групповых занятиях, целью которых является формирование здоровья личности.

Этапы библиотерапии

1 этап – пропедевтический. Терапия проводится на расстоянии в переписке заикающегося с его семьей не менее полугода. Этот этап диагностический и мотивационно-стимулирующий: необходимо вовлечь значимых для заикающегося членов семьи в процесс библиотерапии. Это может быть мама, брат или жена участника. Пациент и члены его семьи читают и анализируют различные художественные произведения, каждое из которых преследует свою психотерапевтическую цель, делятся впечатлениями, обозначая свои эмоции. Впоследствии заикающийся может стать автором собственного произведения.

2 этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии или директивное групповое воздействие онлайн. Собираются два круга: первый – сами заикающиеся, второй – их родственники. Психотерапевт проводит внушение в бодрствующем состоянии, его цель – эмоциональные и поведенческие изменения заикающихся и их семей.

3 этап – активная групповая, семейная логопсихотерапия. Сюда входят логопедические занятия по формированию навыков новой речи, преодоление психологических комплексов, улучшение произношения, символотерапия, «якорь» во время речи, кинезитерапия (движения во время речи). Проходит с родственниками два месяца, направлена на поиск положительного во всем.

4 этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия. Через полгода после основного курса лечения происходит закрепление оздоравливающих психических состояний.

Библиотерапия имеет хорошие результаты по устранению заикания, опосредовано воздействую на мотивационно-потребностную сферу личности заикающегося. Реализуется в индивидуальных и групповых формах, способствуя самопознанию личности и членов группы. Библиотерапия помимо выполнения коммуникативной функции рождает в человеке веру в себя, осуществляет активную поддержку родственников и возрождает традицию семейного чтения.

Задайте вопрос логопеду. Онлайн. Бесплатно.

Автор Юля Савельева

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий