Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания)

Какие методы применимы для закаливания детей дошкольного возраста

Для закаливания детей подойдут любые средства, которые даны природой. Но не всегда их воздействие полезно! Многие родители считают, что самым лучшим способом укрепления организма является поездка на солнечное побережье.

Представьте их удивление, когда через пару дней после такого отдыха их малыш заболевает. А вызвано это тем, что на организм была оказана слишком высокая нагрузка. К процессу закаливания нужно подходить с умом!

Выделяют следующие основные виды закаливания детей дошкольного возраста:

  • Воздушные и солнечные ванны;
  • Закаливание водой.

Принимаем правильно воздушные и солнечные ванны

Закаливание детей дошкольного возраста воздухом доступно с первых месяцев жизни малыша. Особенно этот метод подойдет тем малышам, организм которых от частых болезней ослаб. Начинать можно с теплой комнаты, в которой малыш голышом выкладывается на коврик или покрывало. Поначалу достаточно нескольких минут, а затем интервал увеличивается. Эта процедура детям очень приятна, поэтому проблем возникнуть не должно.

Когда дети проводят достаточно времени на свежем воздухе, их организм становится крепче!

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребёнка в комнате!

Под солнечными ваннами совсем не подразумевается нахождение детей под прямыми солнечными лучами постоянно. Это может привести к ожогам и перегреву. Поэтому оборудуйте место для игры в тени.

Вода – один из главных помощников в закаливании

Закаливание детей дошкольного возраста водой может осуществляться в форме купания или плавания, а также обтираний и обливаний. Если при купании воду делать не слишком теплой, то это может считаться процедурой закаливания.

Постарайтесь в будущем приучить ребенка к самостоятельному закаливанию водичкой.

Также можно каждый день устраивать водные процедуры в виде небольшого душа. Летом будет отличным вариантом наличие небольшого бассейна.

Обливание и обтирание дают наилучший эффект. Но проводить такие процедуры нужно аккуратно и методично. Тогда вы уже в первый месяц заметите результат.

Обтирание проводится двумя полотенцами. Одно из них смочено в теплой воде и отжато, а второе – сухое. Процедура проводится после сна. Энергичными движениями обтирают сначала одну ногу, а потом вторую. Закончив обтирания, обязательно нужно одеть ребёнка.

Гидротерапия

Гидротерапия – это наиболее эффективный метод закаливания.  Применяют следующие методы гидротерапии:  обтирание, обливание, купание, ножные ванны.

  • Влажные обтирания можно проводить детям, начиная с 2-4 месячного возраста. Ребенка приучают постепенно – сначала проводят сухие растирания мягкой рукавицей. Начинают с кистей и стоп, а затем переходят к растиранию рук и ног и всего туловища. Затем обтирания проводят махровой рукавицей, смоченной в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела обтирают отдельно, а потом вытирают досуха. Длительность всей процедуры 1-2 минуты. У детей до года рекомендовано начинать обтирания с 35º С, у детей более старшего возраста – с 33º-30º С
  • Обливания водой – более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием, его обычно начинают через два месяца после окончания курса обтирания. Начальная температура составляет 32º-36º С. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову, а затем остальные части тела. Эффективны обливания водой контрастной температуры (разница 5º-7º С), с постепенным снижением температуры до 12º-14º С.  После обливания необходимо провести растирание и массаж. Общая длительность процедуры – 60-90 секунд.

Очень полезными процедурами для детей являются обливания стоп. Их проводят ежедневно, в течение года. Воду льют на нижнюю треть голеней и стопы.  При этом  температуры воды в начале курса  28º-25º С, а в конце  курса  15º-14º С. Температура воды понижается каждые 10 дней  на 1º-2º С. Длительность процедуры – 30 секунд, после обливания необходимо растереть стопы махровым полотенцем.

Ножные ванны – целесообразно проводить, когда ребенок научился ходить.

Для проведения этой процедуры в большой таз наливают воду, чтобы ее уровень доходил до щиколоток, и предлагают ребенку потоптаться в водичке 3-5 минут. Начальная температура воды составляет 35º-36º С и постепенно снижается до 27º-28º С, а время пребывания в воде увеличивается.  Если на дно таза при этом насыпать мелких гладких  камушков, получится «домашний пляж», хождение по которому является прекрасной профилактикой плоскостопия.

Контрастные гидропроцедуры являются переходной ступенью между традиционным и интенсивным закаливанием.

Методика проведения контрастных ножных ванн: в ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода всегда 38º-40º С, а во втором 34º-36º С, и каждые пять дней температуру воды во втором тазу понижают на 1º С и доводят до 18º-10º С. Сначала ребенок погружает ноги на 1-2 мин в горячую воду, а затем на 5-20 секунд погружает ноги в холодную воду. Число попеременных погружений 3-6, заканчивают процедуру горячей ванной.

Контрастный душ Детям в возрасте от 1.5 лет можно проводить контрастный душ: нахождение под горячей водой 40º-50º С в течение 1 минуты, затем в течение 10-20 секунд проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10º-15º С. Чередуют 5-6 раз. Затем ребенка растирают махровым полотенцем.

Также для закаливания детей полезна сауна, русская баня. При отсутствии противопоказаний  с 3-4 лет ребенок 1 раз в неделю может посещать сауну.

К физиотерапевтическим методам, применяемых  при закаливании относятся также:

  • климатотерапия
  • гелиотерапия (вид климатотерапии с помощью солнечных лучей)
  • талассотерапия (лечение морским климатом и морским купанием)
  • псаммотерапия (метод лечения с помощью горячего песка)
  • спелеотерапия (метод лечения длительным пребыванием в условиях своеобразного микроклимата естественных карстовых пещер, гротов, соляных копей)

Будьте здоровы!

Второй способ – прогулка, в том числе и сон на воздухе

 Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Сон, питание, игры, гимнастику и закаливание лучше всего летом организовать за городом, на свежем воздухе. Айда к бабушке на дачу!

Гулять нужно в любое время года детям любого возраста, и новорожденным тоже. Только зимой 2-недельного ребенка не стоит выносить на улицу, если там холоднее, чем -5°С.  Первая прогулка всего 10 минут, а потом все дольше минут на 5-10, и так доходим до 2 часов. Гулять лучше 2 раза в день. И малышу полезно, и мама после родов быстрее восстановит фигуру.

Детей в возрасте 2-3 месяцев не выносят на прогулки, если на улице -11 °С.  В более теплые дни гулять можно до 1 часа, а в холодные – лучше несколько раз на 20 минут выйти.

Дети 3-5 месяцев жизни гуляют уже до -12 °С, а ближе к 6 месяцам – и при -15°С.  В теплое время года с малышом хорошо гулять между кормлениями 2- 3 раза в день по 2-2,5 часа. Поели — погуляли — пришли умылись, поели, переоделись — и опять гулять. Красота…

Как понять, что дневной сон малыша на воздухе организован правильно:

  • ребенок быстро засыпает;
  • сон спокойный;
  • дыхание во сне ровное;
  • личико розового цвета;
  • ребенок не вспотел;
  • при пробуждении ручки и ножки малыша теплые.

Если ребенку неудобно, что-то беспокоит, ему жарко или холодно, то сон будет неровным, а может, малыш и вовсе не уснет.

Если личико с синюшным оттенком, носик, ручки и ножки холодные, значит, он сильно переохладился. Нужно срочно домой – согреваться. Если же, наоборот, лоб потный, то ребенок перегрелся.

Закаливание к высокой температуре воздуха

При высокой температуре окружающей среды вследствие затруднения теплоотдачи возникает опасность нарушения теплового равновесия и повышения температуры тела (см. Перегревание организма). В результате многократного и систематического действия тепла устойчивость организма к нему повышается, что достигается гл. обр. улучшением теплоотдачи. Основная роль в приспособлении к действию тепла принадлежит физ. теплорегуляции. При длительном 3. к теплу повышается эффективность потоотделения, т. е. увеличивается количество испаряющегося пота (обильный профузный пот сравнительно малоэффективен, т. к. большая часть его стекает в виде капель и практически не влияет на величину тепло-потери). Увеличение теплопотери происходит только за счет испаряющегося пота. Количество испаряющегося пота и, следовательно, теплоотдача испарением у постоянных жителей жарких стран значительно больше, чем у вновь прибывших из стран с холодным или умеренным климатом.

При длительном пребывании жителей умеренного климата в условиях высокой температуры окружающей среды эффективность потения у них постепенно возрастает. Это объясняется тем, что по мере Закаливания организма к высокой температуре воздуха меняется состав пота, в нем повышается содержание жировых веществ в основном за счет увеличения выделения кожного сала. Благодаря увеличению содержания жировых веществ в поте уменьшается его поверхностное натяжение, в результате чего пот более равномерно распределяется по коже и увеличивается общая поверхность испарения. Имеются указания на то, что по мере 3. к высокой температуре воздуха уменьшается концентрация хлоридов в поте. Благодаря этому происходит относительно меньшая потеря солей при интенсивном потоотделении (см.), что обеспечивает большую устойчивость солевого баланса. Благодаря улучшению теплоотдачи у людей, закаленных к воздействию высокой температуры, повышается способность к сохранению постоянства температуры тела; учащение пульса во время работы бывает умеренным, работоспособность увеличивается. Один из показателей закаленности к высокой температуре — повышение зоны оптимального теплоощущения (зоны комфорта).

Закаливание солнцем

Пребывание на солнце чрезвычайно полезно дошкольникам. Оно положительно влияет на все системы растущего организма:

  • ускоряет обменные процессы;
  • повышает общий тонус тела и улучшает самочувствие;
  • поднимает настроение;
  • нормализует сон и аппетит;
  • способствует выравниванию теплообмена.

Между тем, солнечные лучи могут оказывать и вредное воздействие

Поэтому использовать их в детском саду в качестве метода закаливания нужно со всей осторожностью.. Закаливать дошкольников с помощью солнечных ванн необходимо в движении

При этом надо выбирать более спокойные игры и следить, чтобы ребята не перегревались. Обязательным условием солнечных процедур является головной убор, прикрывающий лицо и шею.

Закаливать дошкольников с помощью солнечных ванн необходимо в движении. При этом надо выбирать более спокойные игры и следить, чтобы ребята не перегревались. Обязательным условием солнечных процедур является головной убор, прикрывающий лицо и шею.

Нельзя оставлять детей под открытым солнцем надолго. В начале прогулки они должны находиться в тени деревьев, привыкая к воздуху. Затем следует 2-3 раза чередовать пребывание под открытыми солнечными лучами и в тени. Такие периоды обычно длятся по 5-10 минут. Когда на детской коже появится защитный загар, можно увеличить время нахождения под солнцем.

Если позволяет погода, рекомендуется устраивать солнечные ванны дважды в день: утром – с 8 до 9 часов, днем – после сна с 15 до 16 часов.

Закаливать детей в саду не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы не навредить детскому организму, необходимо подходить к процессу вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Взрослым придется немало потрудиться: крайне нежелательно пропускать процедуры ни в садике, ни дома, независимо от дня недели и времени года. Но если система закаливания будет настроена правильно, то она обязательно покажет ожидаемый результат. В итоге родители получат бесценную награду – стабильно здорового малыша.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Закаливание грудничков — особенности и преимущества

Детские педиатры утверждают: грудного ребенка можно приучать к закаливанию с 6-месячного возраста, тем более что в этот период малыши принимают ванну каждый день. В целом, банальный процесс купания можно превратить в процедуру закаливания. Суть закаливания сводится к купанию ребенка в воде, температуру которой нужно ежедневно понижать на 1–2 градуса.

Сперва ножки малыша разогреваются в горячей воде, после чего обливаются теплой, а затем ребята погружаются в прохладную водичку. Так, весь процесс закаливания начинается с горячей воды и завершается холодной.

Для грудничка средняя температура горячей воды должна составлять 37–38°С, а холодной — 27–28°С. Постепенно температура горячей воды должна достичь отметки 40 °С, а холодной — 17–18 °С.

Эти статьи – огонь!

Сауна и коронавирус: в чем польза и вред?С какого возраста детям можно ходить в баню?Лечит ли баня аллергию? В каких случаях можно посещать парную

Суть закаливания сводится к купанию ребенка в воде, температуру которой нужно ежедневно понижать на 1–2 градуса.

Основные преимущества закаливания для детей таковы:

  • у закаленного ребенка — более крепкий иммунитет по сравнению с детьми, которые не закаляются (закаленные детки реже болеют простудой, в легких формах переносят инфекционные и вирусные заболевания);
  • активизация обменных процессов в организме;
  • улучшение процесса кровообращения;
  • продуктивная работа центральной нервной системы;
  • тренировка сердечнососудистой системы;
  • повышается работоспособность;
  • улучшается настроение;
  • гарантируется общее физическое оздоровление организма.

Закаливание к холоду

Наиболее практически важным является 3. к холоду, т. к. переохлаждение — наиболее частая причина острых респираторных заболеваний. Сложная система терморегуляции организма, позволяющая поддерживать постоянство температуры его внутренней среды независимо от изменений температуры окружающей среды, состоит из двух механизмов — физ. и хим. терморегуляции (см.). Физ. терморегуляция связана с регулированием отдачи тепла с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов, в результате чего в зависимости от температуры окружающей среды то уменьшается, то увеличивается «подвоз» тепла с кровью к поверхности кожи, кожа то розовеет, то бледнеет. Однако когда охлаждение продолжает нарастать и возможности физ. терморегуляции становятся недостаточными, включается хим. терморегуляция, к-рая связана с интенсивностью обмена веществ, усиленным сгоранием продуктов обмена. Т. о., большая отдача тепла компенсируется усиленным теплообразованием, и температура внутренних органов остается постоянной. 3. обеспечивает тренировку процессов как физ., так и хим. терморегуляции, совершенствует и обеспечивает их более четкую и энергетически более интенсивную работу.

Установлено, что теплообразование у человека, закаленного к холоду, больше, чем у незакаленного, вследствие чего при сильном охлаждении равновесие теплового баланса у него сохраняется дольше, чем у незакаленного. При одинаковом охлаждении у закаленных к холоду температура кожи выше и кожа кажется на ощупь теплее, чем у незакаленных; это обусловливается лучшим кровоснабжением кожи у закаленных к холоду людей. Более высокая температура кожи вызывает большую потерю тепла с ее поверхности, но у закаленного к холоду человека усиленная теплопотеря покрывается повышенным теплообразованием; зато большее кровоснабжение кожи и более высокая ее температура обеспечивают высокую устойчивость закаленного человека к отморожениям, т. к. решающая роль в возникновении отморожений принадлежит значительному уменьшению кровоснабжения охлажденных частей тела (см. Отморожение). Характерным для людей, закаленных к холоду, является нек-рое снижение чувствительности к Холодовым раздражителям, что отчетливо проявляется при местном и общем охлаждении. В устойчивости против переохлаждения большая роль принадлежит сосудистым реакциям как того участка тела, который подвергается охлаждению, так и всего тела. Охлаждение любого участка поверхности тела человека вызывает реакцию не только в месте охлаждения, но и в неохлаждаемых участках. У незакаленных людей при охлаждении стоп менее чем на 5° (по сравнению с исходной температурой, к-рая обычно равна 28— 29°) возникает реакция слизистой оболочки носа — расширение ее сосудов, набухание и выделение обильного секрета, т. е. развитие катарального состояния. У закаленных такой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей не возникает, что определяется различным характером рефлекторных сосудистых реакций у незакаленных и закаленных к холоду людей.

Наряду с функциональными изменениями, наступающими в процессе 3. организма к холоду, отмечены и морфол, изменения в коже. Многократное систематическое охлаждение кожи влечет за собой утолщение ее рогового слоя, что увеличивает теплоизолирующие свойства кожи.

Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – не просто прогулки с ребенком под лозунгом «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!». Это систематическое дозированное воздействие факторов внешней среды: повышенная/пониженная температура воздуха и воды, повышенная влажность и скорость воздуха, ультрафиолетовое облучение, пониженное атмосферное давление. А результат – здоровый, счастливый малыш, который бегает по лужам, заливаясь заразительным смехом, а не удушливым кашлем.

Как тут не вспомнить Спарту, где во главу воспитания молодых людей были помещены закаливание и физическая подготовка. Практически круглый год спартанцы ходили босиком, в легкой одежде, с непокрытой головой, спали на сене без подстилки и покрывала.

Славяне также почитали добродетелью приучение тела к холоду и любой непогоде с младых ногтей. В летописи Нестора (а это 10 век) описано, что сразу после рождения младенцев парили в бане и купали в холодной воде. Геродот и Тацит в своих наблюдениях отмечали, что и скифы купали новорожденных детей в холодной воде.

Историки утверждают, что Александр Васильевич Суворов был хилым болезненным ребенком, но долгие годы закаливания подарили ему неукротимую энергию до преклонных лет. И кто знает, может, и это позволило ему решиться на переход через Альпы….

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий