Злость, тревога, раздражение на своих детей. Несколько историй из жизни

Повышаем свою родительскую компетентность и личную осознанность

Ну и для того чтобы научиться жить в гармонии со своими чувствами и эмоциями, необходимо, конечно, быть в контакте с самим/ой собой, со своими желаниями и потребностями

Для этого важно повышать свой уровень осознанности, развивать навыки самоанализа, обучаться практикам эмоциональной саморегуляции. Просто так в один день взять и перестать злиться – нереально

Как бы сильно вы ни зарекались. Но точно можно научиться выражать свою злость без того, чтобы ваш ребенок об нее травмировался.

Также в родительстве очень полезными будут знания о детской и возрастной психологии, о педагогических приемах и техниках, помогающих понять, как устроен мозг и психика ребенка, а также дающих возможность взаимодействовать с малышом так, чтобы это было эффективно. Воспитание ребенка начинается с воспитания себя, и это, порой, куда более сложная задача, нежели успокоить ребенка в истерике. Но хорошая новость в том, что мы точно становимся лучше, став родителями, и наши изменения неизбежны.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

5 советов на каждый день

  1. Вроде бы, все в курсе, но использовать как-то не спешат знание о том, что мысли материальны и все проблемы – у нас в голове. О чем думаешь, то и происходит, как настраиваешь – так и относишься;
  • Не начинайте чувствовать себя жертвой только потому, что вы так сами себе надумали!
  • Убирайте мысли о тяжелом положении и усталости, чаще вспоминайте приятные моменты общения с ребенком;
  • Думайте о плюсах, а не о минусах. Дети вырастут, временные проблемы с ними когда-то пройдут, и вы уже не будете нагружены ими, а насладиться крохотными ручками и носиком можно только сейчас! Ловите эти счастливые минуты.
  1. Конечно, оставить ребенка с кем-нибудь не всегда и не у всех есть возможность. Однако добрые люди найдутся! Не бойтесь просить помощи у тех, кто может ее оказать;
  • Пара часов отдыха – такого, который нужен именно вам – и силы вновь возвращаются;
  • Пусть кто-то другой погуляет с коляской, пока вы пройдетесь по магазинам или сходите в парикмахерскую, главное – не думать в это время о детях. Вы, конечно, можете возразить, что невозможно не думать о них. Поэтому придумайте себе такое занятие, которое отвлечет от любых мыслей!
  • Многим сейчас помогают танцы – восточные, современные, стрип и другие. Пытаясь освоить новые для тела движения, мозг начисто забывает все остальное на время тренировки. Да и фигура улучшается от регулярных занятий. А кому-то нравится рисовать, лепить из глины, кататься на лошади!
  1. Если ребенку больше полугода, можно найти развивающие занятия, которые ведет хороший детский педагог;
  • Мамы присутствуют вместе с детками, но не вмешиваются;
  • А после занятия всегда можно задать интересующие вопросы воспитателю, чтобы развеять свои страхи и сомнения, которые тоже часто сводят с ума мамочек;
  • Бонус еще и в том, что мамы начинают общаться, обсуждать проблемы и помогать друг другу – так что, если вам не получается осуществить пункт 2 из-за отсутствия помощников, вы можете скооперироваться с другими мамами – пока одна сидит с двумя детьми, другая идет по своим делам, а потом меняются. Таким образом, можно найти друзей семьи – и себе, и детям!
  1. Вы можете уставать из-за того, что берете на себя слишком много. Расслабьтесь;
  • Посуда может полежать в раковине немытая какое-то время, от этого мир не рухнет;
  • И за не поглаженное белье вас никто ругать не станет. Убирайте комплекс отличницы и позвольте себе расслабляться и отдыхать время от времени;
  • Хочется поспать, пока спит ребенок? Ложитесь и спите, а не бегите мыть полы;
  • Давно хотели прочитать интересную книгу? Пока ребенок лежит в кроватке или играет, читайте;
  • Знаете, что правильнее всего? Что счастливые дети могут быть только у счастливых родителей. Несчастная, затюканная делами и депрессией мать, не имеющая возможности отдыхать так, как ей нравится, никогда не сможет подать правильный пример своим детям. Они будут продолжать ее поведение самопожертвования, да и чувствовать, что мама всегда грустная. Хотите сделать своего ребенка счастливым – станьте счастливой!
  1. Еще одна причина материнской усталости – ожидания, которые не сбываются. Начитаются мамочки перед родами, когда, как и что должно быть и ждут, что так и будет. И когда ребенок не спит днем положенные часы, мать, пытающаяся тщетно уложить дитя, тратит все силы и эмоции на это, в итоге не получая ожидаемого результата;

Кстати о том, как настроить ребенка на сон, можно узнать из статьи Ритуалы перед сном>>>.

  • Не накручивайте. Все статистические данные уравнивают то, что уравнять невозможно. Ну как можно сказать, что все дети должны укладываться в определенные рамки? Ведь есть куча обстоятельств, гены, в конце концов, которым и дела нет до статистики;
  • Ну, весит ребенок меньше или больше «нормы», и что? Ну, спит, не как положено. Разве кому-то хуже от этого? Не гонитесь за этими навязанными «идеалами». Ваш ребенок лучший для вас и вам лучше знать, что с ним все в порядке – мама это чувствует, если начинает рассуждать трезво, отключая лишнее волнение.

Какой он – вспыльчивый ребенок?

Если родители колеблются, вспыльчив их ребенок или нет, стоит обратить внимание на некоторые особенности его поведения

  • Ребенок очень легко раздражается и тут же выражает свое недовольство криком или капризами
  • Ребенок после любого, даже мелкого раздражения, не думает, что ему сказать, а сразу действует, причем очень шумно и резко
  • Ребенок, который обещает быть вспыльчивым, чрезмерно активен даже когда еще не научился ходить. Его моторика быстрая, резкая, ребенок может часто плакать. А когда такой младенец подрастает, он может устраивать истерики. Падая на пол и стуча по нему ногами.
  • Ребенок, который вспыльчив, больше уделяет внимания движениям, чем размышлениям.

Рекомендации психолога

Есть достаточно способов, которые помогут преодолеть повышенную раздражительность, успокоиться и вернуть жизнь в привычное русло.

Что можно сделать самому

  • Уделяйте себе время. Хотя бы полчаса в день, даже если у вас масса дел и хлопот. Позвольте себе побыть наедине с собой и расслабиться. Многие психологи рекомендуют медитации: в интернете много информации и видеоуроков, которые помогут вам разобраться.
  • Заведите дневник. Записывайте все, что не устраивает и вызывает отрицательные эмоции. Анализируйте, какие ситуации чаще всего провоцируют у вас раздражение, и пытайтесь их избегать.
  • Новое хобби. Найдите источник, куда вы можете выплеснуть накопившийся негатив. Это может быть что угодно: танцы, бокс, рисование. Главное, чтобы это доставляло радость и приносило облегчение.
  • Режим дня. Наладьте свой распорядок, спите как минимум восемь часов, питайтесь здоровой пищей. Поверьте, ваш организм будет благодарен за проявленную заботу!
  • Общение. Поговорите с кем-то, кому доверяете. Расскажите о своих проблемах и переживаниях. Ведь поддержка дорогого человека – это именно то, чего нам иногда не хватает.
  • Дыхательная гимнастика. Если ощущаете, что вас захватывает раздражение и гнев, постарайтесь глубоко и медленно вдыхать и выдыхать. Это поможет остановить подступающую вспышку неконтролируемых чувств.
  • Поход к врачу. Не все проблемы можно урегулировать самостоятельно. Если у вас сломана нога, вы не будете её лечить дома, а пойдете к специалисту. В некоторых случаях стоит прибегнуть к услугам психолога или психотерапевта, если ваше самочувствие не улучшается.

Легализуем свои эмоции

И первый ответ на вопрос «как не срываться?» — «не копить»

А для этого важно давать выход своим эмоциям, признавать их, легализовать. Нет ничего неестественного или постыдного в том, что мама может разозлиться на то, что ребенок в 25-й раз игнорирует ее просьбу убрать свои игрушки (если, конечно, эта просьба для ребенка соотносима с его возрастными возможностями)

И первый шаг к тому, чтобы не сорваться, честно сказать себе и ребенку: «Я злюсь, когда… (вставляем по контексту)!». То есть важно вовремя словить, осознать то, что вы чувствуете в момент накала, и постараться сформулировать это конкретным описанием своего состояния. Сразу может быть очень и очень непросто это отслеживать, особенно, если у вас нет опыта бережного взаимодействия со своим эмоциональным миром. Но постепенно, шаг за шагом, вы сможете получать доступ к своим эмоциям, отвечая на простой вопрос: «Что я сейчас чувствую?», «Что я ощущаю в этот момент, когда ребенок не слушается, вредничает, перечит и так далее?». И как только вы осознаете и назовете свою эмоцию, градус накала уже спадет и вам проще будет управлять своим состоянием. Ведь мы не можем управлять тем, что не осознаем.

Антидепрессанты

Антидепрессивные препараты применяются курсами (как правило, по несколько месяцев).

У них отсутствует быстрый успокоительный эффект, в отличие от нейролептиков и транквилизаторов. Однако при длительном приеме они могут эффективно убирать приступы агрессивности, возникшей в рамках депрессивных состояний (эндогенных, органических, невротических).

Антидепрессантов очень много, врачи разделяют их на несколько поколений и на группы в зависимости от структуры и механизма действия.

Основные антидепрессанты:

  • амитриптилин;
  • кломипрамин;
  • эсциталопрам;
  • пароксетин;
  • флувоксамин;
  • агомелатин.

Причины раздражительности

Психологи выделяют несколько причин раздражительности: психологические и физиологические. К психологическим причинам можно отнести усталость, недосып, стрессы, переживания, депрессии и т.д. Все эти факторы приводят к ослаблению нервной системы, которая в конечном итоге начинает реагировать на раздражитель.

К физиологическим причинам можно отнести нехватку в организме каких-либо витаминов или микроэлементов. Например, специалисты утверждают, что женщины, сидящие на диете, часто подвергаются раздражению. Происходит это из-за того, что любая диета сопровождается витаминным дефицитом, который провоцирует подобное состояние. Также не стоит забывать, что источником гнева могут стать вещества, попавшие в наш организм извне. Это, к примеру, алкоголь или определенные медицинские препараты.

Причиной раздражения может быть и определенное препятствие, которое возникает на пути к намеченной цели. И как следствие, человек реагирует раздражением на эту помеху, которая нарушила его планы. Помехой могут выступать люди, а могут и обстоятельства. Только одному человеку его досада и беспокойство помогут собраться, переосмыслить свои действия и достичь желанной цели..

Другой же может уйти в раздражительность, то есть начнет болезненно реагировать на саму ситуацию неудачи, на людей, которые его окружают, на какие-то мелочи, которые могут даже не иметь отношения к тому препятствию, с которым он столкнулся. Такое состояние никак не помогает преодолеть препятствие и выйти из сложившегося положения, а только усугубляет его. В итоге – гнев, злоба и агрессия. Обратиться к психологу или психотерапевту будет наилучшим выходом, но сэкономит время и внутренние ресурсы, которые нужны для решения проблемы

По сути раздражение – это всего лишь эмоция, которая спровоцирована окружающей обстановкой и людьми. А то, как мы реагируем на неё, всё же зависит именно от нашего собственного восприятия. И разные люди могут совершенно по-разному относится к одной и той же ситуации. У одного она вызовет гнев и злость, другому она может показаться забавной и весёлой, а третий и вовсе будет испытывать страх. К примеру, разбитая тарелка, у одного человека вызовет позитивные эмоции, он подумает, что это к счастью и в какой-то мере даже будет доволен таким инцидентом. У другого данная ситуация оставит печаль и грусть, т.к. это была его любимая тарелка. А третий впадёт в гнев и агрессию, потому что в его планы уборка осколков никак не входила.

Также человека раздражает то, что он внутренне не способен принять в других людях. Это могут определенные убеждения, которые идут вразрез с его принципами. И человек уверен, что он прав, что его поступки верны и что все должны с ним соглашаться и поступать именно как он. Поэтому, когда на пути встречаются люди с иным мировоззрением, с иными привычками, многие просто не могут внутренне с этим смириться. Отсюда и можно сделать вывод, что причиной нашей раздражительности можем быть мы сами. Ведь если нас раздражают определенные факторы – это означает, что они нами владеют, что мы позволяем им крепко обосноваться в нашем подсознании.

Ноотропы и нейрометаболические средства

Это широкая группа лекарств, обладающая “общеукрепляющим” действием, улучшающая метаболизм нервных клеток, оказывающая положительное действие на когнитивные функции (память, внимание, обучение).

Используется курсами, имеет меньше противопоказаний (в сравнении с предыдущими группами средств). Эффективна при агрессивности, вызванной переутомлением, последствиями органического поражения центральной нервной системы, неврозах и расстройствах личности.

Основные представители этой группы:

  • глицин;
  • ноотропил;
  • аминофенилмасляная кислота;
  • винпоцетин.

Все лекарства имеют показания и противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с доктором. Помните, препараты должен назначать врач!

Причины раздражения

1. «Давай, быстрей»

У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь

Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом

И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.

Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.

2. «Эмоциональные качели»

С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.

И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.

В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.

3. «Что обо мне подумают»

«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

«Нарисуй свою злость»

Есть очень полезное арт-терапевтическое упражнение — нарисовать свою злость. Предложите ребенку изобразить, что он чувствует с помощью гуаши или красок. Они помогают выразить эмоции наиболее точно.

Потом можно обсудить, что он нарисовал, почему выбрал тот или иной цвет. Как зовут это существо, где оно живет, чем питается, на что злится и чему радуется. Уже в процессе рисования эмоция ослабнет. Она перейдет в творческую энергию. А разговор по рисунку поможет ребенку разобраться в своих чувствах, а вам — побольше узнать о малыше.

Отличный способ — присоединение к ребенку. Вы тоже человек, и тоже злитесь. Так и скажите об этом ребенку. Дайте ему возможность поучиться у вас, как это — справиться со своими чувствами.

Ребенок постоянно злится, потому что не хочет убирать в своей комнате. А вы всегда с удовольствием убираетесь? «Знаешь, а я тоже ненавижу уборку. И тоже злюсь, когда приходится долго убирать. Давай позлимся вместе?» Возьмите старые газеты — их можно порвать, помять, побросать в стены. Поблизости нет ненужной бумаги? Не беда! «Поиграйте» в злость. Вместе с ребенком покричите, порычите, потопочите ногами, похлопайте в ладоши. «Вот какие мы злые! Вот как мы злимся: сильно-сильно!» Выливайте из себя все негативные чувства. Облегчение не заставит себя ждать. А ребенок будет знать, что не только он это чувствует, мама тоже злится, мама его понимает, рядом с мамой можно пережить даже злость.

Об организации такой игры лучше побеспокоиться заранее. Подготовьте специальное «место злости», объясните ребенку, что играть в злость вы будете только здесь и только после того, как убедитесь, что никому не мешаете. Когда же выйдете за пределы этого места, то и злость изображать перестанете. Также скажите ребенку, что рвать газеты можно только те, которые уже не нужны. Сделайте специальный ящик для ненужных газет и вещей и берите их оттуда по мере необходимости.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий