10 полезных советов о том, как научить ребёнка уважать ваше личное пространство

Правильное общение

Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.

Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.

Попробуйте другую стратегию:

– Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору. – Слушайте больше, чем говорите.- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает. – Объясните, почему применяете то или иное наказание. – Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.

В такие моменты, вы преподаете урок мастерства – вы демонстрируете подростку навыки общения, которые он успешно будет использовать оставшуюся жизнь.

И помните, что родители и дети, это не отношения учителя и ученика, а взаимодействие, нас всем есть чему поучиться друг у друга. Только от вас зависит, каким будет ваше общение – дружеским или конфликтным. Учитесь взаимодействовать!

Елена, www.kraskizhizni.com

Мама и папа в роли друга для ребенка

Много времени мы проводим с ребенком, находясь не в роли учителя или воспитателя, а в роли друга. А друг – это тот, с которым можно пошутить и посмеяться, который выслушает все ваши проблемы, просто поиграть.

Если мы хотим быть авторитетом для ребенка, своим поведением, своей реакцией мы должны дать почувствовать ему, что:

  • «Я тебя понимаю».
  • «Я тебя слышу».
  • «Я тебе сопереживаю».
  • «Я тебя поддерживаю».

Чтобы быть авторитетом для ребенка, он должен вам доверять. А это значит, что он может прийти к вам со всем, что у него на душе. Поэтому вы должны быть открыты для этого, вы можете сказать ему «Ты можешь рассказать мне все, что угодно. Я обещаю, что выслушаю тебя. Я тебя не буду ругать». Очень многие дети боятся говорить правду, они начинают обманывать, лукавить.

Когда ребенок говорит вам что-то неприличное («письки», «какашки» — любимые темы у малышей), не спешите ругать его или пристыжать за это. Скажите, что вы можете с ним обсуждать эти темы, но на улице такие слова лучше не говорить – могут подумать, что это не очень воспитанно, не очень вежливо. «Не говори эти слова в садике, но со мной ты можешь».

Если ребенок говорит вам какой-то секрет, не предавайте его, никому об этом не рассказывайте. Если того требует ситуация, расскажите близким, но чтобы ребенок об этом не узнал. Иначе в другой раз он не пойдет к вам со своим секретом. Ребенок должен знать, что он может рассказать вам все (даже если это что-то неприятное) и это останется только между вами. Это залог того, что в будущем ребенок будет приходить к вам со всем, что его беспокоит и мучает.

Читать далее: Что делать, если ребенок раздражает?

Покажите ребенку, что вы его понимаете. Если ребенок выражает какие-то чувства (злость, досаду), скажите ему «Я понимаю, ты сейчас злишься», «Я понимаю тебя». Т.е. не спешите сразу же прекращать его эмоцию («Перестать плакать», «Перестань злиться», «Не нужно раздражаться»). Проблема в том, что мы очень часто стремимся наложить запрет на выражение чувств малыша, что это неправильно или неуместно в данной ситуации.

Развивайте интересы и способности

Пусть ваш подросток попробует различные занятия – такие, как спорт, музыка или искусство – таким образом, он может понять, что ему близко, а что не очень.  Если у ребенка есть хобби, увлечение, занятие по душе, у него меньше шансов попасть в плохую компанию или ситуацию. У такого подростка выше самооценка и чувство собственного достоинства, у него есть друзья со схожими ему интересами, он меньше подвержен чужому мнению и влиянию. А тот подросток, который ничем не увлечен и не занят, у которого нет стремления к чему-то, скорее всего, изменит свое поведение в угоду другим, чтобы соответствовать их стандартам – пить, курить и т.д.

Финансовые отношения

Большинство школьников (90%) не имеют представления, что такое баланс расходов и доходов, и в этом вина не детей, а их родителей, которые не учат элементарным жизненным навыкам своих детей.

Начиная с 14-летнего возраста и позже, предлагайте ребенку варианты подработки, чтобы у него были собственные деньги, и он знал, что они достаются не бесплатно. Подработка – это не оплата за хорошие оценки, помощь бабушке или по дому. Вещи, подобные этим, должны быть нормой. Варианты подработки: курьером (перевозить документы), раздавать флаера, промоутером и т.д. Деньги, которые он заработает, его собственные, не предлагайте ему каких их потратить лучше, пусть учится их грамотно тратить путем проб и ошибок

Также доверяйте оплачивать ребенку различные счета (коммунальные, например) и самостоятельно совершать  покупки, чтобы сформировать у него представление об обязательных расходах, а зная ваши доходы, ребенок самостоятельно сделает вывод, что на его сиюминутные прихоти лишних денег нет.

Ваш подросток и секс

Ни для кого не секрет, что уже со школьного возраста мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу. К сожалению, половые отношения с каждым годом все более и более ранние. И происходит это потому, что с детьми никто не разговаривает на эту тему, не объясняет, чем все это может закончиться, не контролирует, чем ребенок занимается после школы.

Найдите время и возможность обсудить с вашим ребенком эту щекотливую тему, объясните о возможных последствиях (инфекциях, беременности), о ненадежности подростковых отношений, о проверке временем и т.д. Расскажите свой опыт или опыт знакомых, которых ваш подросток может знать. На меня лично подействовала просьба мамы подождать до 18-ти, а там уже мне решать, что и как.

Вежливость и воспитанность на улицах города

  1. Перед выходом из дома осмотрите себя в зеркале. Одежда должна быть опрятна, чиста, обувь почищена.
  2. На улице уступи дорогу девочке, девушке, женщине, пожилому человеку.
  3. По возможности помогайте пожилым людям, женщинам, детям. Перейти дорогу, обойти лужу или гололед, поднять упавшую вещь.
  4. При встрече со знакомым здоровайся первым, при рукопожатии не забудь снять перчатки. Помни, что первым подает руку старший.
  5. При посадке в общественный транспорт, пропусти вперед себя женщин, стариков, детей.
  6. Дорогу переходи только в установленных местах, на разрешающий сигнал светофора. Будь вежлив к автомобилистам — они тоже люди, строго соблюдай Правила Дорожного Движения.
  7. Ходить нужно по правой стороне тротуара. Если необходимо кого-либо обогнать, делайте это слева от него. Если это не удается, вежливо попроси его уступить дорогу.
  8. На улице, случайно кого-то толкнув или задев, извинись.
  9. Неприлично есть на ходу, тем более щелкать семечки, выплевывая кожуру на дорогу. Мороженое, пирожное, фрукты ешьте в кафе. Или в крайнем случае на скамейке в парке, сквере, где нет опасности кого- либо случайно испачкать.
  10. С друзьями или по телефону разговаривайте негромко, не шумите, не мешайте окружающим. Тем более, категорически неприемлемо использовать ненормативную лексику.
  11. Если вам потребовалось обратиться к кому-либо на улице, сначала извинитесь за беспокойство. Свой вопрос задавайте вежливо, коротко, понятно.
  12. Неприлично пристально рассматривать прохожих, а тем более обсуждать их вслух.
  13. Не мусорьте на улицах города, найдите урну для того, чтобы выбросить мусор.
  14. Также неприлично чихать и сморкаться в общественном месте. Если это неизбежно, используйте носовой платок .
  15. Если вы рассматривайте витрины, рекламу и тому подобное, делайте это, не мешая другим прохожим. Не стойте посреди тротуара.
  16. Запрещено на улице и других не специальных общественных местах распивать спиртные напитки или курить.
  17. Берегите общественное имущество: скамейки в парках, скверах, витрины магазинов, ларьков, остановки общественного транспорта. Не приемлемо раскрашивать или расписывать стены и двери зданий, заборы и другие строения (граффити).
  18. Берегите зелень. Не ломайте ветки деревьев и кустов на улицах города. Не ходите по газонам, не срывайте цветы. Домашних питомцев не выгуливайте в неположенных местах.

Больше о том, как правильно вести себя мужчине можно прочитать по этой ссылке, а о правилах для женщин — .

Проведите границу

Рассмотрим следующую ситуацию.

Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?

Что же здесь не так?

При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет. В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей

А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно

В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.

Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.

И еще несколько полезных фишек, которые облегчат планирование

В тайм-менеджменте для взрослых есть некоторые хитрости, которые позволяют упростить планирование и достижение целей. Многим, например, знакома фишка с «лягушками» и «слонами» — она отлично подойдет для детей.

«Съесть лягушку лучше с утра»: объясните ребенку, что когда у него есть какое-то неприятное дело, то его лучше выполнить утром, когда он полон сил. Сделав дело первым по списку, ребенок почувствует облегчение и удовлетворение, а выполнение остальных задач пройдет более легко и просто.

Есть обратное понятие — «съесть ватрушку по утрам»: приятное дело, которое приносит смысл текущему дню. Его тоже можно планировать на утро.

— Если в плане есть лягушка, то лучше утром съесть ее и не вспоминать больше о ней. Если же лягушки в плане на сегодня нет, можно начинать утро с ватрушки, чтобы задать хороший тон дню, — поясняет Елена Босякова.

Во взрослом тайм-менеджменте есть такое понятие, как «делить слона на стейки»: разделять сложное дело на отдельные задачи и постепенно выполнять их. Вот как можно адаптировать этот принцип для детей: есть шоколадный слон, которого ты хочешь съесть, но он настолько большой, что его сначала нужно разделить на части.

— Этот принцип отлично работает, когда у ребенка есть глобальная цель, но он не знает, как ее достичь. Разбив ее на мелкие задачи, он сразу поймет, с чего ему надо начать и как двигаться дальше шаг за шагом.

Похожая техника — «метод швейцарского сыра». Она помогает идти к цели, выполняя небольшие задачи, как бы «выедая» дырочки из сыра:

— Пусть ребенок представит, что его долгожданная цель — это кусок сыра. И если его невозможно «съесть» сразу и полностью, то можно «выедать» из него дырочки, как мышка. Тут может не быть никакой логической последовательности между задачами. Главное, чтобы количество «дырочек» со временем становилось все больше.

С помощью таких образных ассоциаций ребенок поймет, что можно не бояться ставить перед собой сложные цели. Нужно просто разделять их на отдельные задачи и выполнять их поэтапно. Это сделает ребенка более самостоятельным и инициативным, а родителям позволит забыть о постоянном контроле над уроками и другими активностями ребенка.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

С какого возраста можно учить ребенка планированию?

Начинать можно чуть ли не с года, когда мы учим ребенка складывать игрушки. После 2−3 лет можно визуализировать режим дня. Например, можно повесить на стену лист со схематическими рисунками: утренние гигиенические процедуры — завтрак — игры на улице — обед — дневной сон — полдник — игры с мамой — ужин — вечерние гигиенические процедуры — ночной сон. Так ребенку проще будет запомнить, что и когда нужно делать в течение дня.

— Например, с моими детьми мы составили четкий план, что и в какой очередности надо выполнять перед сном. Дети у меня разного возраста: 3, 5 и 7 лет, и младшие еще не умеют читать, потому я написала список дел, а рядом с каждым пунктом нарисовала значок. Теперь мне не нужно ходить и каждый вечер говорить: «Уберите одежду, соберите вещи для школы и сада, сходите в ванную и т.д.» Дети смотрят на список дел, который висит у них в комнате, и последовательно все выполняют.

Более основательно к обучению тайм-менеджмента можно подходить с началом школы или за год до нее — в это время многие дети начинают ходить на подготовительные занятия и кружки, а значит, появляются дела, за которые нужно нести ответственность.

Консультация «Как научить детей уважать старших» для родителей подготовительной группы

София Мошкова

Консультация «Как научить детей уважать старших» для родителей подготовительной группы

Уважение, в первую очередь, — это признание достоинств другого человека, его авторитета. А еще это понимание того, что человек тебе не принадлежит и осознание его границ.

Многие родители пытаются научить детей их уважать. Некоторые даже заставляют, вследствие чего получают негативную реакцию в ответ.

Часто можно услышать жалобы от родителей: «Ребёнок подрос и совсем меня не уважает! Отбился от рук!» Но если мы прислушаемся к подросшим детям, что скажут они? Удивительно,но их жалобы будут такими же: «Меня не уважают и не хотят понимать«.

Если Вы хотите воспитать в ребёнке способность уважать других людей, начните уважать своих детей.

Придерживайтесь пяти простых правил, которые помогут изменить эмоциональную суть отношений родителя и детей.

Правило 1: Не опекайте.

Многие родители ограничивают ребёнка от всех опасностей жизни. Мы держим малыша за руку, чтобы он не упал, делая первые шаги. А когда он подрастёт, то запрещаем ему залезать на дерево, чтобы он не поранился, купаться в реке, чтобы он не простудился. Остановите себя! Дайте ребёнку право на ошибку. Дайте ему право познавать мир. Признавая его личное пространство, вы учите ребёнка жить.

Правило 2: Не сравнивайте.

«Вот Маша каждый день маме помогает, а ты подмести не можешь!», «Вот Ваня такой умный, а ты у нас балбесом уродился«.Ваши мотивы понятны: Вы хотите мотивировать ребёнка на хорошее поведение, но, к сожалению, Вы получите обратный результат. Тем самым Вы даёте ребенку понять, что другие дети лучше, что они достойны Вашего уважения, а он — нет.И тогда дети начинают думать: «Если собственные родители, самые близкие мне люди, не видят во мне повода для гордости, то кто тогда увидит?»

Правило 3: Никогда не высмеивайте.

Не допускайте сплетен о своём ребёнке, обидных замечаний в его адрес, не раскрывайте его секретов перед другими людьми, не обсуждайте его ни с кем. Оставляйте личное личным. И, разумеется, никогда не позволяйте себе оскорбительных шуток в его адрес, даже если это вам кажется очень смешным и совсем безобидным. Так как дети не всегда понимают шутки взрослых. Дети воспринимают язвительные высказывания прямо, что вызывает сильную обиду.

Правило 4: Прислушивайтесь.

Будьте заинтересованными и воспринимайте всерьёз все то, что говорит Ваш ребенок. Дети делятся своими переживаниями ровно до тех пор, пока вы их слушаете. Старайтесь помочь ребенку в любом волнующем его вопросе. Не будьте поверхностными. И не спешите ударяться в нравоучения, даже если вам очень не нравится предмет разговора.

Правило 5: Любите.

Любите своего ребенка, любите его как человека, любите в нём личность, потенциал, любите его будущее. Любите его бескорыстно, не ждите благодарности и преклонения, не воспринимайте его как Ваше творение, вашу собственность. Вы подарили ему жизнь — так отдайте ему все права на этот подарок.

Относитесь к детям как взрослым людям. Ведь у них тоже есть свои проблемы и заботы. И только от Вас зависит, справится ли Ваш ребёнок с ними, научится ли уважать вас и старших.

А также не стоит забывать о том, что уважение со стороны детей можно добиться только с помощью собственного примера. Если Вы сами будете уважать других людей, почитать старшее поколение, уважать своих детей, то и в ответ Вы получите то же самое.

Нельзя обезличивать воспитание

Высокая самооценка ребенка еще не залог его успешной социализации. Если ребенок не научился уважать окружающих, то его самоуверенность, по сути, оказывается банальным эгоизмом и равнодушием к окружающим. И последствия этого бывают трагичны.

К сожалению, происшествий каждый год происходит немало в разных детских коллективах и компаниях, многие даже не становятся достоянием гласности, потому что все «обходится». Это даже опаснее и для жертвы, и для ее мучителей — все остается как прежде в их взаимоотношениях, и нет гарантии, что следующая шутка будет столь безопасна. Впрочем, как показывает приведенный пример, вмешательство взрослых и пугающие последствия нередко не производят на мучителей впечатления, то есть не гарантируют изменения их поведения.

Возможно, для всех подобных «шутников» характерно наличие так называемого синдрома «социальной дезориентации». О социальной дезориентации говорят, если ребенок не понимает, что проступки других детей более безобидны, чем его собственные, и ему непонятно, почему его поведение возмущает и злит взрослых, почему его наказывают, а других нет. Ребенок вообще не понимает, почему так делать нельзя, ему даже в голову не приходит задуматься о чувствах других или о последствиях своих действий. Однако «клиническим случаем», когда ребенку нужна помощь психолога, его поведение становится в очень редких случаях и не сразу.

К подобным результатам приводит обезличивание воспитания, когда ребенка ценят и поощряют только за успехи и достижения, если у родителей и детей отсутствуют искренние привязанность и интерес к жизни и переживаниям друг друга, а все отношения со сверстниками сводятся либо к соперничеству («Ну, и кто из нас лучше?!»), либо к поиску развлечений («А давайте замутим что-нибудь!»). И ни о каком чувстве собственного достоинства или самоуважении здесь речи не идет. Эти дети охотно пойдут на поводу у других, лишь бы «повеселиться», согласятся на любую глупость, лишь бы доказать, что «они круче».

Быть родителями очень непросто. Это не только бессонные ночи, постоянные переживания и страхи, частая физическая и эмоциональная усталость. Это еще и груз моральной ответственности: кого ты воспитаешь, кем вырастет твой ребенок? Как страшно и больно, когда твоего ребенка обижают, когда его преследуют неудачи, когда окружающие несправедливы и жестоки к нему! Это непреодолимое чувство вины перед ребенком за то, что не уберег, не защитил. Но как же неописуемо ужасно, если твой ребенок стал тираном, мучителем, убийцей. «Я бы хотел посмотреть в глаза родителям этого нелюдя!» — часто слышишь от родственников жертвы. Что ожидают они прочесть в глазах родителей мучителя? Все было бы намного проще, если бы там читалось равнодушие или гордость за свое чадо. Тогда можно было бы негодовать, осуждать, презирать. Но нет, в большинстве случаев родители агрессора испытывают не меньшие горе и ужас. И главное — непонимание: где они совершили ошибку, что сделали не так?! Если бы у педагогов и психологов был универсальный ответ на этот вопрос, а еще лучше инструкция, как правильно воспитывать детей, насколько бы меньше в мире было разочарованных и несчастных людей! Но надежда все-таки есть — посмотрите, сколько вокруг нас достойных и порядочных взрослых людей, выходит, их родители смогли выбрать правильную тактику при воспитании своего чада. Значит, и мы сможем, если постараемся разумно любить своих детей, быть справедливыми, честными, терпеливыми и бдительными.

0 Комментариев

Основные правила формирования нравственного поведения у детей

Чтобы процесс протекал быстрее, стоит родителям усвоить  несколько простых правил:

В воспитании детей важна последовательность

Это действительно так, если однобоко учить ребенка соблюдать правила поведения только вне дома, например, в гостях или на улице, а дома он принадлежит самому себе, не стоит ждать от него хороших манер всегда. Последовательность в этом деле поможет, как ничто другое.

Из-за отсутствия четких границ в правилах, теряется весь смысл родительский указаний. Конечно, не стоит во всем ограничивать ребенка, но определить рамки разумного стоит. Используя на практике установленные стандарты, ребенок будет понимать границу того, что можно делать, а что нельзя. И никогда не берите свои слова обратно, так тоже получается путаница, лучше сказать, что это была ошибка.

Никаких приказов

Ребенок, никогда не должен становиться вашей прислугой. Он должен понимать, что правила соблюдает не только он, но и родители, что вы находитесь в равных условиях. Преподнося правила в забавной форме, ребенок не будет чувствовать себя ущемленным, и желание делать все наоборот вам назло тоже будет отсутствовать.  

Не ругайтесь при ребенке

Общение между родителями всегда должно быть мирным. Даже если и возникают ссоры, решайте проблему без участия ребенка. Правила поведения распространяются на обоих родителей, и ребенок не поймет, почему вы их игнорируйте. А еще нельзя устанавливать правила по отдельности, они должны быть составлены обоими родителями, чтобы ребенок не запутался,  чьи слова в приоритете, кого слушать, а кого нет.

Правильно формулируйте просьбы

Под этим советом имеется в виду, что стоит избегать риторических вопросов по возможности. И излагать просьбы в наиболее понятной и четко установленной форме.

Объясняйте причину похвалы и наказания

Так ребенок будет понимать, за какой поступок его наказали или похвалили. Понимание причины формирует следственную связь между действиями и дает осознание того, что не нужно делать в дальнейшем. Он поймет, что осознанность действий и ответственность за них, лежит только на нем.

Добивайтесь понимания с первого объяснения

Чтобы ребенок начал откликаться и отвечать на просьбы и замечания с первого раза, нужно доходчиво объяснять, и отдельно разобрать с ребенком все категории правил и их особенности. Правила поведения на улице, в магазине, как общаться с родителями, и даже рассказать о рамках в общении. Главное чтобы ребенок улавливал смысл слов.

Установите ориентир действий

Здесь не важно как вы поощряете или наказываете ребенка, что вы говорите ему в таких случаях, для ребенка всегда важнее будет ваше поведение, а значит это и есть его ориентир. Он всегда будет брать с вас пример, независимо от того сколько ему лет

Нужно  понимать не только то, что ссоры не для глаз ребенка, но и соблюдение вежливости, проявление уважения друг к другу, очень важно. Если вы не относитесь так друг к другу, стоит ли требовать этого от ребенка?

Объясняйте правила по мере их сложности усвоения

Всегда начинайте от самого просто и идите к сложному, постепенно давайте ему новую информацию. Например, если вы начали с правил поведения за столом, то конечно информация о том, для чего нужна эта вилка, а для чего поменьше, будет лишней

Так вы расставляйте приоритеты важности неправильно, ведь важнее правила этикета, а не необходимость разных вилок и ножей. Сначала базовая информация, а уж потом все остальное

Правила в чрезвычайных ситуациях

Не стоит забывать про правила поведения в опасных и непредвиденных ситуациях. Очень ответственно отнеситесь к этому и расскажите, что в таких ситуациях надо быстро принимать решение. Обыграйте какое-нибудь происшествие, и подробно расскажите план действий, чтобы в дальнейшем у ребенка это не вызвало шок  и он смог вовремя правильно отреагировать.

Вот и все основные советы, которыми мы хотели с вами поделиться. Прежде чем требовать от детей полного соблюдения правил, не забывайте, что это не только рационализирует жизнь, но также  во многом ограничивает ее. Поэтому возможность выбора никогда не стоит убирать из жизни ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий