6 детских болезней, о которых мамочки стесняются говорить

Синдром Х: как найти средство от старения?

Синдром Х — так назвал причину сопротивления тела старению Ричард Уокер. В 60-е года в США правила молодость: хиппи, акции протестов против войны, революция половой свободы. И 26-летний Ричард решил во что бы то ни стало продлить активность юных тел, найдя лекарство от старости. Он стал ученым, изучающим причины смертности.

Только к 60 годам Уокер, исследовавший массу различных процессов, натолкнулся на первые подсказки. В начале этого века он обнаружил четыре уникальных случая: младенцы, все — девочки, не старели после рождения.

Первой «подсказкой» стала Брук Гринберг. На этой фотографии 16-летняя Брук на руках у младшей сестры. Ее всего 6,5 кг, рост чуть больше 70-ти сантиметров.

Волосы и ногти у Брук с рождения росли нормально, зубы к 12-ти годам соответствовали 8-летнему ребенку, кости — десятилетнему. Многочисленные врожденные пороки развития, ум на уровне полугодовалого малыша и практически остановившееся в развитии тело. Казалось, стоит только найти причину задержки, и обретешь источник вечной молодости.

Брук умерла в возрасте 20-ти лет, так и оставшись «вечным младенцем».

Габби Уильямс стала второй «девочкой, которая не стареет», попавшей в поле зрения ученого. Габриэль тоже появилась на свет с множественными пороками, и врачи долгое время считали, что ребенок не выживет. Девочка выжила, но за 8 лет развития доросла только до полугодовалого младенца. «Застрявшая в детском теле», она стала участницей телешоу на канале TLC.

Благодаря Габби удалось выяснить только, что эффект странного «синдрома Х» не передается по наследству. Ученые расшифровали 2% экзогенома, и на этом исследование остановилось. Маленькая (на самом деле маленькая!) Габриэль почти слепа, нема и живет в окружении трех братьев и сестер и родителей, которые считают ее «благословенным вечным ребенком», сплачивающим семью.

Позднее были найдены еще две девочки, остановившиеся в развитии в раннем младенчестве. Одной из «девочек» уже более 30 лет, а выглядит она двухлетним ребенком, и это — не карликовость. Все эти случаи укрепили теорию о нарушении в Х-хромосоме, которое становится причиной «вечной молодости».

Прогерия: молодость наоборот

Прогерия — полная противоположность «синдрому Х». При этом заболевании тело стареет в 8 раз быстрее, чем обычно. И начаться старение может как у грудничков, так и в подростковом возрасте.

Синдром Хатчинсона-Гилфорда был описан еще в конце ХIХ века. Здоровые младенцы внезапно начинали резко стареть в возрасте года-двух. Кожа истончалась и покрывалась морщинами, волосы выпадали, развивались болезни сердца, сосудов, суставов. Рост замедлялся, развитие становилось крайне неравномерным. К 12-13 годам дети умирали от старости, болезней, связанных с изношенностью организма.

«Взрослый» вариант прогерии, синдром Вернера, открыли в самом начале двадцатого века. Те же самые процессы начинали происходить с подростками 12-14 лет, с одним исключением: у младенцев прогерия не влияла на умственное развитие, а в подростковом варианте вызывала начало деменции, слабоумия.

Прогерия встречается редко, примерно 1 раз на 7 миллионов. Сегодня диагностированы 156 человек с ускоренным старением. Самый известный — музыкант, художник, дизайнер и диджей Леон Бота.

Прогерию у Леона диагностировали в возрасте 4-х лет. Несмотря на постоянные проблемы со здоровьем, он стал известным художником и диджеем, успевшим провести несколько выставок и пытавшимся жить полной жизнью. На сегодня Леон — долгожитель среди больных прогерией с началом в раннем детстве. Он умер в возрасте 26 лет.

В отличие от «синдрома Х» причина прогерии известна — это мутация в гене LMNA. И шансов найти «эликсир вечной молодости» тут тоже больше: уже создан препарат, который ранее предназначался для борьбы с раком, но оказался эффективен у детей с прогерией. Ингибитор фарнезилтрансферазы помогает снижать риск инфаркта, остеопороза, набирать вес маленьким пациентам с ранним старением. Сейчас этот препарат исследуют также на возможность улучшения состояния обычных людей, страдающих таким естественным «заболеванием» — старостью. Есть шанс, что достаточно скоро мы все же научимся побеждать старение и станем вечно молодыми. Ну или хотя бы более здоровыми.

Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно

«Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу

И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.

Герпес

К счастью, нас с дочкой эта проблема не коснулась, а вот многие мои подруги сталкивались с этой детской неприятностью. К сожалению, заразившись герпесом, человек навсегда приобретает себе этого «друга»: при сильном стрессе, простуде или других заболеваниях, связанных со снижением иммунитета, он снова дает о себе знать. Но кроме этого, такое «соседство» никак не отражается на здоровье.

Что делать: Сложнее всего, уверяют мамы, заставить детей не расчесывать герпес. Ведь он сопровождается зудом, пощипыванием и покалыванием, а герпесную корочку так и не терпится сковырнуть. Ни в коем случае не позволяйте малышу делать этого: вирус может «прекочевать» на руки или лицо. В таком случае необходимо обращаться к специалисту. В домашних же условиях герпес обычно лечат противовирусными мазями и на второй день применения уже заметно улучшение. Если через неделю его не наступило, обязательно сходите к врачу. Не забудьте выделить ребенку отдельное полотенце и посуду, так как заразиться можно не только через непосредственный контакт, но и через предметы, на которых остались капельки детской слюны.

Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на .

Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе

Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо, в чем он силен, какими качествами обладает.

Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися, и понимает: “Я – хороший”.

Поощряйте взаимодействие с другими детьми – не только со сверстниками, но и с теми, кто младше (может, ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее в такой компании) и постарше (а такие дети могут стать для него отличным примером для подражания), но при этом уважайте темп ребенка и его возможности. Сначала он может просто играть рядом с другими детьми, на следующий день – поздороваться и попрощаться, еще через некоторое время – вступить в диалог.

Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте “переводчиком”: объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе. Например: “Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться”.

Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.

Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: “Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный”. Это ведет к очередному “минусу” от уверенности в себе.

Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде “Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить” или “Ну почему же ты все время стесняешься?”. Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.

Запоминайте и затем вместе с ребенком обсуждайте ситуации, когда он смог справиться со своей замкнутостью, например подошел к незнакомой девочке и попросил разрешения поближе рассмотреть красивую куклу или предложил мальчику поменяться ненадолго самокатами. Обязательно уточните, как вы гордитесь тем, что малыш сам вступил в разговор и смог договориться. Поощряйте такое поведение – более открытое и смелое, чем обычно.

Коклюш — болезнь, которую можно спутать с бронхитом

В последние месяцы в России участились случаи диагностирования этого заболевания, поэтому так важно знать его симптомы и не путать их с признаками других детских недугов. И хотя почти все дети получают обязательную вакцину от коклюша, она не гарантирует полной защиты

Для этой болезни характерен приступообразный спазматический кашель, но если при ОРВИ он чаще всего развивается на фоне насморка и повышенной температуры, то при коклюше такая симптоматика отсутствует, а кашель сухой, надрывный и с характерным свистом, нередко заканчивается рвотой. Не каждому специалисту по силам распознать коклюш на ранней стадии, особенно, если ребенок привит.

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными. Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца. Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

В четыре года к симптомам присоединились эпилептоидные припадки. Однако по достижении школьного возраста девочка находилась на домашнем обучении, и делала некоторые успехи.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов

Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков

Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук. Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития. Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Пять советов родителям застенчивых детей

Приводим 5 важных рекомендаций для родителей застенчивых детей. Их цель – напомнить мамам и папам о том, что их дети уникальны, неповторимы и развиваются в своем ритме. 

Совет 1. Давайте ребенку время собраться, не торопите его

Со стеснительными детьми работать нужно в спокойном режиме. Их нельзя торопить и подгонять. Необходимо отмечать даже маленькие успехи этих ребят. 

Очень важно помнить – то, что остальным дается легко, для них может быть непосильной задачей, преодолением. Не ждите, что буквально через несколько занятий ораторским мастерством ваш ребенок станет победителем на турнире чтецов или получит приз за участие в конкурсе художественной самодеятельности. Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех. 

Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех. 

Совет 2. Не давите и не сравнивайте

Никогда не требуйте непременных побед и, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми − он легко может решить, что он ни на что не способен, раз не оправдывает ожиданий родителей.

Иногда детям нужно больше времени, чтобы раскрыться, иногда они выступают хуже, чем остальные. Главное, что они работают над собой, постигают, пусть и небольшие, но вершины. Все полученные навыки и знания останутся с ними на всю жизнь. Давление может ослабить у детей желание заниматься. 

Совет 3. Как можно чаще подбадривайте и хвалите

Обязательно отмечайте любые положительные результаты ребенка. Не обозначайте сразу глобальную цель, разбивайте ее на мелкие задачи. Делая каждый день по маленькому шагу и фиксируя его, мы быстрее приходим к финишу и победе, чем если пытаемся нахрапом преодолеть дистанцию. В отношении публичных выступлений это правило работает на сто процентов. 

Если постоянно отмечать маленькие успехи (например, вчера рассказал стихотворение на «5», сегодня защитил доклад без волнения), в подсознании фиксируется установка «Я могу». Тогда ваш юный оратор становится увереннее в себе. 

Родителям стоит завести «Дневник успехов юного оратора» и отмечать в нем любые промежуточные достижения ребенка. Этот метод помогает наглядно увидеть результаты и побуждает двигаться к покорению новых вершин. 

Совет 4. Больше практики и ситуаций успеха

Главное правило для более быстрого достижения результата – постоянная практика. Это могут быть систематические занятия в специализированном кружке или периодические задания на развитие коммуникативных качеств, например, заговорить первым с соседом в лифте, поддержать диалог с продавцом в супермаркете, поднять руку и ответить на уроке. 

Для наработки практики можно в игровой форме тренировать дома ораторские навыки. Приведем несколько примеров. 

Игра «Речевые импровизации»

Ребенок должен выбрать предмет и описывать его без остановки и без повторов в течение 2-3 минут. Это тренирует спонтанную речь, а хороший опыт экспромтов автоматически помогает справляться с волнением в неожиданных ситуациях. 

Игра «Тренировка эмоций»

Все участники пишут на небольших листочках названия эмоций: радость, грусть, печаль, скука. Листочки помещаются в «шляпу». Выбирается любой короткий текст. Затем по очереди каждый игрок вытягивает листочек и читает текст, изображая указанную на нем эмоцию. Остальные игроки должны угадать, что было написано на листочке.

Игра «Дебаты»

Групповая игра, для участия в которой дети должны разделиться на две команды: «утверждающих» и «отрицающих». Выбирается интересная ребятам тема. Каждая команда должна привести минимум 5 аргументов, подтверждающих их правоту. Проверено на опыте – даже очень застенчивые дети начинают рьяно отстаивать свою точку зрения в таких экспресс-дебатах. 

Рекомендуем как можно чаще создавать ситуации успеха у детей. Это могут быть участие в онлайн-конкурсе, когда у ребенка есть время на подготовку и возможность записать видео в спокойной домашней обстановке, или выступление в классе на какую-то хорошо проработанную тему. Такие техники помогают поверить в себя.

Совет 5. Поощряйте и поддерживайте

Детей, которым трудно даются выступления на сцене, хвалить и поощрять нужно как можно чаще. Это помогает им раскрыться, осознать свои сильные стороны. Родительская поддержка очень важна. Хорошо, если вы будете отмечать успехи и достижения ребенка и вместе с ним справляться с трудностями. 

Если ребенок испытывает страх, помогите ему с ним бороться. 

История из практики

Мама девочки Валентины из истории №2, настраивая 10-летнюю дочку на конкурс чтецов, утром перед выступлением давала ей выпить «эликсир храбрости». Такой способ тоже может помочь снять страх и настроить ребенка на победу.

Что такое плач?

Плач – это нормальная реакция человеческого организма на сильное разовое психическое потрясение или длительное нервное напряжение. Во время плача резко подскакивает артериальное давление, учащается дыхание, лицевые мышцы непроизвольно сокращаются, напрягаются мышцы шеи и плеч. Для защиты кровеносных сосудов глаз от скачка давления есть свой особый механизм – мы рефлекторно сжимаем веки. Глубокие вдохи во время рыданий усиливают приток кислорода, уменьшает болевые ощущения, успокаивают.

В соцсетях мелькают изображения плачущих кошек и собак, которые, по мнению авторов фотографий, испытывали в момент запечатления их сильные душевные страдания. В реальности человек – единственное животное, способное плакать на эмоциях. У всех остальных представителей животного мира слезы говорят о «соринке, попавшей в глаз» или о чем-то подобном.

Плач кардинально отличается от слезотечения, вызванного физическими причинами. В процессе плача всегда задействованы оба глаза, а слезотечение может происходить на фоне нейтрального эмоционального состояния и никак не связано с психическим здоровьем человека.

Мальчики тоже плачут, а богатые — нет!

В 1980-х годах ученые опубликовали результаты исследования, согласно которому женщины плачут в среднем 5,3 раза в месяц. Мужчины это делают в 4 раза реже – 1,4 раза в месяц. Под плачем ученые подразумевали и горькие рыдания, и скупую слезу, увлажнившую уголок глаза при просмотре жалостливого сериала.

Навык задавать «правильные» вопросы и находить ответы

Вспомните себя, когда вы что-то не поняли и вам нужно задать какой-то вопрос. Страшно, правда? Показаться глупым, невнимательным. Старой школе — привет! Вопросы стали ассоциироваться с чем-то неприятным. При этом как, если не с помощью вопросов, мы можем учиться и узнавать новое о себе, о мире и других людях?

Учите и поощряйте в детях навык задавать «правильные» вопросы. Правильные — это те, которые помогут больше узнать и прийти к результату. Пример таких вопросов: «Как это работает?», «Почему у него это получилось?», «Что я могу сделать, чтобы мы это купили?» и т.д.

Лучший способ научить задавать вопросы — личный пример. Спрашивайте ребенка чаще о его мыслях, чувствах, планах, желаниях и т.д. Советуйтесь с ним: «А ты что думаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Как мы это можем решить?». Тренируйте в вашем ребенке фокус на умении задавать вопросы и поиске ответов. Это 100% тот навык, который пригодится ему в любой ситуации.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание

Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью

И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы

Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий