Анизокория у детей

Анизокория как симптом: особенности диагностики

При диагностике анизокории важно определить, какой именно зрачок подвергся патологическому влиянию. Определить это помогает простой тест. Если меньший по диаметру зрачок при снижении яркости освещения не расширяется, поражен именно этот глаз

В таком случае можно говорить о нарушениях симпатической иннервации. Недостаточность парасимпатической иннервации диагностируется, если больший по размеру зрачок не сужается при повышении яркости освещения.

Отметив у себя такой симптом, как разница в размере зрачков левого и правого глаза, человек должен, в первую очередь, обратиться к офтальмологу. При анизокории, как правило, особую роль для дифференциальной диагностики играет сбор анамнеза. Это позволяет предварительно определить причину появления патологии. В качестве дополнительных исследований пациенту могут быть проведены магнитно-резонансная или компьютерная томографии. При подозрении на наличие сосудистых аномалий понадобиться контрастная ангиография и доплеровское ультразвуковое исследование.

Пройдите тестЕсть ли у вас повышенное глазное давление?Пройдите тест и узнайте, нужна ли вам консультация офтальмолога.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Причины разных зрачков глаз у взрослого

Состояний, когда возникает анизокория у взрослого человека, не много. Они либо являются безобидными временными состояниями, либо говорят о серьезной патологии головного мозга и зрительных нервов. Основными причинами развития такого состояния служат:

  • 1. Травма головного мозга, черепа в области основания (сотрясение или ушиб мозга, перелом основания черепа);
  • 2. Травма глаза, гемофтальм (попадание крови в стекловидное тело);
  • 3. Отек головного мозга;
  • 4. Инфаркт головного мозга (инсульт), лоакализованный в области ствола;
  • 5. Применение капель, содержащих М-холиноблокаторы (атропин и т. д.). Такие капли применяют для расслабления мышц глаза, расширения зрачка с целью провести детальный осмотр сетчатки;
  • 6. Ожог сетчатки одного глаза, который приводит к блефароспазму. Такое состояние может наблюдаться, когда человек смотрит на яркий свет (особенно солнечный) без средств защиты;
  • 7. Отравление различными веществами (в том числе и наркотическими препаратами);
  • 8. Клиническая и биологическая смерть. В таком случае наблюдается также отсутствие дыхания и сердцебиения;

Когда зрачки разные и установлены причины этого состояния, врач сможет начать адекватное лечение. Если состояние пациента не тяжелое, а анизокория вызвана немедикаментозными причинами, в обязательном порядке должно быть определена острота зрения человека. В тяжелом состоянии, в основном при патологии головного мозга, для врачей главным становится жизнь пациента и поддержание основных жизненных функций организма, а также максимальное сохранение функций головного мозга.

Факторы риска

Известны причины возникновения кератита, также существуют факторы риска, которые значительно увеличивают вероятность развития болезни.

К непосредственным причинам относят:

  • Инфекции, паразитарные инвазии.
  • Механические травмы, химические, термические повреждения.
  • Аллергия.

Эти причины приводят к возникновению соответственно инфекционного (например, герпетического), травматического или аллергического кератитов.

Среди факторов риска развития заболевания наибольшее значение имеют следующие:

  • Наличие аутоиммунных заболеваний.
  • Длительное ношение контактных линз.
  • Синдром сухого глаза.
  • Недостаток витаминов.
  • Различные нарушения метаболизма.
  • Наличие некоторых системных заболеваний: , подагра, ревматизм.

По списку факторов риска понятно, что кератит – достаточно распространенная патология.

2.Причины

Значительная часть источников описывает какосмию как иллюзию, но многие авторы относят феномен исключительно к обонятельным галлюцинациям (разница между иллюзией и галлюцинацией состоит в том, что в первом случае искаженно воспринимается реально существующий объект или раздражитель, – например, запах, – а во втором реалистично воспринимается нечто несуществующее). В литературе встречается также очень близкое к указанным интерпретациям деление какосмии на объективную (когда неправильно идентифицируется имеющийся запах) и субъективную (запах ощущается в отсутствие источника).

Объективная какосмия часто встречается при гнойно-воспалительных процессах в челюстно-лицевых структурах, полости рта, носоглотке и параназальных синусах, органах дыхательной системы, ЖКТ; при этом окружающие могут даже вблизи не ощущать никакого запаха, тогда как сам больной воспринимает «идущее изнутри зловоние» будто с многократным усилением.

Субъективная какосмия отмечается при многих органических (т.е. протекающих с патологическими изменениями на уровне тканей) поражениях головного мозга, черепно-мозговых травмах, эпилепсии, эндогенных психозах, злокачественных опухолях.

В этом случае имеет место постоянное или, чаще, приступообразное патологическое раздражение обонятельных корковых центров конечного мозга и/или ассоциированных с ними мозговых структур.

Следует, однако, повторить, что механизмы образования какосмических ощущений, будь то иллюзорные или галлюцинаторные, изучены недостаточно и требуют дальнейших мультидисциплинарных исследований.

Как работает зрачок и что можно считать асимметрией?

Как уже говорилось, зрачок является отверстием в радужной оболочке глаза, контролирующим интенсивность светового потока, который поступает на сетчатку. Сужение и расширение зрачка подконтрольно вегетативной нервной системе. Так, за расширение зрачка (мидриаз) отвечает симпатическая нервная система, а за его сужение (миоз) — парасимпатическая. Стоит отметить, что расширение зрачка возможно не только при плохом освещении, но и при ярко выраженном ощущении страха, испуга или боли.

При нормальном освещении размер зрачков составляет, как правило, от 2 до 4 мм, в полумраке или темноте он увеличивается до 4-8 мм. Разница в диаметре обоих зрачков не должна превышать 0,4 мм. Если зрачки правого и левого глаза отличаются по размеру, такое состояние называется анизокорией. Анизокория или асимметрия зрачков может быть физиологической или патологической.

Причины

Выделяют множество различных причин, по которым может расшириться один из зрачков ребенка. Это может быть значительное или малое расширение. У здорового ребенка зрачки должны быть одинакового диаметра. При действии яркого света они сужаются, в темноте — расширяются. Это необходимая адаптация глаза, чтобы защитить внутренние структурные элементы от неблагоприятных факторов.

Неопасные физиологические

У ребенка может быть врожденное несоответствие размеров правого и левого зрачка, которые он унаследовал от одного из родителей. Такое состояние изменить нельзя, это является постоянной нормой для ребенка. Иногда у детей это состояние может проходить ближе к 7 годам.

Также возможно влияние внешних причин, при устранении которых форма зрачка восстанавливается.

  • Употребление медикаментозных препаратов. К ним относится Атропин и ему подобные средства, психостимуляторы. В раннем детском возрасте ребенок случайно может применить эти препараты, взяв пример с взрослых.
  • Эмоциональное состояние. Расширение зрачка может вызвать сильный испуг, чрезмерные эмоции, стресс, нервное перенапряжение.
  • Неправильное освещение в помещении. В норме комната, где постоянно находится ребенок, должна быть хорошо освещена естественным или искусственным светом. Если баланс освещения не соответствует норме, 1 из глаз ребенка может расширить зрачок, чтобы лучше видеть окружающие предметы.
  • Физиологическая анизокория. У детей с таким явлением оба зрачка сужаются или расширяются, но одних один из них осуществляет эти действия в большей степени.

Опасные патологические

Если состояние пациента вызвано каким-либо заболеванием, нарушением в организме, зрачки будут не только не соответствовать друг другу. Пораженный орган зрения также не реагирует на яркий свет, то есть зрачок находится в постоянном состоянии расширения.

Другой глаз нормально функционирует, то есть сужается при действии яркого света, расширяется в темноте.

Существует множество причин, по которым может появиться данная аномалия:

  • Нарушение строения радужной оболочки, вследствие которой мышечная ткань глаза неправильно натягивается. Поэтому один зрачок резко сужается, а другой сокращается не полностью.
  • Заболевание головного мозга, недоразвитие в процессе эмбриогенеза. В результате нервные импульсы не поступают в ткани одного из глаз, поэтому зрачок становится постоянно расширенным.
  • Родовая травма. Это могут быть удары, ушибы, искривления шейного отдела позвоночника.
  • Черепно-мозговая травма. Симптом проявляется сразу после падения ребенка или ушиба головы. По нему можно определить, какой из отделов головного мозга поврежден.
  • Доброкачественное или злокачественное новообразование в головном мозге. Если оно локализуется вблизи зрительного анализатора, это влияет на проведение импульса от головного мозга к глазам. В результате один из органов зрения страдает, его зрачок не сужается.
  • Инфекционные заболевания. Несоответствие размеров зрачков может быть в случае, если инфекция достигла головного мозга, локализуется в зрительном анализаторе. Такое часто встречается при энцефалите, менингите.
  • Механические повреждения глазного яблока. Анизокория встречается в случае, если был поврежден сфинктер зрачка.
  • Неврологические расстройства. К этому симптому приводят патологии вегетативной нервной системы, особенно если поражены черепные нервы в области третьей пары.
  • Глаукома – повышение внутриглазного давления, которое образуется вследствие нарушения оттока секретируемой жидкости. В результате камера глаза сдавливает сфинктер зрачка, что приводит к нарушению его функции.
  • Наследственные патологии. К ним относится синдром Парино, Горнера, Аргайла-Робертсона. Это мутации в генах, которые приводят не только к анизокории, но и другим клиническим проявлениям.

Для каждой из вышеперечисленных патологий существует определенное лечение. Поэтому врач должен не только определить диагноз «анизокория», но и выявить патологию, которая к ней привела.

Интерпретация

Клинически важно установить какой из зрачков находится в патологическом состоянии.
Если меньший из двух зрачков не реагирует на снижение яркости света (не расширяется в сумраке), это может свидетельствовать о недостаточности симпатической иннервации, как, например, при синдроме Горнера.
Если же патологическим оказывается зрачок большего диаметра, то есть он не реагирует на увеличение яркости света, нужно думать о недостаточности парасимпатической иннервации, например при патологии глазодвигательного нерва.
Симптом Гунна (Marcus Gunn), при котором наблюдается усиление содружественной реакции на свет на больном глазу (при поражении афферентных нервных путей), не вызывает анизокорию.
При анизокории необходимо определить, какой из глаз патологически расширен или сужен. Признаком патологии служит одновременный птоз верхнего века, как, например, при синдроме Горнера или при патологии глазодвигательного нерва.

Анизокория обнаруживается при

  • употреблении наркотиков
  • кровоизлиянии (травматических гематомах (эпидуральных, субдуральных)) или опухоли, давящих на нервные пути или зрительные центры;
  • нарушениях мозгового кровообращения;
  • инфекциях: нейросифилисе, эпидемическом энцефалите, ;
  • заболеваниях внутренних органов, не вовлекающих систему иннервации глаза, а действующих рефлекторно (туберкулёзные поражения верхушки лёгкого (симптом Роке), заболевания органов брюшной полости);
  • заболеваниях радужной оболочки.
  • тупой травме глаза с повреждением сфинктера зрачка;
  • врождённый дефект зрачка.

Если анизокория сочетается с острой сильной головной болью, психическими расстройствами, спутанным сознанием, она может свидетельствовать о тяжёлом патологическом процессе в головном мозге, который требует неотложной медицинской помощи, и, возможно, срочного хирургического вмешательства.

Диагностика анизокории

Начало диагностического поиска лежит в тщательном сборе анамнеза

Важно выяснить наличие сопутствующей патологии, давности проявлений и динамику их развития. В диагностике часто помогают старые фотографии пациента – на них можно определить, имелся ли данный симптом ранее или возник позже

Такие ключевые моменты обследования, как определение размеров зрачков на свету, в темноте, их реакция и ее скорость, симметричность в различных условиях освещенности, помогают определить причину и ее ориентировочную анатомическую локализацию. При анизокории, выраженной больше в темноте, патологическим является зрачок меньшего размера (ослаблена способность расширяться). При анизокории, больше выраженной при ярком освещении, патологическим является зрачок большего размера (затруднено его сужение).

Дополнительные проявления, такие, как боль, двоение (диплопия), птоз, помогают в дифференциальной диагностике. Диплопия и птоз в сочетании с анизокорией могут указывать на поражение третьей пары (глазодвигательной) черепно-мозговых нервов. Боль часто свидетельствует о расширении или разрыве внутричерепной аневризмы, приводящей к компрессионному параличу третьей пары ЧМН, или расслаивающейся аневризме сонной артерии, но также характерна и для микрососудистых глазодвигательных нейропатий. Проптоз (выпячивание глазного яблока кпереди) часто является следствием объемных поражений орбиты.

Из дополнительных обследований наиболее часто необходимы МРТ или КТ. При подозрении на сосудистые аномалии показательными будут контрастная ангиография, доплеровское УЗИ.

Фармакологические тесты

Кокаиновый тест. Тест с 5% раствором кокаина (у детей используется 2,5% раствор) применяется для дифференциальной диагностики физиологической анизокории и синдрома Горнера. Оцениваются размеры зрачков до и через 1 час после закапывания капель. При отсутствии патологии они равномерно расширяются (допустима анизокория до 1 мм), в то время, как при наличии синдрома Горнера максимальное расширение зрачка на пораженной стороне не превышает 1,5 мм. В качестве замены кокаина может применяться 0,5-1,0% раствор апраклонидина.

Тропикамидовый и фенилэфриновый тесты. 1%-ные растворы тропикамида или фенилэфрина применяются для установления поражения третьего нейрона симпатической системы, при этом они не исключают ее нарушения на уровне нейронов первого и второго порядков. Методика проведения схожа с кокаиновым тестом, но измерения зрачков проводят через 45 минут после закапывания. Патологической реакцией является расширение менее 0,5 мм. Если после закапывания анизокория увеличилась более чем на 1,2 мм, то вероятность повреждения около 90%.

Пилокарпиновый тест. Пораженный зрачок чувствителен к слабому 0,125-0,0625%-ному раствору пилокарпина, который не действует на здоровый зрачок. Результат оценивается спустя 30 минут после закапывания.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее

Перестала привлекать внимание прохожих

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Осложнения и последствия кератита

Воспаление роговицы глаз приводит к ее помутнению – это тот симптом, на который сразу обратит внимание офтальмолог при первичном осмотре. Помутнение происходит из-за того, что в тканях роговицы скапливаются лейкоциты, лимфоциты и другие компоненты иммунной системы

Это естественный ответ на воспаление. Скопление клеточных элементов носит специальное название – инфильтрат. Он может быть один или их может быть много. Он может быть расположен ближе к поверхности или в глубине (строме) роговицы – тогда он называется стромальным.

В зависимости от расположения и размера инфильтрата, кератит может либо пройти самостоятельно, либо развиться в осложнения. Поверхностный инфильтрат вполне может рассосаться бесследно или с минимальными последствиями. А вот глубинное поражение обернется рубцами на роговице. Они в свою очередь приводят к стойким нарушениям зрения.

Клиническая картина этого заболевания характеризуется и другим неприятным проявлением – васкуляризацией роговицы. Этим термином обозначают врастание сосудов в какую-либо ткань. Сосуды нужны для улучшенного питания и ускорения рассасывания инфильтрата. Это защитная реакция на воспаление. Но и у нее могут быть неблагоприятные последствия – снижается прозрачность роговицы, которая в норме совсем лишена сосудов. В дальнейшей перспективе – проблемы со зрением.

Причины развития

Несмотря на развитость инструментальных методов диагностики врачам не удается точно выявить причины заболевания. Но офтальмологи сходятся во мнении, выделяя наиболее вероятные факторы, предрасполагающие развитию кератоконуса:

  1. полученные в течение жизни травмы глаза, повреждения роговицы;нарушения со стороны эндокринной системы;
  2. загрязненная экология;
  3. генетическая предрасположенность (при наличии в анамнезе кератоконуса у одного из родителей риск развития заболевания у ребенка составляет 80%);
  4. различные хронические заболевания, генетические аномалии и другие заболевания (например, астма, поллиноз, синдром Дауна, экзема, воспаление конъюнктивы и роговицы, хроническая форма недостаточности надпочечников).

Возможные осложнения

Деформация роговичного слоя препятствует выполнению анатомической функции преломления света. В силу этого нарушения у больного снижается острота зрения, схожее с близорукостью. Неправильное преломление лучей света при прохождении искривленной роговицы также выражается в искажении видимых объектов и преломлении прямых линий в поле зрения.

Прогрессирование кератоконуса усложняет самостоятельный выбор очков и линз для коррекции зрения. Самым тяжелым осложнением, обусловленным прогрессированием патологии, считается разрыв роговицы. Подобное происходит при выраженном истончении роговичного слоя, в результате нарушаются функции глаза, а пациент ощущает острую боль или выраженный дискомфорт.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Очаговые симптомы

1. Односторонние (справа или слева) двигательные нарушения в конечностях в виде парезов (снижения мышечной силы) или параличей (полное отсутствие движений в конечности) — самые частые симптомы инсульта. Тест. Выявить парезы можно следующим образом: попросите больного подержать вытянутые вперед руки в течение нескольких секунд, быстрее опустится пораженная рука. В случае полной парализации больной вообще не сможет удерживать руку перед собой.

2. Речевые нарушения (дизартрия, афазия). В случае афазии могут нарушаться как понимание обращенной речи (больной не будет выполнять просьбы и команды), так и собственная речевая продукция — больной не может строить собственную речь. Дизартрия проявляется нечеткостью, «смазаностью» речи, возникает ощущение «каши во рту», восприятие больным обращенной речи не страдает. Тест. Чтобы выявить наличие речевых расстройств, попросите назвать больного свое имя или произнести какую-либо простую фразу.

3. Асимметрия лица (сглаженность носогубной складки). Тест. Необходимо попросить больного улыбнуться или показать зубы, десны.

4. Односторонние (в руке и/или ноге) нарушения чувствительности (гипестезия) – возникает ощущение, будто больной «отлежал» свою конечность, он может не ощущать прикосновений к ней. Тест. Для выявления чувствительных нарушений необходимо наносить уколы на симметричные участки конечностей справа и слева. При наличии чувствительных расстройств больной не будет чувствовать уколов с одной стороны или ощущать их значительно ослабленными.

5. Глазодвигательные нарушения. Может возникать парез взора в сторону (ограничение движений глазных яблок), вплоть до насильственного тонического поворота глазных яблок. Грозным симптомом является анизокория (разная величина зрачков), возникающая, как правило, при дислокации головного мозга (в данном случае при верхнем – височно-тенториальном – вклинении). Тест. Для проверки пареза взора необходимо попросить больного следить за движущимся по горизонтали предметом, осветить фонариком зрачки для сравнения их размеров и фотореакции.

6. При инсульте могут быть другие очаговые симптомы — гемианопсия (выпадение половин полей зрения), дисфагия (расстройства глотания) и другие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий