Когда следует обратиться за помощью?
Обратиться к психологу важно в том случае, если родитель утратил контроль над поведением своего чада. Самостоятельные попытки и следование рекомендациям – первый шаг в установлении контакта, однако необходимо как можно скорее прибегнуть к помощи специалиста в случаях:
- если ребенок обижен на родителей;
- когда имеет место стресс (часто при появлении младшего брата или сестры, переезде и т.д.);
- если ребенок прибегает к истерикам, чтобы получить желаемое;
- когда ребенок обманывает, чтобы не выполнять просьбу или требование родителя;
- если несколько членов семьи имеют разногласия в воспитании и применяют различные методы взаимодействия с малышом и др.
Психолог окажет необходимую помощь: выяснит причины непослушания ребенка, разъяснит, какие обстоятельства и условия могли оказать неблагоприятное воздействие, совместно с родителями определит возможные пути решения.
Кроме того, взаимодействие со сторонним взрослым нередко уже само по себе имеет некоторое терапевтическое воздействие – многие дети открывают свои переживания не мамам и папам, а другому человеку, не боясь осуждения или наказаний.
Своевременный визит к опытному специалисту позволит наладить отношения внутри семьи – не только детско-родительские, но и супружеские. А это – залог здоровой атмосферы в семье и взаимопонимания между ее членами.
Как изменилось общение с детьми
Где-то через неделю после посещения моего семинара Эвелин рассказала, что использование всего лишь нескольких новых стратегий существенно улучшило поведение ее мальчиков.
«Я стала в обязательном порядке уделять несколько минут в день тому, чтобы послушать музыку вместе с Эдди, и воздерживаться от любых советов в его адрес, когда он разозлен. Конечно, все еще далеко от совершенства, даже очень далеко. Но я не могу не отметить произошедшие изменения».
Эвелин остановилась, пытаясь подобрать правильные слова. «Он стал намного мягче… Более открытым по отношению ко мне. Он уже не оказывает такого сопротивления, как было раньше, когда я прошу его помочь мне».
Эвелин продолжила свой монолог, рассказывая об изменениях во взаимоотношениях с ее вторым сыном. «Все стало намного лучше, когда я начала смотреть на вещи с точки зрения Мэтью и перестала нападать на него. Я стараюсь избегать любых ситуаций, которые могли бы вызвать в нем реакцию сопротивления.
Удивительно, насколько быстро все изменилось в лучшую сторону в нашем доме, как только я перестала контролировать их поведение и сосредоточила все внимание на собственном подходе к происходящему и на укреплении взаимоотношений с сыновьями»
Нежелательное поведение
Отклонения в поведении малыша в большинстве случаев, если речь не идёт о неврологических расстройствах, связаны с качеством реализации базовой потребности крохи – безусловной любви, принятия и поддержки взрослого.
К 5 годам малыш ещё не сепарирован от родителей и крайне привязан к ним. Они не просто любимы, а обожаемы и прекрасны. Дети очень хотят быть похожими на маму и папу, стремятся полностью соответствовать их правилам и ожиданиям, быть хорошими и послушными.
В психологии не существует такого понятия, как кризис 5 лет. Плохое поведение в этом возрасте и непослушание – сигнал, что крошке не хватает внимания и заботы. Он испытывает стресс и психологический дискомфорт.
Истерики по любому поводу
В пятилетнем возрасте в организме происходят интенсивные процессы, оказывающие большую нагрузку на нервную систему. Резкая смена поведения – это признак, что дошкольник перешёл на новую ступень развития.
Он очень быстро развивается. Теперь кроха уже может фантазировать, копировать родителей. Ему очень хочется быть похожим на них, но быстро повзрослеть не получается. Из-за этого чадо начинает нервничать, замыкаться в себе. 5-летний возраст также связан с развитием страхов разного характера: темноты, смерти.
Они делают детей неуверенными в себе, нервными и пугливыми. Повышенная возбудимость является причиной частых истерик и нытья. Ситуация особенно усугубляется, если родители предъявляют слишком много требований или перегибают с опекой.
Хамство и агрессия
Если малыш агрессивный, начинает вести себя грубо, драться, огрызаться, кричит и матерится, крушит всё на своём пути и отказывается подчиняться, то за этим кроется серьёзная причина.
Вероятно, когда-то была нанесена психологическая травма, с которой не может справиться пятилетка. Сложная обстановка в семье, неуважительное и грубое отношение членов семьи друг к другу, унижение и подавление личности крохи, злость и обида на родителей провоцируют дитя как бы отделиться от своего «взрослого», в котором он не находит понимания, и жить своей жизнью.
Такое поведение может иметь серьёзные последствия в будущем, поэтому очень важно сразу разобраться в причинах и устранить их. В этом может помочь консультация с психологом
Демонстративное поведение, “неуправляемость”
В пятилетнем возрасте начинает доминировать потребность в признании и уважении
Детям важно, как их воспринимают окружающие. Чадо выделяет своё «Я», в нём проявляется конкурентное начало
Активно привлекая к себе внимание, дошкольник пытается самоутвердиться. Часто это сопровождается агрессией, провоцированием скандалов, ссорами
Ребёнок неуправляемый в 5 лет, если ему не оказывают необходимое внимание. Своим непослушанием он пытается восполнить дефицит.
Отказ выполнять требования, непослушание
Если жизнь ребёнка состоит только из указаний и упрёков, его мнение не учитывается при любых обстоятельствах, на него не обращают внимания или не уважают, это может быть причиной непослушания.
Малыш обижен, не чувствует себя самостоятельным и взрослым
А это сейчас для него очень важно
Отказываясь подчиняться правилам, он обращает внимание на свою формирующуюся личность
В следующем видео о своем мнении по поводу этой проблемы рассказывает психолог Дмитрий Карпачев:
Минимальная мозговая дисфункция
У 20% детей дошкольного возраста встречается ММД. Это комплекс несильных нарушений центральной и вегетативной нервной системы. Часто они связаны с родовой травмой. Дисфункция проявляется в дезадаптации крохи в обществе, нарушениях в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферах.
У детей наблюдается дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность, что негативно влияет на поведение. При благоприятных условиях со временем эти симптомы пропадают.
Как бороться с плохим поведением ребенка
Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:
• первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;
• вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;
• третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.
pixabay.com  / 
Ситуация 2: слишком мала
Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. “Скажи, что сказала только что мама?.. Ну!”. Молчание. “Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку…”
Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: “Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!”.
Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться
У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций
Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее “Почему ты до сих пор это не сделал?”. Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?
Почему не слушаются дети
Кроме кризисов, связанных с возрастом, существует немалое количество причин, по которым ребенок может вести себя плохо и не слушаться родителей. Вот самые распространенные из них:
– Физическое состояние. Если ребенок голоден, устал, у него что-то болит и доставляет неудобство, это может спровоцировать капризы, упрямство и непослушание. Совсем маленькие дети иногда даже неспособны сами понять, что не так в их ощущениях, но даже школьник может огрызнуться или отказаться выполнить просьбу, если у него, например, болит голова.
– Обида
Ребенок хотел показать или рассказать что-то очень важное для него, а от него отмахнулись? Или не поверили его версии в конфликтной ситуации и несправедливо наказали? Даже сказанная не к месту шутка или неосторожная фраза могут вызвать достаточно сильную реакцию, а обиженный ребенок не захочет слушаться тех, кто вызвал у него негативные эмоции
– Нехватка внимания и любви
Нередко случается так, что дети, которые не чувствуют себя любимыми, важными и значимыми для родителей, пытаются обратить на себя внимание любыми способами. Ребенок ведет себя вызывающе, все его поведение говорит «заметьте меня, я здесь»
– Конфликты в семье. Когда атмосфера дома накалена, происходят постоянные ссоры и выяснения отношений, ребенок своим поведением попытается напомнить родителям, что они забыли о нем, погрузившись в конфликт с головой. Некоторые дети даже чувствуют себя виноватыми в родительских проблемах, и это чувство также может вылиться в шалостях и неприглядных поступках.
– Чрезмерная строгость. Слишком большое количество запретов и наказаний приводит к самому естественному для ребенка исходу – к бунту против ограничений. Ребенок пытается почувствовать хоть немного свободы, сделать что-то назло. Особенно бурной бывает эта «борьба за независимость», если большинство запретов ничем не обосновано и не объяснено.
– Вседозволенность. Обратная сторона медали. Не стоит как запрещать ребенку абсолютно все, так и выбирать отсутствие любых ограничений. Некоторые «нельзя» должны существовать в семье, чтобы избежать избалованности и распущенности. Разрешить что-то – не значит потакать во всем, а запретить – не значит становиться тираном и деспотом.
– Несогласованность действий взрослых. Если родители не могут договориться, что позволено, а что нет, предъявляют разные, противоречащие друг другу требования и претензии к ребенку, его растерянность и метания меж двух огней могут стать причиной непослушания и проблем с поведением. Еще более неприятные последствия вызовет наказание одним из родителей за те действия, которые разрешил и одобрил другой.
– Ревность. Довольно часто вести себя плохо начинают старшие дети в семье, где появляется новорожденный
Если ребенок не был готов к таким переменам в жизни или чувствует себя обделенным родительской любовью и вниманием из-за нового члена семьи, он может перестать слушаться, капризничать и требовать больше внимания к себе
Как проявляется непослушание
Поговорим о типичных примерах плохого поведения детей. Нежелание слушаться родителей и выполнять их просьбы или требования может выглядеть по-разному, и родители должны понимать, как им реагировать и что делать в каждой ситуации.
Как восстановить доверие ребёнка?
Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.
Способы установить доверительные отношения:
Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся
Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.
Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям
Как заставить ребенка слушаться
Быть Ленивой Мамой с непослушным ребенок очень сложно. Ведь уходит много сил и времени, чтобы договориться с малышом о самых простых вещах. А с послушными детьми все становится намного проще, и не придется участвовать в спорах по любому поводу.
Неприятно это говорить, но начать изменения нужно с себя, так как заставить ребенка слушаться с первого раза может только спокойная и уверенная мама. Помимо этого нужно прислушиваться к ребенку и чувствовать его потребности. Как именно это сделать я расскажу в статье.
В последнее время наблюдаются большие проблемы с послушанием у детей. В современных реалиях, когда их сильно балуют, достаточно сложно удержать ребенка в рамках дозволенного. Почему же это происходит?
Сейчас активно продвигается идея вседозволенности детей. Малышам примерно до 2 лет ничего не запрещают, не дают заданий и в целом почти никак не воспитывают. Поэтому к 3-4 годам неудивительно, что ребенок не слушается взрослых. Хотя существуют и другие причины: противоречивые указания, несоответствие требований возрасту ребенку и др.
Как же заставить ребенка слушаться?
Первым делом стоит понять, что ни в коем случае не стоит прибегать к физическому наказанию. После нескольких шлепков ребенок действительно выполнит вашу просьбу. Когда в дальнейшем будет капризничать, одно упоминание о физической расправе заставит его успокоиться. И с виду все отлично — система работает.
Но на самом деле ребенок не становится «послушным», он просто боится вас. Уверена что вы бы не хотели вызывать ужас и страх у ребенка. Помимо ваших отношений сейчас, вся эта ситуация отразится на будущем ребенка. Физические наказания, затаенная обида и злость на вас обязательно всплывут в подростковом возрасте в виде бунта. Или наоборот ребенок полностью погрузится в себя, станет инертным, забитым и неуверенным в себе.
При любом развитии ситуации счастливым забитый ребенок не вырастет. Поэтому физическое воздействие — сразу нет!
Научитесь разговаривать с ребенком, договариваться, и тогда не придется прибегать к ремню.
Как разговаривать с ребенком правильно?
Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу
Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах
Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.
Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.
Неправильная фраза: «Ты такой эгоист! Хватит уже орать, сейчас пойдем уже! Замолчи сейчас же, мне же стыдно за тебя перед окружающими».
Правильная фраза: «Я понимаю, что ты устал. Сейчас оплачу покупку и пойдем домой. Я почитаю книжку и ты отдохнешь. А сейчас, пожалуйста, если хочешь покричать, делай это, пожалуйста, потише — мне трудно сосредоточиться».
Можно сделать акцент на своих чувствах:
Неправильная фраза: «Мне стыдно за твое поведение перед другими» — так вы показываете, что мнение окружающих важнее ребенка. Правильная фраза: «Мне с тобой трудно, от крика болит голова».
Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.
Научить малыша послушанию — это не так просто и быстро. Ведь нет волшебной таблетки, подходящей каждому ребенку. И это не робот, который способен слепо следовать приказам. Но все равно существуют определенные советы, которые учат ребенка слушаться родителей с первого раза.
К каждому ребенку свой подход. Так что пробуйте разные методики и подберите подходящую.
Итак, давайте рассмотрим основные методики, чтобы научить ребенка слушаться:
Если ничего не помогает, посмотрите как доктор Курпатов помог в казалось бы безнадежном случае.
И даже если вы поймете как заставить ребенка слушаться с первого раза, не нужно злоупотреблять своей властью. Оставьте ему немного свободы, позвольте отстаивать свое мнение, уважайте их решение и давайте хотя бы иллюзию выбора, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами. Беспрекословно послушные дети часто вырастают подверженными чужому влиянию (наркотики, алкоголь), безынициативными (отсутствие самостоятельности, невозможность быть лидером) и с другими психологическими проблемами.
Типичные проблемы
Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.
Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:
- Ребёнок демонстрирует опасное поведение. Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
- Ребёнок протестует. На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, истерикой. Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
- Ребёнок мешает окружающим. Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
- Ребёнок игнорирует родителей. На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
- Ребёнок требует купить ему что-то. Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.
Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.
Обращение к мамам. Вместо заключения
Кризисов в процессе взросления бывает много. Какие-то проходят ярче, какие-то менее заметны. Любые изменения в организме и психике детей влияют на их настроение и поведение. К пяти годам чадо обретает определённую самостоятельность, у него хорошо развита речь, он может выполнять несложную работу.
Дайте малышу почувствовать себя значимым и взрослым, проявить свой характер. Старайтесь не переставать проводить много времени вместе. Не забывайте хвалить его и подбадривать в случае неудач.
Ольга Милые мамы, если вы читаете эту статью и стараетесь разобраться в ситуации, вы уже большие молодцы! И ребенок у вас, скорее всего, замечательный. Вам нужно просто немного поработать над вашими отношениями. Но первое, что стоит сделать – приготовить себе кофе и отдохнуть. В первую очередь разрешите себе восполнить свои внутренние ресурсы и только потом продолжите разбираться ситуацией. Всю необходимую информацию мы вам сегодня предоставили.
Кризис трех лет
Чтобы понять, почему малыш не слушается, необходимо разобраться в детской психологии. Как правило, в 3 года ребенок уже считает себя личностью, взрослым человеком со своими потребностями и желаниями. Взрослые же продолжают обращаться с ним, как с несмышленым малышом. Из-за этого и возникают недопонимания, истерики и конфликты.
В целом непослушание ребенка в 3 года является нормой. Как говорят психологи и психиатры, этот возраст совпадает с кризисом, который необходим для дальнейшего личностного развития. Он может возникнуть чуть раньше или позже (в 2,5 – 4 года). Все зависит от темперамента, воспитания и степени доверительности отношений между крохой и родителями. То есть ребенок не слушается в 3 года не потому, что он плохой, а потому что с ним происходят личностные изменения.
Как же можно охарактеризовать кризис этого возраста? У детей начинают развиваться такие черты, как упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, бунтарство, обесценивание, деспотизм. Психолог Л. С. Выготский считал, что эти качества необходимы для формирования чувства признания и самоуважения, хоть они и создают трудности для взрослых. Современные психиатры с этим полностью согласны.
Поведение как помеха для окружающих
Ребенок еще не усвоил или игнорирует правила поведения в общественных местах. Он бегает, врезается в других людей, громко разговаривает, в транспорте пинает спинки кресел людей, сидящих впереди, и многое другое. Чаще всего такое случается, если родители не до конца предусмотрели, что может произойти, и подготовка ребенка к тому, что вне дома действуют другие правила и рамки, была не очень успешной.
Что делать
- Все лекции и разборки – потом, дома, неприемлемое поведение нужно пресечь. Сохраняйте спокойствие, несколько раз попросите ребенка прекратить, кратко и логично объясните ему причины, почему так делать не стоит, например, «Не размазывай мороженое по ковру, он будет грязный и липкий, а человеку, который его станет мыть, будет неприятно и трудно».
- Проговаривайте с ребенком перед тем, как ехать куда-то или идти, что там можно и нельзя делать. Внушите ему, что быть взрослым – это в том числе и соответственно обстановке себя вести, не причиняя окружающим неудобств.
- Если ребенок чересчур расшалился, иногда стоит увести его. Лучше пусть фильм останется недосмотренным, или поездка на автобусе затянется из-за пересадки, детям будет даже полезно понять, к чему приводит мешающее окружающим поведение.
Поле влияния ребенка
«Я сам!» – как часто мы слышим эту фразу от малыша возраста 3 лет. Она – свидетельство того, что развитие личности ребенка происходит гармонично и согласно возрастным нормам. Именно в этом нежном возрасте многие родители пресекают самостоятельность крохи, мотивируя это тем, что он не способен сделать все правильно и аккуратно.
Ребенок точно также нуждается в возможности влиять на ситуацию, как и взрослый. Ему необходимо, чтобы от него тоже что-то зависело. Разумеется, вопросы безопасности, посещения детского дошкольного учреждения и многие другие лежат на плечах родителей. Но, например, организовать свой досуг ребенок в состоянии сам.
Понимание того, что от его слова что-то зависит, способствует формированию личной ответственности и уважению к старшим. Малыш вполне может решить, хочет он отправиться с мамой и папой в парк или пойти в детский развлекательный центр.
Личная ответственность распространяется и на домашние дела. Бытовые задачи – оптимальный инструмент формирования ответственности, понимания личных границ и задач каждого члена семьи. Необходимо позволить малышу самостоятельно отвечать за некоторые моменты. Например, убирать свои игрушки в ящик перед сном, мыть чайные ложки, складывать фантики и ненужные бумажки в мусорное ведро
Важно, чтобы выбранная обязанность лежала только на ребенке, конечно, за исключением болезни или его отсутствия дома.
Как добиться правильного поведения ребенка
Детское непослушание, проявляемое в любом возрасте и по различным причинам, рекомендуется пресекать. Делается это тактично, без окриков. Заслуженное наказание – не единственный метод. В отдельных случаях одобрение правильного поведения позволяет добиться более конкретных результатов в воспитании детей.
Существуют критерии оценивания не только детского непослушания, но и поведения самих родителей при сложившейся негативной ситуации. Именно от их реакции на протест, истерику, агрессию или бунт зависит, насколько правильные выводы сделает для себя малыш. К примеру:
Вместо гневного окрика, выражающего запрет, эффективнее обратиться к малышу спокойно и объяснить ему, что он делает неправильно.
Если ребенок увлечен игрой и не реагирует на слова взрослого, в этом случае также не поможет резкое обращение
Альтернативный подход – шепот, жесты или мимика скорее привлекут внимание ребенка.
Неоднократное повторение просьбы приводит к обратному результату – малыш привыкнет не реагировать них до очередного повтора или наказания за непослушание. Рекомендуемая схема при таком поведении предусматривает определенную последовательность поведения взрослого
1 этап – предупреждение о прекращении недозволительных действий. На 2 этом этапе ребенка наказывают за непослушание, на 3 – обязательно разъясняют причину наказания. Постепенно малыш привыкнет к этому алгоритму и поймет, что лучше выполнять просьбу взрослых после первого обращения.
Общение с малышом предполагает минимизацию употребления отрицательной частицы «не». Просьба не кричать, не шуметь, не разбрасывать игрушки оканчивается противоположным поведением. Дело в том, что отрицание психика малыша воспринимает негативно. Эффективнее предложить ребенку успокоиться, заняться чем-то другим.
При протесте, сопровождающемся истерикой, взрослым рекомендуется вести себя спокойно. Малыш, понимая бесполезность истерики, тоже вскоре успокоится. На этом этапе ему спокойным тоном следует повторить требование, объяснив необходимость его выполнения.
Переключение внимания – действенный метод при упрямом требовании ребенка купить игрушку или сладости. Увещевания взрослых бесполезны и приводят к истерике, привлекающей всеобщее внимание. Надо отвлечь малыша на проезжающий транспорт или какое-либо явление и постараться увести его. А в дальнейшем перед походом в магазин объяснять ему, как надо вести себя в общественных местах, на что у родителей есть деньги и что необходимо купить в первую очередь.
Важный аспект воспитания – согласованность требований со стороны всех членов семьи. В обратном случае причиной непослушания становится растерянность ребенка. Со временем он начинает пользоваться этим для достижения своих целей, игнорируя требования одного из родителей.
Взросление – важный этап в воспитании. Самоутверждение зачастую становится причиной непослушания. В этот период следует дать понять подростку, что с его мнением считаются. Однако авторитет родителей, их жизненный опыт и знания все же следует учитывать и прислушиваться к их советам. Доверительность и родительский авторитет – основа отношений в этом возрасте.
Внимание к детям. Не секрет, что воспитание детей – трудоемкий и длительный процесс. Совместный отдых, увлечение общими интересами, погружение в детские проблемы сближают родителей с детьми. Спокойная обстановка в семье, уважительные взаимоотношения между родителями повышают их авторитет в глазах детей.
Рассматривая вопросы авторитета и доверия к родителям, следует учитывать, что чрезмерное бесцеремонное вмешательство в жизнь ребенка чревато вероятностью появления скрытности, замкнутости и желания поступить против навязываемых советов. Проявление интереса к музыке, литературе, фильмам, проявляемое в ненавязчивой форме, скорее расположит ребенка к родителям. Общение станет приятным, содержательным и полезным.
10 причин плохого поведения
Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.
Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно
А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
Детям скучно
Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими “играющими” гормонами и т.п.).
За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.
Прежде чем попросить ребенка о чем-то: 3 приема
Обращайтесь с просьбами и давайте указания с позиции привязанности. Ваш ребенок будет совершенно по-разному реагировать на просьбу, когда вы просто кричите ему через весь дом или обращаетесь к нему после пусть даже самого непродолжительного контакта. Если вы посидите рядом с ребенком несколько минут, проявляя живой интерес к модели, которую он конструирует, или к программе, которую он смотрит, до того, как позовете его к обеду, вы добьетесь более благосклонной реакции.
Визуальный контакт. В качестве другого дополнительного приема вы всегда можете сказать: «Посмотри на меня», а потом обращаться к ребенку с просьбой
Это поможет вам убедиться, что ребенок переключил свое внимание с того, чем он занимался, и уже наполовину готов выслушать все, что вы ему скажете
Затем начинайте кивать по мере разговора: «Пришло время отправляться в ванну». Слегка кивая головой, вы передаете ребенку подсознательный сигнал к взаимодействию.
Программирование на согласие. К детям, отличающимся особо оппозиционным поведением (коими являются практически все подростки), лучше обращаться с просьбами, если они уже сказали вам «да». Другими словами, нужно, чтобы ребенок или подросток уже кивал головой (в прямом и в переносном смысле), чтобы вы понимали, что исполнение вашего указания уже не является для него чем-то неестественным.
Как правило, я прошу родителей постараться сделать так, чтобы ребенок уже кивнул и/или сказал «да» три раза перед тем, как просить его о чем-то. Это помогает ему почувствовать себя услышанным, дает ощущение привязанности и раскрывает для дальнейшего взаимодействия. Ниже приведен как раз такой пример.
Кризис 8 лет
Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до 9 лет. Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.
Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис
Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым
Такое поведение не пройдет незамеченным для родителей.
Железная дисциплина
Железная дисциплина и постоянные запреты. Все должно быть сделано по правилам, исключения и отклонения от нормы не принимаются. За любую провинность применяются все меры наказания. Одним словом – «армейская муштра».
Иногда положение детей в такой семье становится просто невыносимым. Выполнять все требования отца или матери безукоризненно, при этом быть успешным и инициативным ребенком просто невозможно.
В семье с железной дисциплиной редко можно услышать похвалу, которая, как правило, подталкивает к желанию стать лучше. Ребенок слышит в свой адрес постоянные нелестные замечания. Он уже давно смирился с тем, что он плохой во всем и заслуживает только нареканий.
Если ребенок не может достигнуть уровня, который к нему постоянно предъявляется, результатом станет замкнутость и непослушание, когда он будет норовить сделать назло родителям. Еще чаще дети поступают так в школе: чем больше учитель кричит и требует, тем больше дети непослушны и делают наоборот.
Что влечет за собой железная дисциплина в семье сегодня и в будущем:
- Страх перед людьми власти (на работе и дома).
- Заниженную самооценку.
- Замкнутость.
- Безынициативность.
- Склонность к обману, мстительности и насилию.
- Уход из семьи (ранние браки, выезд в другой город, проживание отдельно от родителей).