Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

Случаи полной оплаты проезда и в льготном размере согласно правилам

Если ребёнку уже исполнилось 7 лет, и он не подпадает под льготную категорию, то в транспорте он обязан оплачивать поездку в размере 100%. Естественно, при этом он вправе занимать сидячее место (при условии что имеется свободное), в том числе если мальчик или девочка едет самостоятельно (без взрослых). Если в транспорте заняты места для пассажиров с детьми, инвалидов и беременных, кондуктор может попросить уступить место ребёнку (если он, конечно, выглядит не очень взрослым). Но пять-таки попросить, но не потребовать (об этом речь шла ранее).

Если ребёнку уже больше 7 лет, то в общественном транспорте он обязан приобрести билет (исключение — льготные категории детей)

Про льготный размер оплаты (не свыше 50%) уже отмечалось ранее — если ребёнок до 12 лет передвигается с родителем в транспорте, где места исключительно сидячие (стоять запрещено). К примеру, это могут быть автобус либо маршрутное такси, где обязательно предполагаются ремни безопасности. В Уставе автомобильного транспорта на этот счёт нет ссылок на конкретные нормативные акты, но их можно найти в других нормативных документах, а именно, в пункте 5.1 ПДД.

Чтобы узнать, какие именно автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности, следует обратиться к ещё одному документу.

Здесь необходимо привести расшифровку:

  1. Категория М1 Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
  2. Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
  3. Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
  4. Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси.

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет при входе


Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:

  • пожилые люди,
  • дети,
  • женщины.

Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения.

Согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.

Кому уступать место

По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.

По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это своё согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть. Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.

Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.

Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: «Пожалуйста, присаживайтесь». Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.

По правилам поведения в общественном транспорте, парни и девушки не должны сидеть в общественном транспорте, если в нём стоят пожилые люди, беременные женщины, дети или инвалиды.

Находясь в общественном транспорте со спутницей, мужчина непременно должен выражать признательность тому, кто уступает ей место.

Как вести себя в транспорте

  • Некрасиво рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
  • Входя в салон автобуса, автолайна не надо здороваться со всеми людьми, там находящимися. Говорите «Здравствуйте» только тем, с кем хорошо знакомы или очень часто ездите вместе.
  • За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя платит. Молодому человеку вовсе не обязательно оплачивать проезд своей спутницы.
  • Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда наготове, чтобы не создавать замешательств и не отнимать время у контролёра.
  • Чистые сумки и рюкзаки можно ставить на свободные места, если в транспорте нет людей, которые могли бы занять пустующие кресла.
  • Когда в транспорте кто-то читает книгу или газету, некрасиво заглядывать в неё.
  • Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только вполголоса.
  • Недопустимо даже вполголоса разговаривать на личные темы с другом в общественном транспорте.
  • Если Вы едете в автобусе, троллейбусе, трамвае со своими детьми, позаботьтесь о том, чтобы они вели себя вежливо: не шумели, не толкали посторонних людей. Лучше заранее рассказать своим чадам о правилах поведения в общественном транспорте.
  • Согласно этикету в транспорте нельзя причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей, краситься, наносить лак на ногти, перевозить опасные предметы.
  • Даже в переполненном вагоне метро или салоне автобуса старайтесь соблюдать правила хорошего тона: не облокачивайтесь на других пассажиров, не толкайте их при выходе, не наступайте людям на ноги.

Этикет при выходе


По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту. Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребёнку, помочь вынести сумку старику и т.д.

Этикет в общественном транспорте позволяет подчинённому не помогать при выходе своему руководителю или коллеге, занимающему более высокую должность. Однако об этом послаблении следует забыть в том случае, если начальник – женщина.

К выходу из общественного транспорта полагается готовиться заблаговременно

Соблюдению этого правила этикета следует уделять особое внимание в том случае, если в салоне много людей. Прежде чем обойти того или иного человека, стоящего перед Вами на пути к выходу, по правилам хорошего тона, следует поинтересоваться у него, не собирается ли он тоже выходить на ближайшей остановке

Анастасия, 13.12.2010
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

Когда и как будет правильно учить ребёнка уступать место и кому

Учить ребёнка уступать место в общественном транспорте следует с десятилетнего возраста. К этому времени опорно-двигательный аппарат детей достигает достаточной прочности, а координация движений становится более уверенной. К тому же в этом возрасте многие дети сами стремятся к тому, чтобы вести себя по-взрослому.

Родители должны поддерживать стремление ребёнку к достойным взрослым поступкам как за счёт личного примера, так и с помощью воспитательных бесед. Следует учить ребёнка уступать место пожилым людям, беременным женщинам и более младшим детям.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не должны никому уступать сидячие места в общественном транспорте. Только находясь в сидячем положении, ребёнок сможет избежать травм и ушибов во время проезда.

Аргументы в пользу сидящего ребенка

Даже если ты настроена воспитать настоящего джентльмена или вырастить вежливую леди, учти такие аргументы в пользу того, чтобы ребенок в троллейбусе, трамвае, автобусе, метро или маршрутном такси занял место сидя:

Детям до 10 лет нежелательно стоять в транспорте из-за неразвитого вестибулярного аппарата. Из-за низкого роста детей до 140 см легко просто не заметить при посадке или высадке. Кости растущего скелета только формируются и крепнут, ребенок более склонен к переломам, особенно в кризисные моменты взросления: 2-3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. У детей из-за особенностей строения головного мозга ниже скорость реакции

Они не могут быстро принять решение уцепиться за что-то рядом, если возникает такая необходимость. Дошкольники еще не умеют держать баланс и при резком торможении могут упасть. Дети устают быстрее взрослых, поэтому неподвижное стояние в течение 15-20 минут истощает их организм. Уставший ребенок дошкольного возраста эмоционально нестабилен, более подвержен истерикам, начинает капризничать, отвлекая внимание водителя и пассажиров.. Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине – прежде всего

Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине – прежде всего

Ход занятия:

1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. – Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.

2. Беседа с детьми.

– Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.

– А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям – Агния Барто.

– Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.

– Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.

2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Едет Любочка в трамвае,

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь,

Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну, садись! – вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

– А теперь вам нравиться девочка Люба?

– А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?

– Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)

– А вы как Люба поступаете?

– А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).

А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.

1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?

2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?

3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?

А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).

2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»

– Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.

– Выбрасывает мусор (садятся)

– Громко разговаривает (садятся)

– Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)

– толкается

– тихо разговаривает

– едет, молча

– уступает место

– не оплачивает за билет

– выбрасывает мусор

– не уступает место старшим

– наступает на ноги

– вежливо просит двигаться вперед

– обзывается на людей

3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.

– Что мы читали с вами сегодня?

– Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?

– А что мы про Любочку узнали?

– Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.

– А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)

– Да, теперь мы знаю,что:

– первым делом надо купить билет.

-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;

– вести себя надо вежливо и тихо;

– нельзя мусорить в салоне;

– заранее проходить к выходу перед остановкой.

3. Подведение итога

Правила входа и выхода

Как театр начинается с вешалки, так поездка на общественном транспорте – с входа в него. Уже в этот момент можно создать настроение на всю дальнейшую поездку.

Порядок входа:

  1. Дождаться полной остановки ТС, затем выхода пассажиров из салона, не торопя их.
  2. В городские средства транспорта вход производится через переднюю дверь. Через вторую разрешено движение инвалидов.
  3. Первыми при входе следует пропустить женщин, а также пожилых граждан, детей. Ненавязчиво предложить помощь при входе нуждающимся в этом: пожилым, инвалидам, пассажирам с малышами.
  4. Войдя внутрь, не стоит оставаться у дверей. Надо пройти дальше в салон, дав возможность войти остальным.
  5. Свою помощь не навязывать насильно, а поинтересоваться вежливо, можно ли оказать услугу.

При входе и выходе следует опираться на поручни во избежание травматизма. При входе на водный транспорт особо позаботиться о безопасности на трапе.

Порядок выхода:

  1. Прежде всего, к выходу надо своевременно подготовиться, чтобы впоследствии обойтись без спешки.
  2. Вежливо спросить впереди стоящих пассажиров, выходят ли они.
  3. Выходить вначале необходимо мужчинам. Им предписано помочь покинуть транспорт остальным, например, подавая руку.

Покинув транспортное средство, не останавливаться рядом, не мешать входящим.

Кто отвечает за травму ребёнка в городском муниципальном транспорте

Не всем известно, что в стоимость поездки в муниципальном транспорте включается в обязательном порядке страховка пассажира: об этом идёт речь в Федеральном законе от 14.06.2012 N 67-ФЗ. И если пассажир в это время травмировался, то он вправе рассчитывать на страховые выплаты.

Порядок действий будет следующий:

  1. Сообщить водителю о происшедшем. Тот обязан остановить транспорт, вызвать скорую помощь, а также полицию, чтобы оказать первую медицинскую помощь и зафиксировать факт травмы и ДТП (если оно было).
  2. Водитель предоставляет сведения о страховой компании. Это также можно узнать, обратившись в автобусный, троллейбусный либо трамвайный парк.
  3. Родители обращаются в страховую компанию, чтобы им возместили ущерб.

Сотрудник полиции зафиксирует факт ДТП, в результате которого произошла травма

Причина каждой травмы тщательно разбирается, ведь ребёнок мог получить её по различным причинам. Иногда виноват водитель, который, например, допустил резкое торможение или раньше времени закрыл дверь, и малыша прищемило. Но порой сами пассажиры не соблюдают правила проезда: например, ребёнок не держится за поручни либо начинает баловаться, ходить по салону.

Между тем в салоне любого транспортного средства обязательно должны быть вывешены правила пользования данным транспортом. Обязанность родителей — донести их до ребёнка, если он ездит в транспорте самостоятельно, или же следить за поведением малыша в салоне, если он путешествует со взрослыми.

В салоне транспортного средства должны быть вывешены правила для пассажиров, да и родители должны объяснять ребёнку, как вести себя в транспорте

Страховая компания потребует такие документы:

  1. Акт, составленный самим перевозчиков, где зафиксирован сам факт происшествия, его обстоятельства.
  2. Справка из больницы либо травмпункта.
  3. Справка ГИБДД о подтверждении факта ДТП и наличии пострадавшего.
  4. Если было проведено лечение, то нужно сохранить чеки на приобретение лекарственных средств.

Если ребёнок получил травму в метро

Если же ребёнок (равно как и взрослый) получил травму в вагоне метро, то метрополитен, будучи юридическим лицом, отвечает за перевозку пассажиров. Родителям необходимо написать заявление в адрес его руководства. Если же травма случилась на эскалаторе (а он относится к категории опасных объектов), то выплаты уже будет производить страховая компания. Это отражено в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»/

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос – нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки? 

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки. 

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться. 

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя). 

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки. 

Поведение детей и родителей

За поведение маленьких детей в транспорте отвечают родители. Они обязаны постоянно объяснять правила действий в общественном транспорте и всё демонстрировать на собственном примере.

Ведь сколько бы ни говорили взрослые детям об этикете, если сами будут поступать иначе в присутствии последних, эффекта ждать не стоит. Малыш обязательно скопирует поведение взрослого (может и не сразу, а в будущих поездках).

Как это можно показать на примере:

  • Папа пропустит женщину, а мальчик девочку. Это можно уподобить игре.
  • Старший ребёнок, особенно мальчик, пусть зайдёт раньше мамы и подаст ей руку, почувствовав себя маленьким джентльменом.

Ребёнок должен понять, почему нельзя поднимать ноги на сиденье. Не просто сказать, «нельзя», а объяснить, почему не следует этого делать.

Малыши очень хорошо понимают мотивированное объяснение, подкреплённое примерами:

  • сиденье будет грязным – другой мальчик испачкает одежду;
  • для игры мало места, можно задеть кого-то, причинить боль, неудобства;
  • криком можно напугать кого-то, у сидящей рядом бабушки может болеть голова, кто-то устал после работы;
  • есть мороженое (сладости) в автобусе неудобно: можно испачкаться, руки грязные (негигиенично), кто-то тоже захотел, а у него нет.

И самим взрослым надлежит вести себя соответственно.

Ситуация: родители стоят, ребёнок сидит. Это вряд ли можно считать приемлемым. Ребёнок уже с трёх лет способен заботиться о маме, тем более школьник. Как вариант, можно сесть вместе.

Надо всегда помнить, что дети любят сказки и верят им. Каждую ситуацию можно превратить в сказочный сюжет. После обыгрывания ситуации с тем, как малыш уступил место старенькому дедушке, беременной женщине, кроме привития нравственных качеств, повышается его самооценка.

Малыш любит ощущать себя взрослым, поступать «как мама», радуется похвале. Постепенно его привычки автоматизируются.

До скольки лет малыш обладает правом бесплатного проезда

Правом бесплатного проезда в городском общественном транспорте по российским законам обладают малыши до семилетнего возраста.

По российскому законодательству дети до 7 лет имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте

Право не покупать крохе до семи лет отдельного билета сопряжено с определёнными нюансами:

  1. Льгота предоставляется именно ребёнку, а не его маме (папе, бабушке и т. д.). С кем бы малыш ни ехал, его проезд не оплачивается.
  2. Отдельное место такому малышу не предоставляется. Мама (или другой сопровождающий взрослый) может взять кроху себе на колени. Другой вариант — мама усаживает своё чадо, а сама стоит рядом (она ведь оплатила своё место). Кроме того, ребёнок может просто стоять, держась за поручень.
  3. Если родитель провозит двух деток до семилетнего возраста, он также за них не платит (но только если малыши не занимают отдельного места). Карапузов можно опять-таки усадить себе на колени, посадить вдвоём на одно сиденье (в это время мама, оплатившая свой проезд, стоит), или же ребята просто стоят.

  4. По закону мама может провозить и более двух детей до 7 лет бесплатно. Поскольку усадить их всех на колени или на одно сиденье просто нереально, то кому-то из них придётся стоять, или родителю придётся оплатить ещё одно место, чтобы ребёнок мог сесть.
  5. Если данное транспортное средство не предусматривает перевозку пассажиров без отдельного места, то маме придётся приобрести своему чаду билет. У взрослого есть право взять с собой двух деток возрастом не старше 12 лет. При этом билет для каждого будет стоить до 50% полной суммы (этот момент оговаривается в части 2 ст. 21 приведённого выше закона). Получается, согласно законодательству, что за третьего малыша придётся оплатить 100% стоимости поездки.

Занятия в транспорте

При чтении важно не причинять неудобств попутчикам, задевая их книгой, производя громкие звуки, шуршание. В автобусе принято вести беседы, однако делать это следует негромко, без грубых высказываний, обсуждений

В автобусе принято вести беседы, однако делать это следует негромко, без грубых высказываний, обсуждений.

Следить за корректностью темы беседы, ведь она может стать достоянием многих. Даже пристально смотреть на незнакомых людей считается невежливым.

Разговаривать громко по мобильному телефону в салоне, слушать музыку, считается признаком дурного тона. Подойдёт лишь вариант с наушниками. Отвлекать разговорами водителя запрещено.

Проблемами личной гигиены заниматься в салоне не принято (например, расчёсываться, наносить макияж)

Важно помнить, что не все люди одинаково переносят резкие запахи, предусмотрев оптимальный вариант парфюмерии

В метро нельзя:

  • бегать по эскалатору, садиться на его ступени;
  • ставить вещи на поручни;
  • создавать давку;
  • в вагоне прислоняться к двери.

Возьмите на заметку: в любом виде транспорта не стоит забывать о чистоте, гигиене и добром отношении к окружающим.

Курение и распитие алкогольной продукции в транспорте запрещено.

В метро

В метрополитене всегда находится большое количество людей, особенно в часы пик. Поэтому там повышается опасность травматизма.

Поведение на эскалаторе

При заходе на эскалатор маленьких детей держат на руках, смотря себе под ноги и поднимая длинные полы одежды, чтобы лента их не затянула.

По этой же причине запрещается садиться на ступени эскалатора, просовывать под него пальцы. Во время его движения держатся за поручень, располагаясь с правой стороны. Запрещается устанавливать на поручень тяжелый багаж: одно неловкое движение может спровоцировать его падение и травмировать людей, стоящих ниже.

Как себя вести на платформе

Ожидая электропоезд, нельзя подходить к краю платформы. На ней обозначена разграничительная линия, которую не следует переступать. После остановки состава нужно дождаться, когда вагон покинут выходящие пассажиры, а потом спокойно зайти и занять свободное место (при его отсутствии — встать, держась за поручни и не заслоняя выход). Облокачиваться на двери нельзя.

Чрезвычайные ситуации

В метро могут произойти ситуации, представляющие опасность для жизни. При большом скоплении народа велик риск возникновения давки. В этом случае нужно снять с шеи шарф, галстук, украшения и застегнуть одежду. Руки должны быть согнуты в локтях, чтобы оставалось пространство для нормального дыхания. Для защиты грудной клетки перед ней выставляют кулаки.

Остерегаются препятствий в виде выступов, углов, колонн, решеток. При падении встают по ходу движения толпы. Маленьких детей садят на плечи.

Эскалатор также представляет опасность. При падении ленты вниз нужно быстро перелезть через балюстраду на другой эскалатор. Если одежду или обувь «зажевало», следует оповестить об этом диспетчера: он остановит работу эскалатора и освободит из ловушки.

При падении на рельсы нужно бежать вперед по направлению движения электропоезда (при отсутствии его приближения) до черно-белой полосы, добравшись до начала платформы — просить о помощи пассажиров и работников метрополитена.

Если после падения слышны сигнал и шум состава, следует быстро лечь в специальное углубление на рельсах (перед этим снять рюкзак, если он находится за спиной, и проследить, чтобы одежда плотно прилегала к телу).

Если в вагоне произошел пожар, рекомендуется намочить шарф, платок или другую ткань жидкостью и дышать через них. Пожар быстрее распространяется при открытых окнах в вагоне, поэтому их следует затворить. Двигаются от возгорания по возможности по ходу движения электропоезда. Нельзя пользоваться стоп-краном, пока состав находится в туннеле: поезд должен доехать до станции.

Основы этикета

Этикет в общественном транспорте одинаков как для наземных средств передвижения, так и для метро.

Он включает в себя следующие правила:

  1. Предоставлять места инвалидам, детям, пожилым людям.
  2. Не перекусывать в вагонах.
  3. Громко не разговаривать.
  4. Отказаться от сна во время поездки.
  5. Не разглядывать пристально пассажиров.
  6. Не расчесываться и не делать макияж.

Если посторонний человек спрашивает, как проехать к какой-либо станции или где лучше выйти, ему следует ответить или направить его к работнику метро.

Необходимы ли подтверждающие право документы

Кондуктор вправе потребовать с родителя (либо другого сопровождающего взрослого) документ, подтверждающий возраст малыша. Конечно, если ребёнок совсем маленький, такой проблемы может и не возникнуть, но вот если возраст юного пассажира уже приближается к 7 годам, или кроха выглядит старше своих лет, то это вполне вероятно.

Многие мамы и папы в такой ситуации начинают возмущаться (ведь «про льготу и так всем известно»). Они неправы. Уже упоминаемая статья 21 транспортного Устава даёт кондуктору полномочия проверять права пассажиров-льготников. Поэтому он должен убедиться, что малышу ещё не исполнилось семи лет, заглянув в свидетельство о его рождении. Сопровождающему взрослому полагается носить с собой оригинал данного документа (как вариант его ксерокопию или паспорт родителя с отметкой о рождении ребёнка) и при необходимости предъявить его.

Соответственно, если родитель отказывается предъявлять кондуктору свидетельство о рождении ребёнка, то он обязан оплатить своему чаду проезд в 100% объёме.

Стоит затронуть ещё определённые нюансы:

  1. Некоторые взрослые не совсем понимают формулировку «до семи лет»: необходимо ли начинать оплачивать проезд уже непосредственно в день рождения малыша или это делается только со следующего за ним дня. На самом деле старше семи лет ребёнок становится после своего дня рождения — тогда родители обязаны оплачивать проезд.
  2. Отдельные мамы и папы неверно толкуют закон — считают, что бесплатный проезд положен дошкольникам. Однако сегодня многие малыши в 6 лет уже посещают общеобразовательные заведения, однако до 7 лет им можно не покупать билет. И наоборот, некоторые семилетки ещё являются воспитанниками детского сада. Льгота закреплена именно по принципу возраста, но не по факту обучения в школе.

  3. Многие взрослые считают, что в транспорте ребёнок непременно должен сидеть (ведь он же маленький). Однако законодательно это не прописано. Если мама хочет, чтобы малыш до 7 лет занял отдельное сиденье, то ей придётся просто оплатить его проезд. Если нет — она сажает его на колени, уступает своё место, либо малыш просто стоит. Родитель не вправе требовать от других пассажиров уступить малышу сидение или взять его на колени — это делается исключительно добровольно. Все знают, что в наземном общественном транспорте в передней части салона есть места для детей, инвалидов, пожилых людей и беременных женщин. Однако, возможно, они уже все заняты представителями данных категорий. Если же там сидит обычный человек, то тогда кондуктор может попросить уступить место маме с ребёнком. Причём именно попросить, а не потребовать, поскольку законодательно это нигде не прописано, а относится просто к правилам пользования общественного транспорта.

Дополнительные льготы

Некоторые категории детей имеют право на бесплатные поездки по городу после семилетнего возраста (проезд оплачивается из средств госбюджета):

  1. Сироты.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Дети-инвалиды.
  4. Дети из многодетных семей.
  5. Дети, утратившие кормильца (когда умирает один из родителей, и ребёнок получает пенсию по потере кормильца).

Льгота законна лишь при наличии документа, который подтверждает статус ребёнка. Право не платить за проезд в городском транспорте закрепляется за данными детьми до их совершеннолетия. Если же ребята из первых двух указанных категорий обучаются очно в вузе, то право продлевается до того, как закончится обучение.

Что касается детей-инвалидов, то бесплатно в транспорте может путешествовать не только ребёнок, но и сопровождающий его взрослый.

Правила поведения в общественном транспорте для детей

Ожидай транспортное средство на специально оборудованной остановке.
Подходи к входным дверям транспортного средства только после полной его остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу.
Если видишь, что транспорт переполнен, подожди следующий.
Перед входом в транспортное средство нужно пропустить всех выходящих пассажиров.
Заходи, не спеша, соблюдай очередность, не старайся опередить всех.
Входя, снимай сумку, рюкзак, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их.
При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед женщин и пожилых людей.
Не останавливайся у самого входа, иди в середину салона, чтобы не мешать проходу других пассажиров. Исключение: если выходишь на следующей остановке.
Уступай место маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам.
Не заходи в транспорт с открытыми напитками и едой, чтобы не испачкать пассажиров, не испачкаться самому и не подцепить вредные бактерии, вирусы, ведь в транспорте ездит очень много людей.
Не стряхивай в транспорте снег и капли дождя.
Не разглядывай пассажиров, не показывай на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
Не шуми, громко не смейся, громко не разговаривай, активно не жестикулируй.
Не разбрасывай мусор.
Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их.
В общественном транспорте некультурно причесываться, чистить уши, ногти, нос и прочие части тела.
Не высовывайся в окна.
В транспорте старайся не наступать на ноги другим пассажирам, не опирайся локтями на человека, который находится рядом.
Помни, что в транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ и острых предметов.
Не отвлекай водителя во время работы.
Держись за специальные ремни, поручни.
Не протискивайся, расталкивая людей локтями. Если нужно пройти по салону, вежливо попроси уступить тебе дорогу.
Будь вежливым

Если нужно что-то попросить у другого пассажира, употребляй слова «извините», «спасибо», «будьте добры».
Не занимай места для пассажиров с большими сумками и пакетами.
Обрати внимание, что в транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Домашних животных можно перевозить в специальных клетках-переносках, собак — в наморднике.
Обязательно оплати проезд и при необходимости покажи билет контролеру

После поездки билет выброси в урну.
Если пользуешься проездным документом, при посадке держи его наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора.
Современные гаджеты позволяют интересно и с пользой проводить время в дороге, но они не должны мешать другим людям.
Если на улице идет дождь, и ты пользовался зонтом, сложи его еще на остановке, до входа в транспорт. В салоне сложенный зонт опусти, давая возможность воде стечь вниз, никого не намочив. После выхода из транспорта, открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не забрызгать их каплями и не задеть зонтом.
Готовься к выходу заранее. Спроси у стоящих впереди пассажиров, или они выходят на следующей остановке.
Не пытайся выйти из транспорта первым, подожди пока выйдет основная толпа пассажиров.
Переходи улицу после высадки только после отъезда транспортного средства от остановки. Вот такие простые правила поведения в общественном транспорте для детей. Если их придерживаться, можно избежать конфликтов и проблем в транспорте.

Куда обратиться по вопросу нарушений прав

Бывают непредвиденные случаи, когда водитель никак не реагирует на сообщение о травме и продолжает движение. По закону данное непрофессиональное поведение возможно приравнять к ситуации оставления места ДТП (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ): «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) За это предусмотрен арест до 15 суток или же лишение прав на срок 1–1,5 года.

Конечно же, в данном случае не получится вызвать полицию к месту происшествия. Поэтому родителям нужно найти в транспорте сведения о страховой компании (записать их или сфотографировать), фамилию водителя, номер транспортного средства, телефоны и фамилии свидетелей. Следует опять-таки сохранить билет и обратиться в медучреждение, чтобы там у ребёнка зафиксировали травмы.

Далее родители подают заявление в страховую компанию с имеющимися документами за возмещением уже не только ущерба здоровью, но и для получения моральной компенсации.

Правила безопасности ребенка в общественном транспорте

Для пассажиров с детьми недаром выделены специальные места в общественном транспорте. Главная задача родителей: независимо от возраста беспокоиться не о соблюдении правил приличия, а об обеспечении безопасности. Поэтому, ответ на вопрос, можно ли ребенку стоять в общественном транспорте, зависит от нескольких важных факторов:

  1. Ребенок может сам крепко держаться за поручень.
  2. Пассажир любого возраста хорошо себя чувствует, чтобы выстоять длинную дорогу.
  3. Вокруг стоящего достаточно свободного места (его не толкают).

Следующие варианты не являются безопасными и напрямую угрожают здоровью ребенка:

  • когда у низкорослого крохи есть опасность быть прижатым к чьему-нибудь пальто (особенно опасно, так как ворсинки могут забиться в рот) и задохнуться;
  • если в общественном транспорте много людей и давка есть риск быть затоптанным;
  • когда стиль вождения вызывает беспокойство: водитель резко начинает движение или тормозит (можно потерять равновесие);
  • младший школьник едет с уроков или занятий с большим рюкзаком (на спине он будет мешать пассажирам, из-за него тяжело удерживать равновесие, а одновременно держаться за поручень и нести в руках тяжелый груз для младшего школьника пока сложная задача);
  • у ребенка несколько занятий подряд, и поездка в транспорте — реальная возможность передохнуть, особенно когда речь идет о дополнительных спортивных тренировках.

Оцени риски заранее. Если ребенок может постоять, выбирай места возле низких поручней подальше от открывающихся дверей. Не спеши усаживать малыша на отдельное сидение. Если пассажиров много, рационально взять его на руки. 

Иногда с маленьким ребенком лучше дождаться следующего автобуса, пройти несколько остановок пешком или использовать коляску. Современные троллейбусы и трамваи в крупных городах уже оснащены специальной зоной для детского транспорта, где коляска, в которой сидит малыш, пристегивается дополнительно для его безопасности.

Читай также: Идем на детскую площадку: как все предусмотреть? Советы эксперта по детской безопасности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий