Детские страхи у детей дошкольного возраста

Осложнения

Самым сложным и опасным осложнением детского страха является его переход в состояние фобии. Они выражаются в интенсивных реакциях организма в виде беспокойства и паники. Отличаются устойчивым иррациональным поведением в ответ на ситуации или объекты, которые не несут настоящей угрозы. Фобии не поддаются коррекции в отличие от страхов.

Детские страхи способны перейти в форму невроза навязчивых состояний – навязчивое повторение действий и мыслей. Под воздействием детских страхов в подростковом возрасте у характера проявляются черты мнительности, неуверенности и тревожности. Таким образом отсутствие реальной помощи и внимания родителей, педагогов и психологов у детей формируются ограничения в поведении в виде избежания некоторых ситуаций, а также затруднения в социальной адаптации.

Терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 
Терапевтический эффект — снизить детскую тревожность на почве боязни темноты.
 
В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный — боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей — работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.
 
Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.
 
В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.
 
В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.
 
Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.
 
Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:
— Добрый вечер, дедушка!
-Здравствуйте — испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.
— А что вы здесь делаете в такое позднее время? — спросила Аня.
— Я … я … я … работаю … — запинаясь, ответил Страх.
— Давайте познакомимся, — смело продолжила Аня.
 
У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.
 
Аня внимательно слушала и думала:
 
— Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.
 
А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!
 
В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.
 
А страхи живут рядом с тобой?
 
Попробуй познакомиться с ними.
 

Читать другие терапевтические сказки

Диагностика детских страхов

Диагностика страхов у детей носит характер клинической беседы. Ребенок, как правило, после знакомства и установления контакта не скрывает своих тревог, открыто рассказывая о ситуациях, вызывающих беспокойство.

Диагностический процесс интенсивности страха и тревожности основывается на психодиагностических методиках:

  • опрос – для каждой возрастной категории разработаны специфические опросные листы и формы взаимодействия со специалистами, например, для подростков – без контакта со специалистом, а для детей дошкольного возраста – в форме личной беседы;
  • проективные методы применяются для обнаружения неосознанных страхов, скрываемых защитными механизмами. Используется в диагностике дошкольников. Это такие формы, как рисуночные тесты, тесты проектирования ситуаций и диагностические сказки. Отсутствие в них структурированных вопросов позволяет создать обстановку доверия между пациентом и специалистом и обмануть защитные механизмы организма, а также преодолеть боязнь осуждения у пациента.

Обращение к специалистам

Наличие страхов у ребенка служит поводом обращения к врачам – психолог, психиатр, психотерапевт. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококвалифицированные специалисты в данной области. Здесь к детскому здоровью относятся как к важнейшей миссии, поэтому прием ведут врачи высшей категории с огромным опытом работы. Они знают практически все о детском здоровье и спецификах заболеваний у детей. Врачи клиники стоят на защите здоровья детей 365 дней в году. Мы располагаемся в самом центре Москвы.

Коррекция страхов у детей с помощью рисования

Коррекция детских страхов методом рисования

При помощи рисования дети выражают свои эмоции. Рисунок ребенка отражает его увлечения, интересы, особенности характера и является своеобразным «зеркалом» его переживаний. Именно поэтому метод коррекции страхов у детей с помощью рисунка является наиболее эффективным. При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь, уменьшается тревожность, связанная с ожиданием чего-то страшного. Нарисованный страх – это что-то уже случившееся, а значит, неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Страхи, которые удалось преодолеть в детстве, не будут тревожить взрослого. Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и знать, что ему помогут, если что-то произойдет.

Общие принципы подхода

Продолжительность сеанса рисования должна составлять 20—30 минут. Ребенок может нарисовать несколько своих страхов или только один – тот, который внушает самую сильную боязнь. Очень важна атмосфера, в которой дети занимаются рисованием. Поддержка и одобрение со стороны мамы и папы помогут малышам чувствовать себя более уверенно и легче преодолеть различные фобии.

Этапы коррекции

Настройте ребенка на рисование.

Прежде чем приступить к изображению страхов, ребенок должен порисовать на нейтральные темы – «Любимые животные», «На улице», «Моя семья». Содержание последнего рисунка позволяет понять, какие отношения сложились у малыша с близкими. Если он нарисовал себя рядом с родителями ближе к центру листа, значит, ребенок не страдает от внутрисемейных конфликтов и причина боязни не в них. Если малыш изобразил себя в стороне от всей семьи или одного из родителей, значит, со взрослыми сложились напряженные отношения.

Перейдите к теме страхов.

Темой основного рисунка может быть «Что-то, чего я боюсь» или «Страшный сон». Сначала нужно поговорить с ребенком, составить список самых сильных страхов («Боюсь Бабы-Яги, смерти, медведей, пауков, воды, врачей»). После этого малышу предлагает нарисовать страшные предметы или явления. Если ребенок не знает, как изобразить тот или иной страх, взрослый может в общих чертах подсказать ему. При этом нужно исключить рисование на тему смерти, поскольку она вызывает затруднения как в изображении, так и в понимании. Если ребенок не хочет рисовать страхи, скорее всего, он отрицает их, а значит, их будет сложно преодолеть.

Проанализируйте рисунки.

Обратите внимание на цвета, которыми пользовался ребенок. Если на рисунке преобладают черные и серые тона, значит, малыш находится в подавленном состоянии

Сниженное настроение является реакцией психики на большое количество страхов, с которыми она не может справиться. Если на рисунке изображены конкретные пугающие явления и объекты, значит, малыш готов преодолеть свою боязнь.

Обсудите с ребенком нарисованное.

В процессе беседы с малышом важно выразить свое одобрение. Подчеркните, что гордитесь ребенком, который сумел справиться со своей боязнью

Особенно хорошо, когда дети участвуют в коллективном обсуждении рисунков. В таком случае эффект подражания поможет каждому ребенку легче преодолеть свои страхи.

Представьте страхи в положительном свете.

Покажите малышу его собственный рисунок и опишите его персонажей с юмором. Затем спросите, страшно ли ребенку. Если страха больше нет, обязательно похвалите малыша. Это поможет ему ощутить чувство собственного достоинства, поверить в свои силы. Вне зависимости от результата скажите ребенку, что он отлично справился с заданием. Даже если фобия сохраняется, она становится значительно слабее, так как малыш чувствует поддержку со стороны взрослых.

Закрепите результаты.

Темой заключительного рисунка в процессе коррекции детских страхов может быть «Кем я хочу стать». Это помогает завершить занятие на позитивной ноте, справиться с проблемами, почувствовать себя самостоятельным и уверенным. Ребенок изображает свое будущее, в котором нет места страхам. Для закрепления успехов в конце занятия можно провести игру, например, «Кто расскажет лучшую сказку».

Классификация

Пожалуй, самое широкое распространение получило деление страхов у детей на:

  • биологические – основанные на инстинкте самосохранения;
  • социальные – основанные на межличностных контактах.

Детские страхи классифицируются по объекту проявления, причинам, продолжительности проявления и особенностям, а также по интенсивности.

Самая распространенная классификация выделяет следующие виды:

  • сверхценные. Появляются в результате работы фантазии, считаются самыми распространенными;
  • навязчивые. Основываются на конкретной ситуации из жизни и порождают панику, например, боязнь собак или высоты;
  • бредовые. Не могут быть объяснены с точки зрения логики.

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.

Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.

Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.

Читайте так же…

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Патогенез

Объяснение проявлений страхов у детей связано с изменениями психики возрастного характера. Основную роль играют фантазия и воображение ребенка, под их воздействием происходит трансформация внешней информации в новые образы. Начинается проявление фантазии с 2-3-хлетнего возраста, достигая пика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Детские страхи более интенсивные, разнообразные и необычные, чем любые другие. Ребенок не способен оценить ситуацию критически и объективно оценить свои эмоции, поэтому страхи так легко зарождаются и укрепляются в детском сознании.

Содержательная сторона страха характеризует значимую сферу жизни ребенка для каждого конкретного возрастного периода, например, младенчество – страх разлуки с мамой, дошкольники – страх темноты, животных или выдуманных персонажей, школьники – социальные боязни.

Важная роль психолога в помощь ребенку и родителям

Не стоит
думать, что перерастет… Детские страхи редко забываются, они проносятся за нами
во взрослую жизнь и затем становятся причинами фобий, паники и другого. Если малышу
не помочь справиться со своими состояниями, он будет переживать тяжелую
психологическую нагрузку. А она в свою очередь влияет на физическое и
умственное развитие.

Не всегда родители могут самостоятельно помочь детям. Ведь недостаточно просто поговорить или успокоить. Поэтому их помощником становится детский психологический центр, где профессиональные психологи с помощью специальных методик помогут ребенку справиться со страхом, понять причину и избавиться от навязчивых состояний. В основном используются методика рисования, сказкотерапии и игры

Но важно помнить, что работа с малышом выстраивается отдельно в каждом случае

Только с
помощью родителей и детского психолога малыш сможет преодолеть свои страхи и
перестать бояться.

Профилактика детских страхов

Профилактика страхов у детей – это половина успеха в борьбе с их появлением.

В качестве профилактики появления страхов у собственного ребенка родители должны придерживаться следующих правил:

  • установление и поддержание доверительных отношений с ребенком;
  • отказ от линии воспитания в виде доминирования родителя;
  • отказ от применения физической силы;
  • отказ от показа собственных тревог и опасений;
  • правильная организация досуга ребенка.

Правильный досуг ребенка должен отвечать следующим принципам:

  • максимум подвижных игр, творческих занятий и общения в коллективе;
  • отказ от просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • минимизация времени, когда ребенок находится в одиночестве.

Такие простые меры способны навсегда избавить вашего ребенка от появления тревог и страхов, ненужных опасений и боязней. Полноценность личности вашего ребенка во взрослом возрасте зависит от безмятежности детского возраста, поэтому проблема детских страхов так важна и актуальна. Родители должны быть очень внимательны и корректны со своими детьми.

Симптомы страхов у детей

В разном возрасте страхи и тревожность ребенок проявляет по-разному. Симптомы характерные для новорожденного – беспокойство, запрокидывание ручек, вздрагивания, общее напряжение. Страхи у детей в возрасте до полугода, как правило, вызваны громким звуком или ярким светом, быстрым приближением чего-то большого и незнакомого или потерей опоры. С 6-7 месяцев и до трех лет отмечается страх одиночества от долгого отсутствия мамы. С 8 месяцев и до полутора лет – страх перед незнакомыми людьми.

Начиная с 2 лет, ребенок может бояться отдельных предметов, объектов или ситуаций. После 3 лет дети начинают бояться наказаний или недостатка внимания родителей, в связи с наступлением возраста осознанного течения межличностных контактов.

Для дошкольного возраста характерны такие страхи, как темнота, осуждение окружающих, боязнь сказочных или вымышленных персонажей, опасных объектов и предметов. В младшем школьном возрасте проявляются страхи межличностного характера – публичные выступления, получение плохой отметки, осуждение, высмеивание, отвержение.

В возрасте 6 лет могут начать появляться страхи аварий, катастроф различного характера, болезней, пожаров и даже смерти. Под воздействием страха у ребенка часто пропадает аппетит, нарушается сон, появляются различные боли, например, мышечные, головные, сердечные, суставные.

Какие бывают страхи у дошкольников?

Нельзя сказать,
что каждому возрасту свойственный свой страх. Даже взрослый человек может бояться
паука или, например, «барабашки», который прячется под кроватью. Но именно у дошкольников,
которые только учатся рационально смотреть на вещи, страх более яркий и даже «реальный».

Тревожат детей
страшные образы или пугающие мысли не только ночью. Даже находясь внутри
коллектива они могут чего-то бояться, погружаясь в свои мысли. В основном разделяют
такие причины появления боязни:

  • Природные, которые основаны на инстинкте жизни: ребенок начинает бояться смерти, высоты, темноты, стихий, животных, боли, замкнутого пространства.
  • Социальные, связанные с боязнью быть наказанным, осужденным, не понятым, одиноким.
  • Ситуативные, причиной которых становится травмирующая ситуация. Она может быть разной. Даже подслушанный разговор о страшном событии может поселить у малыша страх.
  • Личностные, когда тревожность, стеснительность или замкнутость порождает боязнь общения с другими.
  • Воображаемые, к которым относятся страхи волшебных персонажей, черной руки, чудовищ, привидений.

Если не прорабатывать такие состояния, возможно развитие фобии, когда ребенок не может совладать с собой и он буквально живет в своем страху. Это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому, возможно, вам понадобится детский психолог в Москве, который поможет дошкольнику справиться со своими ощущениями, понять причину боязни и справиться со страхом. Обратиться к хорошему детскому психологу можно в Центре детской нейропсихологии «Альтера-Вита», где с вашим ребенком будут работать профессионалы, используя современные лучшие методики для проработки страхов.

Лечение страхов у детей

Помощь маленьким пациентам в борьбе с их страхами основывается на создании благоприятной домашней обстановки с целью поддержания ощущений безопасности и спокойствия. В качестве дополнительного лечения страхов у детей используется психотерапия. Она нацелена на осознание и преобразование эмоций негативного спектра: боязнь, тревога, беспокойство.

Наилучшим эффектом пользуется комплексная терапия, включающая в себя:

  • семейное консультирование. Имеет своей целью выявить причины, способствующие появлению и поддержанию страха у ребенка. Здесь имеет место обсуждение методов воспитания и досуга детей, а также особенности отношений внутри семьи. Специалист должен дать родителям рекомендации по способам общения с ребенком и вопросам коррекции родительского поведения. Эта стадия призвана наладить комфортные домашние условия для коррекции страхов у детей;
  • психотерапия в данном случае носит исключительно индивидуальный характер. За счет беседы в доверительной обстановке изначально происходит обсуждение страхов. Доверительный диалог снимает эмоциональную напряженность. Далее наступает период переработки страхов. Здесь уместен метод сказкотерапии, при помощи которого про страх сочиняется сказка, где он оказывается побежден, или визуального его облачения при помощи лепки/рисования, в итоге страх должен быть ритуально уничтожен или переделан;
  • лекарственная терапия становится необходима при запущенных формах и наличии осложнений. Начало приема седативных препаратов совпадает с началом комплексного лечения, при этом способы приема и дозы определяются лечащим врачом индивидуально.

Таким образом, своевременное обращение к специалистам за лечением детских страхов вносит большую часть успеха в борьбу со страхом у ребенка. Однако для его выявления родители должны быть максимально внимательны к своему ребенку.

Причины детских страхов

Основу боязни некоторых ситуаций и объектов составляют особенности психики конкретного ребенка:

  • впечатлительность;
  • доверчивость;
  • бурная фантазия;
  • повышенный уровень тревожности.

Причины страхов у детей кроются во внешней среде, при этом самое сильное влияние оказывает такой фактор, как воспитание, а отношения с родителями становятся источником неврозов у ребенка.

Причины детских страхов делят на следующие группы:

  • отрицательный опыт – это пережитые ребенком ситуации, которые нанесли ему эмоциональную травму, например, нападение собаки. Коррекция страхов у детей такого рода практически невозможна, с течением времени они переходят в фобии;
  • запугивание – это проектируемая ситуация, используемая родителями или воспитателями для коррекции поведения ребенка;
  • чрезмерно тревожные родители порождают в ребенке страхи и тревожность;
  • поведение родителей, показывающее свое превосходство и силу, порождает в ребенке боязливость и чувство постоянного ожидания плохого;
  • фильмы и компьютерные игры, демонстрирующие сцены насилия;
  • психические отклонения, например, невроз или невропатия;
  • внутрисемейные отношения, например, конфликты между родителями, постоянные ссоры и скандалы, развод родителей, манипулирование ребенком в целях воздействия на супругу/супруга и прочие.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий