Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Решение проблемы

Если ребенок является чужаком в детской команде из-за недостаточно модной одежды или отсутствия дорогого смартфона, не соглашайтесь на крайности такие как игнорирование либо приобретение дорогой вещи. Поговорите с ребенком, узнайте у него какой телефон купить, можно ли как — то сэкономить на его приобретении. Таким образом, он будет чувствовать себя более уверенным, потому что его мнением интересуются.

Когда ребенок не принят детским обществом из-за избыточного веса или стройности, решение этой проблемы может быть в спорте. Хорошо, если он пойдет в спортивную школу с одним из своих одноклассников, другом с детской площадки или садика — с единомышленником всегда веселее добиваться успешных результатов.

Родители должны понять и передать воспитаннику мысли, по какой причине, качествам характера с ним не хотят дружить. Здесь главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, поддержке намерений исправиться, в особых случаях, может потребоваться консультация опытного психолога.

Каждую инициативу закрытого и нерешительного ребенка следует поощрять добрым словом и проявлением родительской гордости. Нельзя плохо говорить о детях, с которыми он чаще всего играет или общается — это может пресечь всю его дальнейшую инициативу.

Для лучшей адаптации, необходимо научить ребенка уважать других, говорить «нет», управлять своими эмоциями и придерживаться правильной формы поведения в различных ситуациях. Как уже упоминалось, в случае серьезных нарушений, лучше обратиться к психологу, который найдет настоящую причину и обязательно ее исправит.

Ребенок не умеет общаться со сверстниками: причины

Вы уверены, что ребенок – вовсе не интроверт, он совсем не против того, чтобы наладить коммуникации с другими людьми, но у него не получается. Помогите ему.

Лучше всего развитие навыков социализации начать еще с песочницы. Если одни малыши смело вступают в разговор и играют в коллективные игры, то другие достаточно болезненно относятся к любым попыткам общения. Если такая реакция наблюдается постоянно, ребенок требует повышенного внимания.

Такие дети отличаются повышенной возбудимостью, они редко смеются (особенно в присутствии посторонних) и часто без причины обижаются. Вместе с тем психологи уверяют, что примерно до 10 лет взрослые могут повлиять на развитие личности маленького человечка, главное – найти источник проблемы и действовать целенаправленно. Если же спохватиться уже в подростковом возрасте, прививать навыки коммуникации будет весьма затруднительно.

Что может стать причиной застенчивости и проблем с социальным развитием?

1. Чрезмерная стеснительность и, как следствие, необщительность, развиваются как защитная реакция, например, если у ребенка есть врожденные физические недостатки, из-за которых он чувствует себя неполноценным.

Огромное значение имеет поведение родителей. В семье с авторитарным воспитанием дети опасаются гнева за любой поступок. Они не знают, чего ждать от посторонних, поэтому предпочитают свести к минимуму внешние контакты, а взрослея, сохраняют эту привычку.
2. Ограничение круга общения ребенка со стороны родителей. Некоторые взрослые сами, осознанно или вынужденно, с раннего детства ограничивают круг знакомств своего ребенка, и дети, вырастая рядом с одной мамой, бабушкой или няней, не получают навыков общения с другими людьми.

3. Нельзя забывать про проблемы неврологического характера. Если у ребенка постоянно болит голова, повышенная/постоянная утомляемость, проблемы со сном, то ему просто не хочется общения с более активными и здоровыми детьми. В подобных случаях требуется консультация невролога.

4. Поведенческие проблемы. Если одни дети совершенно искренне и бесконтрольно робеют перед другими людьми, то есть и такие, которые капризничают, демонстрируя свое упрямство. Причем временное упрямство со временем может перерасти в постоянную привычку и модель поведения. Проблема с социализацией возникает также у эгоцентричных детей, которые хотят, чтобы все подчинялись их воле. В свою очередь, эгоцентризм обычно развивается вследствие чрезмерной опеки со стороны близких.

5. Трудности с коммуникативными навыками возникают у детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Нарушения памяти и внимания мешают социально-психологической адаптации так же, как и различные осложнения психического развития.

6. Эмоциональные и личностные проблемы

Детям постоянно требуется внимание, чтобы поделиться своими эмоциями. Маленький человечек каждый день узнает и учится чему-то новому, и своими открытиями и достижениями ему нужно с кем-то поделиться, в первую очередь – с родителями

Если они не реагируют, он учится сдерживать свои эмоции, впечатления и желания, что в итоге приводит к замыканию в себе.

7. Задержка социального развития. Ребенок по мере взросления должен пройти несколько этапов – от самостоятельной игры до командного взаимодействия со сверстниками, предполагающего распределение ролей. К последней стадии дети обычно приходят в 4–6 лет. Если же и в этом возрасте малыш так и не научился играть вместе со сверстниками, возможно, он задержался на каком-то этапе. Причинами, почему малыш «не взрослеет» могут быть:
длительные болезни (когда ребенок долгое время находится в больнице);
переживания из-за рождения в семье других детей (малыш страдает из-за недостаточного внимания);
чрезмерная занятость (такое встречается, когда родители хотят вырастить ребенка-вундеркинда: из-за того, что дети много занимаются, у них не хватает времени для традиционных детских игр, которые позволяют освоить навыки общения).

Поговорите с ним

Необходимо разобраться, в чем может быть проблема с самим ребенком. Ведь, если его раз за разом не принимают в разных компаниях, то, скорее всего, дело именно в нем. А точнее, в том, что в нем заложено родительским воспитанием. И кстати, именно этот фактор может оказаться подводным камнем в родительской помощи своему ребенку. Ведь в разборе проблем ребенка могут выйти на свет именно наши родительские ошибки, комплексы, стереотипы. Поэтому, если мы хотим помочь, придется быть мужественным, иначе ничего не получится.

Ну а для начала надо понять, что любой детский коллектив формируется по неким общим, часто формальным, критериям. Для того, чтобы стать его частью, нужно соответствовать требованиям, который этот коллектив предъявляет. Например, чтобы стать частью компании сегодняшних 7-8-классников, нужно быть достаточно «прошаренным» в области компьютерных игр. Очень часто дети не принимают какого-то ребенка по той причине, что «с ним неинтересно», он не делает того, что делают все, говорить с ним не о чем.

Родители должны мягко, но уверенно донести до ребенка, что его одиночество зависит не только от других детей, но и от него самого. Ведь есть огромное количество детей, которых принимают. И если он хочет изменить ситуацию, то в первую очередь нужно вглядеться в себя, подумать и понять, что именно в нем не привлекает других. Ни в коем случае не надо винить ребенка, говорить с интонациями претензии, не надо ставить в пример Мишку или Сашку, у которых куча друзей и все их обожают. А вот предложить ребенку присмотреться к себе — можно. Возможно, он глядит на всех свысока? Или наоборот, чересчур угодлив? Или не может поговорить ни на одну из общих тем?

Это очень сложное действие, требующее родительского внимания – понять, что ребенок думает сам про детей, которые его окружают, как он их воспринимает. Если он глядит на них свысока, если в глубине души считает их дураками, то на хорошее отношение с их стороны он может не рассчитывать.

Если он, наоборот, считает их лучше себя, воспринимает их как доминантов, пытается подстроиться к ним снизу, отдает им свои конфеты, вещи,  ведет себя как клоун, прогибается, заискивает, то шансов, что они будут воспринимать его как равного, тоже нет. Слабаков в детских коллективах не любят, и это ребенку тоже надо объяснить. Купить детское расположение нельзя. Если сам себя не уважаешь, то никто тебя уважать не будет. А вот почему ребенок себя не уважает – вопрос к родителям. Они сами его – уважают?

Необходимо вместе с ребенком определить, нужен ли ему конкретно этот коллектив или же ему просто одиноко настолько, что он готов влиться в любую компанию. В любом круге есть свой список интересных тем, которые ребенок мог бы разделить, чтобы стать своим.

Это не значит, что ребенок должен через силу выбирать те темы, которые ему совсем не по душе, лишь бы его приняли. Но в числе тех интересов, которые есть у коллектива, вполне могут найтись близкие ребенку. А если таковых нет – то стоит ли печалиться о непопадании в такой коллектив? Все равно общения толком там не получится, долго притворяться невозможно. Может быть, стоит поискать единомышленников в другом месте? Ведь компания нужна не только для того, чтобы «прибиться к стае», хотя, конечно, измученный одиночеством ребенок готов на все, лишь бы в «стаю» взяли, признали за своего.

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит

Лишний вес дает не только трудности общения, но и проблемы со здоровьем. Хорошим решением будет записать маленького пухлика в спортивную секцию. Во-первых, уйдет несколько килограммов, подтянется тело, улучшится самочувствие. Во-вторых, во время новых занятий ребенок найдет единомышленников и, возможно, настоящих друзей.
Агрессивного сорванца поможет утихомирить психолог

Специалист также даст советы по поводу избалованности, обидчивости и замкнутости.

Родительское внимание – одно из лучших лекарств. Возможно, мама или папа были однажды на месте ребенка и могут рассказать о своем опыте

Пусть история будет иметь хороший конец. Расскажите о своих друзьях, вспомните, когда вы познакомились.
Будьте в курсе предпочтений своих детей. Покупайте им новую одежду и гаджеты, соизмеряя их желания и свои финансовые возможности.
Популярностью пользуется тот, кто делится. Пусть ребенок принесет мешок конфет и раздаст всем, либо возьмет свои лучшие игрушки и даст немного поиграть сверстникам. На площадке родного двора родители могут сами сделать чадо центром внимания, организовав подвижные игры с его участием.
Старайтесь давать новым друзьям ребенка только положительные оценки. Если есть необходимость рассказать о чем-то негативном, делайте это аккуратно, стараясь не задеть его чувств.
В школе часто организуют театральный кружок. Пусть учителя чаще дают роли вашему ребенку. Утренники в детском саду также отличная возможность преодолеть застенчивость. Особенно в этом нуждаются талантливые малыши, ведь если они не преодолеют страх сцены, их особенный дар так и останется нераскрытым.
Педагогам хорошо видно, с кем из коллектива воспитанник лучше контактирует. Попросите посадить этого человека за одну парту с вашим одиночкой.

Причины детской отчужденности

Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами.
Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником.
Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет.
Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка

Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе.
Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру

Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний.
Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей.
Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан.
В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.

Комплименты

Комплименты – еще один простой способ, который показывает готовность ребенка к дружбе. Он чувствует себя хорошо, когда говорит искренние комплименты, и нам, как правило, нравятся люди, которые обладают таким хорошим вкусом, чтобы оценить наши качества!

Мозговой штурм вместе с ребенком поможет вам отыскать несколько хороших способов, чтобы похвалить одноклассников. Пусть его комплименты будут сначала довольно простыми: “Твой свитер просто отличный!” или “Крутой гол”, – может сказать ваш ребенок другому школьнику, который хорошо играет в баскетбол. “Мне нравится, как ты нарисовала небо” – так можно сказать о работе одноклассницы. Это откроет ребенку новые возможности для дружбы.

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Приветствие

Очень простой способ найти друзей – показать им свою открытость. У застенчивых детей часто происходят с этим проблемы. Когда другой ребенок говорит: “Привет!”, застенчивые дети в ответ отворачиваются или молчат, или просто что-то пробормочут в ответ. Это происходит потому, что они чувствуют себя неловко, но другие дети читают это как сообщение: “Я не люблю тебя и не хочу иметь с тобой ничего общего!” Это не то, как себя чувствуют застенчивые дети, но это то, как они общаются. При таком общении очень сложно найти друзей, и ребенок остается один-одинешенек.

Вы можете помочь своему ребенку научиться проявлять открытость хотя бы в приветствии. Это хорошо делать с помощью ролевых игр, когда ребенок на практике проигрывает линию своего поведения и поведения других детей. Объясните своему ребенку, что дружеское приветствие включает зрительный контакт, теплую улыбку. Нужно также говорить достаточно громко, чтобы другой ребенок это услышал. Имя другого человека, произнесенное вслед за «привет!», делает приветствие более личным.

Как научить ребенка дружить в разный возрастной период

Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.

Уже с полугода

дети начинают тянуться друг к другу.

От полтора года и до двух лет

дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.

Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью

Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения. В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба»

В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы

В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы

Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом. Дети от шести до девяти лет

Дети от шести до девяти лет

уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий