Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
Этапы развития речи у детей
Родители с нетерпением ожидают момента, когда их малыш начнёт разговаривать, ведь это событие является существенным скачком в развитии ребёнка. Однако активная тренировка речи начинается задолго до того, как вы услышите первое произнесённое ребёнком слово. Для каждого этапа формирования речи существуют специальные развивающие методики, по которым взрослые могут заниматься с детьми.
Грудной возраст
Новорождённые дети могут кричать и издавать простые гласные звуки, например, «ооо» или «ааа». Слушая, как вы разговариваете, они пытаются отвечать собственными звуками. Читайте им вслух, чтобы они могли слышать ритм речи. В возрасте 6-7 месяцев дети могут уже лепетать простые слоги, например «ба-ба» или «да-да». Повторяйте за ребёнком его звуки, чтобы своим примером побудить его продолжать «разговор».
В возрасте 8 месяцев рецептивный язык, то есть набор понимаемых ребёнком слов, развивается, поэтому важно произносить ему названия окружающих предметов. Специалисты по изучению речи, языка и слуха рекомендует играть в простые имитационные и пальчиковые игры, например, «Ладушки» или «Ку-ку»
1 год
В возрасте 1 года ребёнок уже может произносить 1-2 слова помимо «мама» и «папа». По данным Национального института изучения глухоты и других речевых расстройств, ребёнок формирует собственный «жаргон», то есть тип абсурдной речи, которая грамматически изменяется подобно языку взрослых. Разговаривайте с ребёнком о том, чем он занят в течение дня, потому что его словарный запас напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривают с ним.
Маленькие дети начинают использовать для общения различные жесты, например, указание. Стимулируйте ребёнка произносить слова и звуки вместе с жестами, поощряя попытки разговаривать. Даже если вы не понимаете детские слова, попытайтесь догадаться логически или задайте вопрос. Это стимулирует попытки ребёнка разговаривать.
От 1,5 до 2 лет
К 1,5 годам дети уже могут произносить много отдельных слов и даже пытаться складывать их в короткие фразы. Когда ребёнок указывает на предмет и произносит слово, вы можете развить сказанное им в предложение. Например, если ребёнок произносит «собачка», вы можете ответить: «Да, собачка коричневая», или на слово «молоко» спросите: «Ты хочешь молока?».
Продолжайте читать ребёнку книги, описывая картинки и задавая по ним вопросы. Дети способны находить и показывать предметы в книге, даже если не могут произнести ни слова.
2 года
С возраста 2 лет дети могут произносить короткие предложения. По мере усложнения предложений, дети пытаются экспериментировать с правилами грамматики, слыша речь вокруг себя. Например, ребёнок может сказать «бегил» вместо «бегал» или «человеки» вместо «люди». Не поправляйте его. Просто повторите предложение с правильными словами, так советуют специалисты по вопросам развития речи у детей.
Дошкольный возраст
К окончанию дошкольного возраста ребенок должен знать около 2000 слов, иметь четкое и точное звукопроизношение, уметь грамотно излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
В дошкольном возрасте разучивайте с ребёнком детские стишки и пойте песенки, так как постоянное повторение ритмичных текстов помогает ребёнку развивать память. Кроме того, часто ребёнок сам находит понравившиеся истории и с радостью слушает их снова. Затем пусть он сам перескажет вам прочитанное. Эффективные и интересные задания по развитию речи для дошкольников широко представлены далее в статье.
Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет
Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З
Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.
Детская скороговорка на звук Р
Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?
Скороговорка для детей на звук Р
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
Детская скороговорка для автоматизации звука Б
Белые бараны били в барабаны.
Смешная скороговорка для детей: звук Б
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
Скороговорка для детей на звук Б
Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.
Читай также: Выговариваем звук “З”
Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш
Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
“Ты мне спинку не потрёшь?”
Детская скороговорка для автоматизации звука Ж
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.
Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Скороговорка для детей: звук Ж
Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “ж” все твержу.
Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.
Скороговорка на звук Х
Вкусная халва – мастеру хвала.
Детская скороговорка на звук Щ
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
Скороговора для детей на звуки Р и Ч
Грачиха говорит грачу:
“Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!”
Читай также: Учимся рычать букву “р”
Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Скороговорка для детей на звук Л
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
Детская скороговорка для автоматизации звука Л
Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.
Скороговорка на звуки З и С
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
Детская скороговорка на звук З
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Скороговорка для детей на звук З
За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.
Простая детская скороговорка: звуки С, Ц
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д
Странные вещи творятся на свете
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!
Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать “Р”
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи
Упражнения и задания
Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.
Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.
Пальчиковые игры
Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.
Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.
Логоритмика
Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.
Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.
Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.
Скороговорки
Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:
- Содержащие звук : «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
- Содержащие звуки , , , : «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
- Содержащие звук : «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
- Содержащие звуки и : «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.
Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.
Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет
Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:
- говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
- спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
строить логические предложения из 6-8 фраз; - понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
- уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч – круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
- понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
- иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
- уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
- без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
- знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания; - уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).
Диагностика ЗЗР
Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;
- звуко-слоговая структура слова;
- фонетическую восприимчивость;
- возможности фонематического анализа синтеза;
- состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.
На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.
6. Дыхательная гимнастика
(примерно с 1,5 лет)
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
- Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
- Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
- Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
- Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
Развитие речевого дыхания
Поток воздуха, покидающий легкие через гортань, носовую или ротовую полость с задействованными голосовыми связками, является источником звука. Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание. Сделать его объемным, ритмичным, с медленным и экономным выдохом помогут дыхательные упражнения, выполняемые по определенной технике.
Развитие речи у детей от 1 года до 5 лет (включает дыхательные упражнения)
Для этого нужно:
- быстро вдыхать через нос, плавно выдыхать через рот;
- не надувать щеки;
- плечи держать ровно, не опускать.
При многократном повторении упражнений дети могут почувствовать слабость и головокружение, поэтому, выполняя их, важно следить за дыханием и обеспечивать перерыв каждые 3-5 минут
Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?
Логопед уверена: конечно, можно.
— Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки).
Выходит, скороговорка не только поднимает настроение и избавляет от «каши во рту». Владение своим голосом и речью может раскрыть в человеке определенную харизматичность — его внутреннюю уникальность, которую он потом транслирует миру.
— Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья.
Скороговорки с именами
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
У Андрейки брат Матвейка.
У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.
У Танечки — угощение для Анечки.
Купила бабуся бусы Марусе.
У сыночка Санечки — маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отважный Миша бежит от мыши.
Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.
Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Грянул рядом с Ромой гром.
Наша Даша лучше вашей.
Саша шапкой шишку сшиб.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада— брат, Влад брату рад.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
У Никиты — моток ниток.
У Матвея— билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка.
У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере.
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Осип охрип, а Архип осип.
У фонтана — Ваня в кафтане.
Боря любит Олю, а Оля любит Борю.
У Тани — тайна, это Танина тайна.
У Игната — ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лёня лепили из пластилина.
Трудные скороговорки
Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.
Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!
Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка. Желаю удачи!
Скороговорки – веселая забава? Не только!
Что же такого особенного в скороговорках? Сначала, как и положено, обратимся к словарю. Итак, скороговорки – это простой, ритмичный, зачастую шуточный текст, который представляет собой определенное сочетание звуков, затрудняющих быстрое проговаривание слов.
Большинство скороговорок – продукт народного творчества, и они передаются из поколения в поколение как способ развития речи детей. И это на самом деле очень полезная забава, ведь с помощью скороговорок можно эффективно подправить дикцию ребенка, а также устранить определенные дефекты речи.
Чаще всего дети в восторге от веселых скороговорок. Задача же родителей – выучить наизусть несколько из них и как можно чаще применять их в игре с ребенком. Скороговорки можно проговаривать с разной скоростью: медленно, со средней скоростью, быстро и очень быстро. Но обязательно следите, чтобы ребенок не глотал слоги, поизносил звуки чисто и четко. Только в таком случае речь крохи будет развиваться правильно, а сами скороговорки принесут пользу.
Можно также поиграть с детьми в следующие игры:
- попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены;
- попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки;
- задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши;
- проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется.
А теперь представляем вашему вниманию подборки скороговорок для детей разных возрастов.
Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
Задувать свечку;
Дуть в дудочку;
Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
Надувать мыльные пузыри;
Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.