9 причин почему важно учить детей самим себе готовить еду
- Учить ребенка самому себе готовить еду — прямая обязанность, долг родителей.
- Научиться готовить — это жизненно важный навык.
- Умение готовить дает детям больше самостоятельности.
- Кулинария — это возможность для творчества.
- Лучший способ научить детей правильно питаться — это заставить их вместе готовить здоровую пищу. Тогда у детей больше шансов съесть то, к чему они приложили руку в приготовлении пищи.
- Это учит детей безопасности пищевых продуктов, а также развитию мелкой моторики. Кулинария знакомит детей с разнообразием свежих продуктов и интересными способами их приготовления.
- Кулинария учит языковым навыкам (кулинарный словарь, например, жаркое или тушеное мясо), математике (измерение, взвешивание, дроби), естествознанию.
- Дети учатся читать и следуют пошаговым инструкциям.
- Это весело!
Какая польза от того, что ребенок будет уметь готовить
- Кулинария побуждает ребенка больше общаться. Когда руки заняты, языки свободны. Если ребенок своего рода «моллюск» в общении, который всё держит в своей «раковине», тогда совместное приготовление пищи поможет ему раскрыться.
- Совместное приготовление пищи с ребенком помогает родителям интересоваться мнением ребенка, общаясь на интересные темы.
- Это помогает детям проявлять инициативу и развивает желание делать что-то хорошее для других. Ставить перед собой достижимые цели и достигать их.
- Они учатся более ответственно следить за своим питанием, а это хорошо скажется на их здоровье. Это шанс, что дети не будут страдать детским ожирением. Дети, которые не знают, как себе готовить еду и не умеют этого делать, часто прибегают к полуфабрикатам или пище сомнительного качества.
- Обучая детей тому, как готовить пищу, родители параллельно развивают в них санитарно-гигиенические навыки, безопасной обработке и хранения пищевых продуктов, экономии, навыки безопасного использования бытового оборудования и предметов.
- Кроме того кушать у себя дома гораздо дешевле, чем есть где-то в кафе. Научив ребенка готовить, родители помогут ему научиться экономить деньги в будущем.
Санитарно-гигиенические требования на кухне. Что должны знать дети
- Тщательно вымыть руки, ногти с мылом перед работой на кухне. Насухо вытирать руки чистым полотенцем. Лучше бумажным, одноразовым. Таким образом, ребенок учится понимать, что готовить еду надо всегда чистыми руками.
- Мыть руки после туалета, вытирания носа, а также после разделки сырого мяса, рыбы, яиц.
- Всегда держать собранными волосы под кухонным платком или поварским чепчиком. Чтобы в пищу не попали выпадающие с головы волосы.
- Рабочий и обеденный столы должны быть очищены, вымыты, продезинфицированы перед следующим приготовлением и подачей пищи.
- Мыть, дезинфицировать все использованные разделочные доски, посуду, после работы с сырым мясом, рыбой, яйцами.
Уроки безопасности для детей
Прежде чем разрешить ребенку приступить к работе над приготовлением пищи, научите его правильно пользоваться ножами. Объясните, каким ножом удобней работать с тем или иным видом продуктов. Научите пользоваться бытовой техникой: миксеры, мясорубки, тостеры. Объясните ребенку, что мыть или разбирать их можно ТОЛЬКО при отключенном состоянии из сети
Объясните ребенку, что любые пищевые предметы, даже такие как зубочистки, деревянные шпажки, стаканы, чашки могут быть опасны, если ими пользоваться неосторожно. Обучайте ребенка правильно пользоваться газовой плитой, электроплитой, духовками
Правильно пользоваться электроподжигом, спичками. Безопасно для здоровья — пользоваться рукавицами-прихватками при работе с горячей посудой.
Это основные навыки обеспечивающие безопасность детей на кухне. Перед тем, как прочитать советы посмотрите мультфильм о безопасном пользовании микроволновкой.
Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция
Известный педиатр Е.О. Комаровский весь процесс обучения малыша данному навыку разделил на 4 этапа. По его мнению, еда должна быть не только вкусной и калорийной, но и яркой. А сам процесс обучения занимательным.
- Первый этап обучения должен быть наполнен игровыми моментами. Родители на этом этапе могут проявить все свои творческие способности. Хорошо, если во время еды малыша будут окружать любимые сказочные герои. Но это вовсе не означает, что на столе должны быть игрушки. Ничего подобного. Просто купите ребенку детскую посуду с красочным дизайном. Многие родители приобретают тарелки, на дне которых нарисованы сказочные герои. Пока малыш не съест кашу, он не увидит, кто скрывается на дне. Поверьте, имея такой стимул, он будет значительно охотней орудовать ложкой. Можно попросить ребенка накормить маму. Как правило, дети приходят в полный восторг от такой игры. Правда, мамам приходится «после обеда» довольно долго приводить себя в порядок. Кстати, Комаровский советует сначала дать малышу наиграться ложкой, рассмотреть ее как следует и только потом ставить перед ним тарелку.
- Второй этап – копирование. Малыша нужно усадить за стол рядом с собой и на собственном примере демонстрировать навыки владения ложкой. Дети в этом возрасте охотно повторяют все движения за родителями, этим и надо воспользоваться.
- Этап третий включает в себя «работу над ошибками». Родители должны внимательно следить за действиями малыша и при необходимости корректировать его движения.
- Этап четвертый – закрепление приобретенных навыков. В песочнице можно дать малышу лопатку, пусть строит куличики. Научившись пользоваться лопаткой, малыш скорее научится управляться и с ложкой. Кстати, по мнению Е. Комаровского дети до трех лет могут есть, держа ложку в любой руке – и в правой, и в левой. Переучивать их, перекладывая ложку из левой руки в правую, не стоит.
Как преодолеть сопротивление
Мой замечательный, самостоятельный кроха перестал есть самостоятельно в 2 года. Почему? Я до сих пор ищу ответ на этот вопрос. Пришла к выводу, что мы столкнулись с очередным кризисом. Ребенок просто перестал есть сам. Каждая моя попытка заканчивалась его криком и моими слезами. Почему я так хотела, чтобы он кушал сам? Это время я тратила на работу, ведь не так просто все успеть с малышом.
Каждый раз, садясь за стол, ребенок реагировал криком на предложение взять ложку. В итоге я пошла на хитрость. Предложила ему кушать двумя ложками. Как? Одна у меня (я ему помогала), а вторая у него. Одну ложку он ел сам, вторую набирала я и кормила его. К концу трапезы отпрыск забывал про меня и уже самостоятельно, с аппетитом причмокивал. Мы постепенно ушли от этого ритуала и в 3 года забыли об этой проблеме.
Важные моменты:
- Если малыш не ест сам, а вы горите желанием научить его – будьте устойчивы в своем желании. Не поддавайтесь сиюминутному желанию помочь, накормить. Не повторяйте моей ошибки.
- Не ругайте ребенка, если о не хочет или не проявляет желание самостоятельно кушать. Помним пункт первый – уверенность и настойчивость это все, что вам нужно!
Когда пора?
Как только кроха появляется на свет, мамочки пристально следят за его развитием. Любят сравнивать своего малыша с другими детьми. Искать тонну литературы, в которых описаны нормы, штудировать форумы и находить проблемы, делиться ими или хвастать успехами своего чада. Усваивают азы воспитания, ищут ответ на постоянные вопросы: «В каком возрасте ребенок должен освоить очередной навык?».
В 6 месяцев, как правило, у крохи начинает появляться пищевой интерес. И если до определенного возраста мать может держать малыша одной рукой, а второй кружку и аппетитно прихлебывать чай. То после полугодового рубежа делать это становится проблематично. Непоседа отбирает у матери кружку, хватает ее и пытается самостоятельно пить. Тоже происходит и за столом. Не сидит ребенок спокойно! Он ручками выхватывает все, что родитель пытается быстро съесть. Некоторые, после этого новообразования начинают прикорм. Сейчас популярен педагогический прикорм, когда ребенку дают пробовать все и понемногу.
Но вернемся к нормам. Когда ребенок должен, в каком возрасте малыш способен сам кушать ложкой? Согласно среднестатистическим данным – в полтора года.
В 6 месяцев вручать столовый прибор и смотреть на чудо-безобразие может только гиперспокойная и морально устойчивая мать. Я, к сожалению, не отношусь к ним по типу темперамента. Когда же пора приучать? Пройдемся по пунктам списка:
- Малыш уверенно сидит и у него сформировался правильный захват.
- Он хочет сам, без помощи матери принимать пищу.
- Кроха хорошо пережевывает еду.
- Вы запаслись необходимым инвентарем и валерианой.
Я не ставила для себя цель научить. Просто вручила ложку и набралась терпения. Мой кроха отлично справлялся и при этом не пачкался (что удивительно). Не ставлю это себе в заслугу, просто мне так повезло, но потом был сюрприз (у нас без них не обходится). Хотите посмотреть видео, как кушают маленькие дети?
Когда вводить первый прикорм
Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или каша. Стоит учитывать нутритивный статус, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка
Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: сначала несколько ложек, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями
И, как пишет Е. О. Комаровский в «Начало жизни вашего ребенка», если все нормально, дозу прикорма можно увеличивать, а материнского молока — снижать.
Учимся держать ложку так, чтобы из нее ничего не выливалось.
Если говорить об особенных детях, то некоторые не умеют кушать самостоятельно даже в 6-летнем возрасте. На первый взгляд, обычных и особенных детей обучают процессу приема пищи идентично, но есть некоторые нюансы.
Одним из таких нюансов называют время обучения. Те навыки, которые у обычных детей вырабатываются за пару недель, особенные малыши могут осваивать долгие месяцы и даже годы.
Второй нюанс — это возраст. То, что обычный малыш умеет делать в 1,5-2 года, ребенок с особенностями в развитии может освоить, например, к 6 годам.
Чтобы помочь особенному ребенку овладеть навыками самообслуживания, нужно запастись терпением.
Итак, учимся держать ложку. Этот процесс разбиваем на 3 этапа (подсказки).
1 этап – полная помощь взрослого. Взрослый помогает ребенку взять ложку в кулак и сам обхватывает кулак ребенка, помогая таким образом донести ложку до рта. Когда малыш уверенно хватает ложку в кулак — переходим ко второму этапу.
2 этап – ребенок держит ложку самостоятельно, взрослый придерживает руку за предплечье (или запястье), помогая при этом только правильно выдержать направление руки. При этом пища не должна быть слишком жидкой, на тарелке ее должно быть немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой. К тому же, меньше пищи будет разлетаться по сторонам.
3 этап – ребенок самостоятельно набирает пищу, взрослый «подталкивает» (легкое касательное движение под локоть) руку в нужном направлении. При необходимости прибегает к действиям 2-го этапа. На этом этапе надо максимально использовать речевые подсказки, например, «Набирай кашу в ложку», «Неси ложку в рот», «Жуй» и так далее
Таким образом взрослый проговаривает действия, что очень важно для особенного малыша. Дети с особенностями в развитии очень чувствительны к похвале, поэтому за каждое самостоятельно выполненное действие ребенка надо похвалить
Создавая «ситуацию успеха», мы мотивируем малыша, подкрепляем желание самостоятельно кушать.
В некоторых случаях на начальном этапе можно применить метод 2-х ложек. Суть метода в том, что одной ложкой малыша кормит взрослый, а второй ребенок сам пытается повторять действия.
Когда нужно начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, в любом возрасте.
Конечно все дети развиваются по разному. Кто-то начинает уже сам держать ложку в 10-12 месяцев и ковыряет в тарелке. Некоторые родители только к 3 годам начинают учить детей самостоятельно кушать ложкой.
Очень хорошо этот процесс заметен, когда впервые отдаешь ребенка в садик и видишь, как детишки почти одного возраста кушают. Кто-то аккуратно ест, кто-то раскидывает в разные стороны, некоторые еще не умеют держать ложку.
Не будем даваться в подробности и искать виновных. В любом случае, чем раньше научить ребенка есть ложкой самостоятельно, тем лучше. Это можно сказать один из первых навыков самообслуживания, им не нужно пренебрегать.
На наш взгляд, самой большой проблемой среди родителей является излишняя опека. Многие делают такую ошибку по разным причинам. Кто-то просто не хочет убираться потом, кто-то просто хочет проявлять больше внимания и заботы, тем самым не давая ребенку ложку в руку, а кормят его сами.
Ребенка нужно учить кушать самостоятельно, тем более если он говорит: «Я сам». Хотя бы потому, что это требование садика.
Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности
- Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
- Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
- Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
- Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
- Не забываем про удобный стульчик. Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
- Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.
Что необходимо для кормления ребенка до года — список всех нужных принадлежностей для кормления малыша
Полезные советы
- Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
- Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то — превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
- Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой — он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
- Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
- Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
- Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
- Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
- Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
- Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, одеваться и ходить на горшок;
- Придумывайте игры, чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
- Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
- Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
- Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную посуду для ребенка, постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.
Когда ребенок начинает есть твердую пищу и когда стоит начать волноваться?
Жевательный рефлекс формируется примерно с 7 месяцев, когда начинают прорезываться зубки. Именно в это время ребенок делает первые попытки все кусать и тянет в рот окружающие предметы. Этот период развития малыша и является временем, когда ребенку давать твердую пищу. То есть это сигнал родителям, когда следует начинать вводить в рацион твердые комочки. Начинать лучше всего с жидких каш и пюре.
- К годику ребенок способен самостоятельно пережевывать небольшие кусочки;
- В 2 годика ребенок спокойно пережевывает и глотает любую пищу.
Если к 2 годам у малыша не сформировался жевательный рефлекс, следует обратиться к педиатру.
Этапы процесса обучения
Можно отметить несколько важных этапов, которые дети проходят в процессе обучения самостоятельному умению кушать.
- Игра. Ложка, которую взрослые дают малышу, воспринимается им, как новая яркая игрушка. Малыш рассматривает ее, вертит в руках, не особо связывая ее с едой.
- Копирование. Ребенок уже осознал предназначение столового прибора, но по причине недоразвитой возрастной координации движения ему не всегда удаются. Часто он не может донести ложку до рта.
- Обучение. Малыш целенаправленно может зачерпывать еду ложкой и вполне неплохо кушать, иногда опрокидывая пищу на себя.
- Привыкание. Ребенок приобрел достаточный опыт, уверенно держит ложку и самостоятельно может есть простые блюда.
Показываем порядок на своем примере
Очень важно сначала отследить родителям свой уровень аккуратности и организованности. Если вы не можете часами найти нужную вещь, не помните или не знаете, где хранятся необходимые предметы, то от ребенка требовать опрятности, собранности и чистоплотности не имеет смысла
Он берет пример со своих главных людей – мамы и папы.
Возьмите за правило раз в неделю делать генеральную уборку. Делайте обычные дела по хозяйству с удовольствием, с хорошим настроением.
Можно во время мытья полов, окон, вытирания пыли слушать любимую музыку или книгу
Ребенок должен видеть, что вы хотите и любите чистоту и аккуратность.
Важно не превращать уборку в первостепенное занятие. Стирка, глажка, мытье посуды не должно забирать слишком много времени, потому что не хватит сил пообщаться с детьми, провести вместе время, сходить на прогулку, устроить чаепитие.
Помните, что ребенок играет по-разному
Иногда разбрасывается все вокруг. Не стоит лишать кроху детства, но после бурной игры постепенно подсказывайте и объясняйте необходимость наведения порядка. Ведь потом опять захочется поиграть.
Дети подражают маме и папе. Поэтому, если во время уборки ваша дочь старается вам помочь, а сын проситься с папой в гараж мыть автомобиль, не говорите: “Не лезь, не мешай, ты не справишься”. Поощряйте и хвалите маленького помощника.
Совет: зная особенности характера и индивидуальные черты крохи, подберите наиболее щадящий, но при этом увлекательный и интересный сценарий уборки. Ребенок должен наводить порядок с удовольствием и хорошим настроением, только тогда педагогический подход будет “работать”.
Советы доктора Комаровского
Научить ребенка пользоваться ложкой можно, обращая внимание на советы Доктора:
- Если малыш не жует, а лижет или сосет яблоко или печенье, не стоит спешить перетирать ему еду. Пусть тренируется, пока не поймет, что удобнее и вкуснее откусывать и жевать.
- Прикорм лучше давать специальной детской ложечкой, она имеет меньший объем и не затруднит глотание.
- Если ребенок категорически отказывается есть ложкой, жевать и глотать, следует пересмотреть режим питания и давать малышу по-настоящему проголодаться.
- Приучая ребенка кушать самостоятельно, нельзя настаивать и заставлять.
- Чересчур избирательный ребенок в еде – это не голодный ребенок. Не стоит потакать этому, он должен есть то, что ему приготовили. В противном случае нужно подождать, когда он действительно захочет есть.
- Нельзя делать за ребенка то, что он вполне может делать сам. Одно дело, кода мама кормит годовалого малыша из ложки и совсем другое, когда 3-летнее дитя просит покормить его.
Какие практические шаги необходимо предпринять родителям
Стремление делиться не относится к врожденным качествам. Малышей этому можно только постепенно обучить. Дошкольные образовательные учреждения уделяют этому не слишком много внимания, не считая это важным навыком. Так что данная задача практически полностью ложится на плечи родителей.
Психологи предлагают множество вариантов для действий в этом направлении. Большинство упражнений не требует особых усилий и каких-либо дополнительных затрат. Нужно только желание взрослых сосредоточить развитие ребенка в нужном направлении.
Воздействуйте собственным примером.
Покажите ребенку 3-4-х лет, как вы сами делитесь и какие эмоции при этом испытываете. Когда даете ему свой шарф, чтобы он мог дополнительно утеплиться, или угощаете своим пирожным, то обязательно говорите о том, что «делитесь» с ним. Ребенок должен увязать в своем сознании предпринятое вами действие и его определение.
Уважайте то, что любит ваш ребенок.
Хорошо обращайтесь с вещами, которые малыш считает своими любимыми. Если он увидит плохое обращение, то это только утвердит его в мысли, что не надо ими ни с кем делиться. По возможности спрашивайте разрешения, если вам нужно взять что-то из вещей ребенка. Уважайте его мнение, если он скажет «нет».
Не наказывайте за скупость.
Если наказать маленького ребенка за то, что он отказался с кем-то поделиться, то он может просто не понять причину наказания. В результате это породит обиду, но отнюдь не научит щедрости. Лучше действует положительная мотивация: поощрение и искренняя похвала за проявление щедрости.
Ищите объяснения мотивов.
Если ребенок отказывается поделиться игрушками или сладостями, обязательно попросите его объяснить — почему? Если же другие дети не дают ему свои игрушки, то обязательно также объясните и их мотивы, чтобы ваш малыш не думал, что так поступают всегда. Например, объясните, что Петя только что получил новую машинку в подарок на день рождения, и потому хочет поиграть сам. Или за Катей пришла мама, они должны уходить домой, а потому она не может дать свою куклу.
Будьте терпеливы, последовательны, и ваш ребенок обязательно научится этому важному социальному навыку.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Когда можно учить ребенка кушать самостоятельно?
Пожалуй, в первую очередь каждый малыш тренируется пользоваться ложкой. Причем обращение с ложкой для него будет весьма серьезным делом – в первое время ему обязательно потребуется помощь кого-то из взрослых.
Когда, и главное, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, каждый родитель решает для себя сам. Если одним свойственна чрезмерная опека, то другим предлагается достаточная свобода в освоении новых навыков. Причем, в том случае, когда родители не ограничивают стремление своего чада к самостоятельности, у детей обычно быстрее получается освоить эту непростую задачу.
Так или иначе, родителям потребуется терпение, чтобы научить ребенка 2 лет кушать самостоятельно. Нужно быть готовым к тому, что на кормление будет уходить достаточно много времени. При этом ребенок будет пачкать себя, а также те предметы, которые его окружают. Здесь главное, вдруг, для собственного спокойствия и экономии времени, не начинать вновь кормить ребенка с ложки.
Все дети разные, поэтому и освоение навыка использования ложки будет приходить постепенно, ко всем в разное время. Обычно, уже к полутора годам дети без особого труда учатся самостоятельно кушать.
Для облегчения процесса детские психологи рекомендуют предлагать крохе ложку уже с того возраста, как он начнет уверенно сидеть, то есть, начиная с 7-8-месячного возраста. В это же время малыш может самостоятельно кушать печенье. Такая тренировка просто необходима, ведь поедая хлеб или печенье, ребенок впервые тренируется брать пищу, и класть ее к себе в рот. Только когда этот навык будет освоен, можно переходить к использованию ложки.
Что делать, если ребенок отказывается есть сам?
Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.
Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:
- Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
- Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
- Организуйте детский праздник — в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.
Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой
Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап — и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.
Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона
Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи — это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
Не прерывайте обучение
Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку — значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.
Выбираем правильные столовые приборы
Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:
- Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, – обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
- Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
- Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
- Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.
Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:
- Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
- Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
- Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
- Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.
Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.