Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми

Правила поведения с незнакомцами для детей дошкольного возраста

Самое главное, что родители должны донести до ребенка: он не должен ни при каких обстоятельствах никуда и никогда уходить с незнакомыми людьми. Даже если это сосед, милиционер, маленький мальчик (девочка) или человек, который знает его имя, фамилию. Он должен для себя уяснить, что злоумышленника невозможно определить по внешности и плохие люди бывают разными: молодыми и пожилыми, мужчинами и женщинами, богатыми и бедными.

Дошкольный возраст — это период, когда дети очень доверчивы, с удовольствием отзываются на просьбу о помощи со стороны старших. Поэтому им следует объяснить, что взрослый человек не обратится за помощью к ребенку, он пойдет к другому взрослому. Если возникнет такая ситуация, нужно сразу же уходить, с незнакомцем не стоит даже разговаривать.

Что еще должны делать родители, чтобы дети дошкольного возраста приобрели навыки безопасного поведения вне дома:

Уточнять, что значит знакомый и незнакомый человек.

Объяснять, что незнакомец — тот, кого не знает ребенок или же его родители. Он должен понимать, что люди, называющие его по имени или фамилии, озвучивающие имена родителей, не могут сразу попасть в категорию знакомых

Также важно уточнять, что соседи и дальние родственники тоже относятся к незнакомцам и ходить к ним без разрешения родителей строго запрещено.

Формировать у детей понимание того, что незнакомцам не дозволено их трогать, усаживать на колени, заигрывать с ними и даже разговаривать.

Основные навыки для дошкольников и младших школьников

Детский сад: четкое понятие «кругов доверия», семья/друзья/знакомые/социальные работники/посторонние. Дети дошкольного возраста доверяют всем знакомым взрослым, всем «добрым и вежливым», всем «пожилым» (лет сорока, например), а заодно всем полицейским, пожарным, охранникам, врачам и так далее.

Детсадовец-пятилетка должен знать наизусть два номера телефона как минимум. Знать, как отвечать любому, каждому постороннему, заговорившему с ним на улице. Знать, что кричать, если кто-то пытается его увести. Что делать, если потерялся или заблудился. К кому из посторонних лучше подойти за помощью и что сказать. Куда бежать, если нужна помощь. Не открывать дверь и не подходить к телефону.

Младшие школьники кроме этих знаний должны уметь использовать два своих главных оружия – быстрые ноги и громкий голос – и не стесняться это делать. Они должны точно знать, что делать, если незнакомец заговаривает в подъезде или дотрагивается до них.

Школьники уже должны знать минимум 30 уловок похитителей и уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того предлога, с которым к ним подходят.

Также они должны понимать меру своих возможностей (практически все 10-летние мальчишки на тренингах гордо заявляют, что они готовы «вмазать бандиту так, что он отлетит»), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном (они правда так отвечают лет до 11-12), и не стесняться повести себя «как дурак» в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).

Как должны действовать родители

Родители должны четко знать, какие представления имеют их дети об опасности и незнакомых людях, и скорректировать их.

Дети лучше запоминают информацию из диалога, а не из монолога. Гуляя на улице, родителям не стоит говорить поучительным тоном о потенциальных опасностях. Лучше задавать ребенку вопросы и поправлять ответы, например: «Кто тебе кажется подозрительным из людей, гуляющих в парке?» или «Кому бы ты согласился помочь?». Ненавязчиво объяснить ребенку, что порядочные взрослые не станут пытаться заговорить на улице с чужим ребенком. Любой, кто попытается это сделать, должен насторожить, и не нужно бояться показаться невежливым, а сразу уходить.

Хорошо запоминается то, что родители показывают на собственном примере. Ребенок знает на словах, чего он не должен делать, а в реальной ситуации может растеряться. Можно попросить кого-нибудь из знакомых (вам, но не ребенку) подойти на улице к вам с ребенком и заговорить с вами, а вы ответите: «Я вас не знаю! Я не буду с вами разговаривать!». Говорите уверенно и четко, а после спросите у ребенка, понял ли он, почему мама так ответила. Можно менять ситуации, например, проверить реакцию ребенка на звонок в дверь, когда он один дома, или разыграть ситуацию входа в лифт, если перед ним уже стоит незнакомый человек.

Не стоит применять в разговоре с ребенком слово «преступник». Ребенок считает преступником того, кто носит черную одежду, ходит угрюмый, держит руки в карманах, а улыбчивый человек таковым не является. Нужно говорить: «Незнакомый, чужой, посторонний человек», и под эту категорию ребенок запишет очень широкий круг людей.

Не нужно вселять в ребенка страх и неуверенность. Наоборот, следует подчеркивать, что в многолюдных местах он в безопасности, что ему обязательно придут на помощь, если он закричит подозрительному человеку: «Я тебя не знаю! Отстань!»

Надо внушить ребенку, что о воспитанности в случае опасности не может быть и речи, и он может даже разбить стекло, чтобы привлечь внимание окружающих и получить от них помощь.

Ребенок с 5-6 лет должен знать наизусть как минимум один телефон близких ему людей.

У школьника, уже зарегистрированного в соцсетях, необходимо контролировать страницу и убеждать удалять всю лишнюю информацию о себе и семье.

Не запрещать ребенку общаться со сверстниками по интернету, а стать активным собеседником в их кругу. Тогда в чате легче будет контролировать, о чем и с кем он беседует.

Если мы ждем доверия от ребенка, то и сами должны доверять ему. Чем меньше тайн у детей от родителей, тем легче контролировать их безопасность.

Общие правила

Ребенку также стоит рассказать о следующих правилах поведения, которые являются общими для всех ситуаций:

Обо всех подозрительных случаях необходимо сообщать родителям, учителям, в экстренных случаях – звонить в полицию.

Если на ребенка напали или удерживают силой, пытаются увести или увезти, нужно поднимать как можно больше шума, убегать в многолюдные места, обращаться к другим взрослым или соседям (лучше всего – к конкретным людям, так вероятность получить помощь будет выше).

Если незнакомый человек напал на ребенка, его главная задача – шуметь, отбиваться, привлечь внимание других людей. Но не драться, особенно в том случае, если у нападавшего есть оружие

В самой худшей ситуации, когда ребенка взяли в заложники, необходимо, напротив, молчать и исполнять все, что от него потребуется.

Нужно понимать, что все эти правила ориентированы на самый худший случай из возможных. Они не означают, что каждый незнакомый человек хочет напасть на ребенка – они означают лишь, что такая вероятность существует. И поскольку она существует, необходимо обезопасить себя правильным поведением.

Эти правила должны трансформироваться в привычки, которые будут для ребенка в порядке вещей. Но чтобы это произошло, недостаточно повторить их один или два раза. Ведите с ребенком беседы об этих нюансах в поведении с незнакомыми людьми систематически, пока не почувствуете, что он действительно их запомнил и усвоил

Но постарайтесь не перегибать палку: каждый раз объясняйте, что это меры предосторожности для самого худшего случая, используйте спокойные интонации. Не развивайте у ребенка предчувствие катастрофы и сопутствующую тревожность, а давайте ему действенные инструменты для обеспечения собственной безопасности

Похожие посты

Оставить комментарий

Как понять, что ребенок готов?

Понять, что ребенок готов, можно только подготовив его. Для этого нужно не в сотый раз «серьезно поговорить» с ребенком об опасностях и не снова перечислить ему, что можно, а чего нельзя, а проработать несколько основных навыков поведения на улице и в общественных местах.

Родители, как и я в свое время, думают, что достаточно перечислить (пусть даже сто раз) – что опасно и чего нельзя делать – это поможет.

Так что если бы родители вместо процесса «рассказать» спрашивали и показывали, было бы гораздо эффективнее.

Родители учат какие-то пароли, потому что прочитали модную статью, но не понимают, что случись с ними что-то в реальности, например, попади мама под машину, она не успеет передать этот пароль тому, кто окажется рядом в этот момент.

Не проще ли раз и навсегда четко объяснить каждому ребенку, что в любой непредвиденной ситуации «за тобой в школу придет или бабушка, или тетя Таня, или дядя Вова», которых ребенок хорошо знает лично? И выучить наизусть их номера телефонов, чтобы ребенок мог всегда позвонить им сам в любой опасной ситуации. Тогда все незнакомцы лишатся возможности притвориться маминым коллегой или папиным двоюродным братом.

Грамотное поведение с незнакомыми людьми на улице

Это основная группа правил поведения, поскольку именно на улице у детей больше всего шансов встретить незнакомых людей, которые, так или иначе, пойдут с ними на контакт

Здесь важно рассказать ребенку следующее:

  • Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Общение с незнакомцами на улице допустимо только в присутствии родителей, с их согласия и под их присмотром. Любые контакты с такими людьми должны осуществляться через родителей.
  • Нельзя позволять незнакомым людям увести себя или увезти себя на машине, ни под каким предлогом. Даже если дядя или тетя говорит, что делает это по просьбе родителей. Если мама с папой действительно попросят незнакомого ребенку человека куда-то его отвезти – они обязательно предупредят его об этом и заранее познакомят их. Иных ситуаций быть не может.
  • Не стоит брать у незнакомых людей какие бы то ни было вещи, включая угощения. Даже если они кажутся дружелюбными, а предлагаемые ими подарки – безобидными. Если малышу так уж хочется конфету или игрушку, которую предложил ему незнакомец, то лучше попросить маму с папой купить ему такую же.

  • Нельзя говорить незнакомым людям свой адрес, номер телефона, информацию о родителях. По какой бы причине они ни спросили эти данные. Исключение из правила составляют сотрудники полиции, врачи, учителя, к которым ребенок может обратиться за помощью в непредвиденной ситуации.
  • Нельзя уходить из школы или детского сада с незнакомым человеком. Даже если он, опять же, говорит, что пришел за ребенком по просьбе его родителей. Родители должны предупреждать о таких вещах и заранее знакомить ребенка с тем, кого попросят о таком одолжении.
  • Перечисленные выше правила поведения работают даже в том случае, если незнакомый человек дает ребенку поговорить по телефону якобы с мамой или папой, которые подтвердят его слова. Можно попробовать позвонить родителям с собственного телефона (если он у ребенка уже есть), но вообще о любых незнакомцах, которым будет доверено куда-то его отвезти или отвести, необходимо предупреждать ребенка лично.

  • Не стоит соглашаться на предложения каким-либо образом провести время с незнакомым человеком. Например, сходить в кино (или сняться в нем), в парк аттракционов, в магазин. В любые места и на любые мероприятия лучше сходить с родителями.
  • Если рядом с ребенком идет подозрительный человек, лучше отойти в сторону, пропустить его вперед. Можно подойти к любому дому и помахать рукой, глядя на окна, позвать по именам родственников. Если человек не отстает – стоит выйти к людному месту и позвонить родителям, чтобы они пришли и проводили ребенка домой. При отсутствии телефона можно обратиться к полицейским.
  • Возвращаться домой необходимо засветло, избегая безлюдных пустырей, скверов и парков. Если вдруг ребенок не может вернуться домой в светлое время суток – нужно передвигаться по как можно более освещенным и многолюдным местам, а лучше всего – позвонить родным, чтобы они встретили и отвели домой.
  • Если рядом с ребенком притормаживает автомобиль, необходимо отойти от него подальше (и еще раз: ни в коем случае не садиться в него, если только это не автомобиль родителей, и за рулем не сидит кто-то из них).

Правила общения с незнакомцем

Давайте узнаем, что предлагают специалисты, чтобы научить детей общаться (или не общаться) с потенциально опасными чужими людьми.

  • Вводим понятие «незнакомец»

Обычно, ребенок готов к этому уже в возрасте четырех лет. Объясните, что незнакомцы – это те люди (все равно, пожилые, молодые мужчины или женщины), которые незнакомы самому малышу и его родителям. Это можно показать на обычном примере – например, мужчина в супермаркете или женщина в парке. Чтобы не напугать ребенка, подчеркните, что это не делает их ни плохими, ни хорошими. Также объясняем, кто такие «знакомые» люди – те, про которых родители могут сказать: «Милый, этим людям мы абсолютно доверяем. Не бойся обращаться к ним с просьбой о помощи!» Также сам ребенок также должен отметить: «Да, мама, я доверяю этой тете и не боюсь ее».

  • Отмечаем «хороших» незнакомцев

Помните, что некоторые незнакомцы – сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах – это те самые чужие люди, к которым дети могут подойти в случае возникновения чрезвычайной ситуации

Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине, и т. д

Важно, чтобы ребенок уяснил: тот незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым

  • Устанавливаем границы и дистанции

Дети должны знать, что могут беседовать на улице с чужими людьми, но только на определенном расстоянии. Предлагаем следующее: отмерьте расстояние в 2 метра на полу дома и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Это та минимальная дистанция, на которой дети могут без страха общаться с неизвестными людьми.

  • Научите говорить «нет»

Преступники нередко являются неплохими психологами и легко выделяют среди детей того, кто не умеет противостоять просьбам или приказам взрослых и легко попадают под чужое воздействие. Объясните вашему чаду, что следует доверять своим инстинктам. Если его просят пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти.

4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем

Итак, вы объяснили ребенку основные правила и понятия. А для того чтобы незнакомцы не смогли обмануть ваше чадо или «заговорить» его, отрепетируйте порядок беседы и действий.

Шаг 1. Оценивание ситуации. Ребенок должен удостовериться, что перед ним находится именно незнакомый человек

И совершенно неважно, кто именно – мужчины приятной внешности, бабушка, молодая девушка или подросток. Они все – незнакомые люди, поэтому и вести себя с ними следует одинаково

Шаг 2. Соблюдение дистанции. Допустим, незнакомый человек обратился к вашему отпрыску с какой-то просьбой или вопросом. В этом случае он должен удостовериться, что находится на достаточном расстоянии (2 метра от незнакомца) и имеет возможность следить за его дальнейшими действиями.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Шаг 3. Прерывание разговора. Возможно, вы видели один из выпусков популярной передачи, в которой провели простой и одновременно страшный эксперимент: оказывается, чужой человек может за несколько секунд увести с площадки или даже от подъезда любого ребенка. Поэтому малыш должен сразу пресекать разговор: «Нет, обратитесь к взрослому. Он вам покажет дорогу» или «Нет, я не смогу помочь вам найти собаку».

Шаг 4. Безопасное место. Если с ребенком пытается заговорить незнакомый мужчина, значит, нужно уйти домой, зайти в школу (оттуда позвонить маме или папе), подойти к гуляющим во дворе соседям, в общем, быть на виду у других людей.

Мы решили, что ребенку уже пора самостоятельно ходить на улицу. С чего начать?

Родители очень любят списки из серии «что должен знать и уметь ребенок». Но прежде, чем я опишу эти навыки, хочу уточнить, что «поговорить» – недостаточно.

Вместо этого эффективно спрашивать: «А как ты думаешь? А как ты поступишь, если? Что ты будешь делать?» Вы узнаете много нового о своем ребенке, обещаю. И многое вас шокирует.

Необходимо разговаривать во время прогулки или игры, например: «Покажи, кто из прохожих тебе нравится. Кто хороший, а кто плохой?»

Показывать все лично: как отвечать, как спрашивать «Кто там?», как отходить, как падать, как просить.

И этих «не», сохраняющих близость, очень много, о них знают все родители, но мы все, и я в том числе, далеко не всегда бываем не то что идеальными родителями, а просто хотя бы спокойными и терпеливыми.

Дети прекрасно учатся, когда думают сами. И все будет хорошо. Не бойтесь «думать о плохом», я иногда сталкиваюсь с такими суеверными страхами.

Научить ребенка безопасности – это не запугать, не «мыслить негативно» – это совсем другое – дать ему уверенность, понимание, личные права на защиту своего пространства, дать ему знания и практические навыки.

Как родители могут учить малышей

Объясняя ребенку правила безопасности на дороге, надо учитывать его возраст. Маленькие дети лучше воспринимают новую информацию во время игры, в форме загадок и стишков.

В детском саду обязательно проводят занятия по правилам дорожного движения, и родители должны подкрепить их практическими действиями во время прогулок. С раннего возраста дети уже умеют различать цвета и способны понять, как работает светофор. Ребенок отличает стоящие и движущиеся машины, но еще не умеет оценивать расстояние до них и определять источник звука.

У детей дошкольного возраста внимание рассеивается на разные мелочи, боковое зрение не развито, реакция замедлена, поэтому переходить дорогу самостоятельно они пока не готовы. К тому же у маленьких детей нет чувства страха, они не могут распознать опасную ситуацию и принять правильное решение

Надо учитывать и тот факт, что из-за маленького роста ребенка водитель может его вовремя просто не заметить.

Правилам поведения на дороге родители должны научить своего малыша до того, как он начнет самостоятельно ходить в школу.

Для детей младшего возраста очень важен пример родителей. Психологи предупреждают, что детям свойственно подражать действиям любимых взрослых родственников. Детские инстинкты закрепляются и переходят в манеру поведения. Переходя с ребенком через дорогу, надо проговаривать все, что предстоит сделать: остановиться у края дороги, посмотреть на светофор, дождаться зеленого света, посмотреть по сторонам и убедиться, что машины остановились, идти не спеша, только по зебре. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку бежать впереди взрослого, надо всегда держать его за руку и принуждать идти спокойным шагом.

Надо учить ребенка наблюдательности. Он должен не просто смотреть по сторонам, а замечать движущиеся машины и мотоциклы, воспринимать сигнал поворота на машине, чтобы понимать, куда машина собирается ехать.

Во время поездок на общественном транспорте ребенок должен твердо усвоить, что входить и выходить можно только тогда, когда автобус или трамвай стоят на остановке. Особенно подвижным, непослушным детям надо спокойно объяснить, в чем опасность спрыгивания на ходу.

Дома, играя с машинками и куклами, можно повторять правила поведения на дороге. Провести лентами дороги, обозначить перекрестки и светофоры, расставить на дорогах машины и задавать ребенку вопросы.

  • Где кукла Маша может перейти дорогу?
  • Куда она должна посмотреть в первую очередь?
  • На какой цвет светофора можно переходить дорогу?

Почему дети доверяют незнакомым людям?

Родители ежедневно объясняют детям дошкольного и школьного возраста о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, брать у них подарки, угощения и тем более идти к ним домой или садиться в машину. Однако одновременно с этим мамы и папы приучают своих малышей слушаться взрослых, быть отзывчивыми и добрыми. А так как дети еще и очень любопытные, не умеют отличать опасную ситуацию от безопасной, они часто попадают в беду.

Большинство ребят в возрасте до 10-12 лет представляют себе опасность в виде злого мужчины отталкивающей, бандитской внешности. На самом деле, это могут быть самые обычные люди — добрые, улыбчивые, хорошо одетые, приятной наружности. Они обращаются к малышам с каким-либо предложением или просьбой, а те в силу своего воспитания или любознательности не могут отказать.

Правила безопасности на улице

Чтобы защититься от опасности на улице, ребенок должен выполнять простые правила:

Говорить незнакомцу, что торопится, не останавливаться на оклики;
Если человек следует за ним, пойти в место скопления людей (магазин, остановка транспорта), позвонить родным, сообщить свое местонахождение, попросить, чтобы встретили;
Не ждать нападения, в подозрительной ситуации убегать;
Если человек пытается напасть, бросить любой подручный предмет ему в лицо (портфель, сменную обувь, горсть монет), после чего убегать в людное место;
При попытке нападения использовать любой подручный предмет, который поможет защититься (ручку, ключи, аэрозоль), сильно наступить на ногу человеку каблуком

Когда немного ослабнет хватка, убегать как можно быстрее;
Громко кричать, этим привлечет внимание людей;
Всегда двигаться навстречу транспортным средствам;
Если он вынужден идти, когда на улице уже темно, походка должна быть быстрой. Можно идти возле пожилых людей;
Если кто-то предлагает подвезти, отказываться;
Стараться всегда идти рядом возле группы людей, которые выходят из транспорта;
Если рядом останавливается автомобиль, не вступать в общение с водителем, отказываться сесть рядом

А если авто продолжает двигаться рядом с ним, перейти на противоположную сторону улицы, попытаться скрыться в переулке, позвонить родителям;
Всегда говорить родителям, куда идет. А родителям следует, по возможности, встречать ребенка вечером;
В школу либо домой лучше всего ходить с другими детьми.

Правила поведения с незнакомыми людьми

Есть несколько правил, которые ребенку нужно объяснить с раннего возраста.

Нельзя:

  • Говорить с незнакомыми людьми;
  • Открывать незнакомцам двери в дом;
  • Заходить в подъезд и в лифт с незнакомым взрослым человеком;
  • Подходить к чужому автомобилю, если зовут, а тем более садится в него;
  • Принимать сладости, подарки от незнакомых;
  • Идти за незнакомым человеком, если он предложит;
  • Показывать нужный магазин или аптеку;
  • Помочь нести сумку.

Это базовые правила, о которых дети любого возраста должны быть осведомлены. Они должны знать, что нельзя уступать и идти на поводу, соглашаться на различные обещания.

Если взрослый сообщает, что он друг папы, который попросил забрать из детского садика, кружка или школы, не соглашаться и никуда с ним не идти.

Конечно, ситуации бывают разные. Учитель или воспитатель отвечает за ребенка. И если мама не успевает забрать его из сада, просит об этом соседку, то обязательно должна позвонить и предупредить воспитателя.

Дети всегда должны отвечать отказом в таких случаях:

  • Если незнакомец предлагает подвезти его на автомобиле к школе или к дому;
  • Если приглашают зайти в гости;
  • Если мама или папа не предупредили, а кто-то другой пришел забирать из школы или кружка;
  • Если взрослых нет дома, а кто-то просит открыть дверь (даже под невинным предлогом – попить воды, позвонить, потерялся котенок, коммунальные службы);
  • Если незнакомец дает конфеты, игрушки, обещая еще больше сладостей и подарков у него в машине или дома.

На все просьбы или предложения незнакомцев, чтобы на что-то интересное посмотреть, чем-то поиграть, всегда нужно отвечать отказом.

Если же взрослый пытается манипулировать ребенком, говорить, например, такую фразу: «Не думал, что ты еще такой маленький. Докажи мне, что ты взрослый. Пусть это будет нашим секретом». С помощью таких фраз легко манипулировать детьми. Поэтому нужно предупредить о возможных способах манипулирования.

Как правильно рассказать ребенку об опасности

Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности.

Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.

1 На собственном примере

Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого?

Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».

2 В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.

3 В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями» я бы рекомендовал объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения. Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».

Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей.

Как не запугать ребенка?

Обучая ребенка правилам поведения с незнакомыми людьми, важно не запугать его последствиями возможного преступления. Дошкольный и школьный возраст — это время, когда дети очень впечатлительны

Для них самый большой страх — больше никогда не увидеть маму. Этого предостережения достаточно, чтобы они сохраняли бдительность и не общались с незнакомцами. А вот подробное описание преступлений приведет к появлению ночных кошмаров. Подросткам следует рассказать о существовании маньяков и педофилов, испытывающих нездоровое влечение к детям, которых сажают за это в тюрьму. Им необходимо объяснить, что любые попытки потрогать ребенка или что-нибудь ему показать уже преследуются законом и с такими людьми общаться нельзя.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Что должен знать ребёнок перед походом на улицу?

Не ленитесь, ежедневно говорите малышу, что общаться с незнакомыми на улице опасно, не следует брать у них вещи с непонятным содержимым и провожать пожилого человека домой. Для этого полно взрослых, которые в состоянии решить проблему незадачливого прохожего. Если к ребёнку на улице применяют силу, ему, конечно, нужно громко закричать и позвать на помощь. Также строго запретите садиться в автомобиль к незнакомцам, рассказывать посторонним, где в данный момент находятся родители.

Правила дорожного движения – одно из первых знаний, которое ребёнок обязан выучить наизусть, если передвигается из пункта А в пункт В без сопровождения взрослых. Школьник должен чётко представлять, что приближается к проезжей части даже в собственном дворе.

Имена и фамилии родителей ребёнок выучил еще в детском саду. Расширить знание в этой области следует информацией об адресе постоянного места жительства и номерах телефонов мамы и папы наизусть. Эта информация может быть необходима сотрудникам полиции в случае, если малыш потеряется и у него не окажется с собой мобильного телефона.

Демонстрировать ребёнку социальный статус и уровень достатка семьи на улице тоже не стоит. Девочкам лучше не надевать ювелирные украшения и другие яркие аксессуары в то время, когда они гуляют одни. Это привлекает злоумышленников, асоциальных лиц, и может повлечь неприятные последствия. Ключ от квартиры тоже не следует вешать на всеобщее обозрение, лучше спрятать его подальше в карман.

Молния, гроза, град – школьник должен знать об опасных природных явлениях и как правильно себя вести в этих случаях. Приближаться и гладить бездомных собак тоже не стоит. Они могут быть переносчиками опасных заболеваний или просто напросто оказаться бойцовской породы, что вообще чревато трагическими событиями.

Ребёнка школьного возраста уже можно информировать о социальных заболеваниях, таких как туберкулез, ВИЧ, гепатит. И корректно объяснить, в каких случаях человек может заразиться ими.

Вести себя безопасно совсем не сложно, если ребёнок знаком с правилами с раннего возраста. Предупрежден – значит вооружен! Ведь безопасность на улице для детей должна быть превыше всего.

Как научить ребенка защищать свои границы

Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».

Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:

  • приготовить простое блюдо;
  • оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
  • самостоятельно помыться;
  • следить за своим расписанием и планировать день;
  • самостоятельно встать и собраться в школу.

Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:

1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.

Опытные психологи о воспитании детей

Получайте новые статьи раз в неделю:

  • на эл. почту

2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.

3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.

4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Как себя вести в лифте и подъезде?

Многие люди живут в многоквартирных домах, которые, при неблагоприятном стечении обстоятельств, также могут стать источником опасности для ребенка (как и для взрослого человека). Малыша стоит с детства приучить к следующим правилам поведения:

  • Не заходить в лифт вместе с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше пропустить его вперед, а самому подождать, пока появится возможность подняться в лифте одному или со знакомыми. Теоретически альтернативой может быть подъем по лестнице. Но если у вас на лестнице достаточно неспокойно (например, могут сидеть соседи с сигаретами и бутылкой пива), то лучше приучать ребенка к тому, чтобы он ждал лифт.
  • Если ребенок все же оказался в лифте с незнакомым человеком, к нему нужно стоять лицом или боком (не спиной, т.е. нужно иметь возможность следить за его действиями). При малейших подозрениях стоит нажать кнопку ближайшего этажа и выйти. Если это сделать не удалось – нужно нажать на кнопку вызова диспетчера.

  • Не стоит заходить в подъезд, если за ребенком идет подозрительный незнакомый человек, или открывать дверь в свою квартиру, если подозрительный незнакомый человек находится в подъезде. Лучше подождать, пока это можно будет сделать без свидетелей, вызывающих опасения.
  • Находясь в квартире, ни при каких условиях нельзя открывать дверь незнакомым людям. Кем бы они ни представлялись: полицейскими, соседками, сотрудниками газовой службы. Говорить об отсутствии родителей дома тоже не стоит – лучше просто игнорировать их, и на всякий случай позвонить взрослым.

Почему дети верят незнакомым людям?

По утверждениям специалистов, во многих ситуациях дети сами уходят с преступниками. Такое случается, даже если мама и папа занимаются с ребенком, объясняют ему, что нельзя доверять незнакомцам, говорить с ними и идти к ним. Почему так случается? Все дело в том, что параллельно детей учат послушанию, отзывчивости, доброте. Не каждый из них может в силу возраста, доброты и любопытности отличить опасные ситуации от неопасных.

Опасный человек в воображении ребенка представляется, как некий страшный персонаж какого-то мультфильма или сказки. Дети не могут осознать, что милый, приветливый, хорошо одетый незнакомый человек может быть опасным. Экспериментальные исследования показали, что многие дети согласны пойти с незнакомцем спасти животное, готовы донести старушке сумку, проведут к аптеке тетю, пойдут за дядей, который говорит, что мама ждет за углом.

Воспитанному ребенку сложно отказать взрослому в просьбе о помощи. Он не осознает, зачем кому-то нужно похищать его. Поэтому задача родителей – не просто объяснять правила безопасности, но и приводить примеры, показывать в игровой форме различные ситуации и возможные сценарии. И не уклоняться от вопросов, честно отвечать, если ребенок спрашивает, почему похищают детей, что с ними потом делают.

Ответы формировать так, чтобы малыш понял опасность, но не описывать подробности, к этому его психика не готова. Например, пятилетнему ребенку можно сказать, что детей похищают, чтобы родители платили за них деньги. И если такое случается, он расстанется с мамой и папой, а найти его будет очень сложно. Перспектива расстаться с родителями для детей такого возраста и будет основным мотивирующим фактором, чтобы избегать общения с незнакомцами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий