Содержание
Трудный» ребенок выделяется среди других плохим поведением, выходящим за рамки установленных правил. При этом, зачастую, такое поведение практически не поддается воздействию окружающих. Общение с таким ребенком (причем не только сверстников, но и взрослых), как правило, сводится к минимуму, ведь оно омрачено непредсказуемостью поведения, агрессией и грубостью.
Трудные» – есть повсюду. Их можно встретить не только в школе, но еще и в семье, на улице. Часто, родители и педагоги отчаиваются в поиске подходящего ключика, который поможет наладить взаимоотношения, оставляя надежды в исправлении хулигана.
Но вот, как и когда непослушный ребенок превращается в «трудного»?
Попробуем разобраться в этом непростом вопросе и определим, что делать с непослушными детьми.
Самые важные принципы воспитания
Следуйте этим несложным принципам и воспитание ребенка перестанет казаться непосильной ношей.
Любить и принимать ребенка таким, какой он есть.
Каждый человек на этом свете заслуживает тепла и заботы. Не стоит быть слишком требовательным к своему ребенку и сравнивать его с другими
Важно проявлять любовь и терпимость к своему чаду, ведь у родителей это самое дорогое, что может быть.
Уважение.
Уважение – ключ к построению здоровых отношений с ребенком. Необходимо помнить, что он такая же личность, и родитель – его самый первый учитель
Важно считаться с его чувствами и уважать его мнение.
Не ждать большой благодарности.
Ребенок еще не понимает, сколько усилий родители вкладывают в его воспитание и благосостояние. Грамотно будет отнестись к этому сдержаннее, ведь все эти усилия совершаются ради ребенка, его настоящего и будущего, а не ради благодарности.
Быть примером.
Нет ничего лучше для воспитания достойного человека, чем живой пример такого человека перед глазами ребенка. Начать с себя будет хорошей идеей, потому что родительский пример – самый лучший и действенный.
Разговоры.
Важно говорить, общаться с ребенком, объяснять ему что хорошо, а что плохо, рассказывать ему о чем он спрашивает. Таким образом строится доверие и взаимопонимание, ребенок будет знать что родитель всегда выслушает, ответит на вопрос, даст совет.
Не винить себя.
Родители постоянно корят себя за каждый синячок и ссадинку на теле ребенка. Осознание того, что не все в их руках и не все подконтрольно им, существенно облегчит им жизнь. К тому же, так ребенок познает мир, учится на своих ошибках, получает опыт общения с окружающей средой, что немаловажно для грамотного развития.
Как родители могут учить малышей
Объясняя ребенку правила безопасности на дороге, надо учитывать его возраст. Маленькие дети лучше воспринимают новую информацию во время игры, в форме загадок и стишков.
В детском саду обязательно проводят занятия по правилам дорожного движения, и родители должны подкрепить их практическими действиями во время прогулок. С раннего возраста дети уже умеют различать цвета и способны понять, как работает светофор. Ребенок отличает стоящие и движущиеся машины, но еще не умеет оценивать расстояние до них и определять источник звука.
У детей дошкольного возраста внимание рассеивается на разные мелочи, боковое зрение не развито, реакция замедлена, поэтому переходить дорогу самостоятельно они пока не готовы. К тому же у маленьких детей нет чувства страха, они не могут распознать опасную ситуацию и принять правильное решение
Надо учитывать и тот факт, что из-за маленького роста ребенка водитель может его вовремя просто не заметить.
Правилам поведения на дороге родители должны научить своего малыша до того, как он начнет самостоятельно ходить в школу.
Для детей младшего возраста очень важен пример родителей. Психологи предупреждают, что детям свойственно подражать действиям любимых взрослых родственников. Детские инстинкты закрепляются и переходят в манеру поведения. Переходя с ребенком через дорогу, надо проговаривать все, что предстоит сделать: остановиться у края дороги, посмотреть на светофор, дождаться зеленого света, посмотреть по сторонам и убедиться, что машины остановились, идти не спеша, только по зебре. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку бежать впереди взрослого, надо всегда держать его за руку и принуждать идти спокойным шагом.
Надо учить ребенка наблюдательности. Он должен не просто смотреть по сторонам, а замечать движущиеся машины и мотоциклы, воспринимать сигнал поворота на машине, чтобы понимать, куда машина собирается ехать.
Во время поездок на общественном транспорте ребенок должен твердо усвоить, что входить и выходить можно только тогда, когда автобус или трамвай стоят на остановке. Особенно подвижным, непослушным детям надо спокойно объяснить, в чем опасность спрыгивания на ходу.
Дома, играя с машинками и куклами, можно повторять правила поведения на дороге. Провести лентами дороги, обозначить перекрестки и светофоры, расставить на дорогах машины и задавать ребенку вопросы.
- Где кукла Маша может перейти дорогу?
- Куда она должна посмотреть в первую очередь?
- На какой цвет светофора можно переходить дорогу?
Как это пережить
Как вести себя в это нелегкое время, во многом зависит от возраста любимого чада. Если ему всего год от роду, надежды вразумить его словами – минимум. Придется компенсировать действиями, вплоть до «взять в охапку и унести». Совсем другое дело, когда перед нами уже более сознательный и хорошо говорящий непослушный ребенок: 4 года – тот возраст, когда можно вступить в переговоры с «преступником» и либо объяснять необходимость совершения определенных действий, либо угрожать лишением каких-либо благ.
Иногда родителям следует пойти по пути наименьшего сопротивления, обозначив для себя четкую границу, за которую переходить нельзя, и понять, на что позволительно махнуть рукой. Не надо «стоять насмерть» за каждый пустяк: так вы только истреплете нервы и себе, и ребенку. Доведенный до исступления родитель скорее натворит глупостей, о которых будет потом жалеть, поэтому в некоторых вопросах лучше плыть по течению.
Если кризис сопровождается агрессией, есть смысл сделать паузу в отношениях со сверстниками и погулять пока вдвоем. Не хочет есть кашу? Пожалуйста, пусть сидит голодный. Хочет спорить? Пусть спорит. Позиция родителя в этом случае должна быть доброжелательной, но железобетонной.
И не нужно беспокоиться о том, насколько безобразно сцена выглядит со стороны. Чаще всего именно неопытные (и лучше всех поэтому знающие, как лучше воспитывать детей) люди при виде разрывающегося от рева детеныша думают: «Боже, бедная крошка!» Те, кто побывал в родительской шкуре, чаще думают совершенно иначе: «Ох, бедная мама!» Да и, в конце концов, мнение окружающих меньше всего должно влиять на процесс воспитания, в котором главную роль играет последовательность: если чего-то делать нельзя, когда дети дома, этого нельзя разрешать и тогда, когда они на прогулке.
Игры с непослушанием
Таких игр несколько:
Игра в виноватого. Ребенок использует чувство вины родителей, чтобы добиться своего. «Ты весь день на работе, мне одному скучно, дай мне хоть на компьютере поиграть».
Игра скулящего. Отпрыск изматывает родителей нытьем до тех пор, пока они не сдаются. «Ма-а-а-а-ма, ты же обещала мне купить игрушку, если я заправлю кровать».
Игра переговорщика. Ребенок торгуется с мастерством профессионального посредника, дабы получить желаемое или избежать наказания. «Сейчас досмотрю мультфильм и сяду за уроки».
Игра в грубость. Ребенок грубит словесно или физически, пытаясь угрозами добиться своего. «Я ненавижу тебя, ты плохая мать».
Игра невыполнимости. Родители угрожают серьезным наказанием, исполнить которое невозможно. «Я выставлю тебя из дома, если ты не уберешь в своей комнате».
Игра в признание. Взрослый пытается вырвать признание и заставить ребенка принять на себя ответственность за свои поступки. «Признайся, это ты копался в моем телефоне и удалил половину контактов? Признавайся, а то хуже будет».
Игра в психолога. Родитель с сочувствием выслушивает отбившегося от рук ребенка, ошибочно предполагая, что одним пониманием можно остановить плохое поведение. «Что с нами случилось, ты чувствуешь себя одиноко, с тобой никто не играет?»
Игра в террориста. Ребенок угрожает уйти из дома, покончить с собой, применить насилие или что-то еще, чтобы заставить родителей уступить. «Я выпрыгну из окна, если будешь кричать на меня».
По мнению психологов, ни в одну из этих игр играть не надо. На то мы и взрослые, что должны быть хитрее и на один ход опережать изобретательных детей. Главное – не сдаваться, сохранять спокойствие и показать, кто в доме хозяин.
Почему дети становятся избалованными?
Главной причиной, по которой дети вырастают избалованными, является неправильный подход к воспитанию.
Большинство родителей балуют первого ребенка в их семье (особенно если он был долгожданным, и его рождение воспринималось как подарок судьбы). При этом взрослые настолько стараются окружить кроху заботой и лаской, что начинают потакать всем его прихотям, жертвуя собственными интересами и спокойствием.
Малыш может вырасти избалованным, если взрослые не соблюдают единства в воспитании (например, папа разрешает ребенку делать то, что не позволяет мама). Чувствуя разобщенность родителей, ребенок начинает интуитивно подбирать способы управления ими.
Еще одной распространенной причиной детской избалованности является чувство вины чрезмерно загруженных делами родителей перед их ребенком. Многие мамы и папы, которые днями и ночами пропадают на работе, стараются восполнять дефицит общения с малышом за счет материальных ценностей. Между тем, через какое-то время ребенок может не только перестать дорожить родительскими подарками, но и начать испытывать злобу по отношению к оставляющим его родителям. Неразрешенные обиды способны превратить малыша в сущего эгоиста, не умеющего выстраивать взаимоотношения с людьми.
Как вести себя родителям с непослушным ребенком?
Прежде всего, необходимо определить, почему ребенок не желает слушаться родителей – это и станет отправной точкой решения данной проблемы
В основном дети путем истерик и капризов стараются привлечь родительское внимание, будь то выговор, крик или физическое наказание
Необходимо свести к минимуму проявление агрессии в сторону ребенка, чтобы он понимал, что негативное и позитивное внимание от родителей достигаемы в равных мерах. Более того, родителям стоит начать с себя: достаточно ли они уделяют внимания и времени своему ребенку, не слишком ли они требовательны
Так же можно просто поговорить с ребенком в спокойной манере, узнать, что его беспокоит.
Крайняя мера – обращение к детскому психологу, который сможет разобраться, в чем истинная причина непослушания.
Непослушный ребенок – что делать
Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.
Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.
Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.
Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.
Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.
Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.
Непослушный ребенок – что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого индивида, гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.
Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Кто кого воспитывает?
У каждого родителя свой подход к воспитанию, но как бы ни было сложно признаться в этом, большинство воспитывает детей либо так же, как воспитывали их самих, либо прямо противоположным образом. Но ни то, ни другое, как правило, не является оптимальным в нашем быстроменяющемся мире. Устаревшие методы не только не срабатывают, но и мешают правильному воспитанию.
Причиной непослушания детей являются сами родители, которым часто не хватает времени
Занятый, хаотичный стиль жизни не оставляет времени на внимание или споры. Взрослые требуют, чтобы дети повиновались немедленно, потому что они слишком заняты решением своих проблем, а у детей не всегда есть способность меняться так быстро, как этого требует жизнь
Иногда непослушание – это временная реакция ребенка на изменение ситуации: переход в другую школу, переезд в новый город, половое созревание или развод родителей. В таком случае отпрыску необходимо дать время оправиться.
Когда родители увязают в борьбе с непослушанием, они сами того не желая, создают условия для еще большего непослушания. Дети усваивают, что они могут не слушаться, если будут использовать разнообразные способы затянуть время или заставить взрослых раздражаться и расстраиваться. Возраст таких стратегов колеблется от 2 до 14 лет.
Непослушные дети не желают меняться, потому что не осознают, что у них есть какие-то проблемы. Чаще всего они считают, что трудности – у окружающих. Таким детям нужен какой-то внешний стимул, чтобы изменить поведение. Взрослые же ведут разнообразные игры со своими своенравными чадами, позволяя им манипулировать собой.
Методы борьбы с детским непослушанием
Непослушный ребенок может доставить огромное количество неприятностей, однако родители должны понимать, что именно в их обязанности входит воспитание своего малыша. При этом любые воспитательные меры должны совершаться осознанно и планомерно. Часто отец или мать думают, что один доверительный разговор с сыном или дочерью может решить все проблемы. Это не так. Но как научить ребенка слушаться?
Важно с ранних лет планомерно и настойчиво совершать определенные действия, среди которых базовыми являются:
Мягкое приучение к родительским требованиям. Как только у ребенка появляются определенные предпочтения, ими нужно воспользоваться в воспитательных целях. Например, если он любит яблоки, нужно каждый раз, помыв и почистив этот фрукт, сказать в слегка повелительной манере: «Съешь, пожалуйста, яблоко!» Малыш с удовольствием выполнит требование взрослого. Такое сочетание удовольствия и послушания является лучшим воспитательным средством, которое к тому же достаточно просто воплощать с постоянной регулярностью.
Доверительный разговор с разумной аргументацией. Не стоит думать, что с ребенком в возрасте 3-5 лет нет смысла разговаривать о серьезных вещах
Да, он, скорее всего, не поймет всего сказанного, но обязательно ощутит собственную важность в отношениях со старшими членами семьи. Это воспитывает чувство ответственности, тем самым повышая послушание.
Строгое пресечение капризов и неприемлемого поведения
Многие родители просто не знают, как реагировать на непослушание, и поэтому позволяют своему любимому чаду буквально все что угодно. Ни в коем случае нельзя идти на уступки, если ребенок капризничает или пытается добиться своего с помощью истерики. Это путь к новым горизонтам непослушания. Здесь забота о ребенке должна проявиться в строгом пресечении любого неприемлемого поведения.
Доверие, самостоятельность и личные обязанности. Когда ребенок достигает определенного возраста, его нужно наделить какими-нибудь семейными обязанностями. Свое доверие родители могут показать, отправляя ребенка в магазин за хлебом или доверяя ему пропылесосить в квартире. Чтобы такие обязанности не стали неприятной рутиной, важно постоянно хвалить ребенка, выражая свою глубокую благодарность.
Любые советы по воспитанию детей полезны только в том случае, если пользоваться ними регулярно и планомерно. Только показывая ребенку свою дисциплинированность и разумность, можно добиться от него послушания.
Правила воспитания непослушного ребенка
Знаменитый психолог Бил О’Хенлон рекомендует следовать некоторым правилам в воспитании непослушного ребенка:
Правило № 1
Прикусить язык и промолчать. Часто родители вступают в пререкания с ребенком: «Если бы ты сразу сделал телевизор потише, то я бы разрешила тебе поиграть на компьютере». Скажите твердое «нет» и уйдите в другую комнату. Если уж так сильно хочется сказать еще что-то, ответьте что-то вроде «жалко, что так получилось с компьютерными играми». В этом случае сознание ребенка освобождается от борьбы с мамой и поворачивается к решению проблемы. И не ставьте невыполнимых условий.
Правило № 2
Используйте простые, ничего незначащие фразы типа «я понимаю», «неплохо придумано», «может быть», «мне очень жаль». Применение таких фраз показывает ребенку, что вы отказываетесь брать на себя ответственность за его поведение.
К примеру, если ребенок отказывается убирать комнату, нужно заставить его убирать под вашим наблюдением, после этого снова все перевернуть вверх дном и снова навести порядок. Это нужно повторить несколько раз, причем так, чтобы ребенок делал все с хорошим настроением. В этом случае он учится тому, чего вы от него добиваетесь, и это не покажется ему бессмысленным, хотя может и не понравиться.
Если вы с грустью и сочувствием дадите понять ребенку, что ответственность за решение проблемы лежит на его плечах, никакие попытки втянуть вас в борьбу не дадут результата. Виновник будет обезоружен и вынужден научиться хорошо себя вести, поскольку неподобающее поведение создает неудобства только ему.
Правило № 3
Сохраняйте спокойствие. Наказание обычно сопровождается родительской яростью, но непослушных детей таким образом не заставишь делать то, о чем их просят. Поэтому они обожают дергать и злить родителей. Злиться на непослушного ребенка – все равно, что подливать масла в огонь.
Если хотите, чтобы ребенок изменил поведение, перестаньте подпитывать его тем, что он добивается и чем наслаждается, а именно – вашим гневом. Дайте вместо этого нечто такое, что ему не нравится – вашу печаль и понимание.
Например, если ребенка наказали и не разрешили идти на вечеринку, не стоит читать ему нотаций. Реагируйте с грустью, как будто вам вовсе не хочется наказывать. В итоге бороться ему придется не с вами, а с самим собой. Нужно не чувствовать иначе, а реагировать иначе.
Правило № 4
Больше выбора – меньше борьбы. Частично отказываясь от контроля над ребенком, демонстрируя гибкость, вы становитесь примером для него. «Что ты будешь делать мыть посуду или вытирать пыль?», «Спать пойдешь в половине десятого или в десять?», «Сначала заправишь кровать или почистишь зубы?». Конечно, он может ответить: «Ни то, ни другое». Но, когда вы даете ребенку власть над чем-то малым, он скорее уступит в чем-то большем.
Даже, когда ребенок не желает вставать по утрам в школу, не нужно плясать перед ним, применяя угрозы и ставя условия. Скажите твердым голосом: «Завтра ты сам заведешь будильник и встанешь, а если нет, то опоздаешь в школу». Наутро выполните свое распоряжение. Опоздав пару раз в школу, малыш сам выберет предпочтительный тип поведения. Не беда, что он пропустит несколько раз школу или секцию, ведь важнее один раз воспитать ответственность, чем делать это изо дня в день.
Дав ребенку возможность выбирать из множества вариантов и позволяя делать ошибки, вы даете ему шанс учиться и ошибаться в безопасных условиях. Каждый раз, когда ребенок получает возможность выбирать, это гасит его жажду контроля.
Правило № 5
Никогда не объясняйте детям, чему они только что научились. Если обжегся – не злорадствовать: «А я тебя предупреждала. Получил?» Не доказывайте свою правоту, он сам поймет. Если вы предвидите случаи плохого поведения ребенка и заранее готовы к ним, они вас не застигнут врасплох, и вы сможете подготовить новый план. Родители часто надеются на лучшее, а получают худшее, не попадайтесь на эту удочку. Предвидя худшее и готовясь к нему, вы добьетесь лучшего.
Как научить ребенка играть со сверстниками?
Как организовать игры разновозрастным детям мы рассказали, но как научить ребенка играть со своими сверстниками?
Когда младенцы начинают ползать, с интересом ползут друг к другу, протягивают ручки, угощают сосками, целуются. Конечно, это далеко не игры, но уже способы проявления коммуникативных навыков.
Дети, которым исполнился год, вполне осознанно проявляют интерес к другим ровесникам, начинают вместе играть игрушками, возятся в песочнице.
Такой возраст тоже сложен для игр. Психика и навыки общения у погодок находятся в состоянии развития, каждый думает о своем, воспринимает мир по-своему.
В возрасте двух лет игра становится осознанной. Дети готовы проводить время вместе, они умеют пользоваться игрушками, различными предметами, владеют игровыми навыками.
Например, малыши могут совместно построить дом из кубиков, нагрузить машину игрушками или песком, увезти в нужное место и выгрузить, накормить мишек и кукол, поиграть в мяч, покататься на санках.
Конфликты у двухгодовалых детей могут возникать в основном из-за игрушек. Поэтому если у вашего малыша есть игрушка, с которой он не готов расстаться даже на время, не берите ее в групповые игры. Так вы убережете психику ребенка, свою и спасете игрушку.
В три года человек уже ощущает себя личностью, в играх старается показать себя с разных сторон, выделиться. Трехлетние дети начинают осознавать место в обществе (этому способствует возрастной кризис 3-лет), поэтому в играх появляются ролевые компоненты, элементы подражания, воспроизводятся жизненные ситуации.
В этом возрасте хорошо начинать обучение через игры. Дети готовы воспринимать информацию, осознавать и применять в жизни. Помимо каких-то общих обучающих моментов желательно вводить правила этикета, поведения на дороге, в общественных местах и т.д. Учить жизни можно через придумывание историй.
Например, расскажите детям историю «Про мальчика, который не хотел дружить со светофором», поделитесь сказкой о жадной принцессе или сердитом короле. Пусть сказочные и игровые ситуации ребята учатся переносить в жизнь.
Детям постарше можно придумывать задания серьезнее, преподносить в игровой форме и обучать конкретным навыкам. Например, если мальчики любят играть в «войнушку» (а они всегда любят в нее играть), а девочек не берут, расскажите бойцам, что девочки могут быть санитарками и бинтовать раненых.
Игра «в магазин» помогает развивать коммуникативные навыки, мышление, учит считать деньги и рекламировать товар. Игра в кафе – придумывать рецепты, готовить и подавать блюда.
Игра в салон красоты позволит выявить среди девочек будущих бьюти-мастеров, в больницу – ставить диагнозы и лечить, в школу – учить разным предметам. Пригласите кого-то из детей, кто сыграет блогера, осветит репортаж в социальной сети.
Современный мир изобилует новыми профессиями. Подобные жизненные игры всегда интересны детям, со стороны же напоминают профориентацию среди малышей.
Чтобы привлечь сыну или дочери интерес к общественной жизни, совместным играм с другими детьми, практикуйте ежедневно ситуации, которые помогут сотрудничать и общаться. Например, всегда давайте малышам посильные задания, привлекайте к домашней работе, придумывайте игры и конкурсы.
Например, попросите сына составить вымытую обувь на этажерку, а дочку – повесить выстиранное белье. Устройте конкурс «кто быстрее приберется в комнате» со сладкими призами, обязательно похвалите за проделанную работу.
Ребенок будет выполнять поручение и одновременно ощутит соревновательный, командный дух, а слова благодарности помогут поверить в то, что он приносит пользу и помогает семье.
Малыш, который не боится выполнять домашние поручения, хорошо адаптируется в социуме и устанавливает контакт с детьми. Активная деятельность дает некое преимущество перед другими: он может поделиться опытом и рассказать, чем занимается дома и как помогает маме.
Начинайте с маленьких игровых ролей, затем поручайте детям ответственные дела: быть ведущим, распределить игроков, собрать информацию, раздать игрушки или игровые элементы, подвести итоги, вручить призы.
Ребенок, овладевший подобными навыками, становится лидером компании, заводилой в играх. Такому не составит труда влиться в компанию детей и присоединится к их деятельности.
Вспомните себя, ведь если вам не нравится с кем-то общаться и проводить время, вы не станете этого делать. Зачем же принуждать маленьких людей? Они тоже чувствуют друг друга и со временем решат, с кем будут играть, а с кем нет. Уважайте выбор ребенка и поддерживайте его.