Как в 1,5-2 года отучить ребенка от истерик

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться

Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.

1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.

2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.

3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».

4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.

5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.

6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».

А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Выходим на борьбу с истериками

Если кричать на ребенка или прибегать к физическим наказаниям, то ситуации это не исправит. Лучший способ — поговорить с малышом, когда он успокоится, и сказать, что истериками добиться результата не получится. Если ребенку что-то не нравится и он закатывает истерики, то лучше не говорить, что вам на плевать на его неудобства, а узнать, в чем причина такого поведения.

Перед прогулкой на улицу лучше сказать не «давай быстрее одевайся, хватит ныть» и пр., а «в какой одежде ты бы хотел пойти» или «хочешь в парк или просто во дворе погуляем?» Ребенок увидит, что его мнение учитывается, и перестанет закатывать такие истерики.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

Походное место для тайм-аута

Всегда есть комната, или что-то похожее на комнату, или символическое место, где можно “накрыть стол” для тайм-аута. Например, в случае “конфетного конфликта” на счет “3” родители могут оставаться там, где они есть, и просто взять ребенка за руку на несколько минут. В это время взрослые ничего не говорят. Это место для тайм-аута. Одна молодая мама носила с собой маленький коврик для тайм-аута и просто шлепала его на пол при необходимости.

Другой вариант — в качестве последствия посадить ребенка в тележку для покупок. Некоторые родители используют любой угол в магазине в качестве места для тайм-аута. Для более непокорных детей для той же цели подойдет туалет. Пусть орут, сколько угодно. Иногда родители чувствуют, что ребенок работает на публику, и тогда они просто бросают тележку с покупками где придется и отводят ребенка в машину на период отдыха.

При использовании машины для тайм-аута возникает вопрос: “Нужны ли все эти проблемы, связанные с выходом из магазина?”

Ответ: “нужны”, потому что:

  1. дети — это просто дети;
  2. они еще только учатся хорошо себя вести;
  3. “все эти проблемы” — весомый вклад в их будущее и в ваше душевное спокойствие.

Вот вам еще одна идея. Если ребенок достаточно большой и вы не боитесь за него, то на счет “3” просто оставьте его около кассы или справочного киоска, а сами идите за покупками. Но это только в том случае, если вы уверены в безопасности ребенка.

Никогда не разговаривайте с ребенком во время тайм-аута. Никаких лекций, воплей и ворчанья. Часто очень трудно сохранять спокойствие, но через какое-то время ребенок поймет, что вы настроены серьезно.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме

Отсутствует внимание к возрастным потребностям

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью

Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Причины детских истерик

Желание добиться своего свойственно людям всех возрастов, только способы достижения цели они используют разные. Если ребенок в год истерит, то, скорее всего, он хочет чего-то добиться от родителей, но встречает препятствие в их лице. Даже малыш может чувствовать злость от того, что не может получить желаемое.

Как правило, такие ситуации в любом возрасте (от 1 года до 5 – 10 лет) возникают из-за:

неумения выразить словами желание;
использования игрушек, не подходящих по возрасту, и неполучения желаемого результата;
отсутствия внимания от взрослых;
необходимости оторваться от увлекательной игры;
переутомления и усталости;
желания привлечь внимание.

Истерики у ребенка: неадекватное поведение часто возникает для манипулирования взрослыми

Истерики – это этап развития ребенка

К такому выводу пришли детские психологи. Дети учатся самоконтролю, но в 2 года ребенку сложно сдерживать свой гнев и агрессию, а выражать чувства словами им еще не под силу. После трех лет, когда малыш научится выражать свои эмоции словесно, истерики должны пойти на спад.

Иногда родители жалуются на то, что ребенок капризничает и устраивает скандалы только в присутствии родителей. Это может быть связано с тем, что малыш проверяет границы дозволенного, но при этом не готов демонстрировать свои чувства тем людям, которым он не доверяет.

Причинами истерик могут стать элементарные мелочи, которые практически невозможно предугадать. Но психологи выделяют ряд факторов, которые провоцируют детские истерики.

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Причины пробуждения

У малышей до одного года смена фазы сна происходит практически каждый час. Ребенок может просыпаться во время «быстрой» фазы сна, когда деятельность мозга наиболее активна. Если его что-то беспокоит, то кроха будет просыпаться каждый час в беспокойстве. Чтобы помочь малышу, необходимо установить причину, почему ребенок часто просыпается ночью.

Физиологические

  • Высокая температура помещения. Оптимальный температурный диапазон – 18-23 градуса. Не стоит кутать ребенка в теплое одеяло или пижаму, если дома тепло. У малышей обмен вещество быстрее, чем у взрослого, и жару он ощущает гораздо болезненнее.
  • Мокрый подгузник. Это неудобство беспокоит всех детей. Если малыш проснулся, проверьте, сухой ли он. Возможно, вы просто не заметили этот факт.
  • Голод. Грудной малыш может быть попросту голоден. Грудничкам необходимы ночные кормления. Дети после года порой тоже не могут отучиться от этой привычки.
  • Болезненные ощущения. Причиной их могут быть колики, режущиеся зубы, высокая температура при болезни, насморк при простуде и т.д.
  • Неудобная одежда, стесненные движения. Надевайте на малыша не сковывающую движение одежду. Она должна быть мягкой и комфортной, из натурального материала.
  • Излишний шум или свет. Возможно, ребенка беспокоят окружающий шум (телевизор в соседней комнате) или свет (например, ночник).
  • Насекомые. В жаркую погоду ваш кроха вполне может стать «жертвой» мух и комаров, которые кусают и не дают спать.
  • Рядом нет мамы. Многим детям достаточно просто почувствовать рядом материнское тело, чтобы вновь безмятежно заснуть.

Физиологические причины легко устраняются, достаточно только быть более внимательным к ребенку.

Психологические

Нарушенный режим дня. Психика детей очень неустойчива. Стрессы, нарушения привычной обстановки способны привести к сильным волнениям. Приход посторонних людей, неорганизованность режима кормления, игр, дневного сна, поздний просмотр мультфильмов могут стать причиной того, что ребенок просыпается и даже плачет ночью

Даже если вы играете на ночь с крохой спокойно, очень важно, как завершилась игра. Не отрывайте ребенка от занятия без его воли

Перед сном он вновь будет вспоминать о недоигранных моментах, о том, что не успел сделать. В результате вам придется долго его укладывать, а ночью просыпаться от тревожных криков.
Негативные отношения в семье. Ссоры, ругань, выяснения отношений между родителями отрицательно сказываются на психологическом здоровье малыша. Тревожность будет выражаться в ночных пробуждениях.
Дефицит внимания и положительных впечатлений. Мама должна быть внимательнее к потребностям своего ребенка. Это не означает «сюсюкаться» и потакать всем прихотям. Больше обнимайте малыша, разговаривайте с ним, покажите, что вы цените общение с ним.
Ночные кошмары. Ответом на вопрос, почему ребенок плачет, когда просыпается каждый час ночью, могут стать ночные страхи и сны. Трудно отыскать причину, по которой они преследуют кроху. Это может быть и усталость после бурного дня, наследственность, возбуждающие игры, отрицательные эмоции и т.д. Возьмите ребенка на руки и успокойте. Если вы приучаете малыша спать в отдельной комнате или на отдельной кровати, этот фактор тоже может породить ночные кошмары. В этом случае придется на время отложить перемены.

Симптомы заболеваний

Наряду с безобидными причинами пробуждения ребенка каждый час ночью могут иметь и более серьезные причины.

  • Энурез. У грудничков такое состояние является нормальным. У детей от 3 лет частые позывы в туалет должны насторожить родителей. Их причиной могут стать неврологические заболевания или болезни почек и выделительной системы.
  • Апноэ. Внезапные остановки дыхания во время сна. Если вы наблюдаете это явление у своего ребенка, немедленно обратитесь к врачу.
  • Раскачивания. Малыш мечется по кровати, приподнимается, падает. Такие движения могут быть следствием повышенного внутричерепного давления, психических заболеваний.
  • Глисты. Паразиты наиболее активны в организме именно в ночное время и могут доставлять дискомфорт в кишечнике, а также отрицательно воздействовать на нервную систему.

Помочь ребенку выразить чувства

Называть чувства. Наверное, это база всех остальных вариантов. Истерика — это когда ты не можешь управлять своими чувствами. Поэтому, называя чувства ребенка, мы делаем их менее масштабными, даем им “имя”, а значит, и задаем границы. “Ты зол. Ты обижен. Тебе грустно” — и вот ребенок уже чувствует опору.

“Это маленькая проблема, средняя или большая?” Всего один вопрос очень помог мне показать своей дочери, что есть вещи, которые легко исправить, и не стоит из-за них сильно переживать. Есть вещи, которые требуют помощи или терпения, а есть что-то, с чем иногда невозможно справиться, но и это можно пережить. Детская психика очень пластична, и малышам порой гораздо проще справиться с разочарованием, нежели взрослым.

“Как ты сердишься?” Этот вопрос дает ребенку возможность выразить свои чувства в физической форме, а значит, и выпустить их.

“Если бы у меня была волшебная палочка…” Иногда деткам важно чувствовать, что их желания ценны и важны для мамы и что все дело — во внешних обстоятельствах. “Если бы я могла прямо сейчас наколдовать суп, мы бы с тобой гуляли еще и еще, но у меня нет волшебной палочки, придется идти домой его варить

А как думаешь, у кого есть волшебные палочки?”. Малыш отвлекается и идет домой. Хотя не всегда, конечно!

“На что похожа твоя злость?” Еще одна вариация выражения своих “огромных” чувств в человеческих масштабах. “Похожа твоя злость на ураган? Не-е-ет? Может, на маленькую птичку, которая пищит? Тоже не-е-ет? А может, на драко-о-она?! Трехголового!”

Рассказать о себе. Хороший способ для детей постарше: рассказать, как вы были маленьким и как вам тоже было обидно, когда такое случалось. Например, “знаешь, когда мне тоже было три годика, мама всегда уводила меня с площадки, а я так хотела, так хотела еще поиграть. И я тоже садилась и плакала. Обидно же, да?”

Мы, во-первых, показываем ребенку его эмоции, во-вторых, говорим, что понимаем их, и, в-третьих, делим весь этот эмоциональный груз на двоих.

Записать жалобы. На самом деле самая большая проблема состоит в том, чтобы выдержать детскую истерику. Многие знают о контейнировании  — способности мамы “вмещать” в себя детские эмоции. Так вот, если контейнер переполнен и вы чувствуете, что начинаете заводиться, есть способ: принесите листочек с ручкой и скажите себе, что не будете сейчас впитывать в себя чувства ребенка, а выложите их на лист.

— Почему ты плачешь? Обидно?

— Да-а-а…

— Хорошо, так и запишем: обидно.

Честно поговорить. Существует много способов для успокоения маленьких детей, но стоит признать, что и у старших случаются истерики

И тогда, конечно, важно честно выяснить причины истерики. Причем не поводы, а именно причины

Например, то, что ребенок не хочет рано вставать в школу, может быть лишь поводом, а причиной окажется то, что одноклассники обзываются. Или наоборот.

Истерика у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?

В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства.  Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому. 

Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:

  • Вы его не поняли и не дали,что он хотел
  • Он не хочет ждать своей очереди
  • Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
  • Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил 
  • Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
  •  Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…

Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи. 

Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет

Поэтому тут очень важно поведение и реакция  взрослых на истерику

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий