Как подготовиться к первому визиту к неврологу
Первое посещение невролога по стандартной схеме проходит, когда малышу исполняется один месяц (если же участкового педиатра или родителей что-то беспокоит, можно отправляться к специалисту и раньше).
Задача врача — оценить развитие ребёнка, определить, нормально ли проходит адаптация после родов, имеются ли неврологические отклонения. На приёме невролог будет визуально осматривать новорождённого: изучит форму и размер черепа, положение головы, тела, выражение лица малыша, характер движения конечностей (мышечный тонус), состояние кожи. Также специалист обязательно проверит основные рефлексы ребёнка (сосательный, хоботковый, защитный, хватательный и пр.).
Прежде всего невролог визуально осмотрит малыша, оценит форму, размер, положение головы, мышечный тонус
Помимо этого, невролог будет задавать маме целый ряд вопросов, касающихся течения беременности и состояния новорождённого. Они будут примерно следующими:
Как протекала беременность и роды? Здесь важно наличие/отсутствие следующих моментов: гипоксия у плода, инфекции у матери, роды были затяжными, нормальными или стремительными, обвитие пуповиной и пр. Также важно сообщить количество баллов у новорождённого по шкале Апгар.
Как ребёнок набрал в весе за первый месяц жизни?
Какова примерная суточная продолжительность сна и бодрствования малыша?
Легко ли ребёнок засыпает, насколько спокойный его сон?
Как часто малыш потеет, в каких местах больше всего?
Одинаково ли активны правая и левая рука?
Поворачивает ли кроха голову в обе стороны либо предпочитает какое-то одно направление?
Есть ли у малыша выраженная мимика лица?
Какая поза является самой комфортной для ребёнка при кормлении?
Выдерживает ли малыш график кормления?
Как часто ребёнок срыгивает во время еды, насколько обильно?
Помимо осмотра младенца, доктор задаст маме множество вопросов касательно течения беременности, состояния и поведения ребёнка
Чем занимается специалист
Нервная система – самое важное регулирующее звено. Именно она занимается контролем и регулировкой органных структур и функций
При малейших сбоях наступают серьезные последствия, нередко отражающиеся на всей последующей жизни. В таких случаях важно вовремя распознать, побороть и предупредить последствия подобной проблемы. В этом и есть главнейшая роль детского доктора неврологического направления.
Патология довольно коварна. Так, поражения нервных структур малозаметны в детском периоде, но чрезвычайно интенсивно влияют на развитие малыша. Нередко имеют место последующие школьная и социальная дезадаптации, отставание в умственном или физическом развитии.
Клиника патологий разнообразна. Многообразие проявлений сильно отягощает диагностику, поэтому самостоятельно определить нарушения непросто. Вот почему даже профилактические обследования играют важную роль в диагностике поражений. Головные боли, судороги, расстройство сна, обмороки – это частые, но далеко не все признаки, свидетельствующие о поражениях нервного аппарата. При каких симптомах обращаться к врачу?
Зачастую к доктору обращаются в таких случаях:
- беспокойство, тяжелое засыпание;
- тремор подбородка у ребенка старше 3 месяцев;
- частые срыгивания;
- поджатие пальчиков;
- подергивание, судороги при повышении температуры или без нее;
- задержка появления речи;
- отсутствие элементарных навыком по уходу за собой к 2 годам;
- отставание в развитии, трудности в адаптации.
Оценка развития нервной системы – нелегкая задача. Это сложно сделать объективно, когда вопрос касается собственного ребенка.
Родителям порой трудно понять, что капризы, плохой сон, энурез указывают на сбои в нервной системе и требуют помощи детского невролога.
Доктор занимается неврологическими поражениями различного рода. Речь идет о ДЦП, отставании в психическом плане, проблемах с адаптацией. Посетители – это все малыши, рожденные преждевременно, с родовыми травмами и наследственными поражениями.
Как помочь ребёнку учиться хорошо и легко?
Рабочее место. Обеспечьте ребёнку комфортное место для выполнения домашних заданий – проверьте высоту стула и письменного стола, проверьте освещение. Убедитесь в том, что размеры стола достаточны для комфортного расположения рук ребенка и учебных принадлежностей.
Осанка. Найдите способ приучить ребёнка правильно держать спину. Это ни в коем случае не должно превращаться в постоянные одёргивания и окрики. Постарайтесь напоминать о ровной спине в игровой форме, ежедневно выполняйте вместе с ребёнком простые упражнения для укрепления мышц спины и вытягивания позвоночника (очень полезно потягиваться, висеть на турнике, стоять у стены, плотно прижавшись к ней пятками, спиной и головой – это просто и доступно каждому).
Объём нагрузок и требования. Иногда приходится решать, что же важнее для ребёнка – работать на износ ради пятёрок в школе и медалей в спортивной секции или учиться на твёрдую четвёрку и заниматься плаванием или танцами что называется “для себя”.
Энурез
Энурез (второе название – недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.
Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.
Причины энуреза самые различные – психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.
Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.
При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.
Как должен выглядеть маршрут, которого пока нет
Марина Бебчук
Марина Бебчук:
— Четко выстроенное взаимодействие родителей и врачей начинается задолго до того, как родители привели ребёнка на лечение.
В детских поликлиниках и в детских садах должна пройти интенсивная просветительская кампания, адресованная не только родителям, но и врачам-педиатрам.
Чтобы, когда родитель задаёт педиатру вопрос: «Мне кажется, что с моим ребенком не совсем все в порядке», — врач ответил бы: «Ваши сомнения оправданы. Вы можете задать этот вопрос врачу-психиатру, который сидит в соседнем со мной кабинете».
Дальше ребёнок оказывается в сфере многопрофильной помощи, где рядом с психиатром есть медицинский психолог, логопед и дефектолог. И если эта четвёрка (педиатр, психиатр, медицинский психолог, логопед и дефектолог) не справилась, ребёнок должен получить более глубокий уровень исследования, где есть специалисты более редкие, которых невозможно иметь в каждой поликлинике, – например, ABA-терапевты, которые нужны детям с аутизмом и РАС.
Сейчас такой цельной системы помощи пока нет, и построена она будет не за один год, но мы в этом направлении движемся и готовим план развития (реформирования) детской и подростковой службы психического здоровья в Москве.
Сегодня большинство районных детских психиатров в Москве (в других городах система устроена иначе) принимает в районных поликлиниках, но не в каждой, а в головных учреждениях. Де-юре участковый детский психиатр относится к территориальному подразделению взрослой больницы (ПНД), но сами кабинеты расположены в детских поликлиниках.
Подростковые врачи (15-17 лет) находятся уже на территории ПНД. О том, что такие врачи в принципе есть и доступны, родители должны знать.
Осознанное решение обратиться с ребёнком к психиатру должны принять именно родители. Иначе врачи ребёнка просто не увидят.
К сожалению, если родители не приходят к психиатру, не подписывают добровольное информированное согласие на лечение, ребёнок на много лет остаётся без профильной помощи.
По нашим опросам, с момента обнаружения первых ментальных особенностей у детей и до обращения к врачу-психиатру в среднем проходит три года. Это значит, что некоторые дети попадают к нам и через десять лет.
В результате мы можем получить упущенного ребёнка, без речи в семь лет. Года в два-три с большой вероятностью мы могли бы ему помочь, но «завести» речь в семь-восемь лет почти невозможно.
Пациенты психиатров и неврологов частично пересекаются, но есть ряд диагнозов, идти с которыми надо в первую очередь именно к психиатру, — нарушение поведения, ранний детский аутизм или РАС, умственная отсталость, депрессии, самоповреждающее поведение, шизофрения.
Родители – партнёры и союзники врача-психиатра.
Только родители
— могут привести ребёнка на лечение,
— согласится с тактикой лечения,
— продолжат лечение дома,
— обеспечат врачебную преемственность.
То есть, приходя к другому врачу, расскажут, какое лечение ребёнок получал, или к тому же лечащему врачу через полгода, — о том, что за это время с ребёнком происходило, и что могли видеть только они».
Как уговорить папу… и бабушку
На занятия в Центре Сухаревой родители ходят едва ли не интенсивнее самих детей. Сначала Олеся присутствовала на всех занятиях дочки, потом появились «уроки», где Марина должна была работать сама, но в конце тренер выходила и подробно рассказывала маме обо всём, что было.
«Были детско-родительские занятия, на которых нас учили играть с нашими детьми, — рассказывает Олеся. – А ещё раз в неделю были родительские группы с психологом, на которых мы делились страхами и печалями, и психолог рассказывал, как с ними жить.
Я очень рада, что во время обследования нам удалось ещё больше включить в жизнь ребёнка папу. Он и был включён, но тут водил дочь на занятия, посещал родительские группы.
Очень классно, когда папа тоже общается со специалистами, потому что, на моём опыте, маме, которая доносит ему информацию, он как-то не очень доверяет. Папе периодически кажется, что «мама надумывает». Теперь мне и доносить до него ничего не надо – он сам общался со специалистами. Сейчас о состоянии дочки мы можем спокойно говорить и даже шутить; это просто часть нашей жизни.
А вот бабушки и дедушки до сих пор регулярно выговаривают нам, что мы неправильно играем с ребёнком. И вообще «дайте нам её на лето – мы вам вернём нормальную».
Особенно тяжело было, когда Марине выписали нейролептик. Мы с мужем посовещались, но решили давать; к тому времени мы уже год наблюдали за ребёнком и понимали, что «само не пройдёт».
Бабушки восприняли лекарство в штыки: «Как вы можете давать ребёнку такое? Посмотрите, она у вас стала вялая!» Хотя на самом деле немного вялая она была в первые два дня приёма препарата, и пока мы собирались пожаловаться врачу, всё прошло.
А сейчас бабушки и дедушки просто приезжают толпой с большой собакой, я бы от такого обилия народа тоже пряталась. Объяснить, как стоит вести себя с аутичным ребёнком одним бабушке с дедушкой пока не получается. Другие бабушка и дедушка прислушиваются».
Чем может помочь врач?
Если вы замечаете у ребёнка хотя бы два из перечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с детским неврологом.
Очень часто все эти симптомы “вырастают” из проблем грудничкового возраста – недолеченных или вовремя не замеченных (проблемы во время беременности, родовые травмы).
Иногда сказываются заболевания, перенесённые в раннем возрасте, или физические травмы (головы, спины, суставов рук и ног).
Главная задача врача – тщательно обследовать ребёнка и помочь родителям разобраться, где заканчивается лень и несерьёзное отношение к учёбе, и где начинаются проблемы со здоровьем, требующие бережного подхода и лечения.
Детские неврологи (невропатологи) Центра Неврологии и Ортопедии “Алан Клиник” имеют большой опыт диагностики и лечения неврологических проблем детей школьного возраста:
- Гиперактивность (СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
- Различные нарушения осанки (сколиоз, кифоз, кифосколиоз и другие виды искривления позвоночника)
- Головные боли
- Задержки развития (задержка речевого развития, задержка моторного и психомоторного развития)
- Логоневроз (заикание)
- Проблемы с памятью
Зачем родителям обращаться к врачу вне плана
Если есть сомнения в неврологическом здоровье детей, возникают тревожные симптомы, родителям важно обратиться к неврологу для консультации. Многие отклонения отлично можно исправить без медикаментозного вмешательства, обычно лекарства применяют при тяжелых и запущенных патологиях
Кроме того, своевременное обращение родителей к врачу поможет избежать многих осложнений у детей. Если дети требуют внимания, врач порекомендует проведение дополнительных обследований для подтверждения диагноза или исключения тех или иных патологий. Если это дети раннего возраста, с открытым родничком, им показано проведение УЗИ головного мозга, его проводят как при скрининговых обследованиях, так и дополнительно. У детей более старшего возраста применимы другие методы обследования, которые помогут в определении локализации поражения, степени его тяжести и объема лечебных мероприятий.
Почему ребёнок не может учиться хорошо?
Физическая перегрузка. Если ваш сын или дочь помимо школы посещает множество кружков, то возможно ему просто не хватает сил осуществить всё задуманное. Тут может быть два выхода: либо отказаться от посещения каких-то кружков или секций, либо помочь ребёнку правильно распределить время на работу и отдых. Обязательно научите его правильно отдыхать. Объясните в доступной форме, что телевизор и компьютерные игры – это не отдых, а дополнительная нагрузка на глаза, мозг и нервную систему человека. И вместо этого лучше совершить прогулку перед сном.
Умственная перегрузка. Некоторым детям трудно даются отдельные предметы, и им приходится прилагать огромные усилия для освоения этих предметов. Одни не умеют пересказывать, поэтому учат большое количество текстов наизусть. Другие, не понимая алгоритмов расчетов, решают примеры и уравнения более сложными путями. Третьи медлительны или наоборот очень активны, и не могут подстроиться под заданный темп урока. Постарайтесь выявить такого рода проблемы. Посоветуйтесь с учителями и найдите вместе способы помочь наверстать упущенное.
Эмоциональная перегрузка. Есть дети, которые очень тяжело реагируют на критику со стороны учителей и сверстников. Либо их слишком часто критикуют родители. У таких детей со временем развивается невроз, который мешает им спокойно воспринимать мир.
Неврологические проблемы. Нередки случаи, когда неврологические заболевания остаются незамеченными в грудничковом возрасте. Тут многое зависит от наблюдательности родителей и врачей. Есть заболевания, симптомы которых практически незаметны, и выявляются такие заболевания только при обследовании. Именно поэтому необходимы осмотры детского невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
А в садике всё было нормально… В детском саду требования, предъявляемые к малышам не столь высоки – им не приходится подолгу сидеть за партой, много думать, хранить в голове большое количество не всегда интересной информации. Поэтому внешне кажется, что всё в порядке. В школе резко возрастает объём информации, требования становятся более жёсткими.
Влияние компьютера и просмотра ТВ
U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон – собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?
А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.
К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.
В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте – в ряде случаев письмо – не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.
U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.
А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.
Нарушение сна
U-mama: Подскажите, если ребенок в 4 месяца просыпается в 5 утра – это повод для беспокойства за его здоровье? Какие-то есть способы скорректировать время утреннего пробуждения, чтобы родителям было легче? Укладывать позже не помогает.
А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.
Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.
U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается…
Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для “отлично” не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.
А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование – как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза
Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.
U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.
Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?
А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.
Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.
Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация – обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!