Когда ребёнок начинает держать голову? 5 упражнений для укрепления мышц шеи у новорожденных

Нужно ли ЛФК при грыже

ЛФК при грыже обязательна. Задача такой лечебной гимнастики – улучшить физическое состояние больного, убрать боль, предупредить ее появление. Грамотно разработанные занятия:

  • стимулируют жизненные функции;
  • повышают выносливость мышечных структур и реактивность организма (способность реагировать на разные факторы);
  • вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвуют в патологическом процессе, что способствует их устранению.

Лечебная физкультура не вредит организму, поскольку упражнения разработаны так, чтобы снизить нагрузку на позвоночник. Они не только снимают боль, но и «учат» тело избегать травм в будущем.

Регулярное выполнение ЛФК помогает:

  • Облегчить боль, ускорить процесс выздоровления.
  • Сформировать правильную осанку.
  • Улучшить силу, выносливость, координацию.
  • Равномерно распределить нагрузку по отделам позвоночного столба.
  • Восстановить подвижность.
  • Подготовить тело к силовым и аэробным нагрузкам.

Лечебная гимнастика укрепляет мышцы, которые поддерживают позвоночник, препятствуют появлению новых грыж. Упражнения задействуют не только спинные, но и брюшные мускулы. Тело начинает лучше двигаться, исчезает скованность, снижается риск травмы.

Как нельзя держать ребенка

Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:

  • Брать ребенка с горизонтальной поверхности, не поддерживая его голову. Чтобы поднять малыша, нельзя просто взять его под мышки или потянуть за ручки. Первым делом вы заводите ладонь под голову крохи, другой рукой поддерживаете спинку, поднимаете в воздух и только тогда укладываете его так, как вам нужно.
  • Долго носить в одном положении. Пока малыш не способен самостоятельно принять удобную позу, ее должны обеспечить вы. Даже в уютной “колыбельке” нужно обязательно чередовать руки, чтобы предотвратить у малыша проблемы с позвоночником и кривошею.
  • Агрессивно укачивать. Трясти ребенка не полезно ни в каком возрасте. Это не успокаивает, а пугает малыша. Но на первом году жизни такое укачивание может быть просто опасно для его здоровья и даже жизни. Мышцы шеи у маленького ребенка слишком слабые, чтобы удержать голову, а у младенцев она еще и непропорционально велика по отношению к телу. Ушибы, гематомы мозга, внутричерепные кровоизлияния, разрывы сосудов могут стать причиной инвалидности и даже смерти ребенка. Как бы вы не устали и не разозлились, не позволяйте себе подобные резкие движения. Минутной тряски может хватить, чтобы необратимо навредить здоровью вашей крохи.
  • Выполнять опасную работу с ребенком на руках. Не подходите к горячим кастрюлям, когда держите малыша. Не работайте острыми инструментами. Не переносите вместе с ребенком тяжелые или громоздкие предметы. Если выполнение каких-то действий может быть потенциально опасно для ребенка, отложите свои дела до тех пор, пока ваши руки будут свободны.

Итак, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Но есть и общие моменты для всех младенцев:

Первые попытки приподнять голову малыши делают после двух-трехнедельного возраста. С полутора до трех месяцев учатся удерживать голову на весу все увереннее, а к четырем-пяти свободно держат ее и крутят из стороны в сторону.
Если ребенок совсем не держит голову до трех месяцев – нужно обратиться к педиатру и неврологу.
До пятимесячного возраста, беря малыша на руки, всегда придерживайте его голову. Даже однократное резкое запрокидывание может привести к серьезным нарушениям здоровья младенца.
На руках малыша можно держать горизонтально или вертикально, укладывать его животиком на руку или спинкой к себе на колени, когда вы сидите

Главное, чтобы его голова и тело были бережно зафиксированы и не было возможности упасть и травмироваться при неосторожном движении.
Всегда помните о безопасности ребенка. Не трясите его при укачивании, не носите часами в одном положении

Не работайте с горячими, острыми, тяжелыми предметами, пока малыш у вас на руках.

(
оценок; рейтинг статьи )

Виды плоскостопия

По времени возникновения плоскостопие делится на две большие группы: врожденное и приобретенное.

Врожденное плоскостопие появляется в результате врожденных пороков стопы, данный вид встречается достаточно редко, всего в 3% случаев.

Приобретенное плоскостопие может возникнуть в любом возрасте, оно включает в себя следующие формы:

  • статическое плоскостопие;
  • травматическое;
  • рахитическое;
  • паралитическое.

1

Плоскостопие. Лечение деформаций и заболеваний стоп

2

МРТ в МедикСити

3

Плоскостопие. Лечение деформаций и заболеваний стоп

Степени плоскостопия

Плоскостопие – такое заболевание, которое достаточно быстро прогрессирует. Выделяются 3 степени заболевания.

1 степень (слабовыраженное плоскостопие) проявляется вследствие слабости связочного аппарата. Форма стопы не изменена, но к концу дня после длительной ходьбы появляются боли в ногах. После отдыха боли, как правило, проходят. Походка при данном заболевании становится менее пружинистой, к вечеру стопа отекает.

2 степень (комбинированное плоскостопие). На этой стадии уплощение стопы уже заметно. Стопа расширяется, походка становится тяжелой, ходьба затруднительной. Боль усиливается и охватывает не только стопы и голеностопные суставы, но и доходит до колена.

3 степень (резко выраженное плоскостопие). Сильная деформация стопы приводит к изменению пальцев, большой палец отклоняется наружу. Ощущается постоянная боль в стопах, голеностопных и коленных суставах. Возможны различные нарушения – остеохондрозы, артрозы, сколиозы, межпозвонковые грыжи. Тяжело ходить даже в медленном темпе и на непродолжительные расстояния. Пациент уже не может передвигаться в обычной обуви.

Разновидности плоскостопия

Встречаются следующие виды плоскостопия: поперечное (распластанность переднего отдела стопы), продольное (уплощение продольного свода стопы) и комбинированное (сочетающее в себе продольную и поперечную деформации стопы). Это означает, что заболевание может спровоцировать изменение стопы как в ширину, так и в длину. При комбинированном плоскостопии появляется двухсторонняя деформация.

Продольное плоскостопие чаще всего появляется в 16-25 лет и встречается в каждом пятом случае. Основная причина – неразвитые мышцы. Под действием веса тела продольные своды уплощаются, стопа становится удлиненной. Походка становится неуклюжей, с разведенными в сторону носками.

Поперечное плоскостопие может быть как врожденным из-за слабости соединительной ткани, так и появиться у женщин после длительного хождения в обуви на высоком каблуке. В этом случае уплощаются поперечный и передний своды стопы. Упор приходится на головки всех 5 костей, большой палец отклоняется в сторону, происходит его вальгусная деформация, появляются «шишки на стопах».

1

Плоскостопие. Диагностика и лечение

2

Плоскостопие. Диагностика и лечение

3

Плоскостопие. Диагностика и лечение

Рекомендации к лечебным комплексам

Чтобы лечение было эффективным и безопасными, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • лечебная гимнастика должна выполняться в достаточно медленном темпе с соблюдением определенного ритма. Слишком быстрые и резкие движения могут привести к усилению болевых ощущений или даже травмировать напряжённые мышцы;
  • если при выполнении лечебных упражнений, появятся болевые ощущения, профилактическую гимнастику лучше прекратить. Если такие боли либо сильный хруст в шейном отделе позвоночника возникают постоянно при выполнении упражнений, нужно проконсультироваться с врачом;
  • при появлении дискомфорта нагрузку на спину следует уменьшить;
  • лечебно-профилактическая гимнастика для спины должна выполняться на ровной поверхности;
  • начинать гимнастику нужно с минимального количества повторов, постепенно увеличивая нагрузку;
  • особое значение при любой нагрузке позвоночника имеет его вытяжение. Такое вытяжение позвонков снимает напряжение и делает лечение наиболее результативным.

Упражнение “Уголок”

Или подъем тела из положения согнувшись. Основная его цель — укрепить мышцы спины. Требовать выполнения данного упражнения от ребенка можно с 6 месяцев. То есть тренироваться надо начинать раньше.

“Уголок” — достаточно сложное для выполнения упражнение, однако будет являться неким индикатором, по которому можно судить о физической готовности малыша к самостоятельному сидению и удержанию тела в положении сидя.

  • Исходное положение: взрослый держит ребенка спиной к себе, обхватив одной или двумя руками за прямые сведенные вместе ноги спереди. Место удержания за ноги — выше колена и ниже пояса, таким образом, чтобы он мог беспрепятственно согнуться в пояснице вперед.
  • Далее, находясь в исходном положении и привлекая ребенка игрушкой либо помогая себе второй рукой, взрослый стимулирует малыша, чтобы тот согнулся в пояснице и после вернулся в исходное положение.
  • Упражнение выполнено правильно, если после наклона вперед мышцы вдоль позвоночного столба расслаблены перед началом подъема вверх. Напряженность или расслабленность можно почувствовать и увидеть визуально. При правильном выполнении хорошо тянутся мышцы задней поверхности ног.

Если ребенок не опускается и сразу напрягается при попытке его наклонить, можно использовать встряхивающие, вибрационные движения или легким нажатием взрослой руки на затылок малыша согнуть и опустить его книзу.

Если ребенок не поднимается — стимулируем игрушками, плясками, бубнами, рукой и в конце концов помогаем ему подняться.

Начинать делать “Уголок” можно раньше 6 месяцев, но требовать поднятия туловища до этого возраста не нужно!

Грудничок начинает держать голову самостоятельно

Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько месяцев

Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.

Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.

Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности. 

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

3) аквагимнастика.

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я». 

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Правильная организация занятий

Гимнастика на фитболе для грудничков должна начинаться, когда пройдет 4 недели после рождения. К этому времени заживает пупочная ранка, налажен режим кормления и сна. Перед первым применением спортивный снаряд необходимо тщательно вымыть.

Первые упражнения для месячного ребенка на фитболе не должны длиться более пяти минут, грудничок постепенно привыкает к непривычным нагрузкам и не переутомляется. В скором времени малыш научится получать удовольствие от такой физической активности.

Через неделю длительность тренировок постепенно увеличивают до четверти часа с введением новых упражнений, посильных ребенку. Для малышей, которые уже ползают, рекомендуется проведение недолгих игровых упражнений. Сейчас самым оптимальным видом физической активности является именно ползание.

Для повышения эффективности занятий упражнения для ребенка на фитболе можно сочетать с массажем и водными процедурами. Сначала мама массирует кроху в течение четверти часа, потом делает с ним зарядку на фитболе, после чего малыша купают. Такое комплексное воздействие очень полезно для здоровья и развития грудничка.

Чтобы занятия были комфортными и приносили удовольствие, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Занимаясь впервые, можно сопровождать упражнения веселыми потешками. Это позволит крохе успокоиться и расслабиться.
  2. Разгибательные движения нужно совершать, когда мяч двигается от вас, сгибательные — на вас.
  3. Не стоит заниматься сразу после того, как малыш поел. После кормления должно пройти 1–1,5 часа.
  4. Нужно обеспечить оптимальную температуру в помещении. Занимаясь в жаркой или холодной комнате, младенец будет чувствовать себя некомфортно.
  5. Не следует накачивать мяч слишком сильно. Он должен пружинить.
  6. Желательно проводить занятия в одно и то же время. Лучше всего делать это утром.
  7. Не стоит принуждать ребенка к занятиям, если он капризничает. Так можно только отбить охоту у малыша к такому времяпровождению, лучше подождать, когда он успокоится.
  8. Нельзя тянуть во время занятий ребенка за стопы и кисти, суставы малыша еще недостаточно окрепли для этого.
  9. Если крохе еще нет 3 месяцев, на фитбол лучше класть чистую пеленочку. Несколько позже можно будет обходиться и без такой защиты.
  10. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша на фитболе без присмотра.

Гимнастика на фитболе для грудничков будет более интересной и полезной, если проводить ее под музыку. Это могут быть классические композиции или же ритмичная музыка, которая нравится деткам.

Выполняя упражнения, необходимо контролировать и младенца, и мяч. Такие занятия требуют ответственности, родители должны быть внимательны и соблюдать технику безопасности.

Как ребенок учится координировать движения головы

Развитие грудничка происходит стремительно. Ежедневно он получает новые навыки, начинает все больше интересоваться окружающим миром. Чтобы полноценно развиваться, крохе нужно научиться контролировать свое тело.

В какой последовательности происходит процесс

Навык удерживать голову без поддержки у грудничка вырабатывается постепенно:

  1. Трехнедельный малыш, уложенный на животик, хочет рассмотреть обстановку вокруг и сам поднимает головку буквально на пару мгновений.
  2. Месячный грудничок ловко крутит в стороны головой, чтобы определить источник интересующего его звука.
  3. Двухмесячный малютка учится сохранять положение головы на одной линии с туловищем, если приподнять его за ручки. Он активно вертит головкой, но поддержка все еще требуется.
  4. Грудной ребенок в возрасте 2-х месяцев уверенно поднимает голову и держит ее в течение 10-15 секунд, когда лежит на спинке.
  5. В 3 месяца грудничок в вертикальном положении держит голову недолго – примерно минуту. Подстраховка все еще нужна.
  6. В 3,5-4 месяца малютка вполне способен без помощи родителей управлять головой – крутить по сторонам и уверенно держать ее без помощи продолжительный период времени в вертикальном положении. Лежа на животике, младенец даже приподнимается на ручках. В положении, лежа на спине, он также пытается поднять голову, это считается попытками сесть.

Малыш, лежа на животе, приподнимается на руках

Обратите внимание! У недоношенных детей сроки укрепления шейных позвонков сдвигаются. Это зависит от разницы между фактической и предполагаемой датой родов

Т.е. ребенок, рожденный в 36 недель, будет развиваться на 2 недели дольше, чем рожденный в положенные 38.

Как помочь ребенку научиться фиксировать головку вертикально

Без родительской помощи сроки уверенной самостоятельной фиксации головы младенца могут сдвинуться в большую сторону. Для тренировки мышц ребенку необходима стимуляция. Специалисты советуют выкладывать младенца на животик сразу, как только у него заживет пупочная рана. Сначала время процедуры занимает не более полуминуты за один раз и постепенно увеличивается до удобного времени для младенца. Поза «лежа на животе» не только позволяет укреплять мышцы и позвонки, но и предотвращает развитие «колик», проявляющихся у многих младенцев до 3-х месячного возраста.

Есть еще несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет укрепить новорожденному мышцы шеи:

  • во время сна голову младенца необходимо периодически переворачивать в разные стороны;
  • благотворно влияют массажи шеи и тела, если ребенок здоров, то выполнять их могут родители самостоятельно;
  • мамы, кормящие грудью новорожденных, должны внимательно следить за своим питанием и контролировать вес младенца;
  • занятия на фитболе полезны для шеи и позвоночника;
  • с месячного возраста мальчиков и девочек можно обучать плаванию дома или в бассейне в специализированном круге, способствующем укреплению мышц.

Младенец плавает в круге

Дополнительная информация. С 2-х месячного возраста при ношении малыша в вертикальном положении, можно слегка ослаблять руку, которой поддерживается затылок младенца. Со временем рекомендуется ее убирать на короткий срок, чтобы малыш тренировал мышцы.

Упражнения для укрепления мышц шеи

Занятия гимнастикой с грудничком тоже помогут быстрее укрепить мышцы и позвонки шеи. Для каждого упражнения в среднем достаточно 2 минуты. По реакции ребенка родители увидят, сколько времени он готов заниматься:

  1. Положить грудничка на животик. Одной рукой поддерживать подбородок, второй – прикасаться к стопам малыша. Кроха начнет отталкиваться ногами, как бы ползая.
  2. В положении ребенка «лежа на животе» положить одну руку на подбородок. Вторую просунуть под животик и, не спеша, подтягивать кроху вперед. Малыш будет совершать ползающие движения.
  3. Уложить малютку на спинку. Взять его за ручки, плавно притянуть к себе. Привставая, ребенок будет стараться удержать слегка «болтающуюся» голову в вертикальном положении ровно.
  4. Положить малютку животиком на свою руку и поносить, придерживая голову в таком положении. Через пару минут кроха начнет поднимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.
  5. Взять кроху на руки в наклонно-боковом положении. Периодически менять бок. Младенец начнет приподнимать голову и выпрямлять ножки.
  6. Ребенка поставить на твердую поверхность ножками, держа его за руки. Младенец будет поднимать голову, пытаясь удержать ее ровно, выпрямлять туловище и ноги. Если немного потянуть его за ручки, то малыш сделает небольшой шажок.

Обратите внимание! Если малышу не нравится какое-то из упражнений, то заставлять его заниматься не стоит

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий