Как можно держать новорожденного
Чтобы безопасно держать на руках малыша, который еще не может удерживать голову, есть несколько способов:
- “Колыбелька”. Голова малыша расположена на локтевом сгибе мамы – или другого взрослого, а спинка – на ее руке. Второй рукой нужно поддерживать ребенка под попку и поясницу. В этой позе новорожденный будет проводить большую часть времени у вас на руках. Она же используется для кормления.
- “Столбиком”. Это вертикальная поза. Голова малыша лежит на мамином плече. Одной рукой нужно мягко прижимать малыша к себе, придерживая в одной плоскости его спинку, шею и голову. Другой рукой поддерживать нижнюю часть тела в области крестца – так, чтобы малыш не сидел у вас на руке. Держать младенца столбиком полезно после кормления, чтобы помочь выйти воздуху, который попал в его желудок вместе с молоком. Но злоупотреблять этой позой не следует. Вертикальное положение для новорожденного не физиологично.
- “На животике”. В этой позе малыш напоминает ленивца на ветке. Его голова и живот расположены на вашем предплечье. Ручки и ножки свободно свисают. Второй рукой можно поддерживать малыша за бочок или под животик. Эта поза поможет крохе потренировать мышцы шеи, ведь он будет делать попытки поднять голову и осмотреться вокруг. Также она полезна малышу для отхождения газов.
- “Лицом к лицу”. Уложите малыша на свою руку так, чтобы его затылок был у вас на ладони, второй рукой поддерживайте его под спинку. Поднимите кроху на уровень груди. В этой позе удобно устанавливать зрительный контакт, общаться с малышом, передавать ему свои положительные эмоции.
- “К маме спиной”. Чтобы развивать у малыша интерес к окружающему миру, его можно развернуть к себе спиной. Одной рукой нужно поддерживать ребенка за грудку таким образом, чтобы его голова и спина опирались о вашу грудь. Второй рукой нужно поддерживать его за ножки со сложенными вместе ступнями. В этой позе малыш тоже не сидит. На его позвоночник нагрузки в ней нет.
- “У мамы на коленях”. Это еще одна удачная поза для общения с малышом. Сядьте в удобное положение и положите кроху себе на колени лицом вверх. Одной или обеими руками придерживайте его под головку.
Позвоночник и грудная клетка
Закончив осмотр головы и шеи, переходим к позвоночнику и грудной клетке, однако этот этап осмотра необходимо предварить небольшим экскурсом в анатомию.
Позвоночник взрослого человека не прямой, он имеет физиологические изгибы — кифоз (внешний изгиб — если смотреть на человека сбоку, этот изгиб направлен назад, в сторону спины) и лордозы (внутренние — направленные в сторону груди):
- шейный лордоз;
- грудной кифоз;
- поясничный лордоз.
Все эти изгибы формируются в первые месяцы жизни человека. При правильном формировании позвоночных изгибов возникает эффект пружины, и в дальнейшем позвоночник легко переносит осевые нагрузки за счет хорошей амортизации позвонков, но при сглаженности хотя бы одного из изгибов этот эффект исчезает, и позвоночнику приходится испытывать нерациональные нагрузки, что способствует развитию многих заболеваний, таких как сколиоз (боковое искривление позвоночника), остеохондроз (ограничение подвижности позвоночника) и др.
Итак, вернемся к осмотру. Положим малыша на живот с согнутыми в коленях ножками («поза лягушки»), и убедимся, что позвоночник располагается по средней линии. Иногда у ребенка может отмечаться «младенческий сколиоз». Чаще всего он сопутствует неврологической симптоматике (мышечная дистония, гипертонус) — при ее устранении восстанавливается и нормальное положение позвоночника.
Иногда при осмотре в этом положении у ребенка выявляется отклонение оси позвоночника назад — так называемый кифоз поясничного отдела позвоночника ; он встречается в основном у детей, родившихся достаточно крупными, и довольно быстро проходит, если первые три месяца жизни ребенка правильно держат на руках, не пытаются посадить, поставить на ножки (многие родители любят устраивать с ребенком «попрыгушки» — этого делать нельзя).
Родителям следует знать, что формирование изгибов позвоночника идет поэтапно: сначала ребенок начинает держать голову — это способствует формированию шейного лордоза. Здесь уместно напомнить, что использование подушек у детей нарушает правильное формирование данного изгиба. Когда малыш начинает присаживаться (а делает он это постепенно, если ему не мешают взрослые), формируются грудной кифоз и поясничный лордоз. Если же ребенка посадить в кресло раньше времени, то вместо положенных изгибов у него может сформироваться грудопоясничный кифоз , так называемая «круглая спина».
Если вы хотите опробовать на своем ребенке изобретения современной промышленности, то попытайтесь сначала представить, как это отразится на костно-мышечной системе малыша. Не торопитесь приобретать для своего ребенка кресло, ходунки, прыгунки, манеж. В первую очередь позаботьтесь о правильном матраце: он должен быть упругим, плотным, на нем не должно оставаться вмятин после сна.
Первые 2-3 месяца жизни ребенок должен лежать на спине или животе. Не стоит поворачивать его на бок, так как слабо развитые боковые мышцы еще плохо удерживают тело, вся нагрузка падает на позвоночник, и при положении ребенка на боку может возникнуть сколиоз. С 3-4 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и с этого момента сам выбирает удобное для себя положение: на спине, животе или боку. В этот период мама должна проследить, с одинаковой ли частотой малыш переворачивается через левую и правую стороны. Предпочтение одной стороны может свидетельствовать об остаточных явлениях мышечной дистонии (разном тонусе мышц слева и справа). Эти явления необходимо устранить до того момента, как ребенок начнет садиться:
- во-первых, разная сила мышц левой и правой половины тела затруднит выработку навыков при посадке (ребенок будет заваливаться в одну сторону и может потерять желание продолжать попытки),
- во-вторых, посадка в таком положении может спровоцировать формирование сколиоза.
Возможно, в этот период целесообразно провести курс массажа, дать ребенку поплавать в большой (взрослой) ванне, это поможет избавиться от нежелательной асимметрии тонуса мышц.
Как происходит обследование и лечение тика у детей?
Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков, причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.
Но всё же начинать обследование и лечение детей с тиками нужно с консультации детского невролога. Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.
Диагностика.
Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у врача возникнут какие-то вопросы, он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.
Лечение.
В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное. Подбор препаратов осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков – это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии. Это может быть месяц, может быть три, может быть год.
Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься
Это всё важно для успешности лечения
Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.
Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?
Это бывает иногда в лёгких случаях тиков. Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики – пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно лечить. Если это редкие остаточные единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется.
Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.
Насколько эффективно лечение тиков?
Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения сильных препаратов. Чаще чередуются периоды ремиссии (выздоровления) и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог. Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.
Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!
Упражнения для укрепления мышц шеи новорожденного
Причиной более позднего развития навыка удерживания головы может стать недостаточное внимание родителей к ребенку. Если малыша не выкладывают на животик, не делают ему массаж и несложные физические упражнения, он может немного отставать в развитии от сверстников
Это, конечно, не приговор, но каждой маме хочется, чтобы ее малыш был самым лучшим
Если малыша не выкладывают на животик, не делают ему массаж и несложные физические упражнения, он может немного отставать в развитии от сверстников. Это, конечно, не приговор, но каждой маме хочется, чтобы ее малыш был самым лучшим.
Нельзя упускать первые месяцы развития. В это время ребенок должен, не только есть, спать, гулять и купаться. Необходимо помогать крохе, формировать двигательные навыки путем массажа и несложной гимнастики.
Массажные движения должны быть только поглаживающими, нежными. Нельзя применять постукивание и растирание. Лучше, чтобы правильную технику выполнения массажных процедур показал специалист.
Во время массажа хорошо использовать детское массажное масло.
Упражнения с крохой тоже нужно проводить нежно и аккуратно. Чтобы он быстрее научился держать головку, выкладывать перед каждым кормлением на несколько минут на животик.
При этом можно поглаживать малыша по спинке, поставить перед ним яркую игрушку, чтобы он пытался ее рассмотреть. Все эти упражнения лучше выполнять, когда ребенку исполнится месяц.
Из положения, лежа на спинке малышу дают схватить себя за большие пальцы рук и приподнимают ручки несколько раз.
Можно очень аккуратно приподнимать малыша над кроваткой придерживая за ручки, он должен держать голову несколько секунд. Слишком долго упражнения делать не нужно. Достаточно нескольких повторений 2–3 раза в день.
Возможные проблемы
Существуют две проблемы, связанные с физическим развитием ребенка первых месяцев жизни.
Ребенок слишком рано начал держать голову.
Если малыш в 1 месяц уверенно приподнимает шею и удерживает ее в таком положении более 30 секунд – это плохо. В этом возрасте новорожденный еще не способен самостоятельно сохранять подобное положение в течение столь длительного времени. Подобный симптом может говорить о серьезном поражении центральной нервной системы. Чаще всего такой признак встречается при повышенном внутричерепном давлении. Обязательно покажите малыша врачу и пройдите полное обследование у специалиста!
Ребенок не держит голову.
Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы он мог самостоятельно удерживать шею в вертикальном положении? От 2 до 3 месяцев в зависимости от общих темпов физического развития ребенка. Плохо, если младенец в возрасте 8 недель даже не пытается приподнять шею, а к 12 неделям не способен удерживать голову в вертикальном положении. В этой ситуации необходимо обязательно обратиться к врачу.
Возможные причины такой патологии:
- перинатальное поражение центральной нервной системы;
- слабый тонус мышц;
- недоношенность;
- низкая масса тела при рождении;
- врожденные пороки развития;
- недостаточный уход за младенцем.
Перинатальное поражение нервной системы может быть следствием тяжелого течения беременности и родов. В этом случае головной мозг малыша не получает кислород в нужном объеме. Развивается гипоксия – состояние, при котором страдают все внутренние органы. Мышечная система не является исключением. Длительная нехватка кислорода приводит к снижению тонуса мышц и отставанию ребенка в физическом и психическом развитии. Чем серьезнее поражение нервной системы, тем сложнее будет ребенку освоить все необходимые навыки в положенный срок.
Недоношенность и низкая масса тела при рождении – еще один фактор, мешающий нормальному физическому развитию. Такие дети не только плохо держат голову, но и отстают от своих сверстников по другим показателям. В дальнейшем у ребенка могут возникнуть другие проблемы со здоровьем, в том числе и со стороны центральной нервной системы.
Сколько нужно времени малышу, чтобы догнать других детей в физическом развитии? Предсказать заранее это довольно сложно. Одни малыши уже в первые полгода ничем не отличаются от доношенных и полновесных детей, тогда как другим требуется гораздо больше времени на освоение всех необходимых навыков. Полную информацию о состоянии здоровья ребенка и прогноз на будущее можно получить у лечащего врача.
Причины недержания малышом головки в положенном возрасте
Порою, развитие малыша идет не по плану, и мамочки не понимают, почему грудничок не держит головку в 3-4 месяца. Причин тому может быть несколько:
- родовая травма;
- недоношенность или маловесность;
- слабый тонус мышц;
- педагогическая запущенность, когда младенца не тренировали и не выкладывали на животик.
Так, например, недоношенный ребенок очень слаб, его развитие нередко отстает от развития сверстников. Поэтому умение держать головку у таких детишек формируется несколько позже их сверстников. В результате тяжелых патологичных родов рождаются ослабленные дети с очагами поражения в головном мозге. Все двигательные навыки будут формироваться у такого малыша с опозданием.
Как видно, в большинстве случаев причина неумения держать голову кроется в неврологических проблемах, связанных с различными заболеваниями. Именно поэтому при первых тревожных сигналах нужно обращаться к невропатологу. От времени обнаружения патологии зависит срок выздоровления малыша.
Но не всегда, когда новорожденный поздно начинает держать головку, можно говорить о проблемах в здоровье. Иногда мамы пренебрегают необходимостью ежедневного выкладывания малыша на животик. Разумеется, мышцы шеи, спины и плечевого пояса долгое время не развивались. В этом случае после курса массажей и ежедневных упражнений ребенок должен обязательно научиться держать голову. Помимо этого, никто не отменял индивидуальные особенности и физические способности каждой крохи. Иногда совершенно здоровый младенец не держит голову в 3 месяца.
А если грудничок держит голову на одну сторону, необходима консультация врача. Возможно, у малыша имеется кривошея — парез мышц шеи. Данное заболевание лечится различными методами: массаж, упражнения, специальные подушечки, в некоторых случаях – операция.
Со скольки месяцев младенец должен удерживать головку, и во сколько месяцев это нежелательно? Хотелось бы отметить, что удерживание грудничком головы в возрасте до 2 месяцев также является отклонением от нормы. Такой симптом наблюдается у малышей с повышенным внутричерепным давлением. Поэтому и в таких случаях необходимо показать ребёнка врачу.
Способы укрепления мышц спинных и шейных отделов
Любовь родителей, регулярность и определенные упражнения позволят ребенку быстрей освоить навык – хорошо держать голову.
Советы опытных педиатров:
- С трехмесячного возраста начинать выкладывать малыша на животик.
- Во время сна переворачивать ребеночка на разные стороны. Чтобы он не засыпал в одной и той же позе;
- Массаж: профессиональный и домашний.
- С месячного возраста нужно приучать ребеночка к плаванию.
- Нося малыша, придерживать его головку и на несколько секунд ослаблять руку, чтобы он пытался держать головку сам.
- Чаще играйте с погремушками, чтобы маленький исследователь пытался проследить источник звука, поворачивая головку при этом.
- Занятия на фитболе, что хорошо укрепляет спинные мышцы.
Многие родители боятся купать ребенка при ветрянке. На самом деле ветрянка и водные процедуры – вполне совместимые понятия. Не знаете, как играть с восьмимесячным ребенком? Тогда эта статья вам пригодится.
Ставим рекорды – укладываем ребенка за пять минут. Читайте полезные советы здесь.
Выкладывание на животик
Ребеночка нужно начать выкладывать на живот сразу после заживания пупка. Это простое упражнение не только тренирует и укрепляет шейные и спинные мышцы малыша, но также рекомендуется в случае, если его мучают колики.
Лежа на животе, младенец утыкается носиком и чтобы не задохнуться поворачивает головку, тем самым тренируя мышцы.
Выкладывание можно превратить для малыша в приятное занятие с помощью песенки мамы, игры погремушкой, легким поглаживанием по спинке.
Польза этого упражнения для развития малыша неоценима:
- стимул моторного развития;
- необходимая тренировка спинных и шейных мышц;
- навык формирования ползания на четвереньках;
- толчок к эмоциональному созреванию;
- интересное визуальное восприятие пространства (яркие цвета, игрушки) развивает его природное любопытство и познание окружающего.
Мама кладет ребенка на живот
Основными правилами выкладывания малыша на живот являются:
- Выкладывать ребенка обязательно на твёрдую и ровную поверхность и под присмотром взрослых;
- Данное упражнение выполняется перед кормлением;
- Выкладывание совмещают обычно с воздушными ваннами. Температура воздуха должна быть комфортной.
С первого месяца младенцу уже можно делать массаж, его действие для развития грудничка трудно переоценить. С помощью этой процедуры снимается гипертонус мышц, нормализуется гипотонус.
Массаж лучше всего делать у профессионала, чтобы не навредить хрупкому организму.
Для многих малышей курс качественного массажа дает толчок к быстрому развитию. Малышу в возрасте трех месяцев, эту процедуру рекомендуется совмещать с гимнастикой для улучшения физического и психического развития.
Классический массаж 3-х месячному грудничку, состоит из:
Сила воздействия должна строго соответствовать возрасту малыша.
Хорошим методом стимуляции развития умения удерживания головы у младенца является плавание.
Оно помогает гармоничнее развиваться физически, и благотворно действует на психоэмоциональное состояние.
Начинать плавание можно с 2-х недель в большой ванне, надев на малыша специальный надувной круг. В воде он тренирует мышцы, нормализуется тонус.
Кроме того, плавание напоминает грудничку моменты внутриутробного развития.
Процесс занятий, включает чередование позиции младенца в воде:
- малыш лежит на спинке с поддержкой головы;
- смена положения и переворот на грудь с контролем подбородка и опорой на грудную клетку;
- самостоятельное плавание в специальном круге.
Занятия нужно проводить 1 раз в неделю по 10-15 минут.
Плавание следует прекратить, если младенец постоянно выражает свое неудовольствие, сильно плачет, дрожит во время этой процедуры. Кроме того такие занятия противопоказаны детям с кожными заболеваниями.
Если родители чрезмерно потакают ребенку, то он может стать избалованным и капризным. Как перевоспитать избалованного ребенка и как понять, что ребенка упустили.
О способах лечения зеленых соплей у ребенка вы можете почитать в данном материале. Чем опасна такая симптоматика?
Берём младенца на ручки
На маминых руках младенец чувствует себя защищенным и что его любят. Держа ребенка вертикально, с небольшой поддержкой головы, у него есть возможность осмотреться.
Познавая окружающий его мир, он быстрее развивается и пытается сам удерживать головку, чтобы увидеть, что находится вокруг.
Как проявляются тики у ребёнка?
Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся, навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.
Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.
Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш поправляет воротник или шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные, соответствующие ситуации. Но с течением времени родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.
Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов. То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.
А что такое звуковые тики?
Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию он уже выздоровел, а постоянный кашель тик – навязчивое желание прочистить горло, симптом, который закрепился после перенесенной болезни.
Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные, издавать короткий писк на высокой ноте.
Человек, который издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.
Физиологические основы
Новорожденный ребенок еще не может держать голову. Его мышцы в тонусе, но не приспособлены бороться с силой гравитации. Но уже к 6 неделям дети активно пытаются поднять голову, пусть всего на пару секунд. Это дает больший обзор и стимулирует младенца повторять свои еще неуклюжие попытки десятки раз.
На заметку! Симптомы аппендицита у детей
Доктор Комаровский рекомендует в первую очередь забыть о нормах и позволить ребенку развиваться самостоятельно. Возраст, когда дети начинают держать голову, может варьироваться.
Нормой считается, если малыш может применять навык:
Положение тела | Возраст в месяцах |
На животе | 2-3 |
Вертикально | 3,5-4 |
На спине | 5 |
Однако стоит учитывать, что это лишь общие нормы. Учитывая индивидуальную ситуацию, они могут варьироваться. Основная причина — в скорости формирования скелета и мышц малыша.
Дети начинают держать голову самостоятельно в вертикальном положении, когда натренируют мышцы шеи и укрепят позвонки. А для этого требуется достаточно много времени.
Почему ребенок не держит голову?
С точки зрения доктора Комаровского, начинать переживать о замедлении развития стоит только тогда, когда прошел уже крайний срок по нормам, а ребенок еще даже не пытается освоить этот навык.
На заметку! С какого возраста можно ездить без детского кресла
Загрузка …
В таком случае надо обратиться к педиатру и акцентировать его внимание на том, что младенец никак не начинает держать голову самостоятельно в вертикальном положении. Затем врач будет искать причину задержки.
Это может быть:
- Недоношенность. Если малышу пришлось родиться раньше срока и он не успел полностью завершить пренатальное развитие, то и навыки младенца будут формироваться с задержкой. Вначале ребенку придется компенсировать несколько недель недоношенности. Поэтому он может начать держать голову только к 3-4-му месяцу.
- Здоровье. Врожденные патологии, болезни, которые малыш перенес в первые недели жизни, могут замедлять его развитие. Это исключительно индивидуальная ситуация, поэтому прогнозы и методы лечения надо подбирать только совместно с педиатром.
- Большой вес. Крупному младенцу, быстро набирающему вес, тяжело самостоятельно держать тяжелую голову лежа на животе. Он начнет это уверенно делать позже, когда натренирует мышцы. Надо только подождать.
- Малый вес. Если ребенок отстает от нормы по набору веса, то ему не хватает “строительного материала”, чтобы укрепить кости и мышцы. Это также может провоцировать задержку физического развития.
- Темперамент. Уже с первых дней жизни у малыша есть особенности характера. Меланхоличные засони медленнее осваивают новые положения тела. Активные и любопытные детки могут, наоборот, даже обгонять нормы, чтобы увидеть вокруг больше всего интересного.
Еще один немаловажный фактор, влияющий на скорость развития младенца — участие родителей. Если они создают для ребенка оптимальную среду обитания, следят за его здоровьем и питанием, помогают тренироваться, то и освоение новых движений будет проходить быстрее. Если же папа и мама уделяют крохе меньше внимания, то и скорость развития, соответственно, будет ниже.
На заметку! Алименты на 2 детей в 2019 году — размер
Стоит учитывать, что слишком ранние “успехи” в удержании головы, по мнению Комаровского, — это тоже повод для обращения к педиатру. Мышцы ребенка неспособны достаточно окрепнуть всего за пару недель после рождения.
Причиной “гениальности” младенца может быть повышенное внутричерепное давление или гипертонус. Если ребенок уже в месяц подолгу держит голову, лучше обратиться за консультацией в поликлинику, чтобы выяснить причину.
В рядах отстающих – когда обращаться к врачу
Бить тревогу следует тогда, если в 3 месяца малыш не умеет и не пытается удерживать головку. С такой проблемой даже не стоит пытаться справится самим, способы выявить заминку в развитии и справиться с ней очень индивидуальны. Их подскажет только грамотный специалист.
Возможные причины, по которым ребенок не держит голову в трехмесячном возрасте или навык появился слишком поздно:
- тяжелые/патологические роды;
- низкий тонус мышц;
- недоношенность;
- недобор веса.
Для надлежащего физического развития малыша с ним нужно заниматься, ежедневно уделяя время для гимнастики и легкого массажа. Даже если кроха протестует против манипуляций с ним, родителям нужно проявлять терпение и настойчивость. Носите ребенка в вертикальном положении, кладите почаще на животик, тренируйтесь – и у юного исследователя будет все лучше и лучше получаться поднимать головку.
Существует определённый возраст, к которому большинство здоровых детей должны освоить этот навык.