Конфликты на детской площадке: как не довести до драки?

Что посеешь, то и пожнешь

Ребенок растет, развивается, и, становясь старше, он показывает в социуме (во дворе, детском саду, школе), чему он научился, какие знания приобрел. Например, вспомните, как малыши в садике показывают свои рисунки, поделки или новый танец, проговаривают новое слово и стихотворение, песенку. Это то, чему их научили педагоги, или ребенок узнал от других детей.  Ребенок впитывает знания, новую информацию, как губка. И хорошее и не очень.

Чему ребенок научится в секции единоборств? Защищать себя? Прежде всего, его учат драться и бить, давать сдачи. И все полученные знания он при случае применит на практике. А если соперник окажется сильнее его? Что тогда? Вопрос можно оставить без ответа.  

А если ребенку некуда будет применить свои бойцовские знания и умения на практике, то он может начать сам провоцировать конфликты или вступать в чужие. А предлоги и основания могут быть самыми благовидными.  

Что реально может научить постоять за себя

Правильное воспитание и развитие ребенка поможет не то что защищаться, а избежать в будущем ситуаций и конфликтов, когда необходимо будет постоять за себя.  

Для того чтобы дать правильное развитие ребенку, необходимо знать его особенности психики. Зачастую мы воспитываем ребенка так, как хотели бы, чтобы воспитывали нас, пытаемся дать ребенку то, что сами не получили в детстве. А у ребенка может быть совсем другая психика, и воспитание ему нужно соответствующее.  

Чаще других нападкам со стороны окружающих подвергаются дети с определенными психическими качествами. Таких детей легко узнать. Они более эмоциональны и впечатлительны, чем другие, могут испытывать страхи. И если такой ребенок не получает соответствующего своей природе развития, то он становится «магнитом» для неприятностей, вырастает не умеющим решать конфликты мирным путем.    

При правильном развитии такой ребенок, да и любой другой, учится взаимодействовать с окружающими не с позиции силы, в стиле — «дать сдачи обидчику», а мирным путем, с помощью слова, путем переговоров. А при хорошей реализации ситуаций, когда нужно будет постоять за себя, возникать не будет.  

Есть еще один родительский аргумент «за» единоборства — что они дают хорошую физическую подготовку. С одной стороны это так. Но, с другой стороны, есть масса других видов спорта, занимаясь которыми, не нужно уметь драться, защищаться и бить других.  

В командных видах спорта ребенок научится взаимодействовать, общаться с другими членами команды, и этот опыт в последующем пригодится ему в жизни. Виды спорта, где выигрывает один победитель, а не команда, научат достигать цели. Одновременно с психологическими выгодами ребенок получит хорошую физическую подготовку.

Научить ребенка работать не кулаками, а умом, решать трудные ситуации не силой, а путем переговоров, видеть причины конфликтов и не допускать их — гораздо важнее, чем научить постоять за себя.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана научит видеть психику другого человека, что позволит правильно воспитать и развить ребенка. И ответ на вопрос — как научить ребенка постоять за себя — будет предельно ясен. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь.

Дополнительно почитать можно в статье «Научим детей постоять за себя»  

Активно слушать, а не просто слышать

Ребёнок не всегда способен выражать свои тревоги чётко и понятно, облекая их в правильные слова. Особенно если его кто-нибудь сильно обидел, оскорбил или несправедливо с ним обошёлся. Иногда даже в очень серьёзных ситуациях ребёнок может замкнуться в себе или неправильно что-то объяснить. В таких случаях родители должны использовать приём «активного слушания». Взрослый должен проявить интерес к тому, о чём ребёнок пытается сказать и помочь ему подобрать правильные слова.

Установить с ребёнком обратную связь, уточняя его мысли и поправляя слова – в этом и заключается приём «активного слушания». Вот несколько правил установления контакта с ребёнком в процессе общения.

  • Общение с ребёнком требует значительного внимания. Нужно отложить все домашние дела, не смотреть в телевизор, не переписываться в телефоне, не читать книгу, не доделывать отчёты. Ребёнок должен видеть лицо родителя и его заинтересованность в этом разговоре.
  • Установление зрительного контакта. Глаза ребёнка и взрослого должны находиться примерно на одном уровне. Дети часто ищут ответы и сочувствие именно в глазах.
  • В том случае, если ребёнок находится в сильно расстроенных чувствах, не стоит задавать ему лишних вопросов и в чём-то его активно разубеждать. Пусть он выскажется, облегчит душу. Родитель должен поддержать его, объяснить его чувства. Не надо проявлять агрессию или говорить, что ребёнок неправ, осуждать его.
  • Обратная связь. В разговоре лучше иногда повторять слова ребёнка, соглашаясь с ним. Например: «Я понимаю, ты был очень рассержен словами того мальчика» или «Это естественно, что тебя задело такое несправедливое замечание постороннего человека». Таким образом взрослый даёт понять, что он заинтересован этим разговором и внимательно слушает его рассказ.
  • Паузы. В разговоре с ребёнком не стоит торопиться, а тем более его перебивать. Пусть возникают небольшие паузы, которые помогут ребёнку собраться с мыслями, подумать, что ещё он хочет сказать и как это выразить словами.

Учите ребенка правильному поведению

Никогда не ругайте своего малыша, если тот отобрал чужую игрушку, а уж тем более не повышайте голос на чужого ребенка-обидчика, даже если его мамы нет рядом – это может его еще больше разозлить либо испугать. Нужно учить кроху поступать правильно в разных ситуациях – его жизненный опыт еще совсем маленький.

Разъясняйте это ему не только во время прогулки на площадке, а и в повседневном общении: читайте соответствующие книги, смотрите поучительные мультики, играйте в ролевые игры.

Если ваш ребенок отбирает игрушки, приостановите его. Объясните малышу, что нельзя брать чужую вещь без разрешения ее хозяина. Во время зарождения конфликта нужно делать это кратко – кроха находится в плену эмоций и не в состоянии внять вашим воспитательным речам. Часто достаточно обратиться к хозяину игрушки с просьбой («Можно Илюше поиграть твоей машинкой?»). Этим вы подаете пример своему малышу, как нужно общаться с детьми. Если ребенок не хочет делиться игрушками, объясните своему чаду, что это – его право, ведь и ему не всегда хочется давать свои игрушки всем без исключения. Постоянно взывайте к опыту крохи, хоть он и небольшой. Со временем ваш малыш научится ставить себя на место других детей.

Если вы немного опоздали, и уже зародилась ссора, драка или другой конфликт между детьми, срочно спешите на помощь. Без крика, спокойным и твердым голосом объясните своему маленькому буяну, что отнимать чужую вещь нехорошо. Напомните ему ситуации, когда он также был «по ту сторону баррикад», как ему было плохо и обидно. Учите ребенка извиняться и сочувствовать другим детям.

Бывают моменты, когда ребенок становится упрямым и неуправляемым.

Если он уже более или менее понимает ситуацию, но вредничает, нужно спокойно, но строго напомнить ему о правилах совместных прогулок и предупредить, что в случае такого поведения вы отправитесь домой.

Начиная с двухлетнего возраста, кроха может постичь мудрое правило: нужно учиться договариваться и меняться.

Когда начинать действовать

Стараться решить ситуацию только в том случае, если маленький человек действительно нуждается в помощи или драка неизбежна:

  • он слабее остальных;
  • несколько детей объединились против одного;
  • большой мальчик обижает маленького;
  • если кому-то хотят сделать больно;
  • другие родители предъявляют претензии к вашему ребенку;
  • отпрыск мешает незнакомым людям отдыхать.

Дети учатся на собственном опыте и наблюдая за поведением взрослых, поэтому им нужен хороший образец для подражания. Покажите маленькому мальчику,  девочке, как избегать конфликтов, искать конструктивные решения, извиняться за поступки и постоять за себя, в случае необходимости.

Обижать на площадке никого нельзя

Важный момент донести до ребёнка, что обижать просто так никого нельзя, или чтобы обижали тебя. Драки на детской площадке должны быть остановлены.

Если ваш ребёнок обидел другого ребёнка

  • Если ваш ребёнок обидел кого-то и при этом вы видели, что его никто не трогал, то нужно донести до него, что так делать не хорошо, так поступают плохие ребята, которые потом ничего не получают, сладкого, мультиков, игр. Большие мальчики и девочки так себя не ведут, это поведение маленьких детишек, которые потом многого не получают, ты же не такой/такая.
  • Не ругаемся с родителями другого ребёнка, а спокойно говорим, что поговорим со своим ребёнком и объясним ему, что так делать не хорошо, не развиваем конфликт в другими родителями, если они.
  • Но не ругаем своего ребёнка при всех, лучше подозвать к себе ребёнка и спокойным тоном поговорить и сказать это.
  • Спросить услышал ли он вас, понял ли, чтобы точно понял, что хотите донести до него или неё.

Если обидели вашего ребёнка на детской площадке что делать

Если обидели вашего ребёнка, нужно поговорить и выяснить в чем дело. Каждую ситуацию лучше разобрать отдельно, ведь они всегда разные:

Бывает маленькие что-то хватают без спроса, потому что их не научили

Если маленькие дети отнимают у вашего ребёнка, который уже постарше игрушки, то обычно такие ситуации далеко не заходят. И ваш ребёнок может сам забрать своё у малыша, главное чтобы не обидел, тут надо рассказать и донести, что маленьких не обижают и можно просто забрать, не толкая и обижая. При этом учить ребёнка разговаривать, можно вначале сказать «отдай пожалуйста, это моё», тем самым учить и маленьких детей правильной манере поведения.

ВЗРОСЛЫЕ КОНФЛИКТЫ

ЕСЛИ НЕ ПРАВ ДРУГОЙ РОДИТЕЛЬ

Взрослые конфликты, как ни печально, тоже возникают на детской площадке. Мы, взрослые люди, уже, как правило, знаем, что и когда может вывести нас из равновесия. В случае, если вы видите на площадке пьющую чету или неадекватно ведущую себя маму (или ее ребенка), лучший выход — выбрать другую детскую площадку. Не хотите уходить? Значит, нужно тщательно подобрать слова и высказать свою претензию. Не помогает? Тогда поможет коллективное вмешательство в ситуацию — разъяснение своей позиции (конечно, в тактичной форме) от лица всего коллектива детской площадки. Главное условие улаживания любого недоразумения или назревающего конфликта — решение вопроса цивилизованно. На это есть несколько причин:

  • Наше поведение — пример для детей.

  • Все присутствующие на площадке, как правило соседи, а значит, им еще не один год жить бок о бок друг с другом, а может, и ходить в один сад, школу.

  • Сами мы не всегда правильно себя ведем и тоже завтра можем оказаться в неловком положении из-за поступка своего ребенка.

  • Если мы бережно относимся к человеческому достоинству другого и не умаляем словами его родительский авторитет (ведь его дитя слушает, что люди говорят о маме, папе), тогда шансы быть услышанным значительно повышаются. Оскорбления же вынуждают другого взрослого защищаться, а не обдумывать претензию.

ЕСЛИ ДРУГОЙ РОДИТЕЛЬ ЗАКРЫТ ДЛЯ ДИАЛОГА

Иногда родители, чьи дети ведут себя агрессивно и неразумно на площадке, всем своим видом демонстрируют безразличие к происходящему. В глазах такого родителя читается: «Пусть сами выясняют отношения» или «Раз ударил, значит, было за что». Если необходимо, встаньте на защиту своего ребенка. Но ваш малыш ждет не только вашей защиты. Он искренне не понимает, почему другому малышу разрешается делать то, за что он сам давно бы уже был наказан. Объясните нарушителю спокойствия правила поведения на детской площадке: «Драться нельзя. Отбирать игрушки плохо. Давай Юра будет строить свои куличики здесь, а ты — на другой дощечке». Обычно маленьким проказникам достаточно одного-двух строгих замечаний. Хотя не исключено, что тот продолжит свои проделки, глядя на невозмутимый вид своей мамы. В таком случае либо уводите своего ребенка, либо спокойно пресекайте действия шалуна (если дерется — останавливая его замахнувшуюся руку, если толкается на горке — ограничивая доступ наверх словами «жди здесь, пока не скатится другой ребенок». И никакой агрессии, лишь мягкая неумолимость. Будьте уверены, шалуну скоро надоест противостоять вам, у него останется два выхода: побежать к своей маме за помощью или научиться общим правилам поведения на площадке.

КОГДА ВАШЕМУ РЕБЕНКУ СДЕЛАЛИ ЗАМЕЧАНИЕ

Каким бы чудесным ни был бы ваш ребенок, всегда найдется тот, кто захочет дать вам совет, как его нужно воспитывать, или сочтет необходимым сделать малышу замечание. Любой ребенок — ваш, чужой — может кого-то не заметить, нечаянно толкнуть, захотеть сделать что-то по-своему. Не стоит болезненно реагировать, если в замечании, адресованном вашему ребенку, нет никакой агрессии и оно уместно. Малыш услышал взрослого, прекратил неправильное поведение — оставьте этот случай без внимания, не комментируйте и не добавляйте к сказанному еще и свои нотации: не нужно создавать взрослых коалиций против малыша.

Дистанция безопасности

В ситуации, когда ты оказываешься перед компанией с неясными желаниями, у тебя три варианта. Психолог экстремального поведения Магомед Эминов рассказывает про типичные реакции, где это: а) необдуманное нападение в состоянии аффекта; б) паническое бегство; в) оцепенение, когда человек пассивно реагирует, повинуется и не оказывает сопротивления. Каждая из реакций приемлема, однако психолог советует выиграть время для оценки происходящего. После этого нужно обязательно выработать подходящее решение. Иными словами, прикинув свои шансы и намерения напавших, нужно решить, что ты будешь делать: демонстрировать уверенность, агрессию, убегать или вступать в переговоры.

Как правило, человек в критической ситуации не реагирует адекватно. По мнению Магомеда Эминова, люди начинают учить напавших жизни, упрекать и возмущаться, тем самым провоцируя агрессию. Поэтому надо усвоить базовое понятие дистанции безопасности, которое не требует особой аналитики. Дистанция безопасности — это расстояние, с которого тебе могут нанести урон. По мнению Алексея Маматова, эта зона совпадает с интимной, когда тебе становится некомфортно из-за приближения человека

Очень важно не подпускать к себе потенциального нападающего на расстояние удара. Неподготовленный человек может ударить с расстояния двух метров

Если двигаться ближе, опасность возрастает: одно резкое движение — и ты можешь оказаться в нокауте. Опять же, все твои действия всё это время направлены на побег.

6 способов разрешить конфликты на детских площадках

Когда очередной малыш усердно лупит другого лопаткой по лбу, мамы нередко теряются – что же делать с драчуном, после того, как противников разняли? Мы обратились к педагогу-психологу Елене Хотеевой, чтобы научиться разрешать детские конфликты с самой песочницы.

1. Если ваш малыш решает свои проблемы при помощи силы…

…следует обратить внимание на соблюдение режима дня. Вполне вероятно, что ребенок регулярно устает от длительных прогулок, голоден, перевозбудился от большого количества впечатлений

Пока человек еще маленький, должна быть четкая система бодрствования и сна, приема пищи. Если планируется что-то новое, обязательно предупредите малыша, куда вы идете, и что будете делать.

А на площадке задача мамы — предотвратить «нападение». Если вы видите, что ваш ребенок на взводе, предложите ему вместе сильно потопать ногами, попрыгать, поиграть в прятки. Необходимо любое физическое действие, которое сможет свести на нет энергию агрессии.

Когда же предотвратить «драку» не удалось, нужно ясно, четко, без улыбок объяснить ребенку, что так поступать нельзя. Причем нельзя не только здесь и сейчас, но и вообще. Родители часто совершают ошибку, когда позволяют в игре ребенку ударить маму или папу.

Такие действия нужно пресекать, иначе не будет положительного результата. Полезно также после «нельзя» рассказать, что «можно».

2. Когда ударили вашего ребенка…

…не нужно никого обвинять — малышу легче от этого не станет. Обнимите его, поддержите, успокойте. Ни в коем случае не унижайте фразами, вроде «что же ты не дал сдачи». Бесполезно также ругаться с мамой «драчуна», которая не оказалась рядом в нужный момент.

https://youtube.com/watch?v=-CPveCK26Ro

В подобной ситуации, как и в предыдущей, нужно действовать на предотвращение – задержать руку обидчика, сделать ему замечание. Чаще всего слова от чужой мамы «мне не нравится, что ты дерешься», останавливают ребенка

Важно только не оценивать в замечании личность малыша, а говорить именно о его неправильных действиях

3. Если малыш слишком робкий…

…и при виде сверстников быстро ретируется в сторону мамы, чаще всего это является возрастной особенностью. До 2,5-3 лет дети не умеют дружить, они являются наблюдателями и предпочитают просто играть рядом без взаимодействия. В данном случае маме следует набраться терпения и не настаивать на совместных развлечениях с другими.

Причиной беспокойства малыша может быть также тревожность мамы, ее стремление всегда находиться рядом, страховать, не отпускать от себя. Ребенок считывает невербальную реакцию родителя и понимает, что среда небезопасна, пора скрываться. Здесь маме самой нужно разобраться, что именно ее тревожит. Другой малыш причинит вред вашему? Отберет игрушку? Заденет лопаткой?

Обсыплет песком? Настолько ли это серьезно, чтобы бежать на помощь сломя голову? Или, может быть, следует выждать некоторое время, и детки сами разберутся? Если вы видите, что ситуация не угрожает жизненной безопасности ребенка, досчитайте до десяти, прежде чем идти на подмогу. Возможно, вашему малышу требуется больше доверия.

4. Когда карапуз постоянно отбирает чужие игрушки…

…и скрывается с ними в неизвестном направлении, причиной может быть стремление привлечь внимание. Вашему ребенку стало скучно, и он захотел как-то разнообразить прогулку, поиграв с мамой в догонялки

Вашему ребенку стало скучно, и он захотел как-то разнообразить прогулку, поиграв с мамой в догонялки.

Такая ситуация является сигналом, что пора переключать внимание малыша на что-то новое: порвать вместе листочки, смешать их с песком, сварить необыкновенную кашу. Дети любят подобные развлечения

В раннем возрасте понимание «свое-чужое» только формируется. Чтобы ускорить процесс, можно собрать разные вещи дома в одну кучу и, играя, разделить их на мамино, папино, бабушкино, свое. А на площадку полезно приходить со своими игрушками и личным опытом показывать, как можно устроить обмен, при котором все останутся довольны.

5. Ваш ребенок никого не пускает на качели или горку?..

…Попытайтесь разобраться, какую потребность он пытается удовлетворить таким образом

Возможно, ему нужно внимание, или он переутомился, или не знает, как взаимодействовать с окружающими

Предложите игру – пропускаем всех по билетикам. Или отвлеките на какой-то другой объект. Помните, что дети не вредничают просто так.

От других мам в такой ситуации тоже потребуется помощь – не создавать публику для маленького упрямца.

ДЕТСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Возможная причина для конфликта: РАСТЕРЯННОСТЬ

Самые первые дни на детской площадке для малыша очень сложные, он еще совсем ничего не знает: чем можно заняться, для чего песок, почему берут его игрушки, кто тот малыш, который тянет к нему свою машинку (он хочет ею поделиться или просто хвалится своей игрушкой?). Дома он — самый главный, самый любимый, а здесь он впервые должен понять, что его отношение к людям отражается на их отношениях к нему.

Мама в помощь малышу: Будьте постоянно рядом, вместе знакомьтесь, вовлекайте кроху в игру (сначала с вами, потом с другими детьми; если необходимо, тактично защищайте интересы своего чада. На первых порах ребенок не должен быть предоставлен самому себе: правило невмешательства пока не работает. К 3−4 годам конфликты сначала улаживают сами дети, и, если у них не получается, на помощь приходят родители.

Возможная причина для конфликта: ОБЫЧНОЕ ДРУЖЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Площадка — это школа правильного поведения для малышей, и в ней очень много неопытных учеников. Они импульсивны, не терпят ограничений, не умеют находить компромиссы, придерживаться установленных правил и учитывать интересы других. Малыши не видят необходимости сохранять с другими детьми дружеские отношения. Поэтому, если один карапуз огорчил другого, толкнув или бесцеремонно позаимствовав игрушку, не удивляйтесь, если огорченный последует первобытным инстинктам, укусив, ущипнув или ударив противника по голове. Все события могут быстро сменять друг друга: пять минут плача − и снова крепкая дружба и продолжение игры.

Мама в помощь малышу: Главное правило для мам: вмешиваться в детскую игру как можно меньше. Но это не значит, что нужно оставить ребенка без внимания. Приглядывайте за детской игрой: если не происходит ничего серьезного, не вмешивайтесь. Редкие короткие потасовки и примирения наблюдайте со стороны, дайте малышам разобраться самим

Если малыш растоптал чужой куличик и получил за это совком по голове, скажите ему, что распоряжаться можно только тем, что построил сам, и поцелуйте его в больное место, долго не акцентируя внимание на инциденте. Не торопитесь подбегать к детям со своими советами

Бывает, что один ребенок пытается отнять у другого игрушку. Вы можете вмешаться и сказать: «Дай ему ведерко, не жадничай» — а он именно сейчас сам хочет слепить с помощью него пару башен. А может, вы скажете: «Нельзя отбирать у Дани ведерко, разве ты не видишь, что он сам им хочет поиграть?», а ваш малыш к этому времени совсем не возражал против того, чтобы поделиться с новым другом. Но если ваш ребенок явно не желает отдавать свою игрушку, а другой малыш настойчиво вырывает ее из рук, тогда действительно нужно встать на защиту интересов своего карапуза, сделав замечание чужому крохе: «Ай-ай-ай! Нельзя отбирать!» Конечно, драки и серьезные конфликты легче предупредить, прежде чем они разгорятся.

Быть, а не казаться

Итак, как мы выяснили, человек — существо социальное. Он умело считывает знаки окружающих и делает это почти подсознательно. Посмотри на свою походку или мимику со стороны. Что они тебе говорят? Ты уверенный в себе человек или потенциальная жертва? Алексей Маматов, специалист по самообороне, считает, что к уверенному человеку, скорее всего, не подойдут.

Но как добиться этой уверенности? Есть несколько способов, но чего не стоит делать, так это пытаться создать видимость. Вероятно, твой неуклюжий закос под альфача будет замечен сразу, особенно если это будет резонировать с конституцией твоего тела или психологией. Ответ, как быть уверенным, вытекает из этого предложения. Возможно, стоит поработать над своей ментальностью или подкачаться.

Как ни странно, но этот способ поможет тебе по двум причинам. Психологическая: тебе будет не так страшно оказаться в конфликтной ситуации, и появится больше уверенности в себе. Социальная: люди дважды подумают, прежде чем лезть к тебе, когда увидят, что ты спортивный.

Носите всегда запасные игрушки

Конечно, искать аналог каждой взятой игрушке – это чересчур, но вкинуть в сумку несколько запасных формочек, машинок и лопаток не помешает. Это просто спасительная ситуация в тех случаях, когда малышу понравилась чужая вещь, а хозяин упорно ее не дает.

Чтобы за этим отказом не последовали слезы или драка, предложите крохе аналог или переключите внимание на другую игрушку.

Может так случиться, что в конфликте задействованы несколько детей: игрушка оказалась настолько привлекательной, что каждый хочет с ней играть.

В такой ситуации проще отвлечь внимание всех детей, чтобы они оставили злополучную игрушку и переключились на какую-то совместную интересную деятельность (например, игра с мыльными пузырями, игра в мяч, строительство башни из песка и т.д.).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий