Причины заикания
Проблема заикания одна из самых древних в истории развития исследований о расстройствах речи. Ученые, начиная с Гиппократа, давали различное трактование этому явлению, но с развитием науки мнения ученых разделились. Сегодня выделяют две формы заикания: неврозоподобную и невротическую. Первая обусловлена наследственной предрасположенностью, родовыми травмами, тяжелым течением беременности, болезнями после рождения, поражениями ЦНС. Невротическая форма – это заболевание, приобретенное вследствие нервно-психического напряжения, переутомления, стресса. Например, напугала собака, фейерверк или ребенок расстроился из-за болезни близкого. Разумеется, не все дети будут заикаться после потрясения, наиболее подвержены заиканию дети со слабой нервной системой, впечатлительные и эмоционально неустойчивые. Некоторые неврологи выделяют также смешанную форму заикания.
Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причин тому может быть несколько, а чаще всего это комплекс причин, в числе которых:
- Генетическая предрасположенность. В 34% случаев заикание передается по мужской линии, так как левое полушарие у мужчин созревает позже.
- Декстрастресс (68%) – переучивание леворукого на праворукого.
- Определенный возраст ребенка с 2 до 6 лет, так как в этот период формируется речь. Ее задержка или речевые трудности могут повлечь за собой заикание.
- Особое состояние ЦНС, остаточные явления, повреждение ЦНС (резидуальная стадия).
- Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
- Наличие психической травмирующей ситуации: испуг, хронически неправильный стиль воспитания.
- Чрезмерные требования к ребенку, не соответствующие его возрасту. Например, ребенка заставляют учить много стихов или родители требуют от трехлетнего ребенка выполнять недоступные для него математические операции.
- Проблема раннего обучения иностранным языкам, тесно связанная с формами двуязычия (билигвизм).
- Информационные перегрузки нервной системы, чрезмерный просмотр телевизора, увлечение компьютерными играми.
- Семейная обусловленность. Один или несколько членов семьи заикаются, ребенок подражает взрослому.
- Нарушение коммуникации в семье.
Лечение заикания
Терапия речевых
дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском
возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений
недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они
должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические
расстройства.
Лечение делится
на несколько этапов:
- Полная
диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и
сопутствующий неврологические проблемы. - Совместная
работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются
речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения. - Реабилитация и
закрепление.
Для коррекции
используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а
также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.
Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия. Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.
Смотря какой вид
– Надежда Дмитриевна, отчего возникает заикание? Старшее поколение в качестве одной из весомых причин часто приводит испуг. Но только ли это является причиной запинок в речи?
Статья по теме
Психолог о влиянии фильмов ужасов: «Здоровые люди такое кино не смотрят»
Что касается остальных двух видов, то невротическое – это как раз та форма заикания, которая возникает на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга. Неврозоподобное – может быть следствием перинатальных патологий, тяжелых родов, проблем при вынашивании плода и во младенчестве ребенка. Они приводят к слабости тех систем, которые отвечают за артикуляцию, и в определенные периоды жизни внезапно человек может начать заикаться. Как говорят родители, заикание возникло «из неоткуда».
Причины заикания зависят от того, к какому виду относится этот дефект. При неврозоподобном в основе лежат онтогенетические уровни наследования, когда какая-то слабость артикуляционного аппарата передается по наследству и во время возрастного кризиса, заболевания, даже порой ОРЗ, даже в результате плохой адаптации в школе у ребенка начинаются проблемы с речью.
Что касается невротического заикания, то здесь в основе лежат особенности личности ребенка. Когда он тревожный, болезненно воспринимает различные стрессовые ситуации, неспокойный, грубо говоря, – невротический. Это тот тип личности, когда часто при травмирующих психику ситуациях возникает заикание.
– А заикание может пройти или остается на всю жизнь?
Статья по теме
От кого защищать? В бедах детей всегда виноваты взрослые
В зависимости от тяжести случая мы и даем прогноз. Конечно, если дефект тяжелый, то вылечить его будет сложнее, а при более легких формах нивелировать проще. Зависит успешность лечения и от причины возникновения. Если заикание невротическое, то после работы с психологом, который скорректирует личностные особенности человека, и занятий с логопедом можно избавиться от этого дефекта. Специалисты научат человека правильно дышать, контролировать свое эмоциональное состояние, справляться с волнениями и тревогами.
– Может ли произойти ухудшение состояния, когда сначала заикание было не очень сильным, а со временем запинки в речи возникают при любой ситуации?
– Да, если вовремя не начинать лечение, если человек очень тревожный и ему не удается совладать с собой, то со временем создается порочный круг, так называемая логофобия, когда человек из-за заикания начинает бояться общения. Он начинает говорить, возникает волнение, страх из-за того, что сейчас начнет заикаться, и начинает заикаться – круг замыкается
Поэтому важно начать лечение, как только заметили проблему, пока не сформировалась логофобия, избавиться от которой очень сложно
Чаще всего боязнь говорить возникает при невротических заиканиях. Неврозоподобные заикания они вялотекущие. Ребенка можно пролечить, заикание пройдет, но через некоторое время все может вернуться, потому что есть определенный так называемый резидуально-органический дефект.
Устранение заикания у детей
Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.
Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.
Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.
Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.
Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.
Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.
Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.
Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.
Как проявляется и с чего начинать
По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.
У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.
Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.
Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:
- невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
- рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
- психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
- логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.
Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).
Механизм возникновения
Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.
Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.
Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.
В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.
Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.
Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.
Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:
- тонической;
- клонической;
- смешанной.
Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.
Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.
При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.
Среди особенностей характера заик выделяют:
- робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
- слабоволие;
- высокая впечатлительность;
- смущение при посторонних;
- чрезмерное фантазирование.
Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.
Типы заикания и ранние признаки недуга
В основе всех
разновидностей заболевания лежит судорога. В момент произнесения слов
происходит спазм мускулов челюсти, языка, гортани. Такое кратковременное
влияние провоцирует многократное повторение или запинание речи ребенка.
Выделяют 2 типа
заикания:
- Клонический – во
фразах появляются «клоны», частое повторение звуков, слогов или же их
растягивание. Например, мммммама, лололололошадка - Тонический –
длинные паузы между слогами (пар…овоз, м….ама).
К судорожным
сокращениям речевого аппарата нередко присоединяются подергивания лица и даже
конечностей, как компенсаторная попытка преодолеть барьер заикания. Опасность
недуга усугубляется развитием в последующим логофобии – панической боязни
разговаривать. Если не корректировать проблемы с речью на начальных этапах, то
в старшем возрасте присоединяются психологические и социальные проблемы.
Как распознать
заикание на ранних этапах:
- Появление в речи ребенка многократных повторов слов.
- Вытягивание звуков.
- Резкое изменение громкости речи.
- Избегание общения.
- Напряженность мускулов шеи, губ, лица.
Особенно стоит
обратить внимание если проблемы с речью у малыша начинаются во время волнения
или появляются запинки в начале слов или предложений. Факт: Нередко
заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических
поражениях мозжечка (атаксия)
Такая речь отличается отрывистостью, паузами
между слогами, а также «проглатыванием» звуков
Факт: Нередко
заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических
поражениях мозжечка (атаксия). Такая речь отличается отрывистостью, паузами
между слогами, а также «проглатыванием» звуков.
Методы коррекции
Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.
Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:
рефлексотерапевт
Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их
В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.
Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.
Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.