Игры для неговорящих детей

На! Дай!

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.

Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру. Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи – это неотъемлемая часть развития речи

Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Что может вызвать проблемы с речью?

Условно причины возникновения подобных проблем можно разделить на физиологические, социальные и психологические.

В первом случае речь идет о различных проблемах с протеканием беременности (болезни матери, инфекции, гестоз, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), сложностями в родах (обвитие пуповиной, использование щипцов, стремительные роды, использование родовой стимуляции, родовые травмы ребенка).

Но не всегда причина отклонений или отставания кроется в этом. Зачастую играют роль психологический фактор и так называемая социальная запущенность. Поэтому стоит более подробно рассмотреть все аспекты, которые могут вызвать проблемы с развитием ребенка в будущем.

Физиологические причины отставания речи (как результат сложной беременности или родов):

  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц;
  • заболевания органов слуха, тугоухость;
  • аномалии в развитии органов артикуляции (нёба, языка, губ);
  • патологии развития мозга и нервной системы — неврологические заболевания;
  • наследственные болезни;
  • психические расстройства (в частности аутизм).

Психологические причины речевых проблем ребенка:

  • сильный испуг;
  • нервная, напряженная обстановка в семье, частые сильные скандалы;
  • неполная семья;
  • неродная семья (или воспитание у бабушки с дедушкой, тети);
  • асоциальные родители (алкоголики, наркоманы, ведущие «свободный от морали» образ жизни).

Социальные причины:

недостаточное внимание к малышу (или полное его отсутствие) со стороны родителей;
постоянное времяпрепровождение ребенка за компьютером, телевизором, планшетом, игры в телефоне;
гиперопека со стороны взрослых (ребенку нет надобности что-то говорить – любой каприз понимается и выполняется «с полузвука»);
завышенные требования к малышу со стороны родителей, постоянные унизительные сравнения с более успешными детьми, попытки насильно научить говорить.

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ручку”, “Где ножка?” Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух ты”! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

Логопедическая артикуляционная гимнастика

Главным из органов речи является, конечно же, язык. Его гибкость и подвижность нуждаются в обязательных тренировках, иначе он не сможет качественно служить своему назначению. Хорошее звукопроизношение — одно из важнейших свойств нормально развитой речи, поэтому и язык, и губы обязаны быть сильными и достаточно гибкими.

Цели артикуляционной гимнастики — развитие языка и губ — достигаются тренировкой определённых мышц. Заниматься упражнениями следует напротив зеркала. Глядя в него, малыш наглядно видит работу собственных губ и язычка. К автоматизму в выполнении приведет лишь постоянный повтор

Внимательное отслеживание того, что делают губы и язычок, очень важно для ребенка

В результате артикуляционной гимнастики должно улучшиться произношение необходимых звуков и слов.

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка: подражаем всему, что слышим

Звукоподражание сводится к повторению ребенком за взрослым различных гласных. Например, как человек вздыхает «О-о-ох!», как кричит ослик «И-и-и!», как звучит гудок парохода «У-у-у!». После гласных переходим к согласным — лес шумит «Ш-ш-ш», комар пищит «З-з-з», ежик фырчит «Ф-ф-ф». Кроме того, пусть малыш звуками изобразит «голоса» бытовых предметов — водичка капает «кап-кап», часы идут «тик-так», молоток забивает гвозди «тук-тук».

Подражать голосам птиц и животных можно, используя игрушечные фигурки или картинки с изображениями лесных обитателей (как взрослых, так и детенышей). Попросите малыша показать, как громко квакает мама-лягушка, и как тихо — маленький лягушонок. Откройте ему иллюстрацию к сказке «Три медведя», и пусть он перечисляет, как рычит папа-медведь, мама-медведица, как пищит малыш-медвежонок.

К логоритмике относятся упражнения по повторению действий и стишков за обучающим под музыкальное сопровождение. Можно, например, поиграть в прогулку, имитируя движения. Ходим на месте, высоко поднимаем ноги и колени, размахиваем руками, «падаем в ямку» (садимся на пол) и так далее.

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

Когда речь идет о проблеме

Считается, что до 4–5 лет заниматься с логопедом смысла нет, ребенок еще может «выговориться» самостоятельно. Естественно, при условии, что он развивается нормально, воспитывается в полноценной семье, в хороших условиях.

Однако не так уж редки сегодня случаи, когда такая помощь может понадобиться крохе гораздо раньше, потому что у него прослеживаются явные проблемы с речью. Заметить это внимательные родители могут гораздо раньше 3–4 лет

Кроме того, если ребенок регулярно посещает педиатра, тот тоже обратит внимание на какие-то «звоночки»

Насторожить должны следующие признаки:

  • гуление и лепет до полугода слабо выражены, отличаются однотипностью либо не выражены вовсе;
  • ребенок до года не реагирует на звуки или речь окружающих;
  • после полутора лет пытается повторять чужие слова, не произнося собственных, не выражая свои мысли;
  • малыш в 2 года не может выполнить несложное задание (принести, показать, дать);
  • к двум годам не говорит простых слов (звукоподражания не в счет);
  • к трем годам не может соединить слова в простейшие фразы;
  • в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь (он только повторяет то, что заучил из книжки или мультика);
  • большее применение в его общении находят невербальные средства (жесты, интонации, мимика), чем слова.

Для детей 2 – 3 лет считается отклонением говорить на «тарабарском» языке, понятном лишь им самим. При этом такая речь либо слишком быстрая, либо, наоборот, слишком медленная и вялая.

Особую тревогу должны вызывать такие сигналы:

  • отставание в речевом развитии сопровождается заметным отставанием в общем развитии;
  • ребенок после года не улыбается, не стремится к общению, не реагирует на обращения взрослых;
  • малыш начал говорить, а затем внезапно речь пропала;
  • отсутствие речи или отставание сопровождается опасными признаками: была травма головы, у ребенка присутствуют неврологическое заболевание или нарушение психики, проблемы со зрением или слухом;
  • в раннем возрасте малыш переболел серьезными заболеваниями или вообще часто болел в тяжелой форме, рос ослабленным.

Все эти признаки могут прямо или косвенно указывать на разнообразные виды отставаний речевого развития:

  • различные формы патологии общего недоразвития речи (ОНР): дизартрия, афазия, дислалия, моторная или сенсорная алалия и т. д.;
  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР).

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи – это неотъемлемая часть развития речи

Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Позвеним колокольчиком.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН,  ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи. Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:Звенеть колокольчиком  можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН!  А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной! 

8.Кто что делает?(использование фотографий)

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.Материалы: для проведения этой игры необходимо попросить родителей сделать фотографии, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь). Ход игры: Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в логопедических занятиях. Эта игра первоначально проводится индивидуально, с использованием фотографий ребенка. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные.Разложите фотографии перед ребенком. Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д. В дальнейшем можно проводить такую игру в группе. Для этого следует использовать выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось на фотографиях дважды. Посмотрите, это ваши фотографии. Что это вы делаете? Найдите и покажите, кто спит. Правильно, Таня. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает. И т.д. Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия (см. словарь). Эта работа проводится индивидуально. Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

Ход занятия

Мотивация:

Педагог: К нам в гости пришла кукла Маша. Давай поздороваемся с куклой Машей. Поставь локти на стол. Ладони ровные, пальцы прямые. Сначала здороваемся правой рукой, а теперь левой рукой.

1. Д/У «Султанчики»

Педагог: Давай с Машей поиграем. Смотри, какие у Маши султанчики. Тебе нравятся, красивые? Выбирай, какой тебе нравится. Давай подуем на них. Вдохни носиком, а выдыхай через рот.

– Я дую. Ты что делаешь? (Я дую).

2. Упражнения артикуляционной гимнастики

Педагог: Посмотри, какие у Маши картинки. Кто это? (это бегемотик). Он широко открывает ротик. Давай как бегемотик откроем широко ротик (а-а-а). А это кто? (это собачка) она улыбается. Улыбнись и ты (и-и-и). А это кто? (это слон) Подражаю я слону: губы хоботком тяну (у-у-у). Кто это? (это котенок) он лакает молоко. Покажи как котенок лакает молоко.

3. Д/У «Звуковики»

Педагог: А сейчас для Маши песенки споем, а помогут нам звуковики.

– Возьми такой же звуковик. (АУ, АО, АИ, АОУИЭ)

4. Д/И «Дорожка»

Педагог: Маша приглашает нас к себе в гости. Пойдем в гости к Маше? (Да) Посмотри какая длинная дорожка. Какая дорожка? (показ руками) Я иду. Что ты делаешь? (Я иду) Топ- топ. Вот мы и пришли к Маше. Маша какой у тебя беспорядок. Давай поможем Маше.

5. К/У «Пирамидка»

Педагог: Посмотри какие колечки. Покажи самое большое, а теперь самое маленькое.

Собери пирамидку. Покажи зеленое колечко (желтое, красное)

6. Д/И «Найди маму»

Педагог: Посмотри у Маши есть картинки. Рассмотри их. Помоги детенышам найти свою маму. Покажи где корова, как мама корова зовет своего детеныша? (звукоподражание: кошка, корова, собака, коза, лошадь.)

7. Д/И «Комната Маши»

Педагог: – Как уютно в комнате у Маши.

-Посади Машу на диван. Куда ты посадил Машу?

-Возьми из корзинки цветы.

-Поставь цветы в вазу.

-Поставь табурет под стол.

8. К/У «Зонтик»

Педагог: – Какой красивый зонтик у Маши,а зонтик нам нужен когда идет дождь:

Кап, кап,

Капля медленно сперва (1)

Кап, кап, кап, кап,

Стали капли поспевать (2)

Кап, кап, кап, кап,

Капля каплю подгонять (3)

Кап, кап, кап, кап,

Зонтик поскорей раскроем

От дождя себя укроем.

-Посмотри какие необычные капельки на зонтике.

– Найди на капельке квадрат (треугольник, прямоугольник, круг)

– Что это? (это квадрат)

– Где на капельке прямоугольник?

9. К/У «Волшебная коробка»

Педагог: – Посмотри у Маши есть волшебная коробка. В ней можно рисовать. Нарисуй любую геометрическую фигуру. Какая тебе больше всего нравится?

Итог:

Педагог: – Маша для тебя приготовила сюрприз. Он в этой коробке. Найди его. Что это? (Это машина) Как гудит машина? (би-би)

– Маша очень рада, что мы помогли ей навести порядок.

-Попрощаемся с Машей. Пока Маша (жест руками)

Домашнему логопеду на заметку

На чистоте произношения зацикливаться совершенно не стоит. Незначительные дефекты речи имеют тенденцию со временем проходить сами собой. Порой они связаны с анатомическими особенностями устройства гортани, носоглотки и языка, и логопедическая гимнастика помогает не всегда. С ростом ребенка большая часть таких проблем ликвидируется автоматически.

Не следует приступать к занятиям с ребенком, если вы почему-либо не в духе и не в состоянии обеспечить легкую веселую атмосферу игры, лучше отложите это до более удачных времен. Всегда верьте в своего малыша и показывайте, как вы рады малейшему успеху. Кроме непосредственного логопедического эффекта, такие занятия способны еще больше сблизить вас и вашего кроху и подарить множество интереснейших мгновений.

Тема: «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.

Причины этого явления многообразны:

• на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС;
• далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов.

В постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка, травмы, и т.д.

К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется.

В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции речи детей возраст — от трех до пяти лет бывает упущенным .

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу.

В этом учебном году в группу для детей с недоразвитием средств языка, в которой я работаю логопедом , был зачислен ребёнок, с ярко выраженной речевой патологией в возрасте 4-х лет.

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания.  Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д

Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей

С чего начать занятия с логопедом?

Как всегда, с обследования (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), установления контакта. Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием:

  • Формирование языкового механизма (развитие собственно речи)
  • Потребности в речи
  • Формирование благоприятной микросоциальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
  • Развитие социальных навыков (ждать, одеваться и т. д.)
  • Преодоление негативизма

Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности, что им незачем учиться чему-либо. Мало того, они не получают то, что хотят, то, что любят, потому что не могут попросить, а если получают, то сразу в больших количествах. В результате этого снижается ценность: любимая игрушка или еда перестает быть таковой.

Выявляем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Стоит понять, что в данной ситуации маленький кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью, а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.

Солнышко и дождик.

Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, учить внимательно слушать речевую инструкцию.

Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер – общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик – обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка, или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальтеЭто наш домик (или наши домики) – будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая – светит солнышко. Идем гулять!Выходите из домика наружу и гуляете по комнате. Можно попрыгать, потанцевать – дети повторяют движения за педагогом.Вдруг набежала туча, закрыла солнышко – сейчас начнется дождик! Бежим скорее домой, спрячемся от дождика! Затем предложите малышам «выглянуть  в окошко».Посмотрите, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!Игра продолжается. Следите за тем, чтобы для игры было достаточно места, чтобы дети не толкались, когда спешат в домики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий