Учим ребёнка ходить: почему не надо торопиться

Критика: тщательно просеиваем каждое замечание

Родители, которые видят своего кроху не просто каждый день, а буквально каждую минуту, замечают то, как он взрослеет. Еще на прошлой неделе он не мог сам слезть с дивана, а сегодня уже делает это без труда. Пару недель назад боялся отпустить мамину руку, а вчера начал делать уверенные шаги. Мама и папа гордятся им и радуются новым успехам, пока…

Пока кто-нибудь не сделает критическое замечание и не даст понять, что радоваться в общем-то нечему. Что мы имеем в виду?

  • «Твой все еще, что ли, пюре из банки ест? Я своему уже с 10 месяцев пельмени варю: вот так уплетает!» — говорит соседка, заставляя чувствовать маму именинника несколько отсталой от жизни.
  • «Сколько-сколько она у тебя весит? 13 кг? Перебор! Толстая вырастет!» — заявляет вечно худеющая старшая сестра, которая почему-то не поинтересовалась ростом ребенка.
  • «Машенька, вы все еще спите в подгузнике? Он у тебя никогда не научится ходить на горшок, если ты так все сама запустишь!» — хватается за голову бабушка.
  • «Как это вы не ходите на развивашки? Мы уже с 11 месяцев ходим на лепку, танцы и записались на английский! Нужно заниматься ранним развитием, если хочешь вырастить целеустремленную личность!» — подливает масла в огонь подруга.
  • «Ирочка, а почему он не говорит-то ничего? Вот ты в год уже стихи читала!» — говорит тетя, упуская тот момент, что Ирочке был не просто год, а год и 11 месяцев. И не то, чтобы читала стихи, а просто называла последнее слово в строчке.

Как помочь ребёнку и научить его ходить без опоры: советы психологов

Сформировать у ребёнка навык самостоятельного хождения поможет правильное поведение родителей. Если малыш вообще не хочет передвигаться без поддержки, а врачи не выявили у него отклонений, не стоит волноваться. Ведь в этом вопросе норма индивидуальна для каждого. Не спешите, не ругайтесь, не заставляйте, а лучше обеспечьте правильное физическое и эмоциональное развитие, попробуйте научить ходить, используя советы психологов.

  1. Подражание и любопытство свойственны детям. Стоит этим воспользоваться. Заинтересуйте карапуза, пусть он захочет встать и пойти, чтобы дотянуться до красивой и яркой игрушки. Ищите возможности чаще бывать с ним в кругу сверстников или более взрослых малышей, которые уже хорошо ходят и даже бегают.
  2. Не лишайте кроху самостоятельности и обеспечьте свободу передвижений. Да, вам спокойнее от того, что он во время прогулки сидит в коляске. Но это только помешает ему научиться ходить.
  3. Не пытайтесь ограничить его от падений и не паникуйте, если это случится. Без ошибок ничему нельзя научиться.
  4. Не злоупотребляйте ходунками. Часто ребёнок просто ленится передвигаться без поддержки, поскольку ему и так удобно: не нужно напрягать мышцы, чтобы подойти и взять то, что хочется.

Если заинтересовать малыша, это поможет спровоцировать его встать и сделать хотя бы 2–3 первых шага

Как поступить, если малыш вдруг начал бояться ходить

Некоторые дети, сделав первые шаги вовремя, неожиданно начинают испытывать страх перед самостоятельным передвижением

Что же делать родителям в такой ситуации? Психологи советуют не паниковать и не акцентировать внимание ребёнка на проблеме. Не нужно принуждать его, но можно помочь справиться с боязнью

Главное — успокоиться, не ругать малыша, не показывать ему собственную тревогу, так как это может спровоцировать неуверенность в своих силах.
Важно уделять достаточно времени физическому развитию крохи.
Побуждайте карапуза к ходьбе, заинтересуйте его игрой или чем-то другим, что заставит сделать шаги без поддержки. Старайтесь создать положительное эмоциональное поле вокруг проблемной темы.
Если часто водит малыша на прогулку в компании сверстников, это поможет победить его страх.

Жадничает

7

Вроде бы и всё хорошо, но при переходе на новый вид деятельности, когда нужно отдавать пособия, ребёнок громко рыдает / вариант — закатывает истерики (ложится на пол и кричит). Часто такое случается, если у малыша есть старшие братишки-сестрёнки, котрые забирают игрушки, и малыш уже научился, что если взял игрушку, её надо крепко держать, никому не отдавать, а если отбирают, то громко кричать, чтобы привлечь внимание, и тогда придёт мама и игрушку отдаст. . На занятиях игрушки и пособия насильно никто не забирает  Если малыш не отдаёт ни в какую, то пособие преподаватель оставит у малыша, и приберёт, когда ребёнок переключится на другую игру

А опыт этот будет очень ценным: малыш увидит, что если отдать одну игрушку, взамен обычно дают что-то другое, интересное. И потихонечку идея любую вещь отстаивать и ни за что не отдавать уходит, ребёнок сможет и поделиться со сверстниками. 
 

На занятиях игрушки и пособия насильно никто не забирает  Если малыш не отдаёт ни в какую, то пособие преподаватель оставит у малыша, и приберёт, когда ребёнок переключится на другую игру. А опыт этот будет очень ценным: малыш увидит, что если отдать одну игрушку, взамен обычно дают что-то другое, интересное. И потихонечку идея любую вещь отстаивать и ни за что не отдавать уходит, ребёнок сможет и поделиться со сверстниками. 
 

Оценка физического развития: все ли хорошо?

Обычно врач оценивает рост, вес, размеры окружностей головы и груди по центильным таблицам. Что означает коридор, в который попал малыш? Это означает то, какой процент детей имеет такие же показатели физического развития, как и он. То есть, у ребенка могут быть средние показатели, выше или ниже среднего, высокие или низкие, атипично высокие и атипично низкие. Последние два показателя — это повод для более детального обследования малыша.

Далее очень важно оценить гармоничность развития ребенка. То есть то, как антропометрические показатели соотносятся между собой

Например, вес может соответствовать росту. Или же вес слишком большой для данного роста, или слишком маленький. Или же окружность головы слишком мала по отношению к росту и окружности груди. А может быть, ребенок чуть-чуть худенький, или немного полноват. Варианты разные.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев.Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения,а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример.Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой.Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Вождение ребенка за ручки: помогает ли оно быстрее начать ходить?

В среднем ребенок начинает самостоятельно делать первые шаги без опоры в возрасте года. Некоторые дети могут значительно, с точки зрения родителей, отклоняться от нормы, и начинать ходить в 9 месяцев или же предпочитать ползать до года и 3 месяцев. Все это — норма, но порой так хочется, чтобы малыш пошел раньше всех или же наконец принял вертикальное положение, чтобы перестать отставать от сверстников.

Среднестатистический малыш начинает пытаться вставать и потихоньку осваивать ходьбу в возрасте 8 месяцев. Но это — еще не начало самостоятельного хождения, а только подготовительный этап. На этой стадии ребенок пока не может полностью поддерживать равновесие тела и баланс, его костно-мышечная система и головной мозг еще недостаточно развиты. Им нужна тренировка с поддержкой, и дети сами обеспечивают себе такие упражнения, опираясь на обе руки.

Первые тренировки «прямостояния» у опоры способствуют формированию мышечного каркаса спины, ног, и умению балансировать. Постепенно ребенок начинает стоять прямо, потихоньку передвигаться с опорой на ноги, нагрузка на руки снижается, и поддержка становится нужна только для сохранения равновесия. Это — второй этап подготовки к самостоятельной ходьбе.

Как можно ускорить развитие ребенка и не навредить? Самое главное — не заменять самостоятельную поддержку тела, снижая нагрузку, то есть не водить за ручки, вытягивая малыша вверх. Если ходьба возможна только, когда родители тянут ребенка за руки, то он еще не готов. Такая «помощь» только снизит темпы готовность к самостоятельной ходьбе: опорно-двигательный аппарат ребенка будет испытывать ненужные перегрузки, и с высокой вероятностью ребенок станет постоянным пациентом ортопеда.

В каком возрасте дети начинают ходить самостоятельно

Врачи считают нормальным, если в промежуток 9–18 месяцев дети начинают ходить. Процесс индивидуален для каждого, поэтому не совсем корректно называть точный возраст. Но есть факторы, от которых зависит когда ребёнок порадует маму и папу первыми самостоятельными шагами.

  1. Наследственность. Обычно у родителей, которые сами пошли в годик или в более младшем возрасте, дети также начинают ходить самостоятельно раньше сверстников.
  2. Телосложение. Упитанный ребёнок позже начинает двигательную активность (встаёт на ножки, переворачивается, садится, самостоятельно ходит) по сравнению с худенькими детьми такого же возраста.
  3. Пол малыша. Чаще всего мальчики осваивают ходьбу позже девочек.
  4. Склад характера. Непоседа стремится больше узнать об окружающем мире, поэтому и ходить без помощи взрослых часто начинает раньше, чем спокойные сверстники. Уравновешенные дети-созерцатели осторожнее подходят к этому процессу, поэтому позже осваивают навыки самостоятельного передвижения.

Обеспокоенность родителей по поводу того, что малыш в 12, 14 или 15 месяцев ещё не ходит, понятна. Но всеми силами пытаться заставить ребёнка сделать первые шаги без поддержки — ошибочный путь. Когда придёт время, он и сам научится. Важнее обеспечить нормальное физическое и эмоциональное развитие и, конечно, выяснить причину того, почему он не стремится пойти самостоятельно.

Комплекс упражнений для обучения детей ходьбе

Чтобы учить ребенка ходить правильно – так, как советую педиатры, необходимо выполнять упражнения на укрепление мышц спины, ног, пресса и плечевого пояса.

Укрепление мышц спины и ног.

1. Подъемы.

Ребенок должен с вашей помощью встать из положения лежа на животе в положение стоя, т. е. вертикально.

  • Для этого, удерживая малыша за кисти рук, отведите его руки в стороны, немного приподнимая грудную клетку.
  • Затем — вверх к голове, прижимая к ушам.
  • Начинайте слегка уводить руки за голову, продолжая при этом вытягивать их.
  • Ребенок вслед за руками поднимает голову, затем встает на колени.
  • Потом ставит одну ногу на стопу.
  • Далее, опираясь на нее, встает на обе ноги, полностью выпрямляясь при этом.
  • Комментируйте упражнение: «Поднимай ручки, тянись», «Вставай на коленочки», «Вставай на ножки».

2. Наклоны вперед.

Ребенку необходимо будет совершать с вашей помощью наклоны вперед и и выпрямлять корпус за счет мышц спины.
Поставьте малыша на твердую поверхность, прижимая его спиной к себе и удерживая двумя руками.
При этом одна ладонь фиксирует его ноги в области бедер, чуть выше коленных суставов, удерживая их в прямом положении.
Ладонью второй руки придерживайте его корпус в области живота

Положите на стол перед ребенком яркую игрушку или любой другой привлекающий внимание предмет. Слегка наклоните ребенка вперед, побуждая его наклониться к игрушке, не сгибая при этом ноги

Затем слегка потяните на себя, давая понять, что ему надо выпрямиться.
Комментируйте упражнение: «Наклонись, достань игрушку», «Выпрямляйся, молодец!»

3. Приседания с вытягиванием.

  • Ребенку с вашей помощью нужно будет сначала сделать приседание, а затем вытянуться вверх, подняв руки.
  • Встаньте напротив друг друга.
  • Возьмите ребенка за руки и присядьте вместе с ним на корточки, разводя колени немного в стороны.
  • Затем вам и малышу необходимо встать.
  • Когда ваш кроха полностью выпрямится, поднимите его руки вверх к голове, также вытягивая их.
  • При этом ребенок должен подняться на носки.
  • Комментируйте упражнение: «Сели, мы стали маленькими», «Встали, потянулись, мы стали большими».

Укрепление мышц спины, пресса и плечевого пояса.

4. Шаги на руках.

  • Ваш малыш лежит на животе.
  • Предварительно подстелите ему под живот плотно скрученный валик диаметром 20-25 см.
  • Корпус малыша должен быть слегка приподнят так, чтобы выпрямленные руки опирались о пол или другую твердую поверхность.
  • Возьмите ребенка за ножки, обхватывая их в области голеней.
  • Покачайте его немного вперед и назад, побуждая тем самым сделать несколько шагов на руках.
  • В дальнейшем количество движений руками должно увеличиваться.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, идем на руках».

5. Катание на мяче (валике).

  • Посадите ребенка на мяч, а сами встаньте у него за спиной.
  • Можно также использовать валик диаметром не менее 20 см.
  • Удерживая ребенка за широко расставленные руки, наклоните его немного назад, чтобы мяч или валик прокатились бы вперед.
  • Руки малыша при этом необходимо соединить перед грудью, продолжая крепко удерживать их.
  • Во время раскачиваний кроха будет напрягать пресс и спину, стараясь сохранить равновесие.
  • Следите за тем, чтобы ножки малыша не запрокидывались вверх.
  • После освоения этого упражнения, чтобы ребенок начал ходить, можно переходить к более сложной поддержке.
  • Стоя за спиной у ребенка, удерживайте его двумя руками за таз и бедра.
  • Также можно выполнять раскачивания в стороны и по кругу.
  • Упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
  • Комментарии: «Держись!», «Качаемся вперед-назад (влево-вправо)».

6. Ходьба на ходулях.

  • Поставьте ребенка ножками на свои стопы.
  • Он должен быть повернут лицом вперед, а спиной слегка опираться на ваши ноги.
  • Удерживайте малыша за кисти рук, плечи или под мышками.
  • Выполняйте неширокие шаги вперед, переставляя свои ноги вместе с ножками малыша.
  • Когда ваш кроха подрастет и будет увереннее стоять на ногах, можно уже не ставить его себе на ноги, а использовать две палочки или трости, за которые будет держаться ребенок.
  • Комментируйте упражнение: «Шагаем», «Идем».

7. Ходьба с палочкой (обручем).

  • Поставьте малыша перед собой.
  • Встаньте лицом к лицу.
  • Дайте ему в руки палочку или обруч, удерживая их своими руками.
  • Немного потяните на себя, побуждая ребенка сделать несколько шагов.
  • Не отходите далеко: нужно, чтобы вы смогли подхватить его в случае падения.
  • Следите за тем, чтобы малыш не наклонялся вперед и не прогибал спину.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, шагаем», «Держись, идем».

В этом видео показаны самые эффективные упражнения, как научить ребенка ходить самому:

Правильная помощь ребенку при ходьбе

Несмотря на то, что родители не должны никак торопить малыша в вопросах освоения ходьбы, оказать помощь они ему все-таки могут. Вся суть в постановке вопроса: правильно думать не о том, как малыша научить ходить, а о том, как стимулировать его к самостоятельным попыткам.

Как научиться правильно падать

Если появились уже первые попытки ходьбы вперед, важно поддерживать малыша за туловище, в районе подмышек. Так как правильно научить ребенка ходить самостоятельно можно только с такой поддержкой

В этом случае грудничок может выставлять ручки вперед при падении. Этому нужно учить, иначе лоб будет биться многократно. Падение назад, как правило, сводится к приземлению на попу. Это неопасно, учитывая рост малышей, к тому же у современных детей есть дополнительная амортизационная система в виде одноразового подгузника.

Влияние негативного опыта

Некоторые родители полагают, что, если они раньше отдадут ребенка в школу, это научит его справляться с трудностями, станет для него стимулом «тянуться» за старшими одноклассниками. На самом деле, ребенку в шестилетнем возрасте, если он не готов учиться, в школе приходится сталкиваться с такими проблемами, которые он, часто не знает, как решить. Ему приходится делать то, к чему он еще не способен, справляться с критикой учителя, оправдывать ожидания родителей. В случае неудачи дети чувствуют себя хуже, чем другие, их самооценка снижается. На фоне этих отрицательных эмоций, интерес к учебе пропадает, ребенок все чаще отказывается ходить школу, делать уроки.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Как помочь:

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание

В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.

Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае — оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.

Почему ребёнок не хочет ходить: причины — таблица

ПричинаОписание
Серьёзные заболевания (самая опасная)
  • недостаточное развитие моторных навыков;
  • мышечная дистония или гипертонус мышц;
  • другие заболевания.

В этом случае позже проявляются и другие двигательные навыки.

Слабость мышц (самая распространённая)Мышцы недостаточно развиты, чтобы удерживать малыша в вертикальном состоянии без поддержки.
Боязнь паденияЕсли нет заболеваний, мышцы крепкие, то ребёнок просто боится упасть. Причиной страха может быть неудачный первый опыт.
ЛеньНекоторым детям проще топать, ухватившись за мамину руку. Также есть приспособления для малышей, например, ходунки, в которых легче передвигаться, чем ходить ножками. И дети этим часто пользуются.

Упражнения, помогающие освоить ползание

После того, как ребенок научился хорошо совершать перевороты со спины на животик и обратно, он начнет на короткое время подниматься предплечьями, именно в этом момент можно начать выполнение некоторых упражнений, способствующих началу ползания.

Упражнение на мяче

Такое упражнение отлично развивает детские спинные мышцы и даже способствуют облегчению колик у малышей (в том случае, если они спустя 3 месяца не прекратились). Малыша кладем на мяч животом и придерживаем в области подмышек. Если мяч плавно покачивать вперед и назад, ребенок будет учиться выгибать спину, напрягая при этом важные мышцы для ползания.

Упражнения для ручек

Эти упражнения помогут укрепить мышцы ручек и спинки. Малыш лежит на спинке, при этом мама должна взять его за ручки так, чтобы он поймал ее большой палец. Затем мама должна плавно поднимать ручки малыша наверх и опускать их. Хорошо будет, если разводить ручки в стороны, а затем скрещивать их у груди малыша. Лишь после этого нужно попробовать не спеша приподнять его за руки (примерно до образования угла в 45°С) и затем медленно опустить его.

Упражнение с переворотами

Эта гимнастика поможет освоить переворачивание, если малыш не может делать это уверенно. Маме нужно положить свой большой палец в ладонь ребенку и крепко держать его кисть. После этого направить корпус малыша на переворачивание. При этом маме нужно держать его левую ногу, помогая повернуть область таза.

Упражнение «поза лягушки»

Ребенок лежит на спинке, а мама должна взять его ножки за голени и начать медленно и плавно переводить их в согнутое состояние, как у лягушки, а затем медленно их разогнуть. После этого нужно перевернуть малыша на живот и сделать то же самое, только дополнительно дать ему самому попробовать оттолкнуться от маминых рук и пододвинуться вперед.

Watch this video on YouTube

Главное требование при выполнении этих упражнений – это спокойное, плавное и ласковое обращение с ребенком. Это поможет сохранить его положительный эмоциональный настрой и сформировать благоприятное отношение к такой гимнастике.

Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:

Родовая травма

Одним из дефектов является младенческая расщелина позвоночника, при которой позвонки не полностью охватывают сырые нервы. При травме шейного отдела существует ряд неприятностей

Такой ребенок имеет проблемы с успеваемостью, страдает плохой памятью, ему тяжело сконцентрировать свое внимание на предмете. Эта самая расщелина и вызывает потребность ходить на носочках

Доктор Никонов

Мое мнение: на походку ребенка влияют только мышцы. Если мышцы растягиваются до нормы, то какие бы травмы позвоночника не были, ребенок ходил бы правильно. Расщелина уже была внутриутробно и организм ребенка, чтобы родиться живим, “укрепил” мышцы отеком. Отек в мышцах не дает возможности сдвинуть кости позвоночника ребенка. В противном случае, кости позвоночника разошлись бы во время родов.

Делая воздействие на мышцы методом Никонова детям, которые ходят на носочках, я заметил, что диагнозы, которые ставят неврологи, не влияют на восстановительный процесс в мышцах.

Гипертонус мышц

Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение и расслабление различных мышц.

Неврологи и ортопеды считают, что контролирует силу напряжения и расслабления центральная нервная система. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Когда в мышцах осуществляется большое напряжение, то возникает гипертонус мышц, который, с точки зрения неврологов, диагностируется по следующим признакам:

  1. Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях.
  2. Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и повернуты ладонью вниз в предплечьях.
  3. При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей.

Доктор Никонов

Мое мнение: мышцы в гипертонусе находятся в позе эмбриона для того, чтобы ребенок мог развиваться нормально до периода рождения. Гипертонус – это обычное и нормальное состояние мышц плода в утробе матери. Если же он исчезает, ребенок выпрямляется из позы эмбриона, встает, и, отталкиваясь от стенки матки ножками, рождается недоношенным.

После рождения ребенка данное состояние мышц полностью исчезает к шести месяцам.

Педиатры и детские неврологи не знают о мышечном отеке, наедающем мышцам свободно двигаться продолжают считать, что проблема в физическом отставании детей в гипертонусе (которого нет). В результате ребенок как ходил, так и будет ходить на цыпочках.

Пирамидальная недостаточность

Детские неврологи: пирамидальная недостаточность названа так из-за того, что клетки ствола головного мозга имеют пирамидальное строение. Нарушение приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, а именно, мышц стопы и икр. О наличии данного диагноза судят по таким признакам:

  • Запрокидывание головы.
  • Дрожание подбородка.
  • Тремор рук, неспособность хватать и удерживать предметы.

У ребенка замедляется физическое развитие, он позже начинает садиться и вставать.

Доктор Никонов

Мое мнение: хождение – это акт работы мышц. Если мышцы полностью растягиваются, то ребенок ходит правильно. Если какая-то группа мышц растягивается не полностью, то ребенок будет ходить на носочках вынужденно, чтобы не вызвать болевое ощущение от растягивания отекшей мышцы.

https://youtube.com/watch?v=PCPjFBRpuHA

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Энцефалопатия

Неврологи считают, что при диагнозе энцефалопатия дети ходят на носочках, объясняя их походку гипертонусом, который возникает из-за проблем в головном мозге.

Доктор Никонов

Мое мнение: при энцефалопатии нет анатомических изменений в головном мозге ни при обследовании УЗИ, ни при обследовании МРТ. В мышцах стоп имеется отек, который, при постановке ноги на полную ступню вызывает боль. Поэтому ребенок вынужден ходить на носочках.

Деформация ступней

Детские неврологи: одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, трудно поддающаяся лечению, – врожденная плоско-вальгусная стопа с вертикально расположенной таранной костью («стопа-качалка”). В основе этой патологии лежат нарушения взаиморасположения таранной, пяточной и ладьевидной костей. У детских неврологов и ортопедов нет мнения по поводу причин возникновения этой патологии.

Доктор Никонов

Мое мнение: начинаю убирать отек из мышц спины и голени – походка на носочках постепенно исчезает. Ребенок полностью встает на ступню во время хождения или бега.

К деформациям стоп относят: идиопатическую ходьбу на носках, “конскую стопу”.

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Подведение итогов: памятка мамам и папам

Помощь родителей весьма важна для малютки в этом сложном для него процессе. Но она заключается не только в тренировке специальных упражнений, но и в обеспечении безопасности вокруг.

Данные правила помогут родителям все сделать правильно:

Прежде всего, нужно обезопасить ребенка физически и психологически. Сильно упав и ударившись, малыш может испугаться и отказываться учиться ходить еще продолжительное время. Если малыш упал на ровном месте, не пугайтесь. Маленький вес и небольшой рост способствуют отсутствию негативных последствий падения. Не вскрикивайте, не бросайтесь сию минуту на помощь, не делайте испуганные глаза, — своим поведением вы можете испугать малыша, показав, что с ним произошло нечто ужасное. Попросите малыша подняться самому

Поднимаясь на ноги, малыш укрепляет мышцы рук, ног, спины, развивает равновесие и координацию движений.
Однако, меры предосторожности стоит принять заранее. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился об острые углы мебели, не споткнулся о пороги и другие препятствия на полу, не прищемил дверью пальчики, не упал с лестницы. Особо опасные места следует перегородить и никогда не расслабляться

С начинающим ходить ребенком нужно быть все время начеку. Учитывайте, что у вашего малыша появились новые навыки, а значит, улучшился обзор и возможности доступа к новым ранее недосягаемым местам. Поставьте заглушки на розетки, уберите наверх опасные предметы, убедитесь, что на уровне ребенка нет лекарств, косметики и бытовой химии.
Не стремитесь быстрее поставить ребенка на ноги, если он быстро и с удовольствием ползает. Ползание укрепляет мышцы спины и ног и готовит ребенка к прямохождению. Если его опорно-двигательный аппарат пока не готов к нагрузке, торопить события некуда.

Особо опасные места следует перегородить и никогда не расслабляться. С начинающим ходить ребенком нужно быть все время начеку. Учитывайте, что у вашего малыша появились новые навыки, а значит, улучшился обзор и возможности доступа к новым ранее недосягаемым местам. Поставьте заглушки на розетки, уберите наверх опасные предметы, убедитесь, что на уровне ребенка нет лекарств, косметики и бытовой химии.
Не стремитесь быстрее поставить ребенка на ноги, если он быстро и с удовольствием ползает. Ползание укрепляет мышцы спины и ног и готовит ребенка к прямохождению. Если его опорно-двигательный аппарат пока не готов к нагрузке, торопить события некуда.

  • Если малыш ходит с вашей поддержкой, пытайтесь создать ему стимул, окружите новыми интересными вещами, к которым малышу захотелось бы подойти.
  • Не ставьте ребенка в ходунки. Ортопеды крайне негативно относятся к этому устройству, справедливо полагая, что ходунки не способны выработать у ребенка чувство равновесия и правильную постановку стопы и позвоночника, ведь нагрузка в ходунках распределяется совершенно другим образом и больше тормозит процесс обучения, чем ускоряет его.
  • Не стоит забывать о гимнастике, массаже, йоге для малышей, плавании и прочих физических упражнений, которые укрепляют мышцы и тело ребенка и готовят его к предстоящим нагрузкам.
  • Не стоит увлекаться обучением ребенка ходьбе, придерживая кроху под руки. Нужно следить за тем, что корпус ребенка не был искривлен в какую-либо сторону либо наклонен вперед. Постоянное неровное положение тела может привести к искривлению позвоночника.
  • И главное, помнить, что мы можем лишь помочь крошке, когда он готов сделать первый шаг, но мы не может научиться ходить за него. Малыш обязательно пойдет, просто дайте ему еще немного времени.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

Он замечательный и хороший, и не так уж важно, пойдет он самостоятельно в 10 месяцев или в полтора года

Все, что требуется от вас как родителя для ускорения этого процесса – обеспечить безопасную и комфортную обстановку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий