Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Психолого- педагогические особенности коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР

Проблемой оказания помощи детям с трудностями в обучении педагоги занимаются
многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции,
педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. – все эти органи-зационные
формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим
возможностям учащихся. Заметим, что указанные формы, кроме классов выравнивания,
создавались в основном на II ступени обучения, начиная с 5 класса.
Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы,
разделы типа “Как учить учиться”, “Как подготовиться
к контрольной работе”, сокращались курсы математики, физики, но
значительного повышения эффективности в приобретении знаний, особенно
у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обучении, не происходило.
Предпринятые в 1991-1993 гг. опросы учителей, работающих в классах компенсирующего
обучения, показали, что педагоги не удовлетворены своим трудом: они
не знают психологических особенностей детей; только медицинская диагностика
не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие
методы работы; отсутствуют специальные методики, новые технологии, а
удачные находки, как правило, мало внедряются в школьную практику.
Все это привело к тому, что многие школы сохраняли и со-храняют такие
классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993-1995 гг. в
общеобразовательных школах Москвы, по данным МКО, компенсирующее обучение
продолжали вести из 525 учреждений лишь 48.
Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связанные с
новыми приоритетами социального развития общества, также имели негативные
последствия. В результате объективно по-ложительного фактора – развития
гимназий, лицеев – происходит отток наиболее способных школьников в
эти учебные заведения. В то же время наблюдается наплыв учащихся с проблемами
психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого)
в массовую школу, вследствие чего она превратилась в полифункциональную:
обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) и в психокоррекционную,
оздоровительную (со-вершенно новые функции).
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и
дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения
могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это,
в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических,
психосо-матических расстройств, как последствий отрицательных. эмоций,
и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной
неадекватной компенсацией неуспеваемости.
Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого
образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной
коррекциионно – развивающей работы
, основанной на результатах комплексной
агностики и новых научно обоснованных организационных методических формах
деятельности.
Система коррекционно – развивающего обучения – форма дифференциации
образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи
детям с трудностями в учении и в адаптации к школе.
Эта форма дифференциации
возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного
процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-
развивающего обучения. Последние позволяют обеспечить оптимальные педагогические
условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом
и нервно-психическом здоровье. Именно этих классах возможно последовательное
взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего,
учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью

Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина – неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру. При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Виды ЗПР

Основываясь на причинах возникновения задержки психического развития, выделяют несколько ее видов:

Задержка психического развития конституционального происхождения. Дети этой категории отличаются одновременной незрелостью физического, (маленький рост и вес), и психического развития, отличаются инфантильностью, обращают на себя внимание с первых дней в школе своим любопытством к происходящему. Они довольно быстро находят друзей, пользуются уважением и любовью из-за кроткого и уживчивого нрава

Настроение у такого ребенка в основном всегда положительное, он ласков, приветлив. На уроках обычно непоседлив, много разговаривает, не умеет концентрировать внимание, постоянно опаздывает, неорганизованн, поэтому страдает успеваемость. В силу несформированности мыслительных операций дети имеют малый запас знаний об окружающей среде.

Задержка психического развития соматогенного происхождения. Дети данной группы рождаются здоровыми, без наследственных патологий. ЗПР возникает в результате перенесенных заболеваний и травм в раннем детстве, которые оказывают влияние на развитие функций мозга. Минимальная мозговая дисфункция ведет к состоянию психического инфантилизма и астении при достаточной сохранности интеллекта. Эти дети в школе имеют трудности с адаптацией, постоянно хнычут, скучают по родителям, отличаются беспомощностью, безынициативностью, бездеятельностью, пассивностью, у них отсутствует мотивация к обучению, быстро утомляются, отказываются отвечать на вопросы, неорганизованны. Их поступки часто нелепы, они часто болеют, пропускают занятия, отказываются работать, критичны к трудностям и неуспеху, вследствие чего очень глубоко переживают неудачи.

Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети здоровы и имеют нормальное физическое развитие. Структура их нарушения связана с социально-психологическим фактором, например, дети, воспитывающиеся в детском доме, или в неблагополучной семье в ситуации безнадзорности. В первую очередь у них страдает эмоциональная сфера, без материнского тепла и при однообразии социальных контактов возникает задержка психического развития и, как следствие, интеллектуального. Социальная обстановка является психотравмирующим фактором, ведущим к педагогической запущенности. Эти дети также инфантильны, повышено тревожны, пассивны, несамостоятельны, забиты. У них отмечается недоразвитость анализирующей деятельности, они не разграничивают плохое от хорошего, существующее от несуществующего. Нарушен интеллект, словарный запас скуден, отсутствуют обобщения. В поведении проявляется повышенная агрессивность, индивидуализм, необъективность суждений, в отдельных случаях, наоборот, приспособленчество, покорность.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. В этом случае ЗПР связана локальными органическими пражениями мозга вследствие патологии во время беременности, родовой травмы или инфекционных заболеваний на первом году жизни. У таких детей присутствует церебральная недостаточность, астения, приводящие к снижению работоспособности, памяти, концентрации внимания, что влечет неуспеваемость в школе к концу первого года обучения. Дети характеризуются примитивностью мышления, сниженными эмоциональными реакциями, несамостоятельностью, повышенной внушаемостью, снижением мотивации и пресыщаемостью, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, не соотносят понятия «хочу» и «надо». Такие дети или чрезмерно возбудимы, что вызывает частые конфликты, агрессию, раздражительность, рукоприкладство, или заторможены, в результате чего – пассивны, вялы, плаксивы, медлительны, тревожны и пугливы.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление
педагогической системы коррекционно – развивающего обучения детей, испытывающих
трудности в освое-нии учебных программ, в адаптации к школе и социальному
окружению.
По данным МО РФ (1997), среди детей, поступающих в первый класс, свыше
60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической
дезаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах
детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической
сферы.
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной
школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув
30% и более. По данным меди-цинской статистики, ухудшение состояния
здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 1994г. здоровыми были признаны
лишь 15% детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей
их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни
приводит к резкому ухудшению соматического и психонев-рологического
здоровья ослабленного ребенка.

Особенности учебной деятельности детей с ЗПР

Дети с ЗПР в учебе отличаются от детей с диагнозом умственной отсталости. Они способны решать такие же задачи на интеллект и практически задачи, как и здоровые дети такого же возраста. Они могут понять простую задачу, а также понимают сюжеты изображений. Но познавательная активность находится на низком уровне. Они быстро устают в процессе учебы, потому отметки таких детей часто низкие.

Когда ребенок утомляется, он не может дальше учиться, усваивать материал, который дает воспитатель/учитель. Они не могут запомнить, какие условия задачи даны, не могут запомнить текст, который читается вслух и т. д. В письменных работах могут наблюдаться нелепые ошибки. Решение задачи часто такие дети подменяют механической манипуляцией с цифровыми данными. Больные не имеют достаточно широких представлений о мире. В учебе у таких детей должна преобладать игровая мотивация, чтобы учебный процесс был достаточно эффективным.

Педагогом могут быть не замечены такие особенности при начале обучения ребенка с ЗПР в обычной школе:

  • слабая память
  • неумение обобщать и сравнивать
  • неспособность к анализу и синтезу
  • сниженная мыслительная активность

На некоторых этапах обучения можно применить меры, которые помогут ребенку стать более успешным в школе (такое бывает в случаях, когда ЗПР еще не обнаружена, и ребенка считают отстающим в учебе):

  • карточки для сосредоточения на теме урока
  • наглядные дидактические пособия
  • повторение материала
  • объяснения заново неусвоенного материала
  • дополнительные задания и пр.

Из рабочего состояния и психологической гармонии ребенка могут выбить сложные задания учителя, заданный большой объем работы. Часто переход больного ребенка от активного состояния к пассивному нельзя объяснить внешними причинами.

Многие интеллектуальные и личностные качества у ребенка с рассматриваемым диагнозом находятся на нормальном уровне, что видно в периоды повышенной работоспособности ребенка. Когда ребенок находится в гармоничной атмосфере (без угроз, ругани и напряжение), где ему не нужно напрягаться умственно долгое время, то интересные задания он выполняет быстро и качественно.

Если с ребенком работает грамотный педагог, то к третьему или четвертому классу у ребенка с задержкой психического развития появляется интерес к чтению. В периоды нормальной работоспособности такие дети могут пересказать текст, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главные тезисы в нем. Помощь педагога в выполнении заданий может проявляться по-разному, причем почти всегда дети с ЗПР принимают ее с охотой.

Иногда нужно поменять условия работы ребенка. Например, его вызывают к доске вместо того, чтобы заставлять работать на месте. Иногда нужны наводящие вопросы, чтобы активизировать интеллектуальную деятельность ребенка с ЗПР. В части случаев дети сами ищут средства, которые помогут им эффективно справиться с поставленной задачей. Они могут рассуждать вслух при прочтении условий задачи или попытаются записать те данные, что им даны.

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

Нейродинамическая недостаточность: истощаемость психических функций (здесь проблема 1 функционального блока мозга, то есть подкорковых структур, которые снабжают кору энергией)

У таких детей есть проблема с вниманием, памятью.
Более грубые нейродинамические нарушения (также 1 ФБМ), которые характеризуются инертностью психических процессов.
Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций (несформированность зрительно-пространственного восприятия, диспраксия).
Сочетание нейродинамических проблем с дефицитом отдельных функций (3.9% от всех испытуемых, эти дети испытывали существенные трудности в обучении).. Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

  • «гиперкинетические расстройства» (F90)
  • «специфические расстройства развития учебных навыков» (F81)
  • «специфические расстройства речи» (F80)
  • «смешанные специфические расстройства развития» (F83)
  • «органическое эмоционально-лабильное расстройство» (F6)

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий