Заикание у детей – как помочь ребенку

Причины возникновения заикания у ребенка

Ребенок начинает заикаться чаще всего спонтанно. Развиться оно может в течение нескольких часов, а иногда в течение нескольких месяцев. Очень редко ребенок сам перестает заикаться. Чаще всего в преодолении заикания у ребенка необходима помощь.

Существует ряд факторов, которые провоцируют возникновение заикания.

  • Ребенок в возрасте с 2 до 6 лет. В этот период у ребенка активно развивается речь. Становление самостоятельной речи у ребенка — процесс сложный и длительный. Иногда в этом процессе происходят «сбои», которые и приводят к недугу.
  • Недостаточная зрелость нервной системы проявляется в сильной впечатлительности и излишней тревожности у ребенка. Иногда незрелость головного мозга никак не влияет на общее развитие, поэтому и врачи заметить отклонений не могут. Однако тонкие движения пальцев рук, развитие артикуляционной моторики у таких детей нарушены.
  • Речевое развитие у ребенка индивидуально. Когда малыш готов сказать многое, а вот выразить словами не получается, возникают повторения слогов, слов, фраз. Если ваш ребенок в 1 год разговаривает развернутыми предложениями, будьте внимательными, потому что речевая сфера ребенка очень уязвима к возникновению речевых запинок. Позднее появление речи ведет к различным речевым нарушениям, в том числе и к заиканию.
  • Левшевство ребенка напрямую не связано с заиканием. Однако нервная система левшей очень ранимая и может создать благоприятную среду для возникновения заикания.
  • Психическая травма может стать «пуском» в развитии заикания. Но она лишь предпосылка. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка в реагировании на разные ситуации.
  • Наследственность по статистике играет ключевую роль в развитии заикания. Передаются не речевые запинки в речи, а слабость речевых механизмов, которые при неблагоприятных условиях реагируют возникновением заикания. У мальчиков заикание возникает чаще, чем у девочек.

Чаще всего заикание возникает при сочетании нескольких факторов

Важно знать «врага», чтобы можно было с ним бороться.

Основные направления психолого-педагогической работы при лечении заикания

Исследователи в области логопедии выделяют семь основных направлений работы с заикающимися разного возраста.

  1. Охранительный речевой режим. Этот этап направлен на нормализацию работы ЦНС (от 2 дней до месяца). В это время экспрессивная речь ограничивается, используются краткие ответы: да, нет. Подросткам и взрослым рекомендуется хранить полное молчание. На этом этапе больной ограждается от физических и психических перегрузок. Обязательно соблюдать режим дня, сон не менее 8-10 часов, полноценное белковое питание, длительные прогулки на воздухе. Исключаются игры соревновательного характера, рекомендуются занятия танцами, плаванием, лыжами, настольными играми, пением, дневной сон. Запрещен просмотр телевизора длительное время, общение с многочисленными родственниками (желательно отправить ребенка к бабушке в деревню). Логопед на этом этапе проводит с детьми игры-молчанки, включающие в себя моделирование заданных ситуаций. Например, «В больнице» – больные спят, тишина, мы их лечим; «Аквалангист», «Фотоохота», «В горах», «Спит добрый волшебник» и др.

  2. Формирование речевого дыхания. Работа направлена на расслабление дыхательного аппарата и создание его координированной работы с голосовым и артикуляционным аппаратами. Сначала логопед работает над физиологическим дыханием, используя упражнения по постановке диафрагмального дыхания, дыхания животом. Затем приступает к формированию длительного фонационного выдоха на основе протяжного произнесения гласных звуков, чтобы сознательно распределить воздух при речевом выдохе и его хватало для произнесения фразы. Важен длительный выдох (используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

  3. Формирование навыков рационального голосоподачи и голосоведения. Цель работы на этом этапе – снятие мышечного напряжения с голосового аппарата, развитие слитного произношения и мягкой атаки звукоголоса с использованием грудного резонатора. Предлагается произнесение длинного ряда гласных звуков на одном выдохе при непрерывном артикулировании.

  4. Развитие просодической стороны речи. Обучение выразительности речи и передаче основных типов интонаций. Сначала произносится ряд гласных звуков с разнообразными модуляциями голоса, затем ряд слогов, далее слов, фраз с разной интонацией. Затем осуществляется переход к членению текста на синтагмы (совокупность нескольких слов на одном выдохе).

  5. Развитие координации и ритмизации движений. Развивается координация и точность движений рук, ног, пальцев рук, артикуляционных движений, формируется ритмизация речи. Рекомендуется использовать логоритмические упражнения.

  6. Регуляция эмоционального состояния больного (доминирует в психотерапевтических методиках). Основной метод – аутогенная тренировка, которая базируется на мышечной релаксации и произвольной регуляции вегетативных функций. Создается эмоциональное состояние спокойствия и его связь с плавностью речи. Используются элементы массажа дыхательной, артикуляционной, вокальной мускулатуры, биологически активных точек. Используется такой прием как расслабляющая медитация «Волшебный сон».

  7. Развитие планирующей функции речи. Заикающийся должен проговаривать фразу про себя, это способствует организации внутренней речи, обдумыванию фраз, установление пауз во время речи.

Дыхательная гимнастика

При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.

После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.

Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.

Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.

Для примера приведем несколько упражнений:

  1. «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
  2. «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
  3. «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.)

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

О самолечении неврологических, психических и других заболеваний

Пациент, решивший заняться самолечением (препаратами или народными средствами, – не суть важно) неосознанно берет на себя ответственность за возможные результаты. Он не может достоверно знать природу, характер и степень заболевания, а попытки лечения «вслепую» редко заканчиваются благополучно

К сожалению, часто получается так, что человек хочет отказаться от этой ответственности, и это дань казуистике.

Он приходит к врачу тогда, когда заболевание развилось до самых тяжелых стадий, просит врача вылечить его и, таким образом, находит виновника происходящего. Врач не может излечить заболевание, – значит, виноват врач, но, ни в коем случае, не проведенное «лечение». Такое «лечение» зачастую является малоэффективным и небезопасным.

Знайте: любые заболевания требуют полного, безотлагательного и грамотного лечения в силу опасных последствий и осложнений. Более всего это касается детей, особенно, если речь идет о неврологических и психических заболеваниях. Давайте рассмотрим плюсы и минусы самостоятельного лечения заикания у детей в домашних условиях. Имеет ли это смысл?

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Признаки заикания

Заикание можно определить по ряду признаков, в числе которых судороги в разных отделах речевого аппарата, вегетативные реакции во время речи, например, ребенок покраснел, вспотел, дрожит, моргает. Возникает логофобия – патологическая реакция на речевое общение, нарушение дыхания, эмболофразия – употребление слов-паразитов в речи, маскировочные движения во время речи (почесывает нос, прячет руки за спину). Выделяют три типа судорог при заикании: клонические, т.е. повтор звуков и слогов во время речи из-за насильственного сокращения мышц; тонические – остановка во время речи или протяжное произнесение гласных звуков из-за повышения мышечного тонуса; смешанные: либо клонотонические, либо тоноклонические.

В зависимости от типа судорог и формы заикания после комплексного обследования заикающегося неврологом, логопедом, и психологом выбирается метод коррекции по устранению заикания. Существует несколько методов и логопедических технологий формирования плавной речи у заикающегося, о которых поговорим в следующем материале.

О том, как лечить заикание, читайте здесь.

Автор Юлия Савельева

Задайте вопрос логопеду. Онлайн. Бесплатно.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги.  Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что  можно упустить нить разговора

Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из  основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

В каждом возрасте «свое» заикание

Малыши в возрасте от года до четырех лет заикаются по-особенному, считает врач. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, по опыту врача, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома. Так как когда малыш дома, в привычной обстановке дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее. Но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая, незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе – в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

– Если вы заметили, что ваше чадо ведет себя именно так, не показывайте вида, что случилось что-то страшное, – советует педиатр, – нельзя заострять свое внимание на заикании».

Дети в три года, вплоть до четырех лет более успешнее, чем в другой период, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Нужно безотлагательно идти к логопеду, позже ребенок скажет вам «спасибо».

Заикание у детей семи лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервным детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Лечение заикания у взрослых

В числе наиболее действенных вариантов лечения заикания у взрослых также находится психотерапия

Стоит обратить внимание, что к заиканию у пациентов, достигших совершеннолетия, часто относится не только повторение слогов и звуков. Скрытой формой патологии часто становится использование в разговоре междометий и отдельных гласных

Например. «Э..».

Причиной возникновения проблемы могут становиться различные заболевания:

  • инсульт;
  • неврологические нарушения;
  • последствия перенесенного менингита и других заболеваний.

В такой ситуации в комплексное лечение включается терапия основного диагноза.

Для устранения проблемы с пациентами проводится психологический тренинг и тренировки произнесения слов и слогов без повторений и нарушений. Дополнительно применяется гипноз, помогающий выявить первоначальную психосоматическую причину и разрешить её.

Почему ребенок заикается: объясняем патологию

Заикание, или по-другому логоневроз — нарушение речи, которое в наше время встречается довольно часто. Пациенты порой повторяют не только отдельные звуки и буквы, но и целые слова. Также заикание проявляется и сильным удлинением слогов, из-за чего может складываться впечатление, что человек просто не решается сказать слово. Однако это не так, все дело во внезапном нарушении согласованной работы речевых органов и центров при разговоре.

Из-за неправильной работы речевого аппарата возникают судороги. Они происходят не только в мускулатуре, участвующей в образовании звуков, но и в дыхательной системе. Поэтому заикающиеся люди часто жалуются на одышку и сильную нехватку воздуха. Однако на этом проблемы не заканчиваются. Ведь невозможность нормально излагать свои мысли провоцирует множество комплексов, которые вынуждают человека нервничать и закрываться в себе. Поэтому если вы обнаружили такие проблемы у своего ребенка, то нужно незамедлительно обратиться к врачам, которые помогут вылечить малыша и вернуть его уверенность в себе.

Логопед Детской клиники МЕДСИ в Благовещенском переулке Ирина Антонова назвала несколько признаков, которые должны обязательно насторожить молодых родителей

По ее словам, на речь ребенка стоит обратить особое внимание, если:

  • в ней появились запинки, которые не проходят уже на протяжении долгого времени;
  • присутствует повторение слогов, которое усиливается при волнении;
  • во время речи у ребенка возникает сильное напряжение в мышцах лица и шеи.

Подобные признаки сигнализируют о риске развития заикания, поэтому малыша стоит сразу же показать специалисту.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Предыдущая статья
Move mobility

Следующая статья
Что делать, если думаешь о суициде?

Поделиться

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Профилактика:

Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.

Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет

  1. При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может  вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
  2. Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.
  3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
  4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
  5. Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
  6. Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
  7. Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
  8. Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.
  9. Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.

Причины и факторы заикания

Основной возраст формирования дефекта начинается с 2 лет до 7. Именно в этом возрасте могут наблюдаться нарушения речи. Если этот этап прошел с нормально, то ждать заикания уже не стоит.

Бытует мнение, что нарушение возникает на фоне испуга или сильного стресса. Этот факт прав лишь отчасти. Ведь много детей испытывают страх, но не все становятся заиками. Нервное напряжения является «спусковым механизмом» для начала заболевания. Если предрасположенности и предпосылок нет, то дефекта не возникнет.

Причины заикания:

  1. Наследственная передача – проводилось достаточно много исследований, и точного ответа о генетическом программировании недуга нет. Но предаваться могут слабости речевого центра мозга, особенности психики, неврологические нарушения.
  2. Нарушение развития речи – заикание может возникнуть из-за слишком бурного начала. Желание говорить не совпадает с возможностями речевого аппарата, ребенок пытается говорить быстро, часто, что ведет к запинкам. Но верно и обратное – длительная задержка в речи также может приводить к заиканию.
  3. Особенности психики – «подвижная» нервная система наиболее восприимчива к стрессам. Агрессивная окружающая среда вокруг такого ребенка нередко приводит к дефекту, особенно на фоне эмоциональных переживаний (ссоры родителей, проблемы в саду или школе).
  4. Травмы или заболевания – нарушение может возникнуть на фоне органических повреждений мозга. Причем этот фактор может привести к заиканию даже во взрослом возрасте. Наиболее распространенными причинами являются ДЦП, черепно-мозговая травма, инсульт и родовая травма.

Недуг связан с процессами в правом «эмоциональном» полушарии. Поэтому часто речевые нарушения возникают при переучивании левшей.

Интересный факт: близнецы всегда страдают заиканием одновременно, в то время как двойняшки могут «болеть» по одиночке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий