Развитие ребенка в 4 месяца

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение. Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Двигаться активно ребеночек пока не может, поэтому вес и рост ребенка в 4 месяца все еще активно прибавляется. Даже если ваш карапуз сейчас является пухлощеким, и врачи на осмотре грозят вам пальцем, это не повод беспокоиться. Как только ребенок научится ходить, лишние килограммы исчезнут моментально.

Скорее всего, малыш в этом возрасте наберет около 750 грамм и прибавит в длину 2-3 сантиметра. Каждый из людей уникален, это относится и к младенцам. Средние нормы по ВОЗ созданы для того, чтобы родители и врачи могли отметить нет ли значительных превышений норм. Узнать сколько должен весить ребенок в 4 месяца и каков должен быть по нормативам его рост можно из таблицы.

Рост и вес ребенка в 4 месяца норма:

Новые навыки вашего крохи в 4 месяца

  • Лежа на животе, малютка твёрдо держит голову и с интересом рассматривает все вокруг. Обычно дети этого возраста уже хорошо упираются руками и приподнимают верхнюю часть корпуса, как бы намереваясь вот-вот уползти от чуткого контроля мамы и папы.
  • Многие дети уже умеют переворачиваться в разные стороны. Иногда к тому, что должен уметь ребенок в 4 месяца, присоединяется еще и специфическое ползание: ребенок активно двигает ручками и ножками, слегка отталкиваясь от поверхности в положении лежа. Таким образом, ребеночек может преодолевать пару метров, поэтому не стоит оставлять его одного на кровати, а шаткие предметы интерьера лучше убрать уже сейчас.
  • Можно наблюдать и первые попытки садиться: малыш изо всех сил приподнимает торс, лежа на спине. Если подать ему руку, он уцепится за нее и попробует подтянуться. Это нормальное развитие ребенка в 4 месяца, мальчик скорее всего совершит такие попытки раньше, чем девочка.
  • Мелкая моторика совершенствуется ежедневно. Пора прочитать о том, как развивать ребенка в 4 месяца, сейчас самое время, чтобы начать активно заниматься тренировками пальцев. Многие дети подолгу играют с подвешенными в кроватке игрушками, отбирают бутылочку или играют с грудью во время приема пищи.
  • Во время совместных игр малыш улыбается и смеется. Многие уже хорошо выражают грусть, радость, обиду и разочарование. Эмоциональное развитие – очень важный этап в жизни.
  • Ребенок должен активно «гулить». Зачастую у малышей в этом возрасте можно услышать приятное, хоть и неосознанное «ма». Но чаще пока что только отдельные гласные, или согласные.

Все, что умеет ребенок в 4 месяца, описанное выше – это общие характерные показатели. Многие малыши этого периода жизни здорово обгоняют сверстников, кто-то, наоборот, не спешит и наслаждается блаженными денёчками. Например, если незначительно уступает развитие ребенка в 4 месяца: девочка в физических возможностях чаще отстает от мальчика сверстника, зато в эмоциональном и умственном плане у них обычно первенство.

В любом случае, стоит насторожиться, при следующих проблемах.

  1. Ребенок не берет ничего руками, не удерживает поданную игрушку или предмет.
  2. Плохо или не долго держит голову.
  3. Не опирается на руки из положения на животике.
  4. Не спешит переворачиваться, даже с помощью взрослых.
  5. Не упирается ногами, если поднять его под руки.
  6. Если головка ребенка откидывается назад при подъеме за руки из положения на спине.
  7. Не улыбается и скуп на эмоции при общении.
  8. Не идет на контакт со взрослыми.
  9. Если не поворачивает голову на звук.

Если отсутствует один или несколько пунктов того, что должен делать ребенок в 4 месяца, стоит сообщить об этом педиатру. Тревогу пока что поднимать не нужно, но желательно уделять чуть больше внимания занятиям по возрасту.

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Основные навыки

Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
  • Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
  • Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
  • Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
  • Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
  • Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
  • Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
  • Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.

Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны

Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.

Малыш пробует дотягиваться до игрушек

Сон и питание ребенка в 4 месяца

Прием пищи и сон у четырехмесячного малыша, как и раньше стоят на первом плане. Только начиная с полугода, ребенок будет больше бодрствовать, чем спать и тогда его режим существенно изменится.

Если мама кормит малыша грудью, то следует продолжать кормить его по требованию как несколько месяцев назад. Не нужно считать количество кормлений в сутки, переживая о том, достаточно ли ребенок съедает, хватает ли ему молока и нормально ли прибавляет в весе.

Большинство педиатров считают, что до наступления шести месяцев прикармливать ребенка не нужно, так как грудное молоко, как в принципе и искусственные детские смеси, полностью удовлетворяют потребности ребенка в витаминах и микроэлементах. Однако детские врачи, проходившие обучение в советском союзе, до сих пор советуют мамочкам начинать с четырех месяцев давать прикорм ребенку, используя для этой цели соки и фруктовые пюре, якобы компенсирующие у ребенка нехватку витаминов и прочих необходимых ему веществ.

Как уже говорилось ранее, кроха получает все необходимые вещества вместе с грудным молоком, а введение в прикорм соков и пюре, наоборот, вызывает риск аллергических реакций, а также повышает кислотность в желудке, приводя к тому, что ребенок начинает часто срыгивать.

Если говорить о фруктовых пюре и соках, то вводить их в качестве прикорма лучше всего после того, как ребенок начнет есть пюрированные овощи. Так, необходимо делать потому, что после сладких фруктовых пюре, дети отказываются есть безвкусные овощные смеси. Кроме этого, в овощных пюре содержится большее количество клетчатки, которая идеально подходит для первого прикорма.

Искусственное вскармливание ребенка в 4 месяца

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то введение прикорма допускается. В качестве прикорма можно использовать сок. Сначала его необходимо давать в количестве нескольких капель, увеличивая дозу до 30 грамм в день, разводя с кипяченой водой в пропорции 1:1.

Продолжать кормить ребенка смесью необходимо по требованию. Количество кормлений в сутки у четырехмесячного крохи должно составлять в от шести до семи раз. А объем съеденного детского питания до литра в сутки и от 150 до 160 миллилитров за кормление.

Режим дня ребенка в 4 месяца

Сколько по времени должен спать четырехмесячный карапуз? Потребность в отдыхе у малышей этого возраста составляет 15 часов в сутки. 10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на три дневных отдыха. Некоторые дети спят всю ночь, но чаще всего просыпаются от двух до трех раз, чтобы поесть.

Чтобы малыш лучше спал ночью, его следует укладывать в районе с 19 до 21 часа, если уложить кроху позже, он сильно переутомится, будет капризничать и плохо спать. Со временем родители должны наладить режим дневного сна. Если приучить ребенка спать в определенное время, то к вечеру он не будет переутомленным, а значит укладывание малыша обойдется без капризов и лишних ночных просыпаний.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни

Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.

В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.

Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением

Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.

Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно

Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.

В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.

Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.

Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.

Режим дня

Сон

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!

← Что должен уметь ребенок в 3 месяцаЧто должен уметь ребенок в 5 месяцев →

Правила ухода за грудным ребенком

Уход за ребенком необходим для поддержания хорошего состояния здоровья, нормального физического развития. Он включает проведение гигиенических процедур, смену одежды и постельного белья. У грудничков этого возраста уже начинают расти волосы на голове.

Они короткие, но все же могут вызвать чрезмерное потение. В таком случае их подстригают

Важно регулярно очищать голову при помощи специальных уходовых средств

Также надо следить за ногтями ребенка. Их необходимо периодически подстригать, чтобы кроха случайно не поцарапался

Важно делать это правильно, чтобы ногтевая пластина не врастала в кожу. На ногах ногти стоит подстригать по прямой линии, а на руках – по дугообразной

Надо обеспечить комфортный микроклимат в детской комнате

Важно, чтобы малыш не перемерзал, не потел. Это может привести к простыванию

Педиатр Комаровский рекомендует для повышения защитных сил грудничка закаливание прохладной водой.

Также доктор советует солнечные и воздушные ванны. Создать специфический иммунитет против опасных инфекционно-вирусных патологий поможет вакцинация. Поэтому не стоит отказываться от прививок.

Уход за носом грудничка

Каждое утро после пробуждения следует умывать лицо ребенка, очищать нос и уши при необходимости. Для этого используют кипяченую воду и ватные диски. Перед сном полезно купание. Оно расслабляет малыша, способствует снятию нервного напряжения, улучшает сон.

Температура воздуха в детской комнате должна быть на уровне +21-22 градусов. Оптимальная влажность – 50-70%.

Посещение педиатра

В этом месяце как обычно вашего ребенка будет ожидать на осмотр педиатр. Возможно назначены будут прививки, которые по графику необходимо делать именно в 4-месячном возрасте.

Посещение педиатра также будет включать:

Полный медицинский осмотр с особым вниманием к бедрам вашего ребенка для проверки дисплазии тазобедренного сустава.
Исследование развития вашего карапуза – что умеет, а что нет.
Обзор графиков кормления и сна.
Измерение роста, веса и окружности головы.
Консультирование по профилактике возможных травм.
Обсуждение любых вопросов или проблем, которые могут у вас возникнуть о ребенке.

Ножками потопали, ручками похлопали…

Как же заниматься с четырёхмесячным младенцем для того, чтобы помочь его развитию?

  • играйте не более 3-5 минут  и только тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие;
  • играйте не раз в день, а почаще;
  • повторяя в  игре  одни  и те  же движения и действия, вы  способствуете укреплению нейронных связей головного мозга, развивая малыша не только физически, но  и умственно;
  • для развития речи больше общайтесь с крохой;
  • «переселите» грудничка с кровати на пол на постоянное пребывание не только из соображений безопасности (с пола никуда нельзя упасть), но и для его правильного физического и интеллектуального развития. Так, при лежании на полу на животике, у ребенка:
  1. формируется опора на руки, необходимая при освоении ползания на четвереньках;
  2. укрепляется мышечный корсет;
  3. развивается зрение, поскольку  обзор на полу намного шире, чем в кроватке;
  4. накапливается больше впечатлений, ведь на полу так много интересного и неизведанного…
  5. легко отходят газы, и он не  мучается от вздутия в кишечнике.

При этом важно, чтобы на полу не было мелких предметов, которые ребенок может проглотить или вдохнуть. Безопасными можно считать игрушки и предметы, диаметром не менее 4 см

Но, если малыш, лежа на животе, сильно запрокидывает голову назад и выгибается –  выкладывания надо прекратить до получения консультации педиатра! Возможно, у ребенка  сильный физиологический гипертонус спины и задней поверхности шеи.

Упражнения для развития малютки

Итак, предлагаю вам несколько упражнений, которые могут дополнить комплексы из прошлой статьи или заменить уже наскучившие или хорошо освоенные приёмы:

  1. Во время массажа прикладывайте к телу малыша материалы разной текстуры, показывайте ему свои ножки, предлагайте ухватиться за них. В положении лёжа на животе кладите впереди игрушку, предлагая дотянуться до неё. Подставляя руки под согнутые ножки помогайте проползти вперёд.
  2. В играх используйте игрушки разных форм, размеров, из разных материалов, издающие разные звуки. Показывайте манипуляции с ними, учите повторять их.
  3. Делая зарядку, массаж, гигиенические процедуры повторяйте одни и те же стишки, потешки. Называйте действия, произносите звуки, означающие движения или манипуляции. (“Тут-тук”, “ш-ш-ш”, “топ-топ-топ” и др.)
  4. Играйте в игру “Сорока-белобока”, которая будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения, поскольку  на ладони есть центры, стимулирующие работу кишечника.
  5. Произносите звуки животных, звуки транспорта и т.д., одновременно показывая их изображение на картинке.
  6. Играйте в прятки. Прятаться могут игрушки, члены семьи, вы сами или малыш.
  7. Играйте в мыльные пузыри: их медленный полёт завораживает крошек.
  8. Купите носочки со зверушками, колокольчиками, бусинами на пальчиках. Покажите как можно достать и снять носок, а потом поиграть с ним. Когда ребёнок сможет это сделать сам, хвалите его и радуйтесь.
  9. Играйте в “ладушки” ручками крохи.
  10. Поиграйте в “Червячка” с цветными шнурками.
  11. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.
  12. Проводите с малышом  экскурсии по квартире: подходя к какой-либо  вещи,  громко и отчетливо несколько раз называйте этот предмет.
  13. Ставьте ему для прослушивания красивую музыку, пойте колыбельные

Занятия лучше проводить днём или утром. Уделяйте этому не более 7 минут за один раз.

Развиваем малыша

Как развивать ребенка в 4 месяца? Особое значение для малыша приобретает режим дня. Время отхода ко сну должно быть одним и тем же. Многие мамочки вводят свои ритуалы перед сном, которые помогают ребенку расслабиться, успокоиться и быстро заснуть. Это могут быть легкие поглаживания, колыбельная песенка или тихое звучание спокойной классической музыки.

Гулять 4-месячный малыш будет дольше, чем в более раннем возрасте. Желательно выходить с ним на прогулку дважды в день.

В 4 месяца детки часто просятся на ручки к маме. Неудивительно, ведь с высоты они могут лучше разглядеть окружающий мир. Но не стоит идти у малыша на поводу. Его рост и вес достаточно велики. Маме может быть слишком тяжело носить на руках свое сокровище. Кроме того, малыш вскоре привыкнет и будет капризничать, если его оставили в коляске.

А вот папа вполне способен поднимать младенца на ручки. Его рост и вес не должны смущать родителя. Зато сколько радости испытает грудничок, осматривая окрестности с высоты.

В 4 месяца малыш продолжает активно гулить и агукать. Он понемножку изучает язык, вслушивается в речь мамы. Поэтому обязательно разговаривайте с ним, читайте стихи и сказки. Пусть ваша речь будет ласковой и выразительной. Это создаст эмоциональный комфорт у грудничка.

Попробуйте научить ребенка говорить гласные звуки. Он будет повторять за вами. Организуйте маленький кукольный театр. Актерами могут быть игрушки в форме зверят. Двигайте игрушки, имитируйте их голоса, разыгрывайте мини-спектакль перед малышом. Постарайтесь показать эмоции во время спектакля: радость, удивление, огорчение

Для младенца сейчас важно уметь воспринимать эмоции

4-месячный малыш начинает брать в рот и пробовать на вкус все вокруг, в том числе свои пальчики на руках и ногах. Это важная часть его развития – он познает мир с помощью вкусовых рецепторов. Не стоит этому препятствовать. А вот что сделать необходимо, так это мыть все игрушки с мылом каждый день.

С целью безопасности младенца уберите от него все мелкие предметы, которые он может случайно проглотить. Уберите все острые предметы, а также все то, что нельзя брать в рот.

Не оставляйте возле кроватки вещи с наполнителем. Младенец может порвать их, а наполнитель попадет ему в рот. Кроме того, вес игрушек не должен быть слишком большим, чтобы грудничок случайно не повредил себя.

Когда мама рядом, можно использовать самые разные игрушки. Мягкие и жесткие, легкие и тяжелые, шершавые и гладкие, большие и маленькие. Материалы изготовления игрушек тоже должны различаться: пластик, резина, дерево или ткань. Давайте их малышу. Пусть ощупывает игрушки, при этом развивается тактильная чувствительность.

Для развития зрения и слуха младенца незаменимы следующие игрушки: колокольчики, погремушки, резиновые пищалки, картонные книжки с крупными рисунками.

У некоторых грудничков в 4 месяца уже начинают резаться зубки. При этом кроха может капризничать и плохо спать, иногда даже поднимается температура и начинается насморк. Во время появления первых зубов наблюдается повышенное выделение слюны. С целью облегчения состояния младенца купите ему резиновые прорезыватели.

Таким образом, в 4 месяца ребенок будет уметь многое из того, что раньше давалось с трудом. Например, переворачиваться. Его рост и вес станут больше, окрепнет зрение и слух. Используйте в играх разнообразные игрушки, но следите за безопасностью. Все, что вы дадите младенцу, он обязательно попробует на вкус.

Двигательные навыки

Двигательные навыки на 5-м месяце жизни развиваются очень быстро. Развитие нервной системы заставляет двигаться осознанно и стремиться рассмотреть, и изучить все предметы вокруг. Двигаясь за своими желаниями, карапуз уже достаточно уверенно ворочается со спины на живот и обратно, совершает руками осознанные движения, ворочает и поднимает голову из любого положения. Лежа на животе, малыш старается подняться как можно выше, используя не только плечи и голову, но и руки. Упираясь ладошками в поверхность, кроха очень сильно прогибает спину, тренируя мышцы. Эти упражнения, наряду с поднятием корпуса из положения лежа на спине позволят уже скоро самостоятельно сесть, поползти и пойти.

Стоит отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то сначала поползет, а потом сядет, другие вначале сядут, потом поползут. Достаточно часто дети сначала садятся и встают, а после освоения этого навыка начинают ползать. Каждый из этих сценариев являетсянормой. Если вдруг ваш малыш к 6-ти месяцам не пополз,но уже уверенно садится, то нет причин для беспокойства. Выбор того или иного варианта развития событий зависит от наиболее легкого для крохи движения. Одним проще поднимать туловище, другим шевелить ногами, третьим – руками.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца

В четыре месяца слух для ребенка является важным элементом, позволяющим познавать окружающий мир. Ребенок уже хорошо различает, откуда доносятся звуки, поворачивая голову к их источнику. Он различает голоса родственников. Лучше всего он реагирует именно на голос матери. Ребенок внимательно прислушивается к музыке и старается качать головой в такт. У него уже есть любимые мелодии и детские песенки. На голоса незнакомых людей малыш может реагировать как с интересом, так и с беспокойством.

Музыка с высокими тонами не нравится детям, а ритмичные и низкие мелодии действуют на них успокаивающе. На данном этапе развития малыш различает всего несколько целых тональностей. По этой причине четырехмесячному крохе лучше давать слушать композиции, обыгрываемые одним инструментом. Дети хорошо воспринимают ритмичные мелодии, которые можно сочетать с хлопаньем в ладоши или со звоном погремушки.

С четырех до шести месяцев с ребенком необходимо постоянно разговаривать и комментировать все, что малыш видит вне зависимости от того, где происходят события, дома или на прогулке. Ему нужно читать сказки, показывать яркие картинки, на которых изображены слова. Такая тренировка позволит малышу заговорить раньше, чем его сверстникам. Будет не лишним развить у ребенка желание подражать речи взрослых. Родителям необходимо повторять за малышом звуки, которые он пытается произносить. Таким образом, его можно научить повторять за взрослыми, что приведет к ускоренному развитию речевых навыков.

Паталогии ЦНС

Если кроха не умеет чего-то из того, что перечислено выше, не следует переживать. Все эти навыки могут появиться к окончанию четвертого месяца. Но есть и такие умения, отсутствие которых должно насторожить родителей:

  • Малыш не хватает и не держит в руках игрушки;
  • Кроха не переворачивается со спину на живот;
  • Лежа на животе он не приподнимается на руках;
  • При подтягивании за руки, когда ребенок лежит на спине, он не держит голову, а она отклоняется назад;
  • Кроха не опирается на пальцы ног, если его держать в вертикальном положении;
  • Ребенок не дает реакции на других людей и не проявляет никаких эмоций;
  • Малыш не удивляется, не улыбается не сердится и не смеется;
  • Карапуз не радуется, когда родители с ним играют.

Отсутствие вышеперечисленных навыков является свидетельством серьезный патологий ЦНС.

Художественно-эстетическое развитие ребенка 4 месяца жизни

Ознакомление с произведениями искусства

Активнее, чем прежде, малыш реагирует на звук, голос, тепло, холод, вкус, проявления эстетического в жизни. Не только наблюдает, но и настойчиво тянет руку к цветным игрушкам и предметам, хватает их, если они рядом, пытается дотянуться до них или прибегнуть к помощи взрослого, если они находятся на определенном расстоянии.

Держа в руках, рассматривает, обследует, манипулирует ими – тарахтит, размахивает, облизывает, сжимает, бросает,. Реагирует на проявление эстетического в жизни мимикой, жестами, звуками. Охотно прислушивается к спокойной, ритмической, мелодичной музыке, ласковой колыбельной. Малыш проявляет интерес к народным пантомическим играм “Гули-гули”, “Полетели-полетели”, “Кую-кую сапожок”, “Идет коза рогатая”, “Ку-ку”.

Внимательнее воспринимает народные сказки, эмоционально реагирует на звук голоса, тембр и интонацию человеческих обращений. Многочисленные контакты с окружающими предметами, постоянное использование всех органов чувств обогащают жизненный опыт младенца, выступают основой его эстетического развития.

Художественно-практическая деятельность

Обогащение сенсорного опыта позволяет малышу в первое полугодие жизни чувствовать себя очень умелым, осуществлять простейшие художественно-практические действия: фиксировать взгляд на предметах, рассматривать разноцветные шарики ярких цветов, провожать глазами движение предметов, рассматривать и по-разному обследовать предмет – стучать, сжимать, пробовать на вкус. Узнает знакомые игрушки, радуется своим любимым.

Нравится слушать шумовые, струнные, клавишные музыкальные инструменты. Активно реагирует на театрализованную игру.

Предпосылки детского творчества

Передает звуком, мимикой, голосом свое настроение. Получает удовольствие от шумовых эффектов, обследования игрушек, движения ярких предметов

Пробует воспроизводить знакомые звуки, гулить, сосредоточивает внимание на действиях взрослого в ходе театрализованной игры

Задача художественно-эстетического развития: – создавать благоприятные условия для эстетического развития малыша: включать детские мелодии, читать ритмические стишки, упражнять в умении сосредотачивать внимание на ярких образах, различных звуках, приятных объектах окружающей среды;

стимулировать желание активно действовать, обследовать доступные предметы и вещи;

воспроизводить знакомые звуки;

реагировать на них движениями и голосом;
одобрять стремление ребенка обнаружить зачатки самодеятельной активности;
– формировать восприимчивость к музыке, простым литературным произведениям, интересному театральному действию. Необходимо воспитывать способность всматриваться, прислушиваться, радоваться приятным впечатлениям

Необходимо воспитывать способность всматриваться, прислушиваться, радоваться приятным впечатлениям.

Организация жизнедеятельности

На первом году жизни младенца родители и воспитатели должны организовать его жизнь таким образом, чтобы малыш как можно больше расширял свой сенсорный опыт, умение видеть, слышать, элементарно действовать, адекватно переживать.

Взрослые должны помнить, что эстетическое развитие ребенка в значительной степени зависит от его здоровья и физического состояния. Здоровый малыш настроен оптимистично, легче овладевает предметными действиями. Ребенок, который болен, капризничает, не проявляет активной заинтересованности даже к приятным играм и занятиям.

Одним из условий закладывания основ художественно-эстетических способностей ребенка является создание взрослыми насыщенной положительными эмоциями среды, которая удовлетворяет потребность ребенка в новых впечатлениях, восприятии цветов, форм, звуков.

Показатели художественно-эстетического развития:
– ребенок внимательно следит за перемещением предметов, вещей;
– ищет пропавшие;
– узнает любимые;
– исследует яркие предметы и игрушки, которые заинтересовали;
– проявляет интерес к народным пантомическим играм;
– воспринимает цвета, фактуру поверхности, дифференцирует звуки музыки по тональности; адекватно на них реагирует мимикой, жестами, активными движениями.

Развивающие занятия с ребенком в 4 месяцаРазвитие и развивающие игры детям от 0 до 1 годаОбщая характеристика развития ребенка от рождения до 1 года. Режим дня

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий