Ребенок ходит на носочках

Плоскостопие

Кроме ортопедических стелек, обуви, ЛФК при лечении плоскостопия у детей помогает массаж. Он укрепляет мышцы, связки голени, ступни, улучшает амортизацию, уменьшает утомляемость при ходьбе, правильно распределяет нагрузку.

Рекомендуются следующие приемы:

  • растирания, легкие пощипывания тыльной стороны, подошвы от пальцев до голеностопного сустава;
  • поочередное сгибание, разгибание двух соседних пальчиков: один пальчик от себя, другой на себя;
  • опускание, поднимание всех пальчиков одновременно;
  • массирование двумя руками от пальчиков к пятке;
  • разминание, растирание основания пальцев, пятки;
  • поглаживание, растирание от лодыжек до колена, а затем от колена до бедра.

Как правильно при плоскостопии делать массаж стоп у детей есть на видео в интернете. Но лучше не заниматься самолечением, а доверить это специалисту. Можно попросить массажиста научить вас делать необходимые приемы, проконтролировать первые разы, когда будете их выполнять.

Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:

Родовая травма

Одним из дефектов является младенческая расщелина позвоночника, при которой позвонки не полностью охватывают сырые нервы. При травме шейного отдела существует ряд неприятностей

Такой ребенок имеет проблемы с успеваемостью, страдает плохой памятью, ему тяжело сконцентрировать свое внимание на предмете. Эта самая расщелина и вызывает потребность ходить на носочках

Доктор Никонов

Мое мнение: на походку ребенка влияют только мышцы. Если мышцы растягиваются до нормы, то какие бы травмы позвоночника не были, ребенок ходил бы правильно. Расщелина уже была внутриутробно и организм ребенка, чтобы родиться живим, “укрепил” мышцы отеком. Отек в мышцах не дает возможности сдвинуть кости позвоночника ребенка. В противном случае, кости позвоночника разошлись бы во время родов.

Делая воздействие на мышцы методом Никонова детям, которые ходят на носочках, я заметил, что диагнозы, которые ставят неврологи, не влияют на восстановительный процесс в мышцах.

Гипертонус мышц

Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение и расслабление различных мышц.

Неврологи и ортопеды считают, что контролирует силу напряжения и расслабления центральная нервная система. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Когда в мышцах осуществляется большое напряжение, то возникает гипертонус мышц, который, с точки зрения неврологов, диагностируется по следующим признакам:

  1. Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях.
  2. Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и повернуты ладонью вниз в предплечьях.
  3. При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей.

Доктор Никонов

Мое мнение: мышцы в гипертонусе находятся в позе эмбриона для того, чтобы ребенок мог развиваться нормально до периода рождения. Гипертонус – это обычное и нормальное состояние мышц плода в утробе матери. Если же он исчезает, ребенок выпрямляется из позы эмбриона, встает, и, отталкиваясь от стенки матки ножками, рождается недоношенным.

После рождения ребенка данное состояние мышц полностью исчезает к шести месяцам.

Педиатры и детские неврологи не знают о мышечном отеке, наедающем мышцам свободно двигаться продолжают считать, что проблема в физическом отставании детей в гипертонусе (которого нет). В результате ребенок как ходил, так и будет ходить на цыпочках.

Пирамидальная недостаточность

Детские неврологи: пирамидальная недостаточность названа так из-за того, что клетки ствола головного мозга имеют пирамидальное строение. Нарушение приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, а именно, мышц стопы и икр. О наличии данного диагноза судят по таким признакам:

  • Запрокидывание головы.
  • Дрожание подбородка.
  • Тремор рук, неспособность хватать и удерживать предметы.

У ребенка замедляется физическое развитие, он позже начинает садиться и вставать.

Доктор Никонов

Мое мнение: хождение – это акт работы мышц. Если мышцы полностью растягиваются, то ребенок ходит правильно. Если какая-то группа мышц растягивается не полностью, то ребенок будет ходить на носочках вынужденно, чтобы не вызвать болевое ощущение от растягивания отекшей мышцы.

https://youtube.com/watch?v=PCPjFBRpuHA

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Энцефалопатия

Неврологи считают, что при диагнозе энцефалопатия дети ходят на носочках, объясняя их походку гипертонусом, который возникает из-за проблем в головном мозге.

Доктор Никонов

Мое мнение: при энцефалопатии нет анатомических изменений в головном мозге ни при обследовании УЗИ, ни при обследовании МРТ. В мышцах стоп имеется отек, который, при постановке ноги на полную ступню вызывает боль. Поэтому ребенок вынужден ходить на носочках.

Деформация ступней

Детские неврологи: одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, трудно поддающаяся лечению, – врожденная плоско-вальгусная стопа с вертикально расположенной таранной костью («стопа-качалка”). В основе этой патологии лежат нарушения взаиморасположения таранной, пяточной и ладьевидной костей. У детских неврологов и ортопедов нет мнения по поводу причин возникновения этой патологии.

Доктор Никонов

Мое мнение: начинаю убирать отек из мышц спины и голени – походка на носочках постепенно исчезает. Ребенок полностью встает на ступню во время хождения или бега.

К деформациям стоп относят: идиопатическую ходьбу на носках, “конскую стопу”.

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Вальгусная и плосковальгусная деформация стоп у детей

Массаж при лечении вальгусной стопы у ребенка делают вдоль всей поверхности ног, включая нижнюю часть спины, потому что проблема затрагивает позвоночник. Он снимает напряжение в мышцах, уменьшает боли, скованность, расслабляет, помогает правильно распределить нагрузку.

В зависимости от тяжести искривления врач подбирает технику лечебного массажа ног детям при вальгусной установке стоп, длительность, количество сеансов.

Сначала разминают, разогревают мышцы поясницы. Затем переходят к ягодицам, бедрам, коленям, голеням, лодыжкам. В самом конце массируют ступню. На каждой зоне интенсивность движений должна нарастать постепенно до появления красноты.

Как специалисты делают массаж стоп при вальгусной стопе у ребенка, посмотрите на видео в интернете. Перед первым сеансом родителям следует ознакомиться с техникой, чтобы знать, к чему готовить малыша. Делать самостоятельно дома массаж детям при вальгусной деформации стопы по таким видео не рекомендуется. Без опыта есть риск, что в этом случае от него будет больше вреда, чем пользы.

Аптечные средства против трещин

Один из самых простых способов избавиться от проблемы – зайти в аптеку и купить подходящий крем. Вылечить трещины на пятках можно с помощью следующих средств:

  • Крем для ног «Облепиха. Заживляющий трещины» от марки «Народная аптека». Он хорошо смягчает и увлажняет кожу, оказывает заживляющее действие, помогает избавиться от сухих мозолей и натоптышей.

  • Бальзам для стоп Flexitol («Флекситол»). Лечит трещины на пятках благодаря высокому содержанию мочевины в составе.

  • Мазь для наружного применения «Радевит». Это средство универсальное, справляется не только с трещинами, но и с дерматитами, шелушениями, солнечными ожогами.

  • Мазь от трещин от производителя GENWOL MED. Подходит для лечения сильных трещин, в составе имеет эфирные масла, пантенол, и несколько других заживляющих компонентов.

  • Бальзам «Календула» от компании «Мосфарма». Он разработан для ухода за потрескавшейся кожей, содержит в себе растительные компоненты и оказывает бактерицидной воздействие.

Все эти средства имеют вполне приемлемую цену. Необходимо следить за сроком годности товара и не использовать просроченную продукцию.

Как помочь малышу: советы родителям

Первое, что нужно сделать, если ребенок ходит только на носочках — показать его специалисту. В первую очередь — неврологу. В некоторых случаях имеет смысл обратиться к остеопату который сможет помочь восстановить правильное положение костей черепа и обеспечить нормальное кровоснабжение подкорковых центров головного мозга. Кроме того, врач поможет расслабить мышцы задней поверхности шеи и снять напряжение твердой мозговой оболочки.

Такие действия лучше проводить в комплексе с сеансами массажа. Начинать лечение нужно как можно раньше, потому как чем меньше ребенок, тем легче восстановить положение черепных костей, пока травма еще не «срослась» с телом.

Если нет возможности показать малыша остеопату, можно воспользоваться услугами мануального терапевта. В этом случае необходимо исключить использование так называемых «трастовых» техник (быстрых и точечных манипуляций), во время выполнения которых могут происходить хруст и щелканье в суставах.

Для детей с подобной патологией полезны занятия в бассейне и выполнение упражнений лечебной физкультуры. Плавание — это вид спорта, которым заниматься могут почти все. Во время занятий в бассейне происходит равномерное распределение нагрузки по всему телу, укрепление мышц и избавление от чрезмерного напряжения.

Хороший эффект оказывает хождение босиком по неровным поверхностям. Летом малыш может ходить по траве на дачном участке и камням на пляже, а зимой — по массажному коврику дома.

Следует знать, что даже при хорошей работе врача остеопата в сочетании с массажем проблемы с походкой исчезнут не сразу. В первое время ребенок только иногда будет становиться на полную стопу. По мере расслабления мышц это будет происходить чаще, и придет время, когда походка ребенка станет совершенно нормальной.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Нужен ли массаж

Делать массаж новорожденному, грудничку и уже бегающему крохе можно и нужно

Это важно для профилактики косолапости и исправления походки. Если у малыша не обнаружены заболевания, связанные с ходьбой на цыпочках, делайте дома упражнения сами

Для терапии по рекомендациям невролога лучше пригласить профессионала узкой специализации или ходить на процедуры в поликлинику.

Массаж дома делайте сами по следующим рекомендациям:

  • Мягко поглаживайте ногу, стопу, бедра ребенка сверху вниз.
  • Разминайте пальчики круговыми движениями.
  • Подгибайте колени.
  • Массируйте щиколотку.
  • На стопе рисуйте восьмерки, несильно щекочите.

  • Стучите по стопе пальцами.
  • Разминайте икроножные мышцы ладонью.
  • Тяните носочек на себя.
  • Грудничков учите стоять на ровной поверхности, поддерживая за подмышки, подпрыгивать.

Лечебный массаж делается аккуратно, чтобы малышу не было больно, страшно, неприятно. Нельзя сильно махать ножками, выворачивать голеностоп, суставы, сгибать стопу до максимального положения

Соблюдайте меры предосторожности, чтобы вылечивать недостатки походки без дополнительных травм

Еще один вариант лечения гипертонуса мышц — акупунктура. Показана детям при ДЦП. Иглоукалывание, так называется акупунктура в народе, сопровождается подачей тока слабого напряжения. Физиопроцедура считается официально разрешенной методикой терапии, но довольно специфической. Для детей применяется после 7-летнего возраста.

Одновременно с массажем любителям ходить на цыпочках будет полезно заниматься гимнастикой, ЛФК. Родителям нужно делать зарядку с малышами каждый день. Включите в список заданий следующие упражнения:

  • ходьба на внешней стороне стопы;
  • утиный шаг;
  • бег по наклонной плоскости, например по горке;
  • ходьба вприсядку;
  • прыжки;
  • ходьба босиком по специальной массажной дорожке;
  • упражнения на фитболе для расслабления мышц спины;
  • игры с мячом (футбол);
  • катание на велосипеде;
  • ходьба по голой земле, камешкам, песку.

Исправлять недостатки походки, конечно, сложно, затратно по деньгам и времени. Лечение занимает один месяц или полгода

После курса процедур важно контролировать ребенка, одергивать и делать замечания, если он вдруг опять стал ходить неправильно

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Ребенок плохо стоит на ножках? Нужно лечить!

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Если у матери ребенка тяжело протекала беременность, были слабая родовая деятельность, тяжелые роды, наблюдалась недоношенность, переношенность плода, обвитие пуповины, тазовое предлежание плода, низкие баллы новорожденного по шкале Апгар, патология по данным нейросонографии, ребенок сразу после родов не закричал, у ребенка была желтуха новорожденного (желтушка), возникли осложнения на прививки, то это повод для раннего обращения на консультацию к детскому рефлексотерапевту неврологу для своевременного выявления неврологической патологии и ее комплексного лечения на ранних стадиях. Центральная нервная система ребенка на первом году жизни очень пластичная. И даже если какие-то участки ЦНС были поражены, при своевременном аппаратном лечении соседние здоровые участки головного мозга могут компенсаторно взять на себя ранее утраченные функции.

Что делать родителям

Заметив, что младенец ходит по квартире и на улице нестандартно, встает постоянно на цыпочки и уже привык передвигаться таким интересным способом, заботливым мамочкам стоит предпринять следующие меры:

  1. Проконсультироваться с врачом.
  2. Понаблюдать за поведением малыша внимательнее.
  3. Согласиться на лечебные процедуры, рекомендованные неврологом или педиатром: ЛФК, массаж, парафиновые сапожки, электрофорез. Курс проводят в поликлинике, госпитализация ребенка не потребуется.
  4. Применять меры домашнего способа отучения от неверной походки: ежедневная гимнастика, самомассаж, плавание, длительные прогулки, активные игры.
  5. Поменять обувь. Проверьте, соответствует ли размер ботиночек длине стопы ребенка. Купите мигающие, пищащие ботиночки, чтобы заинтересовать малышей процессом опоры на пятку.
  6. Наладить положительную, доброжелательную атмосферу в семье. Не устраивайте сцен второй половинке в присутствии детей, чаще хвалите ребенка, целуйте, обнимайте.
  7. Воспользуйтесь бабушкиными советами для успокоения нервов малыша. Хвойные ванны полезны перед сном, укрепляют иммунитет. Детишкам с 1 годика капайте пустырник в чай или давайте настой валерианы по 1–2 капельки в сутки 10 дней.

    Пропейте курс глицина.

  8. Делайте ребенку замечания, если он ходит неправильно. Следите за своей походкой.

Когда ребенок должен стоять, вставать?

В 8 месяцев ребенок самостоятельно встает, держится у опоры и переступает с ножки на ножку. В 9 месяцев здоровый ребенок должен хорошо стоять у любой опоры. Если ребенка, мальчика, девочку держать за две ручки, то он уже уверенно переступает с ножки на ножку. В 10 месяцев ребенок в норме уже хорошо стоит, а также ходит у опоры, если держится за нее одной ручкой. Может с опорой спускаться и подниматься с невысокой лестнички. В 11 месяцев самостоятельно уверенно стоит, ходит, немного придерживаясь за опору, делает 3 – 5 шагов без опоры. В 12 месяцев (1 год) малыш самостоятельно без поддержи и опоры начинает ходить. Если Ваш ребенок укладывает в эти возрастные нормы, то никаких поводов для беспокойства у родителей быть не должно. Если ребенок отстает от этих показателей, то у него задержка моторного развития, которую нужно обязательно лечить.
 

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ

многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод

Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны

Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок

Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).

  • Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
  • Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
  • Массаж животика, спинки.
  • Ползание.
  • Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
  • Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
  • Круговые движения ручками.
  • Активное упражнение – напряженное выгибание.
  • Поворот влево со спинки на животик.
  • Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
  • Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).

Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).

Физические упражнения для детей 4-5 лет

В данном возрасте, при занятиях физкультурой с детьми, особое внимание необходимо уделить развитию стопы, потому что в силу различных неблагоприятных факторов у ребенка может начать развиваться плоскостопие. Гимнастика для ребенка 4-5 лет должна включать 4-5 упражнений

И начинать ее следует с небольшой разминки, которая состоит из ходьбы по кругу на носках, а затем на пятках. Такая разминка является прекрасной профилактикой плоскостопия.

1. И. П. – ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнить поворот в сторону, при этом руки развести в стороны, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

2. И. П. – сидя на полу, скрестив ноги “по-турецки”, руки поставить в упор сзади. Сделать наклон вперед, хлопнуть по полу перед ногами, затем наклониться как можно ниже, хлопая по полу как можно дальше. Далее – снова хлопнуть перед ногами и вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

3. И. П. – лежа на спине, кисти сомкнуть на затылке, локти выставить вперед. Повернуться на бок, вернуться в исходное положение. Затем повернуться в другую сторону и опять вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. И. П. – ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнять подпрыгивание с поворотом вокруг себя. Повторить 6-8 раз.

5. И. П. – ноги на ширине плеч, в руках мяч, который надо держать двумя руками внизу. Присесть, мяч держать прямыми руками перед собой. При этом спина должна быть прямая, взгляд на мяче. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

6. И. П. – ноги на ширине плеч, руки внизу, в одной из них мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч из одной руки в другую, а затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.{banner_st-d-2}

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий