Ребенку уже 6 месяцев, а он еще не ползает?

Чего нельзя делать

Некоторые действия родителей не способствуют ползанию грудничков и могут быть опасны для младенца. Запомните, что крайне нежелательно делать следующее:

  • Постоянно носить крошку на руках. Спускайте на пол, в манеж, чтобы он учился вставать на колени, опираться на ручки.
  • Заставлять ползать, ставить на четвереньки насильно. Не требуйте от пяти-, шестимесячных детей невозможного. Дождитесь более позднего периода, пусть малыш подрастет. Если к 8–9 месяцам не захочет вас удивить, то обратитесь к доктору.
  • Поднимать за ладошки, чтобы сел. Держите ребенка за локти или плечи.
  • Использовать на ранних сроках ходунки, прыгунки, кресла для сидения. Садиться, прыгать, ползать малыш начнет тогда, когда у него сформируется опорно-двигательный аппарат.
  • Оставлять малыша надолго в манеже или кроватке. Отсутствие свободного пространства негативно сказывается на физическом и психическом развитии.
  • Забывать обезопасить младенца, подготовить комнату к изучению. Розетки, провода, стеклянные вазы, легкие стулья уберите наверх.
  • Ругать, если ребенок странно ползает. Метод и способ передвижения малышу подсказывает интуиция, мышцы. Он прыгает на попе, переворачивается на полу не из-за вредности, а потому, что встать на четвереньки пока не может.
  • Стелить жесткие ковры, паласы в комнате. На коленях и локтях можно натереть мозоли. Последствием становится отказ от ползания. В таких ситуациях используйте наколенники.

Лучше всего учить малыша ползать на собственном примере. Наверняка грудничок будет смотреть на маму удивленными глазами. Но если поиграть с малышом в догонялки на четвереньках, провести время весело и дружно, то он будет ждать следующего раза с большим интересом, подползать к вам самостоятельно, чтобы затеять забаву. И так быстро и легко научится ползать самостоятельно.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Готов ли малыш садиться?

Однако основополагающим фактором для того, чтобы начинать высаживание малыша, должна стать готовность его организма к этому. Как проверить, готов ли ребенок к сидению? Нужно понаблюдать за ним, проверяя освоенные навыки.

Если кроха готов садиться, то он уже научился:

  • долго лежать на животике;
  • лежа на животе, уверенно держать головку, отрывать от опоры грудную клетку, твердо упираясь ручками;
  • поворачиваться со спины на бок, возвращаться обратно.

А вот если кроха не пытается переворачиваться со спины даже на бочок, при попытках его усадить заваливается вбок, а если сидит, то с круглой спиной – его организм еще точно не готов к таким переменам.

Как определить, индивидуальная это особенность, или есть причины для беспокойства? Наличие патологии, как правило, сопровождается явными признаками:

  • при попытках усадить малыша в 7–8 месяцев он сразу заваливается набок;
  • у него явная задержка развития (не может удерживать предметы, не лепечет, не улыбается и т. д.);
  • кроха часто беспричинно беспокоится, капризничает;
  • у грудничка выражено косоглазие, он выпучивает или закатывает глаза;
  • ребенок имеет дефицит веса;
  • у него повышен или понижен мышечный тонус;
  • слишком долго зарастает родничок.

Упражнения

Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.

Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:

Укрепляем мышцы рук

Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.

Учимся опираться на обе ручки

Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.

Тренируем вестибулярный аппарат

Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.

Покажите, как перевернуться

Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев

Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону

Стимулируем ползание

Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол

Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть

Учим переставлять ручки

Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.

Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.

Делаем упражнение «Лягушонок»

Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.

Тренируем стойку на коленях

Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.

Учимся стоять на четвереньках

Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.

Учимся ползать на четвереньках

Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.

Меры безопасности при обучении

Перед тем, как научить детей ползать в 6 месяцев, родители должны создать безопасные условия для этого. Идеальное место для проведения занятий – большой манеж. Если обучение проводится на полу, перед тем, как учить малыша, родители должны:

  • Постелить чистое одеяло и фланелевую пеленку (ситцевые будут скользить и сминаться). Это нужно сделать даже в том случае, если на полу лежит ковер, поскольку пыль от паласа может вызвать аллергическую реакцию;
  • Убедиться, что на полу нет мелких предметов, которые карапуз легко может засунуть в рот, вдохнуть или проглотить;
  • Убедиться, что рядом нет мебели с острыми углами, чтобы малыш не поранился в процессе увлекательного обучения;
  • Убрать из комнаты домашних животных. Собаки или кошки могут воспринимать ползающего малыша как угрозу и проявлять агрессивное поведение. Также кроха может сам спровоцировать животное к агрессии, потянув его за хвост.

Если дома холодно, малыш должен быть достаточно тепло одет. Кофточка должна быть длинной, чтобы во время передвижения по полу грудь и живот не оголялись. Вместо штанишек и брюк лучше надеть ползунки на бретелях – они не будут слетать. На ножках должны быть пинетки или теплые носки, не стесняющие движений. Вся одежда должна подходить по размеру, не сдавливать и не болтаться.

Во время обучения следует снять с крохи соску на цепочке. Также нужно убедиться, что на одежде грудничка нет никаких ремней и веревок. Ползающий кроха может легко запутаться в них и сильно испугаться.

Игрушки, мотивирующие детей к движению, должны быть округлой формы, без острых углов и мелких деталей. Если кроха уже достаточно хорошо ползает и не нуждается в обучении, выпускать его на пол можно только под присмотром родителей. Когда мама хочет заняться своими делами, карапуза можно поместить в кроватку или в манеж. Соорудить подобие манежа самостоятельно очень просто: достаточно просто оградить небольшой угол комнаты листами фанеры или ДСП. Покупной вариант все-таки предпочтительнее – держась за рейки или специальные кольца (в сетчатом манеже), карапуз научится не только ползать, но и вставать.

Для безопасности передвижения не стоит с силой подталкивать ребенка вперед и прилагать большие физические усилия во время выполнения обучающих упражнений. Если мама или папа боится случайно повредить младенцу, лучше делать мотивирующие к ползанию упражнения под руководством медсестры или профессионального массажиста.

Детей, у которых в раннем детстве была дисплазия тазобедренного сустава, обучать передвижению на четвереньках можно только с разрешения ортопеда и после того, как врач позволит снять с больного специальную распорку, фиксирующую правильное положение суставов.

Если малыш плохо себя чувствует, хочет есть или спать, следует перенести обучение на другое время. Занятия будут эффективными только в том случае, если маленький ученик будет в хорошем настроении. Если грудничок отказывается выполнять какие-то упражнения, настаивать не стоит. Нельзя заставить младенца делать то, чего он не хочет. Через какое-то время можно будет снова предложить ему освоить требуемое движение.

Когда ребенок уже начал самостоятельно передвигаться по квартире, можно купить ему манеж с ограждением из сетки или реек

Внимание! Проводить обучение можно только на полу, в детской кровати или в манеже. Ползать на диване грудничок не должен – непоседа может быстро свалиться и получить серьезную травму. Не стоит рисковать здоровьем ребенка

Не стоит рисковать здоровьем ребенка.

Бывают дети, которые не передвигаются по-пластунски и на четвереньках, сразу начинают сидеть и ходить. Однако статистика утверждает, что таких малышей очень мало. Большинство шестимесячных грудничков сначала учится ползать вперед пластунским способом, только потом начинает держать спину прямо. Поэтому родители обязательно должны стимулировать грудничка к активному и быстрому ползанию.

Меры безопасности при обучении

Перед тем, как научить детей ползать в 6 месяцев, родители должны создать безопасные условия для этого. Идеальное место для проведения занятий – большой манеж. Если обучение проводится на полу, перед тем, как учить малыша, родители должны:

  • Постелить чистое одеяло и фланелевую пеленку (ситцевые будут скользить и сминаться). Это нужно сделать даже в том случае, если на полу лежит ковер, поскольку пыль от паласа может вызвать аллергическую реакцию;
  • Убедиться, что на полу нет мелких предметов, которые карапуз легко может засунуть в рот, вдохнуть или проглотить;
  • Убедиться, что рядом нет мебели с острыми углами, чтобы малыш не поранился в процессе увлекательного обучения;
  • Убрать из комнаты домашних животных. Собаки или кошки могут воспринимать ползающего малыша как угрозу и проявлять агрессивное поведение. Также кроха может сам спровоцировать животное к агрессии, потянув его за хвост.

Если дома холодно, малыш должен быть достаточно тепло одет. Кофточка должна быть длинной, чтобы во время передвижения по полу грудь и живот не оголялись. Вместо штанишек и брюк лучше надеть ползунки на бретелях – они не будут слетать. На ножках должны быть пинетки или теплые носки, не стесняющие движений. Вся одежда должна подходить по размеру, не сдавливать и не болтаться.

Во время обучения следует снять с крохи соску на цепочке. Также нужно убедиться, что на одежде грудничка нет никаких ремней и веревок. Ползающий кроха может легко запутаться в них и сильно испугаться.

Игрушки, мотивирующие детей к движению, должны быть округлой формы, без острых углов и мелких деталей. Если кроха уже достаточно хорошо ползает и не нуждается в обучении, выпускать его на пол можно только под присмотром родителей. Когда мама хочет заняться своими делами, карапуза можно поместить в кроватку или в манеж. Соорудить подобие манежа самостоятельно очень просто: достаточно просто оградить небольшой угол комнаты листами фанеры или ДСП. Покупной вариант все-таки предпочтительнее – держась за рейки или специальные кольца (в сетчатом манеже), карапуз научится не только ползать, но и вставать.

Для безопасности передвижения не стоит с силой подталкивать ребенка вперед и прилагать большие физические усилия во время выполнения обучающих упражнений. Если мама или папа боится случайно повредить младенцу, лучше делать мотивирующие к ползанию упражнения под руководством медсестры или профессионального массажиста.

Детей, у которых в раннем детстве была дисплазия тазобедренного сустава, обучать передвижению на четвереньках можно только с разрешения ортопеда и после того, как врач позволит снять с больного специальную распорку, фиксирующую правильное положение суставов.

Если малыш плохо себя чувствует, хочет есть или спать, следует перенести обучение на другое время. Занятия будут эффективными только в том случае, если маленький ученик будет в хорошем настроении. Если грудничок отказывается выполнять какие-то упражнения, настаивать не стоит. Нельзя заставить младенца делать то, чего он не хочет. Через какое-то время можно будет снова предложить ему освоить требуемое движение.

Когда ребенок уже начал самостоятельно передвигаться по квартире, можно купить ему манеж с ограждением из сетки или реек

Внимание! Проводить обучение можно только на полу, в детской кровати или в манеже. Ползать на диване грудничок не должен – непоседа может быстро свалиться и получить серьезную травму

Не стоит рисковать здоровьем ребенка.

Бывают дети, которые не передвигаются по-пластунски и на четвереньках, сразу начинают сидеть и ходить. Однако статистика утверждает, что таких малышей очень мало. Большинство шестимесячных грудничков сначала учится ползать вперед пластунским способом, только потом начинает держать спину прямо. Поэтому родители обязательно должны стимулировать грудничка к активному и быстрому ползанию.

Советы родителям грудничков

При занятиях с малышом родителям не нужно забывать о технике безопасности. Не пытайтесь сажать ребенка, если он к этому еще не готов.

При постановке диагноза «гипертонус» обязательно нужно пройти лечение. Такой ребенок изначально неправильно сидит, в результате могут начаться проблемы со спиной.

Мнение эксперта

Смирнова Луиза Дмитриевна – медицинский работник

Помощник педиатра частной клиники

Во время тренировок хвалите малыша, пойте песенки. Делать упражнения можно в игровой форме и с хорошим настроением.

Соблюдая эти несложные рекомендации, вы поможете своему малышу быстро научиться сидеть. Если у вас нет возможности так заниматься с ним, когда придет время, и организм ребенка окрепнет, он начнет сам садиться без чьей-либо помощи.

Чему нужно учить ребенка в 6-7 месяцев?

основы речи

Диалог с малышом — основа языкового развития. Все детки этого возраста любят звуки, издаваемые животными, и пытаются их повторить. С крохой нужно больше заниматься, показывая ему картинки с изображениями зверей, птиц, насекомых и озвучивать их голоса: лай собаки, писк мышки, кряканье уточки.

Слушая песенку, следует подпевать и побуждать малыша делать то же самое. Ребятишки в 6 месяцев любят повторять одни и те же слоги: «бу», «га», «ма». Они могут добавить к ним другие гласные и согласные, усложняя звуки.

Знакомые предметы и события нужно называть правильно и одними и теми же словами. Не стоит имитировать «детский» язык и коверкать произношение. Занимаясь с крохой, нельзя забывать, что ему нужно время для самостоятельных занятий. Достаточно 10-15 минут в течение одной игры.

Подготовительный этап

Чтобы ребенок начал сидеть своевременно, важно помочь ему укрепить кости и мышцы. Для этого нужно регулярно заниматься с ним несложной гимнастикой

Например, укрепить мышцы пресса поможет купание во взрослой ванне, наполненной почти до краев, со специальным удерживающим кругом. При этом кроха будет энергично барахтаться, работая ножками.
При гипер- или гипотонусе поможет специальный массаж. Возможно, понадобится помощь специалиста.
Ползание по-пластунски укрепляет позвоночник, мышцы живота и ног

Поэтому важно стимулировать ребенка к ползанию, предлагая дотянуться до интересной игрушки. Можно подставлять ему под пяточки ладони для опоры – пусть отталкивается, укрепляя нужные мышцы.
Частое выкладывание на животик также способствует укреплению мышц спины и позвоночника

Пусть малыш играет в таком положении любимыми погремушками подольше.
Крупные ячейки на сетке манежа легко приучат малыша хвататься за них, подтягиваться, приподниматься. Все это – тренировка и укрепление мышц.

Когда родителям беспокоиться?

Не всегда, в силу определенных обстоятельств, дети развиваются правильно и есть особые моменты, когда может потребоваться помощь со стороны детских специалистов (педиатра или ортопеда, невролога)

Хотя процесс ползания достаточно растянут по времени и нет жестких ограничений в его освоении, но есть в нем и ключевые, опорные точки, отдельные моменты, на которые родители должны обращать внимание. Именно они могут указать на то, что процесс отклоняется от физиологически заданных параметров.

Стоит поговорить с врачом. Если:

  • До восьми месяцев малыш не делает попыток ползти совсем, ни одного самостоятельного действия
  • Кроха не приподнимается на предплечьях и ручках, не делает движений телом вперед
  • Все этапы ползания очень длительно растянуты (вставание на четвереньки, раскачивание на конечностях, нет попыток ползти из такого положения более месяца)
  • В период 8-9 месяцев малыш ползает только за счет ног, не поднимается на ручках, поднимается только за счет одной ручки
  • Ребенок в год или старше может ползать только в заднем направлении.

Эти проблемы могут указывать на наличие ортопедических или неврологических проблем, на задержки в психомоторном развитии, на наличие органической патологии нервной системы, травм рук и т. д.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Нужно ли учить

Некоторые родители, желая побыстрее развить малышей, пытаются помочь им в приобретении такого навыка. Педиатры этого не запрещают, хотя советуют отказаться от попытки заставить малыша ходить или сидеть до 12 месяцев. При этом подготовку к ползанию можно начинать с рождения.

Проявлять настойчивость не стоит

Необходимо ненавязчиво и осторожно подталкивать малыша к этому интересному занятию, вызывая у него естественный интерес. Помочь в этом могут специальный массаж, упражнения, занятия в воде

Непосредственно процесс

Когда ребенок не проявляет желания ползать, ему могут помочь родители. Рекомендации:

  1. Для начала стоит дать крохе больше свободы. Для этого необходимо вытащить его из манежа или кроватки и посадить на пол. Когда он сядет, можно дать ему немного времени привыкнуть, оглядеться, рассмотреть окружающие предметы. Только когда ребенок привыкнет к новой неизведанной обстановке, можно начинать процесс.
  2. Необходимо тоже опуститься на пол, а не возвышаться на крохой. Так он будет чувствовать присутствие рядом мамы, поэтому будет меньше бояться и беспокоиться. Лучше не стоять над ребенком: его подсознательно может напугать большая разница в росте, и он заплачет.
  3. Малыша можно аккуратно приподнимать и поддерживать под животик. Ему должно быть интересно оторваться от земли, посмотреть на окружающую обстановку с другого ракурса.
  4. Помочь малышу ползать можно в игровой форме. Подойдут интересные яркие игрушки, которые можно положить чуть поодаль от ребенка. Ему станет интересно посмотреть на них, а это будет способствовать попытке передвижения.
  5. Когда малыш только начинает ползать, ему необходима поддержка. Мама и папа тоже могут участвовать в этом процессе: для этого необходимо просто встать на четвереньки. Такая “моральная поддержка” поможет малышу освоиться.

Во сколько месяцев ползают дети-мальчики?

Если верить статистике и данным, которые приводит Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), детки начинают ползать в возрасте от 6 до 11 месяцев, в среднем это 8 месяцев. А если сравнивать мальчиков и девочек, тут парни уступают маленьким принцессам примерно на месяц.

От чего же зависит, когда ребенок начинает ползать?

  • Зачастую, мальчики склонны набирать лишний вес из-за большей привязанности к материнской груди. Да и физиологически они крупнее и тяжелее девочек. Худощавым деткам с развитой мускулатурой легче удается приподняться на ручках, лежа на животе.
  • Когда родители постоянно носят на руках или в слинге, не отпускают на пол из-за боязни, что грудничок простудится, испачкается или закатит истерику – мотивация к самостоятельному передвижению пропадает, и малыш не торопится начинать ползать.
  • Генетика – если папа или мама поздние «ползунки», это может передаваться по наследству.

Мальчики в 7-8 месяцев предпринимают первые попытки ползать. Этот этап можно назвать «предползанием». Причем каждый выбирает наиболее удобный ему способ передвигаться. Рассмотрим самые распространенные стили.

По-пластунски

Малыш, поочередно опираясь на локти, подтягивает тело и продвигается вперед, скользя на животе. Передвигаясь таким образом, он подготавливает мышцы к ползанию на четвереньках – это считается нормой.

Ребенок, лежа на животе, сгибает обе ноги в коленях и отталкивается ими одновременно, продвигаясь вперед «прыжками». Такой способ также нормален.

Раненый партизан

Это вариант ползания по-пластунски, только тут задействуются ножка и ручка одной сильной стороны. И получается так, что слабая нога выпрямлена и волочится, не участвуя в процессе. Такое несимметричное движение говорит о том, что есть тонус в негнущейся ножке или пояснице.

Катаюсь колбаской

Переворачиваясь многократно с живота на спину, малыш «катится» к цели. Это может говорить о том, что он просто по-другому не умеет, либо маленькой «колбаске» лень напрягаться.

Когда девочка уже ползает уверенно и без помощи взрослых?

Если говорить про возраст 7-8 месяцев у девочек, то подавляющее большинство уже уверенно бегают на четвереньках правильно: спина ровная и конечности двигаются перекрестно, то есть правая рука – левая нога, левая рука – правая нога. Именно такое ползание укрепляет все тело, и чем больше продлится этот этап, тем лучше.

Помимо классического ползания, ребенок может ползать задом, на прямых руках и ногах, несимметрично или даже боком.

Что делать, если малыш никак не принимается за ползание в нужное время?

Зная, во сколько месяцев начинают ползать мальчики или девочки, родителям необходимо подготовиться и создать условия для активизации навыка заранее.

  • Для начала, мама должна быть морально готова к переселению малыша на пол. Сложно не взять на ручки плачущего грудничка, но главное помнить, что ваши действия во благо. Занимайтесь делами рядом с будущим «ползунком» и говорите как сильно заняты, тогда у карапуза появится стимул добраться до цели самостоятельно.
  • Полностью переселять ребенка на пол нужно не позднее 5 месяцев, а лучше всего – в три.
  • Приобретите коврик для ползания, ползунки с нескользящими наколенниками или специальные носочки. В теплой квартире оголяйте ступни, так малышу легче будет отталкиваться.
  • Лучшая мотивация – любимые игрушки или предметы быта: пульт, мамина косметичка, кошачья миска, упаковка подгузников, папины часы. Разложите их на расстоянии метра от карапуза, пусть пробует достать.
  • Играйте в догонялки, показывая, как правильно ползать на собственном примере. Также для такой игры отлично подходят домашние питомцы, и даже робот-пылесос.
  • Занимайтесь с малышом гимнастикой, выполняйте нехитрые упражнения на фитболе: «самолетик», «ракета» и простые покачивания. Можно делать общеукрепляющий массаж, который поможет расслабить напряженные участки тела, снять тонус и даст подпитку мышцам.

В заключение хочется отметить: помните, что ползание – это природная остеопатия. Не заставляйте малыша ползать, а заботливо мотивируйте и помогайте освоить новый навык. И тогда маленький будущий спринтер обязательно порадует вас, встав на четвереньки.

Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.

Ползание способствует укреплению мышечно-связочного аппарата, но многие педиатры считают, что этот навык благотворно сказывается даже на общем развитии: влияет на интеллект, способствует быстрому формированию речи. Дети, которые научились ползать, быстрее сверстников начинают сидеть, поэтому пропускать эту ступень развития не стоит.

Роль рахита в проблеме

На ползание влияет некоторое недоразвитие мышечного аппарата либо слабость мышечно-связочного каркаса в результате развития рахита, например. Тогда подобный диагноз подтверждает врач-педиатр при плановых осмотрах или при дополнительном обращении. Рахит можно заподозрить на основании типичных признаков и анализов. Для коррекции врач назначает и необходимое лечение витамином Д, и возможно, кальцием, а также назначает лечебный массаж и гимнастику

Важно правильно и полноценно лечить рахит, не игнорируя советы врача. Если же в таком случае пренебрегать рекомендациями врача или самостоятельно развивать у ребенка навыки ползания на фоне рахита, можно добиться того, что ребенок получит серьезные травмы в области связок или мышц.

Как научить ребёнка ползать на четвереньках?

Слабые ручки;
​

Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Бездумно применяя специальные упражнения, вы можете только ухудшить детское здоровье. Если же доктор скажет, что малыш здоров, но просто ленится, смело приступайте к занятиям.

Упражнение № 1. Тянем ручки

Чтобы ползать на четвереньках, малыш должен уметь опираться на прямые руки и держать равновесие лишь на 3 точках опоры. Обычно полугодовалый ребёнок, лёжа на животике, способен приподняться на вытянутых руках и даже схватить погремушку одной из них, удерживая равновесия другой.

Как научить кроху этому умению?
Необходимо положить ребёнка на живот и подвесить игрушку таким образом, чтобы она размещалась чуть выше его головки. Для захвата погремушки крохе нужно будет напрячь грудь, вытянуть руки и схватить одной ручкой желанный объект

Перед этим важно заинтересовать малыша, дав ему пощупать игрушку, а лишь затем её подвесить

Упражнение № 2. Работаем ручками, лёжа на животике

Скатайте плед так, чтобы получился маленький валик. Его необходимо подложить под грудь малышу таким образом, что головка и руки свободно висели, а ножки и животик располагались на кровати. Ребёнок сможет без проблем хватать обеими ручками игрушку, разрабатывая тем самым вестибулярную систему.

Упражнение № 3. Стоим на четвереньках

Положите кроху на животик, под который нужно поместить маленькую подушку или скатанный плед. Детские руки и ноги должны свисать по разным сторонам, а грудь и животик – лежать на мягкой подложке. Волей-неволей ребёнку придётся встать на четыре точки опоры.

Упражнение № 4. Стоим на коленях

Некоторые малыши не желают ползать на коленях, предпочитая другой способ передвижения – подниматься на выпрямленных конечностях и быстро двигаться вперёд. Если вы хотите научить кроху ползать на четвереньках, прежде обучите его стоять на коленях. Для этого потребуется:
​

Прижать детскую спину к своему животу;
​

Обхватить ребёнка одной рукой под мышками;
​

Другой – поджать детские стопы и поставить малыша на поверхность коленями так, чтобы ровная спина полностью прижалась к вашему животу.

Позвольте ему поползать в таком положении. Если у него получается, не торопясь отпустите кроху от себя, чтобы он смог опереть на поверхность руками и коленками.

Упражнение № 5. Переставляем ножки

Разложите на полу высокий матрас и разместите на одном конце ребёнка таким образом, чтобы его грудь была на матрасе, локотки опирались на его поверхность, а колени стояли на полу. Перейдите на противоположную сторону и медленно тяните матрас на себя. Ребёнку придётся передвигать коленями, поскольку опора в виде его рук движется вперёд.

Упражнение № 6. Учим переставлять руки

Приподнимите ребёнка над твёрдой поверхностью (подойдёт столешница), придерживайте одной рукой под грудью, второй – приподнимите ножки. Занятие предназначено для того, чтобы дети смогли ладонями опираться на поверхность. Аккуратно подталкивайте малыша, тогда ему придётся переставлять ручки. Можно положить рядом любимую погремушку.

Упражнение № 7. Ползаем на четвереньках

Для этого упражнения вам потребуется ещё один человек. Поставьте ребёнка на твёрдую поверхность на четвереньки. Допустим, вы будете отвечать за перемещение детских ножек, а супруг – за движение ручек. Делать это нужно перекрёстно: один двигает вперёд левую руку, а второй подталкивает правую ногу, и наоборот.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий