Упражнения и развивающие игры для ребенка от 2 до 3 лет

Виды и категории детских логических игр

Хотя логические игры направлены все на одно и то же – развитие мышления – они делятся на несколько очень разных по сути категорий:

Игры на развитие смекалки.

Их часто используют в дошкольных или школьных заведениях, стимулируя ребят активно думать, стараться применять логику, быстро соображать и находить верные решения. Такие игры есть и для самых маленьких, и для более взрослых детей. Лучший пример игры – «цепочка слов» (каждый следующий игрок должен назвать слово на ту букву, на которую заканчивается предыдущее), «составь слова» (из одного длинного слова нужно составить максимальное количество других слов);

Развитие творческого мышления и умения визуализировать образы.

Целая серия интересных и увлекательных (особенно для маленьких детей) игр направлена на развитие их творческих способностей. Самая простая из них – «Расскажи мне сказку». После прочтения новой интересной для малышей сказки их нужно попросить нарисовать ее несколькими фрагментами (главного героя, его соперника, ключевое противостояние и т.д.), а затем попросить рассказать сказку по этим картинкам. Другой интересный пример – игра «Загадай-ка!». Вы загадываете ребенку простые, но интересные загадки, которые касаются хорошо знакомых ему предметов, а он их рисует на бумаге;

Игры на понимание.

Очень увлекательные игры не только для детей, но и для взрослых. Лучший пример – традиционная «Пантомима», или «Крокодил». Один из участников игры должен показать другим предмет, действие или строчку из музыкального произведения, но без слов, с помощью жестов. Аналогичная игра на развитие воображения, понимания мира – «Ромашка». На «лепестках» ромашки написаны задания, которые должен показать участник (закипающий чайник, египетскую пирамиду, походку человека, которому жмут ботинки и т.д.);

Игры на развитие художественно-образного мышления.

Отличные игры, которые помогают раскрывать в ребенке скрытые таланты, ощущать мир глубже, показывать свои индивидуальные способности. Самая простая и любимая с детства игра – «Облака». Наблюдая за причудливыми изменениями неба, дети пробуют угадать в очертаниях облаков знакомые предметы, людей или картины. Эта игра увлекательная и магнетическая, она помогает и взрослым расслабиться и ощутить мир по-новому. Похожая игра из этого цикла – «Ассоциации». Участники игры загадывают одного участника. Игрок, чьей задачей есть отгадать личность, задает ассоциативные вопросы. «Если бы он был фруктом, то каким бы он был?», «Какой цвет подходит этому человеку?» Эти вопросы помогают ему определиться. Другие игры: «Тень» (ребенок должен угадать, что за предмет загадал ведущий по его тени), «Скульптура»;

Игры на повышение интеллекта.

Это условное название цикла логических игр, которые представляют собой определенные цепочки, и нужно угадать, какой элемент будет следующим. Сюда также включены различные математические задачки, игры по типу «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Какое число пропущено?» и т.д.;

Лингвистические игры.

Очень полезные и для развития у ребенка навыков правильной речи, умения точно подбирать определения и характеристики, и для повышения словарного запаса в целом. Это такие задачи для самых маленьких, как превращение слов (нужно последовательно менять по одной букву в слове, чтобы получить задуманное второе слово), «Заикалки» (участники играют с мячом; тот, кто бросает, говорит только начало слова, а тот, кто ловит, должен сообразить, как продолжить его, пока летит мячик), «Синоним».

Интерактивные логические игры

Логические игры для детей можно найти и среди компьютерных или мобильных приложений. Но более эффективными и интересными все-таки остаются любимые с детства настольные развивающие игры, в которые нужно играть с соперником, а также командные игры. Немало интересных забав, развивающих логическое мышление, для которых нужны только листок бумаги и карандаш. Если хорошо подумать, многие родители помнят их еще из своего детства: это и традиционные «бычки и коровки», «крестики-нолики», «морской бой», «виселица» и многие другие.

Особенности развития детей 2–3 лет

Ребенок, достигший, двух-трех лет, растет и развивается с космической скоростью. В это время на малыша оказывают огромное влияние родители, ведь каждое их слово находит отражение во внутреннем мире ребенка. В этом периоде малыш совершает большие достижения, становится самостоятельным, но в то же время может казаться непослушным.

Какие главные изменения происходят с ребенком в этот период? Малыш понимает значение собственного «Я», для полноценного его развития нужна похвала и внимание со стороны родителей. Кроме эмоционального взросления усиливается и двигательная активность крохи

У него довольно часто возникают желания, которые не совпадают с родительскими, потихоньку ребенок начинает проявлять бунтарские замашки. В этом возрасте уговорить малыша сделать что-либо непросто, а заставить – практически невозможно. Кроха считает себя уже достаточно взрослым, поэтому родителям ни в коем случае нельзя подавлять желания ребенка (если они не опасны), помогать ему самовыражаться, расти в личностном плане, формировать характер.

В возрасте 2–3 лет малыш лучше запоминает, улучшается его речь, становится более связной и понятной, расширяется разговорный словарь. Лучше всего помочь ребенку, предоставив ему возможность развиваться, тогда запас слов к четырем годам достигнет порядка 1500 слов.

Особенно важно то, как взрослые разговаривают с ребенком и между собой, поскольку малыш прислушивается и как губка впитывает в себя всю полученную информацию. Ребенок в возрасте 2–3 лет начинает замечать определенный порядок в действиях родителей, так называемый алгоритм принятия решений и действий

Самым положительным образцом для подражания должны стать именно взрослые члены семьи: родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. У двухлетнего крохи получают развитие культура общения и мышления. У ребенка происходит формирование основ речи. В малыше пробуждается желание к новым открытиям, все чаще он хочет быть самостоятельным. Если родители будут способствовать развитию своего крохи, в будущем это откликнется высоким интеллектом и хорошими способностями ребенка

Ребенок в возрасте 2–3 лет начинает замечать определенный порядок в действиях родителей, так называемый алгоритм принятия решений и действий. Самым положительным образцом для подражания должны стать именно взрослые члены семьи: родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. У двухлетнего крохи получают развитие культура общения и мышления. У ребенка происходит формирование основ речи. В малыше пробуждается желание к новым открытиям, все чаще он хочет быть самостоятельным. Если родители будут способствовать развитию своего крохи, в будущем это откликнется высоким интеллектом и хорошими способностями ребенка.

Даже у такого маленького ребенка уже неплохо развито воображение. Двухлетний малыш уже умеет придумывать и с удовольствием фантазирует. У него формируются различные поведенческие модели. Так, к примеру, ребенок может показать какого-нибудь зверя, повторить звуки и движения некоторых животных, спародировать друга или дедушку и прочее

В таком возрасте важно показывать малышу правильное поведение, объяснять, что плохо и неприемлемо, а что хорошо

Играем с магнитным лабиринтом

Ну и еще парочка интересных игрушек, которые сгодятся в возрасте от 2,5 лет

Во-первых, это магнитный лабиринт (Ozon, My-shop, KoroBoom). Не хочется повторять избитое «развивает мелкую моторику», но это так Ребенок учится проводить шарики по лабиринту с помощью магнитной палочки. При этом палочку нужно держать строго вертикально и плотно прижимать к поверхности лабиринта, а это непросто. Шарик будет отцепляться, а палочка не захочет поддаваться, так что малышу надо будет приложить все усилия.

Встречаются разные лабиринты. Некоторые построены так, что все шарики нужно привести в какое-то одно «финишное» место, в других – таких мест несколько, а некоторые вообще предполагают игру с соперником (например, футбол) и содержат сразу две палочки для игры.

Играем со стучалкой

В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom, My-shop), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.

Стучалки с гвоздиками (Ozon, My-shop) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.

Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.

Развитие интеллектуальных способностей

В возрасте 2-х лет, для маленького человечка важно развитие интеллектуальных способностей. Это касается знания цветов, цветосоотношения, счета до 10-ти, знание геометрических фигур

Для развития каждого перечисленного аспекта, следует прибегать к различным упражнениям.

Игры на знание геометрических фигур

Существует коробка, в которой есть отверстия различных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и прочие). К этой коробке прилагаются соответствующие фигуры. Соответственно, эти фигурки нужно положить в коробку через специальные отверстия. Круг не пролезет через квадратную дырку. Это значит, что ребенок должен оценивать геометрическую форму фигурки и направлять ее в подходящее отверстие. Когда малыш справился с поставленной задачей — похвалите его, скажите, какой он умница. Попросите его научить таким навыкам зайку или лисичку. Пусть он теперь сидит и объясняет свои действия игрушкам. Тут не важна точность высказываний. Главное, чтоб ребенок был заинтересован в игре.

Играйте с ребенком в развивающие игры чаще

Упражнения на цветосоотношение

При помощи этого упражнения, малыш будет уметь класть красное к красному, синее к синему и так далее. Принцип упражнения довольно простой. Берем разноцветные миски и шарики, кубики, бусинки соответствующих цветов. Около мисок разбрасываем разноцветные шарики. Главное, чтоб все были перемешаны. К мискам можно поставить любимые игрушки малыша. Далее, следует сказать, что зайка и котик хотят, чтоб малыш помог им набрать полную миску шариков любимого цвета. Пусть у котика будут красные шарики, а у зайки синие. Миски должны быть такого же цвета.

От ребенка требуется, чтобы он сложил в миску котика только красные шарики. На первое время можно обойтись шариками 3-4 цветов, чтоб было из чего выбирать. Когда малыш подрастает, следует усложнять упражнения и количество цветов.

Для упражнений используйте любые подручные материалы

Соотношение одинаковых предметов

Набираем различные предметы. В ход можно использовать макароны различной формы, орешки, бобовые, бусинки. Все эти предметы засыпаем в одну чашку и перемешиваем. Берем миски и в каждую миску накладываем по одному виду предметов. От ребенка требуется, чтобы он из чашки со всеми предметами брал один и складывал в соответствующую миску. Желательно, чтоб чадо проговаривало, что он берет в руки. Приведите своей крошке пример, проговаривая: «Орешек кладем к орешкам, бусинку кладем к бусинкам, фасоль к фасоли». Позже, ребенок должен понять принцип действий и сам классифицировать предметы.

Помимо такой игры, можно придумать аналогичную. К примеру, пусть малыш походит по игровой комнате и принесет вам все красные игрушки, которые найдет. Или пусть принесет только машинки. Вариаций очень много и все зависит только от фантазии мамы.

Кстати, очень полезно наблюдать за ребенком и осознавать, чем он любит заниматься. Исходя из его интересов, можно придумать множество разнообразных и развивающих игр, которые будут очень интересны крохе.

Изучаем новые понятия

  • Магазин;
  • Поликлиника;
  • Морской мир;
  • Я и моя семья;
  • Транспорт;
  • Город.

В 2–3 года ребенок уже может систематизировать первые знания о жизни человека. Обсудите с ним:

  • Профессии. Расскажите, кто работает в поликлинике, на железной дороге, в магазине.
  • Труд человека. Объясните, что любую работу нужно ценить. У каждого есть свои обязанности: мама моет посуду, а папа – чинит кран.
  • Части тела. Рассказывая о строении человека, не забывайте упомянуть о личной гигиене.
  • Бытовую технику. Обязательно подчеркните, что она может быть опасной, если пользоваться ею неправильно.

На нашем сайте также представлена серия онлайн игр и упражнений, направленных на развитие мышления, внимания и памяти. Они созданы с учетом известных методик, поэтому регулярные занятия способствуют эффективному развитию познавательных процессов.

Заниматься с ребенком самостоятельно не сложно. Одни упражнения можно выполнять во время прогулок и путешествий, другие – требуют подготовки. Однако такие занятия станут мощной базой для последующего развития ребенка. Он будет лучше понимать мир и чувствовать себя в нем в безопасности.

Логическая игра Никитина «Сложи узор»

Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1» (Ozon, My-shop, Koroboom) и «Чудо-кубики 2».

Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких. Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.

В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.

Подвижные игры на прогулке

Самое подходящее время для проведения гимнастики — прогулка, а первое необходимое упражнение — ходьба. Если малыш еще не может ходить самостоятельно, предложите ему везти собственную коляску, толкая ее перед собой. Можно предлагать ребенку двигаться к какой-либо цели: «Пойдем к тому дереву», «Дойдем до мамы» — или использовать игрушку на длинной палке, которую малыш катит перед собой. Дети, подвижность которых не ограничивают сидением в коляске и постоянным одергиванием, быстрее обучаются ходить и бегать, лучше развиваются.

Когда малыш ходит уже достаточно хорошо, у него появляется потребность овладеть другими способами передвижения. Часто ребенок 1,5-3 лет охотнее бегает, чем ходит, и даже частые падения не отвлекают его от этого увлекательного занятия. В тот момент, когда ребенок научился бегать, можно начинать обучать его прыжкам.

Чтобы обучить малыша прыжкам, спрыгните со ступеньки сами, а затем, поставив ребенка на ту же ступеньку, встаньте к нему лицом, возьмите за руки, предложите чуть присесть и прыгнуть вам навстречу. Когда малыш станет прыгать совсем уверено, держите его за одну руку, а потом позвольте прыгать самостоятельно. Позже дети учатся прыгать на месте на двух и одной ноге.

Хорошо научившемуся ходить и бегать малышу интересно и очень полезно осваивать другие виды ходьбы: движение приставным шагом, ходьба на носках и пятках, ходьба на наружной поверхности стопы. Все эти упражнения являются хорошей профилактикой плоскостопия. Дети с удовольствием имитируют различных животных, и это тоже хорошо использовать для тренировки различных движений, равновесия и координации речевых и моторных навыков (умение одновременно двигаться и говорить). Вот пример некоторых подобных упражнений:

  • Зайчик — ребенок прыгает на двух ногах, прижав ладошки-ушки к голове.
  • Лошадка — ребенок бежит вприпрыжку.
  • Медведь — ходьба на наружной поверхности стопы.
  • Лягушка — ребенок сидит на корточках, упираясь руками в пол, затем говорит «ква!» и прыгает вперед, выпрямляясь и поднимая вверх руки, затем снова садится на корточки.
  • Цапля — ходит по болоту, высоко поднимая ноги.

Следующее полезное занятие на прогулке — лазание. Научите малыша перелезать через поваленное дерево, небольшую скамейку, забираться сначала на наклонную, а позже на вертикальную лесенку. При этом старайтесь не держать, а просто подстраховывать его. Обучая ребенка перелезанию, сначала сами покажите ребенку, как это делается. (Для этого вам надо именно перелезть, а не перешагнуть препятствие.) А затем предложите сделать это ребенку, по возможности только подсказывая, а не помогая ему. Как только ребенок научился перелезать через препятствие, повторяйте это упражнение как можно чаще во время прогулки.

Ну и, конечно, чем старше ребенок, тем важнее включать в прогулку ролевые подвижные игры, занятия на различных снарядах (турники, лесенки), игры с мячом. Различные игры с бросанием и толканием мяча можно начинать в возрасте 1,5-2 лет. Научите ребенка бросать мячик из-за головы, от груди, правой и левой рукой, ловить его. Сначала просто передавайте мяч, постепенно увеличивая расстояние между вами и ребенком.

Вообще ребенка старше 2,5 лет можно обучить почти любому виду спорта. Но занятия имеют смысл только тогда, когда приносят радость и вам, и ребенку

Кстати, дети, от которых требуют должного результата (не важно: попасть ногой по мячу или устоять на лыжах), занимаются, как правило, менее успешно, чем те, которых хвалят даже за крохотную удачу. Помните: ребенку трудно управлять своим телом

Ваша главная задача — помочь ему научиться этому. То, что для вас мелочь, для малыша — целое событие.

Упражнения для развития внимания детей

1.Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Как поиграть с ребенком 2 лет в домашние обязанности

Сообщите малышу, что его игрушка запачкала свой носовой носочек, шапочку и т.п. Попросите ребенка помочь – устроить большую стирку.

Налейте в таз воды, покажите, какими движениями нужно стирать, полоскать, отжимать, как развешивать на веревочке и как крепить его прищепкой. Помогите ребенку выполнить все эти действия самостоятельно.

Аналогично в тазике можно устроить мытье игрушечной посуды и игрушек. Двухлетка также может попробовать помести пол. Еще больше подобных заданий можно придумать летом на даче! Эти задания хорошо развивает моторику рук и мышление.

Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие. Помочь на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев. Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками.

Помыть стол. Почистить банан или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку масла и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.

Найди пары

Вот дидактическая развивающая игра про домашние обязанности и поиск пар для вещей. Для организации этой игры желательно распечатать листы с заданиями, вырезать и заламинировать варежки, либо укрепить другим способом.

Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.

Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки).

Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки

Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.

Веселые упражнения для пальчиков

Пальчиковый театр (Ozon, My-shop, KoroBoom) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать?  Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы)

Далее договоритесь с малышом, что сейчас зверушки будут делать зарядку, либо можно разыграть любой другой простой сюжет с включением следующих движений:

  • Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
  • Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
  • Прыгают;
  • Ходят;
  • Спят;
  • Обнимаются друг с другом;
  • Встают на голову;
  • Ползают;
  • Катаются с импровизированной горки и т.д.
  • Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.

Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.

Учимся работать отверткой и гаечным ключом

При воспитании дочери до 3 лет я точно не опиралась на гендерные стереотипы, поэтому уже в 2 года она вовсю забивала гвоздики, крутила винты и гайки Главное, ей это нравилось, а значит, пройти мимо такого мы никак не могли :).

В связи с этим снова хочу предложить вам освоить не совсем девчачье занятие – орудовать отверткой и гаечным ключом (ненастоящими, разумеется). О пользе этой игры для маленьких ручек, думаю, говорить не стоит. Кроме того, занятие можно включить в любую ролевую игру, где что-то поломалось и срочно требуется ремонт. Моей дочке игра нравилась, подозреваю, что у мальчиков она имеет двойной успех.

Несколько лет назад мне удалось купить такой винтовой конструктор, как на фото выше. Сейчас же невероятно популярны конструкторы в виде дырявых чемоданчиков с винтиками, в них еще и шуруповерт есть. Обязательно попробуйте!

На этом закругляюсь Играйте с удовольствием!

Чтобы не пропустить следующую статью (как и все последующие), подписывайтесь на наши обновления в Instagram, , .

Да, и обязательно загляните в эти статьи, думаю, они будут вам интересны:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Что помогает нам в работе?

Игра, игра, игра! В развитии ребенка от 3 лет огромное значение имеет авторитет взрослого. Авторитет 2-летнего малыша невозможно завоевать, принуждая, заставляя и ругая. Возникает устойчивая реакция отторжения «взрослых наставлений».
Моделируя учебные игровые ситуации, мы учим малышей всему необходимому. Разумеется, игры непростые: специально для центра было разработано свыше 5000 специальных упражнений и игровых ситуаций, каждая из которых направлена на решение определённых задач.
Нам очень помогают математика, творческие занятия, конструирование и логические игры (в том числе и шахматы). Наши педагоги с огромным опытом работы умело сочетают все эти инструменты, составляя для каждого малыша индивидуальную программу интеллектуального и творческого развития.

Собираем пазлы из 4-20 частей

Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.

Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.

На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Искренне ваша, Яна Разначенко

Упражнения на развитие внимания

Внимание также можно тренировать с помощью игр. Умение концентрироваться, обращать внимание на детали, размышлять поможет малышу в будущем, когда он пойдет в школу

В возрасте 2-3 года ребенка можно заинтересовать такими играми:

Найди вещь. Поиском можно заниматься в любом удобном месте: на природе, дома. Попросите ребенка отыскать белую машину или найти зверушку на картинке
Игра хороша тем, что не требует специальной подготовки, но она прекрасно развивает внимание. Главное – заинтересовать кроху, и он будет играть с удовольствием.
Найди общий признак
Разложите перед ребенком предметы, которые объединены одним признаком. Например, на всех есть один и тот же узор или какой-то цвет, изображение, геометрическая фигура

Важно, чтобы предметы были разноплановыми: варежка, блюдце, картинка в книге.
Строим по чертежу. К этой игре нужно подготовиться

В детских магазинах есть масса игр с чертежами. Выберите набор по возрасту, и позвольте ребенку сложить башню или домик самостоятельно. Игра может состоять из 2-6 предметов.
Ищем 2 признака. Ребенку предлагается отыскать вещи с двумя одинаковыми признаками, например, большое и круглое.

Развитие моторики

Важно развивать как мелкую, так и крупную моторику. В два года можно самому разминать ребенку пальчики, при этом обязательно проговаривать стишки

После 2,5 лет малыши должны уже уметь выполнять пальчиковые игры. Родитель рассказывает стишок, а ребенок показывает это руками. Можно даже сделать самому или приобрести шапочки на каждый пальчик, так занятия станут еще увлекательнее.

Не забывайте о пользе рисования и лепки. Начинайте занятия с рисования элементарных предметов: шар, солнце или радуга. Можно вместе прочитать сказку и нарисовать главного героя.

Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пальчиками. Хорошее упражнение — сортировка мелких предметов. Это могут быть пуговицы, горох или фасоль. Не забывайте о пользе игр с песком.

Крупную моторику развивает конструктор с большими деталями. Также хорошо влияет на развитие малыша приобщение его к домашним делам: протирание пыли, развешивание белья.

Учимся читать. Первые игры для обучения чтению

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Социальные навыки малышей

Главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1.Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Собираем картинки путем наложения элементов

Несмотря на то, что для подготовки этой игры понадобятся всего лишь маркер и крышки от сметаны, пространственное и логическое мышление она развивает не хуже, чем всем известный Bondibon Поэтому запаситесь как следует сметаной и приступайте!

В чем суть игры? Малышу необходимо собрать цельную картинку из отдельных частей, нарисованных на крышках. Это совершенно новая задачка для пространственного мышления ребенка, ведь, играя с кубиками или конструкторами, он привык получать некий образ или форму, составляя детали рядом. Здесь же картинка будет получаться путем наложения прозрачных деталей друг на друга.

Для игры нужно будет подготовить несколько простых картинок-схем и нарисовать соответствующие элементы на прозрачных крышках. Например, на одной крышке рисуем дом, на другой – забор, на третьей – солнышко, на четвертой – травку. Если все это совместить, то получится красивый деревенский пейзаж. Элементы разных картинок необходимо перемешать между собой, чтобы ребенок сам подобрал подходящие, ориентируясь на схему. Более подробно суть игры можно посмотреть на видео.

Физическое развитие.

  • Любит ходить, ускоряясь и замедляясь, использует ходьбу задом наперед.
  • Ходит по узкой дорожке (доска 15-20 см шириной), приподнятой над землей на 15 см.
  • Свободно переступает через предметы – поднимает ногу и переносит ее приставным шагом.
  • Умеет переступать через натянутую на высоте 10-20 см от пола веревку без поддержки.
  • Прыгает на месте, отрывая от пола обе ноги, вокруг обруча, как зайка. Впрыгивает внутрь обруча.
  • Перепрыгивает с поддержкой по островкам (пенечкам, колесам, через ручеек).
  • Учится вертеться на одной ноге.
  • Бегает как в одном направлении, так и в разных (до 30 сек.). Любит останавливаться по сигналу СТОП. Имитирует бег лошадки, мышонка.
  • Поднимается и спускается по ступеням, иногда придерживаясь за поручень.
  • Взбирается на гимнастическую стенку и слезает с нее, держась руками.
  • Свободно открывает двери, как толкая вперед, так и потянув ручку на себя.
  • Учится держать равновесие, стоя на одной ноге.
  • Подлезает под кровать или натянутую веревку, высотой 30-40 см от пола.
  • Перелезает через препятствия.
  • Мяч – гоняет ногами.
  • Катает и ловит катящийся мячик, сидя на полу. При этом отталкивает его как двумя, так и одной рукой.
  • Закатывает мяч  на расстоянии 1,5-2 м в ворота, шириной от 50 см.
  • Учится стоя ловить мячик руками. Подбрасывает его вверх, но поймать – еще не удается.
  • Перебрасывает мячик через натянутую веревку на высоте вытянутой вверх руки малыша.
  • Бьет об пол мяч и пытается его поймать.

Игры-моталочки

Полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом

Так, например, раньше в своих играх мы обращали особое внимание на , и др. Сейчас самое время освоить еще одно новое действие – наматывание  ниточки

Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.

Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.

Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это очень увлекательно!

Это занятие Таисия очень любила, она могла подолгу мотать и мотать, и это при том, что мне сначала даже не пришла в голову идея привязать игрушку на конце Такую увлеченность я замечаю у дочери каждый раз, когда она осваивает какое-то новое практическое умение. Как будто чувствует, что в жизни пригодится

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий