Методика семьи Никитиных
Семья из подмосковного Королева, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, счастливые родители семерых детей, с 1957 года делились с другими молодыми парами секретами воспитания и обучения. Основой их методики, которая была их жизнью, является естественное физическое развитие ребенка и различные развивающие игры и занятия.
Малыш, который с раннего детства имеет здоровое тело и здоровый дух, по мнению авторов, способен развиваться активнее сверстников. Поэтому физическим упражнениям, закаливанию в семье Никитиных придавали огромное значение. По методике, разработанной семьей Никитиных в ходе личного опыта, следует создавать для ребенка такие условия, которые будут способствовать развитию его способностей, исходя из желаний и самочувствия.
Метод доктора Сузуки
Скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал, что все дети от природы талантливы, поэтому нельзя оставлять это без внимания. Если дети будут окружены приятной музыкой и классическими произведениями, то это поможет стать им прекрасными, добрыми и открытыми людьми.
Как воспитывать детей по данной методике
Ш. Сузуки считал, что если разговаривать ребенок начинает от того, что полностью погружается в родную речь, то по такому же принципу можно окружить его музыкой и раскрыть творческий потенциал.
Основные положения методики:
- музыку малыш должен слушать с самого рождения, а с двух лет можно учить его игре на музыкальных инструментах;
- отдавать его в музыкальную школу можно тогда, когда он начинает проявлять реальную тягу к искусству;
- работа должна происходить в группах по 3-4 человека, чтобы у каждого была мотивация тянуться за остальными;
- репертуар тщательно подбирается под каждый музыкальный инструмент, чтобы навыки развивались постепенно.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- методика основана на внутренней мотивации, поэтому вероятность, что обучение музыке надоест, минимальна;
- может быть опробована на любом ребенке, ведь талант есть у каждого;
- можно использовать как дополнение к другим подходам к воспитанию;
- у малыша развивается чувство прекрасного.
Недостатки:
- многие направления развития затрагиваются лишь поверхностно;
- занятия не гарантируют, что воспитанник станет виртуозным музыкантом и добьется больших успехов.
Методика Бориса и Елены Никитиных
Борис и Елена Никитины – советские родители, которые воспитали семерых детей и на основе своего опыта составили собственную методику развития. В сравнении с современными методами воспитания детей некоторые принципы могут показаться устаревшими, но для своего времени это было настоящим новаторством.
Как воспитывать
Суть методики – дети полностью сами выбирают, что им делать, системных занятий нет. Ребенок может выбрать спортивное или интеллектуальное времяпрепровождение, а родители должны показать ему все на собственном примере.
Спорту действительно уделено в этой методике особое место, потому что дети должны привыкать к здоровому образу жизни
Особенно важно приучать их к закаливанию
Секрет отсутствия всякого порядка и расписания занятий в том, что именно это должно приучать ребенка к самостоятельности.
У Никитиных есть специальный сборник с задачами и головоломками, которые предлагаются детям разных возрастов. Если малышу сложно справиться с заданием, то предлагается просто пропустить его и оставить на потом, а не давать готовое решение.
Преимущества и недостатки
К плюсам методики можно отнести:
внимание не только к интеллектуальному, но и к физическому развитию детей;
легка в применении;
основные принципы быстро осваивают даже те родители, которые далеки от педагогики.
Минусы:
- закаливание ребенка следует проводить только при условии, что у него нет проблем со здоровьем, лучше проконсультироваться с врачом;
- отсутствует индивидуальный подход к каждому малышу;
- недостаточно внимания к творческому развитию и мелкой моторике детей.
Перед тем, как выбирать методики развития детей, поставьте себе несколько вопросов:
- Не собираюсь ли я реализовать себя через ребенка?
- Моему малышу нравится то, чем он занимается и в каком ритме?
- Я фокусируюсь на том, чтобы научить ребенка быть счастливым?
Навыки можно получить в любом возрасте, а в детстве закладывается самое главное — жизненные установки и самооценка
Именно на этом акцентируйте внимание, а не на количестве полученных знаний
Сделайте так, чтобы главными навыками вашего ребенка стали уверенность в своих силах, умение наслаждаться жизнью и жить сегодня, не принося в жертву “сейчас” ради “потом”. Это ваша главная задача как родителей.
Теперь перейдем к методикам. Все они нацелены на эффективное и радостное развитие ребенка. Каждая из них по-своему хороша, остается только выбрать то, что подойдет именно вашему малышу.
Что полезно?
Чтобы хорошо раскрывающаяся в теории методика воспитания детей раннего возраста с применением современных средств и технологий на практике оказалась столь же положительной, нужно контролировать, как и во что играет ребенок. Родители могут отслеживать приложения, которыми пользуется чадо, устанавливать для него специально те, где все персонажи – милые, добрые, приятные, а сюжет совершенно безобиден. Применяя такие разработки в повседневности, можно намного быстрее и результативнее научить чадо считать, читать. Более того, увеличивается скорость познания мира. С раннего возраста ребенок познакомится с правилами пользования современной техникой, без которой невозможно представить себе цивилизованное общество. Впрочем, применение виртуальных технологий и игр в формате онлайн не исключает необходимости писать или читать книги. Чем большее количество средств, позволяющих обучить ребенка, используют родители, тем эффективнее будет процесс воспитания. Многокомпонентная программа с применением всех возможных средств – залог успешного взросления чада.
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.
Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»
Как воспитывать детей
Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.
Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.
- Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
- Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
- Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
- Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
- Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
- Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).
Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:
- 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
- 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
- 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.
Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.
Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.
Преимущества и недостатки
Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
- индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
- комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.
Недостатки:
- дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
- отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
- строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.
Какие бывают методы?
На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.
Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.
Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов. Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени. Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.
Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях. Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.
Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.
Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.
Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания. Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.
Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время. Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными. Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.
Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.
Ошибки взрослых при воспитании мальчиков
Общество считает правильной позицией, когда мальчика нужно воспитывать с кнутом, да так, чтобы боялся родителей и слушался их. По мнению многих родителей, только так может вырасти настоящий мужчина. Но папы/отцы не принимают в расчет опыт, который они получили от своих родителей, ведь былая диктатура оставила в их памяти явно не приятные воспоминания. Может правильным и будет то, что мужественность прививается с детства. Но нельзя забывать о том, что может вырасти безчувственный тиран, а он должен чувствовтать заботу и любовь, чтобы в будущем он мог проявлять тепло и заботу к другим. Также специалисты отмечают, что лучше не использовать такую фразу, как: «Ну, ты же будущий мужчина!» В этот момент у ребенка меняется психика, а взросление не происходит сразу, а поэтапно. Нельзя чересчур и баловать ребенка. Конфликты на глазах подростка, где отец может поднять руку на мать, или же дочь, в будущем станут для него нормальной вещью, и он будет делать то же самое по отношению к своей жене. Такая ошибка взрослых происходит из-за их несогласованности между собой. Формированию подростка пагубным является — сравнение со сверстниками. Нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то. Надо, чтобы у него в голове была заложена здоровая конкуренция.
Поговорим?
Классический вариант методики воспитания детей дошкольного возраста – общение с целью убеждения ребенка в правоте старшего. Этот метод считается в современной психологии одним из основных. Его можно применять и для детишек постарше. Считается, что убеждение эффективно вне зависимости от особенностей характера несовершеннолетнего. Беседа – это взаимодействие, позволяющее старшему объяснить, аргументировав свою позицию, как ребенку нужно повести себя в конкретных обстоятельствах. При этом задача взрослого – определить, каковы мотивы уже совершенных чадом действий. Чтобы такой метод был результативным, нужно говорить твердо, уверенно. Даже самые маленькие дети, еще не умеющие говорить, способны отреагировать на беседу, отталкиваясь от интонации сказанного. Отмечается, что дети любого возраста обычно внимательно слушают родителей.
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Какой метод воспитания выбрать?
Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями. В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.
Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие. Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей. Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.
Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения. Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку. Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.
Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы. Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки. В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.
Важность подросткового возраста
Особенность подросткового возраста — это когда подросток делает шаг во взрослую жизнь, и в его жизни происходят решающие моменты, которые обеспечат ему хорошее будущее. Примерно, этот период длится 6-7 лет. К примеру, уже в одиннадцать лет у него/нее начинаются психологические изменения, да и не только психологичекие, но и физически все подростки меняются. Молодой организм на пути к половому созреванию проходит множество трудностей. Поэтому рост числа эстрогенов у девочек, а количество тестостерона у юношей является вполне нормальным явлением. Также стоит помнить и об андрогенах, уровень которых так же растет, и способствуют формированию вторичных половых признаков. Все эти изменения, как вы знаете приводят к: перемене настроения, появлению прыщей на коже у подростков, к физическим изменениям, кто-то набирает в весе, а кто-то наоборот становится худым, повышается возбудимость, которая после сопровождается чрезмерной импульсивностью. Также у некоторых могут преоблодать негативные чувства: тревога, отреченность, а некоторые подростки начинают увлекаться вредными привычками. Они становятся очень чувствительными, большое значение начинают уделять взаимоотношениям со сверстниками. В этом отрезке времени все подростки примеряют на себе различные роли, так как они ищут себя и свое предназначение в жизни.
Возраст с 10-11 до 14 лет
Этот время психологи оценивают как период, когда ребенок прощается с деством и переходит к наступающему взрослению. Сильное стремление стать частью мира бывает очень , что первым делом подростки находят себе друзей, или же вступают в группы со сверстниками, где есть похожие на них люди. однако в правильную они входят группу или нет, показывает время
Важно, чтобы родитель в этот период времени следил за ним. В данный период реакции со стороны ребенка не всегда понятны, ведь на это влияет гормональный диссбаланс
У подрсотка будет слабая память, может даже тормозить мышление. Если одни дети готовы скрыть обиду, и не показывать своих чувств, то другие , наоборот бунтарствуют, демонстрируют отвержение всяких норм.
Возраст с 14 до 16 лет
Это время, когда у него четко формируются моральные устои
В любй конфликтной ситуаций он ярко выражает свое мнение, и не важно прав он/она или нет. Проявляя свое мнение, он может грубить, кричать, и даже заплакать, а это все гормоны
Иногда, познавая мир дети могут попасть не на тот путь. И поэтому, для родителей должны послужить сигналом такие действия со стороны ребенка, как чрезмерное уединение и излишняя замкнутость. Конечно, он имеет право размышлять о жизни наедине с самим собой, однако не всегда. Порой подростки под давлением социальных обстоятельств не проявляют желаемых эмоций, и впадают в крайности. К примеру, если ребенок часто замечает, как врут родители и видят небрежное отношение к себе, то не хотят, да и не будут открываться родителям. Вследствий чего, они показывают свое недовольство разными способами. Если одни уходят из дома, то другие могут спиваться и курить.
https://youtube.com/watch?v=6pz3yTu9IW0
Возраст с 16 до 17 лет
17 лет — в этом отрезке времени ребят ждет один из важных событий в жизни. Они выбирают свой жизненный путь, перед ними предстоит выбор будущей профессии. На данном этапе поддержка родителей очень важна. Если ваш ребенок не справляется с поставленными задачами, то не упрекайте его, а станьте ему опорой. Ведь, самый переломный момент приходится на окончание школы, и даже если он будет долго думать над будущей профессией, пусть так и будет. Но, и гиперопекать его тоже не стоит, как никак вашему ребенку уже семнадцать лет. Ведь, чрезмерная забота взрослых может придать неуверенности и нерешительности. Поэтому , он/она должны сами определиться с выбором своего жизненного пути.
Средства и методы воспитания
В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.
Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.
Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.
Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.
Основные принципы Спока
«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко – его тело», – говорит доктор.
Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту любовь.
Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.
Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть
При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать
«Хочу играть», – это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», – это уже каприз.
А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка. Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном. Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.
Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.
Воспитательная программа
Содержание процесса воспитания ребенка отражается в программе, которая составляется на основе таких основных разделов:
- формирование уважительного и бережливого отношения к природе во всех ее проявлениях;
- составление общей картины представлений о культурных нормах, действующих в обществе;
- формирование понимания о том, что человеческая жизнь относится к разряду наивысших ценностей;
- понимание основ социального устройства;
- формирование представлений об образе жизни, который должен вести достойный член общества;
- подготовка к выбору собственного жизненного пути.
Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения
Работа педагога в дошкольных учреждениях заключается, помимо присмотра и ухода за детьми, в организации их деятельности. В эту группу входят такие методы, как создание воспитывающих ситуаций, упражнение, приучение.
Дети дошкольного возраста постоянно стремятся участвовать в разнообразной деятельности. В совместных видах деятельности раскрываются интересы и стремления детей, развиваются навыки общения, способности. Деятельность должна быть разнообразной для разностороннего развития ребёнка, при этом быть направленной на формирование опыта поведения и нравственное становление личности.
Приучение. Приучение, как метод организации деятельности заключается в превращении конкретных действий в привычные способы поведения. Для каждой возрастной группы примерно определено, какие привычки должны сформироваться у ребёнка. Например, есть минимальные требования при поступлении в детский сад. Дети получают образец выполнения конкретных действий (например, собрать игрушки, помыть руки) или образец поведения (со сверстниками, со взрослыми). Метод приучения требует времени и системности. Со множеством повторений вырабатывается точность и качество. Контроль со стороны взрослых требует от педагогов внимательного и заботливого отношения к детям. Позднее дети приобретают навык самоконтроля.
Упражнение (метод больше актуален для детей школьного возраста) – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, суть которого в многократном выполнении требуемых действий (заданий), доведении их до автоматизма. Выполнение требуемых действий создаёт и расширяет опыт воспитанников в различных видах деятельности. В результате упражнений (сознательного преодоления трудностей) формируются устойчивые качества личности – навыки и привычки, единство сознания и поведения.
Метод упражнения эффективен в сочетании с убеждением (широким раскрытием целей выполняемых заданий)
В группе воспитанников у каждого должны быть постоянные, или временные задания; для этого практически важно учитывать интересы и способности каждого. Выполнение всё более сложных упражнений развивает волевые и нравственные качества, формирует культуру труда
Создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации создают конфликт личных и общественных интересов, чтобы поставить ребенка перед выбором (например, поделиться ли игрушками, присоединиться ли к игре других ребят). Такие ситуации следует разъяснять, иллюстрировать примерами. Действие точно подобранной педагогической ситуации бывает настолько результативно, что может надолго определить вектор нравственного развития ребенка.