5 альтернативных вариантов сказать ребенку «НЕТ»

Словесная инструкция

Как правило, безапелляционное «нельзя» мы употребляем в тех случаях, когда действия ребенка касаются его безопасности или могут повредить его здоровью. Кроме этого слова есть и другие способы сформулировать запрет.

1. «Потому что мы с папой так решили»

Эта фраза спасает родителей неутомимых почемучек. Когда вопросы сыплются в режиме нон-стоп и в какой-то момент возникает насущная необходимость их прекратить, можно использовать такой маневр. Или когда сил удовлетворять любопытство малыша ну совсем не остается.

2. «В нашей семье так не принято»

Эта формулировка подходит для тех случаев, когда вы хотите донести до чада семейные традиции или семейный ценности. Например, у вас дома не ругаются матом/не едят продукты, упавшие на пол/не оставляют посуду на столе и т.п.

3. «Так делать не стоит», «Так говорить не надо», «В общественных местах не кричат»

Выглядит как запрет, но более мягкий, потому что он обезличенный. Такая формулировка позволяет взглянуть на себя и на ситуацию со стороны. И она не порождает у ребенка сильных негативных чувств по отношению к себе. Он не чувствует себя плохим, виноватым. Обезличенные запреты легче принять, а ведь ваша задача — не ругать или запугать, а скорректировать его поведение. По этой причине старайтесь избегать «ты-сообщений» («Ты плохой», «Ты невыносимо себя ведешь», «Ты так больше не делай!»). У любого психически здорового человека, будь то взрослый или ребенок, они вызывают протест, неприятие и желание спорить или защищаться.

4. «Это нельзя. Выбирай — сделаем так или вот так?»

Эту формулу можно использовать, когда вы запрещаете ребенку какое-то действие, но тут же предлагаете выбрать один из двух альтернативных вариантов, оба из которых вас устраивают. Так вы даете малышу шанс принять решение самостоятельно. Безусловно, подобные эксперименты следует ставить в ситуациях, когда речь идет о мелочах, а не о вопросах безопасности ребенка.

5. «Этот поступок плохой»

Когда мы используем эту фразу, мы характеризуем поведение или поступок, а не даем оценку самому ребенку и не вешаем ярлык. Малыш прекрасно считывает, что это не он плохой, а поступок плохой, и тогда ему гораздо легче исправиться. А вот хрестоматийную фразу родом из советских времен: «Хорошие дети так себя не ведут» — лучше не использовать вовсе. Ребенок мгновенно считает, что его записали в разряд «плохих». Подобная критика из уст родных людей может сильно травмировать детскую психику, и здорового энтузиазма точно не вызовет.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Согласие — это важно

Очень важно научить детей говорить «нет». Вы не должны давить на них, даже если обняться или поцеловаться хотят их дедушка с бабушкой

Почему? По словам психологов, ребенок должен чувствовать себя комфортно и в безопасности, даже если это расстраивает ваших родственников.

Некоторые родители принуждают детей, не осознавая возможных негативных последствий такого поведения.

Возможно, вы видели вирусный ролик благотворительной организации по защите детей от насилия Safe Kids, Thriving Families на сайте A Mighty Girl (сайт по воспитанию дочерей). Фраза «Мне 5. Это тело — мое» говорит о многом. «Не заставляйте меня целоваться или обниматься. Я только учусь говорить «нет», и ваша поддержка в этом поможет мне научиться защищать себя в будущем».

Идея в том, чтобы не заставлять детей обнимать и целовать друзей и знакомых. Когда вы настойчиво убеждаете ребенка ответить на физический жест родственников, то тем самым нарушаете его понимание сути согласия. Так у детей появляется привычка игнорировать свои чувства и формируется неправильное представление о том, что такое правильно и неправильно.

Но если вы рассказываете детям о возможности несогласия и о том, что их тело принадлежит только им, это помогает им избежать нежелательного контакта с окружающими, несмотря на возможное огорчение родственника или друга.

Психолог Катя Хеттер советует родителям научить детей говорить «нет». Своей дочери она говорила так: «Мне бы хотелось, чтобы ты обняла бабушку, но я тебя не заставляю этого делать».

Хеттер говорит: «Она не обязана обнимать или целовать кого-либо только потому, что я так сказала. Я не собираюсь подавлять инстинкты ребенка, принуждая его прикасаться к тому, кого она трогать не хочет. Это ее тело, а не мое».

Хотя все это звучит очевидно, многие родители принуждают детей к физическим контактам. Конечно, всем нам нравятся поцелуи и объятия, а дети любят обниматься. Но родители должны уважать и учитывать чувства своих детей.

В следующий раз, когда вы организуете большие семейные посиделки, обратите внимание на детей. Если им некомфортно или неприятно находиться в присутствии незнакомого человека или далекого родственника, не ждите

Защитите ребенка, если он говорит, что не хочет, чтобы его трогали.

Не давите на детей в попытках разузнать причину их дискомфорта. Они слишком маленькие, чтобы объяснить, почему им не нравится физический контакт. Уважайте это.

Если не наказывать детей, то какие есть альтернативы?

Помните, как вы себя чувствовали каждый раз, после того, как мама или папа кричали на вас за неубранные игрушки? Или как вы плакали, получив затрещину? Точно такие же эмоции испытывает и ваш собственный ребенок, после физического или вербального наказания.
Понимаем, что вами движут лишь благие намерения, ведь вы хотите исправить плохое поведение малыша. Однако подобные наказания лишь заставят его чувствовать унижение. Такая стратегия воспитания не научит его хорошо себя вести. Просто в дальнейшем он будет делать все, чтобы избежать наказания и будет воспринимать насилие как единственный способ решения проблем.
Лучшей альтернативной тому, чтобы наказывать детей, является спокойный разговор. Причем общение позволяет скорректировать поведение гораздо эффективнее крика. Тем не менее, в некоторых случаях этого не достаточно. Тогда на помощь приходят другие методы воспитания, усиленные положительным подкреплением. В итоге ребенок осознает, что вел себя неправильно и сам делает шаги в нужном направлении.
В некоторых книгах по воспитанию советуют другие, не физические типы наказаний. Например, запрет гулять, смотреть телевизор, есть сладкое… Стоит понимать, что такие запреты транслируют то же послание, что и физические наказания. В то время как по-настоящему действенными альтернативами являются те, что позволяют ребенку учиться на своих ошибках и расти в здоровой атмосфере.
Позитивные методы воспитания наиболее способствует укреплению связи между родителями и ребенком. Оно должно быть основано на любви и взаимном уважении. Это не значит, что нужно потакать любым капризам. Но в то же время не стоит быть слишком авторитарными. Следует проявлять твердость, когда это нужно в интересах как ребенка, так и вас самих.

Давайте ребёнку встречаться с последствиями его действий

Прекрасный метод объяснения ребёнку, почему ему «нельзя» делать то, что вы запрещаете – метод естественных последствий. Суть его заключается в том, что у каждого действия есть определённое последствие. Почему, собственно, взрослый человек стремится поддерживать порядок в своём доме. Потому что убираться придется тоже ему (в большинстве случаев). И тратить на это время и силы.

Так же и с ребёнком. Если после того, как он разлил воду, вы предложите ему тряпку, покажите, как вытирать воду и проследите за тем, чтобы он её действительно вытирал, то при следующей попытке намеренно разлить воду, ваш малыш может уже и задуматься, а хочется ли ему вместо игр заниматься уборкой. Часто после такого опыта ребёнку уже достаточно простого предупреждения: «Ты можешь вылить воду на пол, но тебе же придется её вытирать».

Этот метод является прекрасной альтернативой наказанию ребёнка. Сама по себе необходимость встречаться с последствиями своих действий – уже само по себе наказание, а вернее опыт, почему так лучше не делать.

Главное, не превращайте логическое последствие в наказание, т.е. не кричите, заставляя ребёнка убирать за собой, говорите доброжелательным тоном, СО-чувствуйте малышу, устраняющего последствия своих проделок, помогите ему. Но не делайте это за него.

7 правил, как научиться говорить «нет»

Следуя определённым правилам овладеть искусством отказа не так ух и сложно.

Правило 1. Объясните ребёнку, что у него, как у каждого человека, есть своё мнение. И он вовсе не обязан поступать так, как поступают все. Он не общая масса, он личность.

Правило 2. Научите ребёнка думать и делать выбор. Пусть поразмыслит что он получит или что потеряет в результате того или иного поступка.

Правило 3. Если у вашего сына или дочери хорошо обстоят дела с юмором. Это тоже стоит очень выгодно использовать. Можно отказаться со страхом, нерешительностью или смущением. И это только усугубит ситуацию. А вот удачная шутка скрасит обстановку и поможет выйти достойно из сложной ситуации.

Правило 4. Больше свободы. Ребёнок, который привык сам делать выбор, сам решать чего он хочет, а чего нет дома и в кругу близких людей. Будет воспринимать подобное поведение, как естественное, и в кругу менее близких и знакомых. И наоборот. Тот, кто привык, что за него всё решают спокойно примет навязанный ему выбор, даже если в душе будет против.

Правило 5. Язык тела. Он не мало важен. Демонстрация уверенности. Расправленные плечи, прямая спина, поднятая голова. Спокойные, несуетливые движения. Чёткая, поставленная речь. Сами говорят за себя. «Я сам знаю как для меня будет лучше».

Правило 6. Помощь родителей. Нет. Никого звать не нужно. Но вот сослаться можно. Например, упомянуть: «Я не могу. Родители накажут. А я так жду поход в дельфинарий».

Правило 7. Заранее проговорите как нужно ответить и что ответить, если поступит предложение от которого хочется отказаться. Это может быть обычная заготовка коротких фраз. И не обязательно вдаваться в объяснения. Достаточно просто сказать: «Нет. Я не хочу». И при необходимость повторить это несколько раз.

Если не наказывать детей, то какие есть альтернативы?

Лучшей альтернативной тому, чтобы наказывать детей, является спокойный разговор. Причем общение позволяет скорректировать поведение гораздо эффективнее крика. Тем не менее, в некоторых случаях этого не достаточно. Тогда на помощь приходят другие методы воспитания, усиленные положительным подкреплением. В итоге ребенок осознает, что вел себя неправильно и сам делает шаги в нужном направлении.

В некоторых книгах по воспитанию советуют другие, не физические типы наказаний. Например, запрет гулять, смотреть телевизор, есть сладкое… Стоит понимать, что такие запреты транслируют то же послание, что и физические наказания. В то время как по-настоящему действенными альтернативами являются те, что позволяют ребенку учиться на своих ошибках и расти в здоровой атмосфере.

Позитивные методы воспитания наиболее способствует укреплению связи между родителями и ребенком. Оно должно быть основано на любви и взаимном уважении. Это не значит, что нужно потакать любым капризам. Но в то же время не стоит быть слишком авторитарными. Следует проявлять твердость, когда это нужно в интересах как ребенка, так и вас самих.

1.Поговорите с ребенком и выясните, в чем корень проблемы

Многим родителям сложно общаться с ребенком, чтобы это не закончилось очередной ссорой. Особенно это касается подростков. С одной стороны, детям нужна помощь. С другой стороны, они отказываются попросить об этом взрослых.

Вместо того чтобы наказывать детей за очередной проступок, сядьте и спокойно поговорите. Дайте ребенку выплеснуть всю свою боль и обиду. Не стоит говорить ему, что вы понимаете его чувства. Это лишь создаст между вами дистанцию. Многие такие разговоры заканчиваются ссорой прежде всего потому, что родители вмешиваются раньше времени. То есть ребенок не успевает четко обосновать свою точку зрения.

Хотя вы прекрасно знаете, что на уме у вашего отпрыска, проявите искренний интерес к его словам. Так он почувствует себя более уверенно и сможет рассказать, что с ним происходит. Как только он перед вами раскроется, вместе вы сможете найти решение проблемы.

2. Объясните ему последствия его поступков

Правильно подобранные слова здесь имеют ключевое значение. Если сказать что-то типа “если ты сделаешь это еще раз, то я заставлю тебя горько пожалеть”, то единственное, что почувствует ребенок – это страх перед вами и ни капли уважения. Также это не поможет ему понять, какое именно поведение он должен изменить.

Как мы уже писали, спокойно поговорите. Дайте понять, что любое его действие влечет за собой последствия. Заставьте осознать, что эти последствия могут затрагивать всех вокруг.

С одной стороны, вы должны быть прямыми и твердыми. С другой стороны, не стоит забывать о заботе и ласке. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо себя ведет, так он лучше поймет, что правильно, а что нет. Наградите его за достижения, например, сходите куда-нибудь вместе.

3. Дополнительные домашние обязанности

Это еще одна действенная альтернатива тому, чтобы наказывать детей. Когда вас разочаровывает поведение ребенка, требуйте, чтобы он выполнял дополнительные домашние обязанности. Например, помыл посуду или пропылесосил во всей квартире. Это хороший способ скорректировать поведение, не прибегая к физическим наказаниям или крику.

4. Заставьте извиниться за свое поведение

Конечно же, вы 100 раз просили ребенка извиниться, когда он нарушал какие-либо правила. Но вы когда-нибудь задумывались об истинной силе этих слов? Немедленное извинение, как показывает практика, не всегда самый лучший вариант.

Ваш малыш должен иметь возможность подумать над своим поведением и причиной вашего недовольства. Пусть он осознает свои действия и то, как они могут затронуть чувства окружающих. Как только он успокоится, поговорите о том, что произошло и попросите подумать о тех, кого его действия могли огорчить.

Вот увидите, после этого извинения будут гораздо более искренними, чем автоматическое “прости”.

5. Предложите разные варианты, и пусть ребенок сам выберет, как загладить свою вину

В зависимости от масштаба проступка, предложите несколько альтернатив наказанию. Пусть он спокойно подумает и решит, какое выбрать.  Например, это может быть запрет на электронные гаджеты или дополнительная работа по дому.

Когда вы наказываете ребенка, естественно, что он злится на вас и, возможно, в этом кроется причина дальнейшего упрямства или гнева. Напротив, если вы спокойно объясните все последствия его проступка, он сам выберет лучший способ усвоить урок.

Общие правила

Определитесь с ситуациями запретов и отказов заранее. Их должно быть минимальное количество: все они могут сводиться к безопасности и социальным и внутрисемейным нормам поведения. Там, где возможно, вообще уходите от противостояния, не провоцируйте: уберите сладости и бьющиеся предметы, отключите антенну телевизора.

Избегайте слова «нет» и используйте его альтернативу. Во-первых, «нет» провоцирует психологический протест, обиду и конфликт. Во-вторых, слишком частое использование этого слова приводит к его обесцениванию

Оно больше не имеет вес для ребёнка, он перестаёт обращать на него внимание. Так что «нет» — слово для особых случаев

Говорите спокойно, но твёрдо. Если дети почувствуют в ваших словах сомнение, беспокойство или чувство вины, у них будет повод продолжить попытки получить желаемое, используя более сильные средства: плач, крик, бросание предметов на пол. В то же время, если вы будете излишне резки и эмоциональны, ребёнок может сделать вывод: «Мама на меня злится — мама меня не любит».

Давайте объяснения своему отказу, соответствующие возрасту ребёнка

Совсем маленьким детям (до 4–5 лет) нужно меньше слов и сложных объяснений, а больше действий: увести, переключить внимание, вовлечь в игру. Они также не понимают пока длительных отсрочек, таких, как «мы купим в следующем месяце», или абстрактных для них понятий: «это дорого» или «это вредно»

Вместо этого, если вам нужно отказать ребёнку, можно сказать: «У тебя заболит живот» или «У тебя заболят зубы». Детям постарше (после пяти) можно и нужно объяснять, спрашивать их мнение, вовлекать в разговор. Говоря о том, что какая-то вещь дорого стоит, можно обсудить тему зарабатывания денег и планирования семейного бюджета. Привлечь ребёнка к планированию покупок.

Будьте последовательным. Если уж вы сказали нет, значит, это нет и сегодня, и завтра, и всегда

Именно поэтому важно подумать, прежде чем отказывать — так ли нужен этот запрет, готовы ли вы теперь придерживаться его всё время? Кроме того, введение запрета должно поддерживаться всеми членами семьи

«Ты никогда не сможешь» или «У тебя никогда не получится»

Эти фразы похожи и имеют один корень – вы лишаете своего ребёнка возможности делать ошибки, принимать на себя ответственность (если мальчик), вы мешаете ему развиваться.

Пример: к вам подошёл сын и сказал: «Я бы хотел в будущем стать олимпийским чемпионом», или «Мне очень нравятся конструкторы, и в будущем я бы хотел строить небоскрёбы за границей», или «Я хочу стать нейрохирургом».

Неправильные ответы:

а) «Сынок, это очень сложно. У тебя не получится, если не выучишь математику»

Неважно, что вы сказали после «если», важно, что ваш ребёнок услышал от вас слова «у тебя не получится». Вы заранее лишаете его поддержки

Вы даёте ему понять, что не верите в него.
б) «Ты не представляешь, как долго и упорно нужно учиться. Это не твоё. Ты не сможешь целыми днями и ночами работать… Тебе бы лучше обучиться юриспруденции, как твой папа». Вы не должны лишать ребёнка права выбора. Для него это важно, в каком бы возрасте он ни был. Вы его родитель и ему важно ваше мнение.

Как нужно ответить:

«Сынок, это отличная идея! Я думаю, что ты справишься с трудностями и сможешь осуществить свою мечту, а мы тебе обязательно поможем».

Ещё лучше, если вы купите ему медицинские модели, атласы или энциклопедии по инженерии, либо отдадите его в спортивную секцию. Дети должны чувствовать вашу поддержку. Они должны знать, что вы верите в них и что будете на их стороне, что бы ни произошло и как бы не сложилась их жизнь. Пусть они и не станут теми, кем хотят стать. Ваша задача в другом – сделать всё, что в ваших силах, и помочь ему в начинаниях, стремлениях и интересах.

Слово «НЕТ» нужно произносить РЕДКО

Если ребёнок постоянно слышит «нет» и «нельзя», он очень быстро перестает реагировать на эти слова

Если употреблять слово «нет» редко на фоне многих «да», оно будет восприниматься как «стоп-сигнал», как что-то очень важное и не обсуждаемое

Слово «нельзя» —  еще более категорично в восприятии ребёнка. Оно более резкое и довольно неприятное на слух. Это слово лучше приберечь для самых серьёзных случаев. Ещё лучше, если ребёнку говорят  «нельзя» при одних и тех же ситуациях. Например: «нельзя выходить одному на дорогу» и «нельзя тянуть цветочные горшки с подоконника». А в остальных ситуациях используются другие запрещающие или предупреждающие слова. Чем младше ребёнок, тем меньше «нельзя» он способен усвоить. 1-1,5 годовалому малышу оптимально вводить 2-3 нельзя.

Слова «нет» и «нельзя» можно заменить множеством других слов так же предупреждающих ребёнка об опасности. Например, вместо «нет» и «нельзя» — опасно, горячо, горько, высоко. Согласитесь, звучит по-разному: «Нельзя трогать кастрюлю, обожжешься!» и «Кастрюля горячая, можно обжечься». Во втором случае вы оставляете ребёнку выбор, трогать кастрюлю или нет, честно предупреждая его о возможных последствиях. В случае, если ребёнок после вашего предупреждения все же решит потрогать кастрюлю, он получит определённый опыт (пусть и негативный). И в дальнейшем при желании прикоснуться к кастрюле, он будет вспоминать его, а не то, что ему это запрещено.

В первом варианте жёсткий запрет может привести к нежеланию связываться с кастрюлями (т.е. отбить исследовательский интерес), а во-вторых вызовет, скорее всего, массу протестов.

Упростите себе жизнь! Создайте для вашего ребёнка такое пространство, в котором слово «нет» вам  придется произносить как можно реже. Уберите вещи, которые  ребёнок может сломать, разбить, и те, которые могут быть для него опасны. Может быть, дом ваш немного потеряет в эстетической красоте от временного отсутствия вазочек, блюдечек и других украшений, но зато ваша жизнь будет намного спокойнее.

Ребёнку интересно мастерить руками

Школьник лепит, рисует, вырезает по дереву, раскрашивает, собирает Лего и другие конструкторы, вышивает крестиком, обжигает глину? Круто, если в учёбе будет акцент на любимом хобби. Но в обычной школе мало возможностей для креатива — даже на уроках труда или технологий.  

Попробуйте Монтессори — ребёнок освоит практические жизненные навыки и не станет «белоручкой». 

Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)

Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой. 

Заключение

Итак, как видите, традиционные наказания несут лишь негативные последствия, поэтому любой здравомыслящий родитель должен от них отказаться. Например, они могут показать ребенку, что решать все проблемы следует лишь с позиции силы. Вы все еще верите, что лишение сладкого или запрет на использование компьютера принесет ему какую-либо пользу? Скорее всего, он просто станет срываться на других, когда будет чувствовать себя обиженным.

Кроме того, это способствует укоренению в вашем сознании чувства вины. Чаще всего родители отменяют наказание при первых же слезах. Таким образом они лишают ребенка возможности осознать свою ошибку.

Из-за подобной непоследовательности родителей ребенок быстро учится, что если вовремя заплакать, то его сразу простят. То есть он начинает манипулировать родителями. В дальнейшем, это может стать серьезной проблемой.

Это может вас заинтересовать …
Read it in Шаг к Здоровью
Лучший помощник в воспитании – любовь, а не строгость и страх

Заключение

Если ребенок невыносимым кажется уже несколько месяцев подряд, значит, осталось терпеть недолго. В процессе становления личности он сталкивается с внутренними противоречиями. Он хочет быть независимым и не терять связь с родителями. Если хотите вырастить здорового ребенка, помогите ему. Общайтесь с ним как со взрослым, который все может объяснить. В случаях когда недопустимо идти на уступки, вы должны быть твердыми. Часто разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы и помогайте ему приобретать новые навыки. Только так вы поможете ребенку преодолеть стоящие перед ним проблемы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий