Помощь психолога
Терапия является результативным средством для преодоления беспокойства у детей. Когнитивная поведенческая терапия имеет позитивные результаты исследований.
Поведенческая терапия для беспокойства включает:
- методы релаксации;
- визуальная терапия;
- воздействие опасной ситуации в клинической обстановке.
Когнитивная терапия для лечения тревоги включает:
- идентификация и изменение мышления;
- борьба с иррациональными убеждениями.
Дети также получают информацию о тревожных расстройствах, что выступает частью терапии.
Один из способов уменьшить беспокойство у детей – научить их искать ранние признаки тревоги, а затем реализовать план.
Что не нужно делать
Не «раздувайте» эмоции
Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.
Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо
Спросите:
«Что случилось?»
«Как ты себя чувствуешь?»
«Какие звуки ты услышал?»
«Что ты увидел?»
Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.
Избегайте долгого ожидания «ужаса»
Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.
Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить
Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».
В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 15
Тест на тревожность для детей
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности
Итак, признаки тревожности:
1. Малыш не способен работать долго, быстро устает
2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то
3. Беспокойство вызывает любое задание
4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен
5. Часто смущается
6. Говорит что напряжен
7. Краснеет в новой обстановке
8. Сетует на кошмарные сны
9. Руки зачастую влажные и холодные
10. Часто отмечается расстройство стула
11. Потеет при волнении
12. Имеет плохой аппетит
13. Беспокойно спит и долго засыпает
14. Пуглив, всего боится
15. Легко расстраивается, беспокоен
16. Зачастую не сдерживает слезы
17. Не переносит ожидание
18. Новые дела не радуют
19. Всегда не уверен в своих силах и себе
20. Боится сложностей
Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл – суммируется количество “плюсов”.
О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.
О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями
Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание
По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.
Критерии для выявления страха разлуки:
1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство
2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо
3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей
4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение
5. Страх быть и остаться одному
6. Непреодолимый страх одному засыпать
7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается
8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль
Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.
Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.
Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста
Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.
Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.
По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.
Как справляться с тревожностью самостоятельно
«Звонок другу»
Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»
Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.
«Худший вариант»
В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.
«Кто критикует»
Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.
Разделение ответственности
С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.
С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.
С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.
Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ
Общие принципы психологической работы с
тревожными детьми
Рекомендации для родителей
Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он
имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит
создать условия, в которых ему будет не так
страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте,
пусть засыпает при свете, если боится спросить
дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким
образом вы показываете ему, как можно решать
тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо
него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в
прошедшем времени. Боялся, но потом удалось
сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать,
что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги,
но она является знанием границ своих
возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы
подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с
ним. Спросите, например, чего боятся солдатики
или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за
выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по
принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в
контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что
тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение
для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться,
представить что-то приятное. На приеме у зубного
врача можно подумать о том, что будет, когда все
закончится: пойдем домой, купим мороженого, все
будет позади.
Марина КРАВЦОВА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики для выявления
тревожных детей
1. Беседа с родителями, учителями, ребенком и
наблюдение за его взаимодействием с окружающими
— сбор информации.
2. Тест тревожности, разработанный американскими
психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает
определить общий уровень тревожности ребенка и
отследить травмирующие ситуации в его
повседневной жизни.
3. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной
тревожности (младший школьный возраст)» помогает
определить, какая сфера школьной жизни является
наиболее травмирующей для ребенка.
4. Тест CМAS («Детская шкала проявлений
тревожности») позволяет не только выявить
наличие и уровень тревожности, но и вычленить ряд
соматических проявлений тревожности (анализ
конкретных ответов).
5. Методики определения самооценки позволяют
отметить и обсудить не только уровень, на который
себя ставит ребенок, но и то, где он хотел бы
находиться, как оценивают его родные и учителя. С
помощью развернутой самооценки удается выявить
неуверенность в себе и позицию окружающих, какой
она представляется ребенку.
6. Адаптированный вариант детского личностного
опросника Р. Кэттелла позволяет понять природу и
происхождение тревожности.
7. Рисунок семьи дает возможность посмотреть на
семейную ситуацию глазами ребенка.
8. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.
Розенцвейга помогает отследить стратегии
поведения ребенка и тип реагирования на
травмирующие ситуации.
Публикация статьи произведена при поддержке онлайн-журнала для женщин Вумен-Джорнал. На страницах интернет-журнала для молодых мам Women-journal.com собрано большое количество полезных и интересных статей, которые расскажут о беременности и родах, способах укрепления иммунитета ребенка и распространенных детских заболеваниях, воспитании, правильном питании и многом другом, а различные сервисы помогут рассчитать норму веса и роста ребенка и составить интерактивный календарь беременности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н.
Адаптированный модифицированный вариант
детского личностного опросника Р. Кэттелла.
Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.
2. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной
фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский
городской психолого-медико-социальный центр, 1997.
3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям
избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.:
Независимая фирма «Класс», 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и
подростков: Психологическая природа и
возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности.
М., 1992.
Страхи
Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.
Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет
Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками
Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.
Работа со страхами направлена на:
- установление причины беспокойства ребенка;
- снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
- формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.
Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.
Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.
О чем и почему тревожится мать?
Думая об этом, мать подвергается очень сильному страху и волнению, она переживает за свое дитя, даже если ему уже 10, 15 или 20 лет. Если тревога является очень сильной и женщина привыкает жить в ней, то все ее энергетические силы уходят на то, чтобы сдерживать волнение. В результате этого она часто чувствует себя уставшей, подавленной, разбитой. У нее нет сил на работу, веселье или личную жизнь
Постоянно проживая внутри все страшное и неприятное, что может случиться с ребенком, у нее нет ни времени, ни желания заниматься хобби, уделять внимание себе, мужу или личным интересам. Почему мать так сильно тревожится?
Отношение гиперопеки к ребенку. Так бывает в семьях, где о детском здоровье, самочувствии и поведении думают постоянно и больше, нежели о чем-то другом. Дети в таких семьях могут вырасти не самостоятельными, потому что материнская тревога — если женщина старается бессознательно избавиться от нее — превращается в контроль.
Тогда родители не дают ребенку шагу ступить без своего ведома. Цель — чтобы с ним ничего не случилось. Дети в таких семьях плохо знают, что такое ответственность и независимость и чувство волнения также передается им.
- Единственный или долгожданный ребенок. Иногда мать очень тревожится за здоровье и жизнь своего ребенка, если она очень долго ждала его рождения, он для нее — единственная радость или кроме него больше нет родных. Тогда, бессознательно, женщина относится к нему как к способу поддержания жизненных сил и источнику положительных эмоций. В такой семье женщина может отказаться от удовлетворения своих потребностей, таких как профессиональный рост, замужество, хобби, развлечения.
- Болезненный опыт. Дети сталкиваются с материнской тревогой в случае, если у родителей был печальный опыт в прошлом. Они могли потерять ребенка в результате ошибки или несчастного случая, пережить серьезные детские болезни или такие конфликты, в результате которых ребенок получил психологическую или физическую травму. Поэтому мать, желая уберечь семью от повторения подобных событий, начинает испытывать тревогу.
Тревожные чувства бывают очень интенсивными, заполняющими все жизненное пространство женщины или семьи. Избавиться от них или снизить можно, если осознать то, что на переживание и волнение уходит почти вся жизненная энергия, и тогда для радости, веселья и приятного общения не остается ни времени, ни сил.
Снизить тревогу можно, если прожить до конца чувства, которые с ней связаны. Если она основана на негативном опыте или переживании эмоциональной травмы, относящейся к потере или заболеванию, то справиться с болезненными ощущениями, которые каждый раз возвращаются, поможет психолог или психотерапевт. В остальных случаях — если женщина понимает, что повышенная тревожность сопровождала ее всегда, даже когда она была ребенком, и уже давно является частью личности — помочь себе можно, если установить причины ее появления и работать над их устранением.
Диагностика тревожности у детей
Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.
У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.
Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.
Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.
Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:
напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.
Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями “проблемных” детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.
Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.
Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:
мышечное напряжение;
постоянное беспокойство;
нарушения сна;
невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
раздражительность.
Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.
Как помочь тревожному ребенку?
Есть вещи, которые могут сделать родители самостоятельно до обращения к специалистам.
Прежде всего, важно поговорить с ребенком о его тревоге или переживаниях. Успокоить и показать, что вы понимаете его чувства
В эти моменты большое значение имеет тактильный контакт и объятия.
Важно выяснить причины тревожного поведения и устранить их: ограничить просмотр пугающих сцен, доступ к травмирующей информации, изменить поведение внутри семьи.
Помимо разговоров с ребенком о его заботах, важно помочь ему найти решения. Например, можно разыграть с ним разные ситуации и совместно найти пути решения: «Тебя вызвали к доске, а ты не знаешь ответ? Можно просто сказать об этом учителю прямо на уроке или сообщить заранее, объяснив причины», «Ты боишься выходить на улицу после увиденной жестокой сцены? Мама и папа всегда рядом, и они не позволят случиться плохому», «А если мы опоздаем на автобус? Ничего страшного, дождемся следующего».
Научите ребенка распознавать в себе признаки тревоги и обращаться за помощью.
Детей всех возрастов успокаивает режим дня, поэтому старайтесь по возможности придерживаться регулярного распорядка.
Практикуйте с ребенком простые техники релаксации, такие как глубокий вдох на три счета и глубокий выдох на три счета и так далее.
Маленьким детям может быть полезно отвлечение. Например, если они боятся засыпать в темноте, предложите им узнать на ощупь игрушки, которые пришли их охранять.
Справиться со страхами помогут творческие упражнения: нарисовать, а потом закрасить свой страх светлой краской; слепить свой страх из пластилина, а потом отщипывать от него кусочки со словами: «Страха нет, потому что он далеко, страха нет, потому что рядом мама, страха нет, потому что он сам испугался»; сшить или сделать аппликацию своего страха, а потом украсить его бусами, бантами и попрощаться навсегда.
Если вы из-за собственных переживаний не в силах помочь вашему ребенку, если он травмирован настолько, что самостоятельно вы не справляетесь, не игнорируйте проблему и идите к специалистам. Консультации помогут вам и вашему ребенку понять, что вызывает беспокойство и как его устранить. В более серьезных случаях может потребоваться медикаментозная терапия.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Распространенные причины тревожности у детей
Маленькие дети всегда чего-то боятся. На втором году жизни у многих малышей появляется боязнь болевых ощущений (отсюда нередко вытекает страх перед врачами, медицинскими инструментами), одиночества, замкнутого пространства. Детей до 6-8 лет часто преследуют ночные страхи (боязнь темноты, монстров, «живущих» под кроватями). Мировосприятие ребенка по мере взросления меняется, и вместе с тем уходит и большинство детских фобий. Но некоторые необоснованные страхи могут оставаться. Когда их много, у малыша отмечается устойчивое беспокойство, которое преследует его постоянно.
По мнению современных психологов, тревожность у детей может быть связана с неправильно выстроенными детско-родительскими взаимоотношениями. То есть, родители, сами того не подозревая, своим поведением и стилем воспитания провоцируют возникновение беспокойства у детей. К числу таких факторов можно отнести:
Непоследовательность взрослых.
В семье отсутствует единая система предъявляемых ребенку правил поведения: взрослые периодически меняют требования, исходя из своего настроения (например, вчера малышу можно было есть перед телевизором, а сегодня нельзя, потому что родители не в духе), или же мама разрешает крохе делать то, что не позволяет папа. В итоге малыш просто не понимает, как и в каких ситуациях поступать правильно, и боится сделать что-то не так.
Отдаление родителей.
Мама и папа часто ходят в гости, в кино, на прогулки, но не берут с собой ребенка. Чадо чувствует себя брошенным, обижается, и со временем замыкается; ему не с кем поговорить о проблемах, страхах, тревогах.
Завышенные требования.
Родители хотят, чтобы их малыш был самостоятельным не по годам, учился лучше всех в классе, успешно занимался в нескольких секциях. Ребенок вынужден стремиться соответствовать родительским ожиданиям, однако это слишком тяжелый груз для детской психики.
Угрозы со стороны родителей.
Взрослые просят ребенка выполнять поручения, используя фразы наподобие: «Если ты не сделаешь это немедленно, то я тебя выпорю ремнем!», «Сейчас же пойди и сделай, не выводи меня из себя!».
Проявление недоверия к малышу.
Родители периодически проверяют карманы своего чада на наличие «запрещенных предметов», читают его личный дневник и (или) переписки с друзьями, проявляют недоверие к словам. Растущий в таких условиях ребенок все время чувствует напряжение, замыкается, и сам теряет доверие к своим близким.
Активное подавление.
Один из родителей (или оба) настойчиво диктует, как жить, ругает кроху за любое отклонение от «нормы». Ребенок чувствует себя загнанным в угол, постоянно готовится услышать неодобрение.
Соперничество в семье.
Родители, воспитывающие нескольких детей, иногда забывают о том, что нужно одаривать каждого малыша заботой и вниманием в равной степени. В «проигрыше» чаще всего остается старший ребенок
Юного члена семьи, который чувствует себя обделенным родительским вниманием, охватывает ревность; он боится, что родители стали любить его меньше.
Тревожность способна передаваться ребенку от взрослых. Если в доме часто происходят скандалы или родители нагнетают обстановку, пугая чадо возможными сложностями в учебе, слишком переживая за будущее и финансовое положение семьи, малыш перестает чувствовать надежность взрослых и ощущать себя в безопасности.
Тревожность может возникнуть в результате сильного стресса, а также выступать в качестве одного из проявлений невроза или другого психического расстройства. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за помощью детского психолога или психотерапевта.
Как определить, что ребенок тревожный?
В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.
Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.
Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?
Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:
- Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
- Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
- Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
- Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
- Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
- Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.
Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.