7 ситуаций в детской поликлинике, которые вызывают раздражение, но с которыми нужно смириться

Что такое раздражительность

Раздражительность – это общее название проявлений излишней, чрезмерной чувствительности в отношении повседневных впечатлений, как приятных, так и, чаще всего, неприятных, особенно таких, которые адресованы самолюбию. Большей частью характеризуется как постоянно возникающие, но кратковременные вспышки недовольства, относительно неглубокие проявления неприязни, вербальной и косвенной агрессии, ориентированные на кого- или что-либо. (Словарь терминов Жмурова В.А.)

Раздражительность у каждого проявляется по-разному: одних охватывает гнев и агрессия, другие изо всех сил пытаются сдержаться, переживая внутреннюю бурю эмоций. В любом случае, если вы раздражаетесь – это означает, что вы эмоционально реагируете на ситуацию, и она является для вас значимой.

Раздражение – как и любая эмоция – сигнал нашего внутреннего «я». Оно возникает, когда есть что-то или кто-то, не соответствующий нашим ожиданиям и представлениям, какая-то ситуация, выводящая нас за зону комфорта. Раздражение нам как бы говорит: «Стоп. Оглянись. Есть что-то, что тебе не нравится и беспокоит тебя. Ты можешь это изменить». Такое чувство может возникать в разные моменты жизни, его испытывают все люди. И это нормально.

Когда же мы говорим о раздражительности, то мы уже имеем в виду не очень приятную черту характера, свойство человека часто реагировать на других, показывая именно чувство досады и недовольства.

Непринятие старости.

Старость – не самая популярная тема в обществе. Болячки, пенсия, неизбежность смерти – явления, о которых думать не хочется. Страшно представить, что когда-нибудь это произойдет с вами. И уже сейчас происходит с вашими родителями.

Реальность вступает в конфликт с сформированным с детства образом мамы и папы: самых красивых, самых умных, самых сильных. И вы пытаетесь подогнать меняющихся родителей под стандарты прошлого. Заставить их отказаться от вредных привычек, заняться спортом, поменять гардероб, научиться пользоваться новыми гаджетами, что в целом правильно и полезно.

Но при этом вы отказываетесь понять, что происходит с их ощущением мира и собственного тела, что теперь занимает их мысли. У них меняются интересы, в сознании поселяются новые страхи. Они все чаще погружаются в воспоминания о былых годах, цепляются за прошлое. Их тело дряхлеет, появляются новые болячки. Видеть их такими непривычно и болезненно.

По сути, пытаясь изменить своих родителей, вернуть их к образу из вашей памяти, вы совершаете бегство от мысли, что и вы когда-нибудь состаритесь. Вид чужой старости напоминает о том, что все люди не вечны. И даже когда вы видите актера, популярного 10-15 лет назад, мысль «как же он постарел» напоминает, что вы не становитесь моложе. Что же говорить о родителях, с которыми у каждого человека неразрывная ассоциация себя.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Как злиться конструктивно и безопасно

Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».

Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».

Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол

Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».

В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.

Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.

Бессмысленные скандалы.

Некоторые старики умеют раздуть проблему из ничего – обидеться на невнимание или, наоборот, на чрезмерное внимание, зацепиться за вскользь брошенное слово, придумать несуществующий повод для ссоры. И устроить вам скандал

В книге-пособии по общению с состарившимися родителями «Мама, не горюй!» Александр Галицкий называет ссоры, затеваемые стариками, лучшим способом отвлечься от боли, старости, страхов и обид, грустных воспоминаний и тревог. Поймите, для ваших родителей скандал – всего лишь средство почувствовать себя живым, побыть в потоке жизни, полном эмоций и захватывающих чувств.

Пережить боль утраты

Как принять смерть близкого человека? Необходимо пережить тяжелые чувства, чтобы не нести этот груз через всю жизнь. Если сразу не пережить боль, впоследствии возврат к этим переживаниям будет сложнее и мучительнее. Отсроченное переживание осложняется еще и тем, что потом горюющему будет сложнее получить сочувствие и поддержку окружающих, на которые он может рассчитывать непосредственно после утраты.

Иногда, несмотря на всю невыносимость боли и страданий, горюющий цепляется за них (чаще неосознанно), как за последнюю связь с умершим и возможность выразить ему свою любовь. Здесь работает следующая искажающая логика: перестать страдать — значит смириться, смириться — значит забыть, забыть — значит предать. Подобное иррациональное понимание любви к умершему не дает принять утрату.

Выполнение данной задачи нередко тормозят реакции других людей. При столкновении с негативными чувствами и сильной болью скорбящего у окружающих может появиться напряжение, которое они стараются снизить путем оказания не всегда корректной помощи:

переключают внимание («соберись, подумай о детях», «ты должна заботиться о маме»)
пытаются сразу занять чем-то горюющих, чтобы отвлечь от переживаний
запрещают говорить об умершем («не тревожьте его, он уже на небе»)
обесценивают уникальность происшедшего («все там будем», «не ты первый и не ты последний»)

Разрешите себе чувствовать боль и потерю, дайте волю слезам. Избегайте людей, которые мешают вам переживать утрату.

Ситуация 1. Ребенка заставляют доедать до конца

Насильно кормить ребенка или заставлять его доедать — нарушение его физических границ. Этим мы сообщаем ему, что он должен верить не своим телесным ощущениям (голоду, сытости), а внешнему наблюдателю (маме, папе, бабушке), который почему-то знает про это лучше.

Нарушение физических границ — это все, что связано с телом и с телесными ощущениями.

Вот другие примеры вторжения в эти границы:

Ребенка насильно укладывают спать: запугиванием, угрозами, уговорами.

Без разрешения роются в вещах, просматривают личные сообщения, проверяют телефон.

Применяют физические наказания. Даже легкий шлепок по попе может вызвать у ребенка чувство унижения и беспомощности, а в дальнейшем привести к убежденности, что «меня можно ударить, если я веду себя „не так, как надо“».

Выгорание и депрессия

Тяжёлые условия труда нередко приводят медицинских работников к выгоранию и депрессии. Когда человек теряет смысл своей деятельности, не чувствует, что может что-то поменять, когда ничто не радует при выполнении своих профессиональных обязанностей — это и есть выгорание. Особенно сильно этому способствует бюрократия, необходимость заполнять множество зачастую бессмысленных бумаг. Из-за выгорания и депрессии медицинские работники раньше уходят на пенсию или меняют профессию.

Выгорание — большая проблема, которую можно попытаться предупредить. Для этого есть несколько простых советов:

Не нужно накапливать усталость и пренебрегать возможностью уйти в отпуск. Старайтесь также регулярно находить время на активный отдых на выходных.
Если вы выполняете больше работы, чем вам хотелось бы, постарайтесь сократить рабочие часы

Скорее всего вы потеряете в зарплате, но вы останетесь в профессии.
Сосредоточьтесь на том, что приносит вам удовольствие на работе и за её пределами, не забывайте также о физических нагрузках и развлечениях.
Делитесь с близкими своими переживаниями.
Смиритесь с тем, что некоторые вещи на работе вы не можете контролировать.
Прислушивайтесь к себе, регулярно оценивайте своё эмоциональное состояние, обращайте внимание на то, стали ли вы больше пить, раздражаться и скандалить, плакать, появились ли проблемы со сном.

Если есть какие-то настораживающие признаки, если работа стала приносить вам только отрицательные эмоции, обратитесь к психологу или психотерапевту. Не нужно этого стесняться, не нужно игнорировать признаки выгорания: оно может довести до депрессии, выход из которой скорее всего будет долгим и трудным.

Почему мы не умеем грамотно злиться

Нас этому не учили. А наших родителей не учили их родители. Что делают взрослые, когда проявляется злость у ребенка, когда он начинает топотать ножками, кричать и плакать? Как правило, стараются скорее его успокоить, заткнуть, переключить… Что угодно, только бы не столкнуться с этим страшным чувством. Ведь если ребенок его проявит, даст право на существование, придется что-то с ним делать, как-то справляться. Нет уж! Лучше подавить, зажать, спрятать.

Чаще всего дети слышат: «Прекрати немедленно!». И ребенок прекращает. Замирает. Затихает. Ура! Цель родителя достигнута, ребенок спокоен. Но что с ним происходит в это время? Куда делся этот страшный зверь, который только что был готов растерзать не только малыша, но и все вокруг? Он замер… Спрятался внутри маленького тела. Замолчал, но продолжает пожирать ребенка изнутри. Все бы ничего, только ребенок стал часто болеть. У него появился хронический кашель, бронхит, а может и вовсе астма. Невыраженные эмоции очень любят показаться на поверхности кожи. А мама уже несколько месяцев таскает ребенка по поликлиникам и безуспешно пытается узнать причину непонятной сыпи. Да, это так. Если эмоция не находит выход, если психика не справляется, подключается тело. Психосоматика называется.

Второй излюбленный вариант взрослых отгородиться от чувств ребенка — прогнать его. Вместе с его злостью. «Иди в свою комнату и успокойся», — слышит ребенок. И он уходит. От родителей, от чувств, от себя самого… Самые близкие люди его не поняли, не приняли. А значит он плохой, с ним что-то не так. Никто не может с ним справиться. И ничто ему не может помочь.

Такой ребенок будет «уходить» из любой ситуации, стараться быть максимально удобным, правильным, будет угождать всем даже во вред себе. Только бы не столкнуться с этим ужасным чувством, которое не выносила даже мама. Он никогда не сможет сказать «нет», отстоять позиции, выразить мнение, настоять на своем.

КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

Как сохранить здоровье и повысить стрессоустойчивость?

Не беритесь сразу за несколько дел. Доводите каждое начатое задание до конца, не отвлекаясь на посторонние факторы. Если работа не позволяет заниматься только одним делом – составьте расписание очередности задач и в выделенное на задачу время занимайтесь только ей.
Если вы нервничаете из-за какой-то ситуации – спросите себя, можете ли вы что-то сделать. Если нет – то вам нужно смириться с тем, что эта ситуация и ее результат – вне зоны вашего контроля и постараться отвлечься на что-то другое. Если же можете – не нужно переживать, просто делайте.
Постарайтесь выработать независимую самооценку. Конечно, слушать негативную оценку и ругань неприятно – но, если подумать, эта оценка вас никак не касается. Это просто мнение другого человека, которое можно учитывать, если человек для вас важен, но не стоит воспринимать как объективную реальность. Оценивайте себя сами.
Ставьте перед собой реалистичные задачи. Не самые простые, но достижимые. Определяя срок выполнения задачи, закладывайте 15-20% времени на форс-мажорные ситуации и человеческий фактор, тогда проволочки не будут выбивать вас из колеи.
Легкая физическая активность способствует стабилизации психоэмоционального состояния – ничто так не успокаивает, как легкая пробежка или плавание.
Ложитесь спать не позднее 23 часов, старайтесь спать не менее 8 часов.
Организуйте свое рабочее место таким образом, чтобы там было приятно находиться и легко было найти все необходимое.
Питайтесь правильной пищей

Для стабильности психоэмоционального состояния очень важно питаться сбалансированно. Особенно важны витамины группы B.
Хотя бы один раз в неделю делайте то, что приятно вам

Встречайтесь с друзьями, танцуйте, ешьте вкусную еду, играйте в компьютерные или настольные игры.

Если ничего не помогает, и вы чувствуете, что вам тяжело самостоятельно справиться со стрессом – обратитесь к специалисту, возможно, у вас депрессия. В этом случае вам требуется квалифицированное лечение.

Как формируются личные границы у ребенка

Первые личные границы, которые начинают формироваться у ребенка, — физические. Рождаясь, он отделяется от тела матери, но не до конца, границы размыты.

У младенца многих личных границ еще нет, поэтому когда родители решают все за него, они ничего не нарушают. Мать чувствует тесную связь с малышом. Это заметно даже из речи. Она говорит «мы прибавили в весе» или «у нас болит горлышко». Прибавил в весе и заболел только малыш, но мама еще не может отделить себя от него.

Но вот ребенок научился ползать, потом ходить — его личные границы стали проявляться четче. Теперь от реакции и чуткости родителей зависит, будут ли они крепнуть или искажаться, уходя постепенно в протесты или вялую покорность. Чем старше становится ребенок, тем дальше его физические границы отодвигают его от родителей. Если родители не удерживают ребенка рядом.

За физическими постепенно выстраиваются и с каждым годом расширяются и другие виды границ.

На первый взгляд это может показаться страшным («я теряю связь с собственным ребенком»), но это единственный путь к отделению и способности жить самостоятельной жизнью и способностью позаботиться не только о себе, но и о постаревших родителях.

Как избавиться от раздражительности

Всем известно, что выплеск эмоций в некоторых случаях бывает даже полезен. Но зачастую раздражительность переходит все границы и в конечном итоге становится нашей отрицательной привычкой. Здесь необходимо срочное принятие определенных мер.

Порой, чтобы избавиться от источника раздражения нужна радикальная перемена ситуации. Нужно избавиться от человека, вызывающего негативные эмоции, перестать смотреть новости и передачи, способные ввести в депрессию, либо прекратить читать определенную информацию в интернете, которая оказывает отрицательное влияние. Отсюда следует, что иногда для того, чтобы избавиться от чувства раздражительности достаточно просто избавиться от раздражителя.

Но это сработает только в случае единичной ситуации. Бывает и так, что мы убираем источник раздражения, но вместо долгожданного покоя находится новый «нарушитель». Так бывает, когда какой-то объект является своеобразной «грушей» для размещения наших эмоций гнева и недовольства. Поэтому избавление от источника в этом случае не помогает – наши чувства остаются с нами, и подсознательно мы ищем новую причину, которая позволит нам отреагировать то, что с нами происходит.

Возможно, вы обнаружите, раздражающих ситуаций – много. Но все они связаны чем-то общим, это могут какие-то черты характера в других, нарушение вашего личного пространства, нарушение другими взятых на себя обязательств и многое другое.

И здесь встает вопрос, а как вы с этим обходитесь? Умеете ли вы защитить себя от ситуаций, которые являются хронически травмирующими? Можете ли вы донести до другого, что является для вас постоянным источником раздражения и изменить отношения? Можете ли вы минимизировать общение с теми, кто вам неприятен? Умеете ли вы видеть и признавать недостатки характера не только свои, но и других?

Ответы на эти вопросы можно найти самостоятельно или с помощью специалиста. В них очень часто кроется понимание источника раздражительности – а это уже первый шаг к изменению своего эмоционального состояния и избавление от своей раздражительности.

Бывает и такое, что причину своего раздражения найти невероятно сложно. Человек задействован в разных ситуациях, каждая из которых может стать поводом для гнева и агрессии. В этой ситуации специалисты в области психологии рекомендуют каждодневно в течение недели записывать вещи, вызывающие негативные эмоции. Раздражителями могут оказаться абсолютно разные факторы, включая мелочи. Например, придирчивый начальник или очередь в магазине.

Если ситуаций, которые вас раздражают, множество и вы иногда даже удивляетесь силе и резкости собственных реакций, возникающих в каких-то незначительных моментах, – пора искать помощи. Здесь дело будет уже не в ситуации, а либо

  • в особенностях вашей личности, чрезмерной впечатлительности и тревожности (например, очень ранимые люди часто прикрывают внутреннюю беззащитность агрессией),
  • в острой стрессовой ситуации и истощении внутренних ресурсов (повышенная раздражительность может, например, появится, когда необходимо ухаживать за тяжело больным родственником).
  • в вашей готовности к тому, что на вас будут «нападать», критиковать, осуждать, обесценивать ваши взгляды и т.п., а значит – к повышенной готовности реагировать агрессивно и с раздражением,

С какими проблемами обращаются к детскому психологу?

К детскому психологу чаще всего обращаются со следующими проблемами:

Агрессивное поведение.  Агрессия может быть направлена на членов семьи, других детей (ребенок часто дерется, бьет других, кричит, часто конфликтует и ссориться с ними) или на самого себя (ребенок бьет себя по голове или бьется головой об стену, пол, ранит себя, ругает и обзывает себя, говорит, что он плохой, что его надо наказать и т.п.)

Замкнутость, обидчивость, депрессивность, необщительность, некоторые черты аутизма. Ребенок не хочет играть и общаться с другими детьми, не может подойти познакомиться, включиться в игру, застенчив, нерешителен. Чувствует себя несчастным, нелюбимым, иногда даже говорит, что он не хочет жить.

Тревожно-фобическое расстройство у детей. Еще одной проблемой у детей 3-8 лет, с которой часто сталкивается детский психолог в Москве является тревожно-фобическое расстройство, которое выглядит как тревожность, беспокойство, фобические реакции. Ребенок постоянно чем-то обеспокоен, напряжен, чрезмерно осторожен и боязлив. Какие-либо предметы, насекомые, животные, переодетые люди  или действия (катание с горки, громкие звуки, выступление на концерте)  вызывают у ребенка сильный  страх, часто снятся кошмары, есть трудности с засыпанием, расстройства пищеварения из-за переживаемой тревоги. На этом фоне могут появляться задержки в развитии и трудности в обучении, ребенок может быть страшно начинать что-то новое или делать что-либо самому.

Трудности с адаптацией. Также часто обращаются к детскому психологу в Москве, когда у ребенка возникают трудности  в адаптации к детскому саду или школе, чрезвычайно болезненна даже кратковременная разлука с мамой или замещающим ее человеком,  нежелание расти, взрослеть (ребенок не может находиться один,  не  делает  сам  различные доступные ему по  возрасту действия).

 Другими причинами обращения к детскому психологу в Москве могут быть:

  • частые болезни ребенка (простуды, ушибы и переломы),
  • хронические или психосоматические заболевания;
  • пережитая травматическая ситуация (развод родителей, физическая травма, госпитализация и т.п.);
  • изменение ситуации в семье, на которую ребенок реагирует значительным изменением своего настроения или поведения, это может быть переезд, смена школы, рождение брата или сестры, смерть близкого родственника и др.

Чем раньше родители обратятся к психологу, тем быстрее они сделают своих детей счастливыми и беззаботными и позволят им в полной степени наслаждаться таким важным периодом  своей жизни – как детство.

Записаться на консультацию к детскому психологу, психотерапевту

Вы можете по телефону 8(495)-649-16-06

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Класс

Выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить

Новое отношение к умершему не подразумевает его забвение, оно определяет для него место, заняв которое он оставит достаточно пространства для других. Это отражается в иллюстрации мысли Вильяма Вордена, описывающего письмо девочки, которая потеряла отца и написала матери из колледжа: «Есть другие люди, которых можно любить. Это не значит, что я люблю отца меньше».

Прежние отношения могут быть очень ценными, но они не должны препятствовать новым. Как помочь пережить смерть близкого человека: выстроить новое отношение — человек должен осознать, что смерть любимого не противоречит любви к другому мужчине или другой женщине, что можно чтить память друга, но при этом дружить с новыми людьми.

Отдельно стоит оговорить смерть ребенка. Нередко родители торопятся с решением родить нового ребенка, не успев в полной мере пережить и принять утрату прежнего. Подобное решение это не столько движение к новой жизни, сколько отрицание необратимости потери старой (неразрешенность первой задачи). Они неосознанно хотят заново родить умершего ребенка, вернуть все как было. Но только пережив утрату полностью, оплакав умершего и выровняв свое эмоциональное отношение к его смерти, стоит думать о новом ребенке. Иначе родители не смогут выстроить подлинные отношения с ним и будут бессознательно примерять на него идеализированный образ умершего. Понятно, что сравнение это будет не в пользу живого.

Пережить утрату — не значит забыть умершего.

Когда обратиться за помощью

При застревании на выполнении любой из описанных задач, при невозможности смириться с утратой и усвоить новый опыт, работа горя может приобрести патологический характер. Необходимо разграничивать нормальную работу горя от проявлений клинической депрессии, которая требует медицинского вмешательства и психологической помощи (в среднем ей подвержен каждый пятый горюющий). Среди симптомов серьезной депрессии, когда требуется помощь, принято выделять:

  • непрерывные раздумья о безнадежности сложившейся ситуации, отчаяние
  • навязчивые мысли о суициде или смерти
  • отрицание или искажение факта утраты
  • неконтролируемый или чрезмерный плач
  • заторможенные физические реакции и ответы
  • экстремальное снижение веса
  • постоянная неспособность выполнять элементарные бытовые задачи

Болезненность симптомов определяется не столько их содержанием, сколько длительностью, степенью выраженности и последствиями: насколько сильно они мешают человеку жить и способствуют развитию сопутствующих заболеваний. Поэтому неспециалисту порой затруднительно отличить нормальное течение горя от его патологической формы. Если есть подозрения, не откладывайте визит к психологу или врачу-психотерапевту.

Контактный дерматит у медработников

Медицинские работники должны часто мыть руки, причём редко когда можно обойтись обычным мылом — во многих ситуациях необходимо использовать дезинфицирующие средства. И вода, и эти вещества повреждают кожу.

Если вы моете руки больше 20 раз в день, риск развития контактного дерматита значительно повышается.

Кожа воспаляется, становится красной, шелушится, повреждённое место болит или зудит. Частое воздействие воды только способствует тому, чтобы возникло воспаление, но пусковым механизмом является контакт с каким-то специфичным веществом. Чтобы снизить вероятность развития контактного дерматита, регулярно увлажняйте руки кремом, вытирайте их насухо после мытья и носите одноразовые, неопудренные латексные перчатки с низким содержанием белка. Другие латексные перчатки, наоборот, будут только способствовать развитию контактного дерматита. Также регулярно проверяйте состояние кожи. Если вы заметили какое-то раздражение, покраснение, немедленно обратитесь к дерматологу: запущенный контактный дерматит тяжело поддаётся лечению.

Реорганизовать быт и окружение

Вместе с близким человек теряет и определенный жизненный уклад. Умерший брал на себя обязанности, помогал в быту, ожидал определенного поведения от нас. Необходимо перестроить жизнь, чтобы заполнить пустоту

Для этого горюющему важно самому учиться делать то, что делал для него умерший, получать эту помощь от окружающих, а возможно, и продолжить его дело, если оно приходится по душе

Как справиться со смертью близкого человека, если вы были связаны самым тесным образом? Если умерший всё делал по дому, выберите оптимальный вариант — нанять человека для уборки или научиться простейшим действиям самому. Если вы потеряли супругу и мать своих детей, возьмите организацию комфортного семейного быта на себя, попросите помочь родственников или наймите няню. Так же и мамы при потере супруга могут, например, освоить вождение и занять место мужа за рулем, чтобы возить детей на учебу и секции.

Это может прозвучать цинично, но иногда у потери близкого человека есть и плюсы. К примеру, зависящая от матери девушка сказала: «Мама умерла, и я начала жить. Она не позволяла мне стать взрослой, а теперь я могу строить жизнь, как хочется. Мне это нравится». Взрослый человек наконец-то начал распоряжаться своей жизнью. Согласитесь, что далеко не все «взрослые» могут этим похвастаться.

Хорошо, если освободившееся время будет занято тем, что удовлетворяет подлинные потребности горюющего, наполняет его жизнь радостью и смыслом. Это могут быть новые или забытые увлечения, общение с близкими или отдалившимися из-за утраты друзьями, поиск себя и своего места в новой жизни.

Важно перестроить жизнь и свой быт так, чтобы минимизировать ощущение возникшей пустоты

Психическое расстройство и социальные последствия

Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой – примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий