Выяснение причин воровства
Довольно часто возникают ситуации, когда родители не придают значения тем или иным аспектам поведения ребенка. Они полагают, что нет ничего страшного в том, что дочь или сын берут чужое. Это могут быть игрушки, которые малыш принес из детского сада, лопатка, оставленная кем-то в песочнице. Если сразу же не обговорить с ребенком, что брать чужое плохо, у него закрепится данная модель поведения. Воровство будет продолжаться и в более зрелом возрасте. Нужно сразу дать понять ребенку, что он не должен брать вещи, которые ему не принадлежат.
Нередко от самих родителей можно услышать, как они взяли с работы канцелярию, какую-то деталь, продукт питания и принесли домой. Между собой супруги могут обсуждать, что нет ничего страшного в том, что «предприятие лишилось чего-то по их вине». Таким образом, они могут демонстрировать ребенку пример. Из-за этого он и сам начнет красть ценные предметы. Не стоит забывать, что дети отлично подражают поведению значимых взрослых. Они будут в крайнем недоумении, если поступая аналогичным образом, родители будут ругать их за кражу.
Почему ребенок ворует деньги
Ему не дают финансы на карманные расходы, он может подвергаться шантажу со сторону одноклассников. Вполне вероятно, что ребенок стремится завоевать расположение сверстников, приобретая для них сладости, оплачивая билеты в кино или на аттракционы. Данная ситуация не является редкостью
Особенно, если семья только переехала в другой город, и малыш вынужден адаптироваться в новых обстоятельствах.
С помощью воровства ребенок может пытаться обратить на себя внимание родителей. Они могут быть все время заняты на работе, находиться в стадии развода, из-за чего сын или дочь страдают от недостатка внимания
Им приходится проявлять негативное поведение, чтобы взрослые, наконец, поняли, какой сильный дефицит любви и заботы испытывает ребенок. Приходится обращаться к крайним методам, чтобы родители сплотились в борьбе с его проблемой.
Ребенок может начать воровать, потому что испытывает тревожное состояние. Окружая себя различными предметами, он может пытаться успокоиться. Каждая новая кража служит для него приключением, с помощью которого ребенок получает положительные эмоции.
Кроме того, ребенок может страдать от клептомании. Это серьезное заболевание, из-за которого он может не осознавать, что делает. Родители могут лично увидеть, как сын или дочь спокойно берут в магазине вещи, которые прячутся за одежду или в сумку.
Особая категория детей, которые начинают воровать – это бывшие воспитанники детского дома. Они могли наблюдать воровство в родной семье, начать практиковать его вместе с друзьями из специализированного учреждения. Часто происходит так, что дети не только берут вещи, но и прячут под подушкой продукты питания. К этим ситуациям стоит быть готовым, чтобы впоследствии не задавать вопрос, что делать, если ребенок ворует деньги дома.
Подросток ворует — что делать?
Родители заметили пропажу денег в кошельке или обновки у подростка, денег на приобретение которых у него не было. Что делать в этом случае? Неадекватная реакция родителей и карательные меры (домашний арест, рукоприкладство, скандалы) могут только ухудшить ситуацию – подростки закрываются от общения и еще больше отдаляются. Прежде всего, родителям необходимо вспомнить, что и сами взрослые хоть раз в детстве брали чужую вещь, но при этом не стали ворами. Затем отнестись к этой проблеме спокойно и серьезно, рассмотрев ряд моментов.
Зачастую подросток рассматривает воровство как единственную возможность получить желаемое. Возможно, карманных денег ему не хватает и как альтернатива простому увеличению содержания можно предложить подработать: курьером, бебиситтером на каникулах, уборщиком, почтальоном, оказывать помощь по выгулу собак и т. д.
Не провоцируйте ребенка разбросанными где попало суммами денег. Во первых, он может впасть в искушение взять пару — тройку купюр, вдруг никто не заметит. Во вторых, воспитывается пренебрежительное отношение к деньгам. Раз валяются бесконтрольно, значит их много и они не особо взрослым нужны. Найдите укромное место для денег и ювелирных украшений.
Если тинейджер испытывает дефицит внимания со стороны родителей, то воровство может стать на это ответом. Ведь мама и папа бросят все дела и кинутся выручать его из беды
Причинить боль взрослым для того, чтобы они обратили внимание — это так по-детски. В этом случае проведите ревизию своих отношений с отпрыском, постарайтесь окружить его вниманием и заботой, беседуйте, рассказывайте историю своего взросления.
К воровству может привести желание подростка доказать свою принадлежность компании, утвердиться среди сверстников
Как правило, они посещают супермаркеты большой шумной компанией, подталкивая друг друга на воровство. Если ребенком движет именно такой мотив, позвольте ему в полной мере понести ответственность за свой поступок. Подростки, вовремя прошедшие жизненную школу, чаще всего завязывают с воровством.
Заметив дома чужие вещи, задайте вопрос об их происхождении – обязательно выясните, откуда они взялись и кому принадлежат. Подросток в вашем присутствии должен позвонить их хозяину и подтвердить местонахождение вещей. Если же отпрыск настаивает на версии подарка, то и ее надо проверить — необходимо связаться с родителями дарителя и уточнить данный факт. В случае, если это окажется правдой, извинитесь перед подростком и объясните, что в его возрасте еще рано принимать дорогие подарки от друзей.
Если вещь все-таки украдена, приложите все усилия по ее возврату. Пусть ребенок сам вернет ее на место. При невозможности возврата в целости и сохранности, определите денежный эквивалент стоимости и оплатите ее пострадавшей стороне. Конечно, не забывая потом удерживать необходимую сумму из карманных денег ребенка.
Если вы точно знаете о факте кражи, а подросток не признается, не загоняйте его в ловушку. Лучше расскажите историю из своего детства, поделитесь воспоминаниями и ощущениями. Ребенок интуитивно поймет, что вы все знаете и будет благодарен за проявленное спокойствие и терпение.
Причины воровства
Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:
сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
недостаток душевной близости в семье
С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы;
зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
добрые намерения
Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег;
двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
желание рискнуть и получить дозу адреналина;
клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман.
Если ворует подросток
Воровство детьми постарше, как правило, уже бывает масштабнее и может иметь разные мотивы
Иногда ребенок, становясь более самостоятельным, оказывается попросту забытым и оставленным на произвол судьбы, и тогда подобным способом он привлекает внимание родителей, ведь для него даже негативная реакция – это уже реакция, в противовес полному безучастию. Если проявить агрессию или угрозы и снова оставить ребенка наедине с собой, он сделает это опять, а потом повторит уже из принципа и чувства противодействия
В этом случае поможет только внимание и принятия подростка в свою «команду», он должен ощутить себя необходимой частью семьи, а не довеском.
Часто воровство порождено нежеланием родителей понимать потребности ребенка, которые на самом деле гораздо шире, нежели еда и кров. Подростковый мир, где правят стереотипы, очень жесткий. «Рейтинг» присваивается по соответствию одежды, техники, аксессуаров принятым эталонам, не всегда понятным родителям. Однако в этом возрасте психика детей очень уязвима, и непризнание обществом многие переносят довольно болезненно. Отсюда проистекают кражи денег на покупку «знаков соответствия», уносятся в школу недешевые родительские телефоны и планшеты и т. д. Родителям стоит вспомнить себя и свои чувства в эти годы: не было ли мучительно обидно, когда мама или бабушка считали лучшей одеждой для подрастающей девочки рейтузы с начесом, в то время как вся прогрессивная молодежь вовсю щеголяла в капроновых лосинах? Не смеялись ли сверстники над старомодным портфелем, таская учебники в маминых поношенных, но «фирмовых» сумках? Если постараться, таких обид припомнится множество. Стоит ли отыгрываться на своем чаде? Если нет возможности совершить желаемую ребенком покупку, можно завести копилку и договориться, что вещь обязательно будет приобретена в перспективе. Либо предложить вносить туда и его лепту, оказав посильную помощь в зарабатывании нужной суммы.
Слабая саморегуляция также становится причиной того, что ребенок ворует деньги. Родителям необходимо умерить свое желание руководить. Такая форма воспитания приводит к тому, что все действия ребенка побуждаются извне, как выполнение чьей-то воли, и в итоге он не приобретает способность самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и базовые операции, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.
Еще одной предпосылкой для воровства могут стать разговоры самих родителей. Часто в обществе детей не следят за сказанным, а вылетевшие слова могут очень прочно откладываться в сознании ребенка, как догма. Это относится и к разговорам о материальном: если периодически сетовать на то, как сложно нынче заработать на жизнь честным трудом, и как хорошо устроились те или эти, воруя у народа и прекрасно при этом себя чувствуя, – у ребенка сложится вполне определенный стереотип, что, во-первых, воровать не плохо, а во-вторых, родители довольно лояльно к этому относятся. А последствия такого мышления вскоре могут вскрыться совсем неожиданно.
Причины воровства
Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.
В дошкольном возрасте они такие:
Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы
При этом важно помнить и о правах малыша
Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство
И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?»
Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков
В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег
Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.
Протест против большого количества запретов. Деньги дают некое чувство свободы.
Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:
- Все то же желание иметь то, что есть у других.
- Протест против большого количества запретов.
- Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.
Плюс еще добавляются такие мотивы:
Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности
Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».
Для детей-подростков два последних мотива являются основными.
Профилактика: что делать, чтобы предотвратить
В качестве профилактики помогут:
- Доверительная беседа – поделитесь своими переживаниями, обсудите проблемы.
- Направьте активность на интересы – спорт, рисование, фотография. Он встретит единомышленников на занятиях, почувствует себя счастливым, занятым и нужным.
- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – это золотое правило для каждого человека. Оно научит сопереживать и задумываться о чувствах других людей.
- В каждом возрасте должны быть обязанности, по силам, разумеется. Можно отвечать за поливку цветов или за поход в магазин. Решать вам, но постепенно он будет брать на себя все больше ответственности.
Что делать, если ребенок украл осознанно?
Надо попросить воришку поставить себя на место жертвы. Дети редко задумываются о том, какие эмоции вызывают у других их поступки. Пытаясь удовлетворить свои желания, они искренне радуются тому, что удалось сделать. Однако самому вору крайне неприятна мысль, что кто-то другой может покуситься на его собственность. В разговоре с ним нужно объяснить, как чувствует себя человек, у которого украли вещь. Надо спросить малыша, что он почувствовал бы, если бы у него пропала любимая игрушка. Обычно бывает достаточно одного такого разговора, чтобы в следующий раз малыш не поддался соблазну.
Если родители выяснили, что ребенок чувствует себя ущербным на фоне других, нужно чаще позволять ему покупать желаемое. Опасаясь избаловать детей, взрослые наносят им психологическую травму. Ее последствия могут проявиться во взрослой жизни человека и нанести ему больший вред, чем избалованность.
Родителям надо давать своим детям больше свободы. Не стоит бояться доверять им различные задания. Можно просить их делать домашнюю работу и готовить еду в присутствии взрослых. Если малыш не справится, он подумает, как сделать работу иначе. В случае успеха ребенок будет гордиться собой.
Нужно попросить малыша выбрать цель, поддержать его выбор и помочь ему составить план действий. Самостоятельность сделает детей более ответственными. Она приучит рассчитывать на себя и добиваться желаемого своими силами.