Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке?

Физиологические особенности малыша на 4 месяце жизни

Прибавка в весе за 4 месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем

А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с 4 по 6 месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Начинают активно расти волосы, при этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам.

Зрение. К 4 месяцу у малыша завершается формирование зрения, поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый.

В это время косоглазие должно проходить. Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу 4 месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей. Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его. На музыку малыш реагирует по разному: при звуках быстрой ритмичной музыки, проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища.

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Время суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима.

Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

В отличие от 3 месяцев, ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит родителя, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, возмущаться, смотреть вам вслед.

Эмоциональная и социальная сфера ребенка в 4 месяца

Характерной чертой ребенка в 4 месяца является интенсивность развития эмоционального состояния. Радость при виде мамы всегда выражается улыбкой и даже смехом. Также, малыш становится более любопытным и общительным, поэтому многим мамам приходится носить кроху с собой по всей квартире, готовить и убирать на руках с малышом.

Малыш в 4 месяца уже активно участвует в общении и вступает в контакт, помогает «по дому» и любит присутствовать на семейных ужинах

Уже ребенок не ждет, пока с ним заговорят или возьмут на ручки, и старается эмоциями, гулением и различными движениями привлечь к себе внимание или выразить пожелание, имитирует звуки, которые услышал

  • Улыбкой, смехом и различными эмоциями кроха реагирует на новые вещи, игрушки, голоса родных и пр. Таким образом, малыш контактирует с внешним миром, а также проявляет желание и готовность к общению.
  • Если кроху взять на руки, то он оживляется, ему уже интересно познавать все новое, знакомиться с предметами и проводить больше времени в вертикальном положении. Многие родители переживают, что малыш станет «ручным» и привыкнет сидеть только на руках, но это заблуждение. Когда у него будет возможность передвигаться самостоятельно, его потребность быть на руках снизится.
  • К тому же, в 4 месяца кроха может «гулять» и самостоятельно, например, лежа на животике или в кроватке, рассматривая игрушки или собственные руки.


С мамой Но в общении с чужими и незнакомыми людьми малышу нужно время, чтобы привыкнуть, ни в коем случае не стоит давать кроху в руки малознакомым для него людям. Даже если это бабушка, которую малыш видит раз в полгода, т.к. у него еще слабо развита долгосрочная память, для крохи это малознакомый человек, и он может сильно испугаться. Стоит сразу предупредить гостей, что малышу надо время, чтобы лишний раз не подвергать кроху стрессам.

С чужими людьми малыши ведут себя в основном настороженно, могут испугаться или, наоборот, внимательно рассматривать и изучать. Даже если мама наденет шляпу и очки, вполне возможно, что ребенок ее не узнает, и даже если снять такую маскировку, кроха не сможет понять, что именно произошло.

Из-за грудного кормления, у малыша хорошо развит сосательный рефлекс и соответственно мышцы губ. Поэтому ему проще выговаривать губные звуки: м, б, п. Чаще всего малыши говорят «мама», что и считают первым словом.

Умение пользоваться своими руками и телом становится более совершенным, координация хватания становится четче и малыш уже может распознавать, что ему хочется брать, а что нет.

Ребенок в 4 месяца старается пощупать что-то новое, может проводить пальчиком по краю дивана, при этом получает массу удовольствия, и ищет что-то новое и неизвестное. Для малыша в таком возрасте подойдут различные погремушки с мелкими деталями, что позволит развивать моторику рук и познать новые ощущения. Желание познавать что-то новое, проявляет его способность вести себя более целеустремленно и осознанно

Поэтому очень важно дать возможность крохе развивать интерес и любопытство

Ребенок в 4 месяца активно реагирует на появление предметов, так же и на их исчезновение. Кроха наблюдает за передвижением объекта, а после старается запомнить место, где оставили данный предмет, если игрушку убрать, то он начнет вспоминать траекторию ее передвижения, это тренирует память у малыша.

У ребенка такого возраста слух становится намного лучше, поэтому он поворачивает головку, когда к нему обращается мама, или реагирует на звон погремушки. Также кроха будет поворачиваться к любому источнику шума или неизвестного для него звука.

  • Мышление ребенка в 4 месяца также заметно становится лучше. Например, если крохе показать грудь, он замрет и будет ждать начала кормления. С любопытством рассматривает свое тело, играет с волосами, руками и даже рассматривает себя в зеркале.
  • Благодаря такому повышенному любопытству малыша к окружающему миру и к неопознанным для него предметам, он развивается не по дням, а по часам. А для того, чтобы этот интерес не угас, и ребенок развивался как положено и своевременно, родители должны помогать крохе, обучать его и стимулировать желание развиваться.


Учится Этот период характерен оживлением, бурными эмоциями, которые как никогда радуют его родных. Малыш, и родители постепенно адаптируются к новым условиям жизни, правилам и графику, но, к сожалению, это ненадолго. Ближе к 5 месяцу у детей начинают резаться зубки, это приносит коррективы в спокойную и рутинную жизнь семьи. На 4 месяце, можно столкнуться с проблемой колик, особенно у мальчиков. Поэтому если кроха плохо спит или беспокойно себя ведет, стоит предпринять меры.

Гимнастика и упражнения для ползания

Гимнастика полезна всем малышам. Она улучшает кровообращение, стимулирует развитие костной и мышечной систем, связок, положительно сказывается на развитии речи и состоянии нервной системы. Если ребенок не ползает, хотя, по мнению мамы, ему давно уже пора это делать, можно стимулировать приобретение навыка, добавив к ежедневной зарядке особые упражнения.

Нужно отметить, что эти упражнения являются активными, то есть в их выполнении участвует и ребенок. К тому же без должной мотивации ползать чадо не станет, как ни старайтесь — нужно позаботиться о том, чтобы у вас в распоряжении были интересные и яркие предметы, игрушки, которые и станут тем самым стимулом, который заставит ребенка начать перемещаться по новым правилам.

Мы приведем несколько полезных и простых упражнений, направленных на укрепление мышц рук, ног, живота и спины, а также способствующих развитию вестибулярного аппарата, что требуется для начала ползания.

«Охотник»

Для этого занятия вам понадобится детский развивающий коврик с дугой для игрушек. Если его нет, сделайте такой самостоятельно из кусков яркой ткани. Для дуги используйте толстую проволоку, обшитую поролоном и тканью. Упражнение предназначено для самых маленьких — от 5 месяцев. Положите ребенка на коврик на живот и к дуге привяжите игрушку небольшого размера так, чтобы она была хорошо видна ребенку, но недоступна.

Придерживайте ребенка ладонью за грудную клетку, пока он одной рукой будет пытаться достать игрушку. С каждым днем поддержка должна становиться все меньше. Важный момент — игрушку нужно подвесить так, чтобы, потянувшись, ребенок все-таки смог ее достать

Упражнение стимулирует развитие рук и шеи, позволяет крохе ощутить перенос веса на одну конечность, что немаловажно для ползания

«Путешественник на шаре»

Для этого упражнения вам понадобится гимнастический мяч. Положите чадо на фитбол сначала на спину, покатайте его вперед-назад и вправо-влево. Потом поверните ребенка на живот и повторите покачивания. Перед мячом положите игрушку или интересный для малыша предмет, придерживайте лежащего на животике малыша за стопы и голени. Он будет тянуться к игрушке, перебирая руками поверхность фитбола.

Ваша задача — держать ножки, чтобы малыш не упал с мяча головой вниз. Упражнение завершается тогда, когда ребенок достал игрушку. Потом перенесите ее дальше и повторите упражнение еще раз.

«Тачка»

Это популярное и знакомое многим упражнение, которое вызывает у детей настоящий восторг. Задача мамы — держать ребенка за ножки, задача ребенка — переступать ручками по полу. Движение вперед будет напоминать тачку, отсюда, собственно и название. Главное не делать резких поступательных движений вперед, иначе ребенок может потерять равновесие и сильно удариться головой о пол. Упражнение подходит для детей старше 7-8 месяцев.

«Лягушонок-путешественник»

Это упражнение является усовершенствованной версией известного упражнения «Лягушка». Положите ребенка на живот. Слегка разводите его ножки, сгибая в коленях, это будет напоминать движения прыгающего лягушонка. Завершите упражнение созданием опоры для ребенка из собственных ладоней. Отталкиваясь от них, кроха по инерции сможет проползти свои первые сантиметры по направлению к интересной игрушке, которую мама заблаговременно поставила впереди. Упражнение подходит для самых маленьких — от 5,5 месяцев.

«Танцы на четвереньках»

Если ребенок уже встал на четвереньки и никак не может решиться переставить руки, чтобы поползти, помогите ему, завершая ежедневную гимнастику веселым подвижным упражнением. Включите ритмичную музыку, встаньте с малышом рядом на четвереньки и слегка покачайтесь в таком положении, желательно в одном ритме с крохой. А потом демонстративно делайте «шаг» рукой вперед. Не сегодня, так через несколько занятий малыш обязательно решится повторить это движение вслед за вами.

По поводу личного примера можно сказать многое. Но будет достаточно, если мы напомним, что ребенка до года личный пример — лучший учитель. Будет это выглядеть комично и нелепо, но маме и папе, не исключено, придется провести несколько дней, перемещаясь на четвереньках по квартире. Поверьте, после увиденного малыш с большой охотой начнет повторять за старшими такие непонятные, но очень забавные движения.

Не забываем закаляться

Чтобы ребенок как можно меньше болел, не стоит его сильно кутать. Следует поддерживать температуру в комнате малыша не выше 22 °С. При более высокой кроха начинает потеть, появляется потничка.

Необходимо часто проветривать помещение. Так в комнате уничтожаются бактерии и вирусы, и поступает кислород.

Гулять с малышом можно при температуре не ниже -10 °С и отсутствии сильного ветра. Летом лучше гулять в утренние и вечерние часы, избегая полуденного зноя.

Полезны влажные обтирания (постепенно следует уменьшать температуру воды на 1 °С, дойдя до 25 °С). Массаж и гимнастку мама может и должна проводить самостоятельно. Если есть показания к профессиональной помощи, врач выпишет соответствующее направление.

Минимальная пенсия Будет ли повышаться минимальная пенсия

Евдокимова Ю.В. Пенсионная реформа в РФ: основные проблемы и направления их решения. Госдума приняла законы о пенсионной реформе Пенсионная реформа в году для работающих

Правила введения прикорма

Правильно вводить продукты по одному. В случае, если у малыша появится аллергия либо будет болеть живот, нужно исключить данный продукт из рациона на некоторое время.

Если родители решили начать прикорм с фруктов, то для начала нужно давать сок из яблок. Сок должен быть свежим и сделанным вручную, ни в коем случае не покупной. Если после употребления сока у малыша не появились высыпания и стул остался в норме, можно продолжать давать ему несколько капель сока. Так, постепенно, к концу месяца нормальное количество сока, которое можно давать малышу, нужно увеличить до 30 миллилитров за один раз.

Приготовить яблочный сок в домашних условиях несложно. Соковыжималка сначала не пригодится, так как малышу еще нельзя употреблять его в большом количестве. Фрукт нужно натереть на терке, затем завернуть все это в марлю либо бинт и выжимать на чайную ложку по одной капле. Кормить малыша рекомендуется с ложки. После того как порция увеличится, можно приобрести кружку-поилку.

Обычно ребенку сначала дают прикорм, а потом кормят грудью. Если малыш сразу отказывается кушать прикорм, значить его нужно подкармливать грудью, а после – прикормом. В первый период введения первого прикорма ребенок должен пробовать не более одного продукта в неделю.

Предложив малышу продукт, за неделю его увеличивают до полной порции. На следующей можно ввести еще один, а на третьей неделе чередовать уже их между собой. Не стоит забывать следить за реакцией организма малыша на нововведенные продукты питания.

С 4 месяцев можно готовить ребенку пюре из овощей. Также его можно приобрести в магазине уже готовым, в баночках. Готовые блюда делятся на несколько видов, все зависит от степени измельчения. Для детей такого возраста предназначено гомогенизированное питание. Стоит не забывать, что готовое питание не нужно подсаливать и добавлять в него масло. Сахар малышу в 4 месяца тоже еще не требуется, как и в 6 месяцев.

Некоторые зарубежные производители пытаются улучшить вкус такого питания и добавляют в него томаты, чеснок, лук, немного специй и рекомендуют давать такие блюда уже с 5 месяцев. Но отечественные врачи не рекомендуют употреблять такие продукты маленьким детям, так как для их организма это еще слишком рано.

Многие родители уверяют, что вводить овощное пюре в рацион ребенка достаточно сложно. После грудного молока оно кажется не таким сладким на вкус и порой маме приходится давать новое блюдо малышу по несколько раз, чтобы он его принял.

Овощной прикорм легко приготовить самостоятельно. Для этого понадобятся овощи и немного сливочного масла. Масло является еще одним новым продуктом в рационе малыша с этого возраста. Растительное масло можно вводить уже в возрасте 4 с половиной месяца.

Некоторые родители сдаются и переходят на кормление кашей. В таком случае они делают большую ошибку, так как после каши ребенок в будущем может вообще отказываться от овощей.

Также уже в этом возрасте следует учитывать, что будущее питание малыша зависит от первого прикорма. И если родители будут давать ему все подряд, то через несколько лет у него может нарушиться пищеварение, которое повлечет за собой ожирение и ряд других сопутствующих заболеваний.

Подходящими овощами для первого прикорма являются: капуста, кабачок, картофель. Данные продукты способны в меньшей степени вызвать аллергические реакции по сравнению с другими. Немного позже малышу можно будет предложить морковь и свеклу. Естественно, все овощи должны подаваться в измельченном кашицеобразном виде.

Примерное меню ребенка в возрасте 4 месяца:

  • Первое кормление. Ребенка нужно покормить грудным молоком либо адаптированной смесью (180 миллилитров).
  • Второе кормление. Каша (около 150 граммов) + творог (20 граммов) + 4 ложки пюре из фруктов.
  • Третье: грудное молоко + сок (5 ложек).
  • Четвертое кормление: пюре из овощей (150 граммов) + несколько капель растительного масла + сок (5 ложек).
  • Грудное кормление.

Молодым родителям трудно понять когда младенца нужно начинать прикармливать различными смесями. Хуже всего, если ребёнок отказывается от груди. В данном случае, нужен совет специалиста, и причём сделать это нужно как можно скорее. Кормление смесями может заменить полноценный молочный продукт, и на наборе веса малышом это никак не отразится.

Другое дело, когда со временем приходит пора вносить разнообразие в еду или проводить дополнительное кормление. Обычно педиатр советует вносить разнообразие в питание не раньше чем через полгода после рождения. Но отставание в росте и малый вес могут быть тем самым поводом когда приходится давать малышу дополнительную еду уже в 4 месяца. Главным для родителей будет знание того: что давать, в каких количествах и в какое время.

Педагогический прикорм

В деле воспитания и кормления детей есть такое понятие, как педагогический прикорм
. В 4 месяца дети уже начинают повторять жесты и мимику родителей, а также их привлекает еда взрослых.

Поэтому на основе педагогического прикорма можно маленькому ребенку выдавать любую еду, но только в микродозах. В остальном питание должно соответствовать строго установленным правилам.

Педагогический прикорм необходим, чтобы дети уже с четырёх месяцев могли почувствовать вкус и запах пищи
. Заодно сразу будут видны и предпочтения в еде. Спустя некоторое время именно на этих предпочтениях составляется новое меню.

Процесс кормления в четырёхмесячном возрасте обычно является привычным как для мам, так и для малышей. Если дети не готовы к нововведению, то не стоит спешить и расстраиваться по этому поводу. Возможно, спустя 1-2 недели всё изменится.

Введение прикорма в 4 месяца ребенку на грудном вскармливании начинают в редких случаях. Это, прежде всего, негативно влияет на процесс лактации. Грудное молоко содержит антитела и ферменты, которые обеспечивают нормальную работу иммунной и пищеварительной систем малыша. Поэтому кормить его грудью нужно как можно дольше. Основными показаниями к введению прикорма в этом возрасте является состояние здоровья ребенка (анемия, недостаток веса)

Маме важно знать, какие продукты можно давать, а какие следует отложить на более поздний срок. Если правильно организовать режим питания, то можно избежать многих проблем

Если перед мамой встал вопрос, с чего правильно начинать прикорм , следует в первую очередь обратиться к специалисту. ВОЗ рекомендует начинать прикорм детям на грудном вскармливании с фруктовых соков и пюре. Они быстрее усваиваются организмом и помогут восполнить недостаток витаминно-минерального комплекса. Докорм белковыми продуктами тяжело воспринимается микрофлорой кишечника ребенка.

Продукты, которыми можно кормить ребенка в 4 месяца.

Его можно приготовить из цветной капусты, брокколи, кабачка, моркови или тыквы. Они в редких случаях вызывают аллергию. Перед тем как приготовить блюдо, овощ тщательно моется, обдается кипятком, очищается от семян и кожуры. Варить овощи нужно в воде до размягчения. После этого нужно с помощью блендера довести их до пюреобразного состояния. Можно добавить бульон, в котором варились овощи, грудное молоко или смесь.

Злак тщательно промывается, подсушивается и перемалывается в кофемолке. И только после этого варится на воде. В готовое блюдо можно добавить капельку сливочного масла.

Таблица начала введения прикорма ребенку 4 месяцев выглядит следующим образом.

Возраст, мес.456789-12
Новые продукты и блюда
Соки натуральные из фруктов, мл455565758590
Пюре из фруктов, мл455565758590
Творог, г2535454555
Желток, шт.1/41/21/21/2
Пюре из овощей, г160160170180200
Каши, г90160160170200
Мясо, г305565
Рыба, г3060
Кефир, мл180200400
Печенье, сухари, г5101015
Масло растительное, г233456
Масло сливочное, г34456

Раннее введение прикорма (раньше 4 месяцев) приводит к тому, что грудного молока станет вырабатываться меньше. Питание не будет достаточно обогащено теми веществами, которые есть в мамином молоке. Кроме того, кишечник не готов к приему новой пищи, возрастает риск развития аллергии и заболеваний пищеварительного тракта.

Примерная схема ввода в меню овощного блюда ребенку на грудном вскармливании на примере кабачка.

  • 1-й день – ½ чайной ложки;
  • 2-й день – 1 чайная ложка (5 г);
  • 3-й день – 10 г;
  • 4-й день – 25 г;
  • 5-й день – 50 г;
  • 6-й день – 90-100 г;
  • 7-й день – 120 г (максимум 150 г).

Введение в питание нового овоща, например, цветной капусты, будет совпадать с 8-м днем. Схема прикорма в этом случае будет выглядеть так.

  • 8-й день – 1 чайная ложка пюре из цветной капусты и 110 г пюре из кабачка;
  • 9-й день – 2 чайные ложки капусты и 110 г кабачка;
  • 10-й день – 20 г цветной капусты и 100 г кабачка;
  • 11-й день – 40 г капусты и 80 г кабачка и т. д.

Таким образом, количество кабачка уменьшается к 14-му дню, а объем цветной капусты должен быть равен 120 г.

Нельзя отодвигать грудное кормление на второй план. Новую пищу нужно воспринимать как дополнение к основному источнику питания.

Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев

Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?

  • побуждайте его к ползанию и захватыванию игрушек, располагая их на небольшом расстоянии от малыша, чтобы он при небольшом усилии мог дотянуться до интересного предмета;
  • если малыш недостаточно освоил технику переворота, можно давать ему свой палец и помогать начать движение;
  • начинайте играть с ребёнком в пальчиковые игры под потешки, например, сорока-ворона, коза рогатая, ладушки, которые развивают и моторику, и эмоциональную сферу;
  • предлагайте новые яркие погремушки, мягкие мячики, обычные предметы разных цветов, но не заваливайте малыша игрушками, на освоение требуется время;
  • купите или сшейте для младенца развивающий коврик с элементами разной фактуры и цвета, пуговицами, молниями, фигурками животных. Изучать его – одно удовольствие для крохи.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий