Понятие дислексии и отличие от нарушении письма дисграфии
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда. Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней. Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех затруднений с письменной и устной речью. Но в России признаются отдельные виды для разных отклонений обычных навыков : дислексия ( речь), дисграфия (трудности письма), диспраксия (навык движений у детей), дизорфография ( неумение на письме применять выученные орфограммы) и прочие.
Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,
Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы
При различных сложных расстройствах речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом возможно общее недоразвитие речи (ОНР). Но вернемся к дислексии.
Можно выделить несколько форм дислексии.
- Фонематическая при распознавании фонем
- Аналитико-синтетическая
- Оптическая — патологии формирования зрения
- Мнестическая
- Аграмматическая
- Семантическая
Стоит поговорить подробнее о признаках каждой из этих форм.
Диагностика заболевания
В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.
Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.
Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.
Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.
Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.
В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.
Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.
Реабилитация
Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.
В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.
Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.
Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.
Расстройства психологического развития
Эти патологии в МКБ-10 включены в рубрику F80-F89. Включенные в неё заболевания начинаются всегда в детстве, в том числе в младенчестве. Для их развития требуется задержка функций развития нервной системы или её повреждение, связанное с патологическим созреванием. Они отличаются постоянным течением, рецидивы отсутствуют.
Поражения затрагивают двигательные функции, речь, зрительно-пространственные навыки
В большинстве случаев средовые факторы при таком патологии имеют важное, но не определяющее значение. При этом этиология поражения не является точно определенной, за счет чего точное определение причин нарушения развития установить в настоящий момент не удается
К таким патологиям также сегодня принято относить аутические расстройства.
Симптомы дислексии
Дислексика легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.
- интеллект сохранен;
- плохие навыки чтения;
- чтение с ошибками, угадывающее чтение;
- непонимание прочитанной информации;
- трудности пересказа только что прочитанного текста;
- трудности в написании слов, даже простых слов;
- множество ошибок даже при списывании текста;
- выраженные проблемы с почерком;
- неспособность выполнять задание в установленный срок;
- повышенная чувствительность нервной системы;
- излишняя эмоциональность;
- раздражительность;
- импульсивность;
- эмоциональная нестабильность;
- нарушение координации движений;
- неуклюжесть;
- расстройство схемы тела;
- затруднение в определении правой и левой стороны;
- затруднение в определении верха и низа;
- нарушения межполушарного взаимодействия;
- обостренный эстетический вкус;
- выраженное чувство справедливости.
У пациентов с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у себя или своего ребенка, стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария и требуется специальная терапия.
Подростковые психические расстройства
Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.
1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.
2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.
3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)
4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.
5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз
Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов
Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.
Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.
Коррекция, лечение дислексии
Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.
Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:
- Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
- Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
- Увеличение объема активного и пассивного словаря.
- Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
- Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.
Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.
Диагностика дислалии
Диагностика комплексная и включает в себя следующие основные этапы:
- Сбор анамнеза. Врач проводит опрос пациента и его родителей. Специалиста интересует, не было ли у матери проблем во время беременности (угроза выкидыша, инфекционные заболевания и так далее), как проходили роды (были ли они естественными или делали кесарево сечение, не получал ли ребенок во время родов или сразу после них травмы головы и так далее).
- Изучение медицинской карточки пациента. Врач изучает, какие заболевания перенес малыш, и нет ли среди них патологий, которые могут привести к развитию речевых нарушений.
- Различные тесты, в ходе проведения которых специалист определяет уровень развития речи, психомоторики, ОДА пациента.
- Оценка уровня развития речевого аппарата ребенка.
Помимо речи специалист использует при диагностике дополнительные материалы.
Если причиной нарушения речи у ребенка являются органические нарушения речевого аппарата, то в процессе диагностики и лечения помимо логопеда должны участвовать и другие специалисты (стоматолог, ортодонт). Кроме этого, может потребоваться осмотр ребенка неврологом и хирургом. Если в ходе осмотра у пациента была выявлена тугоухость, то необходим осмотр оториноларинголога.
Диагностика психологических расстройств
При проведении диагностики психологических расстройств медики обязательно предварительно назначают обследование всех систем организма. Это необходимо для исключения физиологических причин появления патологии.
Пациентам назначается ЭХО, МРТ, КТ, рекомендуется обследование у эндокринолога и невролога. Проводится изучение анамнеза заболеваний. Психологические проявления часто становятся побочными проявлениями приема некоторых лекарственных препаратов. Например, назначаемых в лечении неврологических диагнозов.
Важной частью диагностики становится проведение личной беседы с пациентом. Рекомендуется привлечь к её проведению близких родственников и тех людей, с которыми пациент контактирует постоянно
Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?
Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.
Упражнения для ребенка с дисфонезией
«Первый звук»
Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.
«Ловец слов»
Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.
«Начинается на…»
Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.
«Сколько звуков»
Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова…
Упражнения для ребенка с дисграфией
«Цепочка слов»
Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.
«Словесное лото»
Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.
«На первый-второй рассчитайся!»
Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.
Упражнения для ребенка с дисэйдезией
«Узнай предмет»
На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.
«Найди десять отличий»
Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.
«Верное слово»
Среди нескольких вариантов написания слов (в которых вы намеренно допустили ошибки) найти правильный.
Если у вашего ребенка проблемы с чтением – не ругайте его, не позволяйте ни ему, ни окружающим усомниться в его уме и способностях. Он не глуп, не ленив, не хочет вас разозлить. Он просто особенный!
1.05.2018
Подготовила Анна Первушина
Дети с особенностями здоровья Другие статьи автора
Механизмы развития дислексии
Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:
- речедвигательный — ответственный за артикулирование;
- речеслуховой — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
- зрительный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
- двигательный — переводит графему в кинему.
Все эти действия выполняются в прецентральной извилине головного мозга, а развитие завершается к 10-11 годам.
Письмо должно сопровождаться каким-либо мотивом. За этот процесс несет ответственность кора головного мозга, расположенная в лобной части.
Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что лишь при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.
Если у человека имеются серьезные нарушения хотя бы в одном из рецепторов (слух, зрение), то придется пройти сложные схемы обучения. При таком обучении более широко используются способности других анализаторов.
Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха. К первому виду относится физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.
Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.
Третий вид — речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.
Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.
Кроме речевого слуха, у людей имеется еще и специальное зрение на буквы. Это значит, что для письма человеку мало просто видеть то, что его окружает. Он еще должен иметь зрение на буквы, для того чтобы запомнить и воспроизвести их очертания.
Когда, что и как видят новорожденные
Органы зрения у малыша работают как положено с самого первого момента появления на свет. Большинство только что появившихся на свет детей могут видеть окружающие их предметы через своеобразный туман и расплывчатость. Таким образом происходит постепенная адаптация органов зрения. У ребенка существует рефлекторная особенность щурить глазки, либо вовсе держать их в закрытом состоянии. Но можно встретить и таких малышей, которые на протяжении некоторого времени, после появления на свет, держат глаза в открытом состоянии, и даже можно заметить в них некую заинтересованность происходящим.
Что видит новорожденный?
- Способность реагировать на яркое освещение, либо на его полное отсутствие.
- Возможность различать из общей картины некоторые предметы более крупного размера.
- Способность следить за передвижением крупных предметов, в том числе и людьми.
- При достижении ребенком возраста трех или четырех месяцев появляется способность следить за предметами и игрушками, которые находятся в движении.
- В полгода ребенок может пристально наблюдать за более мелкими предметами, и даже различать их, узнавая свои игрушки.
На что любит смотреть малыш?
- Наиболее любимыми вещами, на которые любят смотреть малыши — лица их родителей. Чаще всего это лицо отца, у которого более отчетливые черты.
- Перемена во внешности родителей может вызвать беспокойство и некоторую неудовлетворенность у ребенка. При этом часто дети начинают капризничать, отворачиваться, а то и вовсе плакать.
- Любовь к разнообразным картинкам и фотографиям, особенно черно-белым.
Как видят новорожденные дети?
- На протяжении первой недели жизни ребенка он может смотреть на одну и ту же вещь в течение нескольких секунд.
- В двухмесячном возрасте у ребенка уже получается фокусировать свой взгляд на предмете на короткое время.
- В четыре месяца малыш уже может полностью фокусироваться на интересующем его предмете.
- Часто у маленьких детей можно заметить, как они слегка скашивают свой взгляд. Это случается из-за невозможности применения одновременно обоих глаз. Нормальным это можно считать до полугодовалого возраста. При дальнейшем обнаружении такого недостатка обязательно нужно обратиться к специалисту.
Как наладить контакт?
- Новорожденные дети фокусируют взгляд гораздо лучше, если находятся в вертикальном положении.
- Нужно быть терпеливым и ждать, когда малыш сфокусирует свой взгляд.
- Новорожденный малыш видит предметы и лица, которые находятся не дальше 20-25 см.
- Игрушки над манежем или кроваткой лучше всего вешать не перед лицом малыша, а сбоку или возле его ножек.
Зная все нюансы и тонкости того, как и когда начинает видеть ваш малыш, вы легко найдет с ним общий язык и с легкостью установите свой первый контакт
Это очень важно не только для родителей, но и для самого малыша
Новорожденный малыш — это событие для всей семьи. Им восхищаются и любуются. И в первую очередь это касается, конечно же, молодой мамочки. Карапуз совсем не похож на те картинки, которые она себе представляла.
Маме удивительно видеть эти крохотные ушки, розовые пальчики, непонятного цвета глазки. Интересно, что умеет младенец в таком возрасте? Слышит ли он своих родителей? И когда ребенок начнет видеть маму и папу?
Из этой статьи вы узнаете
Почему так происходит?
Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:
- визуальному узнаванию букв в тексте;
- сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
- объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
пониманию смысла прочитанного текста.
Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.
Причины и симптомы дислексии
Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.
Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:
- деформация головного мозга во время родов;
- порок сердца и анемия матери при беременности;
- врожденный порок сердца новорожденного;
- плацентарная недостаточность;
- нарушенное развитие пуповины;
- раннее отслоение плаценты;
- тяжелые роды;
- удушье новорожденного, обвитого пуповиной.
В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:
- инфекционные заболевания ЦНС;
- травма головы;
- детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- истощающие инфекции.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.
Главные социальные причины дислексии:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- запущенность со стороны учителей и воспитателей;
- негативная среда для общения;
- двуязычие (билингвизм);
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.
Симптомы
Опишем симптомы по видам дислекции:
- Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
- Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
- Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
- Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
- Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Механизм проявления нарушения
Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.
Этапы чтения:
- Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
- Соотношение букв с фонемами.
- Сложение фонем в слоги.
- Соединение слогов в целое слово.
- Группирование слов в предложение.
- Осмысление прочитанного материала.
Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.
Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.
Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.
КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ
Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе
Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.
Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.
Советы педагогов по обучению чтению
Педагоги и детские психологи не рекомендуют начинать обучение чтению раньше, чем по достижении 5 лет. До этого возраста малыши должны больше времени уделять игре, ведь она является их способом познавать окружающий мир. До 5 лет дети еще не способны концентрироваться на информации в виде символов, плохо ее запоминают.
5-7 лет – идеальный возраст для обучения чтению. В это время интеллект детей уже достаточно развит, чтобы освоить грамоту, подготовиться к обучению в школе. Несмотря на то, что для поступления в 1 класс общеобразовательных учреждений не требуется уметь читать, владение этим навыком желательно, в первую очередь, для самого малыша. Так ему легче будет даваться школьная программа, а это значит, что он будет меньше уставать от занятий в классе и выполнения домашних работ.
Обучение чтению должно протекать плавно и последовательно. Занятия начинаются со звукового этапа. На них малыш узнает, что слова состоят из звуков, учится их различать. Звуковой этап очень важен, ведь если ему уделить недостаточно внимания, то это может привести в дальнейшем к проблемам при обучении чтению. К концу этого периода обучения ребенок научится разделять простые слова на звуки, например, «м-а-м-а», «п-а-п-а», «к-о-т», «д-о-м».
Когда звуковой этап хорошо усвоен малышом, переходят к буквенному. На нем дети учатся сопоставлять звук и букву, запоминают алфавит. Хорошим подспорьем станут специальные кубики и азбука, занятия с ними даются ребенку легче. Когда алфавит освоен, малыш учится складывать буквы в слоги, а затем и в слова.
Важно уделять особое внимание каждому этапу обучения, иначе у детей впоследствии могут возникнуть проблемы при переходе на беглое чтение, а значит, что пострадает и скорость чтения, и понимание текста. Заниматься обучением грамоте можно и дома, но родителям не всегда удается придерживаться какой-либо методики, из-за этого занятия протекают хаотично, непоследовательно. Поэтому лучше доверить обучение чтению центрам дополнительного образования, в которых занятия проходят по специальным программам
Также небольшие группы учащихся позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку, а значит сделать образовательный процесс более плодотворным
Поэтому лучше доверить обучение чтению центрам дополнительного образования, в которых занятия проходят по специальным программам. Также небольшие группы учащихся позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку, а значит сделать образовательный процесс более плодотворным
Заниматься обучением грамоте можно и дома, но родителям не всегда удается придерживаться какой-либо методики, из-за этого занятия протекают хаотично, непоследовательно. Поэтому лучше доверить обучение чтению центрам дополнительного образования, в которых занятия проходят по специальным программам
Также небольшие группы учащихся позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку, а значит сделать образовательный процесс более плодотворным
Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)
Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.
У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга
Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает
Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.
При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.
Как улучшить память ребенка?
Лучше запоминается
значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих
пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин
что делать
определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти
в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе
улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек – пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.
Приемы легкого запоминания
- запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
- запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
- запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
- текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
- Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.