Как правильно ответить ребенку откуда у мамы и папы появляются деньги

Возраст от 4 до 6 лет

Деньги

«В 4-6 лет ребёнок только знакомится с миром денег. Он видит, что для того, чтобы купить домой продукты, или игрушку самому ребёнку, родители достают из кошелька разноцветные бумажки – деньги. Иногда спрашиваешь у детей, откуда берутся деньги, а они отвечают – из тумбочки или из банкомата. Поэтому в этом возрасте ребёнку уже можно объяснить, что такое деньги, и что их нужно зарабатывать», – рассказывает Ирэн Шкаровская.

В привязке к этому, можно ещё добавить в обучающую программу слово «банкомат», считает Саида Сулейманова. По её словам, многие дети в этом возрасте полагают, что деньги там и появляются сами по себе, поэтому будет полезно рассказать про связь денег с банкоматом – местом для получения денег.

Экономия

Рассказы о деньгах должны плавно перетечь к разговорам об экономии. По словам Ирэны Шкаровской, детям уже можно объяснить, что для того чтобы денег хватало на все нужные вещи, надо уметь экономить.

Суть экономии в том, чтобы не тратить все деньги сразу на мелкие покупки, а часть «бумажек» беречь и откладывать отдельно. И когда их накопится много, можно будет купить уже что-то большое. Например, пусть первую неделю родители каждый день ходят вместе с ребёнком в магазин и покупают ему по две шоколадки, а во время второй недели пусть малыш получает лишь по одной шоколадке, не потраченные же на сладости деньги нужно откладывать в копилку. По истечении семи дней на сэкономленные деньги мама с папой должны купить сыну или дочке целую упаковку шоколадок или игрушку. Этот пример выступает и в качестве наглядной и понятной иллюстрации для ребёнка, и одновременно формирует у него приятные ассоциации с экономией.

Ход беседы:

Организационно-мотивационный этап:

Воспитатель: здравствуйте ребята!

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: я приготовила для вас загадку, сможете отгадать?

Дети: сможем!

Воспитатель:тогда слушайте внимательно:

«В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем. Что это?»

Дети: деньги!

Воспитатель: молодцы, ребята! А знаете ли вы, зачем нужны в магазине деньги?

Дети: чтоб купить на них нужные предметы.

Основой этап:

Воспитатель: верно! А знали ли вы, что когда-то никаких денег совсем не было, и люди меняли одни предметы на другие по мере надобности. У одного соседа уродилось слишком много пшеницы, а с мясом была беда, а у другого в точности наоборот, вот и менялись между собой два соседа. Но потом люди поняли,что не всегда обмен может быть равноценным: допустим, обменять корову на зайца совсем не выгодно, ибо корова большая, и толку от нее больше, чем от простого зайца. Так люди и придумали, что можно использовать для обмена сначала камешки и ракушки,а потом металлы: медь и железо. Пришел так мужик на базар, и обменял 4 куска железа на корову, а другой участник обмена пошел, и обменял 2 куска железа на два мешка сена, а 2 куска оставил себе на потом.

Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?

Опять-таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют. Постепенно люди начали изготавливать из золота и серебра небольшие пластинки и отмечать на них сколько какая весит, чтоб проще было вести обмен. Со временем изготовление монет перешло в руки царей и правителей.

Воспитатель: ребята, а как правильно называется изготовление монеток?

Дети: чеканка!

Воспитатель: верно, ребята!

Воспитатель: но монеты были не только золотые, но и серебряные и медные, для мелких расходов. А бумажные деньги появились так: тому, кто клал деньги на хранение, казначейство для порядка выдавало особые удостоверения, бумажные квитанции, на которых было написано, сколько принято денег. По этой квитанции всегда можно было получить деньги обратно. Нужно было кому-нибудь долг отдать — идешь в казначейство, берешь деньги и платишь.

А то и еще проще можно сделать: отдать квитанцию тому, кому должен, и тот сам может получить.

Бывало и так, что тот, кто получал в уплату долга такую квитанцию, сам был должен. Он тоже не шел в казначейство, а платил квитанцией.

И всякий ее принимал,потому что знал: по ней всегда можно получить в казначействе золото.

А обращаться с бумажкой удобнее, чем с металлическими деньгами.

И стали расходиться такие бумажки все больше и больше и ходить вместо денег.

Государство тоже, если заводилось лишнее золото, не отдавало его в обращение, а складывало в подвалы и вместо золота выпускало квитанции.

Это делалось еще и потому, что монеты, особенно золотые, от частого хождения по рукам стираются, делаются легче, и уже стоят меньше, чем новые.

Вот так произошли бумажные деньги.

Заключительный этап:

Воспитатель: а сможем ли мы сами сделать монетки и купить на них что либо?

Дети: нет! Монеты и бумажные деньги производит государство.

Воспитатель: молодцы! ребята, а как появляются деньги в вашей семье?

Дети: их зарабатывают мама и папа на работе.

Воспитатель: а как думаете, легко ли зарабатывать деньги?

Дети: нет! Родители очень устают на работе,

Воспитатель: ребята, а как мы можем помогать родителям, чтоб они уставали меньше?

Дети: помогать с уборкой дома, не шуметь.

Воспитатель: а сможем ли мы сами заработать деньги.

Дети: да! Мы можем выращивать овощи на огороде, а потом продавать их на ярмарке!

Воспитатель: молодцы ребята!

Нужно ли давать карманные деньги подросткам

Некоторые родители задаются вопросом, нужно ли подростку давать деньги на карманные расходы, если все нужды ребенка оплачивают родители. Психологи единогласно заявляют — нужно. Это не только снимает с родителей часть обязательств, но и учит подростка самостоятельно управлять финансами. Конечно, обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего остается за родителями, а вот на «хотелки» можно выделять определенную сумму денег, которой будет распоряжаться ваш ребенок.

«Сколько карманных денег давать подростку зависит от вашей семьи. Прежде всего с подростком нужно обговорить, на что он собирается тратить эти деньги. Например, вы можете давать 1000 рублей в неделю. Если подросток еще учится обращаться с деньгами, проконтролируйте, как он эти деньги потратил, сколько осталось. Если вы сразу объясните ему механизм накопления, учета трат, то потом вам не придется отслеживать за ребенком чеки, он сможет вести свою детскую бухгалтерию самостоятельно», — рассказывает финансист и основательница организации дополнительного образования «Фломастеры» Майя Лисинская.

Правило № 7. Исключаем негативные установки

Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богатство — это плохо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни. Или и того хуже: внушая детям, что богатые люди — это хапуги и торгаши, вы можете вызвать обратный эффект. Например, ребенок будет думать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.

Осторожно комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите

У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.

И ни в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами. И в будущем он может, например, согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

А как еще бывает

В действительности разговор по душам с ребенком — лучший выход и в вопросах «про ЭТО», и в любых других. А вот что бывает, если не отвечать на вопросы малыша или делать в семье тему деторождения запретной.

Со мной в детстве не говорили про появление детей. Никак. Да и вопросов у меня отчего-то не возникало. А однажды, когда мне было 6 лет, во дворе старшие девочки рассказали, что для появления ребенка на свет маме разрезают живот. На одной из девочек была куртка на молнии, и она резко расстегнула ее, чтобы показать, каким движением разрежут живот. Я пришла в ужас. Наверное, месяц мне это снилось, и все это время я думала: «Уж лучше бы родиться мальчиком и пойти служить в армию, чем такое вот». Об этой истории мама узнала только тогда, когда мне было около 20. К этому времени моя картина мира, к счастью, уже поменялась.

Дочке моих знакомых в преддверии появления младшего родители рассказали всё. То есть совсем все. Она девочка бойкая, информацию восприняла смело и с воодушевлением принялась рассказывать всем, кто попадался, что мама поедет в роддом и что там будет с ней происходить. С анатомическими подробностями. В садике устраивались сценки с участием других детей на тему: «Давайте Таня будет рожать». 

Вот две крайности: полное отсутствие разговоров и слишком подробное объяснение. Истина, как обычно, по середине, но решение остается за родителями.

Главное помнить, что ваше искреннее участие, готовность открыто разговаривать на любые темы уже сейчас формирует у малыша привычку быть откровенным с вами. Оценить плюсы этой привычки вы сможете уже скоро, в период подростковых и юношеских переживаний вашего ребенка. Когда твой родитель — твой друг, это бесценно.

Эксперты:

Анфиса Белова

Правило № 3. Доверяем детям покупки

Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.

Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

А сколько вы зарабатываете?

Этот вопрос рано или поздно задают все дети!

Дети часто задают данный вопрос, чтобы оценить свое финансовое положение  относительно сверстников или других людей. Поэтому, я не рекомендую называть ребенку конкретную цифру, т.к. дети, особенно в маленьком возрасте, все равно не смогут ее осознать и, возможно, все таки не смогут удержать полученную информацию в тайне от других )).

Родители справедливо опасаются того, что дети начнут требовать больше денег на свои нужды и развлечения и расскажут эту информацию другим людям, пытаясь доказать своим сверстникам, что они не беднее или богаче других. И это нормально. Однако, ответы вроде: “Это тебя не касается” и “тебе еще рано об этом знать” оставим беднякам, которые хотят, чтобы и их дети тоже были бедняками.

Опять же, не забудьте задать ребенку вопрос: “Почему ты спрашиваешь?”

Отвечая на данный вопрос, в любом случае, нужно всегда давать ребенку ни один элемент пазла, т.е. рассказать только про доходы, а нужно показать полную картину, т.е. рассказать и о сбережениях и расходах (расходы на мобильный телефон, на автомобиль, на жилье, на еду и коммуналку и т.д.) и о том, что в итоге остается!

Интересно ответил на данный вопроса один американский папа! ))) Он принес свою ежемесячную зарплату в однодолларовых купюрах, т.к. его дети уже понимали ценность одного доллара. Далее он вывалил эту кучу денег на стол и стал откладывать от нее кучку на сбережения, на оплату еды, коммуналки, ипотеки, автокредита и т.д. В итоге на столе осталась совсем небольшая кучка, вполне понятная для понимания детей!

Похожим образом, можно использовать для ответа монетки или игровые деньги — вот сколько папа и мама зарабатывает, вот сколько мы платим за то-то и то-то и вот сколько остается на еду и развлечения. И на эти деньги у нас много планов, поэтому, чтобы что-то купить, мы должны откладывать деньги и планировать свои расходы.

В тему:
—   Развивающие игры с монетами для детей дошкольного возраста, которые научат ценить деньги!
—   Список финансово-экономическо-бизнес-денежных настольных игр для детей (и взрослых)

Важность разговора

Прежде всего, родителям нужно быть морально готовыми к тому, что беседа на неудобную тему состоится. По телевидению взаимоотношения мужчины и женщины активно обсуждаются в дневное время, деликатные вопросы проскальзывают даже в мультиках, рекламные ролики пестрят картинам оголенных человеческих тел. В подобных условиях стыдливая позиция, суть которой «ничего рассказывать не надо, сами все поймут» не просто неуместна, но и опасна. Ребенок действительно узнает все интересующее, но уже не от родителей, а от сверстников или детей постарше, нередко в самой грубой форме.

Задача родителей – своевременно познакомить ребенка с этим миром «запретного», разложить все по полочкам, ответить на самые неудобные вопросы. Не стоит думать, что такая откровенность лишает малыша невинности. Напротив, она спасает его от жизненных ошибок и стремлений «познать недозволенное». Согласитесь, гораздо лучше самим рассказать всю информацию малышу, чем «доверить» этот вопрос чужим людям, которые только исказят сведения.

Что делать, если ребенок настойчиво требует деньги?

Попробуйте применить к подростку, вымогающему деньги у родителей, следующие действия:

Пресекайте неуважительное отношение. Любое некорректное отношение ко взрослым со стороны подростка – верный признак того, что родители когда-то допустили педагогическую ошибку. Ребенок не должен требовать, он может только попросить или попытаться договориться со взрослыми о выделении ему дополнительной суммы на покупку.
Обсудите возможность увеличения суммы карманных денег. Возможно, вы даете ребенку на карманные расходы маловато. За обедом обсудите, имеет ли ваша семья возможность увеличить сумму, выдаваемую подростку.
Ищите компромиссы. Выясните, для чего ребенку нужны деньги

Предложите подростку самостоятельно заработать средства на покупку важной для него вещи. Либо пообещайте подарить ее на ближайший праздник

Учите ребенка разумно обращаться с деньгами.

Возраст от 7 до 9 лет

Копилка

Копилка – это сразу и про накопления на мечту, и про финансовое планирование. Термин лучше объяснять на практике, предложив ребёнку механизм, позволяющий ему накопить самостоятельно на своё очередное «хочу».

«Можно поговорить о том, что если ты мечтаешь о планшете, о том, что он у тебя когда-то будет, то эта мечта. А вот если ты совместно с родителями выбрал планшет определенной марки, узнал, сколько он стоит, запланировал, что если ты будешь экономить каждую неделю часть карманных денег, то через определённое количество месяцев ты накопишь стоимость половины планшета, а родители добавят тебе вторую половину, и заветный планшет станет твоим, то тогда мечта становится финансовой целью. И путь её достижения – это твой первый финансовый план», – приводит пример начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Кстати, по мнению создателя приложения UPUP Романа Потёмкина, ребёнок может быть уже готов к своим первым карманным деньгам будучи первоклашкой. Лучше всего выделять деньги один раз в неделю в определённый день, скажем, по понедельникам.

Бюджет

Бюджет – это все те деньги, которыми семья распоряжается, все доходы и расходы семьи. Пополняется он из заработной платы мамы и папы. Это дети поймут легко. Чуть сложнее будет объяснить, на что он расходуется, как за этим следить и почему родители не могут купить всё и сразу.

Некоторые эксперты советуют завести три банки, копилки или коробки, наклеить на них соответствующие надписи: «на мечту», «на обед», «на сладости», это аналоги текущих, обязательных расходов семьи, накоплений и расходов на развлечения. Далее ребёнку нужно разрешить самостоятельно распределять среди них свои карманные деньги

При этом важно дать понять, что если тратить всё в начале недели и на одни шоколадки, то остальное время в школе придётся ходить голодным, а ещё перенести покупку «планшета» на более долгий срок

Правило № 4. Учим управлять бюджетом в быту

И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить весь класс мороженым?

Объясните ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка на день рождения, — полностью его. А значит — ему решать, как ими эффективнее распорядиться.

Лучше давать ребенку деньги сразу на какой-то период, например на неделю. Ежедневное спонсирование приведет к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы.

Не платите ребенку за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги можно за дополнительную помощь — например, починку компьютера. А поощрять за успехи в учебе лучше по итогам года. У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом.

  • Первоклашкам можно объяснить, что такое квартплата, семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты.

  • Дети лет с 10 могут выступать «финансовыми консультантами» своей семьи. Научите их бережному потреблению и попросите посчитать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран и не выключают свет.

  • На своем примере родители могут рассказывать, как ведут семейный бюджет. Как вы распределяете зарплату? Сколько денег уходит на обязательные платежи? Сколько вы откладываете на отпуск? Сколько тратите на игрушки и развлечения?

На практике

Теоретически, кажется, все ясно. А вот как это может выглядеть на практике.

Оксана Чернякова — психолог и мама двух дочек. Она рассказывает, что старшей было 3,5 года, когда родилась младшая: «Что касается подготовки Маши (старшей) к появлению сестренки, мы действовали по озвученному выше плану, но добавили еще проигрывание ситуации.

То есть вот папа-медведь, мама-медведица и старший малыш. У них появляется младшенький, он лежит, плачет, его надо успокаивать, гладить, носить на ручках».

А вот моя история. Старшей Полине было 4,5, когда стало известно о второй беременности. Живот начал появляться только на сроке 4-5 месяцев, и только тогда я решилась рассказать Поле о грядущем пополнении в семье. Если б я сделала это раньше, ребенок донимал бы нас вопросами: «А когда уже? Чеез скойко одится сестъёнка?» на 4 месяца дольше. 

В одну из ритуальных бесед перед сном я рассказала ей, что скоро появится малыш (она давно просила сестру, поэтому была несказанно рада) и что мамин живот будет расти. Были визги и прыжки по кровати, но никаких вопросов. А когда они появились, я показала шрам от кесарева сечения и рассказала, что маленькая появится так же. Ближе к родам я стала готовить ее к тому, что меня не будет неделю-две — после операции с первенцем второй раз положено явиться в роддом заранее. Интересно, что она по-взрослому отнеслась к этому.

Я очень довольна, что старшая была готова к тому, что малыш после роддома будет только кушать, спать, плакать и пачкать подгузник. Для того, чтобы она это осознала, мы даже ходили в гости к друзьям, у которых недавно родился малыш. Это очень помогло. Рожала я в итоге естественным образом, и после вкратце рассказала об этом старшей. Поразмыслив, она заявила: «Мама, я тоже буду рожать сама». То есть никаких страхов у нее не возникло, а отношение к младшей сейчас — безграничная любовь и опека.

Почему дети задают вопросы о деньгах и как на них отвечать?

И в разном возрасте у детей разные причины задавать вопросы о деньгах. Возможно, ребенок увидел или узнал о том, как живут бедные или нищие люди и он боится оказаться на их месте. Возможно, ему интересно понять, сколько стоит ваша новая машина; возможно, он прощупывает почву для идеального момента попросить новый велосипед ))) А, возможно, он услышал, что чьи-то родители развелись “из-за денег”.

Поэтому, перед тем, как отвечать на любой финансовый вопрос, задайте ребенку вопрос: “А почему ты спрашиваешь?” Это позволит вам ответить именно на то, что спрашивает ваш ребенок и даст вам время подумать )))).

В зависимости от ответа на данный вопрос, в каждом случае ваш ответ будет различаться. В первом случае вы можете ответить, что вы зарабатываете достаточно на жилье, еду, машину и другие вещи и даже откладываете деньги. Во втором случае, можно рассказать сколько вы платите за бензин (т.е. дать часть информации), а в третьем случае — вы можете рассказать, когда и на каких условиях вы можете купить ребенку новый велосипед (за определенные успехи, через определенное время, например, к какому-то празднику или когда вы вместе на него накопите) и т.д.

Не забудьте задать этот вопрос в нормальном тоне, чтобы не создавать у ребенка ощущение того, что он спрашивает о чем-то запретном, плохом, секретном.

Если вы не можете ответить сразу, попросите ребенка дать вам короткую паузу, подумайте и обязательно ответьте в тот же день.

Дети и Деньги – Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг.Узнайте больше – здесь.

Почему ребенок ворует деньги

Для начала нужно попробовать понять, почему ребенок ворует деньги? Что подвигло его на подобный поступок? От этого может зависеть общая эмоциональная картина происходящего. Ведь одно дело, когда сын взял деньги на лечение бездомного пса, а другое, когда он прогулял зарплату отца с друзьями. Чтобы выяснить истинную причину произошедшего, не нужно повышать голос на ребенка, кричать и читать ему нотации. Постарайтесь сначала выстроить доверительные отношения и найти контакт. Зачастую кражи случаются в подростковом периоде, дети в это время довольно агрессивные и закрытые. Но постарайтесь найти ту ниточку, за которую можно потянуть. Выйдите с ребенком на откровенный разговор и спросите, почему он так поступил. Обычно дети воруют деньги у родителей по следующим причинам.

Бывает так, что ребенок берет деньги, просто считая, что они общие, ведь семья и бюджет общий. Но такое обычно происходит у детей младшего возраста – до 7 лет, они пока еще не могут различать «свое-чужое».
Чаще всего ребенок ворует деньги, потому что ему хочется купить жвачек, конфет и иную дребедень, а денег нет. Ведь вокруг все пестрит соблазнами, друзья покупают желаемое. Признайтесь себе честно, даете ли вы ребенку деньги на карманные расходы, а вместе с этим возможность распоряжаться своими деньгами? Безусловно, отсутствие карманных денег не оправдывает воровство, однако если вы все время отказываете ребенку в мелочах вроде жвачки, говоря о том, что это вредно, вы просто не оставляете ему иного выхода.

Иногда к воровству подталкивает желание самоутвердиться в компании более взрослых и наглых сверстников. Особенно ярко это проявляется в том случае, если ребенка не понимают дома, папа отмахивается от совместного времяпровождения, а мама считает увлечения самолетами ерундой. С помощью родительских денег ребенок хочет показать себя в новой компании, завоевывает доверие ее «главарей» путем покупки различных сладостей и т.д.
Бывает так, что воровство – это простое привлечение внимания родителей к своей персоне. Признайтесь себе откровенно – когда вы посвящали все свое свободное время ребенку? Целый день вы проводите время вдали друг от друга, а вечерами уговариваете ребенка отстать от вас, ведь вам нужно приготовить ужин, прибраться и закинуть вещи в стирку. «И вообще, иди уроки делай», говорите вы. Папа тоже занят – он смотрит важный обзор политических новостей
Ребенок понимает, что для того, чтобы на него обратили внимание, с ним должно произойти что-то особенное, ведь не зря родители носились с ним как угорелые, когда у него была ангина с высокой температурой. И тогда чадо решает привлечь внимание родителей именно воровством денег
И пусть это внимание проявляется криком, гневом и наказанием, но это уже достижение – ведь он добился этого внимания. Если причина именно в этом – это укор не ребенку, а именно вам. Ведь по сути, воровство в этом случае — немой крик о помощи.
Некоторые дети воруют на спор или на «слабо». Они пытаются утвердиться среди друзей за счет преодоления страха и получения желанной наживы. В этом случае можно сказать, что у ребенка реальный комплекс неполноценности, и он не может поставить себя в обществе правильно, не может добиться уважения иными способами.
Дети могут воровать, если видят перед собой пример. Если вы берете и кладете в карман найденный кошелек, забираете ручки с различных касс и без спроса присваиваете соседскую лопату, ребенок понимает, что ничего опасного и дурного в этом нет.
Бывает так, что родители со злостью отзываются о богатом соседе, говоря о том, что деньги он наворовал. Ребенок видит «красивую» жизнь более удачливого соседа и начинает понимать, что брать без спросу – это хорошо, так жить лучше.
Иногда начинают воровать тихие, и даже замкнутые дети. Если вы уверены в моральных качествах своего ребенка, возможно, его заставляют это делать старшие подростки. Зачастую слабых духом детей заставляют воровать деньги под страхом избиения его или его младших братьев и сестер

Здесь очень важно выйти на откровенный разговор с чадом.

Это далеко не полный список причин, которые могут подтолкнуть ребенка к воровству. Поговорите с сыном или дочкой по душам, и вы поймете, почему ребенок украл деньги.

Возраст от 10 до 12 лет

Банки, вклады и кредиты

Самый эффективный способ объяснить что-то ребёнку – это показать на практике, привести пример из жизни. Поэтому рассказывать, что такое банк, будет лучше всего, да и интереснее, прямо на месте – в офисе банка.

Финансовый консультант компании «Личный капитал» Андрей Сенчугов предлагает свою трактовку слова «банк», адаптированную для детей: «Банки – это финансовые организации, которые помогают людям и компаниям. Они берут у людей деньги на хранение и платят им за это определённую сумму (проценты). Когда ты кла­дёшь деньги в банк, то тебе говорят, на сколько процентов увеличится твой вклад через год. Допустим, процент по вкладу равен 10%. Ты положил в банк 10 тысяч рублей. Тогда в конце года у тебя будет 11 тысяч рублей. Также банки выдают людям деньги в кредит, на время. За то, что банк даст тебе деньги, ты заплатишь дополнительную сумму, она называется процент по кредиту. Например, ты взял у банка 10 тысяч рублей на один год, а затем должен вернуть 11 600 рублей».

Остаётся объяснить ребёнку две главные вещи о кредитах:

  1. Занимать у банка нужно только по необходимости и лучше всего на крупные покупки, на которые самим копить очень долго – например, на машину.
  2. Кредит нужно отдавать по частям, строго раз в месяц.

Страховые компании

В отношении страховых компаний Андрей Сенчугов советует провести аналогию с зонтиком, который защищает от плохой погоды. «Страхование придумали, чтобы помочь нам сохранить наше здоровье, жизнь, имущество», – говорит эксперт.

Если чуть детальнее, то страховые компании – это организации, где продают страховой полис, который в случае неприятностей можно будет обменять на крупные деньги. Не лишним будет пример, допустим, со страхованием велосипеда. Если он будет застрахован, а его украдут, то страховая компания даст деньги на покупку нового.

Далее следует рассказать, что вообще можно сегодня застраховать: квартиру/дом/дачу от пожара, затопления, разрушения, своё здоровье, жизнь, поездки на отдых или машину.

Банковская карта

«Уже в этом возрасте ваш ребёнок может начать пользоваться банковской картой, привязанной к вашему счёту, поэтому ему стоит рассказать и о картах тоже», – считает Ирэн Шкаровская из банка «Хоум кредит».

Родителям будет легко показать на практике, как с помощью банковской карты можно оплатить покупки в магазине, просто вставив карту в специальное устройство на кассе и введя ПИН-код, заплатить за обед в столовой или снять через банкомат бумажные деньги

Важно предупредить ребёнка о двух вещах. Во-первых, что никому нельзя называть ПИН-код от карты

А, во-вторых, что снимать с карты наличные деньги лучше как можно реже – карту удобнее носить с собой, чем несколько купюр и мелочь, и так безопаснее.

Разобравшись с важными для детей 10-12 лет финансовыми понятиями можно переключить их внимание на более интересные, но не менее полезные вещи, допустим, спланировать вместе с ними их первую эффективную покупку. «В этом возрасте дети уже могут выбирать товары, сравнивая различные условия

Поэтому если вы планируете что-то купить, например, велосипед, то обсудите вместе с ребёнком, какие у велосипеда есть характеристики, где велосипед дешевле – в магазине или в интернете, есть ли на него сезонные скидки», – советует Шкаровская.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий