Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)

Переломный момент

Дети в возрасте 6-8 месяцев еще не могут отстаивать свои желания, они радуются, что мама рядом, открывают ротик, когда она подносит ложку с едой. Но, когда малыши подрастают, приходит понимание: «Ага! Если я не хочу, то могу рот не открывать!» Обычно кризис наблюдается ближе к 2-3 годам

Малыш протестует против всего абсолютно: для него не важно, хочет он есть или нет, вкусная ли еда. Он на все отвечает: «Не хочу! Не буду!» Что делать в такой ситуации? Попробуйте не спрашивать у ребенка, хочет он есть или нет, а предложите блюда на выбор, например, два варианта, которые оба вас устраивают, – пюре с котлетой или тушеные овощи

– Возможность выбора – отличный способ, который хорошо работает в разных ситуациях, не только связанных с кормлением, – говорит Полина Дворецкая. – Кроме того, к этому возрасту наступает психологический момент, когда ребенок хочет иметь все свое, индивидуальное. Поэтому можно выбрать вместе с ним в магазине тарелку и чашку, которые ему понравятся, например, с изображением героев мультфильмов, чтобы он получал удовольствие во время еды.

Еда действует на мозг ребёнка, или Как наших детей подсаживают на химию
Подробнее

Что съесть?

Полина Дворецкая советует перед тем, как отдать ребенка в детский сад, ввести в домашнее меню несколько основных блюд, которые готовят в саду, чтобы ребенок понемногу привыкал к рациону вне дома. Ведь если он раньше никогда не ел тушеную свеклу и манную кашу, то и потом не будет. Есть и другие нюансы, которые специалист по питанию советует обсудить с воспитателями.

– В нашей семье не едят такие большие порции, которые я увидела в детском саду, куда ходит мой ребенок. Что я сделала: поговорила с воспитателем и попросила давать моей дочке либо первое, либо второе, чтобы она съедала что-то одно.

Иногда родители паникуют, что ребенок совсем не ест. В таком случае стоит понаблюдать, какими «крохами» в течение дня малыш питается. В итоге может получиться, что в достаточном для себя объеме и при разнообразии продуктов ребенок получает все необходимое.

Сладкое детство. Почему дети так обожают конфеты и как с этим бороться
Подробнее

Отказ от еды

Родители должны быть готовы к тому, что во время посещения детского сада дети могут отказываться от блюд. Причем варианты бывают разные: либо ребенок дома может есть хорошо, а в детском саду отказываться от приема пищи; либо в садике есть прекрасно, а дома – полный отказ.

– Первое, что нужно сделать: выяснить, чем различается обстановка приема пищи дома и в детском саду, – продолжает эксперт. – Возможно, если в детском саду ребенок хорошо ест, там над ним никто не довлеет с ложкой, уговорами, добавкой.

Часто у детей, возвратившихся домой из детского сада, по мнению родителей, начинаются беспричинная истерика, крики, слезы. Но так они хотят освободиться от стресса, накопившегося за день. Естественно, последнее, что нужно делать в такой ситуации, тем более если это повторяется изо дня в день, – заставлять ребенка есть, чтобы не сформировать у него причинно-следственную связь между отрицательными эмоциями и приемом пищи. Тогда кормление действительно превратится в проблему. А еще во время стресса у ребенка вырабатывается гормон, который тормозит работу пищеварения.

Важно понимать и то, что ребенок ест не для того, чтобы его похвалили, дали конфету или включили «мультики», а чтобы утолить голод. К сожалению, детей часто поощряют: «Если все скушаешь или быстро доешь – получишь сладости»

Это неправильно.

Жизнь — не сахар! Как приучить детей к «невкусной», но полезной еде
Подробнее

Избирательный аппетит или нарушение пищевого поведения

А вот сейчас мы подошли к самой главной причины плохого аппетита у школьников. Вернее не истинного плохого аппетита, а нежелания есть ту пищу, которая ему предназначена с точки зрения здорового образа жизни. Ребенок не съел творог, но с удовольствием съел сосиски? Школьник отказался от маминого супа, потому что по пути из школы выпил газировку? Первоклассник хмуро отодвинул школьный обед и грызет втихаря от учителя сухарики? Такие ситуации происходят с родителями и их детьми постоянно. Но это не нарушение аппетита и болезнь. Это дефекты воспитания.

Родителями очень легко манипулировать, особенно если найти их слабые стороны. Мама дает ребенку сосиски не потому что, считает их полезными, а так как хочет, чтобы он хоть что-нибудь съел. Лучше сосиска или булочка, чем голодный сон — так считают многие. И получается замкнутый круг. Разорвать его можно только усилием воли родителя, который будет убеждать своего ребенка питаться правильно, рассказывать ему о здоровье и, самое главное, подавать ему собственный пример.

Чем опасно нарушение пищевого поведения? Ведь ребенок вырастет и на булочках, и на пельменях. Вырастет, но неправильное питание в детстве обязательно скажется в будущем, причем размах таких последствий довольно-таки широк (от запоров и хронического гастрита до сахарного диабета и мочекаменной болезни).

Как выявить подобную проблему у собственного ребенка? Очень просто. В течение пары недель досконально записывать все, что съел ребенок с учетом количества съеденного (все печенюшки, конфетки и булочки), а также записывать то, что предлагала ему съесть мама или школьная столовая. Если точек соприкосновения съеденного с предложенным будет очень мало, то придется принимать соответствующие меры.

Хронические болезни тоже влияют на аппетит?

Если острой болезни не обнаруживается, но отсутствие аппетита все равно тревожит родителей, так и хочется связать эту проблему с каким-нибудь хроническим заболеванием, а их у современных детей немало. И спектр таких болезней широк: от аденоидов и хронического пиелонефрита до мифического дисбактериоза и дискинезии желчевыводящих путей. Влияют ли они на аппетит? В глобальном смысле нет. Если же ребенок с хроническим заболеванием нормально учится в школе, плюс успевает на дополнительных занятиях, «скачет» по дому все свободное время, то маловероятно, что он не доедает от своей болезни и сильно страдает от этого.

Если же помимо нарушения аппетита, есть другие долгоиграющие проблемы и симптомы, то стоит все-таки заняться лечением у профильного специалиста. Многие хронические болезни дают о себе знать в будущем, обостряются в период полового созревания и в другие периоды. Поэтому каждый родитель должен знать максимальное количество информации об имеющихся проблемах со здоровьем своего ребенка, своевременно посещать лечащего врача и выполнять рекомендации.

Кстати, встречаются индивидуальные особенности обмена веществ, когда человек в принципе ест немного, но при этом он испытывает хороший аппетит. Однако такие особенности не возникают внезапно. Если ребенок с малых лет ест то, что положено, пусть и в небольших количествах, но при этом он не выглядит больным и истощенным, то это нормально.

Могут ли психологические проблемы нарушить аппетит?

Каждый из нас слышал, что личные переживания и различные травмирующие ситуации могут привести к снижению аппетита, хотя у кого-то все происходит с точностью до наоборот. Если взрослые считают, что у детей проблем не бывает, то они очень сильно ошибаются. Бывает так, что дети не рассказывают о проблемах. Или рассказывают, но не слышат ответ родителей. Или слышат не то, что бы им хотелось. Даже если родитель считает детскую проблемой пустяковой или говорит ребенку: «Сам виноват!» — любой ребенок в первую очередь нуждается в поддержке и сочувствии, и только затем в нравоучениях и «разборе полетов».

Как понять, связано или снижение аппетита с психотравмирующей ситуацией? Нужно наблюдать за настроением ребенка, за его отношениями с друзьями и одноклассниками, разговаривать с учителями, искренне интересоваться его школьной жизнью. Если в поведении ребенка ничего не поменялось, и он всегда пребывает в хорошем настроении, то стоит искать другую причину сниженного аппетита.

Комментарий эксперта

Екатерина Валова, психолог

Плохой аппетит у ребенка школьного возраста в наше время отмечают не так уж редко. В основном эта проблема возникает у детей младшего школьного возраста. В подростковом периоде организму требуется больше энергии для роста, и родители чаще отмечают, что холодильник не успевает наполняться. А вот в начальных классах дети чаще склонны проявлять избирательность в еде или вовсе отказываться от приемов пищи.

Если не принимать во внимание пониженное количество физических нагрузок у детей, которым вдруг приходится вместо активных прогулок и игр проводить время за партой в школе и за учебниками дома, и исключить вероятность потребления сладостей из школьного буфета, то здоровый ребенок чаще всего отказывается от еды из-за повышенных нагрузок на психику.

Повышенное эмоциональное давление на ребенка может наблюдаться со стороны педагогов: наша система образования ориентирована на показатели успеваемости ребенка и его степень послушания и усидчивости, не естественные для детей возраста 7-11 лет. Давить на школьника могут и, чаще всего, делают родители: после детсадовского детства, где похвалы заслуживал сам факт выполнения задания, ребенка начинают оценивать по отметкам: цифры в дневнике начинают определять, хороший ты или плохой человек

Чаще всего это происходит неосознанно, однако дети отлично чувствуют, когда внимание с особенностей их личности смещается на полученные отметки. Фактором давления служат и отношения в детском коллективе.

Все эти аспекты, вместе и по отдельности, могут вызывать подавленное настроение ребенка, повышенную утомляемость, апатию и, разумеется, снижение аппетита.

Заключение

  • Резкое снижение аппетита в совокупности с другими симптомами обычно является признаками острого заболевания или обострения хронической болезни.
  • Хронических болезней, проявляющихся только сниженным аппетитом, не существует.
  • Здоровый ребенок, который много двигается и ежедневно гуляет обязательно захочет есть, он без еды просто не сможет выжить.
  • Избирательный аппетит — это не заболевание, но очень серьезная проблема, обусловленная ошибками в воспитании. Однако исправить ситуацию можно!
  • Сниженный аппетит на фоне других психоэмоциональных нарушений служит серьезным поводом для откровенного разговора с ребенком с обязательной последующей помощью в разрешении его проблем.

Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания?
Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!

Аппетит пропадает при острых заболеваниях

Да, никто с этим не спорит. Поэтому так и хочется все-таки найти у своего ребенка этакую невиданную болячку, от которой он перестал есть. И задача по ее поиску падает на плечи участкового врача или гастроэнтеролога.

Однако стоит помнить следующее: снижение или отсутствие аппетита при острых и воспалительных болезнях — это нормально. Это своеобразная реакция организма на заболевание: нужно направить свои силы на борьбу с инфекцией и «разгрузить» печень, которая в данный момент борется с токсинами. Несколько дней без полноценного питания ребенок выдержит. Главное, чтобы он пил.

Но назвать такую болезнь, при которых бы не было других симптомов кроме плохого аппетита довольно-таки сложно. Все равно есть другие признаки: боли, повышение температуры, рвота, катаральные симптомы, нарушение мочеиспускания и многие другие. Да и такие простейшие исследования, как общий анализ крови и мочи, копрограмма, рентгенография, обязательно помогут в постановке диагноза. Следовательно, после диагностики острого заболевания и ее лечения у соответствующего специалиста аппетит наладится.

Плохой аппетит из-за низких энергозатрат

Все логично: чем больше энергии тратит человек, тем больше пищи должно поступать в его организм. Родителям ребенка с плохим аппетитом стоит тщательно проанализировать образ жизни своего ребенка. Как это сделать? В течение 10-14 дней обычной школьной жизни записывать все, что делал ребенок в течение дня, обязательно отмечая время, отведенное на каждое занятие

На что обратить внимание при подведении итогов?

Сколько времени в день ребенок гуляет? Ходьба от дома до школы или от подъезда до машины за прогулку не считаются. Бегает ли он во дворе со своими товарищами, играет ли в подвижные игры, проводит ли время за сезонными развлечениями (санки, лыжи, коньки, велосипед, ролики)? Как он проводит свои выходные? Сколько времени в выходной день ребенок провел на свежем воздухе?

Можно провести простой тест и сделать из него важные выводы относительно аппетита ребенка: уехать в выходной за город и провести весь день на свежем воздухе за активными играми. Наверняка довольный и нагулявшийся ребенок с аппетитом съест предложенный ему ужин и будет с нетерпением ждать следующих выходных, чтобы снова так отдохнуть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий