Эмоции, которые испытывают дети, что-то сломав
Эмоции, которые испытывает ребенок при неудаче, зависят от его отношения к ней и реакции родителей. Паника, отчаяние, страх наказания или осуждения переполняют послушных детей, которых ругают за провинности. Такие чувства могут охватывать и просто очень ответственных ребят, они преувеличивают степень тяжести своего проступка, долго переживают и корят себя.
Более спокойная реакция проявляется в раздражении, досаде и недовольстве собой. Человек осознает последствия, возможные неудобства в связи с разбитым телефоном или потерянной сумкой с учебниками.
Мальчики и девочки, которым родители помогают справляться с неудачами, обычно быстро переходят от эмоциональной части восприятия случившегося к рациональной: обдумывают, можно ли что-то исправить, как избежать ошибки в следующий раз.
Почему правила — это не навсегда
Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.
И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.
Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.
Пароварка-блендер
Этот бытовой прибор пригодится для введения прикорма: достаточно положить в чашу свежие овощи и оставить их готовиться. Затем останется перевернуть чашу, чтобы овощи перемололись в пюре. Так готовка становится быстрой и удобной, сама пароварка-блендер компактная и не занимает много места. Есть у нее и большой недостаток – высокая цена. Удобно, быстро, компактно, дорого.
Раньше у женщин не было таких помощников на кухне. Они сами заготавливали на зиму картошку, кабачки, патиссоны, и другие овощи собранные на огороде. Потом наши мамы варили их и разминали толкушкой вручную. Это не так быстро и просто, как при использовании пароварки-блендера, но никто не жаловался — все были счастливы.
Радионяня
Это устройство есть едва ли не у всех современных мам. У каждой мамы много дел – стирка, готовка, уборка в доме, некоторые еще и умудряются продолжать работать. Конечно, мамочки беспокоятся о том, что могут не услышать, как их малыши плачут. Радионяня решает эту проблему и позволяет постоянно оставаться на связи с крохой.
Раньше таких устройств не было. Наши мамы могли использовать разве что рации, но от них мало пользы в быту. Поэтому женщинам приходилось развивать остроту слуха и интуицию.
Радионяни кажутся очень полезными устройствами, но и у них находится множество противников. Аргумент приводится такой: хорошая мать и так услышит любое кряхтение ребенка, поэтому покупка приборов для связи – пустая трата денег.
Подгузники
Сейчас родители не представляют, как бы они обходились без подгузников. Груднички часто едят и ходят в туалет. Вот и приходится менять им подгузники по 20 раз в день, а то и чаще. Ведь у младенцев очень нежная и чувствительная кожа, на которой могут появляться раздражения.
Как же справлялись наши мамы в те времена, когда подгузников еще и в помин не было? Им приходилось самим делать пеленки из марли, кипятить их и постоянно менять, чтобы не допускать появления опрелостей.
Вместо подгузников женщины раньше использовали клеенчатые трусы. Их надевали на грудничков на ночь, чтобы не приходилось вставать и менять пеленки. Такое «ноу-хау», конечно, негативно сказывалось на нежной коже малышей.
Подгузники создаются специально для чувствительной кожи грудничков. Однако их тоже нужно правильно использовать. Мальчики не должны находиться в подгузниках круглые сутки – из-за постоянного перегрева в будущем у них может развиться бесплодие (вредны ли подгузники для мальчиков?вредны ли подгузники для мальчиков?)
Еще важно приучать ребенка к горшку с того же возраста, с какого начинали это делать наши мамы. Поход в туалет должен оставаться безусловным инстинктом, а не выработанным, как считают сейчас «продвинутые» родители
Нужно ли наказывать
Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.
Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?
Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?
Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.
Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.
Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.
Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим
Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели
Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.
Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).
Развивающие дидактические материалы и занятия
Сейчас есть множество единичных и сетевых магазинов, в которых родители могут приобрести абсолютно все для развития своего ребенка в домашних условиях: книги, наглядно-дидактические материалы (в том числе Монтессори), детские музыкальные инструменты и даже электронную азбуку. Также уже с 9 месяцев некоторые родители начинают водить своего малыша на развивающие занятия, считая, что это наиболее эффективный способ раннего развития интеллекта, который принесет в будущем хорошие плоды в виде успехов и побед за место под солнцем.
В моем детстве, большинство детей (в том числе и я) довольствовались обычным детским садом с трех лет. Зато родители иногда брали меня к себе на работу, где мне было все очень интересно, а также в походы и разные поездки, что, безусловно, отразилось на широте моего мировоззрения. Плюс — трудовая терапия, которая заключалась в помощи маме на кухне и в уборке.
8 вещей, которые нужно делать с дочерью на протяжении всего ее детства, юности и всей жизни в целом
1. Разговаривать
Говорят, что в хороших браках люди много общаются. Эта же идея справедлива и для отношений матери и дочери. разговаривайте всегда и обо всем. Будьте в курсе главных событий жизни друг друга.
С самого детства проявляйте интерес к ее увлечениям и интересам. Тогда вы увидите ответный интерес к себе.
Вместо того, чтобы быть двумя незнакомцами, живущими под одной крышей, вы станете настоящими друзьями. Очень приятно смотреть, как мама и дочь общаются, будто лучшие подруги.
Кроме того, вы обе всегда будете уверены в честности, искренности и доброжелательности друг друга.
2. Делиться одеждой
Позволяйте дочке носить ваши наряды, аксессуары, сумки, платки, ремни и т.д. Обсуждайте моду, актуальные тенденции, вечную классику. Постарайтесь время от времени одеваться в похожем стиле. Например, купите одинаковые домашние тапочки или пижамы – маленьким девочкам это точно понравится!
3. Ходить по магазинам
Кто составит вам лучшую компанию во время шоппинга, если не ваша дочь? Это прекрасная возможность весело провести время.
4. Познакомить со своим хобби
Смотрите вместе фильмы, ходите на концерты, выращивайте комнатные растения, вяжите, рисуйте картины по номерам или просто наслаждайтесь мороженым. Как минимум один день в месяц посвящайте своим увлечениям, любимому досугу. В дальнейшем это занятие будет связывать вас и подарит много прекрасных воспоминаний.
5. Готовить вместе
Время от времени готовьте ужин вместе и удивляйте всю семью новыми вкусными блюдами. Научите дочь своим лучшим рецептам и вместе экспериментируйте на кухне, готовя десерты и необычные закуски. Результат удивит вас обеих.
6. Устраивать день-спа
Даже в домашних условиях можно сделать маску для лица, волос или рук. Учите свою дочь заботиться о себе и уделять себе время, не чувствуя при этом вины. Подарите ей дни-спа с масками, маникюром, прической и макияжем
Это будет день для поощрения любви к себе, что так важно для каждой девочки
7. Активно отдыхать
Один раз в год отдыхайте только вдвоем. Это могут быть вылазки на пляж, поездки на велосипеде или прогулки по лесу. Это будет нечто, принадлежащее только вам – матери и дочери – а позже вы сможете приобщить к своей замечательной традиции и внучек.
8. Танцевать и петь вместе
Танцы и пение дарят прекрасное чувство свободы, поэтому только представьте свои ощущения после того, как вы начнете делать это со своей дочерью. Пусть такие веселые и очень приятные моменты будут данью вашей дружбе, которую вы намерены развивать на протяжении всей своей жизни.
Как привить человеку бережное отношение к вещам?
Бережное отношение к вещам некоторые родители прививают на своем примере. Чистят, гладят одежду, аккуратно обращаются с техникой. Они не стремятся покупать ребенку дорогие подарки, не отправляют первоклассника в школу с айфоном. Человек может быть просто не готов к ответственности, не осознавать того, что родителям еще полгода платить кредит за телефон, который он уронил в прорубь.
Осознание стоимости вещи невозможно без умения распоряжаться деньгами. Некоторые мамы и папы вовлекают детей в планирование семейного бюджета, ставят их перед выбором, когда нужно что-то купить. При таком отношении ребенок быстрее учится ценить вещи, понимает, что они не так просто достаются родителям.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Развивающий коврик
Это плотный коврик с разными картинками и дугами, где висят игрушки. Здесь ребенок может не только играть, но еще и стимулируются его органы чувств. Для этого развивающий коврик раскрашен в разные цвета, он издает звуки, проигрывает мелодии, а еще он изготавливается из разных материалов, что полезно для мелкой моторики. Малыш может лежать на спинке или переворачиваться на животик – для него всегда найдутся развлечения со всех сторон.
В СССР молодые семьи в лучшем случае жили в однокомнатных квартирах. Тогда был острый дефицит жилья, поэтому о развивающих ковриках и речи не шло – их просто некуда было пристроить. Дома у всех лежали обычные паласы. Родители еще отворачивали их ради забавы, чтобы продемонстрировать своим выросшим детям последствия того, что подгузниками раньше не пользовались.
Развивающий коврик
Обычно это плотный коврик с разными яркими картинками, а так же с дугами, на которых висят разные игрушки. Подразумевается, что ребенок не только при деле, пока находится на коврике, но и активно развивает свои органы чувств, ведь помимо яркой окраски и игрушек, сам коврик чаще всего сочетает в себе разные виды материалов, что ребенок понимает на ощупь и визуально, а также издает различные звуки или даже мелодии
При этом не важно, как малыш лежит на коврике: на спинке или на животике — развлечения его ждут со всех сторон
Foto: Peter Dutton / cc
В эпоху дефицита квадратных метров, когда молодые семьи имели в лучшем случае собственную однокомнатную квартиру, о таких вещах наши мамы даже не задумывались. В квартире лежал палас, и спустя много лет родители его смеха ради иногда отворачивали, чтобы показать ребенку последствия того, что да: подгузников раньше не было.
Ходунки
Мечта мамы – поскорее услышать, как ее кроха начинает говорить и делать первые шажки. Чтобы это случилось быстрее, приобретаются такие приспособления, как ходунки. В них мама усаживает своего полугодовалого малыша. Развлекаясь игрушками на передней панели, карапуз начинает самостоятельно передвигаться по квартире.
Ходунки – современное изобретение, а наши мамы вместо них использовали более простую схему: кроватка – манеж – пол. Если ребенку хотелось увидеть что-то поближе или дотянуться до чего-то, он начинал ползти. Через какое-то время малыш самостоятельно вставал на обе ножки и начинал осваивать ходьбу. Эти события происходили естественным образом, без форсирования и принуждения.
Хотя ходунки сейчас пользуются популярностью, педиатры не рекомендуют их использование. Специалисты объясняют: чтобы встать на ноги и пойти, ребенок должен укрепить спину, а для этого нужно некоторое время ползать. Маме не стоит пытаться ускорить этот процесс. Иначе она может ненароком нанести вред здоровью ребенка.
Кстати, современные папы часто поддерживают идею использования ходунков, ведь поставить в них трехмесячного карапуза – это целое развлечение. Жены часто ругают своих мужей за такое ребячество.
Ученые призывают давать кофеин недоношенным деткам — и вот почему
Как составить внутрисемейную систему правил
Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил
1. Список
Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.
2. Уточнение
Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:
Неправильно: «Не гулять поздно».
Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.
Неправильно: «Всегда быть на связи».
Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».
Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.
Неправильно: «Не прогуливать школу».
Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».
Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.
3. Обсуждение
Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует
Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.
Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право
Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.
Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах
Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше
4. Санкции
Назначьте санкции или наказания за нарушения правил
Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже)
Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».
Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.
5. Согласие
Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.
6. Правила для родителей
Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.
Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).
Как родителям реагировать на сломанные игрушки и порванные джинсы?
Период, когда у ребенка все валится из рук, часто не продолжительный. По мере взросления, человек становится все более аккуратным
Родителям важно помнить об этом, проявлять терпение и чаще вспоминать себя в детстве.
Поддержка и отношение родителей к неудачам ребенка влияет на его характер и уверенность в себе. От того, насколько хорошо маме и папе удается подбадривать и вдохновлять сына или дочь, зависят новые попытки собрать большую картину из пазлов, смастерить модель подводной лодки или мини-электростанции, приготовить торт на день рождения бабушки.
Услышав плохие новости о разбитом телевизоре, выбитом окне или затопленных соседях, важно убедиться, все ли в порядке со здоровьем ребенка и окружающих. Можно присесть, выпить воды и досчитать до 10
Одни дети сообщают о проблеме по телефону, другие ждут родителей, чтобы рассказать им все лично. В первом случае можно выяснить все необходимое для решения проблемы по телефону, а личный разговор отложить на вечер, во втором — постараться успокоиться и не кричать.
Почему ребенок портит вещи?
Ребенок рвет и пачкает одежду, разбивает зеркала и посуду, разливает краски, ломает самокаты по разным причинам. Это может быть недостаток опыта, когда мальчик или девочка хочет приготовить яичницу, но роняет яйцо на пол, проливает подсолнечное масло и портит новые кухонные полотенца, пытаясь устранить следы готовки.
Экспериментировать нормально для ребенка — так он развивается. Кто-то пробует в себя в кулинарии, кто-то ставит научные опыты или занимается творчеством. Побочные эффекты от познавательного интереса — это зря потраченные продукты; забрызганные краской, клеем и другими жидкостями стены, потолок, диван и кот; опилки и прочие отходы на ковре. Иногда последствия приобретают опасный характер: ребенок устраивает пожар или затапливает соседей.
Проблемы с учебой, в отношениях со сверстниками, родителями или учителями и другие заботы наравне с плохим самочувствием делают человека рассеянным. Внешняя неловкость может быть связана с тем, что ребенок не может сосредоточиться, его голова занята посторонними мыслями.
Неуверенность в себе часто мешает делать что-то качественно. Испытывать волнение естественно, когда берешься за дело первый раз. Некоторые задачи кажутся взрослым несложными, повседневными, но для ребенка погладить форму в школу — ответственное задание.
Наличие прошлого неудачного опыта так же не позволяет расслабиться, так хозяйки годами не берутся готовить какое-то блюдо, из-за того что первый блин был комом. Дети еще более остро реагируют на неудачи. Результат волнения, с которым не удается совладать, — новые промахи.
Дети подвижны и активны от природы, для них нормально бегать, прыгать, баловаться, падать с велосипедов и роликов, лазить по турникам и деревьям. Не обходится без травм, ссадин и порванной одежды.
Иногда причина сломанных гаджетов и потерянных вещей — безразличное к ним отношение, небрежность. Есть ребята, которые не осознают ценности подарков и предметов обихода.