Питание ребенка — новые продукты в рационе
- Каши. Знакомство крохи с кашами происходит на 7-ом месяце его жизни. Первые крупы, которые пробует малыш, — рис, гречка, кукурузная крупа. Затем, если не наблюдается каких-либо нежелательных реакций, в меню вводится овсяная каша. На 11-м месяце жизни можно познакомить ребёнка с перловкой, ячневой, пшеничной крупой и манкой. Основа для варки круп – вода, молочная смесь, мамино молочко. Обязательно для улучшения вкусовых качеств и полезности каши добавляйте в блюдо овощи, фрукты, мясо.
- Овощи. На данный момент малыш уже должен есть такие овощи: кабачок, цветную капусту, картофель, лук, тыкву, зелёный горошек, брюссельскую капусту, свеклу, морковь, капусту брокколи. Сейчас рекомендуется подавать к детскому столу белокочанную капусту, шпинат и стручковую зелёную фасоль (в отварном виде). Из овощей разрешается готовить пюре. Необязательно блюдо должно быть монокомпонентным. Овощи рекомендуется смешивать между собой (только после того, как малыш их распробовал по очереди). Помните о слабительном эффекте свеклы. Упомянуть здесь стоит и о брокколи. Дело в том, что при варке этот овощ выделяет в воду токсичные вещества, поэтому подавать бульон на его основе малышу противопоказано. В рационе крохи обязательно должна быть зелень – укроп, петрушка, шпинат. В сыром виде подавать её пока нельзя – только добавлять в супы, борщи, котлеты. На основе овощей варятся супчики, борщи. Отлично, если малышу нравится кушать их вперемешку с кашкой.
- Мясо. В 10 месяцев ребёнку уже можно кушать мясо кролика, индейку, телятину, конину, нежирную свинину, говядину и курятину. В этом возрасте можно ознакомить кроху с субпродуктами – печенью, сердцем. На основе мяса готовятся котлетки, тефтельки, суфле, его добавляют в кашку, овощные пюре, супы, борщи, варят бульоны, делают паштеты и т. д.
- Фрукты, ягоды. Фрукты, ягоды – это обязательный элемент, включаемый в рацион питания крохи. В них содержится огромное количество витаминов, углеводов, клетчатки. Поэтому фрукты, ягоды, а также соки на их основе, должны подаваться к столу малыша ежедневно. Сейчас ребёнок уже кушает: грушу, яблоко, бананы, абрикос, персик, сливу, сушёные фрукты, дыню, смородину жёлтую, чёрную, красную, крыжовник. На 11-м месяце жизни ребёнка можно познакомить с киви, арбузом, алычой, черешней, вишней, клубникой и малиной. Пристально наблюдайте за реакцией малыша, поскольку ягоды (клубника, малина) и фрукты (киви) могут вызывать аллергические реакции и приводить к нарушению пищеварения. Фрукты разрешается смешивать с кашками, творожком, готовить из них пюре, добавлять в запеканки, варить на их основе компоты.
- Кисломолочная продукция. Кисломолочные продукты жизненно необходимы малышу для хорошей работы пищеварительной системы, поскольку именно в них содержатся полезные бактерии, которые противостоят патогенной микрофлоре. Так, знаменитый доктор Комаровский рекомендует вводить именно эти молочные продукты в меню крохи первыми. Давать творог, кефир и йогурт следует в качестве дополнения к пище. Они не заменяют полного кормления. Приобретать продукцию лучше на молочной кухне или готовить на закваске в домашних условиях. Для улучшения вкусовых качеств рекомендуется смешивать творожок и йогурт с фруктами, ягодами и сухофруктами.
- Рыба. Рыбу малышу нужно давать только после того, когда он познакомится с мясом. Предлагать в один день эти 2 продукта в 10-ти месячном возрасте не следует. Итак, малыш уже попробовал: хек, минтай, треску, камбалу, судака, морского окуня. Если всё в порядке, то можно подать к столу карпа, речного окуня, форель или сома. Для детей подходит только свежая рыба, но ни в коем случае не замороженная. Подавать блюда на основе рыбы следует дважды в неделю.
- Питьё. В рационе малыша, возраст которого 10 месяцев, должна быть очищенная вода, соки, компоты из сухофруктов и фруктов, отвары на основе изюма, кисели. Соки в чистом виде давать малышу пока не нужно, поскольку они сильно концентрированы, что может стать причиной раздражения слизистой желудка. Лучше наполовину разбавлять их водой.
Сколько продуктов прикорма должен съедать ребенок — таблица прикорма
Гигиенические процедуры для трехмесячного
Гигиена – важное звено в здоровье и развитии. Она подразумевает под собой не только утренние и вечерние процедуры, но и в течение дня
Умывание
Умывать ребенка нужно сразу после пробуждения. Личико протирают ватным диском, смоченным в кипяченой воде, допускается вариант в заваренной ромашке, если есть диатез или потничка. Носик прочищают ватным жгутиком, т. к. носовые проходы у малыша еще совсем узкие и в них может скапливаться слизь. Ватной палочкой обрабатывают ушные раковины и за ушками.
Купание
Ежевечерний обязательный ритуал – купание. До года педиатры рекомендуют купать ребенка ежедневно. С применением мыла или другого моющего средства 2 раза в неделю. С месячного возраста допускается при купании использовать специальный круг на шею, так ребенок сможет свободно находиться и плавать в большой ванной. Данная процедура хорошо укрепляет мышцы грудничка.
Подмывание
Подмывание одна из важнейших процедур. Количество их в день равно количеству использованных подгузников. Каждый раз при смене подгузника ребенка нужно подмывать теплой водой, можно с применением специального средства для подмывания. После обязательно просушить мягким полотенцем паховую зону перед тем как надеть подгузник, нужно воспользоваться присыпкой или специальным кремом.
Рацион питания
В таком возрасте меню ребенка уже близко ко взрослому, однако жареные, острые и чересчур соленые блюда по прежнему недопустимы. Перетирать еду уже не нужно — большое количество зубов позволяет с легкостью справляться с тушеной или вареной едой. Для приготовления салатов можно использовать крупную терку.
Примерное меню
- Завтрак: каша/омлет/творог с изюмом/блины с творогом/молочный суп с вермишелью, хлеб с маслом/сыром, чай/какао;
- Обед: овощные супы, котлеты/тефтели/мясо/курица/рыба на пару или отварные, гарниры из макарон/ картофельного или овощного пюре, овощные салаты, чай/компот/молоко;
- Полдник: овсяные или пшеничные оладьи/печеные яблоки/творог/пудинг/печенье, кефир/молоко/компот;
- Ужин: овощные или мясные запеканки, мясо/курица/рыба на пару, травяной чай/молоко/компот.
Рецепты блюд
Суп-пюре из кукурузы
- Кукуруза свежая — 60 г;
- Вода — 100 мл;
- Молоко/сливки — 80 мл;
- Сахар — 1 ч.л.
Кукурузу отварить до мягкости, остудить. Смешать кукурузные зерна со сливками или молоком, добавить немного воды, в которой варилась кукуруза и сахар, варить 10 минут. Готовый суп измельчить блендером до образования жидкого пюре.
Бананово-яблочный пудинг
- Банан и яблоко — по 1 шт;
- Творог — 50 г;
- Сметана/сливки 35% — 1 ст.л.;
- Сахар по вкусу.
Фрукты очистить от кожуры и нарезать небольшими кусочками. Добавить к ним творог, сливки или сметану, сахар, затем тщательно взбить блендером до однородной массы.
Примерный режим дня
Приведём в таблице приблизительный режим дня:
Временной промежуток | Действия |
8:00-8:30 | Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур |
8:30-8:45 | Завтрак |
8:45-10:30 | Занятия и игры |
10:30-10:40 | Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался) |
10:40-12:30 | Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе |
12:30-13:00 | Раздевание, подготовка к обеду |
13-13:20 | Обед |
13:20-13:30 | Подготовка к дневному сну |
13:30-15:30 | Дневной отдых |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Игры, свободное время, развитие |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Вечерний приём пищи |
19:00-20:30 | Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока. |
Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.
Как развивать ребёнка в 6 месяцев?
Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.
Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение. Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки
Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны
Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.
Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.
На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.
В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.
Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, как научить ребёнка цветам, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.
Первые слова
Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).
Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира. К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
Занятия с малышом
Как уже было сказано, в возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок становиться более самостоятельным и активным. Но вместе с тем он все равно очень привязан к маме и близким родственникам: папе, бабушке, дедушке.
Поэтому если есть возможность, не отдавайте кроху в детский сад.
Лучший вариант — развивающие игры в домашних условиях.
Игры
Год и 5 месяцев – это возраст активного роста, развития, получения знаний. Поэтому игры для такого малыша должны быть максимально насыщенными и полезными.
Это могут быть:
- Подвижные игры с мячом, занятия на шведской горке, развлечения на детской площадке.
- Игры на развитие логики, мелкой моторики, координации.
- Творческие занятия: рисование, лепка, аппликация, создание простых поделок и т.д.
- Очень полезна для ребенка и обычная возня в песочнице, простые игры с куклами или машинками.
Игрушки
Лучшие игрушки для малыша этой возрастной группы:
- Крупные и яркие кубики.
- Мячи разных размеров и цветов.
- Конструктор с крупными деталями.
- Игрушечные музыкальные инструменты.
- Ящик с ячейками для складывания фигурок по признакам — сортировщик.
- Мягкие игрушки. Дети этого возраста их очень любят.
- Куклы или машинки.
- Детские велосипеды или машины.
Развитие ребенка посредством игр
Речевые игры:
- Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
- Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.
Логические игры:
- «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
- «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
- «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.
На внимание:
- «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
- «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
- «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.
Для мелкой моторики:
- «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
- «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
- «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.
В этом возрасте происходит невероятно активное развитие мозговой деятельности ребенка – чем больше мама и папа приложат усилий, тем лучшую отдачу они смогут получить. Развивать необходимо как мелкую, так и крупную моторику.
Различия между девочками и мальчиками
Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.
Рассмотрим основные различающиеся параметры:
- Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
- Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
- Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.
Сколько должен спать ребенок
Сколько должен спать ребенок в 9 месяцев
Нормы сна для возраста до полутора месяцев могут варьироваться. Не стоит пытаться подогнать ребенка под какие-то стандарты, все дети разные. Однако некоторые общие закономерности все же можно выявить. При этом следует учитывать:
- Возраст малыша;
- Его самочувствие;
- Наличие правильных условий для сна;
- Тип вскармливания (искусственный или естественный).
Чем старше малыш, тем меньше он спит и тем дольше бодрствует.
2 недели
В этот период здоровый новорожденный спит практически все время между кормлениями и несколько раз в день бодрствует по 15-20 минут. Ночью допускается несколько кормлений грудью или смесью.
3 недели
Режим остается таким же, как и в 2 недели. Однако постепенно периоды активного бодрствования начинают удлиняться. В ночное время суток ребенок также несколько раз ест.
Полтора месяца
Полуторамесячный грудничок – это уже не новорожденный. Такой малыш может бодрствовать до тридцати минут подряд. В это время можно заняться с ребенком массажем или гимнастикой, проводить развивающие занятия. Постепенно малыш начинает интересоваться окружающим миром, но на прогулке он по-прежнему крепко спит. Прогулки и закаливающие процедуры помогут избавиться от проблем с засыпанием, а также поспособствуют правильному развитию младенца.
Правовые нормы и нововведения
Директор детского сада может принимать решение, какими продуктами и блюдами кормить детей, но при условии, если составленное новое меню будет соответствовать требованиям, всей документации, и если воспитанники ДОУ будут получать необходимые для своего возраста калории. Кроме того, при желании родители могут ознакомиться с меню, которое составляется минимум на 10 дней. При возникновении вопросов или неправовых ситуаций, родители вправе обратиться за консультацией в региональный Роспотребнадзор.
Поставки в муниципальный садик осуществляет компания, которая выиграла тендер на поставку. Однако каждый продукт, который попадает на кухню детского садика, должен иметь сертификат качества, все необходимые накладные и ветеринарные справки.
В настоящий момент (с января 2021 года) в силу вступил ряд изменений в организации меню в детских садах. Изменений в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 больше 15, и одно из самых важных — теперь ребенка можно кормить едой из дома, а ДОУ должно предоставить место, где еду можно разогреть.
Ниже вы можете ознакомиться с примерным недельным меню детского сада.
Понедельник:
Завтрак: каша манная с мармеладом, батон с маслом и сыром, чай с молоком.
Второй завтрак: сок персиковый.
Обед: салат «Летний» (св. огурец и помидор с зеленым луком), суп гороховый на м/б, мясной рулет с яйцом, макароны, компот из вишни, хлеб пшеничный.
Полдник: молоко, вафли.
Ужин: овощное рагу, салат «Королевский» (свёкла с лимоном), чай с сахаром, хлеб ржаной.
Вторник:
Завтрак: каша «Солнышко» кукурузная на молоке, батон с маслом, какао с молоком.
Второй завтрак: яблоко
Обед: салат «Редисочка» из редиса и лука, рассольник на м/б со сметаной, гуляш из говядины, сложный гарнир (картофельное пюре, жареная капуста), компот из кураги, хлеб пшеничный
Полдник: бифилюкс (напиток кисломолочный), венская булочка.
Ужин: лапшевник (запеканка) с сыром, чай с лимоном, хлеб ржаной.
Среда:
Завтрак: каша геркулесовая с молоком, яблоком, батон с маслом и сыром, кофейный напиток со сгущённым молоком.
Второй завтрак: фрукт.
Обед: салат «Капустный» (капуста, лук), борщ фасолевый на м/б со сметаной, горбуша, запечённая с овощами, рисом, кисель брусничный, хлеб ржаной.
Полдник: чай с молоком, зефир.
Ужин: омлет с сосиской, компот из свежих фруктов, хлеб пшеничный.
Четверг:
Завтрак: каша пшеничная, батон с маслом, какао с молоком.
Второй завтрак: сок.
Обед: салат «Синьор Помидор», уха с зеленью, бефстроганов из печени в сметанном соусе, гречка, компот смородиновый, хлебцы пшеничные.
Полдник: какао-напиток, завитушка с повидлом.
Ужин: картофельная запеканка с мясом, салат «Чиполино» (луковый) или салат «Принцесса на горошине» (зел. горошек), напиток брусничный, хлеб ржаной.
Пятница:
Завтрак: суп молочный вермишелевый, батон с маслом и сыром, какао с молоком.
Второй завтрак: фрукт.
Обед: салат «Морковный» (отварная морковь с яблоком и луком), суп картофельный с фрикадельками и зелёным горошком, кабачки, фаршированные мясом, кисель клюквенный, хлеб пшеничный.
Полдник: чай с лимоном, печенье.
Ужин: рыба тушёная, салат «Принцесса на горошине» (зел. горошек, варёное яйцо), компот из черники, хлеб ржаной.
Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?
Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год
При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы
- зрачки разного диаметра;
- не сужаются зрачки при ярком свете;
- ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;
- после 3 месяцев не проходит косоглазие;
- частое слезотечение или мутный зрачок.
Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность. Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Речевые способности
Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.
Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.
Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.
Предметно – манипулятивная деятельность
Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.
На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.
Предметные развивающие игры
Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:
- постройка башни из 3 – 5 кубиков;
- нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
- собирание матрешки;
- нанизывание крупных бусин на шнурок;
- игры с песком;
- игры с водой;
- различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
- пазлы из двух половинок;
- игры с машинками и другим транспортом;
- музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.
Продуктивная предметная деятельность
В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.
Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.
В качестве инструментов можно использовать дополнительно:
- краски,
- штампы,
- губку,
- зубные щетки,
- толстые палочки с намотанной на них ватой,
- ватные диски.
ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»
В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.
Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.
Раннее развитие детей до года и обучение ребенка – различные понятия
Для крохи в младенчестве важнее именно психическое, физическое развитие. Ребенок, правильно развивающийся в маленьком возрасте, лучше обучается в последствии. Родители обязаны постоянно следить за своим чадом и помогать ему. Дите не должно долго находиться в одной позе, иначе может развиться искривление позвоночника или плоскостопие. Из-за неподвижности у малыша замедляется процесс кровообращения, идет значительная нагрузка на мышцы одной и той же группы, поэтому необходимо периодически переворачивать грудничка.
В раннее развитие детей до года обязательно включается создание максимально удобных и комфортных условий для развития движений ребенка. Чтобы малыш научился ползать, нужно его подготовить к этому: учить с первых дней, лежа на животике, поднимать голову и удерживать ее, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Когда ребенок будет свободно ползать, можно помогать ему, учиться садиться. Все движения, которые малыш до года производит, оказывают благотворное влияние на его общее развитие. Ведь если кроха будет малоподвижным, пассивным, то плохо окрепнут его опорно-двигательный аппарат, мышцы. Двигаясь, ребенок проявляет самостоятельность, настойчивость и упорство, получает массу удовольствий и находится в хорошем настроении.
Раннее развитие детей до года заключается и в ведении беседы с малышом еще до того момента, как он начнет лепетать. Постоянно комментируйте то, что вы совершаете в присутствии ребенка, рассказывайте о предметах, находящихся в его окружении, читайте сказки, пойте песенки. Малыш учится слушать, затем узнает слова, которые часто слышал, а это положительно влияет на процесс формирования речи.
Мамам и папам необходимо научиться играть со своим ребенком. Игры доставляют удовольствие малышу, помогают ему осваивать мир, способствуют развитию. Существуют разнообразные развивающие игры, помогающие родителям реализовать раннее развитие детей до года. Подобрать такие игры можно самим, либо положиться на рекомендации специалистов детской консультации или педагогов в специализированных школах.
Маленькому ребенку будет интересно все: пересыпать песочек, переливать водичку из одного ведерка в другое; складывать пирамидки; составлять из кубиков узоры; находить и прятать предметы; рвать траву, бумагу; открывать и закрывать двери, коробочки; разглядывать и разрисовывать книжки; слушать сказки. В дальнейшем ребенок поймет, что все предметы различны и научится сравнивать их, сортировать по цвету, структуре, форме. В этот период времени незаменимым станет общение с природой. Пусть малыш узнает, что котенок теплый и пушистый, снежок холодный, дерево шершавое и т.д.
Успешное раннее развитие детей до года подтверждается формированием у них новых навыков. Так как ребенок растет быстро, то и воспитательные средства должны меняться. Нужно понимать, когда малышу, например, начинать демонстрировать картинки, а когда учить лепить из пластилина или рисовать. Но в любом случае, раннее развитие детей до года следует начинать с самого рождения.
Раннее развитие детей до года должно основываться на заботе и любви к малышу. Ведь именно родительская любовь и ласка дает ребенку возможность чувствовать себя защищенным, эмоционально развиваться и стремиться познать окружающий его мир.
Чему можно научить ребенка?
Наступает идеальный момент для обучения малыша вежливым словам и манерам. Сейчас ребенок впитывает действия родителей как губка. Будьте дружелюбны и приветливы с людьми, улыбайтесь при встрече, здоровайтесь и прощайтесь, используя соответствующие жесты рук. Активно употребляйте в речи «волшебные слова»: «извините», «простите», «спасибо», «пожалуйста» — и в разговоре со взрослыми людьми, и при общении с малышом. Поначалу ребенок будет лишь внимательно наблюдать, но уже через короткое время, можно будет порадоваться первым результатам, любуясь на своего обходительного и вежливого малыша.