Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией

У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года)1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года)1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет)1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет)1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет)1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб

Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Ход занятия:

1. Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Здороваются с гостями. Встают в круг.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится на родину столового этикета. А что такое этикет? (ответы детей). Этикет – это правила поведения, принятые в обществе. Что такое столовый этикет? (ответы детей). Столовый этикет – правила поведения за столом. Ребята, столовый этикет зародился в Италии, значит эту страну по праву можно назвать Родиной культуры поведения за столом. Я вас приглашаю в один из городов Италии (слайд – город Италии).

2. Дети садятся на стулья.

3.Воспитатель: Давным – давно люди не знали правил поведения за столом (слайд, пищу ели руками, громко чавкали, измазанные жиром бороды и руки вытирали о себя. Зрелище это было неприятное и если бы мы оказались на таком пиршестве, у нас пропал бы всякий аппетит. Но прошло время и люди научились (слайд) пользоваться вилкой, ложкой, ножом и салфеткой. В наше время существуют определенные правила поведения за столом. Ребята, а вы знаете правила поведения за столом? Давайте их вспомним. (Ответы детей)

1).Известно с детства это всем:

Когда я ем, я глух и нем.

2). Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

3). Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку в руку левую,

Сидишь королевою.

4). Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

5). Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся-

Это не качели.

6). Не вертись, спокойно кушай.

И не чавкай, словно хрюша.

7). Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ,детки:

Для рук положены салфетки.

8). Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Правила столового этикета вы знаете, а чтобы их закрепить, мы с вами поиграем. Сейчас проверим, знаете ли вы, какое блюдо чем едят?

(Слайд)

Чем едят курицу?

(Слайд)

Чем едят пельмени?

(Слайд)

Чем едят вишню?

(Слайд)

Это клубника со сливками. Чем же ее едят?

Еще одна игра (слайд). Вам нужно расставить блюда по порядку приема пищи. С чего мы начинаем прием пищи?

Давайте проверим (слайд)

Правильно. Молодцы ребята.

Как должны располагаться столовые приборы при сервировке стола? (Слайд). С какой стороны должна лежать вилка? (С левой). Столовая ложка и нож? (С правой). Где должна лежать чайная ложка? (Над тарелкой). Давайте проверим, как правильно должны располагаться столовые приборы. (Слайд)

Еще одна игра «Расположи правильно столовые приборы после приема пищи» (слайд)

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

Ребята, а вы знаете, как можно красиво накрыть стол для гостей?

Если мы с гостями будем пить чай, какой сервиз мы на стол поставим? (Слайд)

Если будем пить кофе? (слайд)

Что можно приготовить для гостей к чаю или кофе? (ответы)

Можно приготовить для гостей необычные бутерброды. Называются они канапе. (Канапе – слайд). Канапе переводится как «крошечный». Канапе – это маленькие бутерброды, состоящие из нескольких слоев разных продуктов, которые нанизываются на шпажку и подаются к чаю или кофе.

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы посуду перемыли :

(трем ладошки, “моем” посуду)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёжку!

(загибаем пальчики)

Только чашку мы разбили.

Поварежку разломили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(разгибаем пальчики)

Так мы маме помогали.

4. Давайте накрывать стол. Но сначала мы должны надеть фартуки и головные уборы. (Дети надевают форму). А теперь давайте протрем руки влажными салфетками. (Дети протирают руки х/б салфетками).

5. Андрей мне поможет накрыть праздничную скатерть, а вы разложите салфетки и расставьте салфетницы., чашки, блюдца

6. Предлагаю приступить к приготовлению канапе. У нас есть для этого все необходимое. Какие продукты можно использовать? Подумайте и решите, из каких продуктов вы будете делать свое канапе. Приступаем.

7. А теперь давайте их унесем на стол для гостей на общем блюде и поставим в центр стола.

Какой красивый стол мы накрыли для наших гостей. Уважаемые гости приглашаем вас попробовать наши канапе.

Подойдите ко мне, ребята.

Рефлексия.

Что такое столовый этикет?

В какой стране зародился этикет?

Как называются бутерброды, которые мы с вами готовили?

Что было сложно?

Давайте попрощаемся с гостями и пройдем в группу.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время

А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Правила этикета за столом для детей в стихах и картинках

Детям легче изучить правила этикета за столом, если они будут визуализированы или поданы в игровой форме. Картинки и стихи лучше помогут ребенку выучить, какой должен быть этикет за столом. Для закрепления освоенного ходите с ребенком на детские праздники, в кафе исправляйте ошибки.

Картинки об этикете:

Стихи:

Чтобы не чувствовать себя неловко за столом, ребенку следует освоить правила этикета. Это нормы поведения, которых принято придерживаться в обществе. В основе правил чувство уважения к окружающим.

Также немаловажно научить ребенка правилам безопасности за столом при обращении со столовыми приборами, чтобы не подавился пищей и не запачкал себя и окружающих. Лучше всего эти правила доносятся в игровой форме

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к застольному этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб

Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Правила поведения на улице

Безопасное поведение в каждой семье понимается по-разному, в связи с чем родители и составляют правила конкретно для своих детей. Предлагаем ознакомиться с основными правилами безопасного поведения на улице, которые могут стать основой для создания собственных:

  • Всегда нужно предупреждать родителей, куда идешь, с кем и когда вернешься.
  • Не нужно в темное время суток одному гулять на улице. Если сложилось так, что уже темно, то домой лучше добираться по освещаемым местам.

Не привлекай лишнее внимание, громко разговаривая по телефону и т. п.
Не носи на улице дорогие украшения, особенно когда гуляешь без взрослых.
Не нужно вешать ключи от дома на шею или на ремень брюк.
При обнаружении молодой и шумной компании лучше перейти на другую улицу и ни в коем случае не вступать с ними в конфликт.
Избегай перебранок в общественных местах.
Если кто-то из прохожих спрашивает дорогу, можно объяснить и даже нарисовать путь, но не провожать до этого места самостоятельно.
Если незнакомый человек попросил помочь ему с сумками, обещая за это вознаграждение, нужно ответить категорическим отказом.
Если незнакомец предлагает попробовать себя в сфере шоу-бизнеса и красоты, не нужно стесняться спрашивать, когда и куда можно по этому вопросу подойти с родителями.

Если поблизости начинает тормозить авто, нужно отойти от него подальше и ни при каких обстоятельствах не садиться в машину.
Если кажется, что кто-то преследует, нужно перейти на другую улицу, зайти в магазин или обратиться за помощью к взрослым, то есть привлечь внимание к себе.
Во время игр не следует залезать в заброшенные транспортные средства, здания и прочие подобные места.
Если угрожает опасность, не нужно стесняться громко звать на помочь и защищаться.
В общественных местах нужно строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования транспортными средствами.
Не портить общественное и государственное имущество.
Не сорить на улице и в общественных местах.
Запрещено распивать алкогольные напитки и играть в карты.
Бережно относиться к природе и труду других людей.

Пункты, касающиеся общения с незнакомцами, можно объединить простым и понятным правилом: «Взрослый человек никогда не попросит помощи у ребенка».

Все пункты можно подкорректировать и дополнить в зависимости от того, чему хотят научить ребенка родители.

Как научить ребенка соблюдать этикет за столом?

Самым наглядным примером и авторитетом для малыша должны быть его родители, так что если хотите вырастить воспитанного, социально приспособленного человека, следите в первую очередь за своим поведением. Дети – это наше отражение, и если в кругу семьи у вас позволена отрыжка, громкие разговоры за столом, выражение неудовольствия едой, то и ребенок будет поступать так же, что неприемлемо для общественности.

Маленьким деткам можно рассказывать об этикете в игровой форме, посадив за импровизированный стол зайчиков, медведей и других мягких игрушек, для детей постарше любые правила нужно доступно объяснять и не лениться каждый раз повторять их до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их автоматически.

Подавайте еду ребенку в разной посуде: в глубокой супы, в мелкой вторые блюда, в розетках и блюдцах десерты. Подсказывайте, какой прибор для какого блюда нужен: для супа – ложка, для второго – вилка, для десерта – маленькая ложка. Таким образом, вы ненавязчиво прививаете ребенку правильное поведение за столом. Просите у ребенка помощи в сервировке стола, и уже после нескольких семейных праздников ребенок лучше вас будет знать, какой прибор куда положить или поставить, и зачем он вообще нужен. Когда вы учите ребенка, никогда на него не кричите, потому что в этом случае малыш как бы закрывается от вас, и ни одно ваше слово до него не дойдет. Новые правила поведения за столом вводите постепенно, а не рассказывайте ребенку всё по пунктам за один обед. Когда ребенок научится выполнять одно требование, пора приучать его к другому, и так постепенно вы достигнете успехов в его обучении этикету. Правильное поведение за столом для детей является непосильной задачей, но благодаря вашему терпению и желанию научить ребенка правильно себя вести, в будущем вы будете горды за свое чадо.

Ссылаясь на неусидчивость своих крох, мамы часто прощают им мелкие шалости, постоянное ёрзанье, баловство. Такое поведение терпимо, когда ребенку годик – два, но чем старше становится малыш, тем строже к нему нужно относиться. И если ребенок откажется в очередной раз вести себя хорошо, скажите, что больше за стол со взрослыми он не сядет, а это очень важный момент для ребенка – сидеть со взрослыми за одним обеденным столом и делать то же, что и они.

Когда ребенок, наваливаясь всем телом, пытается достать хлеб или соль на другом конце стола, скажите, что так делать некрасиво, к тому же можно вымазаться едой. Объясните малышу, что он за столом не один, и маме будет только в радость помочь своему чаду. Передайте ему солонку или хлеб, и скажите, чтобы в следующий раз ребенок просил передать ему то, до чего он не дотягивается вытянутой рукой.

Отрыжки пресекайте сразу, и объясняйте доступным языком, что так делают только невоспитанные дети. Чтобы не случалось таких казусов, не давайте ребенку газированную воду. Ну а если ребенок все же не сдержался, учите его закрывать рот и обязательно извиняться в таких случаях. Если он не будет делать отрыжку дома, то и в гостях за него переживать не стоит.

Если ребенку не нравится приготовленное блюдо, он тут же скажет об этом, да еще и в обидной форме, потому что еще не понимает, что такое тактичность. Наверняка маме, которая стояла у плиты полдня и готовила ужин, будет очень неприятно слышать такие вещи. Объясните ребенку, что о еде нельзя отзываться плохо, даже если она ему не нравится. Лучше ничего не сказать, чем обидеть маму, так что если ребенку не нравится суп, пусть он его просто отставит и попросит что-то другое, но не будет огорчать кормилицу. Если ребенок не ест за столом, и каждый раз отказывается от пищи, то родителям нужно пересмотреть список продуктов и добавлять с каждым разом новые ингредиенты или готовить новые блюда – дети любят красивую, красочно украшенную, новую и вкусную еду.

Gnomik.ru

История из жизни

Сын моих друзей Даня, единственный для своих мамы и папы, рос крайне избалованным малышом. Ему позволялось буквально все! Потому что мама и папа, бабушки и дедушки малыша обожали, и даже не пытались прививать ему какие-либо правила поведения.

Во время еды чадо творило, что хотело. Причем и в гостях тоже! Но однажды пришла пора идти в сад. Дане тогда уже исполнилось 4 года. И ребенок вдруг начал нормально кушать, и даже говорить спасибо.

Как оказалось, когда Даня в садике попытался провернуть за столом свои выкрунтасы, сидящая рядом девочка стала над ним смеяться. При этом заметила, что хорошие мальчики так себя не ведут. И вот случилось чудо! То ли девочка Дане нравилась, то ли он вдруг повзрослел, но с тех пор за столом он настоящий пример для подражания. Причем не только для детей

В завершение, полезное видео для детей и взрослых по столовому этикету:

Желаете и дальше читать полезные и интересные материалы на актуальные темы? Тогда подписывайтесь на мой блог, и не забудьте лайкнуть эту статью. Удачи вам, до свидания!

Этикет за столом

Чем раньше карапуз сядет за общий стол, тем лучше. Мама может помочь малышу усвоить хорошие манеры с пеленок. Для этого на начальном этапе следует красиво и правильно сервировать стол, привлекая малыша на помощь, помогать ему грамотно действовать во время приема пищи, соблюдать правила гигиены. Ребенку нужно усвоить, что хорошие манеры за столом – это не только красиво, но и безопасно: торопливо кушая, можно подавиться.

Двух-, трехлетнему малышу необходимо знать следующие правила:

  • Перед едой обязательно вымыть руки, пожелать присутствующим приятного аппетита.
  • За столом сидеть прямо, не класть локти на его поверхность, не раскачиваться на стуле, не разговаривать с едой во рту, не чавкать и не баловаться.
  • Плеваться пищей недопустимо даже малышам.
  • Пользоваться столовыми приборами, правильно держать их в руках. С ножом едят мясо; мягкую пищу: рыбу, биточки, заливное – отламывают вилкой. Руками прикасаться к гарниру – дурной тон.
  • Грязные руки очищают только салфеткой или ополаскивают. Губы тоже промакивают салфеткой.
  • Некрасиво тянуться за блюдом через стол, лучше попросить передать его.
  • Обязательно нужно поблагодарить того, кто готовил еду.

Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Правила этикета в театре

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное

Важно понимать, что культура питания и поведения не капризы, не желание выпендриться перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование не вертеться и не разговаривать во время приема пищи профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба не торопиться, сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Уроки хороших манер для детей дошкольного возраста

По мнению практикующих психологов, важная информация лучше всего воспринимается маленьким ребенком во время игры и чтения добрых сказок.

Поэтому у детей дошкольного возраста занимательные занятия хороших манер проводятся в развивающей игровой форме.

Уроки хорошего тона в детском саду включают в себя следующие навыки и умения:

  • Дошкольник должен уметь правильно и красиво излагать свои мысли.
  • Дети должны знать, как нужно быть одетым в соответствии с определенной ситуацией.
  • Маленький человек изучает культуру поведения дома, в гостях и других общественных местах.
  • Дошкольники запоминают, как вести себя в сложной экстремальной ситуации.

Важно заметить, что правила этикета для детей нужно повторять с ребенком дома. Родители оказывают огромное влияние на формирование личности и ознакомление малыша с правилами хороших манер.

Важные основы

Далее я приведу перечень основных правил, к которым нужно постепенно приучать малыша, уже с двух лет.

Итак, вот основные детские правила столового этикета:

обязательно мыть ручки перед едой;
если крошке пока меньше пяти лет, ему позволяется заправлять салфетку из ткани себе за воротничок, дошкольник от 5 лет должен расположить ее у себя на коленках;
если за столом вдруг потянуло кашлянуть либо чихнуть, желательно отвернуть лицо от стола, и прикрыться салфеточкой;
жевать еду желательно тихо;
если во время трапезы вдруг захотелось в санузел, следует тихо выйти из-за стола;
если еда либо напиток находится слишком далеко от мальчика или девочки, они не должны тянуться за ней, макая в еду рукава здесь следует попросить взрослых ее подать;
кушать следует только в обеденной зоне;
крайне важно, чтобы малыш приучился благодарить маму (либо бабушку, хозяйку дома) за вкусную еду.

А теперь правило для взрослых.

Беседу, обсуждение ошибок лучше провести уже после трапезы. Все ошибки и недочеты поможет обсудить спокойная беседа.

И самое главное правило для родителей. Оно очень простое.

Так что, будьте добры, сами изучите столовый этикет иначинайте его придерживаться. И уже потом рассказывайте о нем деткам.

Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

  • детские игровые комнаты
  • парки развлечений
  • зоопарки
  • театры
  • музеи
  • выставки

Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
Так, в театре:

  1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
  2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
  3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
  4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
  5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
  6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
  7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
  8. Во время спектакля нельзя разговаривать
  9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек

Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени

Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти

Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
Встают со стула с правой стороны.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Как вести себя на природе

Для гармоничного развития ребенка поездки на природу необходимы. Но даже в самых безлюдных местах: в лесу, на побережье, в степи – есть свои правила поведения:

  • Нельзя отправляться в лес без сопровождения взрослых.
  • Лучше вернуться из похода до наступления темноты.
  • Собирать незнакомые травы, грибы или ягоды нельзя. Запрещается также пить из лесных источников и рек.
  • Ломать ветки, топтать траву, разрушать муравейники, ловить для забавы птиц, животных и насекомых – варварство.
  • Перед походом нужно подготовиться: зарядить мобильный телефон, взять запас воды и пищи, надеть удобную одежду и обувь, нанести репеллент от укусов насекомых.
  • Необходимо беречь все живое: мусор вредит экосистеме, пожары уничтожают все на своем пути. Поэтому нельзя оставлять после себя отходы пищи и пластика, бутылки, разводить костры. Категорически нельзя бросать жевательную резинку на землю: птицы, схватив ее, могут погибнуть.

Загадки про этикет

Вежливость — прекрасное качество, которое помогает людям взаимодействовать друг с другом и быть, собственно говоря, людьми))) Правила поведения за столом, в школе, в обществе придуманы не просто так и их несомненно нужно соблюдать!

Знают ли наши дети элементарные правила этикета мы узнаем, загадав им вежливые загадки о манерах приличия и правилах поведения.

Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом … (едим).

Если в гости мы идем,
То его с собой несем. (Подарок)

Чтобы было очень мило,
Завернем его красиво,
Лентой перевяжем,
Поздравленья скажем! (Подарок на день рождения)

Мы на день рождения
Не придем без … (приглашения).

Мы квартиру уберем,
И порядок наведем.
Если ждем друзей,
Если ждем … (гостей).

Перед едой
Руки вымоем … (водой).

Мы оденемся прилично,
Аккуратно, симпатично,
И подарок мы возьмем,
Если в … (гости) мы пойдем.

Загадки о правилах поведения в школе — это и вовсе отдельная и большая тема для обсуждения:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …  (внимательным)

Все пиши, не отставая,
Слушай… (Не перебивая)

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … (Понятно)

Если хочешь отвечать,
Надо руку… (Поднимать)

На математике считают,
На перемене…  (Отдыхают)

Если друг стал отвечать,
Не спеши… (Перебивать)

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно… (Руку)

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты… (Звонок)

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда… (Готовым)

Чтоб не тревожились врачи,
На переменках не… (Кричи)

Правила поведения — это тонкая сфера обучения, и лучше всего преподносить их в игровой форме. Через призму игры и веселья самые важные понятия становятся понятнее и доступнее. А помощь в этом как раз и станут загадки и игры про вежливые слова.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий