Все о развитии ребенка в 6 месяцев

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Сколько должен весить ребенок. таблица:

Но все же необходимо помнить, что эти показания не говорят о том, что ваш кроха должен весить именно столько, не больше, не меньше. Главное, что нужно помнить, это то, что каждый месяц малыш обязательно должен прибавлять в весе, если эта цифра очень мала, то стоит обратиться к врачу.

Сколько должен весить ребенок и когда стоит переживать

  1. Если вы заметили, что ваш малыш по весу достаточно крупный, но при всем этом у него немного непропорциональное тело, например, маленькая длина туловища, то это может означать, что ваш кроха не развивается в соответствии с его возрастным показателем, то есть, другими словами, его физическое развитие немного не гармонично.
  2. Помните о том, что правильная оценка физического здоровья и развития вашего крохи позволит вам вовремя выявить какие-то проблемы. Например, избыточный вес может быть из-за недостаточной функции щитовидной железы или гипотиреоза. Также и снижение веса ниже его основной нормы может свидетельствовать о проблемах, которые связаны с гормональными нарушениями, возможно, это говорит о расстройствах пищеварения.
  3. Чтобы можно было объективно оценивать все показатели развития вашего ребенка, у него в карточке должен быть график его развития, расписанный по месяцам. Но, к большому сожалению, далеко не все педиатры это делают, поэтому если у вашего ребенка этого нет, то вы можете потребовать у вашего врача график или начать вести его самостоятельно.

Причины лишнего веса у ребенка:

  • Причин, почему у малыша появился лишний вес, может быть огромное количество, если мама кормит ребенка грудью, значит проблема в ее питании, если ребенок на искусственном вскармливании, то мама предлагает ему достаточно много смеси и очень часто. Также лишний вес часто возникает во время введения прикорма. Для начала вам необходимо убедиться в своих догадках, действительно ли ваш малыш набирает слишком много, для этого измерьте его рост и сравните показатели, это может сделать и ваш педиатр. Если это действительно так, то не стоит расстраиваться.
  • Начните вести дневник питания вашего малыша, если вы уже ввели прикорм. Это может помочь вам понять, сколько калорий получает ребенок и сколько он ест. В этом дневнике также стоит отмечать и все напитки, соки, ведь это также калории.
  • Если раньше ваш кроха пил только из бутылочки, то пора приучать его к поилке, чашке, ведь из бутылки дети часто выпивают намного больше, чем нужно.

Почему ребенок плохо набирает вес:

  1. Для начала необходимо проконсультироваться с вашим педиатром, ведь это может быть симптомом многих заболеваний, поэтому не стоит медлить, но и не принимайте какие-то поспешные решения.
  2. Если вы кормите ребенка грудью, то следует убедиться, хватает ли ему вашего молока, возможно, ребенок просто не может наесться. Попробуйте сцедить грудь и посмотрите, сколько у вас молока, предложите его малышу, если он не наелся, то вам необходимо его докармливать смесью, но это можно решать только со своим педиатром.
  3. В случае если вы на искусственном вскармливании, то вполне возможно, что вам просто не подходит смесь, которой вы кормите кроху или ее количества недостаточно. Попробуйте сменить смесь, но при этом согласуйте это с врачом или увеличьте объем смеси.

Помните, что все детки индивидуальны, поэтому не стоит постоянно сравнивать своего малыша с другими детьми, просто любите своего ребенка и он ответит вам тем же.

Мамочки, особенно те, которые рожали впервые, часто волнуются, правильно ли развивается их малыш. Они постоянно узнают у своих подруг, знакомых, врачей, сколько весит ребенок в год, какого он должен быть роста, что должен уже уметь в том или ином возрасте

И это правильно – родители должны уделять должное внимание развитию своих детей. Правда, не всегда на их вопросы можно дать однозначные ответы, ведь каждый ребенок растет и развивается индивидуально

Как развивать шестимесячного ребёнка?

Обучающие игры и занятия оказывают большое влияние на умственное, психоэмоциональное развитие ребёнка. Любимые игрушки у детей в полгода – погремушки, книжки с разными звуками, кубики, пирамидки, спиральки, дети с удовольствием играют с коробками, рисуют пальчиковыми красками, пробуют лепить, собирать крупные пазлы, любят пересыпать крупы, макароны, другие мелкие предметы.

Развивающие игры и занятия:

  • больше разговаривайте с ребёнком, сопровождайте рассказ жестами, не забывайте о мимике, меняйте интонации;
  • расширяйте словарный запас – называйте все предметы, которые встречаются на пути, показывайте обучающие карточки;
  • стимулируйте навык ползанья – кладите на коврик яркую игрушку, пусть ребёнок пытается до неё добраться;
  • кружите, подкидывайте вверх, качайте на коленках – такие игры хорошо развивают вестибулярный аппарат;
  • слушайте музыку, часто дети уже начинают подпевать знакомые песни;
  • делайте гимнастику на фитболе, занимайтесь плаваньем – эти упражнения благотворно влияют на общее физическое развитие;
  • играйте в прятки, катайте мяч или игрушку на колёсиках;
  • для развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры – Ладушки, Сорока;
  • привлекайте к делам на кухне – дети с удовольствием погремят крышками, ложками;
  • в системе воспитания начинайте прививать культуру питания – приучайте есть на своём месте, аккуратно, показывайте, как пользоваться салфетками.

Специалисты продолжают спорить о пользе и вреде ходунков и прыгунков, но все эти новшества приводят детей в восторг, а маме дают возможность немного передохнуть. Пользоваться помощниками можно и нужно, но не более получаса в день.

Игры на развитие мелкой моторики способствуют формированию правильной речи, улучшают интеллект, умственные способности, но нужно следить, чтобы ребёнок в азарте не проглотил какой-то мелкий предмет.

Режим дня

 Соблюдение режима дня  – основная составляющая правильного развития нервной системы грудничка. В 6 месяцев дети должны спать 15–16 часов в сутки – 9–10 часов ночью, по 1,5–2 часа трижды в течение дня.

В возрасте 6 месяцев ребёнок должен спать две трети дня

Что входит в режим дня:

  • прогулки на свежем воздухе дважды в день, продолжительность зависит от погодных условий;
  • к привычным гигиеническим процедурам добавляют уход за ротовой полостью – процедуру нужно проводить специальной насадкой-щёткой, делать это необходимо, даже если первый зуб ещё не появился;
  • закаливающие процедуры – солнечные и воздушные ванны, обтирания, ходьба по влажному полотенцу;
  • вечернее купание;
  • массаж, гимнастика.

Шестимесячных младенцев желательно укладывать в одно и то же время, но по утрам не будить, постепенно ребёнок сам приучается просыпаться.

Шестимесячный ребёнок отличается активностью и любознательностью, активно изучает окружающий мир

Правильный режим дня, полноценное питание, внимание, забота и общение – всё это позволяет детям расти здоровыми и счастливыми

Узнайте больше по теме: Детские заболевания

Рефлексы ребенка на шестом месяце жизни

Мы советуем вам проводить время, наблюдая за своим малышом, потому что в каждый момент или в каждый момент вы откроете для себя что-то новое о нем. Например, знаете ли вы, что он уже способен запоминать лица людей, которые его окружают , любят и балуют? Поэтому, когда он видит, что вы входите в дверь, он так счастлив, отвергает и боится незнакомцев .

Вы заметите, что у него очень хороший слух , пройдите тест! Возьмите кусок папиросной бумаги и сложите его за спину, посмотрите, как он повернется, чтобы увидеть, что произойдет! (Если это не так, проконсультируйтесь с педиатром ). Также убедитесь, что он плачет, если слышит крики (как и любой другой), и что он счастлив, когда вы говорите мягко и нежно.

Между 6 и 7 месяцами может появиться один из вторичных рефлексов , которых родители больше всего ждут: ползание. Положите его на живот на твердую поверхность и посмотрите, что двигается назад . Это не интересно?

Другой типичный рефлекс ребенка этого возраста, который исчезает около девяти месяцев, – это парашютный рефлекс.  Если вы подержите ребенка за бока на животе и наклоните его вперед, он отреагирует, протягивая руки и разводя ладони. Замечательно!

Что малыш умеет?

  • Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
  • Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
  • Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
  • Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
  • Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
  • Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.

Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

Малыш не переворачивается.
Не сидит самостоятельно.
Не исследует предметы с помощью рта.
Не стучит игрушкой по столу.
Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
Не произносит слоги.
Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев

Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи

Развитие ребенка с шести месяцев до года

К шести месяцам ребенок начинает узнавать окружающий мир и свое место в нем. Для каждого месяца характерен набор определенных умений, которые должны появляться у малыша.

Развитие ребенка в шесть месяцев

Шестимесячный возраст характеризуется появлением первых навыков ползанья. Малыш легко переворачивается со спины на живот и в обратном направлении. Развиваются навыки игры и прямого использования предметов по их назначению. Ребенок отлично контролирует удержание головы, поворачивает ее в любых направлениях. Появляется навык самостоятельного сидения. Малыш эмоционально проявляет свои чувства и понимает, когда речь обращена к нему. Он начинает копировать звуки, которые издают окружающие его взрослые. В этом возрасте могут появиться первые молочные зубы.

Развитие детей в семь месяцев от рождения

В семь месяцев двигательная активность ребенка резко возрастает. Он постоянно двигается, садится и ползает. Появляются первые попытки к вставанию с помощью опоры. Речевая функция так же становится более яркой и активной. Хорошо узнает близких для него людей. Малыш может подолгу рассматривать свое отражение в зеркале и изучать свое тело. Он учится самостоятельно включать музыкальные игрушки и вслушиваться в них.

Особенности развития ребенка в восемь месяцев

Потребность в движении продолжает возрастать. Ползанье становится совсем уверенным и активным. Появляется умение подолгу концентрироваться на одной игрушке. Он хорошо встает при помощи опоры. Появляются первые короткие слова. Привязанность к родителям возрастает. Формируется понимание обращенных к нему просьб и требований. Малыш начинает открывать баночки и доставать мелкие предметы. Возрастает интерес к другим детям и предметам на улице.

Развитие ребенка в девять месяцев

Малыш начинает хорошо понимать музыку и танцевать под нее. Уверенно стоит и приседает. Различает части тела у куклы или у себя. Количество произносимых звуков и слогов значительно возрастает. Дети в этом возрасте начинают проявлять интерес к книгам, и с удовольствием рассматривают картинки в них. Хорошо понимает и выполняет просьбы, которые направлены к нему. Может задействовать в игре одновременно два и более предмета и находить спрятанные от него вещи.

Как развивается ребенок в десять месяцев

В этом возрасте особенно сильно развивается навык хождения. Первые шаги ребенок осуществляет с помощью поддержки за руки. Может принимать сидячее положение из стоячего. Начинает активно изучать мир с помощью открывания дверей и ящиков. Умеет копировать жесты и мимику взрослых людей. Активно танцует под музыку. В качестве игры выбирает более мелкие и сложные игрушки

Проявляет осторожность при общении с незнакомыми людьми или при нахождении в незнакомых местах.

Что происходит с детьми в одиннадцать месяцев

Данный возрастной период характеризуется появлением навыков к ходьбе при помощи поддержки за предметы обстановки. Малыш начинает четко произносить короткие и несложные слова. Знает игру в ладушки. Может указывать на свои потребности с помощью других методов, кроме слез. Самостоятельно пьет из чашки. Играет даже с самыми мелкими предметами и элементами. Меняет позу из лежания на животе в сидячее положение.

Развитие детей в двенадцать месяцев

В двенадцать месяцев ребенок совершенствует свой навык ходьбы и уже начинает достаточно уверенно передвигаться без посторонней помощи. Он абсолютно уверенно находится стоя и садится на корточки. Понимает, как пользоваться сложными предметами и может выстраивать игрушки в правильном порядке. Самостоятельно использует ложку и произносит небольшие слова. В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять свою самостоятельность.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом

Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси!
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый:Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог

Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты

Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку

Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.

Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:

  • отсутствие гуления,
  • повышение мышечного тонуса языка,
  • неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.

Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.

Как проводят измерения и формулы для самостоятельного расчета

Следить за антропометрическими данными ребенка можно самостоятельно. Для этого нужно иметь ростомер или стадиометр и весы (настольные для 1,5-2 лет или напольные для детей от 2 лет). Важен и такой показатель, как индекс массы тела (ИМТ).

Рост

При определении длины тела ребенка нужно учитывать его возраст. До 2 лет малыша измеряют в лежачем положении при помощи ростомера.

Если же ему исполнилось 2 года, можно определять длину стоя. Чтобы показатели роста были корректными, ребенку нужно разуться, ступни поставить вместе, прижать плечи, ягодицы, голову, пятки к стадиометру и выпрямиться.

Вес

Масса ребенка до 1 года измеряется с помощью настольных весов. Для этого его кладут на пеленку.

Ребенка старше можно взвесить на напольных весах. Рекомендуется снять одежду (кроме нижнего белья), медленно встать на подставку и выпрямиться.

Индекс массы тела

Для оценки физического развития ребенка правильным будет рассчитать ИМТ, потому что измерять вес без учета роста, который может быть больше или меньше нормы, не совсем правильно. И наоборот — расчет длины тела безотносительно к массе некорректен. ИМТ же учитывает оба показателя.

Индекс рассчитывается по следующей формуле:

ИМТ= ВЕС/РОСТ²

Расшифровка результатов — от истощения до нормы и крайнего ожирения.

Таблица ИМТ для детей до 1 года:

Индекс массы тела для детей до 1 года.

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев — индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет — не нужно настаивать. Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей — помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Если вес больше нормы

Педиатры советуют контролировать превышение веса в первые месяцы жизни. Родителям нужно знать, что не всегда такая ситуация может привести к проблемам со здоровьем. Возможно, это просто особенность малютки, и никакой патологии у него нет. Основные причины проблемы – режим и тип питания.

Лишний вес

Увеличение веса сверх нормы может быть при любом типе вскармливания:

  • на грудном молоке;
  • на смешанном питании;
  • только искусственное кормление.

Причины лишних граммов прибавки, складывающихся в килограммы, разные:

  1. При грудном кормлении реже всего происходят переедание и набор лишнего веса. По составу молоко отличается по калорийности: переднее – менее ценное, заднее – наоборот, жирнее. Ребенок устает к половине кормления, ему тяжело интенсивно сосать все время. Поэтому часть более калорийного молока может оставаться неиспользованной. Проблемы бывают при затяжных процедурах и при высокой жирности молока. До полугодовалого возраста могут быть нарушения эндокринной системы.
  2. Для искусственников риск перекорма возрастает в разы. Увеличение частоты, объемов еды не всегда соответствует возрасту малыша.
  3. У грудничков, чередующих грудное молоко с молочными смесями, увеличение массы тела сверх нормы встречается редко. Если оно зафиксировано, требуется консультация эндокринолога – возможны проблемы с обменом веществ.

Детские врачи настоятельно рекомендуют родителям следить за режимом и объемом потребляемой еды, особенно на искусственных смесях. Радоваться или умиляться лишним складочкам на теле карапуза не стоит. Нужно контролировать признаки здоровья:

  • ребенок активен, подвижен;
  • моча прозрачная, нет запоров;
  • отсутствие эмоциональных и психических проблем;
  • здоровый цвет кожных покровов.

При отсутствии двух из перечисленных параметров и из-за резкого набора веса необходима срочная консультация детского врача.

Как нормализовать вес

Чтобы привести вес грудничка в норму, необходимо четко знать причину лишних килограммов. Если налицо банальный перекорм, то необходимо:

  • Скорректировать режим питания. Уменьшить объем еды или заменить одно кормление на более легкое – творожок, овощные или фруктовые соки.
  • Соблюдение диеты. Необходимо четко придерживаться рекомендаций педиатра. Не нужно давать высококалорийные молочные каши или смеси.
  • Лечебный массаж в условиях дневного стационара простимулирует кровоснабжение и обменные процессы.
  • По рекомендациям специалиста нужно выполнять с малышом простейшие упражнения в составе комплекса лечебной физкультуры.
  • Прогулки на свежем воздухе. Увеличение поступления кислорода, солнечный витамин D помогут укреплению костей.
  • Не допускать запоров. По необходимости проконсультироваться с педиатром о возможном использовании слабительных средств, в соответствии с возрастом грудничка.

Прогулка на воздухе

Статистика показывает, что максимальная частота случаев ожирения встречается в возрасте до 1 года. При перекармливании до полугода вес будет увеличиваться более, чем на 3 кг ежемесячно. Это приведет в дальнейшем к ожирению в подростковом и взрослом возрасте. У грудничков стремительно растут объем, число жировых клеток. Если лишний вес обусловлен патологией, необходимо провести медикаментозную терапию.

Важно! Родителям необходимо постоянно контролировать показатели веса, роста грудничка от самого рождения. В случае больших отклонений требуется срочная консультация педиатра

Вводим прикорм

Активно способствует укреплению здоровья и развитию ребенка появление новых продуктов в его рационе. Согласно рекомендациям ВОЗ, вводить прикорм нужно с 6 месяцев. В более ранний период, как правило, ЖКТ ребенка к таким переменам в меню не готов, но и сильно затягивать с этим тоже не следует. В полгода растущему организму требуется много витаминов и микроэлементов, и одного молока малышу мало.

Познакомьтесь с подробным материалом о прикорме здесь и обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Здесь же мы сформулируем основные принципы ввода прикорма.

В 4 – 6 месяцев вводят овощное пюре или безглютеновую безмолочную кашу.

Специалисты не советуют вводить первыми фрукты и соки. Если начинать с фруктовых пюре, малыш привыкнет к сладкому вкусу и позже может отказаться от «менее аппетитных» овощей.

Второй прикорм вводится через 3 – 4 недели после первого, еще через 3 – 4 — третий.

Возможные варианты последовательности введения трех основных продуктов: каша – овощи – мясо, каша – мясо – овощи, овощи – каша – мясо, овощи – мясо – каша. 

Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью, он лишь дополняет рацион ребенка.

К 8 – 9 месяцам в режим питания малыша желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объеме 400 – 600 г.

В это же время в рацион ребенка включают кефир и йогурт: начинают с чайной ложки, постепенно увеличивая количество до одной столовой ложки в день. Через 7 – 10 дней ежедневный объем кефира или йогурта должен составлять около 40 – 50 мл, а за 3 недели он доводится до 200 мл.

В 8 – 9 месяцев ребенку предлагают и творог: сначала по половине чайной ложки в день, затем доводят суточную дозировку до 20 г, потом — до 30 – 35 г. К 1 году объем творога в рационе ребенка составляет до 50 г в сутки (это 5 – 8 чайных ложек).

В 9 – 10 месяцев можно вводить рыбу нежирных сортов — минтай, хек. Рыба заменяет мясное пюре, и давать ее стоит 1 – 2 раза в неделю.

В 11 месяцев маленький гурман готов пробовать более сложные для переваривания овощи: баклажаны, свеклу, белокочанную капусту, зеленый горошек. Овощи по-прежнему подаются в термически обработанном виде. 

В 12 месяцев малышу можно пробовать и другие продукты. Но помните, что детский организм нуждается в детской еде, а почему, мы рассказываем в этом материале. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий