10 предосторожностей, которым родители должны обучить своего ребенка

Начинайте обучение с раннего возраста

Когда моей дочери было пять лет, она начала требовать новый iPad и устраивала протесты. Мы с женой поняли, что пора действовать.

После того, как все успокоились, мы изо всех сил старались показать дочери, что уважаем ее мнение и желание. Подобную тактику советует Ричард Райан, один из самых цитируемых в мире исследователей движущих сил человеческого поведения. Мы постарались объяснить ей, что чрезмерное увлечение планшетом и проведение времени перед экраном вредно. Что за это развлечение придется платить тем, что у нее есть — физическим и эмоциональным здоровьем. Конечно, все это нужно делать в такой форме, чтобы ребенок понял, о чем идет речь.

В детском саду дочь как раз училась определять время, поэтому мы попробовали объяснить, что из-за гаджетов остается не так уж много часов для других ее любимых занятий. Слишком много внимания отнимают приложения, игры и видео. И у нее не остается времени для друзей, плавания или для родителей.

Родитель подавляет истерику ребенка криком

Часто родителям кажется, что можно просто показать ребенку, кто тут сильнее

Но таким способом проблема только усугубляется. Малыш усваивает продемонстрированную форму общения и будет говорить с вами «на одном языке». Также важно понимать, что однажды наступит момент, когда уже взрослый сын или взрослая дочь вас перекричит.  

Екатерина Доманькова

– Крик совсем не выход из ситуации. Ни разу еще он не помог мне выйти из конфликта, лишь усугубить его. Но, конечно, все мы живые люди и иногда не повысить голос просто невозможно. Для себя я четко понимаю, что крик – крайняя мера и, как правило, это отражение моего внутреннего состояния, а не ответная реакция на поведение детей. Поэтому сначала стараюсь выдохнуть и подождать несколько секунд прежде, чем решать, с какой интонацией адресовать детям мою мысль).

Не гулять в одиночку

В любом возрасте ребенок подвергает себя опасности, если идет куда-то один. Особенно в темное время суток. Об этом должны помнить абсолютно все родители. Ведь часто бывает так, что занятия в школе проводятся во вторую смену, и ребенок должен идти домой уже после захода солнца. Родители могут быть на работе, и не иметь возможности его проводить. Не стоит в этом случае надеяться, что ничего страшного не случиться. Ведь всегда лучше перестраховаться. Лучше попросить забирать ребенка из школы бабушку или дедушку. Если такой возможности нет, необходимо выяснить, кто из одноклассников живет поблизости. Если дети будут идти домой группой, они гораздо меньше подвергают себя опасности. Путь из школы домой должен быть хорош освещен. Объясните ребенку, что он должен выбирать самые светлые и людные улицы. Дети, которые идут одни, чаще всего становятся жертвами преступников. Это правило действует также, когда ребенок идет играть к другу, даже если друг живет совсем поблизости. Лучше будет перестраховаться и забрать его.

Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога

Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.

Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.

Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.

Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:

  • 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
  • 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
  • 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
  • 4 стадия – принятие.

В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна

Потребительский скептицизм — это вполне нормально

А еще мы объяснили своей дочери, что приложения и видеоролики на ее «айпаде» были созданы очень умными людьми, которые намеренно сделали их так, чтобы они привлекали внимание, и она постоянно бы их смотрела, больше ни на что не отвлекаясь. Понимание того, что компании, создающие медиа-контент, заинтересованы в том, чтобы потребляющие его дети проводили как можно больше времени за этим самым потреблением — очень важная часть в обучении информационной гигиене в современном обществе

Понимание того, что компании, создающие медиа-контент, заинтересованы в том, чтобы потребляющие его дети проводили как можно больше времени за этим самым потреблением — очень важная часть в обучении информационной гигиене в современном обществе.

На первый взгляд вам может показаться, что для пятилетней девочки это слишком уж сложная информация, но нам хотелось, чтобы она с малых лет могла принимать решения в отношении того, сколько времени она хочет тратить на компьютерные игры и видео, и сама следовать установленным ею правилам.

Родитель игнорирует истерику ребенка

Так происходит, когда взрослые не в состоянии выдерживать эмоции ребенка, им проще закрыться, отстраниться, никак не реагировать. Но для малыша мама с папой – это жизнь, без их заботы он не выживет. Соответственно, когда родители закрываются, он буквально переживает страх смерти и готов сделать что угодно, лишь бы вернуть утраченное расположение. В малом возрасте дети начинают громко плакать, истерить. А в более осознанном возрасте из-за постоянного игнорирования родителей ребенку будет сложно построить здоровые гармоничные отношения с другими людьми. 

Екатерина Доманькова

Я думаю, что, совершенно не давая ребенку прочувствовать и осознать свои эмоции, мы также оказываем ему медвежью услугу

Очень важно осознавать, когда пора реагировать, а когда можно дать ребенку шанс прочувствовать неприятные эмоции

Обсуждения и уважительные разногласия необходимы

Самое главное — вовлечь ребенка в разговор и помочь ему установить свои правила. Когда родители вводят ограничения без участия детей, они настраивают их на негативный лад, порождая обиды и желание обмануть систему.

Эти стратегии не являются гарантией семейной гармонии между родителями и детьми. На самом деле, жаркие дискуссии о роли, которую технологии играют в наших домах и в жизни, только начинают разрастаться. Далеко не все согласны с тем, что гаджеты вредят детям. Некоторые вовсе говорят о том, что подростку можно ездить на автомобиле самостоятельно. Но из всего этого нужно выудить главное — обсуждения, а иногда и уважительные разногласия необходимы. Это признак здоровой семьи.

Вывод из всего этого напрашивается только один — отвлечение вредно. Это такая же проблема, как и все другие. Будь то в большой корпорации или в небольшой семье, чувствуя себя в безопасности, когда мы открыто обсуждаем наши трудности, мы можем решить их вместе.

Одно можно сказать наверняка: технологии становятся все более распространенными и навязчивыми

Хотя нашим детям важно осознавать, что продукты созданы для того, чтобы привлекать внимание, нам также необходимо укреплять их веру в собственные силы, чтобы они могли справиться с этим

Это их обязанность и их право — разумно использовать свое время.

Научите ребенка пользоваться интернетом

Сегодня компьютеры или ноутбуки есть почти у всех. И почти всегда они подключены к интернету. Конечно, это очень полезно, но только если правильно его использовать. Детям могут быть доступны все сайты, в том числе и такие, которые для них не предназначены. Это может привести к психологической травме. Кроме того, в письмах часто содержатся вирусы, которые могут стереть данные или принести другой вред. В интернете можно не только найти полезную информацию, но и наткнутся на мошенников и других преступников. Здесь они чувствуют себя еще свободнее, чем в реальном мире. Перед тем, как разрешить малышу пользоваться интернетом, его необходимо обучить нескольким правилам.

Для надежности лучше установить специальные программы контроля.

Верьте в своего ребенка

Не стоит недооценивать способность ребенка выполнять условия заключенного соглашения. Такие соглашения вполне способны помочь ему рационально планировать свое время и распорядок дня с самого детства.

Многие родители хотят услышать от меня какую-то конкретное значение максимального времени, которое им стоит позволять детям проводить за компьютерами, телефонами и прочими гаджетами, но такого значения просто не существует. На эту цифру влияет множество факторов, включая интересы вашего ребенка, то, чем он занимается в сети, и то, насколько вредит проведенное за компьютеров время другой деятельности, и какую именно деятельность оно вытесняет.

И самое главное — постарайтесь вовлечь вашего ребенка в дискуссию, чтобы объяснить ему необходимость ограничений, позволив при этом установить собственные правила. Когда родители налагают на своих детей ограничения «извне», не учитывая при этом их мнение, они вызывают у детей раздражение и стремление каким-либо образом «обойти» их.

Конечно, все приведенные выше стратегии вовсе не гарантируют, что между вами и вашими детьми непременно (и сразу же) установится идеальная гармония. Более того, вам стоит ожидать оживленных дискуссий о том, какую роль современные технологии играют (и должны играть) в вашем доме и жизни ваших детей. И знаете, что? Это вполне нормально. Споры, даже если в конечном итоге приводят к тому, что каждая сторона остается при своем мнении — это признак здоровой семьи (при условии, что они проходят в атмосфере уважения).

Дети могут усвоить те навыки, которые необходимы для обучения правильной концентрации и рациональному распределению доступного времени, лишь в том случае, если вы дадите им возможность самостоятельно следить за своим поведением — начав хотя бы с чего-то малого — но для этого нужно с ними общаться.

Родитель борется с ребенком

Подобное происходит, когда мама и папа не умеют отстаивать свои личные границы и, соответственно, не могут обеспечить здоровые границы и ребенку. В итоге они начинают испытывать раздражение. Малыш же в подобной ситуации чувствует отторжение родителей и не ощущает себя в безопасности. Это вызывает у него излишнюю тревожность. А других механизмов выражения эмоций, кроме плача и крика, он не имеет.  

Екатерина Доманькова

– Убеждаюсь в этом на собственном опыте. Всегда объясняю детям, что мама «тоже человек», и мне нужно время для себя, для работы, для папы. Шестилетняя Маруся уже хорошо это понимает и старается объяснять средней дочери Иванке, почему мама, например, не спит с детками. Работает не всегда, но к шести годам точно срабатывает).

Родитель не объясняет ребенку, что с ним происходит

Малышу нужно проговаривать, что с ним сейчас происходит. Так он учится идентифицировать свои чувства и потребности, объяснять их и понимать, как нужно действовать в разных ситуациях. Например, можно сказать: «Я понимаю, ты сейчас устал. Давай поедим и поедем домой». Но если родитель сам не осознает, в чем проблема, то и объяснить он ничего не сможет, а уж прекратить истерику – тем более. При этом у ребенка рождается ощущение: «Меня не понимают / не слышат». И он будет пытаться докричаться до взрослых все сильнее, пока его не поймут.  

Екатерина Доманькова

– Мне не всегда удается понять, чем вызвана истерика. Раньше я не знала, как на нее реагировать, не понимая причин. В случае с моими детьми – истерики всегда связаны с внутренним беспокойством, а не с попытками уговорить что-то купить или куда-то пойти. Самым эффективным способом прекратить истерику для меня является демонстрация любви: обнять, успокоить словами, а после того, как страсти улягутся, поговорить и объяснить, что все можно решить без слез и криков. Мой материнский опыт говорит о том, что это единственный подходящий для меня и моих детей способ остановить истерику.

Какие диагнозы могут быть у особого ребенка?

Диагнозы могут быть сформулированы по-разному и связаны они с серьезными физическими, речевыми, поведенческими или психоэмоциональными проблемами, которые вызывают трудности для полноценной социализации и (или) обучения.

Эти диагнозы можно условно разделить на три группы:

1 группа – это диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу, «невооруженным глазом»: ДЦП, слепота, синдром Дауна, врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие.

2 группа – это нарушения, которые посторонние люди могут понять, определить, взаимодействуя с ребенком или понаблюдав за его поведением со стороны: аутизм, глухота, ЗПР, тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия и т.д.), СДВГ.

3 группа – это трудности, которые посторонний человек, не специалист, может не заметить, не определить сразу, но родителям такого ребенка очень непросто его воспитывать. Например, при дислексии и дисграфии учителя, не разобравшись в истинных причинах неуспеваемости, могут необоснованно обвинять ребенка в том, что он ленится, и высказывать свои негативные эмоции по этому поводу родителям.

Объясните силу слова «нет»

Дети, как правило, еще очень доверчивы. Поэтому этим часто пользуются преступники. Расскажите, что если к ним обращается незнакомый человек с какой-либо просьбой, он всегда может сказать «нет». Расскажите, что если человек будет пытаться прикоснуться к нему или будет говорить что-то неприятное, он может позвать на помощь. Если ребенок идет из школы один, лучше выбрать для него путь, где обычно бывает много людей. Скажите, что если его кто-то испугает, он может смело кричать, и преступника это спугнет.

Ребенок должен уметь отказывать не только взрослым незнакомцам, но и детям. Например, если новые товарищи просят его сделать что-то плохое, он должен жестко отказать. Отказывая, он может показать свою силу и ответственность. Такое поведение поможет ему и во взрослой жизни.

Родитель лишает ребенка своей любви

Звучит это примерно так: «Ты себя плохо ведешь, я не буду тебя больше обнимать / играть с тобой / уделять тебе внимание» и т.п. Для малышей подобные фразы могут звучать очень жестоко, они могут почувствовать себя уязвимыми и ненужными

И в этом случае истерики не избежать. Дальше хуже: из-за подобных манипуляций вырастают люди с комплексом отличника. Часто у них на полках пылятся золотые медали и красные дипломы, заработанные на радость родителям. Только сами дети при этом глубоко несчастны и даже не понимают, чего хотят в этой жизни.  

Екатерина Доманькова

– Опять вопрос о глубине и длительности реакции

На мой взгляд, очень важно давать ребенку адекватную обратную реакцию, чтобы он понимал, что негативные поступки несут негативные последствия. Да, очень важно подбирать выражения, но делать вид, что ничего не произошло, тоже не стоит

Такое поведение не позволит ребенку выстроить правильные отношения с внешним миром, на мой взгляд.

Потребительский скептицизм — это здорово

Мы также объяснили дочери, что приложения и видео на iPad были созданы очень умными людьми и были специально разработаны для того, чтобы она начала зависеть от имеющегося контента.

Очень важно, чтобы ваши дети понимали настоящий мотив игровых компаний и социальных сетей: пусть эти продукты приносят нам удовольствие и возможность связываться с кем-то, они также получают прибыль от нашего времяпровождения в них. Может показаться, что это слишком трудно для понимания пятилетним ребенком, но мы чувствовали острую необходимость настроить ее именно таким образом, чтобы вооружить способностью принимать свое решение касательно использования гаджетов и приложений в них

Может показаться, что это слишком трудно для понимания пятилетним ребенком, но мы чувствовали острую необходимость настроить ее именно таким образом, чтобы вооружить способностью принимать свое решение касательно использования гаджетов и приложений в них.

Если ребенок заблудился или потерялся

Некоторые активные дети могут очень легко потеряться, как бы внимательно вы за ними не следили. Например, он отвлекся на что-то, что его заинтересовало, и побежал в другую сторону. А вы не успеете оглянуться, как малыш пропал из вашего поля зрения. В людном месте найти малыша трудно, и родителей сразу охватывает паника

Поэтому очень важно объяснить ребенку, что если он потерялся, он может обратиться за помощью к другим взрослым. Но желательно, чтобы это были люди в униформе

Например, охранники в магазинах или банках, полицейские. Можно обратиться также к продавцу в магазине. Ребенок должен знать свою фамилию, адрес, а также имена родителей. Очень полезно будет, если он запомнит номер телефона мамы или папы.

Дети нуждаются в достаточной автономии

После того, как мы объяснили ей все это, то спросили, сколько времени за планшетом, по ее мнению, ей будет достаточно, чтобы она успевала посмотреть то, что она хочет, но это не повредило ее другим интересам. Конечно, давая ей право принимать такое решения, мы намеренно шли на риск, но это определенно стоило того.

Если честно, я ожидал, что она скажет что-то вроде «я хочу целый день». Но она этого не сделала

Вместо этого, вооруженная знаниями, позволяющими ей понять, зачем мы ограничиваем ее время перед экраном планшета, и почему это важно, а также получив возможность самой решать, сколько ей смотреть любимые мультсериалы, она скромно сказала, что ей, мол, хватит «двух серий в день». Я объяснил ей, что две серии подходящего для ее возраста сериала на Netflix — это примерно 45 минут

«Как ты считаешь, 45 минут в день у планшета будет тебе достаточно?» — искренне спросил у нее я. Она согласно кивнула, и по ее хитрой улыбке я увидел, что она определенно считала, что обставила меня в этой сделке. Я тоже был не против. Как по мне, 45 минут в день — это вполне нормально, так как оставляло уйму времени на другие занятия.

«Ну и как же ты собираешься контролировать себя, чтобы не смотреть видео больше 45 минут?» — спросил ее я. Так как она явно не хотела уступать позицию в переговорах, то сама предложила пользоваться для этого кухонным таймером, который она могла бы устанавливать сама.

«Звучит неплохо», — согласился я. «Но если мама с папой заметят, что у тебя не получается выполнять обещание, нам придется вернуться к этому разговору»,  — сказал я, и она согласилась.

Обсуждения и уважительные разногласия необходимы

Самое главное — вовлечь ребенка в разговор и помочь ему установить свои правила. Когда родители вводят ограничения без участия детей, они настраивают их на негативный лад, порождая обиды и желание обмануть систему.

Эти стратегии не являются гарантией семейной гармонии между родителями и детьми. На самом деле, жаркие дискуссии о роли, которую технологии играют в наших домах и в жизни, только начинают разрастаться. Далеко не все согласны с тем, что гаджеты вредят детям. Некоторые вовсе говорят о том, что подростку можно ездить на автомобиле самостоятельно. Но из всего этого нужно выудить главное — обсуждения, а иногда и уважительные разногласия необходимы. Это признак здоровой семьи.

Вывод из всего этого напрашивается только один — отвлечение вредно. Это такая же проблема, как и все другие. Будь то в большой корпорации или в небольшой семье, чувствуя себя в безопасности, когда мы открыто обсуждаем наши трудности, мы можем решить их вместе.

Одно можно сказать наверняка: технологии становятся все более распространенными и навязчивыми

Хотя нашим детям важно осознавать, что продукты созданы для того, чтобы привлекать внимание, нам также необходимо укреплять их веру в собственные силы, чтобы они могли справиться с этим

Это их обязанность и их право — разумно использовать свое время.

Начинайте обучение с раннего возраста

Когда моей дочери было пять лет, она начала требовать новый iPad и устраивала протесты. Мы с женой поняли, что пора действовать.

После того, как все успокоились, мы изо всех сил старались показать дочери, что уважаем ее мнение и желание. Подобную тактику советует Ричард Райан, один из самых цитируемых в мире исследователей движущих сил человеческого поведения. Мы постарались объяснить ей, что чрезмерное увлечение планшетом и проведение времени перед экраном вредно. Что за это развлечение придется платить тем, что у нее есть — физическим и эмоциональным здоровьем. Конечно, все это нужно делать в такой форме, чтобы ребенок понял, о чем идет речь.

В детском саду дочь как раз училась определять время, поэтому мы попробовали объяснить, что из-за гаджетов остается не так уж много часов для других ее любимых занятий. Слишком много внимания отнимают приложения, игры и видео. И у нее не остается времени для друзей, плавания или для родителей.

Общение с незнакомыми людьми

Данное правило имеет много общего со второй рекомендацией. Но тут есть некоторые уточнения. Ситуации могут быть самыми разными. Например, злоумышленник пытается не просто поговорить с ребенком, а заманить его подарком. Ведь дети реагируют на это всегда очень отзывчиво, и такая ситуация может усыпить их бдительность. Похитители часто пользуются тем, что дети любят сладости. Поэтому ребенок должен четко знать, что от незнакомца принимать различные сладости, игрушки или другие подарки ни в коем случае нельзя. Чтобы ребенок хорошо понял ваши наставления, обыграйте такую сценку дома.

Гиперопека родителей: основные виды и мотивы

Гиперопека родителей – очень распространенная проблема сегодняшнего дня. Многие молодые мамы пытаются оградить своего ребенка от всех забот и тревог внешнего мира, превращая самого ребенка в тревожного и зависимого от мамы

Важно также то, что далеко не все родители понимают и признают, что окружают своего ребенка избыточным вниманием и заботой. Точнее будет сказать, что родители боятся себе в этом признаться. Ведь тогда придется ответить себе на очень неудобный вопрос: почему они это делают? И признать ужасающую истину: рано или поздно ребенок научится жить без вас

Ведь тогда придется ответить себе на очень неудобный вопрос: почему они это делают? И признать ужасающую истину: рано или поздно ребенок научится жить без вас.

Гиперпротекция проявляет себя в чрезмерной заботе родителями о своих детях

В случае избыточной заботы родитель стремится окружить вниманием своего ребенка, привязать свое настроение к его чувствам, заступаться и давать защиту даже в тех случаях, когда причин для беспокойства нет. Ребенок лишается возможности выбирать определенный способ действия, так как родитель уже знает, как ребенку надо поступить

Ребенка не утруждают решением каких-либо задач, даже в случаях, когда они целесообразны возрасту, так как результат решения преподносится ему уже в готовом варианте, либо решается без его участия. Это демотивирует ребенка к развитию навыков самостоятельности. Хуже всего, что такая родительская стратегия поведения потворствует развитию выученной беспомощности, где ребенок будет воспринимать любую жизненную трудность как настоящую преграду, которую ему не преодолеть самому.

В основном, гиперпротекция родителей свойственна лишь на первых порах жизни ребенка, в связи с его определенными физическими или психологическими нарушениями. Далее гиперопека спадает. Тем не менее, за исключением этих факторов, гиперопека проявляет себя чаще всего в диаде мать – ребенок. Интровертированные матери наиболее склонны проявлять гиперпротекцию, так как с помощью ребенка замещают себе недостающий круг общения. Такие матери чаще всего имеют флегматичный или меланхоличный тип темперамента.

Проявлять чрезмерную заботу склонны матери со стремлением к доминирующей роли в семье, тем самым создавая условия зависимости у ребенка. С такой поведенческой стратегией матери создают предпосылки для формирования определенных паттернов реагирования у детей, другими словами, они обязывают детей к выполнению деятельности определенным способом и никак иначе. В семьях с доминирующей матерью нередки случаи, когда мать стремится создать в семье отдельный союз со своим ребенком, чаще всего дочерью. Матери не жалеют своей опеки, не допуская  к процессу воспитания отца или других лиц

Такое неравномерное внимание и забота в семье в дальнейшем могут негативно сказаться в выстраивании партнерских и семейных отношений у ребенка

Практика содержит много примеров ярких, амбициозных матерей с наличием истерических черт характера
. Такие матери стремятся достичь признательности, тем самым отстоять свою значимость в глазах общественности, посредством ребенка. Любые его достижения оцениваются высоко, с примесью исключительности. Ребенок становится кумиром, мать его всячески оберегает и нередко потакает ему во всех его желаниях, ведь для матери ее ребенок везде и всегда занимает первые места, лучший из лучших, он везде первый без препятствий и каких-либо дисциплинирующих конкурентных факторов. В итоге вырастает индивид с высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, а к конкурентной жизни совершенно не приспособленный. Он не самостоятелен и безынициативен, так как эти качества не развивали. Он является совершенно неприспособленным к жестким условиям внешнего мира, как комнатное растение. Взрослый ребенок вначале будет недоумевать, а после негодовать, что мир не соответствует его ожиданиям, что за место под солнцем необходимо бороться и его на блюдечке не преподнесут.

Родитель не понимает истинных причин капризов ребенка

Часто за слезами малыша стоит элементарное невыполнение его базовых потребностей: поспать, попить, получить внимание. И проблему можно было бы решить просто стаканом воды или теплыми объятиями

Но мама этого не понимает.

Она хочет третий час подряд ходить по торговому центру и обновлять свой гардероб. Затем она негодует, почему малыш не разделяет ее желаний.  

Екатерина Доманькова

– Если говорить о детском графике, то для меня этот константа. Не спать, поесть в непривычное время – исключение, не правило. Для детей дошкольного возраста сбой режима – большой стресс, стараюсь не допускать этого. Но мне, как маме, конечно, известно, что истерика-режим-невыполнение потребностей не всегда связаны.

Правила поведения дома

Взрослые в наше время очень часто бывают настолько заняты работой, что ребенок довольно часто остается один в квартире. Если он будет знать основные правила поведения, это обезопасит его. Он должен четко знать, что дверь незнакомцам открывать нельзя, даже если они скажут, что пришли по просьбе родителей. Воспользуйтесь словом-паролем, о котором было сказано в одном из предыдущих советов. Расскажите, как правильно пользоваться теми или иными электроприборами, а какие и вовсе не нужно трогать. Он должен уметь обращаться с газовой плитой, электричеством.

Очень важно быть всегда на связи. Следите, чтобы на счету у ребенка было достаточно денег для совершения звонка

Объясните, что если он чего-то не знает, по должен позвонить вам и спросить. Всегда проверяйте, пришел ли он из школы, а также периодически звоните, чтобы убедиться, что все в порядке.

Выполнение всех этих правил не может на 100% защитить ребенка от неприятностей. Ведь жертвами преступников или несчастных случаев становятся даже самые осторожные взрослые. Но эти знания обезопасят его от очень многих неприятностей, которые, к сожалению, иногда случаются с детьми. Обучив ребенка правилам поведения, вы снизите вероятность возникновения неприятностей к минимуму.

Чем опасно чрезмерное участие в жизни детей

Последствия гиперопеки родителей могут быть кардинально разными (но всегда негативными). Одни дети чувствуют апатию, впадают в депрессию.

Ощущение отсутствия контроля над собственной жизнью «душит». При достижении совершеннолетия человек продолжает быть ведомым, зависит от мнения окружающих, боится принимать решения.

Другие дети, наоборот, стараются бороться с опекой. В понимании учителей и родителей «бунтарь» делает всё назло, систематически нарушает правила. Без своевременной помощи психолога ситуация может ухудшиться в переходном возрасте. Подросток может попробовать наркотики, алкоголь просто для того, чтобы пойти против системы.

Другие негативные последствия гиперопеки.

1. Отсутствие навыков решения проблем.

Пятилетний малыш, который не имел возможности общаться со сверстниками напрямую (отстаивать право на собственные игрушки, договариваться о правилах игры) вырастает во взрослого, также не умеющего договориться о повышении зарплаты. Родители, которые «помогали» детям на всех важных этапах, должны быть готовы к оказанию всесторонней помощи и поддержки всю жизнь.

2. Полная зависимость от чужого мнения.

Встречали людей, которые не могут принять даже простейшее решение о покупке кофе, не посоветовавшись с женой (другом, продавцом)? Гиперопекающие родители закладывают негативныю установки: «да что ты можешь знать?», «делай, как я говорю и не думай».

3. Склонность к вступлению в абьюзивные отношения.

Дети, которые привыкли к тому, что всю ответственность можно переложить на взрослых, вряд ли смогут построить партнерские отношения.

Скорее всего, парень выберет в жены властную женщину, которая будет принимать решения, строить планы на жизнь. Девушка с большей вероятностью выберет мужчину старше себя. В этом нет ничего плохого. Но отношения в формате «отец-дочь» очень часто приводят и к «наказаниям». Выйти из абъюзивных отношений очень сложно, а человек, привыкший к гиперопеке, не умеет принимать сложные решения.

4. Неспособность справляться с поражениями.

Вечных победителей не бывает. Каждый из нас сталкивается со сломанным каблуком, отказом после собеседования. Обычно люди учатся справляться с горечью поражения в детстве. Но гиперопекающие родители любят защищать от невзгод взрослой жизни.

Сломал любимую игрушку? Нужно купить такую же или даже лучше как можно быстрее.

Занял третье место в забеге? Судьи были несправедливы, нужно «приплатить» за пересмотр результатов.

Во взрослом возрасте мало кто имеет такую мощную поддержку. Вместо того, чтобы двигаться дальше, бывший гиперопекаемый ребенок начинает искать виноватых.

5. Отсутствие доверительных взаимоотношений в семье.

Гиперопекающие родители могут не рассчитывать на поддержку в пожилом возрасте. Их выросший ребенок просто не сможет взять на себя такую ответственность. Дети-бунтари и вовсе могут полностью оборвать все связи с домом.

Если, почитав о том, что такое гиперопека, вы узнали себя и испугались…то первый шаг к решению проблемы уже сделан. Конечно, тяжело за один день перестроить устоявшиеся правила семьи.

Можно начать с делегирования своих обязанностей няне. Найти стрессоустойчивую помощницу можно на сайте 7hands.com. Ощущение потери полного контроля над жизнью ребенка может вызвать беспокойство. Пообщайтесь с психологом, найдите альтернативные здоровые пути взаимодействия с младшими членами семьи.

Важно разрешать ребенку совершать ошибки, страдать от последствий неправильно принятых решений. Только так может вырасти здоровая и полноценная личность

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий